Отчет про велопоход по Арабатской стрелке и Керченскому полуострову

апрель 2007 года

Пролог. Как мы собирались в поход.

Идея похода у меня пришла далекой зимой, после зимнего похода в Крым. Я прочитал подготовку похода по зимней Арабатке и вспомнил про отчет Натахи Смилянец, мне еще из того рассказа часто вспоминались вулканчики и желание их увидеть с каждой минутой росло. Не меньшим было желание увидеть многокилометровые пляжи Арабатской стрелки. Детально изучив всю существующую и несуществующую информацию в интернете по Арабатской стрелке и Керченскому полуострову, было решено сделать нитку маршрута по Арабатской стрелке и азовскому побережью Керченского полуострова, детальнее планируемый маршрут опишу дальше.

В итоге нитка маршрута была разослана потенциальным участникам, которых оказалось более 20 человек, к счастью для нас и к несчастью для них многие отсеялись в процессе естественного отбора. И в итоге мы поехали нормальной, с точки зрения количества людей в походе, группкой:

1) Сахно Андрей, LW, руководитель-организатор

Пересунько Иван
Щербатей Александр
Якимец Игорь

Подготовка к походу у меня, как и следовало ожидать была веселая. Покупка продуктов, окончательный список участников и прочие походные штучки окончательно согласовались незадолго до похода. А девушки, какие у нас девушки:) Ленку Кистень я только и увидел в поезде, на скатках группы у нее не получалось быть - работа..., а Лена (rybka) узнала, что сможет поехать за два часа до поезда. Руководитель, тобишь я, в последний момент печатал карты и ориентировки маршрута с самого утра и только за часик до выхода подумал, что пора бы уже и рюкзак слаживать, ведь из личных вещей даже не думал, что брать, собиралось естественно у меня все так: все в кучу на кровать, а потом - бух и все в рюкзак.

Не знаю, как участникам, но мне было весело ехать до вокзала. Спасибо Ване (VIP), что подхватил меня в газельку на пересечении ул. Тампере и пр-та Воссоединения. Я был в шоке, когда выехал из дома и понял, что не умею кататься на велосипеде. Под нагрузкой, как оказалось, он ведет себя совершенно по другому, а нагрузка была не маленькая:)

Палатка, горелка, бензин 3 л, воды 7,5 литров, 2 каремата, ну и список стандартных вещей для такого похода. Как потом уже понял, я умумдрился неправильно нагрузить благодаря обилию тяжелых вещей и в итоге после небольшого виляния, велик начинало так водить из стороны в стороны, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Но как ни удивительно, до Ленинградской площади у меня даже получилось добраться своим ходом, 9,5 км за 35-40 ходовых минут.

Быстренько добравшись до вокзала, с учетом утренних, медленно перетекающих в дневные, пробок я узнал, что Ваня не купил продукты в поход и решил это сделать в супермаркете на воквзале. Попросив меня посторожить его вещи и велик, он побежал скупаться (в 12:05!), мобилка естественно была уже выключена. Пока он себе спокойно скупался, мы в психах созванивались и решали, что делать? В итоге, я попросил AndyM приехать без вещей и посторожить вещи Вани, поскольку мне нужно было объезжать, подняться по лестнице-эскаватору на конечной 1-го трамвая я бы не смог.

Когда я приехал на место сбора у ст.м. Вокзальная, наши уже начали выдвигаться к вагону поезда, ведь уже оставалось каких-нить 25 минут до отправления поезда! Прождав с вещами AndyM еще 10 минут, я позвонил Рыбке и попросил чтобы кто-то пришел и забрал у меня вещи AndyM, а я бы тоже побежал собираться. В итоге звонить пришлось еще раз, поскольку подняться самостоятельно с велом и рюком примерно в 25 кг по лестнице подземного перехода на перрон у меня не получилось. Когда я подъехал, все по шустрому разбирали велы, в панике я тоже было начал, но понял, что уже не успеваю, в кармане непрерывно звонил телефон... В перерывах между матами и попыткой куда-нить запаковать вел, я ответил, чтобы Ваня и Андрей бежали к поезду. В конце-концов удалось уговорить проводников, что мы хорошие и мы обязательно упакуем велы в чехлы в поезде. Так еще часик наши велы парили над головами пассажиров под стук колес удаляющегося от Киева поезда, по всему вагону летали колеса, ключи, накидки, рюкзаки. Разговорившись с

