Перевал Южный Кулуар Эклизи

Длина участков со страховкой 650м, из них

на подъеме 610м
на спуске 40м

В зимний период перевал лавиноопасен.

Составил Закалдаев Н.В.

Чтобы совершить восхождение на западную вершину Чатыр Дага – Эклизи Бурун, можно воспользоваться несколькими вариантами. Мы же выберем путь от пос. Розовый. До поселка из Алушты (12км) можно добраться маршрутным такси. Пройдя по асфальтированной дороге до мех. двора, что в верхней части поселка, выйдем на бетонную, довольно круто поднимающуюся к плантации роз. Плантация большая, почти километр в длину. Миновав плантацию, дорога ныряет в лес, изменив направление с северного на северо-западное.

Примерно через 750м дорога приводит на плантацию лаванды, приняв северное направление. На середине плантации, на западном ее крае, вдоль склона на запад уходит дорога. Можно двигаться по ней, но мы выберем идущую на север, поднимающуюся вдоль поля.

После плантации дорога также идет на север, и через минут 25 выходим на редколесье, к развилке трех дорог. Мы пойдем по левой на северо-запад. Через полчаса снова развилка трех дорог. На западе, метрах в 250-ти, сквозь лес просматривается небольшая гора с голой вершиной.

Наш путь в прежнем направлении на северо-запад по верхней правой дороге. Слева сквозь деревья просматривается поле. У северной оконечности поля (оно остается слева в 200-х м) развилка дорог: правая дорога – на восток, левая – на северо-запад. Наша – левая, уходящая вверх по небольшому распадку. Метров через 600 она упирается в дорогу, идущую в широтном направлении вдоль склона.

Уходим направо (восток), через 5 минут выходим на обширную наклонную поляну. По западному краю поляны идем вверх до дерева лохолистой груши и растущего рядом боярышника метров около ста. Почти незаметно влево вниз ныряет узкая тропка, которая через 20м выводит к кострищу. От кострища влево вниз в 15м родник Сажин Чокрак – один из истоков р. Сафу Узень. Большая часть воды по подземному водоводу уходит в пос. Розовый, а часть изливается на поверхность. Здесь удобное место для ночлега.

От кострища по тропе, идущей на северо-запад, около 450м до лесной дороги. Дорога поднимается в северном направлении к небольшим полянам, цепочкой расположившихся вдоль дороги. Дорога очень давно не используется и почти не видна. На предпоследней полянке остатки железной кровати. От этого места надо повернуть на запад.

В метрах 30-ти по поляне за кустами видна чуть заметная тропка. Через метров 250 на небольшой полянке с каменной глыбой тропка заканчивается. Дальнейший путь вверх по склону через лес на север без тропы чуть более 300 метров.

Выйдя из леса, прямо пред собой видим южную стену Эклизи Бурун, взметнувшуюся вверх почти на полкилометра. Вверх к стене тянутся шлейфы осыпей. До границы леса от источника около часа пути. Крутизна осыпей вначале 200 , ближе к стене – до 450 .

Зимой от родника лучше выходить ранним утром, чтобы, до того, как подтает снег, подойти к стене. Минут через 20 от края леса подходим к первому поясу скал (крутизна скал 40-450 , протяженность участка около 40м). Зимой нужна страховка.

За поясом скал – несколько небольших деревьев, за ними – осыпь, покрытая снегом. Подходим к стене и с восточного края входим в центральный южный кулуар. Крутизна кулуара 60-650. Зимой в кулуаре значительный снежно-фирновый покров. Во время и после оттепелей образуется натечный лед. После обильных снегопадов кулуар очень лавиноопасен. Со стен также возможны срывы снежных карнизов. Движение по кулуару в связках. Каски обязательны: возможны камнепады.

Через 150м кулуар разделяется на два. Возможны два варианта подъема. Левый – по полке крутизной 50-550 к контрфорсу. В нижней части контрфорса вертикальная 7-ми метровая стенка. По полкам, заросшим можжевельником, переходим к следующему контрфорсу. В кармане контрфорса есть полка шириной до 1,5м, где могут поместиться человек 10. До полки 8 веревок по 40м. Крутизна от 50 до 750 . Страховка везде крючьевая. От полки по ребру контрфорса – стенка 70-800 длиной около 30м. В верхней части зацепов мало. Это ключевой участок подъема.

Далее по гребню 50м крутизна 60-650 выходим в 5м к востоку от вершины.

Второй вариант – прямо по центральному кулуару. Страховка попеременная. В кулуаре можжевеловый стланик, крутизна около 500 . До стенки 4 веревки. Под скальной стеной уходим на 1 веревку вправо и вверх. Затем по правому борту кулуара вверх по стене 750 около 60м зацепы хорошие. Участок камнепаден.

Далее по центру кулуара 65м крутизна около 600 . Перед выходом на перевальную седловину возможны нависающие снежные карнизы, достигающие в отдельные годы 4-5м. Карниз приходится прорубать снизу. В таких случаях вся группа, кроме работающего, должна находиться на правой стенке кулуара. Страховка + самостраховка у каждого к скале, т.к. при прорубании карниза возможен его обвал.

После выхода на седловину 1525м до вершины 20м на запад. Высота Эклизи Бурун 1527м. Зимой хождение кулуара от его начала занимает 4-6 часов. Летом – 3,5-4 часа.

