Велопоход по Грузии 2010, с иллюстрациями

Участники:
Андрей (капитан), Валера (ас), Сергей (любитель лимонада и армян), Саша (новый брат Гочи), Даша (летописец и автор зарисовок), Юра (провокатор), Катя (Катино), Федя (титан).

Карта:

Карта

Маршрут:

Тбилиси - Мцхета - перевал Джвари (автобусом) - Казбеги - Джута - Рошка - Шатили - Мутсо (на машине), Ананури - Тианети - Икалто - Гурджаани - Сагареджо - Давид Гареджи (автобусом) - Тбилиси.

Продолжительность:14 дней (03.07.-18.07.2010)
Километраж: ≈ 500 км

03.07. (19,35 км)

Мы с Юрой прилетели в Тбилиси в 13.00. Хорошее впечатление произвел аэропорт - внутри тихо, прохладно, мало людей. Получили багаж и вышли на улицу, чтобы собрать велосипеды, перепаковать вещи. Жара просто шокировала, моей первой мыслью было - "как можно ездить на велосипеде при такой температуре!?"
К велосипедам проявляют интерес абсолютно все. В аэропорту вокруг нас собралось несколько людей, которые расспрашивали про маршрут и предлагали помощь. Вообще по всему пути следования, стоило нам где-нибудь остановиться передохнуть, кто-нибудь обязательно останавливался и интересовался, не нужна ли нам помощь.

Дорога до центра Тбилиси заняла около 2 часов. Сразу же сказываются особенности езды по-грузински: почти все водители стараются привлечь к себе внимание, громко сигналя, крича что-то из машин или объезжая нас слишком близко. Обгоняют и перестраиваются без предупреждения, не включая знаки поворота.

Возле информационного туристического центра, который находиться в здании "старой" мерии на площади Свободы нас встретила Женя знакомая киевских знакомых, которая и отвела нас на место "вписки" к эксцентричной Лике в ее картинную галерею. Здесь мы познакомились с Валерой искусствоведом, который провел нам экскурсию по укромным дворикам и подъездам, демонстрируя различные примеры архитектурных стилей "Старого города". Он был очень рад что: "Наконец-то приехали архитекторы и понимают его с полуслова".

Вечер закончился на улице у Лики, где среди столиков кафе мы вынесли свой столик, пили вино и ели сулугуни.

04.07. (5-7 км)

Утром Ликуня угощала нас кофе и показывала свои странные рисунки. Она рисовала во время последних военных событий 2008-го, когда в городе было тревожно.

Рисунок Ликуни

Погуляли еще немного по городу, сходили на блошиный рынок. Очень похоже на киевскую "Куреневку", те же сервизы из общего советского прошлого, те же книги и детская железная дорога. Колорита добавляют огромное количество кинжалов и рогов для вина разнообразных размеров.

Наконец состоялась встреча с нашей командой, мы летели разными рейсами, и у них оказалось несколько поломок.

Вечером решили пойти в тбилисские серные бани. Это необычный комплекс зданий с крышами куполообразной формы. Температура воды, которая бьет из источника колеблется от +27 до + 40°C. При температуре воздуха на улице +39°C, заходить в такую воду показалось, по словам Юры, "укрощением плоти".

Тут же мы познакомились с Лукой, знакомым ребят с которым они списались в Киеве. Он главенствовал за нашим столом, толкал тосты, над которыми мы много смеялись.

После бани усталость как рукой сняло, стало значительно легче переносить жару и Лука не стройными рядами "отконвоировал" нас на дачу к своему другу, демонстрируя все те же особенности вождения транспортных средств по-грузински.

Общее смятение усилило наличие в колонне одного патриота-провокатора, который увидел памятник Т. Шевченка и, нарушая все правила дорожного движения, решил спеть ему "Реве та стогне...". Короче все закончилось первым (и к счастью, последним) разногласием в команде.

05.07. (25 км)

С утра у нас было достаточно свободного времени чтобы оценить все достоинства дачи которые мы не смогли увидеть вчера пробираясь к ней через кущери в темноте. Пока Андрей и Федя ездили в город по техническим и хозяйственным делам мы коротали время обливаясь водой в маленьком бассейне и развалившись на гамаках в саду.

Некоторые читали "Краткую историю Грузии", том II или играли в шахматы.

Выехали в 18 часов, не особенно жарко, но попали в плотный трафик в Тбилиси. Интересная особенность - полицейские любят поговорить в громкоговоритель которым оснащены их машины, по интонации мне показалось что они даже что-то спрашивали...
К вечеру поднялись на монастырь Джвари над г. Мцхета и разбили рядом лагерь.

