Эски-Кермен ? Мангуп-Кале

Эски-Кермен - Мангуп-Кале (20 августа 2006 г.)

Стоять, курить, и так, от делать нечего фотографировать пейзажи окрестных гор - что еще делать, ожидая встречного поезда на станции ?Инкерман-1?. К стати, всегда интересовал вопрос, почему именно ?1?? Наверное, где-то должен быть и ?Инкерман-2?, и даже возможно 3. Наконец вот он - конец десятиминутного ожидания, растянувшегося, по всей видимости, минут на двадцать минимум, летел на меня по рельсам встречных путей. Нет, все-таки это нет на этой станции того ощущения, когда поезд как будто летит прямо на тебя из ночной мглы, рассекая темноту прожекторами. А жаль? Еле успел запрыгнуть в электрон - прямо в закрывающиеся двери. Или это машинист увидел меня и решил, что я все-таки могу ехать дальше.

На станции Инкерман-1
На станции "Инкерман-1"

На удивление, дорога не казалось такой утомительной, как обычно до Симферополя. Куда мы ехали - я и сам толком не знал. И хотелось одного - по крайней мере в этот раз добраться до вершины Мангуп-Кале. Сколько раз лежа в тени деревьев за Терновкой хотелось подняться туда и взглянуть на вниз, на все это с чувством превосходства, гордости, или еще чего-то, что так трудно описать обычными словами, всей гаммой чувств, которую обычно рождает её величество Высота. Это было, пожалуй, главной целью поездки. Так уж совпало, что маршрут, предложенный на сайте, был очень похож на тот, который я давно планировал проделать. Найти и познакомится с ребятами на вокзале оказалось делом легким и быстрым и вот мы катим на стучащем колесами поезде куда-то в сторону моей цели.

?Вы с той группой велосипедистов на Эски-Кармен едете? - подошел к нам с Деном незнакомый парень, которого на вокзале мы, по моему, не видели.

? Ну вообще-то ехали на Мангуп - говорю.
? Ну да, на Мангуп, но через Эски. Предлагаю выйти на Верхнесадовом и проехаться по грунтовке до поворота. Я, правда, не знаю, как до поворота ехать - если что - немного поплутаем.

Посмотрели карту, нашли эту грунтовку и решили, что времени достаточно и даже если придется немного поплутать - ничего страшного не случится - все дороги ведут в Рим. Решили не ехать до Фронтового и выйти прямо в Верхнесадовом. Как выяснилось позже, подошедшего к нам парня звали Денис, и он лучше всех знал эти места и маршрут движения

На станции сгрузились. Кто-то пошел искать магазин, кто-то курил, кто осматривал велосипед, кто просто бросался острыми словечками. Друг друга еще почти не знали. Из имен, услышанных на вокзале, в памяти всплывали далеко не все.

Верхнесадовое. Перед стартом
Верхнесадовое. Перед стартом

Вот наконец все в сборе, короткое определение направление движения и поехали. Всего 9 человек. Большинство едут в такой поход впервые. Приятно удивляет присутствие хотя бы одной представительницы прекрасного пола. Теплее.

?Осторожно, ребята, крутой подъем? - радует нас встречный абориген. Если бы он знал, какие подъемы будет дальше - он вряд ли бы так назвал эту горочку.

Где-то там, за полями - Фронтовое
Где-то там, за полями - Фронтовое

Она еще не поставила все по своим местам - кому ехать впереди, а кому последним, но первое, что бросилось в глаза - разительно отличие грунтовки от привычной укатанной асфальтом дороги. Ехать здесь сложнее и приходится сильнее давить на педали. Прямая уже не несет тебя сама, а цепляет за каждый выступ на покрышке чем ей вздумается - ветками, гравием, травой.

Где-то там, за полями - Фронтовое
Где-то там, за полями - Фронтовое

Дорога, как граница, делила пространство между лесом и полем, и кто теперь скажет: что было сначала, не то дорогу проложили в обход леса, не то лес отступил за дорогу, как будто проигрывая сражение бескрайним полям. А где-то там, за полями, осталось Фронтовое, все асфальтовые дороги, машины, люди, вся цивилизация теперь там, а мы здесь. Мы теперь не часть её, а часть какого-то другого мира, тихого, неизвестного и такого непередаваемо могущественного в своем спокойствии. Мира, который не потерпит суеты, в котором каждый должен сделать все, что от него зависит и по большому счету может рассчитывать только на свои силы, когда ты остаешься наедине с этой дорогой.

