Методика категорирования велосипедных маршрутов

Українську методику див. тут


Методика предназначена для определения категории сложности велосипедных маршрутов как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения. В ней при определении категории сложности учитывается, кроме всего прочего, интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма.
Поскольку предлагаемая методика является первым опытом такого рода для велотуризма, а также учитывая неоднозначность мнений о конкретных составляющих методики, она вводится в качестве эксперимента на период действия существующих разрядных требований.
Комплексный показатель - категория сложности велосипедного маршрута - включает в себя количественную оценку следующих параметров похода:
L - протяженность маршрута;
t - продолжительность маршрута;
I - интенсивность прохождения маршрута;
ЛП - локальные препятствия;
ПП - протяженные препятствия;
А - автономность;
СГ? сезонно-географический показатель.

Протяженность маршрута сама по себе не является фактором, определяющим его категорию, и увеличение протяженности свыше указанной в таблице не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель протяженности используется при оценке интенсивности прохождения маршрута (см. ниже).
Продолжительность маршрута связана с его протяженностью (см. таблицу) и также определяет интенсивность прохождения маршрута.
Интенсивность прохождения маршрута - специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением фактического среднего дневного пробега с учетом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определенному по нормативным требованиям):
I = Тн * ( Lф + Л ) / ( Тф + Lн ) (1)

где: Lф - фактическая протяженность маршрута, км;
Lн - номинальная протяженность по нормативам, км;
Л - пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил преодолению локального препятствия, имеющегося на маршруте. Определяется путем экспертной оценки (см. таблицу 1);
Тф ?фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней;
Тн ?продолжительность похода по нормативу, увеличенная на коэффициент дневок (1,2).

Таблица 1
Локальные препятствия

(Подробные характеристики препятствия приведены в методике категорирования пешеходных маршрутов)
Характеристика ЛПЭквивалентный пробег, км
Переправы
Н/к (простейшая)2
1А (простая)10
1Б (средняя)20
2А (сложная)40
2Б (навесная)80
Перевальные взлеты (за каждые 100 м пути)
н/к1.5
2
Каньоны (за каждые 100 м пути)
н/к1
1 А2
1 Б4
Болота (за каждые 100 м пути)
н/к2
1 А4
1 Б8
Осыпи, морены (за каждые 100 м пути)
н/к2
1 А4
Снежно-ледовые участки (за каждые 100 м пути)
н/к2
1 А4
Пески (за каждые 100 м пути)
н/к0.5
1 А1.5
Растительный покров (за каждые 100 м пути)
н/к0.5
1 А1
1 Б2
2 А4
2 Б8

Локальные препятствия (ЛП) - препятствия, имеющие четкие границы и небольшую протяженность. Специфика велотуризма заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, которые можно было бы отнести исключительно к этому виду туризма. ЛП, встречающиеся в вело-походах (перевалы, переправы и т.п.), являются характерными для других видов туризма, прежде всего для пешеходного, и описаны в классификации пешеходных маршрутов. Кроме того, в велотуризме рассматриваются как локальные некоторые препятствия, являющиеся в пешеходных маршрутах протяженными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение таких участков в веломаршруты носит случайный или вынужденный характер и для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счет затрат времени на их преодоление и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута.
Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятствий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоление. Для количественной оценки набора препятствий, отвечающего требуемой сложности маршрута, применяется понятие категории трудности ПП велосипедного маршрута.
Для определения трудности препятствий велосипедного маршрута используется таблица 2.

Таблица 2
Балльная оценка препятствий велосипедного маршрута по категориям трудности


Категория трудности12345
Количество баллов1.1 - 1.51.6 - 2.52.6 - 3.94 - 5.96 - 8

Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсе-налом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать восьми, что соответствует высшему значению для ПП 5-ой категории трудности.

Количество баллов в таблице 2 рассчитывается по формулам:
для равнинных участков
КТ = Кпк * Кпр * Кпер, (2)
для горных участков
КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр, (3)
где: КТ - количество баллов для определения категории трудности ПП;
Кпк - коэффициент дорожного покрытия (см. таблицу 3).

Таблица 3
Значения коэффициента дорожного покрытия (Кпк) для различных типов дорог и троп


Асфальт0.8
Профилированная гравийная или грунтовая дорога1
Каменистая, щебеночная или непрофилированная грунтовая дорога1.4
Используемая лесовозная, тракторная дорога, скотогонная тропа2
Зимник, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, туристская тропа2.5
Труднопроходимое бездорожье, осложненное множеством мелких локальных препятствий3

Кпр - коэффициент протяженности, рассчитывается по формуле (4):
Кпр = 1 + Lпп / 100, где Lпп - длина ПП в км. (4)
Кпер - коэффициент пересеченности местности (см. таблицу 4).

