Шан-Кая (VI к.т.)

Шан-Кая
Шан-Кая (с указанием маршрутов)

Скала Шан-Кая (Соколиная) расположена на южном склоне Главной гряды Крымских гор в районе Алупки. Если смотреть на нее с автодороги Ялта-Симеиз, то кажется, что от основного горного массива отломился гигантский кусок скалы. С юга Шан-Кая обрывается 250-метровой стеной, с трех других сторон ее крутые склоны покрыты сосновым лесом. Подойти к ней лучше всего со стороны поселка Шевченково. От развилки дорог следует идти вверх, вдоль виноградников, по тропинке, которая вскоре выводит на лесную дорогу, поднимающуюся к скале. Чуть выше каптированного источника находится поляна для бивака. Путь от шоссе до нее занимает около часа.

Шан-Кая представляет собой гладкий монолитный массив с нависшей вершиной. Известняк, слагающий стену, сильно разрушен, особенно в верхней части. Имеется два маршрута восхождений.

Первый маршрут

Он проходит через центральную часть стены. Начинается он западнее большого навеса вершины и идет в направлении предвершинного желоба. Основание стены – 30-метровая серая плита, проходится вертикально. Через 60 м путь идет по отвесной стене, заканчивающейся нашлепкой первого пояса. Нашлепки обходятся справа до котлов – сферических углублений в стене. От них начинается нависающая часть маршрута, по которой еще 60 м до нашлепок второго пояса. Крутизна этого участка 110°. Дальше следует двигаться в направлении откола, оставшегося от отвалившегося карниза, проходить его траверсом вправо вверх, с внутренней поверхности откола на внешнюю.

Дальнейший путь идет вверх до самой нависающей до 120° части скалы и нашлепок третьего пояса. Двигаться надо влево вверх до входа во внутренний угол. Вверху слева от угла – большая полка, с 8-метровым карнизом, который проходится справа с выходом на предвершинный гребень.

Остальной путь до вершины по легким скалам, весь маршрут рассчитан на 4-6 дней с применением искусственных точек опоры. Ночлег на стене организуется в гамаках. Движение и страховка на двойной веревке. Для прохождения маршрута необходимо 250 шлямбурных крючьев.

Второй маршрут

Он начинается в центре нависающего участка стены и находится в 30 м правее первого маршрута. По нему пройдено пока только 80 м по монолитным известнякам до нашлепок первого пояса. Крутизна участка 90-95°. На маршрут потребуется 300-320 шлямбурных крючьев.