Закалдаев Н.В., "Перевалы Горного Крыма"

Закалдаев Н.В.

Перевалы горного Крыма

Симферополь 1997 -2005 год.
Закалдаев Н.В. перевалы Горного Крыма (перечень). Изд. Симферополь 2005 г.
Размещено на сайте турклуба "Глобус" с разрешения автора

Оглавление


В книге указан перечень перевалов Горного Крыма, дана методика определения сложности перевалов, зарисовки и описания некоторых перевалов и приложением схем, облегчающего ориентировку при прохождении перевалов.

Рецензенты: Шумский В.М. – кандидат географических наук. Генхель М. И. – мастер спорта СССР по спортивному туризму, заслуженный путешественник России.

Немного об авторе: Н. В. Закалдаев – мастер спорта СССР по спортивному туризму, заслуженный путешественник России, совершил более 100 категорийных походов и более 200 первопрохождений перевалов и вершин в горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памиро-Алая, Джунгарии, Саяна, Камчатки, Забайкалья, Хибин. Туризмом занимается с 1959 года. Работал инструктором, старшим инструктором, зам. директора на симферопольской турбазе “Таврия”. В настоящее время на преподавательско-тренерской работе.

Аннотация

Несмотря на то, что Горный Крым является одним из мест зарождения спортивного туризма в СНГ и на Украине, попыток создания подобного перечня просто не предпринималось. Описания отдельных перевалов приводятся в ряде путеводителей и единственной работой, одновременно указывающей на наличие около 20 перевалов на Главной Гряде и несущей определенную краеведческую информацию, является статья А. Ены в газете “Крымская правда”, напечатанная более 30 лет назад. Данная работа является практически первой пробой классификации перевалов Горного Крыма.

В ней указаны более 800 перевальных седловин и кулуаров.

Для горных туристов основные маршруты, включающие категорийные перевалы, проходят по Западному, Центральному и частично Восточному районам Главной гряды.

Для туристов – пешеходников, кроме вышеуказанных районов, добавляются маршруты с преодолением перевалов на Внутренней гряде. Ряд перевалов Внутренней и все перевалы Внешней гряды рекомендованы при прокладке вело и авто-мото маршрутов.

Вместо предисловия

Несмотря на все блага окружающей цивилизации, есть определенный круг людей, которые, хотя бы на период своего очередного отпуска, готовы отказаться от теплых уютных квартир, транспорта, услуг ресторанов и кафе и поменять все это на тесный круг друзей у костра, на кашу с дымком и старенькую палатку, на ветры, дожди и палящее солнце, чтобы быть поближе к матери природе, чтобы в общении с ней отдохнуть от благ цивилизации. Племя этих беспокойных людей - туристы. В любом походе есть определенный риск, конечно, в разумных пределах. Спортивный туризм – это занятие для обладателей тренированного тела, ясной головы и чистой души, обладающих целым арсеналом знаний по многим отраслям науки, походного быта и спорта.

Лучшие маршруты - у них. Они стремятся в горы для познания еще неизведанных уголков в различных природных зонах.

Хотелось бы, чтобы данная работа послужила приглашением в путешествие по крымским горам, лесам и скалам тем, кто здесь еще не бывал. Это приглашение в прекрасный мир удивительной природы Крыма, гармонично сочетающей пышность лесов, зной морских бухт на берегу теплого моря с суровостью скал и горных плато (яйл). Те, кто побывал здесь, непременно хотят вернуться вновь и найти для себя что-то новое, доселе неизведанное и непройденное. Помочь в этом – задача данной работы.

Крымские горы занимают очень небольшую по площади (6000 км²) южную часть Крыма. Они тянутся от Балаклавы до Феодосии на протяжении 180 км, при ширине до 50 км, тремя параллельными дугами, разделенными понижениями. Внешняя и Внутренняя гряды и понижение между ними имеют характер предгорных гряд. Внешняя гряда достигает 352 м в районе Симферополя, а Внутренняя, имеющая среднюю высоту около 500 м, достигает максимума у с. Богатого (Белогорский район) 739 м – г. Кубалач. Наиболее живописным является участок гряды от Инкермана до Симферополя. Основным наиболее высоким горным сооружением Крымского мегантиклинария является Главная гряда. В ней можно выделить: Западную, Центральную и Восточную части. Западная начинается от м. Фиолент Балаклавскими высотами, которые почти отвесно падают к морю, такой же характер имеет гряда вплоть до м. Айя и пос. Форос. Эту часть гряды часто называют Береговым хребтом (А). От Байдарских ворот, постепенно повышаясь от 600 до 1500 метров, гряда тянется почти до Алушты, обрываясь на юг скальной стеной, в 200-600 м, и несколько отодвигаясь от моря, образуя ЮБК. Отдельные плосковершинные участки гряды носят название “яйла” (с тюркского-пастбище), имеют собственные географические названия и сменяют друг друга в направлении с юго-запада на северо-восток в следующем порядке:

(см. рисунок 1)

1.                    Байдарская (Б) макс. Высота 1029 м (г. Спирада), средняя 600-950 м.