Во дворе дачи
Монастырь Джвари

06.07 (38 км)

Осмотрели Джварский монастырь и Мцхету с высоты птичьего полета. Спустились по грунтовке прямо в город и почему-то долго искали пешеходный мостик, чтобы перейти на другую сторону реки Арагви сверяясь по фотографиям сделанным сверху.

В Мцхете расположено несколько церквей и самый большой храм Грузии- Светицховели.

В Тбилиси Андрей договорился с водителем микроавтобуса Сосо чтобы нас отвезли из Мцхеты на Крестовый перевал (2379 м). Так как он не говорит по-русски с ним приехал его друг, через которого Андрей вел переговоры. По дороге мы раззнакомились, и Гоча пригласил нас к себе в гости в Сагареджо.

Из разговора я поняла, что для грузин основой взаимоотношений есть знакомства. Гоча очень удивлялся и спрашивал у Андрея:
- Ты уже был в Грузии?
- Нет
- Слюшай, а как ты нас нашел?
- Увидел автостанцию и подошел спросить...
С Крестового перевала своим ходом спустились в Казбеги. По дороге встретили уже "легендарных" по здешним рассказам сванов.

Выяснив, что мы (цитата): не "русиш швайн", а украинцы, дали нам с собой вина и приглашали в Сванетию.

Вообще здесь очень любят украинцев, флаг мало кто узнает, но услышав что мы из Украины сразу же называют братьями.

Поселок Степанцминда

07.07. (20 км, набор высоты 600м)

Главным украшением Хеви (прилегающая к Казбеку историческая область Грузии) и его символом является Троицкая церковь в Гергети, где одно время хранился Крест святой Нино. Храм живописно расположен на фоне Казбека, прямо над посёлком Степанцминда (бывший Казбеги). А на высоте примерно 3900 м стоит современная маленькая церковь.

Поднялись к церкви, гуляли в окрестностях, любуясь открывающимися видами. Выехали в районе 15 часов, с трассы свернули в долину в районе п. Сиони. Перед п. Джута начался подъем по горным серпантинам.

Стали лагерем возле кемпинга над поселком, к которому поднимались не по дороге а по руслу ручейка. После этого подъема даже мы с Катей начали пить чачу.

Андрей сообщил нам новость, что дневки отменяются за счет усложнения и "украсивения" маршрута, что не может не радовать особенно на фоне этой приятной тяжести в мышцах:). Перспектива на завтра- набор высоты 1 100 м)

типичное жилье в Степанцминде
Типичное жилье в Степанцминде

08.07. ( 5 км, набор высоты 500м)

Проснувшись утром, воспользовались всеми преимуществами кемпинга за территорией которого мы ночевали: горячим душем, стиральным порошком и даже поели яичницу и выпили кофе, за которыми уже успели соскучиться.

Это был день маслания по траве. Решили идти не по тропинке: "она для пешеходов и каменистая" так что лезли по склонам, изо всех сил стараясь не сбрасывать высоту.

Сначала я боялась, что в высокой траве могут быть змеи, так как было много нор, но после нескольких холмиков которые оказывались "не перевалом", мне стало пофиг.

Стали лагерем раньше обычного, засветло, под предполагаемым перевалом. Завтра на штурм. У нас есть 2 л вина и чача.

Некоторые уже высказывают желание резко сменить вектор с "вело-тура" на "алко-тур".

Кавказские горы производят на меня величественное, и даже зловещее впечатление. Иногда стоит мне отойти за поворот или за камень, оказаться вне зоны видимости, как меня охватывает какой-то первобытный страх, и я чуть-ли не бегом возвращаюсь к ребятам.

перевал Чаухи,3 338м
Перевал Чаухи,3 338м

09.07. (? км, набор высоты 600 м, сброс высоты 770м)

Это был самый тяжелый день. Психологически мы готовились к тому что будем подниматься на перевал Чаухи (3 338 м). Но те препятствия, которые нам пришлось преодолеть, я бы разделила на 3 типа:
На перевал некоторым пришлось взбираться по 2 раза, когда уклон не позволял тащить груженный вел, сначала отстегивали и заносили баулы, потом возвращались за велосипедом. За нами шли пешие словаки, которые, наверное, прозревали...
Довольные что взяли перевал уселись обедать.

Спуск оказался еще хуже - сыпуха под углом 45?, камнепад. Спускались кто как мог- на жопе, тащя вел волоком (и пиная его ногами), только ас Валера умудрялся изображать что-то наподобие езды, под угрозой счесать со склона тех кто шел ниже. Спуск, как и подъем, занял 3 часа.