Максимом (NoMad) мы узнали о себе много нового и прекрасного: оказалось, что благодаря нашей погрузке он не опоздал на поезд (отправление из Киева 12:47), ведь его минут на 5 задержали проводники, чтобы мы упаковались:)

Глава 1. Планируемый маршрут велопохода с указанием достопримечательностей.

День 1-й (7 апреля 2007 года).

Приезжаем в с. Новоалексеевка в 02.04 поездом ?40 ?Киев-Севастополь?. Собираем велосипеды и подготавливаемся к старту (примерно 1 час). Выезжаем из с. Новоалексеевка в 03.00.

МАРШРУТ 1го ДНЯ:
01 - Новоалексеевка-Геническ (12,07 км)
02 - Геническ-Геническая Горка (9,08 км)
03 - Геническая горка-Счастливцево (7,48 км)
04 - Счастливцево- Гор.источники (4,99 км)
05 - Гор.источники-Стрелковое (9,31 км)
06 - Стрелковое- Соленое оз. (10,35 км)
07 - Сол.озеро-Страусиная ферма (7,91)

Итого: 61,19 км
Прим. После посещения страусиной фермы ночевка (примерно в 5-10 км от нее)(при уточнии наличия источников воды возможнен перенос ночевки на 80-100 км пути).

1) Геническая горка;
2) Горячие источние;
3) Соленое озеро;
4) Страусиная ферма;
5) Остатки железной дороги на Арабатке.

Итого за день - 61,19 км (возможно увеличение до 80-100 в зависимости от наличия источников воды).

День 2-й (8 апреля 2007 года).

МАРШРУТ 2го ДНЯ:
08 - Страусиная ферма - Соляное (60,84 км)
09 - Соляное - Арабат.крепость (5,97 км)
10 - Араб.крепость-АкМанай (5,03 км)
11 - Ак.Манай-КАЭС (24,48 км)
12 - КАЭС-Мысовое (8,56 км)

1) Арабатская крепость;
2) Ак-Манайские каменоломни;
3) Азовское побережье Крыма;
4) Недостроенная Крымская АЭС;
5) м. Казантип.

Итого за день - 104,88 км (без учета отвлетвлений и езды по Казантипу, возможно уменьшение за счет предыдущего дня).

День 3-й (9 апреля 2007 года).

МАРШРУТ 3го ДНЯ:
13 - Мысовое-Узунларский вал (22,26 км)
14 - Узунларский вал-Чокракское оз. (31,40 км)
15 - Чокракское озеро-с. Бондаренково (ч-з м.Хрони-м.Фонарь-креп.Эни-Кале-Аджимушкай)(53,37 км).

1) Астанинские плавни;
7) м.Фонарь-п.Крым- крайние точки Крымского п-ва, паромная переправа на Кавказ;
8) крепость Эни-Кале;
9) Аджимушкайские каменоломни;
10) Грязевые вулканчики Керченского полуострова. Итого за день - 107,03 км.

День 4-й (10 апреля 2007).

МАРШРУТ 4го ДНЯ:
16 - Вулканчики - Керчь (8,36 км)
17 - Наматываем километраж по Керчи, посещение разнообразных памятников - (? км).

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
1) Керчь - крепости, порты, Пантикапей, и т.д.

Итого за день - 8,36+километраж по Керчи.