2.                    Айпетринская (В) 1346 (г. Рокка), средняя 1100-1250 м

3.                    Ялтинская (Г) 1529 м (на сев. отроге, г. Кемаль Эгерек), средняя 1300-1400 м

4.                    Никитская (Д) 1509 м (г. Учкошская, Авинда Северная), средняя 1300-1450

5.                    Гурзуфская (Е) 1542 м. (г. Демир Капу), средняя 1400-1500 м.

6.                    Бабуган (Ж) 1545 м. (г. Роман Кош), средняя 1400-1500

Между западной частью Главной гряды и Внутренней находится широкое межгрядовое понижение, где лежат бассейны рек северного склона и их притоков. Рельеф понижения отличается сильной эрозионной расчлененностью, особенно в районе Курцовско-Качинского мелкогорья.

Яйлы центральной части Главной гряды, в отличие от Западных яйл, представлены разобщенными столовыми двухуровневыми массивами, разделенными довольно широкими и глубокими понижениями, они чаще простираются меридионально, как бы обуславливая расширение Главной гряды на этом отрезке: протяженность же Центральной части вдоль основной орографической линии – небольшая. Эта группа массивов состоит из следующих яйл:

1.                    Чатыр Даг (И) макс. высота 1527 м (г. Эклизи Бурун), средняя 1200-1400 м

2.                    Демерджи (К) макс. высота 1359 м (г. Демерджи Сев.), средняя 1100-1300 м

3.                    Тырке (Л) 1283 м (г. Тырке), средняя 1200-1250 м

4.                    Орта Сырт (Л 2) 912 м (г. Яман Таш), средняя 850-900 м

5.                    Долгоруковская (М) 1067 м (г. Замана), средняя 700-1000 м

6.                    Караби (Н) 1262 м (г. Тай Коба сев.), средняя 900-1100 м

К востоку от Караби яйлы Главная гряда приобретает другой характер. Водораздельный хребет представляет узкий, часто лесистый гребень, по которому проходят основные тропы и многие лесные дороги. Отроги, особенно южные, представлены большим количеством коротких хребтов, часто с заостренными гребнями и пиками, сильно расчлененными долинами различных направлений. Абсолютные высоты уменьшаются от 1009 (г. Аю Кая) в массиве Сорос у Кок - Асана до 350-300 м, на хребтах Узун Сырт и Тепе Оба, у Феодосии, где Главная гряда заканчивается.

Несколько особняком стоят, в юго-восточной части, горы Судакско-Карадагского района, сложенные крупными массивами рифогенных верхнеюрских известняков, вулканическими эффузивными породами (южный Карадаг), а также конгломератами и песчаниками.

Характеристики горной породы играют далеко не последнее место при преодолении технически сложных перевалов, т.к. от состава пород зависит характер крючьев, применяемых на маршруте. Кроме уже упоминавшегося Судакско-Карадагского района с рифогенными известняками, аналогичные породы характерны для г. Ай Петри и гор Кастропольско-Форосско-Ласпинской группы. Брекчевидные известняки встречаются на южном склоне пер. Кисгич Южный в ущелье руч. Беш Коба на С-В склоне Чатырдагского массива, хр. Кокия-Кала у м. Айя. Слоистые известняки, крайне ненадежные для забивки крючьев, встречаются в районе Тарак Таша, Ялтинской яйлы, Бабуган яйлы.

Породы таврической серии, лежащие ниже мощной пачки известняков как на южном, так и на северном склонах (примерно на высотах ниже 400-600м) из-за своей рыхлости практически не могут обеспечить надежность крепления крючьев и, соответственно, надежной страховки, также как и конгломераты отдельных массивов (прежде всего, гора Юж. Демерджи). Внутренняя гряда сложена преимущественно массивами нуммулитовых и мшанковых известняков, породой мягкой и весьма ненадежной, но все перевалы Внутренней гряды некатегорийные и крючьевой страховки не требуют.

