Перевал Цвиллинга (2А*)

Перевал Цвиллинга (2А*, 4150)

Район

\ребет, массив, река

Название

Высота (м)

Категория трудности

летозимамежсезонье
Памиро-АлайКичик-АлайЦвиллинга41502А*--

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):

Перевал находится в восточной части Кичик-Алайского хребта между вершинами Курган Юж. и Джолджилга Ц.

Что соединяет и связывает:

Дол. р. Коргон (р.Киргиз-Ата) - дол. р. Торопочаты

GPS координаты:40.00,797С; 072.43,904В

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:

Название перевала встречается в перечне перевалов и в описаниях пути подъема на вершины Курган Юж. И Джолджилга в [1]

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):

Как такового сведения о первопрохождении не сохранилось. Но в [1] приведено ряд маршрутов на вершины Джолджилга и Курган Юж. которые проходят через перевал Цвиллинга. Самые ранние первовосхождения в составе которых включалось прохождение пер. Цвиллинга датированы 1977г.:

Курган Южная по Юго-западному гребню, 4А к/сл. (Г. Семенюта, В. Гляделов, В. Козлов, С. Ленский, Г. Рожальская, 28-30 августа 1977 г.);

Джолджилга Южная от перевала Цвиллинга по Северному гребню, 2Б к/сл. (Б. Козлов, Г. Семенюта, 24 августа 1977г.).

Оба прохождения со стороны лед. Курган.

В восточной седловине перевала нами был найден тур с истлевшей запиской, что подтверждает факт прохождения перевала.

Еще одно достоверное прохождение перевала было сделано в 2007 г в середине июля группой т.к. "Вестра" под руководством Гладилина в при прохождении маршрута 4 к.с. Они проходили западную седловину перевала.

Печатный или рукописный источник сведений:

[1], [4].

Описание участка маршрута:

Дол. р. Коргон - пер. Цвиллинга - дол. р. Турпачаты

04.08.2007 - 3 день.

Подъем на перевал начинаем от ночевки в верховьях дол. Коргон. Выходим рано утром. Обходим оконечную морену справа по ходу, дальше идем вверх по левом ор. карману морены. В кармане снежник, который полого поднимается и выводит на сам ледник, покрытый покровной мореной. (Video 2) Идти по карману можно только рано утром до освещения склонов окружающих ледник солнцем. После выхода солнца этот участок становится камнеопасным. Дальше движемся по центру ледника. Ледник почти до самого перевального взлета покрыт мореной. Слева по ходу остаются вершины Курган Главная и Центральная (фото 2.1).

Северный цирк перевала Цвиллинга
Северный цирк перевала Цвиллинга
Перевал Цвиллинга (северный перевальный взлет)
Перевал Цвиллинга (северный перевальный взлет)

В центре цирка находится ледовый склон, ведущий к ярковыраженному понижению в хребте. Это и есть пер. Цвиллинга. Он имеет две седловины (восточную и западную). Они разделены скальным жандармом (фото 2.2). Подъем на перевал представляет собой сн-л. Склон, подрезанный двумя бергшрундами. Бергшруды в основном завалены снегом. В западной части верхний бергшрунд более выражен. Подъем на западную седловину немного длиннее и круче, чем подъем на восточную. На перевальном взлете западной седловины и под жандармом, разделяющим седловины, видны следы камней, сошедших с этого жандарма. Исходя из этого, приходим к выводу, что более безопасным и логичным для подъема является подъем на восточную седловину.

Подъем в связках на перевал Цвиллинга
Подъем в связках на перевал Цвиллинга
На перевале Цвиллинга
На перевале Цвиллинга

До первого бергшрунда доходим в связках по закрытому леднику. Он завален снегом. Переходим его. В 50-и метрах выше бергшрунда склон становится ледовым. Еще 70м до выхода скал идем с одновременной страховкой через промежуточные точки (ледобуры, 3 шт.) (фото 2.3.). Склон до 30º. На скалах делаем станцию (R0). От нее провешиваем верх одну веревку 50м 35º. Станция на ледобурах (R1). Далее провешиваем 25-30м (35-40º) траверс на гребень слева по ходу (фото 2.4) и 70-80 м 20-30º по гребню до выхода на седловину. На гребне станция на ледобурах (R2). На седловине - за выступе скалы (R3). Седловина крупноосыпная с надувом с сев. стороны (фото 2.5). При необходимости можно поставить палатку. Тур в левой по ходу части седловины. В туре нашли истлевшую записку. (Video 2)

