3.3.10. Радиальное восхождение на вершину пика Большая Ганза по западному гребню (5306м; 2Б)
Район | Хребет, массив, река | Название | Высота (м) | Категория трудности | ||
лето | зима | межсезонье | ||||
Памиро-Алай, Фанские горы | Меридианальная часть Восточного Фанского хребта | Большая Ганза | 5306 | 2Б | - | - |
Местонахождение на хребте, отроге, реке:
Вершина расположена в меридианальной части Восточного Фанского хребта. Является второй по высоте точкой Фанских гор.
GPS-координаты:
N39°09,0463' E068°19,1194'
Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:
Назван А.С.Мухиным и В.Ф.Гусевым.
Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):
1937г. группа из 2-х человек под руководством А.Мухина (А.С. Мухин и В.Ф.Гусев). [4]
Печатный или рукописный источник сведений:
1. горный поход 4 к.с. по Фанским горам, 2004, рук. Ганаховский С. http://tourism.bmstu.ru/index.php?option=content&task=view&id=101&Itemid=27
2. горный поход 4 к.с. по Памиро-Алаю, 2006, Савенков К.О.http://savenkov.lvk.cs.msu.su/tourizm/trips/2006/pamiro-alai/otchet/
Общее время прохождения: 11ч 00 мин
Время, затраченное на подъем: 6ч 00мин
Время, затраченное на спуск: 5 ч 00 минут
Категория сложности: 2Б
Возможные опасности и меры безопасности:
При подъеме снежно-ледовый склон с тремя ледовыми взлетами. На первых двух взлетах движение на подъем с самостраховкой ледорубом. На третьем взлете появляются трещины, ледник разорван - движение в связках. Вершинный взлет скально-ледовый. В зависимости от состояния снега может возникнуть необходимость наведения перил.
При спуске на двух нижних крутых участках в малоснежный год лед, движение в связках с одновременной страховкой через ледобуры.
На юго-восточную сторону с вершины висят карнизы, выход на них крайне опасен и не рекомендуется!
Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:
Ледорубы, каски, полная система, веревки из расчета 1 на связку, ледобуры.
Возможные и рекомендуемые места ночлега:
Седловина пер.Седло Ганзы.
Описание:
День 13. 15.08.2010
Подъем на п.Большая Ганза проходит по широкому гребню, осыпному в нижней части и снежно-ледовому с выходами скал в верхней части (рис.94).
От седловины пер.Седло Ганзы начинаем подъем по пологой длинной осыпи (крутизна до 20?) гребня п.Большая Ганза в направлении вершины. Кое-где встречаются отрезки тропы. Поднимаемся по осыпи до начала снежно-ледового склона, одеваем кошки (рис.95).
На снежно-ледовой части склона четко выражены три достаточно крутых отрезка подъема с выполаживаниями между ними. Первый снежно-ледовый взлет крутизной до 40?, длина около 190м, проходим в кошках с самостраховкой ледорубом (рис.96). Продолжаем подъем в восточном направлении, придерживаясь верхней части гребня. Перед началом второго взлета появляются трещины - продолжаем подъем в связках. Крутизна до 45?, около 150м, в нашем случае склон был фирновый (рис.97). С подъема просматривается путь траверса к пер. Гусева-Мухина Восточный (рис.97, 102). После прохождения склона на выполаживании уходим вправо по ходу ближе к гребню, т.к. впереди очень большие разрывы ледника. За гребнем находится большая снежная мульда, которую обходим слева по ходу и по снежному полю выходим к вершинному (третьему) взлету. Склон крутой - 45?, в нижней части представляет собой снежный склон с кальгаспорами. В средней части - сфирнованый снег, лежащий на скалах, в верхней части - снежный склон. В средней части наводим 2 веревки перил (в сумме 100м) до выполаживания (рис.98). Поднимаемся на вершинный гребень в 30м южнее вершинной башни. От точки подъема видна долина р.Сувтор и наш путь подъема в нижний цирк пер.Седло Ганзы (рис.99). Вершинная башня скальная, порядка 10м. По осыпи и разрушенным скалам поднимаемся на нее. Тур находится в ее восточной части (рис.100). На юго-восточную сторону висят огромные карнизы, гребень обрывается вниз скальными сбросами.
С вершины открывается потрясающая панорама на все Фанские горы, прекрасно видны п.Чимтарга и п.Энергия, п.Бодхона и п.Малая Ганза, просматриваются седловины пер. Кальгаспорный, обоих пер.Гусева-Мухина, пер.Адиджи и пер.Седло Бодхоны (рис.101).
Спускаемся по пути подъема. При прохождении верхнего взлета на спуск наводим 5 веревок перил до выполаживания перед вершинным взлетом (рис.102), второй участок спуска проходим в связках, третий участок спуска проходим в связках, в нижней части спуска при выходе на лед движемся, организовывая ледобурную дорожку.