Климат в Горном Крыму умеренный, средние летние температуры (в июне на яйлах + 15, в предгорье + 24, на побережье + 23), зимние (январь - соответственно – 5, -1, + 3). Зимой понижения температуры достигают до – 30. Много ветреных дней, что приводит довольно быстро к переохлаждению. Снежный покров от 30 см на Караби яйле до 80 см на Ай Петри, в карстовых воронках - до 5 м. В зимнее время карстовые плато представляют повышенную опасность при прохождении, т.к. некоторые входы в вертикальные карстовые полости занесены снегом. В отдельные годы, на протяжении всего зимнего периода в горах сохраняется повышенная лавинная опасность из-за высокой крутизны склонов.

Крым невелик – из Симферополя до любой точки маршрута на транспорте не более 2-4 часов.

Автор надеется, что данная книга поможет Вам со знанием дела спланировать свои путешествия.

Сложность таких видов туризма как: пешеходный, лыжный, велосипедный, мотоциклетный часто зависит от сложности перевалов, встречающихся на маршруте, а в горном туризме предусматривает включение категорийных перевалов при прохождении маршрута и полностью от них зависит.

Составление данного перечня является первой пробой упорядочения и систематизации перевалов Горного Крыма. Необходимость такого перечня очевидна, т.к. в связи с распадом СССР основные, а точнее, все районы проведения горных походов оказалось за пределами Украины. Тысячи ее жителей, занимавшихся спортивным туризмом, попали в изоляцию от любимого вида спорта.

Существуют скептики, которые утверждают, что перевалы Горного Крыма не такие сложные и высокие как на Тянь-Шане, Памире или Кавказе. Да, суперсложных перевалов в Крыму нет, но есть перевалы, которые смогут дать первоначальный опыт в подготовке новичков и спортсменов массовых разрядов (3-2). Еще Ю.В. Гранильщиков – один из пионеров горного туризма в СССР и основоположников классификации перевалов - писал: ”В Карпатах, Крыму, на Урале, в Саянах маршруты, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к горным путешествиям, на данный момент из-за недостатка оценочных материалов отсутствуют. Но это не исключает возможности встречи в этих и других районах с препятствиями, характерными для горных путешествий, включая категорийные перевалы”. (Л. 4, с.7)

Кроме того, скептикам стоит напомнить, что категория трудности перевала не зависит от географической широты, населенности района, высоты и других факторов. Для оценки трудности перевалов разработана специальная методика, в основу которой положены такие определяющие признаки, как характер наиболее сложных участков, необходимых для преодоления перевала, техника и тактика передвижения, количественные характеристики (протяженность непрерывной страховки, число точек страховки), необходимое специальное снаряжение. Причем, за число точек страховки принимаются все места (позиции) закрепления и протравливания веревки с помощью ледоруба, альпенштока, крючьев с карабинами или петлями, скальных выступов, через плечо, поясницу и т.д., необходимые для навески перил и охранения идущего первым на подъеме и последнего на спуске. Есть противники классифицирования перевалов в Крыму еще и потому, что далеко не все перевалы имеют ярко выраженные седловины. Это тоже не аргумент. Под выражением “перевал” в горном туризме, в отличие от географического определения, подразумевается путь пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевал должен удовлетворять логической обоснованности и безопасности пути. Перевальная точка может не совпадать с самой низшей точкой водораздела. По соображениям простоты и безопасности могут осуществляться подъем на хребет в какой-либо точке, затем короткий траверс хребта и лишь потом спуск из другой точки хребта. Классифицироваться могут траверсы отдельных протяженных участков гребней хребтов от одного перевала до другого или через несколько перевалов и вершин.

По морфологическому строению горный Крым представляет собой три гряды-куэсты, то есть имеющие ярко выраженную асимметрию склонов. В данном случае, для всех горных гряд - Главной, Внутренней и Внешней - характерны крутые, часто обрывистые южные склоны и относительно пологие северные. В отрогах, отходящих от основных горных гряд, ориентировки перевальных склонов чаще всего соответствует направлению запад-восток, и резкой ассиметричности за редким исключением не наблюдается.

Подавляющее большинство перевалов Горного Крыма некатегорийные, через многие из них проходят тропы, грунтовые дороги, улучшенные и асфальтированные дороги. Через эти перевалы можно проложить интересные маршруты по вело и мототуризму. Перевалы с категорией трудности от 1А до 2 Б определяют категорию сложных горных и, отчасти, пешеходных и лыжныхпоходов.

