VIII. Въ лѣсахъ Керіи-дарьи. Безвѣстное пастушье племя

Итакъ, мы благополучно совершили переходъ черезъ эту часть пустыни и достигли рѣки. Тучная растительность береговой полосы восхищала наши взоры, не встрѣчавшіе въ теченіе цѣлой недѣли ничего, кромѣ желтаго песку. Ширина рѣки около нашего лагеря равнялась 32 м.; рѣка была покрыта толстой ледяной корой; мы прорубили въ ней колодезь, болѣе обильный водой, чѣмъ тѣ, которые мы рыли въ пескѣ, и верблюды напились ледяной воды всласть.

Закололи послѣдняго барана, развели бивуачные огни, и всѣ чувствовали себя прекрасно; хорошее расположеніе духа не нарушалось даже тѣмъ, что густая пыльная мгла скрывала отъ насъ и окрестность и звѣздное небо. Шалашъ служилъ кому-то пріютомъ не далѣе, какъ вчера, если судить по чуть тлѣвшимся еще угольямъ отъ костра и свѣжимъ слѣдамъ, которые вѣтеръ не успѣлъ замести. Но людей нигдѣ не было видно.

На слѣдующій день, 27 января, мы направили путь къ сѣверу, вдоль лѣваго берега рѣки, занятые одной мыслью? поскорѣе найти проводника, чтобы добиться отънего свѣдѣній относительно этой рѣки, на которой до сихъ поръ не бывалъ ни одинъ европеецъ и теченіе которой къ сѣверу отъ города Керіи обозначаетея на нашихъ картахъ лишь пунктиромъ.

Но нигдѣ не было и признака человѣческаго существованія. Часъ за часомъ подвигались мы по густому тополевому лѣсу, продирались сквозь частые кустарники, шагали по кучамъ валежника и засохшаго тростника, обходили барханы, которые порою подступали къ самому берегу, окаймляя лѣсную полосу.

Ледяная лента рѣки, извиваясь, тянется къ сѣверу и нерѣдко достигаетъ такой ширины, что напоминаетъ озеро, противоположный берегъ котораго исчезаетъ въ туманѣ. Часто мы пересѣкали тропинки, которыя скоро опять исчезали въ чащѣ, видѣли безчисленные слѣды дикихъ кабановъ, зайцевъ, лисицъ, оленей, ланей, домашнихъ овецъ, а иногда и отпечатокъголой ступни человѣческой, но окрестность оставалась попрежнему пустынной, безмолвной. Ниоткуда не слышалось ни звука.

Слѣды людей и овецъ шли къ югу, и мы опасались, что пастухи въ это время года, пожалуй, держатся ближе къ Керіи, и мы не встрѣтимъ поэтому никого.

День, а съ нимъ и переходъ нашъ, близился къ концу, когда намъ недалеко отъ рѣки предстояло пересѣчь камышевую заросль, окруженную частымъ лѣсомъ.

Вдругъ послышалось блеяніе овецъ, и мы увидѣли большое стадо, разсыпавшееся въ камышахъ, достигавшихъ высоты человѣческаго роста. Тутъ, наконецъ, должны были найтись и люди. Мы принялись кричать и свистать, но никто не отзывался, никто не показывался.

Тогда всѣ четверо людей разбрелись по лѣсу, а я остался ждать около верблюдовъ. Прошло съ полчаса, и Ахметъ Мергенъ вернулся, ведя съ собой пастуха и его жену. Оказалось, что они, испугавшисъ нашего появленія, сломя голову кинулись въ чащу и спрятались. Скоро, однако, они успокоились и проводили насъ къ своей "сатмѣ" (шалашъ изъ камыша), гдѣ мы всѣ вмѣстѣ и провели ночь. Пастухъ былъ осыпанъ вопросами, весь небогатый запахъ его свѣдѣній былъ исчерпанъ до дна и занесенъ въ мою записную книжку.

"Тебя какъ зовутъ?" спросилъ я и услышалъ въ отвѣтъ: "Гуссейнъ и Гассанъ!" - Я былъ удивленъ двойнымъ именемъ, и пастухъ объяснилъ, что имя Гассанъ принадлежитъ собственно его брату-близнецу, живущему въ Керіи, но онъ, въ виду того, что они близнецы, пользуется обоими именами. Гуссейнъ сообщилъ также, что вдоль всего теченія рѣки къ сѣверу идутъ расположенные другъ отъ друга въ значительныхъ разстояніяхъ стойбища пастуховъ, пасущихъ стада "баевъ" Керійскихъ.

