Перевал Парагельмен

на подъеме 100 м
на спуске 0 м

Составил Закалдаев Н.В.

Движение начинаем от автодороги Алушта - Ялта. За поселком Виноградное первое ущелье на запад.

От шоссе на запад оп узкой асфальтовой дороге до поляны 150м. Затем вверх тропой вдоль ручья до ЛЭП. Вдоль ЛЭП по тропе на юго-запад, затем на запад около 300м. Вдоль крутого правого (орографически) борта ущелья по тропе на северо-запад по дороге до пересечения ручья. Идем по левой тропе вдоль ручья Ай Илья до слияния его двух истоков. От слияния тропа поднимется к полю. По краю поля выходим на старую дорогу. Слева (по ходу) над ущельем выходы скал. Дорога входит в лес и поворачивает на юго-запад, пресекает еще одно поле, частично поросшее кустарником, и выходит к ручью. Вдоль ручья на запад по краю большого поля. У юго-западного края поля – развилка. От начала пути до развилки 30-40мин. (зависит от веса рюкзаков). Проходим ручей и начинаем подъем по тропе, идущей на юг Поднимающаяся серпантином тропа меняет направление на Ю-В и выводит на гребень небольшого отрога, затем поворачивает сначала по левому борту, а затем по правому борту небольшого ущелья, поворачивает на восток и, поднимаясь, выводит к заброшенным складам карьера. Обойдя склады, выходим на асфальтовую дорогу. От поля до дороги 20мин. Пройдя по дороге на юг около 300м, выходим к рыжеватому глинистому обрыву, опускающемуся к дороге. Здесь же квартальный столб лесничества и уходящая на С-З тропа. В случае плохой погоды можно по тропе подняться к род. Талма (40мин.) и по дороге уйти на юг в ущелье Ай Ефим (1,5 часа). Слева вдоль дороги идет труба с водой. Через метров 200 от развилки снизу приходит тропа. Здесь же в трубе небольшое отверстие, закрывающееся тонкой пластинкой, при необходимости можно здесь пополнить запас воды. К западу от дороги видна отвесная стена г. Парагильмен. Уходим под скалу по тропинке вверх, под скалами есть металлические скамейки. Идем под скалами направо до кулуара между двумя бастионами. Затем налево вверх в кулуар по осыпи крутизной 40-450. Кулуар разделяется на два: левый, очень узкий, уводит к гребню юго-восточной стены. Уходить к перевалу надо по правому. У растущих на осыпи кустов начинается почти вертикальная стенка. Необходимы каски. Здесь же организовать пункт страховки. Есть старые крючья, но их перед использованием их необходимо проверить. До седловины около 100м скал крутизной от 50 до 800 . До первой полки около 20м, до второй 23м. В левом углу второй полки – узкий камин, двигаться без рюкзака, часть можно пройти в распор. Здесь же необходимо организовать еще один пункт страховки. Камин выведет на наклонную полку. До нее 30м. Здесь еще необходим ПС. От полки стенка почти вертикальная, затем крутизна уменьшается. Есть трещины для закладок. До седловины между бастионами 30м. На седловине есть деревья, где можно укрепить перильную веревку. Крючья нужны разнообразные: как для тонких, так и для широких трещин. Местами скалы разрушены и крошатся, нужны «морковки».

Время, необходимое на подъем группе в 6 чел., 2,5-3 часа.

Зимой очень часто участки стены и полки покрываются коркой натечного льда, что осложняет прохождение перевала. Парагильмен – отторженец Бабуган яйлы. Небольшое плато горы частично закарстовано, встречаются поверхностные формы карстового рельефа, отдельные карры и небольшие воронки.

Чтобы спуститься в ущелье Ай Ефим, необходимо пройти по всхолмленному плато, заросшему лесом, перемежающимся с полянами. Есть слабая тропа, ведущая на запад, на юго-запад по ней до лесной дороги около 1,5км и минут 25 пути. По дороге на юг (дорога петляет) до просеки газопровода 15 мин., еще минут 10 до сосняка на развилке. Правая дорога огибает верховья ручья, а левая вдоль левого борта ручья по сосняку уходит на Ю-Ю-В. Метров через 500 слева – большая поляна Исмелез с гималайским кедром и деревьями грецкого ореха. Справа от дороги у трубы, идущей от источника воды, - сборный колодец, где можно набрать воды. Если продолжить движение вниз по дороге, то через 15 мин. выйдем к полю. Дорога еще 12 мин. спускается к ручью и выходит на дорогу между селами Запрудное и Пушкино по дороге на восток, юго-восток 25 мин. до троллейбусной остановки в с. Пушкино.

Парагильмен по западному гребню. 1А. 857м.

От остановки троллейбуса «Шархинский карьер» (у с. Малый Маяк) по транспортному обводу 150м до тропы перед домиком. Можно идти и по дороге в карьер, тропа короче и срезает петли автодороги. Вскоре тропа пересечет дорогу еще раз, а потом еще. За крутым поворотом от асфальтовой дороги – полянка, справа по ней и идет тропа, затем, войдя в лесок, тропа пересекает грунтовую дорогу и серпантином поднимается вдоль металлической трубы водовода и выводит на грунтовую дорогу. По дороге налево до лавандового поля, затем по тропе вправо через угол поля до леса. Вскоре тропа опять выводит к трубе водовода, на подъеме вправо уходит тропка на поляны, правая же вдоль трубы – на асфальтовую дорогу. До дороги от остановки около 1,5км (25-30мин.). У дороги в трубе есть пропил, если вставить в него пластинку из жести от банки или от пластиковой бутылки, то можно набрать воды. Вода питьевая. От асфальта вверх под южную стену г. Парагильмен, затем налево до крайнего западного гребня. На гребне мелкие скалы, на протяжении маршрута много деревьев, за которые можно закрепить веревку и осуществлять через них страховку. На гребне много разнообразных трещин и выступов. Промежуточные пункты страховки можно осуществлять на крючьях, выступах, деревьях. Ключевой участок подъема – у последней стенки. Под ней растет дерево, на котором необходимо организовать пункт страховки. Последний участок можно пройти по двум вариантам: слева по трещине и справа по гребню. Вверху страховку можно организовать через выступ, до него 30м, или через дерево. До дерева 35м от нижней точки страховки.

На вершине г. Парагильмен триангуляционный знак. От дороги до вершины 1-1,5 часа с легкими рюкзаками. Спуск с вершины на юг 350м до большой поляны. С поляны на юго-восток уходит тропка, круто спускающаяся по карьеру. Тропа нечеткая, местами пропадает. Ориентиром справа служат верховья ущелья Карабах дере и за ним отвалы карьера. Перед выходом к отвалам тропка через заросли ежевики выводит к небольшому заброшенному полю лаванды и через него – на асфальт к отвалам и складу ГСМ. В 100м за складом у столба ?15 от дороги надо свернуть влево к непостоянному водостоку и через 200-300м еще раз влево по тропе, выводящей на дорогу с небольшого пруда. По дороге на восток(слева водонакопительная станция) мимо дачных участков дорога приведет на окраину с. Кипарисное. Далее по ул. Партизанской выходим к остановке троллейбуса. Спуск с вершины занимает 1-1,5 часа. Набор высоты на маршруте 560м, спуск 580м, общий перепад 1140м. Расстояние 8км. Ходовое время на маршруте 3-4 часа.

Підписатися на Коментарі для "Перевал Парагельмен"