ИТОГО ЗА ВЕСЬ ПОХОД: 281,46 км (для запаски - 280,42 км)

Глава 2. Поезд ?40 Киев-Севастополь

Отправиление из Киева: 06 апреля 2007 года в 12:47
Прибытие в Новоалексеевку: 07 апреля 2007 в 02:04

Наше пребывание в поезде сопровождалось тихими матами... И обсуждением того прекрасного - посадки в поезд после его отправления по рассписанию. Так мы провели 3 незабываемых часа в поезде стремительно несущемуся к точке нашего старта, первый в попытках запихнуть велы на третьи полки, а два следующих в отходе от этого куматозного состояния.

Потом начался литрбол, разглядывание топографических карт и прочие туристические странности, непонятные обычным пассажирам. Разговорившись с Максимом, туристы - это по истине дружелюбный народ, мы рассказали ему о своих планах, а также услышали его, попили вместе пива. Как и следовало ожидать, наши девушки в одном купе пытались не слушать лекции по веломатчасти, а во второй по компьютерам и всему, что связано с ними. Только Ваня попытался завести чуток другую тем, о извечном, тобишь привязанности одного пола к другому: но в такой компании - это не фэншуйно:) К счастью для последних, впрочем как и для нас, мы уляглись спать довольно рано и тихо, ведь нам предстоял еще подъем в час ночи.

Высадка десанта из поезда в Новоалексеевке была не менее зачетной: за две минуты нам нужно было через один тамбур выгрузить 8 велов, 8 рюков и 8 тел-велосипедистов. Как вы и сами понимаете, тамбур был завален до потолка велосипедами. Выгрузка проходила достаточно спокойно, без матов, вперемешку вылетали велосипеды, пассажиры с манатками, наши рюки и мы сами:)

Глава 3. День 1-й. 07 апреля 2007 года.

Теоретические основы тупизма мы получили еще в Новоалексеевке, неспешная сборка велосипедов, завтрак и набор воды у нас занял порядка полутора-двух часов. После попытки переупаковки рюкзаков выяснилось, что места ни у кого нет, поэтому мою палатку никто себе непередеребанил, подозреваю, что точно также и Шурикову (короче перераспределение груза в поезде перед поход наихудший вариант, убеждаюсь второй раз, лучше этого избегать, если есть возможность, правда у нас ее не было).

Дорога до Геническа у нас заняла чуть более часа, с учетом остановок для устранения технических неполадок. Поездка в темноте, без фар - вещь достаточно прикольная, но и экстремальная, такая поездка требует от всех участников максимального внимания на дороге и соблюдения ПДД. К счастью, наша группа светилась на дороге фарами как новогодняя елочка да и машин было очень мало. На группу у нас было порядка 50% фар и 30-40 % мигалок (с учетом того, что не все видны из-за велорюков), зато фары были супер яркие. Некоторые правда ехали с налобниками, но мне было не охота, тем более, что такой опыт у меня уже есть. Как по мне налобник даже ухудшает видимость, поскольку слепит глаза при отражении от поверхности земли, асфальта. Поэтому я спокойненько сел себе на колесо переднему участнику и без приключений доехал до Геническа (примерно в 04:55 мы были возле телеграфа, минут 20 заняли дозвон до телеграфа, чтобы окрыли дверь, поиски ручки, придумывание текста телеграммы). Быстренько прошуршав по ночному Геническу до телеграфа (нах-ся по адресу г. Геническ, ул. Ленина, 2, тел. 8(05534)3-40-28 и 3-23-16, телеграф круглосуточный, но нужно звонить, чтобы окрыли дверь), мы там остановились и оправили телеграмму в Киев о том, что мы полные психи...