Стада состояли изъ 300?2000 головъ. Каждый пастухъ имѣлъ свой лѣсной участокъ, за предѣлы котораго не имѣлъ права выходить. Въ этомъ участкѣ онъ проводилъ круглый годъ, переходя съ мѣста на мѣсто и оставаясь на каждомъ отъ 10 до 20 дней, пока хватало подножнаго корму для стада. Въ распоряженіи Гуссейна было свыше 13 "агыловъ" или стойбищъ, расположенныхъ другъ отъ друга въ разстояніи двухъ дней пути.

Владѣлецъ стада проживалъ въ Керіи и наѣзжалъ въ лѣсъ два раза въ годъ, весною и осенью, для стрижки и счета овецъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ привозилъ для пастуха маисовую муку и прочее продовольствіе на полгода. Самъ же Гуссейнъ бывалъ въ городѣ разъ въ два года, хотя городъ и находился отъ того пункта (Кочкоръ-агылъ), гдѣ мы достигли рѣки, всего въ 4 дняхъ пути. Дальше по теченію рѣки мы встрѣчали пастуховъ, которые бывали въ Керіи всего разъ въ жизни; попался даже одинъ такой, который, несмотря на свои 35 лѣтъ отъ роду, ни разу не бывалъ въ городѣ и не могъ даже представить себѣ, что такое городъ или базаръ.

Въ лѣсахъ Керіи-дарьи проживаетъ такимъ образомъ около 150 человѣкъ, живущихъ въ своемъ особенномъ замкнутомъ міркѣ, вдали отъ проѣзжихъ дорогъ, отъ всякаго начальства.

Пастухи видятъ только своихъ ближайшихъ сосѣдей, да баевъ, проѣзжающихъ въ свои агылы, и поэтому крайне робки и полудики, настоящіе лѣсные дикари. Они не знаютъ и не умѣютъ ничего другого, кромѣ какъ пасти стада, стричь овецъ, отыскивать для нихъ хорошія .пастбища, срѣзывать для нихъ молодые побѣги, доить ихъ и во время отнимать ягнятъ отъ матокъ. Еше они умѣютъ печь листовый хлѣбъ, мастерить себѣ шалаши и рыть колодцы, когда рѣка пересыхаетъ или когда они со стадами заходятъ далеко отъ нея. "Китмень" (за-ступъ) и "балта" (топоръ) поэтому у нихъ главныя орудія. Топоръ они всегда носятъ за спиною, заткнутымъ за поясъ.

Въ области Хотанъ-дарьи пастухи живутъ бобылями безъ женъ и дѣтей, которыя остаются въ Хотанѣ,' что меня очень удивляло. Ho пo Хотанъ-дарьѣ идетъ торговый, хотя и не очень бойкій, трактъ. Тамъ ѣздятъ и китайцы, и пастухи побаиваются со стороны послѣднихъ слишкомъ вольнаго обращенія съ туземными женщинами.

На Керіи-дарьгв дѣло обстоитъ иначе. Тутъ не пролегаетъ никакого пути, и пастухи живутъ здѣсь со своими семьями. Жизнь Гуссейна съ женою - бездѣтной четы - напоминала своей уединенностью и простотой жизнь прародителей Адама и Евы, съ тою лишь разницей, что пастухъ и его подруга хо дили съ головы до пятъ одѣтыми въ овечьи шкуры.

Относительно рѣки Гуссейнъ сообщилъ, что воды ея повыше Керіи распредѣляются на множество арыковъ, которые орошаютъ окрестныя поля, вслѣдствіе чего самая рѣка почти пропадаетъ. Это-то обстоятельство отчасти и послужило причиною, что никому изъ путешественниковъ, посѣщавшихъ Керію (Пржевальскій, Пѣвцовъ, Громбчевскій, Дютрейль де-Ринъ, Литледэль) и не вздумалось сдълать экскурсію внизъ по рѣкѣ. На картахъ всѣ они, кромѣ Пѣвцова, и показали ея теченіе черезчуръ короткимъ.