Ни существенных спусков, ни сложных подъемов не встретилось за семь километров дороги, что ехали до первого привала. Но, как я уже сказал, грунтовка выматывает, выматывает гораздо сильнее, чем асфальтовая дорога. Да и палящее солнце прибавляет препятствий - пот катится градом, отбирая у организма накопленный за рабочую неделю запас воды и вместе с ним и запас сил заодно. Походу, остановка на отдых была вынужденной мерой: Даже на таком не очень крутом спуске ширина колес имеет значение. Первые падения не заставили себя долго ждать. Остановились чтобы залить раны йодом (от зеленки почему-то отказались) и заодно немного передохнуть.

Первый привал
Первый привал

Хорошо лежать под тенью кустов и как не хочется вставать и снова всеми потертостями садясь на жесткое седло двигаться вперед, навстречу новым, неизведанным еще местам! И в такие минуты ты еще, может быть, не осознаешь, что новые впечатления стоят того, чтобы преодолеть эту природную лень и вновь обменять свои силы на километры дороги. Это осознание придет позже, к тому счастливцу, который решится сделать это, придет, пока ты будешь стоять на вершине в конце того пути, который выбрал для себя сам.

Спуск, спуск, спуск? бац. Поворот. Хотя кто-то поймал и кусты по дороге вместо поворота. Вот теперь наш проводник знает дорогу точно, в чем мы неоднократно убеждались. Вообще-то стоит задуматься, что бы мы делали без него - ведь толком дороги никто не знал. Хотя я могу конечно и ошибаться. Возможно, выбрали бы другой маршрут, или показали бы чудеса ориентирования на местности - не знаю. В общем, теперь мы ехали по направлению к Эски-Кармену, и я никак не мог понять, что произошло после отдыха. Педали на велосипеде никак не хотели крутится: толи что-то отдых заставил так расслабится, толи что-то попало в колесо? Сейчас дорога до Эски кажется какой-то быстрой, без особых впечатлений или запоминающихся видов. А вот зато подъем наверх, к озерам, запомнился очень хорошо! Крутить педали вверх у меня ни сил, ни желания не хватило. Впрочем, не у меня одного. Хотя для некоторых этот подъем, как я понял, не был особым препятствием. Молодцы! Хотелось бы так тоже и, думаю, в дальнейшем мы от них не отстанем. Главное, продолжать. На Эски подниматься не стали, но даже по горным пейзажам внизу было видно, что наверх подняться стоит. Ну что ж - в другой раз поднимемся туда обязательно. А сейчас у нас другая цель.

У подножья Эски-Кермен. Горные пейзажи
У подножья Эски-Кермен. Горные пейзажи
У подножья Эски-Кермен. Горные пейзажи
У подножья Эски-Кермен. Горные пейзажи

Пока поднимались на верх, к горным озерам, стала подходить к концу минералка, что взяли с собой из Севастополя. И хотелось поскорее добраться до верха, где, как нам пообещали, был родник. В принципе, вода из этого родника текла вниз, прямо мимо нас, и приходилось то и дело переносить велосипед через ручейки воды, пересекающие дорогу. Но пить её никто не решился. Возможно, этому в большой мере способствовал вид местных ребятишек, которые в одной из заводей стирали носки.

Uphill struggle. Что толку рассказывать. Тому кто не испытал этого на себе все равно не понять, а остальным достаточно просто вспомнить такие случаи в своей собственной жизни, возможно даже не один и не два и сразу все станет понятно. И вот, мы, наконец то, около озер.

Озера Пятой балки
Озера Пятой балки

Честно говоря, купаться уже не было сил, хотя и хотелось смыть с себя все, чем так щедро одарила нас всех дорога. Зато возникла другая идея - пообедать. К её реализации приступили с набирания воды в роднике. Вода была холодная, чистая и сейчас мне снова хочется её попробовать и ощутить во рту её вкус - что ни говори, а вода это не просто H2O, а что-то гораздо большее, возможно, залог самой жизни. Пообедали, полежали немного и снова в путь - благо впереди намечается спуск, а это должно быть полегче. Но кому должно - оно прощает. Сыпуха, мелкие камни, крупные камни, вся дорога в выщерблинах, канавах, всюду колеса натыкаются на пластинчатые камни, разламывая их на острые осколки. Внизу дорога на вид прямая, но несет как сумасшедшая! Скорость под 40, повороты, еще и какая-то машина стоит - чуть не вписался!