Внизу уставшие, но окрыленные предполагаемой близостью с. Рошка, прикрутили на радостях педали, одели на велы баулы. Из еды у нас осталась только гречка и никого такая перспектива ужина и завтрака не радовала. Но проехали мы не далеко, метров 500 и из-за холмика открылась каменистая, болотистая долина, поросшая огромными лопухами. За ней еще и еще одна, и так казалось до бесконечности... Цель дойти до села и купить чачи, маячила впереди как флаг. Но когда с. Рошка все-таки показалось из-за очередного холма, отчаяние заставило часть команды поставить палатку тут же, не сходя с этого места. Остальные продержались еще 500 метров.

Над с. Рошка

10.07. (дневка)

Вчера вечером с перепугу мы подумали, что ставим лагерь под какими-то культовыми сооружениями и как бы утром нас не пришли бить местные жители. "Культовыми сооружениями" оказались просто декорации к фильму и классным примером ленд-арта.

На целый день ездили в отдаленное село Шатили на единственной машине, которая оказалась в Рошке. Водитель - пограничник Амиран продемонстрировал нам все местные особенности вождения машины по горным серпантинам. Все 8 человек в невероятных позах поместились в его инфинити QX4.

Шатили город-крепость с домами-башнями, которые формируют сложный лабиринт с множеством переходов и входов- выходов. Тут такая энергетика, что я оббегала почти все башни, в надежде отыскать клад. И я нашла!:

Рисунок неизвестного художника из Шатили
Рисунки неизвестного художника из Шатили

Проехав немного дальше можно посетить с. Мутсо которое тоже является уникальным примером крепостной архитектуры. Между Шатили и Мутсо Амиран показал нам "мертвый город"- где заглянув в окна мы увидели горы человеческих костей.

Амиран говорит, что все эти люди умерли в один день от какой-то болезни.

Дорога обратно была более экстремальной, в радиаторе несколько раз закипала вода, Амиран к этому времени допивал 3-й литр пива, и без остановки слушал на всю громкость три особенно любимых им трека.

с. Рошка

11.07. (80 км)

Наконец-то порадовал даунхильный спуск из Рошки. Группа "А" приехала к ближайшему магазину на 1,5 часа раньше, было время попить пива, а у меня наконец-то сбылась мечта, съесть баночку мацони с печеньем.

Дорога почти целый день шла вниз и Андрей по этому поводу спел песенку: "но все когда-нибудь кончается...".

Украшением дня стал обед в хинкальной на берегу речки, после которого ехать стало значительно тяжелее.

Перед Жинвали начинается тягун с красивым видом на водохранилище. Останавливались возле колоритного магазинчика покупать лимонад (тут мы его пьем в немереных количествах, потому что он вкусный).

Испытанием оказались последние 10 км подъема в Ананури, тем более что завтра возвращаться по этой же дороге. Под замок доехали уже в темноте поставили палатки с видом как на море.

12.07. (33 км)

Нам говорили что грузины "ездят в булочную на такси" и сегодня утром мы в этом убедились. Пока собирали лагерь, к нам подъехал грузин на "жигулях" и говорит: "я тут живу в 100 м, если какие-то проблемы, обращайтесь", и поехал домой.

Осмотрели крепость и церковь в Ананури и поехали дальше. Жара просто ужасная, стоячий воздух, обжигающее солнце. Начался подъем на перевал, пришлось идти пешком. До 15 часов поднялись всего на 2-3км.

Я останавливалась в тени каждого реденького деревца. У команды начало проявляться отчаяние, впрочем, чувство юмора нас не покинуло. Юра сказал, что ляжет под колеса первого попавшегося грузовика. Но машины здесь были редким явлением...
Через какое-то время я вырвалась вперед и долго сидела одна на дороге, становилось как-то страшновато, к тому же мне стали казаться звуки выстрелов. Сделав над собой волевое усилие, я решила спускаться вниз ко всем. Каким же было мое удивление, и радость когда я увидела, как они грузятся в огромный грузовик, который везет на прицепе трактор.

Оказывается, водители Заза и Коба подумав немного перепарковали (!) трактор чтобы мы все могли разместиться. Каким же длинным показался подъем на перевал, оказалось, что мы не проехали и 4-й части пути.

Десантировавшись на верху, весело докатились до ближайшего магазина. Нормально ехать можно только после 18 часов вечера. По каменистой дороге скатились до Тианети. За перевалом поменялись ландшафты - холмистая местность, луга, первая за все время ночная гроза напомнили о центральной Украине и вызвали прилив ностальгии по дому.

13.07. (55 км)

От Тианети 12 км проезжабельного подъема, который мы одолели на одном дыхании. Заехали в Кветеру, где находятся развалины крепости и не действующая церковь.

Кветера на нашем маршруте отправная точка Кахетии. Здесь опять меняется ландшафт - начинается Алазанская долина, далеко на горизонте видны холмы. Речки в это время почти пересохли, вода в них грязная. Архитектура зданий тоже меняется, дома большие (вместительные), более пологая крыша, увеличивается размер веранды.