За городомъ, между тѣмъ, излишекъ воды изъ арыковъ образуетъ множество обильныхъ водою потоковъ, которые вновь и питаютъ рѣку. Туземцы утверждаютъ поэтому, что Керія-дарья, чѣмъ дальше, тѣмъ больше богатѣетъ водою, хотя и слѣдовало бы ожидать обратнаго; утвержденіе это, разумѣется, справедливо, лишь отчасти.

Въ іюнѣ и іюлѣ, когда снѣгъ и ледъ таютъ въ горахъ Тибета, по руслу рѣки струится масса воды, но глубина ея всетаки такъ не велика, что повсюду найдутся мѣста, гдѣ можно перейти рѣку вбродъ.

Эта масса воды не попадаетъ въ арыки, и называется "акъ-су", т. е. бѣлая вода, такъ какъ происхожденіемъ своимъ обязана горнымъ снѣгамъ, и въ противоположность "кара-су" - черной водѣ, которую приносятъ источники. Осенью вода въ рѣкѣ быстро спадаетъ, а въ концѣ ноября покрывается льдинами, которыя громоздятся одна на другую, такъ что рѣка кажется шире, чѣмъ есть на самомъ дѣлѣ.

Теперь рѣка находилась какъ разъ въ такомъ періодѣ. Ожидали, что она тронется недѣли черезъ три, если погода простоитъ ясная и тихая; иначе ледъ могъ продержаться еще долыпе. Во время вскрытія разливъ воды причиняетъ иногда немалыя опустошенія. Послѣ того русло въ теченіе нѣсколь-кихъ мѣсяцевъ остается сухимъ, такъ что пастухамъ приходится выкапывать колодцы. Однимъ словомъ, Керія-дарья отличается тѣми же свойствами, какъ и ея сосѣдка, Хотанъ-дарья, но далеко уступаетъ послѣдней обиліемъ воды и протяженіемъ.

Гуссейнъ отправился къ югу, мы къ сѣверу, держась русла, оставленнаго. рѣкою 15 лѣтъ тому назадъ; рѣка проложила себѣ въ 3 километрахъ новое, по которому и течетъ на протяженіи полуторыхъ дней пути. Итакъ, и эта рѣка обнаруживаетъ стремленіе перемѣститься къ востоку.

Новый рукавъ проложилъ себѣ путь въ безплодномъ пескѣ; вся растительность - лѣса и камышевыя заросли остались около стараго русла, питаясь грунтовыми водами. Но настанетъ время, когда корни уже не будутъ доставать до нея, когда песокъ возьметъ верхъ, и лѣсъ умретъ, превратится въ "кётекъ", какой нашли мы около развалинъ. Новое же русло обростетъ мало по малу молодымъ лѣскомъ.

Вечеромъ 28 января мы встрѣтили около Курукъ-акина (сухое русло) новыхъ пастуховъ. Ихъ было трое, и пасли они стадо въ 400 головъ. И у этихъ пастуховъ повыпытали все, что они толъко знали. Владѣльцемъ овецъбылъ ихъ отецъ. Имъ предоставлено было право заколоть въ годъ для своего пропитанія до 20 овецъ; кромѣ того въ ихъ пользу должны были поступать всѣ овцы и ягнята, которыхъ зарѣжутъ волки или кабаны, или которыя поломаютъ себѣ ноги и вообще станутъ негодными. Такимъ путемъ выбываетъ изъ стада обыкновенно овецъ 16 въ годъ.

Тѣмъ не менѣе стадо въ 400 головъ выростаетъ за три года въ 550 головъ. Но такъ какъ лѣсной участокъ владѣльца въ состояніи прокормить не больше 400 овецъ, то ежегодно продаютъ отъ 60 до 70 овецъ въ Керію. Деньги, выручаемыя отъ этой продажи, да шерсть, снимаемая два раза въ годъ, и составляютъ годовой доходъ владѣльца отъ своего стада. Лучшая овца стоитъ въ Керіи около 1 1/2 рублей, но и за 50 коп. можно пріобрѣсти порядочную.

Отдохнувъ день, мы продолжали путь дальше на сѣверъ. Теперь недостатка въ проводникахъ не было, и насъпостоянью велъ черезъ лѣсъ какой-нибудь пастухъ. Часто приходилось намъ продираться сквозь такія чащи, гдѣ верблюды еле пробирались, а мнѣ то и дѣло приходилось остерегаться, чтобы какая нибудь вѣтка или сукъ не содрали съ меня кожу.