Подъем на перевал Цвиллинга (2 станция, 1 и 2 веревки)
Подъем на перевал Цвиллинга (2 станция, 1 и 2 веревки)
Спуск с перевала Цвиллинга
Спуск с перевала Цвиллинга

Спуск с восточной седловины идет по крупноблочной живой осыпи (50м) (фото 2.7) к лед. Васенко (название ледника приводится в [1]) и ледниковому озеру. (Video 2) На озере обедаем.

От озера хорошо просматриваются пути спуска с обоих седловин (фото 2.6). Восточная седловина выглядит отсюда как выраженный провал в скальном гребне. Западная седловина ледовая, хорошо читается с ледника. Спуск с западной седловины идет по закрытому леднику крутизной около 25-30º. (Video 2)

После обеда по леднику проходим 100-150м до морены и дальше по крупной осыпи спускаемся в дол. р. Торпочаты. На спуске проходим мимо небольшого озера, расположенного в осыпной воронке. Возле него есть места для ночевки. Делаем привал возле озера, а на ночевку спускаемся ниже в дол. р. Торпочаты. Ночуем напротив г. Таврия (фото 2.8) (Video 2) чуть ниже оконечной морены лед. Торпочаты (в [1] приводится название Юж. Джолджилга. Вероятно такое название альпинисты дали ему потому, что видели ледник при восхождениях на г. Джолджилга, у южных склонов которой он находится. Сама же дол. р. Торпочаты ими изучена не была).

Южный цирк перевала Цвиллинга
Южный цирк перевала Цвиллинга

Вершина Таврия (виз из долины реки Торпочаты)

Общее время прохождения: 5 ч 40 мин

Время, затраченное на подъем: 4 ч 55 мин

Время, затраченное на спуск: 45 мин

Движение с одновременной страховкой: 1 ч

Движение с попеременной страховкой: 2 ч 30 мин

Организовано пунктов страховки: 11

Категория сложности: Определяющим участком перевала является сн.-л. склон крутизной до 40º. Количество пунктов страховки (станций) 5. Длина определяющего участка 220м. Из них 70м с одновременной страховкой через промежуточные точки, 150 - с перильной страховкой. Таким образом, по требованиям к крутизне склона и времени прохождения перевал соответствует к.с. 2А, а по длине определяющего участка - превышает нормы, выставленные для перевалов 2А.

Условия, при которых изменяется категория трудности:

При меньшем количестве снега может открыться бергшрунд, понадобится перильная страховка от бергшрунда до седловины (порядка 250 - 280м).

Возможные опасности и меры безопасности:

При прохождении перевала из долины Коргон, восточная седловина выглядит более безопасной и простой технически чем западная. Но проходить их желательно до того, как осветит солнце, т.к. выход на левую седловину и может простреливаться камнями с хребта, восточнее перевала, а на западную - с жандарма. Восточная седловина дольше находится в тени. Подъем и спуск на западную седловину в более позднее время дня стоит делать как можно западнее, но склон там гораздо круче и длиннее на 1-2 веревки. Со стороны дол. Торпочаты более безопасная - западная седловина, т.к. на нее простой подъем по пологому леднику. Восточную седловину идти на подъем не рационально и опасно, т.к. вся она состоит из живой крупноблочной осыпи. На спуск же ее идти вполне реально.

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:

Каски, кошки, ледорубы, ледобуры, возможно 1-2 снежных якоря для станции на гребне.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:

Верховье р. Коргон (за оконечной мореной ледника)

В северном цирке перевала

Седловина перевала (в [1] рекомендуется использовать как исходный лагерь при прохождении маршрутов на вершины Курган Юж. и Джолджилга Ц.)

В южном цирке перевала на лед. Васенко (в районе озера)

На небольшом озере при спуске в дол. Торпочаты

В дол. Торпочаты.

Підписатися на Коментарі для "Перевал Цвиллинга (2А*)"