С вершины Эклизи Бурун – лучшей обзорной точки Крыма – открывается неповторимая панорама не только центральной части Крымских гор, но и предгорий. В ясную погоду зимой, в предвечернюю пору, когда нет дымки (это летом), видно море не только на юге у Алушты, но и закатные отблески солнца в Каркинитском заливе у Евпатории и слегка мерцающий на севере Сиваш. Непременно стоит подняться сюда, чтобы увидеть эту чарующую величественную красоту.

Спуск на север к кромке верхнего плато Чатыр Дага 10-15 минут. Левая тропа начинает спуск по кулуару на север. Правая уходит на северо-восток к центральной вершине Чатыр Дага и, немного не доходя до нее, начинает траверсом спускаться к нижнему плато. Много горелого стланика и сосен - следы пожара 1998г. Через 25 мин. от развилки тропа подходит к лесу и, принимая северное направление, уводит в него.

Пройдя метров 200 среди искореженных ветрами и снегом буков, выходим на поляну с можжевеловым стлаником. Через полкилометра тропа раздваивается. Вправо между небольшими скальными стенками уходит тропа на поляну, очень похожую на предыдущую. Контрольным ориентиром может служить карстовая шахта Хобази Хасар, находящаяся в 75м от развилки вправо от тропы.

Проходим по тропе на север 500м. Если вас застигла непогода, то можно укрыться в пещере Артюн Коба, которая находится в 150м к востоку.

Если идти на север через лес, то через 300м слева у тропы, под кряжистым грабом, тур. От него чуть заметная тропка влево, по ней 75м на С-З до небольшого тура, затем 20м на запад к пещере Партизанская. До пещеры от вершины 25мин. пути.

Зимой пещера очень красива. Все ее залы украшены прозрачными ледяными натеками, сталактитами и сталагмитами. Длина пещеры 270м.

Вернемся к туру и продолжим наш путь на север по нижнему плато Чатырдагского массива. Пройдя по лесу 10мин., выходим на безлесый участок с подушками стелющегося можжевельника. Еще через 5 мин. – развилка троп.

Идем по тропе, идущей строго на север. Контрольный ориентир – карстовая воронка к востоку от перекрестка троп с карстовой шахтой Жемчужная. До шахты от тропы 100м. В пяти минутах движения снова справа карстовая шахта Инженерная. Через 250м – развилка троп. Влево на запад к большой пещерной котловине с пещерами Биньбаш Коба (Тысячеголовая) и Суук Коба (Холодная) уходит более торная тропа в направлении тура.

Мы идем на север по гребню между воронками, наша тропа постепенно сходит на нет.

Через 15 мин. выходим к огромной провальной воронке с карстовой пропастью Тапсюс Хасар (Бездонный колодец). Дно все же у него есть: глубина Тапсюса 198м.

От Бездонного колодца снова по гребню уходим на север до пресечения с дорогой, идущей к спелеоцентру «Оникс тур».

До дороги 15 мин. пути по яйле. От дороги на север ведет цепь туров. Минут через 8-10 подходим к триангуляционному знаку. От триангулятора два варианта пути: один на север по понижающемуся гребню, ведущему к с. Перевальное. До села 1,5 часа пути.

Второй вариант более труден, но и более интересен. До кромки яйлы А 400 около 300м. Пред вами открывается живописный цирк с Кисгичским каньоном. Спуск в ущелье по тальвегу водотока через небольшой лесок. Спуск вначале крутизной 15-200 , далее – покруче. Местами есть скальные уступы до 5 м. При сырой погоде на отдельных участках необходима гимнастическая страховка. Ущелье поворачивает вначале на север, затем на северо-восток, петляя и извиваясь среди скальных ребер. Через час движения выходим к ключевому участку спуска в ущелье Кисгич (клещи) – водопадному желобу протяженностью 25 метров. Обход желоба возможен в 5м правее ручья, где есть забитые шкворни из арматуры и шлямбурный крюк. Спуск по веревке «дюльфером», крутизна скал до 700 , протяженность 23м.

Возможен и второй вариант. По левому борту каньона есть полка шириной от 50 до 10см. Почти в самом конце полки – разрыв длиной в 1м с отрицательным углом. На участке необходима крючьевая перильная страховка. Длина полки 40м. От конца полки – спуск по желобу длиной 30м, крутизна 400 . Выход по желобу к ручью на ту же площадку, куда осуществляется спуск по вертикальной веревке, только с другой стороны ручья. Прохождение данного участка с группой 10-12чел. Занимает около часа.

Дальнейшее движение по тропе, идущей по правому берегу ручья А 700 . Через 7 мин. – выход на поляну с кострищем. За поляной – дорога А 400 . Лесная дорога петляет по правому берегу ущелья и выводит на более наезженную. Вскоре дорога пересекает ЛЭП. За ЛЭП сворачиваем на тропу А 600 , которая срезает петли дороги. Через 5 мин. по дороге выходим к броду через р. Ангара. До брода от каньона 40-45 мин. неспешного пути. От брода до шоссе Симферополь-Алушта 200м. выходим на шоссе у километрового столба 23 км. Здесь же остановка троллейбуса «Лесничество». В случае паводка - идти тропой левого берега до моста у дачного поселка и затем до остановки «Перевальное - кольцо» 35 мин.

Підписатися на Коментарі для "Перевал Южный Кулуар Эклизи"