Отнести подальше и съесть

или

Как я не провела крымскую "единичку"
Михайленко И. А.

День 0 (26.04). Суббота, несуетливые, спокойные сборы. Рюк, как водится, с перегрузом - 27 кг из вместо расчетных 18... Снова утешаюсь тем, что часть хавки я отдам, часть заточим в поезде, да и воду выпьем, а это еще 2 кг... Вечером на вокзале встречаюсь с друзьями и отдаю им студаки и билеты (с ними едем в Запорожье на свадьбу подруги, и я закупала проездные док-ты). Ребята мне позавидовали - мол, я иду в Крым, а они в Киеве остаются... Поучила звание бизона, когда один из них решил сказаться джентельменом и пронести мой рюк до вагона. Хе. :) А от другого уже возле поезда из них прозвучала фраза: "Когда ты там планируешь быть в Соколином? Четвертого? Ну так ты там не будешь четвертого!!" Посмеялись, расцеловались, разошлись-разъехались. Не знала я, что мне выдали пророчество...

День 1 (27.04). Пасха. Походная группа - 5 человек: я (таварися насяльника :)), Антон (ремонтник), Ваня (летописец), Вася (завхав и фотограф) и Лера (финансист). Приехали в Симфер, я сбегала зарегистрировалась в КСС, наняли одного из местных водил довезти нас до стартовой точки - села Балки под Белогорском. Приехали около полудня, выгрузились, а вокруг - туманище... В пяти метрах уже ничего не видно... Но - надо идти. Рядышком обнаружили валяющийся в траве бетонный столбик с табличкой "Балки", подняли, сфоткались и уронили обратно. Ну и пошли себе по дороге в направлении другого села - Межгорья, рядом с которым должны были выпасть на русло реки Бурульча и уже идти вдоль него вверх. Идем, туман, ничё не видно, только изредка слышен шум моторов и вопль Антона: "Машина!!"

Без особых приключений дошли до Межгорья, зарегились в лесничестве (мы его тихонько обошли по кустам, думали - не попалят... Ан нет, лесник оказался бдительным. Пришлось идти к нему и получить печать в маршрутную книжку. Хорошо, что рекреационный сбор оплатили еще в КСС, поэтому тут с нас денег не взяли).

Буковый лес

Немного побродив по хитросплетениям грунтовок, вышли к Бурульче, пообедали и потопали вверх. А тут и солнышко выглянуло, туман рассеялся, лес буковый просвечивается, иногда полянки с цветущими яблонями попадаются... Аромат сказочный. И ландыши цветут по краям дороги (немного странное ощущение - в это же время год назад мы любовались еще только подснежниками).

Идем по местам былых сражений, поэтому рядом с тропой валяется немало старого, покореженного металлолома - от гильз до деталей грузовиков. Антон нашел артефакт - осколок снаряда, который был мною экспроприирован и отдан обратно - на хранение.

Достаточно часто приходится переходить речку - тропа скачет с одного берега на другой, ну и мы за ней... Понятное дело, пытаемся не промочить обувь... Получается не у всех... Хорошо хоть, река горная, не особо глубокая и не особо широкая, но нам и этого хватает.

Где-то в пол-шестого решаем становиться на стоянку, благо и полянка симпотишная нашлась. Правда, очередной раз приходится искать брод. Тут я первый раз свалилась - понадеялась на надежность торчащего из земли сухостоя, а он не выдержал центнера веса меня и рюка, в результате я мило села в лужу, точнее, в речку.

Стали на стоянку, мальчики налево, девочки направо - две палатки... Коллективно приготовили ужин, даже (о верх буржуйства!) с салатиком из свежих овощей, потрепались, легли спать.

День 2 (28.04) Проснулись поздно - вместо шести чуть ли не в семь утра. А все потому, что дежурный в шесть утра отключил свой будильник и решил еще чуть-чуть подремать. Я за ночь надежно продрогла - спальник оказался не настолько теплым, как я надеялась.:( Зато тут мня спасло термобелье - зачетная все-таки штука!

В общем, вышли мы в пол-девятого, а то и позже. Через час набрели на турстоянку "Бурульча" - бетонные плиты, столики, культурные очаги, много народу и т.п. Сфоткались (я же еще верила тогда, что "единичка" мне удастся, а для защиты нужны были фотоподтверждения на всех опознаваемых участках маршрута), двинулись дальше вверх по руслу.

Вскоре тропа как таковая исчезла, и мы просто держались поближе к руслу, время от времени (а точнее, довольно часто) перебираясь через обширные буреломы. Как-то посреди ущелья заметили каток от танка... При этом ближайшее что-то, хоть отдаленно смахивавшее на дорогу, - километрах в трех. Думаем - однако, бахнуло когда-то...