Лесной обход 6. На повороте на Терновку
Лесной обход 6. На повороте на Терновку

Дорога примкнула к асфальтовой. ?Терновское лесничество. Лесной обход ?6?. Внизу - Терновка, впереди - Мангуп. Внутри - сил ехать в горку уже не осталось. Здесь мы расстались с двумя нашими спутниками. Они решили спустится в Терновку и вернутся в Севастополь. Нет, нам домой еще рановато. Мангуп ждал нависая над нами высокой грядой. Как же уже надоели эти подъемы - никогда этот путь вверх от Терновки не казался мне таким длинным. Я всегда думал, что он короче. Но видимо силы у всех были на исходе, и до беседки, где мы разместились на перекур, я приехал даже и не последним.

Доехали до технических озер. Когда я был здесь весной, вода закрывала стволы деревьев на половину, хотя по следам на деревьях было видно, что бывала и выше. Но сейчас от них осталась жалкая мутная лужица и было непонятно, как мы тогда могли там купаться. Теперь нас ждал подъем, ждал, наверное, так же сильно, как и мы его. И отнюдь это не значит, что он собирался нам чем-то помочь или становился от этого легче. Решили, что подниматься будем группами, по самочувствию и встретимся на верху. Мы втроем остались, отдыхать и набираться сил, пока остальные с энтузиазмом покрутили педали наверх. Пока сидели, разговорились с нашей спутницей. Молодец девчонка! Кого можно назвать героем дня - так это её! Я и сейчас удивляюсь, как она наравне с нами поднималась на горы и спускалась по сыпучим дорогам, несмотря на то, что у неё поднялась температура, что она всего пол месяца назад села на велосипед. Сказать ?Респект? - значит нечего не сказать!

Начали подниматься. Устал настолько, что даже не было сил вытащить фотоаппарат из рюкзака. И чем выше поднимались, тем красивее становились пейзажи вокруг. Странно, но удивительным свойством обладают такие виды. Не знаю, заметил ли кто-нибудь кроме меня это еще, но когда посмотришь на них, кажется, что мышцы удивительным образом наливаются новыми, неизвестно откуда берущимися, силами, и чем дольше смотришь, тем больше хочется идти все дальше и выше. Может быть, этот магнетизм и есть частичка какой-то огромной и неведомой силы, которая выгоняет людей из дома и заставляет переборов свою лень идти вверх. Думаю, есть очень много людей, которые знают об этой силе гораздо больше меня.

Ушедшие вперед наши товарищи приятно удивляли нас указателями, оставленными на дороге: то это была ветка, переграждающая неверную дорогу, то стрелочка, указывающая нужное направление? До верху они дойти не успели, или просто решили нас подождать - этого я не знаю. Остаток пути проделывали абы как, лишь бы добраться. По-видимому, это уже был предел физических сил. Набрав воды из родника, легли под первым попавшимся кустом, несмотря на то, что проводник предлагал на выбор два места, где можно стать. Все. Доели остатки обеда, напились воды, выяснили во сколько идет электричка с Симферополя, кто-то даже немного поспал. Не могу сказать точно, сколько прошло времени - полчаса, час или больше, прежде чем прошла апатия и захотелось посмотреть, куда же мы все-таки забрались.

С вершины Мангуп-Кале
С вершины Мангуп-Кале

Не ждите, что я смогу описать то, что увидел сверху - ни одна фотокамера в мире не сможет запечатлеть этого, ни один человек не обладает такими словами, чтобы описать всю волну чувств, которая захлестывает тебя, когда ты, наконец, осмелишься бросить взгляд с вершины вниз. Лесные массивы кажутся огромными мохнатыми существами, между которыми дырами, как прорехи на кафтане, зияют поля.