Не доехав до Алаверди, перед мостом пообедали в колоритной хинкальной, где нам сначала насыпали на пробу тарелку вкусного супа "с потрохами", название которого нам так и не удалось выяснить: " -Да, да, острый суп!...". Из хинкальной мы плавно переместились на речку. Алазани такая же быстрая, как и реки в горах, но температура воды нагревается до +27°C.

После ставшего традиционным "предлагерного" 10-ти километрового подъема, остановились возле комплекса древней академии в Икалто.

14.07. (70 км)

На примере сегодняшнего дня опишу наш распорядок. Утро начинается с "Доброго ран-ку! Давайте свої таріл-ки!"J А потом между собой уже: "Гамарджобат!", "Гутен морген", и т.п. Раздупляемся где-то часов до 10-11.

А потом вкручиваем по самой жаре, хотя каждый день договариваемся что будем ехать рано утром и поздно вечером а днем устраивать сиесту.

По какому-то странному совпадению или "грузинскому проклятию", как мы шутим между собой, проколы случаються дважды в день у одного и того же человека. Причем камера лопается строго по шву.

Хинкальную находим где-то часам к 17-ти. После плотного обеда, вопреки рекомендациям физиолога Кати снова вкручиваем.

Последние 10-15 км перед стоянкой оказываются подъемом. Палатки ставим по темноте. Чая дожидаются только самые стойкие.

В Кахетии нам ни разу не приходилось покупать арбузы, угощают просто так, один раз даже дали ведро персиков.

15.07. (70 км)

"Светом в конце тоннеля" для нас было приглашение водителя Гочи, который завез нас из Мцхеты на Крестовый перевал. И вот, наконец, наступил этот день, по плану которого мы должны были оказаться вечером в Сагареджо.

Проснувшись где-то среди виноградников и не завтракая, двинулись в дорогу. Сегодня мы ехали на удивление слаженно и осматривая достопримечательности издалека.

По плану нашего капитана завтра мы должны ехать в Давид Гареджи, и среди нас начинается формирование оппозиции. Но с того момента как мы попадаем в гости к Гоче и его семье, начинается другая часть нашего путешествия...

Последние 3 дня в Грузии.

Начну с того что наши робкие ожидания по поводу ночлега в Сагареджо оправдались с лихвой. Гоча встретил нас с распростертыми объятиями как встречают давних друзей или родственников. Отвез в баню, познакомил со своими братьями вместе с которыми мы провели вечер за кахетинским шашлыком, домашним вином и культурным обменом - песнями, танцами и тостами. Было очень душевно, шумно и весело.

Нас с Катей уложили спать на роскошную мягкую кровать, после чего на утро я проснулась с ужасной крепатурой (наверное, с непривычкиJ). Но у меня, к счастью, были не самые худшие симптомы.

На следующий день не было ни мысли, ни возможностей ехать в Давид Гареджи на велосипедах (а особенно после хинкали и чачи на завтрак). Вместе со всей семьей поехали туда на бусике Сосо. Два полярных объекта нашего маршрута - г. Шатили на границе с Чечней и пещерный монастырь в Давид Гареджи на границе а Азербайджаном запомнились мне больше всего. Мы провели там несколько часов, обойдя вокруг монастыря по хребту гор. Здесь нам очень повезло - мы попали под такое редкостное в этих местах явление как дождь.

Промокшие, но довольные вернулись в Сагареджо и сразу же засобирались в Тбилиси. Но уехать нам так и не удалось. Гоча и виноград в его дворе, под которым не удалось проехать груженному велами бусику, задержал нас еще на один прекрасный вечер. Который мы провели в так по-домашнему - играя в домино и пытаясь изобразить на кухне нечто похожее на национальное украинское блюдо.

Тбилиси.

Утром добряк Сосо отвез нас в Тбилиси, и мы разбрелись в поисках сувениров.

Потом провели в кафешке на набережной вместе с нашими друзьями, с которыми мы познакомились в первый день. Было довольно людно и очень весело - нас учили танцевать грузинские танцы, а мы на прощание устроили концерт народной песни.

P.S.

Хочу поблагодарить:
Во-первых, всех членов нашей команды за приятную компанию, за неугасаемое чувство юмора, за помощь и поддержку. Думаю, мы еще не раз попутешествуем вместе.

Во-вторых, конечно же, Гочу и всю его семью за то, что приютил 8 путешественников, одарил искренним гостеприимством и душевным приемом.

В-третьих, наших новых друзей из Тбилиси- Женю, Важу, Ликуню, Валеру, Лашу, Луку и Антона за то, что приоткрыли нам тайны и уголки своего старого города.

И наконец, всех-всех людей, которые встретились на нашем пути.

Фотографии можно посмотреть здесь: http://picasaweb.google.com/bylymdaryna/Georgia2010#