Каток от танка

Когда обходили очередной бурелом, взяли слишком круто вверх, ну и выперлись... На обрыв. Надо было что-то решать, как-то ползти вниз... Думали недолго - почти отвесная грунтовая тропа, присыпанная листьями и мелкими камнями - вот он, наш выбор! Чуваки, наблюдавшие за нами снизу, явно решили, что мы - команда камикадзе, или просто сумасшедшие. Я, во всяком случае, спускалась на пяти точках - надежнее как-то, но и все равно местами просто ехала вниз - просто не за что было уцепиться...

спуск по склонам ущелья Бурульчи
Спуск по склонам ущелья Бурульчи

Спустились, топаем дальше. И тут - засада! Я подскальзываюсь на мокром камне и всем своим и рюкзаковским весом падаю на левую ногу. Думаю - @$#@, говорю примерно то же, ногу - в холодную воду, привал... Обедаем. Я понимаю, что уже не в состоянии идти по руслу, снова перебираться через буреломы и решаю, что надо выходить вверх на плоскогорье, оттуда тоже есть тропа (согласно описаниям) на Партизанскую поляну - запланированное место след. ночевки. Пока поднимались - проходили несколько полянок, заросших крымскими пионами.

Пионы

Красота!.. Потом выдерлись на обрыв - край плоскогорья, и вдоль обрыва пошли на яйлу. Вид - эх!.. Я даже местами забывала, что у меня болит нога, и что надо активнее орудовать альпенштоком, за что бывала нещадно наказана - чуть не так поставишь ногу, и уже хочется злобно шипеть на весь мир...

Мы шли, шли (точнее, ползли - меня-то разгрузили, я всю хавку (кроме стратегических запасов водки ;) ) отдала ребятам, но скорости мне это особо не прибавило), и пришли на то место, где должна быть развилка и тропа на Партизанку. Но и тут нас ожидала засада - ответвления-тропы нет!! Подумав, решили идти дальше по дороге. Я скомандовала разделение отряда - оставила при себе Ваню, а остальных отправила вперед искать воду и место для стоянки, а потом выслать одного делегата навстречу. Нашли. Стали. Я доползла на место часам к семи. Да и стоянка была еще та - почти на дороге (моя палатка стояла буквально в метре), родничок - перетекание воды из одной лужи в другую... Темно, сыро, неуютно, филин в темноте звуки издает... Понятно, что в ход пошли жуткие истории - место способствовало тому, что от страха мурашки по коже просто боевыми отрядами топали... Поели, позапугивали друг друга, да расползлись по палаткам. Правда, ребята у себя сразу же начали устраивать раздел территорий - кто на чей каремат заполз и чей спальник двигает... В общем, разбили стекло легкого испуга многочисленными залпами ржача.

День 3 (29.04) Просыпаемся. Я понимаю, что моей ноге лучше не стало ну ни разу. Перематываю ее эластичным бинтом, быстро ем и ухожу вперед, на Партизанку, оставив ребят собираться дальше - все равно с моим темпом они меня быстро нагонят. По дороге встречаю несколько групп туристов, которые несколько удивлялись тому, что девушка одна, без сопровождения, сосредоточенно куда-то топает, при этом еще умудряется им объяснить дорогу и тыкнуть пальчиком в нужное место на карте.

Где-то через полчаса после моего старта меня нагнали ребята, и мы уже все вместе выползли на Партизанскую поляну. Два-три километра мы шли больше часа. Я понимаю, что такими темпами маршрут нам не сделать ну ни разу. Решаем выходить в Перевальное, к цивилизации, и что-то уже там сочинять новое.
Поспрашивали дорогу наверх, на Долгоруковскую яйлу, у обитателей окрестных, еще не одуплившихся лагерей, и полезли... Очередной подъем по буковому лесу, но уже по маркированной тропе, выход на полянку, заросшую цветущим кустарником... Заодно встретили безнадежно забуксовавший микроавтобус, думали, если что - погрузить туда меня и еще кого-то, а остальные бы легко потом нас нагнали. Но машинка, во-первых, ехала не туда, а во-вторых, как я уже писала, безнадежно застряла в грязи.

И мы пошли дальше, уже по накатанной грунтовке, под неожиданно нарисовавшимся дождем (хорошо, что не особо продолжительным) - четыре человека впереди, за ними ковыляю я с палочкой, и время от времени "передовой отряд" оборачивается и тормозит, поджидая меня...

Долгоруковская яйла ничем особенно не впечатлила. Поэтому под веселые разговоры о доспехах, мечах и прочем средневековом вооружении (Ваня оказался ролевиком-реконструктором, и его было очень интересно послушать) дошли до развилки у Букового кордона - одна дорога вела на Тирке-яйлу (куда бы мы пошли в случае моего непадения), а другая - вниз, на Малиновую балку, к Перевальному. Весело помахав лапками "единичке", бодро поползли в сторону селения. О спуске не могу сказать ничего позитивного - спускаться мне было ну ооочень неприятно, намного лучше было бы идти вверх, но... Хотя тропа, в принципе, красивая и не особенно сложная (для здорового человека), неплохое начало для похода (ну, это уже планы на потом...).