Таблица 4
Значение коэффициента пересеченности местности Кпер


Плоская равнина0.8
Слабопересеченная местность со средними уклонами дорог до 4% и перепадами высот до 50 м1
Среднепересеченная местность с уклонами дорог до 8% и перепадами высот до 100 м1.2
Сильнопересеченная местность с уклонами дорог свыше 8% и перепадами высот до 200 м1.4

Кнв - коэффициент набора высоты, равен :

до 200 м1
200 - 500 м1.1
501 - 800 м1.2
801 - 1100 м1.4
1101 - 1400 м1.6
свыше 1400 м2

Кв - коэффициент абсолютной высоты, равен :

ВысотаКавказСибирьЗаполярьеПрочие
до 500 м1.01.01.01.0
501 - 1000 м1.01.11.21.0
1001 - 1500 м1.11.21.41.0
1501 - 2000 м1.21.31.61.1
2001 - 2500 м1.31.4-1.2
2501 - 3000 м1.41.6-1.3
3001 - 3500 м1.51.7-1.4
3501 - 4000 м---1.6
4000 - 4500 м---1.8
4501 - 5000 м---2.0
свыше 5000 м---2.4

Ккр - коэффициент крутизны (уклон) равен :

до 4%1.0
4 - 6%1.1
7 - 9%1.3
10 - 12%1.5
13 - 14%1.8
свыше 14%2.0

При этом процент уклона определяется по формуле (5) :

( НВ / ПР ) * 100%, (5)

где НВ - набор высоты, м;
ПР - протяженность подъема при преодолении препятствия, м.
Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности, в зависимости от его влияния на другие параметры.
А = 1,4 - при высокой степени автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 100 км маршрута.

А = 1,0 - средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 20 км маршрута.
А = 0,5 - неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов.

Таблица 5
Сезонно-географический показатель (СГ)


РайонСезонностьПоказатель СГ (баллы)
1. Равнины и низкогорья
Средняя часть Россиимарт, ноябрь
зима
6
12
Север Европейской части Россииапрель,октябрь
март, ноябрь
зима
6
10
15
Сибирьапрель, октябрь
март, ноябрь
зима
10
15
20
Пустыни государств Средней Азии и другие аналогичные им районылето12
2. Горы
Среднегорьемарт,апрель,ноябрь
зима
6
12
Высокогорьемай, октябрь
март,апрель,ноябрь
зима
6
10
20
Горы Заполярья, Северной и Восточной Сибириапрель,май,октябрь
зима
10
20
Таблица 6
Оценка категории сложности велосипедного маршрута


Параметр маршрута Категория сложности маршрута
IIIIIIIVVVI*
Продолжительность маршрута минимальная (в днях)6810131620
Протяженность маршрута
минимальная (в км)
40050065080010001200
Максимальное количество
баллов, идущее в зачет
за протяженные препятствия:
1 к.т.
2 к.т.
3 к.т.
4 к.т.
5 к.т.



6
6
-
-
-



3
14
14
-
-



3
5
24
-
-



3
5
10
20
39



-
5
5
15
59



-
-
5
15
60 и более
Категория сложности (КС)
в баллах по формуле (6)
2-67-1415-2425-3940-5960 и более

* - Приводятся ориентировочные параметры для велопоходов VI к.с., которая, вероятно, будет введена после апробации приведенной выше методики и указанных параметров.
Примечание:
При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте первые и последние 100 км в расчет не берутся.

Сезонно-географический показатель (СГ) определяется по таблице 5.
Определение категории сложности маршрута

Суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах производится по формуле (6):

КС = П * I * А + СГ, (6)

где: П - сумма баллов по всем протяженным препятствиям (баллы определяются по таблице 2 или рассчитываются по параметрам препятствия);
I - показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1);
А - показатель автономности;
СГ - сезонно-географический показатель из таблицы 5.
Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I-VI к.с. в таблице 6, по которой и определяется категория сложности маршрута.

Коментарі

Почему вы не указываете на выходные данные нормативных документов - Где, когда, кто их принял. Это усиливает доверие и этим можно пользоваться. А так это не документ.
Старайтесь.

На лекции отметили, что в нашей статье даны формулы с ошибками. Просьба проверить с рос. методикой и подправить. спасибо.

так проверь. Здесь больших спецов в вело, чем ты, нет :) Думаю что админы вывесят актуальную, если пришлешь.

Підписатися на Коментарі для "Методика категорирования велосипедных маршрутов"