Классификация перевалов составлена на основе “Таблицы оценки трудности перевалов”.

Например, оценка перевала Гаспра-Богаз 1 А 1160 м н.у.м. Поселок Кореиз (150 м) тропа по водоразделу, далее вдоль русла балки Соухдере вначале хорошая, потом нечеткая. В верхней части ущелья теряется, крутизна подъема от 15 до 45°. Выход на перевал по перильной веревке длиной 20 м, крутизна 50-60°. Высота перевала 1160 м. Ходовое время из Кореиза 190 минут. От перевала пересекаем яйлу в северном направлении 65 минут. Спуск по тропе 15-40° в русло Куру Узень, далее прохождение Большого Каньона по руслу р. Аузун Узень. В начале каньона 30 м, а у ”Ванны молодости” перила 10 м, выход к р. Коккозка, тур. стоянки “Коккозка-2” 410 минут (310 м н.у.м.). Ходовое время на маршруте 705 минут (11 часов 05 минут). Набор высоты 1010 м, потеря высоты 850 м, общий перепад высот 1760 м.

Точек страховки 3, протяженность участков со страховкой 60 м. По всем параметрам перевал может оценен категорией 1 А, а то и 1 Б (в зависимости от условий погоды).

Категория перевалов дана для лета и зимы, но следует отметить, что календарная зима в Крыму не всегда совпадает с истинными условиями прохождения, и окончательная оценка может быть установлена только по предоставлении отчета группой, т.е. по фактическим условиям прохождения.

Часть предлагаемых к туристской классификации перевалов – это кулуары скальных вершин. По ним проложены классифицированные альпинистские маршруты. Примеры тому Восточный и Западный кулуары Ай Петри, ю-з кулуар Эклизи Бурун, кулуары г. Форос. Если их проходить не как чисто альпинистское восхождение, а как перевалы, т.е. из долины в долину, то они вполне могут быть классифицированы как перевалы.

Может быть классифицирована и связка кулуаров, т.е. подъем по одному из них и спуск по другому. В данном случае категория трудности перевала оценивается по суммарной сложности пройденных участков на спук и подъем.

Необходимость составления перечня Крыма очевидна. В конце 80-х годов был составлен перечень перевалов среднегорья СССР, куда вошли перевалы Хибин, Урала, гор Сибири. Крымские горы не представлены в данном перечне по одной простой причине: не были представлены сведения о перевалах. Эта работа позволит в какой-то мере компенсировать это упущение.

Данный перечень не претендует на абсолютную полноту и может быть расширен по мере накопления материала, прохождения и описания новых перевалов, к тому же, по мере накопления материала, категория перевалов может изменяться в ту или иную сторону. Перечень построен по региональному принципу и включает в себя пять районов:

1.        Западный (Главная гряда от Севастополя до долины р. Альма, г. Алушты);

2.        Центральный (от долины р. Альма до автодороги Белогорск - Приветное);

3.        Восточный (от автодороги Белогорск-Приветное до г. Феодосия);

4.        Внутренняя гряда;

5.        Внешняя гряда.

Внутри каждого района есть подрайоны (как правило яйлы), которые обозначены буквенными символами от А до Ф, кроме букв О и З, т.к. их написание можно спутать с цифрами 0 и 3.

Нумерация перевалов идет, в основном, с запада на восток. Для отрогов порядковый номер возрастает по мере удаления от Главной гряды.

Пример нумерации: Б. 11. перевал 11-й с запада на Байдарской Яйле – пер. Шайтан – Мердвен

В. 3.5 – Айпетринская яйла, третий отрог с запада, пятый перевал от яйлы по хр. Куртлер – перевал Седам Кая.

По каждому перевалу приведены следующие данные: порядковый номер внутри подрайона; название перевала, высота в метрах над уровнем моря, категория перевала летом и зимой (если есть сведения, характер определяющих сложность перевала участков (скалы, снег, осыпь, трава); реки, долины, ущелья, которые соединяют перевалы, уточняющие данные. При указании соединяемых долин указывается вся цепочка речной системы. Например: Таш Хобах Богаз соединяет долину р. Улу Узень. Восточный (Черное море - с долиной ручья Гнилушка, впадающего в р. Бурульча, которая, в свою очередь, несет свои воды в р. Салгир.

В связи с тем, что перечень составлялся несколько лет, кое-где произошли изменения. Заросли тропы, или дороги превратились в тропы. Местами - наоборот. Поэтому возможны небольшие расхождения с перечнем.