Спускаясь, встретили несколько групп туристов, и чем ниже мы спускались, тем большее время, оставшееся до Перевального, нам называли.
Часа в четыре дошли до крупной стоянки "Малиновая", где и решили заночевать - все равно если бы закончили спуск и вышли в поселок, то это было бы часам к шести, а поликлиника и аптека в это время бы явно уже не работали, да и стоять совсем рядом с большим скоплением человеков не хотелось.
Стоянка, правда, была уже изрядно загажена предыдущими многочисленными туристами, ролевиками и прочим людом, кои скопом выезжают на природу попьянствовать, а вот мусор за собой не убирают, увы.

Стоянка была очень светлая (в отличие от предыдущей) и даже с наличием связи с миром (все достали мобилки и стали с этим самым внешним миром активно общаться), а когда стемнело, мы хором рассматривали звезды, в очередной раз пытаясь идентифицировать Малую Медведицу.

День 4 (30.04). С утра спустились в Чайковское. Вышли из лесу на большую лужайку с небольшим склоном. Сначала Ваня попытался стать на руки, Лера - покувыркаться, а там уже понеслось... Катания, прыжки, кувырки на траве... А я стояла тихонько с камерой и снимала компромат. :)
Из Чайковского дошли до Перевального, где выяснили, что тамошняя поликлиника принимает только часов до 12 (а дело было уже где-то в 11-30), послушали местных жителей и двинули на троллейбусе в Пионерское. Тут от нас отделился Антон, решивший, что коли маршрут уже запороли, то он лучше поедет в Киев, ибо у него там были какие-то напряги с работой, учебой, etc... И вот нас осталось четверо - как раз население одной палатки (вторую мы сплавили Тохе).
Прибыли в Пионерское (тут тоже было не все Ок - сначала выползли из тралика на остановку раньше, едва успели заскочить в следующий, где нас добрые люди и просветили по поводу расположения местной районной больницы), сводили меня к врачу, где мне сей товарищ заявил, что перелома вроде бы и нет, но для контроля было бы неплохо съездить в Симфер и сделать снимок. Но мы решили, что нам так много времени тратить неохота, и рванули в противоположную сторону - на Ангарский перевал. Там вкусно пообедали под "летающей тарелкой" (есть там такая странная конструкция рядом с метеостанцией, постичь ее высший смысл я уже который год не могу...) и двинули вверх, на Буковую поляну, где задумали стоять две ночи.

Через полтора часа (а то и чуть меньше), время от времени нагоняемые квадроциклистами, база коих как раз на перевале находится, выползли на Буковую, где и окопались. Народу, как водится, там было до хи-хи, и вечером, попивая пиво, купленное еще в Пионерском, мы слушали радостные вопли-песни соседей.

День 5 (1.05). Я осталась матрасить на Буковой, лелеять свою ногу, а троицу остальных отправила побегать по Чатыр-дагу с заходом на Эклизи-Бурун. Ничего интересного у меня не происходило, тынялась по округе, поддерживала костер, читала книжку, время от времени ныкалась от мелких дождиков.

Над Тиссовым ущельем

День 6 (2.05) Приняли решение выдвигаться к морю и начали нарезать петли по Крыму. Спустились до Ангарского, к троллейбусной остановке, погрузились и поехали в Симфер. Там, погуляв полтора часика на вокзале, поехали на электричке в Севастополь. Там - на троллейбусе поехали на 5й км, откуда уже сели на маршрутку до Балаклавы, куда и прибыли в 15-30. Наконец-то море! Правда, пасмурно и ветрено.
Мои попытки убедить ребят, что лучше ехать на Золотой пляж на ялике, а не пилять пёхом, не увенчались успехом. В результате ползем вдоль побережья (делая скидку на мой темп и еще сильно не оклемавшуюся ногу) часа два. Уже на подходе к пляжу Вася (больше всего протестовавший против водного транспорта) заявил, что обратно пойдем на ялике. Очень хотелось злобненько так повякать что-то вроде "Я же говорила!"

Вид на Золотой пляж

В общем, стали на стоянку. Вода - в 15 мин ходьбы, дров мало, поэтому на ужин воду тащили с собой еще из Балаклавы, и первый раз расчехлили горелку с баллонами.

Обрыв, внизу - море, слева, на востоке, виднеется мыс Айя, справа, на западе - ложбинка с Балаклавской бухтой и еще какой-то кряж. Красота... Засыпать под шум волн - эх, хорошо... Да и спать было наконец-то не холодно. Но твердо. Ооооочень.