30-го миновали мѣсто, гдѣ старое и новое русло снова соединяются. Рѣка представляла здѣсь величествеыное зрѣ-лище; ширина ея превосходила 100 м.; толщина льда достигала 36 сантим.; ледъ мѣстами блестѣлъ какъ зеркало, мѣстами былъ слегка запорошенъ пылью. Атмосфера въ теченіе 10 дней оставалась насыщенной этой тончайшей пылью, которую вздымаютъ первые весенніе вѣтры; она долго носится въ воздухѣ прежде, чѣмъ опять осядетъ на поверхноеть земли.

Пыльные туманы въ это время года - обычное, но мало пріятное для пастуховъ, явленіе. Пыль покрываетъ тончайшимъ налетомъ каждую былинку, и у овецъ, поѣдающихъ пыльную траву, начинаетъ першить въ горлѣ. Пыль проникаетъ всюду и покрываетъ всѣ предметы. Желтые песчаные барханы становятся отъ нея бѣлыми, и слѣды, оставленные на пескѣ, бываютъ видны издалека, выступая темной линіей.

1-го февраля рѣка явно выразила стремленіе завернуть къ сѣверо-востоку. - У меня же былъ планъ пересѣчь всю эту часть пустыни Гоби съ юга на сѣверъ и попытаться достигнуть р. Тарима, поэтому я съ нѣкоторой тревогой наблюдалъ уклоненіе рѣки вправо. Быть можетъ, чѣмъ дальше, тѣмъ оно будетъ сильнѣе; пожалуй, въ концѣ концовъ, рѣка пойдетъ параллельно Тариму къ Лобъ-нору, но, разумѣется, не достигнетъ этого озера! Съ каждымъ днемъ вопросъ все обострялся: удастся ли наша экспедиція или мы принуждены будемъ вернуться обратно по собственнымъ слѣдамъ?

Въ этотъ день мы достигли области Юганъ-кумъ, вполнѣ оправдывающей свое названіе: мощный песокъ. Высокіе голые барханы отвѣсно спускаются здѣсь въ рѣку. У южной же ихъ подошвы простиралась степь, гдѣ мы снова встрѣтили пастуховъ. Одинъ изъ нихъ проводилъ насъ дальшё, до лѣсной области Тонкузъ-басте (подвѣшенный кабанъ).

Деревянный фундаментъ сохранившійся въ древнемъ городѣ около Кара-дунъ
Деревянный фундаментъ сохранившійся въ древнемъ городѣ около Кара-дунъ.
(Съ рисунка автора)

Здѣсь проживали двѣ пастушьи семьи, образовавшія настоящій лагерь дикарей вокругъ костра, подъ открытымъ небомъ. Матери были окружены ребятишками, все .одѣяніе ко торыхъ состояло изъ распахнутаго тулупчика. По близости лагеря паслось 300 овецъ. Еще имѣлся въ лагерѣ пѣтухъ, три курицы, голубь и пара собакъ.

Тутъ же на землѣ были разбросаны ихъ пожитки: разная деревянная посуда для печенія хлѣба, доенія овецъ и трапезъ. Вода хранилась въ кожаныхъ мѣшкахъ и ведрахъ, выдолбленныхъ изъ тополевыхъ пней. Муку держали въ мѣшкахъ. Лежали здѣсь еще пара кунгановъ (мѣдныхъ кувшиновъ), нѣсколько ножей, ножницы, деревянныя ложки, "дутаръ" (двухструнный инструментъ), войлочные ковры, котелъ, сито изъ конскихъ волосъ для процѣживанья молока и кое какая одежда.

Двое изъ мужчинъ носили оригинальную обувь, которую намъ пришлось видѣть здѣсь впервые: подошвы дикаго верблюда цѣликомъ съ когтями. Пастухи и ихъ семьи скоро перестали дичиться насъ и позволили срисовать съ себя портреты.

Эти пастухи дали намъ важное указаніе, что въ днѣ пути къ сѣверо-западу погребены въ пескѣ развалины еще одного древняго города. Они называли его Кара-дунъ (черный холмъ): нѣкоторые изъ бархановъ поросли кустами тамариска, которые издали смотрятъ черными силуетами на желтомъ пескѣ.