С вершины Мангуп-Кале
С вершины Мангуп-Кале

Огромные же тени от облаков стали какими-то странными и нелепо маленькими. Бескрайний горизонт, на котором блестит крыши какого-то города; горы наступают с двух сторон на извивающуюся между ними дорогу, и та как будто хочет успеть убежать от них куда-то вдаль? Но это еще не все. Невозможно понять, что такого есть в этом ощущении, которое возникает у тебя там, на вершине. Наверное потому, что так много разных чувств смешиваются в единое, которое взрывается внутри непередаваемым восторгом. Здесь и гордость, и превосходство, и чувство успеха, и легкая горечь, и каждый из тех, кто испытывал это ощущение, без сомнения сможет продолжить этот список чем-то еще - стоит только вспомнить и прислушаться к своим ощущениям в такие моменты. Мне даже не особо хотелось смотреть развалины старой крепости и пещеры с эхом - мне было достаточно того, что я увидел сверху, а особенно эти пресловутые технические озера, с берегов которых столько раз хотелось подняться сюда, на вершину.

Сразу после осмотра местных достопримечательностей поехали вниз. Прямо скажу, не рассчитали сразу, ни то, что у многих просто отсутствуют навыки downhillа, ни то что с нами девушка. Времени на дорогу было мало. С самого начала спуска кто-то снова успел проверить почву Мангупа на твердость, и, по-моему, даже не один человек. Ехал последним, что бы никого по дороге не потерять. Впереди ехала Эля, смело спускаясь по сыпучей крутой дороге. ?Прирожденная даунхильщица? - подумал я с восхищением и сглазил, блин. Но ничего страшного не произошло, в основном она только испачкалась и немного поцарапала колено (в юбке на работу не пойдет). Когда спустились вниз, еще двое ребят сказали, что покидают нас - они приняли, как позже выяснилось, более разумное решение - вернулись в Севастополь через Терновку, и не поехали на электричку, на которую у нас было слишком мало шансов успеть.

Дорога от Мангупа к Фронтовому, куда мы поехали на электричку, оказалась на удивление легкой, или это желание все-таки успеть на электричку заставляло нас крутить педали на пределах оборотов. Дорога все время шла вниз и даже как-то незаметно переросла из ухабистой с калдобинами в ровную, асфальтовую, приятную. Горки встречались лишь эпизодически и были не высоки. Проехали ?Красные Маки?, еще какую-то деревню. Пока поднимались по очередной горке, потеряли из виду нашего проводника Дениса и еще одного нашего спутника - Женю. Они оторвались и ехали уже где-то впереди. Несколько раз по дороге закрадывалось сомнение: ?А по правильной ли мы дороге едем, не свернули ли они куда??. В конце концов, остановились и решили спросить дорогу на электричке у играющих в ребятишек. Не успели нам ответить, как из-за ближайшего угла выехал Денис - и откуда только взялся?!. Он сказал, что отправил Женю вперед на электрон, а сам ждет нас. А еще через несколько десятков метров, из-за какого-то угла вырулил и Женя, и ?обрадовал? нас тем, что электричка ушла буквально минут 10 назад.