Вечером в последних лучах заходящего солнца залезли в море, душевно приложились к пиву, созерцали море, звезды и снова слушали вопли соседей.

День 7 (3.05) Погода не радует. С утра посветило солнышко, а потом снова затянуло небо тучами, подул ветер, и уют закончился. Я с ужасом выясняю, что никто не играет в преферанс! Скучно. Ребята расползлись по кустам спать, а я, подремав полчасика, полезла на причал. А причал - это тоже отдельная песня... Ржавый каркас, местами проржавевший насквозь, никаких дополнительных перекрытий, полуразвалившийся условно надежный бортик...

Причал

Заканчивается причал большим каменюкой. Я до него добралась и там забазировалась. Еще чуток подремала, а потом... Понаехало! Несколько групп заломились в попытке уехать, несколько групп прибыло на чудо-яликах... С удивлением встретила своего друга, который тоже водил группу в единичку, но, в отличие от меня, успешно с этим справился, и решил завершить поход ночевкой на море.

Под вечер ветер поменялся, и к берегу стало сносить мусор. По-прежнему холодно и пасмурно, но все равно была предпринята еще одна попытка погружения в свинцовые морские воды.

Натюрморт туристический

День 8 (4.05) С утра было солнце, но часам к 11 погода испортилась окончательно. Возле берега - кисель из медуз. Полдня идет дождь. Не идейно. Вспоминаем о наличии у нас НЗ водки и еще пол-литра пива. В головы приходит "светлая" мысль - делать ёрш. Но сначала сбегали за пресной водой (ура, теперь и я знаю, где там источник! ). Пришли, распили, согрелись, развеселились. Закончился дождь, выглянуло солнышко, пошли купаться, подумали - надо было пить раньше. Глядишь, и распогодилось бы быстрее...

День 9 (5.05). Отъезд. Встали в шесть, собрались, в 8-15 уже погрузились в ялик. Погода над нами издевается - усиленно светит солнце, правда, ветер тот еще. В 8-45 мы уже в Балаклаве. А рядом с городом - развалины крепости Чембалло, куда меня тянуло еще с дня приезда. Но - у нас рюки, и либо оставлять кого-то внизу охранять вещи, либо ползти вверх "с полной выкладкой". Естественно, наш вариант - второй. Выдерлись наверх. Ну, развалины - они и есть развалины.

Развалины крепости Чембалло

Ветер - сбивает с ног, виды - потрясающие. Пофоткались, полазили, и по другой тропе (но не менее крутой) пошли вниз.

Там - маршрутка в Севас, на вокзал. Я начала искать почту - отправить телеграмму в МКК об окончании маршрута. На вокзале - у девушки завис комп, и она, как водится, не в силах ничего с этим сделать. Пошла на автовокзал - там меня вообще отправили куда-то на Малахов курган.... Тут я решила на это дело забить и отправить в МКК смс-у.

В пол-второго посадили на поезд Леру и Васю, а мы с Ваней остались бродить по городу (у нас поезд был на 18-19). А город активно готовится к юбилею, поэтому все, что можно ремонтировать, ремонтируют... Набережные почти все заняты рабочими, которые там что-то долбят, сверлят, заливают бетоном... А в бухте корабли готовятся к параду. Стоит посередине такая здоровая красивая серая дура а-ля ракетный крейсер (или как там оно называеццо) в окружении корабликов чуть поменьше...

Ветер, солнце, сгоревшее лицо... Много военных на улицах, и наших, и российских моряков, попалась даже пара работающих российских саперов.
Вечером погрузились в поезд и поехали куда-то на север. Говорят, в Киев.

День 9+ (6.05) Поезд. Я вспоминаю, что мне звонил знакомый (через день после того, как я подвернула ногу и еще подумывала - а не вернуться ли мне в Киев пораньше... Но потом эти дезертирские идеи затолкала куда подальше - уж очень хотелось море пощупать) и предлагал меня с вокзала забрать. Решила воспользоваться моментом, и вы-смс-ила его с просьбой довезти меня до дома. Я бы без особого труда добралась домой и сама (хе. если я по горам лазила со своим заплечником, то уж по Киеву пройти до трамвая - пхе...), но о себе напомнила моя лень. Еще стала продумывать планы про то, как бы потактичнее перевесить на него свой рюк, но они не пригодились - знакомый сам его у меня отобрал.

В общем, меня удачно и оперативно доставили домой, где я и обретаюсь теперь...

Чуть-чуть скучно, но не скажу, чтоб сильно тянуло обратно. Но вот походный зуд не утолился - не находилась я. А всё нога... Кто-то шибко мне позавидовал. Теперь жду лета. Карпаты, ау! :)