2 и 3 февраля и посвятили экскурсіи на развалины. Уже по дорогѣ туда сдѣлали интересное открытіе. Мы ѣхали какъ разъ по высохшему руслу, которое неподалеку отъ небольшой солоноватой лужицы, называющейся Сызма-куль, терялось между барханами. Рѣка, слѣдовательно, и здѣсь перемѣстилась къ востоку, а когда-то она, какъ видно, струилась около самаго города, представляющаго нынѣ однѣ развалины.

Этотъ городъ занималъ меньшую площадъ, нежели первый, но относился къ тому-же времени. Мы нашли здѣсъ такіе-же образчики стѣнной живописи, но менѣе хорошо сохранившіяся, ту-же архитектуру и тотъ-же строительный матеріалъ. Одна почти квадратная постройка, стѣны которой имѣли въ длину 85 и 76 м. напоминала караванъ-сарай; внутри находился дворъ, а посреди двора еще четыреугольная постройка меньшихъ размѣровъ. Отъ другой постройки удивительно хорошо сохранились стропила. Чего нибудь особенно замѣчатель-наго мы не нашли, но хорошо познакомились со способомъ постройки домовъ, связью стропилъ й устройствомъ очага. Ось отъ арбы свидѣтельствовала, что здѣсь когда-то пролегала проѣзжая дорога. Нашли также множество черепковъ глиняной посуды.

Пастухи и охотники изъ области Хотанъ-дарьи знали эти развалины; такъ однажды ходилъ сюда съ Хотанъ-дарьи мой слуга Касимъ и провелъ въ пути 5 дней. Но удивительное дѣло! Имъ никогда не приходило въ голову продолжать путь къ востоку еще въ теченіе одного дня,? тогда-бы они нашли воду, людей, говорившихъ однимъ съ ними языкомъ, овецъ, хлѣбъ и все, въ чемъ нуждались. Имъ удавалось проводить на развалинахъ, гдѣ они по обыкновенію искали сокровищъ, не болѣе дня, такъ какъ они не могли захватить съ собой воды и хлѣба на одномъ ослѣ болѣе, чѣмъ на 10 дней. Обитатели лѣсной полосы около Керіи-дарьи тоже бывали на развалинахъ, но никогда не встрѣчались тамъ съ хотанъ-дарьинцами. Этимъ отчасти и объясняется, что первые не слыхали о Хотанъ-дарыѣ, а вторые не знаютъ Керіи-дарьи. Й тѣ и другіе называютъ развалины "Кара-дунъ" по характернымъ кустамъ тамариска, похожимъ издали на черныя пятна.

Пастушье стойбище въ Тонкузъ-бастъ
Пастушье стойбище въ Тонкузъ-бастъ
(Съ рисунка Линберга)

Вернувшись къ рѣкѣ, мы продолжали путь внизъ по ея теченію. Теченіе становилось все болѣе неправильныыъ. Отъ главной рѣки отдѣлялись узкіе рукава и образовывали около береговъ болота.

Недалеко отъ Тонкузъ-басте рѣка мѣстами дѣлилась на два расходящихся рукава. Пастухи сообщили, что лѣтъ 6?8 тому назадъ вся водная масса устремлялась по правому, восточному руслу, а затѣмъ перемѣстилась въ лѣвое, по которому текла еще ж теперь. Лишь въ этомъ году часть зимней воды снова начала струиться по восточному рукаву, и полагали, что туда-же направится вода и во время лѣтняго половодья.

Оба русла такимъ образомъ періодически мѣняются ролями. Ежегодно вода наноситъ илу и песку, который осаждается на ложѣ, образуя слой толщиною въ ширину ладони. Ложе вслѣдствіе этого подымается настолько, что вода принуждена искать другого пути. Такимъ образомъ уровень воды въ обоихъ руслахъ періодически мѣняется Около конечнаго пункта восточнаго рукава, который также обросъ по берегамъ лѣсомъ, и въ 4 дняхъ пути отъ лѣсной области Катакъ находится нѣсколько небольшихъ соленыхъ озеръ.

Я упоминаю объ этомъ обстоятельствѣ для того, чтобы примѣромъ пояснить, съ какою легкостью водные потоки мѣняютъ въ этой мѣстности свое направленіе. Дальше мы встрѣтимъ тѣ же условія въ области Лобъ-нора. Но здѣсь, въ области Керіи-дарьи мѣняетъ положеніе рѣка, а тамъ озеро.