При дополнении перечня рекомендуется применять для перевала местные названия смежных долин и рек, разделяемых этим перевалом, а также названия близлежащих приметных вершин.

При необходимости следует уточнять положение перевала и давать дополнительные сведения по направлениям сторон света (западный, восточный, центральный и т.д.), указывать орографические признаки (верхний, нижний, большой, малый, левый, правый и т.д.).

Название перевала может быть образовано из описания его геоморфологических и структурных особенностей (крутой, пологий, скальный, камнепадный и т.д.), из описания окраски и состава пород (белый, красный, осыпной, мраморный и т.д.). Допустимы сочетания признаков (белые скалы, красный камень и т.д.)

При составлении предлагаемого перечня сохранены местные названия перевалов, а также названия, бытующие в туристской среде, встречающиеся в краеведческой литературе и в книге Ю.Н. Шестопалова “Туристские маршруты Горного Крыма”. Харьков, 1996 год.

Некоторые перевалы указаны без названий, дана только их высота.

Перечень составлен на основе многолетних личных наблюдений и путешествий по Крыму, а также с использованием картографического материала масштабов 1: 25000 и 1: 50000 .

Автор искренне благодарен всем, кто оказал помощь в работе по составлению перечня: рецензенту – кандидату географических наук В. М. Шумскому, Пошивальнику С.И., Лишаеву Ю., Кулакову А., Алейникову А., а также всем участникам походов, с которыми проходились перевалы. Особую благодарность хочется выразить председателю федерации туризма, мастеру спорта по туризму Генхелю М.И. за помощь в создании книги, автору компьютерного набора С.И. Афанасьевой и А.Г.Рудницкому.

В некоторых графах отсутствуют сведения – нет данных. При описании перевалов и определении их трудности рекомендовано пользоваться предлагаемой таблицей.

При проведении походов по Крыму следует помнить, что погода в горах крайне изменчива, особенно в зимний период. С ухудшением погоды категория трудности ряда перевалов возрастает, в особенности тех, которые имели скальные участки. Зимой также усложняется прохождение перевалов, особенно кулуарного типа, что приводит к увеличению категории трудности перевала и, соответственно, предъявляет повышенные требования к участникам походов. При наличии значительного снежного покрова ряд перевалов лавиноопасен. Ряд описаний перевалов и их зарисовок приводится в данном перечне. Приводимые в перечне описания несколько отличаются от общепринятых, где, как правило, дается описание пути к перевалу выше границы леса. Но в связи со спецификой Крыма, где ориентирование, ввиду сильной расчлененности формами микрорельефа, намного сложнее, чем в горах Памира, Кавказа и других регионов, то по данной причине автор считает необходимым описывать и пути подхода, чтобы упростить точный выход к нужному перевалу.

Проводящим походы по Крыму следует помнить, что в Крыму обязательна личная явка руководителей групп в КСС (контрольно-спасательная служба. г. Симферополь ул. Зои Жильцовой, 24 (от ж.д. вокзала троллейбус 6 до ост. Площадь Советская), или в КСО, которые есть в городах Севастополь, Бахчисарай, Ялта, Алушта, Судак, Феодосия).

Если ваш маршрут проходит через заповедные территории, необходимо дополнительное согласование с управлением лесного хозяйства. (г. Симферополь, ул. Гавена 4. Тел. 44-28-12)

Перечень тур. Стоянок, разрешенных для остановки туристов в горно-лесной зоне без согласования с Госкомитетом Крыма по лесному хозяйству (но с обязательной регистрацией в КСС) указан в обновленной карте «По Горному Крыму» 1:50 000. НПП «Союзкарта» 2004 г.

Без регистрации в ГКЛХ стоянки разрешены в местах массового загороднего отдыха, определеных местными исполкомами.

Замечания, дополнения по перечню можно направлять по адресу 95038 г. Симферополь 38, ул. Хабаровская 48, кв. 23, Закалдаеву Николаю Викторовичу или г. Симферополь, ул. Турецкая 8, Центр детского и юношеского туризма (для Крымской МКК). Контрольно-спасательная служба. Симферополь, ул. Зои Жильцовой 24, тел. 25-31-58.

По этим адресам направлять паспорта и описания категорийных перевалов, с целью их дальнейшей систематизации и возможной публикации в печати.

Підписатися на Коментарі для "Закалдаев Н.В., "Перевалы Горного Крыма""