Фронтовое. Пустой железнодорожный мост
Фронтовое. Пустой железнодорожный мост

Сам он не стал садится в неё, решил дождаться нас. Respect. Если и попадать - так уже всем до конца. Вид пустого железнодорожного моста отобрал последнюю надежду вернуться домой засветло. Думаю, каждый понимал, что теперь дорога только одна - шоссе ?Севастополь-Симферополь? но даже думать не хотелось о том, сколько километров ехать от Фронтового до дома. Решили доехать до Верхнесадового и передохнуть, так как дорога с Мангупа была хотя и не слишком напряженная, но все же длинная. В Верхнесадовом накупили воды, просто, похоже, от жадности, много потом пришлось оставить, или просто вылить. Передохнули на остановке с полчаса. Все понимали, что дорога предстоит не близкая. Но вот, наконец, все собрались с духом и выдвинулись. Елки-палки! Когда рассчитываешь силы в притык, а потом оказывается, что тебе еще ехать и ехать, то дорога кажется просто смешной! И это отнюдь не смех веселья, скорее это больше похоже на истерический хохот. Болело все: ноги, спина, зад. Что бы предать темп группе Денис предложил всем ехать колесо в колесо. Они втроем с Элей и Женей рванули вперед. Мы с Деном особо не спешили - на героические рывки больше не хватало сил. Смеркалось. Переднее колесо метр за метром поглощало разделительная полосу. В сумерках, если долго смотреть на нее, то кажется, что она стает объемной, отделяется от асфальта и поднимается на несколько сантиметров выше его. Я решил на нее не смотреть - это занятие показалось мне довольно опасным - либо крыша поедет, либо под машину попадешь. Удивительно, но дорога все время спускалась вниз, и вскоре мы были уже у кольцевой развязки ?Севастополь - Аэропорт ?Бельбек?. Знак ?Севастополь 25? и довольно крутой подъем вверх. Делать нечего, начали подниматься. Ехать было не лень лишь первые метров 50. Потом пошли пешком. За все время нашего спуска мы не разу не увидели уехавших вперед ребят. Вот и сейчас горка просматривалась почти вся целиком, но их нигде не было видно. ?Странно - сказал Ден - Я еще допускаю, что Денис с Женей могли заехать на эту горку за те минут 5-10, что мы от них отстали, но как они заставили Элю подняться туда так быстро - этого я не понимаю?. Но, несмотря на все сомнения, другой дороги не было, и мы продолжали двигаться вперед. Когда поднялись на самый верх, стало очевидно, что где-то мы свернули не туда, куда надо. Вытащили карту и начали её рассматривать. Так как было уже достаточно темно, пришлось воспользоваться зажигалкой, которая быстро нагреваясь, обжигала пальцы. На карте нашли дорогу на Северную, на которую повернули наши товарищи, но возвращаться не было уже смысла: слишком далеко мы уехали, и вряд ли нас кто-нибудь там ждал. Визуально помнил еще один поворот на Северную, около Инкермана, но как туда добраться не знал - с этой стороны дороги я раньше не ездил. Дорога пошла под уклон и знак возвестил о том, что до Инкермана осталось 4 километра. А поворота все не было. Мысль остановить машину и спросить дорогу казалось не реальной - они проносились мимо со скорость, достойной междугороднего шоссе, лишь на несколько секунд ослепляя нас светом фар. А вот на встретившейся нам по счастливой случайности остановке нам показали нужный поворот, до которого мы не доехали всего несколько метров. Повернули на Северную, и, проехав по дороге метров пятьсот, остановились под единственным на всю округу фонарем, снова стали изучать карту. На карте - какое-то хитросплетение дорог и все почему-то ведут не туда, куда надо. ?Да поехали уже прямо, там посмотрим? - Ден, видимо, уже начинает нервничать. ?Да нафиг, если мы сейчас поедем не туда - будем ночевать где-нибудь в Голандии, в лучшем случае? - почти ору я. Из-за поворота выруливает Audi, медленно переезжая через железнодорожные пути. Даже не думал её останавливать, но рука почему-то начала махать сама. Водитель заметил нас и остановился. Подхожу к машине. За рулем парень нашего же, походу, возраста.

- На Северную как попасть? - спрашиваю.

- Та поехали за мной - говорит, - покажу.

Поржали. Объяснил, как доехать. В принципе, ничего сложного не оказалось. Только после железнодорожного переезда нужно было ехать прямо, в горку, оставив заправку справа. Хорошо все-таки, что я знаю Северную! Когда начали спускаться с горки после заправки, места приобрели узнаваемые черты, и еще через несколько минут мы притормозили около моей дачи (теперь уже бывшей, увы). Дальше уже было дело техники. Внизу, на Керосинке загрузились в катер, и тот понес нас в сторону окончания напряженного дня. Что я никак не могу взять в толк - это расценки на провоз велосипеда в общественном транспорте. Почему в электропоезде за него с меня взяли половину стоимости проезда, в троллейбусе - полную, а в катере захотели двойную!? И это при том, что с моим удостоверением сотрудника портофлота на паром с велосипедом меня пропускали вообще бесплатно! Наверное, этот вопрос из разряда риторических.

Нет, ехать в Стрелецкую бухту своим ходом - лучше убейте. С троллейбусом повезло, подошел пустой (еще бы, в пол одиннадцатого ночи!) и почти сразу. Разговаривать сил не было, и всю дорогу, под хохот каких-то девиц, устроивших в троллейбусе детский сад, я все думал о том, что нового подарил мне этот день, чему он научил меня, что правильно и неправильно сделал я сегодня. Ведь именно сегодня это так легко сделать, легко потому, что как бы там ни было, сегодня я мог вернуться домой с чувством выполненного долга: сегодня я смотрел с Мангупа вниз, и он лежал у меня под ногами покоренный.

В 1100 были уже дома?




Август, 2006. Безручко А.А.

Підписатися на Коментарі для "Эски-Кермен ? Мангуп-Кале"