4 февраля мы посѣтили пастуховъ въ лѣсной области Арка-чатъ (задній островъ или полоса земли между двумя рукавами). На слѣдующій день поверхность силъно измѣнилась; рѣка отдѣляла отъ себя на обѣ стороны все больше и больше рукавовъ, которые, словно узенькія, извивающіяся, порой отрѣзанныя отъ главной рѣки, ледяныя ленточки, пропадали въ лѣсу.

Какъ полоса лѣса, такъ и камышевая опушка, становилась все шире. Мы шли какъ будто по тропической дельтовой области; на горизонтѣ, насколько хваталъ глазъ, не было и признака бархановъ.

Какъ-же далеко къ сѣверу могли продолжаться столь благопріятныя для нашей экспедиціи условія поверхности? Не сливаются ли эти лѣса съ лѣсами Тарима? Вотъ вопросы, неотступно стоявшіе передо мною. Мы ежедневно встрѣчали пастуховъ, но онй не могли ничего сказать относительно дальнвйшаго протяженія рѣки къ сѣверу. Вечеромъ 5 февраля мы расположились лагеремъ около Чугутмека, въ стойбищѣ четырехъ пастуховъ, пасшихъ 800 овецъ и 6 коровъ.

6 февраля мы достигли Сарыкъ-кетме, гдѣ рѣка имѣла 79 м. ширины, и, судя по ея общему виду, можно было думать, что ей еще долго конца не будетъ. Замѣчательно, что мощная Хотанъ-дарья, которая лѣтомъ катитъ черезъ пустыню Такла-маканъ такія огромныя массы воды и, соединяясь съ Яркендъ и Акъ-су-дарьей, образуетъ Таримъ, зимою такъ изсыхаетъ, что узкая ледяная лента ея совсѣмъ обрывается къ югу отъ Буксама, т. е. около того пункта, гдѣ я въ прошломъ году достигъ рѣки.

Дѣло въ томъ, что она питается исключительно горными потоками, получающимися при таяніи снѣговъ и ледниковъ сѣвернаго Тибета, тогда какъ менѣе значительная Керія-дарья даже осенью и зимою получаетъ значительное подкрѣпленіе изъ источниковъ.

Тѣмъ не менѣе и этой рѣкѣ, которая была для насъ до сихъ поръ неоцѣнимымъ путеводителемъ въ пустынѣ, вскорѣ предстояло быть побѣжденной песками. Достигнувъ 7 февраля лѣсной области Катакъ, мы узнали, что намъ остается идти по рѣкѣ всего въ теченіе полуторыхъ дней, а затѣмъ мы вступимъ въ область голаго песку.

Мы остановились здѣсь на день, пользуясь гостепріимствомъ стараго Магометъ-бая, истинно комическаго персонажа, который всю свою жизыь провелъ въ лѣсу и даже не зналъ, кто теперь владѣетъ страною - Якубъ-бекъ иликитайцы. Эти лѣсные жители свободны отъ податей и вслѣдствіе этого отъ всякаго сношенія съ китайскими властями. Пожалуй, китайцы и не подозрѣваютъ, что лѣса Керіи-дарьи населены, иначе, навѣрное, и эти туземцы не избѣгли-бы посѣщеній сборщиковъ податей.

Между прочимъ, насъ здѣсь удивили сообщеніемъ, что три года тому назадъ изъ-за рѣки явился тигръ и зарѣзалъ корову. Магометъ-бай и его пастухи унесли остатки животнаго въ свой лагерь, желая воспользоваться шкурой, а затѣмъ вернулись къ овцамъ, чтобы загнать ихъ въ загонъ. Въ ихъ отсутствіе тигръ вернулся и докончилъ свою трапезу, несмотря на то, что зарѣзанная корова лежала около самаго костра.

Магометъ-бай
Магометъ-бай.
(Съ рисунка автора)

Слѣды показали, что звѣрь ушелъ затѣмъ на сѣверъ. Но черезъ нѣсколько дней онъ опять вернулся и направился къ востоку въ пустыню. Вообще-же въ этихъ мѣстахъ тигръ крайне рѣдкое явленіе. Насъ это сообщеніе о тигрѣ очень оживило, такъ какъ мы предположили, что тигръ появился изъ окрестностей Шахъ-яра на Таримѣ, въ лѣсной области котораго водятся тигры. Но старикъ сомнѣвался въ этомъ и сообщилъ, что песокъ дальше къ сѣверу образуетъ высокія нагроможденія, и что, если вообще тамъ на сѣверѣ и есть рѣка по имени Яркендъ-дарья или Таримъ, то ужъ, навѣрно, до нея не менѣе двухъмѣсяцевъпути. Въ теченіетѣхъ З5 лѣтъ, что онъ живетъ въ этой области, воды въ рѣкѣ нисколько не убавилось, но песку стало больше, и онъ сильно напираетъ на лѣсъ. По соображеніямъ Магометъ-бая песчаная пустыня простиралась къ съверу "до самаго конца свѣта, до котораго и было около трехъ мѣсяцевъ пути".

Сатма Магомета-бая въ Катакѣ
Сатма Магомета-бая въ Катакѣ

Совершенно отрѣзанный со своей семьей - женой, сыновьями и внучатами отъ внѣшняго міра, Магометъ-бай, однако, сохранилъ свою магометанскую религію и неукоснительно исполнялъ всѣ ея обряды. "Не дѣлай я этого" - пояснялъ онъ: - "волки или дикіе кабаны давно-бы покончили съ моими овцами".

Покровителемъ своимѣ эти лѣсные жители считаютъ Хазретъ-и-Музу (Моисея), который, по преданіямъ, самъ былъ пастухомъ, и ежедневно молятся ему. Они не знаютъ названій мѣсяцевъ и дней, но родного языка, который сопровождаетъ людей на край свѣта, не забыли; по разговору они почти и не отличаются отъ своихъ родичей, разбросанныхъ по всей странѣ. Можно подмѣтить лишь нѣкоторыя особенности выговора и сравнительную бѣдность языка.

Я высказалъ Магометъ-баю, что, по моему, хорошо пользоваться такой неограниченной свободой и, главное, знать не знать никакихъ китайскихъ властей, и онъ отвѣтялъ, что считаетъ волковъ и дикихъ кабановъ такими-же жестокими врагами, какъ и китайцевъ.

9 февраля мы направились далъше къ сѣверу. Рѣка, которая еще около Катака имѣла въ ширину 84 м. - правда въ томъ мѣстѣ, гдѣ она образуетъ озеровидное расширеніе - сузилась теперь до 15 м. и текла между непроходимыми лѣсными чащами медленно, крупными извилинами.

Вечеромъ мы расположились лагеремъ въ пустынѣ, такъ какъ послѣднія пастушьи стойбища остались ужепозади насъ. Здѣсь рѣка походила на ручеекъ, шириною въ 5 м.; притокъ воды въ ней едва достигалъ 1 куб. м. въ секунду.

На слѣдующій день послѣдній нашъ проводникъ повернулъ обратно, а мы продолжали путь, руководясь этой изсыхающей полоской воды, продираясь съ помощью топора сквозь чащи тамариска, пересѣкая небольшія камышевыя заросли или шагая между поросшими рѣдкой растительностью барханами.

Сердце у меня сжалось, когда мы, наконецъ, дошли до того мѣста, гдѣ рѣка погибала въ неравной борьбѣ съ песками и гдѣ полоска хрупкаго пористаго льда обрывалась. Въ теченіе цѣлаго дня мы, однако, еще безъ труда руководились сухимъ русломъ рѣки, которое наполняется водой лишь въ лѣтнее половодье. Русло это было узко и глубоко - по берегамъ росъ лѣсъ, настолько частый, что путь въ немъ можно было проложить лишь огнемъ.

Тамъ и сямъ въ чащѣ виднвлись проходы, вродѣ туннелей, проложенные къ рѣкѣ дикими кабанами. Ландшафтъ нѣсколько напоминалъ каналы, вырытые между сплошными рядами темныхъ финиковыхъ пальмъ около Басры.

Вечеромъ 10 февраля мы расположились лагеремъ въ самомъ руслѣ, гдѣ вырыли колодезь и нашли воду на глубинѣ 1.85 м., здѣсь-же въ послѣдній разъ слышалимы, какъвѣтеръ шуршалъ желтой, высохшей листвой, опавшей съ тополей осенью. Затѣмъ опять со всѣхъ сторонъ объялъ насъ вѣчный песокъ, и намъ предстояло еще разъ помѣряться съ нимъ силами.

Підписатися на Коментарі для "VIII. Въ лѣсахъ Керіи-дарьи. Безвѣстное пастушье племя"