В районе 05:15 - 05:20 мы поехали назад по Геническу к повороту дороги на Арабатскую стрелку. Сумереки нас застали уже под с. Геническая Горка, которую мы пролетели даже не остановившись. Еще вначале у нас выделились лоси Фабио, Рыбка, которые нас опередили на пару километров. Мне с утра ехалось достаточно тяжело (до самого обеда) выше 25 км/ч по бетонке ехать не получалось, нужно было больше тренироваться, но загрузка на работе и в институте не позволяла сильно тренироваться: наибольшее расстояние за день перед походом было 71 км, а всего за весенние тренировки было пройдено порядка 150-180 км. Проехав с. Счастливцево мы остановились на 35 километре похода в 7:00 возле горячих источников на привал и второй завтрак. Горячие источники к сожалению были закрыты на ремонт поэтому мы только поглазели сквозь ворота на территорию и поехали дальше.

Примерно в 45-50 километрах по маршруту нах-ся с. Стрелковое. Если не сворачивать с бетонки, а въехать прямо в село, то практически сразу подъезжаем к магазину в селе, сзади которого нах-ся краник с водой, которую мы пили даже сырой, запахов, особых привкусов нет, т.е. это пожалуй идеальное место набора воды для поездки по Арабатке, ведь даже на вокзале в Новоалексеевке вода отгоняет сероводородом. Воды для поездки по Арабатке мы взяли по 6 литров на парней и 4 литра на девушек, т.е. для группы в 8 человек получилось 44 литра. Нам ее хватило на обед (чай + пюрешка), ужин (суп+чай) и завтрак (каша+чай), есс-но с запасом:)

Ракушечные пляжи Арабатки

Уже в с. Стрелковое мы начали понимать, что такое настоящая стиральная доска, когда едешь и думаешь о смысле жизни и зубы постоянно щелкают об руль. За один переход мы проезжали обычно 10 км, т.е. за первый переход мы проехали до станции добычи газа в море, впервые остановились и испытали на себе очарование местных арабатских пляжей с ракушками, которые начинаются на одном краю горизонта и заканчиваются на другом. Вообще Арабатка начиная с с. Стрелковое и заканчивая с. Соляное - это порядка 70-80 км сплошного безлюдного пляжа с чистейшим Азовским морем, по-крайней мере в апреле месяце. На этом привале я обнаружил, что у меня отвинтился верхний винт крепления багажника, к счастью для меня и моего вела, я привязал велорюк к подсидельнику и поэтому даже не заметил, что одно крепление исчезло - иначе бы могли быть существенные повреждения вела.

Страусиная ферма

На 63-65 километре в 10:32 мы остановились возле страусиной фермы. И часть нашей группы пошла втыкать на страусов или страусы на нас? В общем это достаточно интересный вопрос бытия, на который невозможно дать однозначный ответ. Как нам сказали, что завтык на страусов вообще стоит 5 грн с человека, но с учетом несезона и того, что у нам предстоит достаточно длинный поход до Керчи, нас пустили бесплатно, правда ненадолго, но у нас и у самих небыло времени.

От страусиной фермы до обеда мы растянулись очень сильно, в значительной мере благодаря мне, в поезде я практически ел мало и поэтому силы меня окончательно покинули. Пришлось попросить замыкающего Лешу, чтобы он догнал группу, а отстали мы на 1,5 км и остановил их - видимо на Арабатке у группы проснулась жажда лосизма, а у меня жажда хавки. В итоге я остался один, похавав все, что осталось с поезда, выглушив литр воды залпом - потулил дальше. Через километров 5 я увидел группу на привале и уже выехавшего ко мне на встречу Шурика. В итоге на том же привале, на 83 километре мы обнаружили источники воды - трубы торчащие из земли, из которых бьет вода и остановились там на обед. К воде подобраться тяжело, там разлилось озеро, но при желании и отсутствии воды ее набрать можно.

После обеда на привале

На обед у нас была пюрешка, бутеры с паштетом и чаем, нужно было видеть мое лицо, когда я ел пюрешку и пытался запихивать этот бутер, я правда их так и не съел, а закусил салом с хлебом, которые дал мне Шурик, что и составило мой обед.

Обед у нас был затяжной с 12:00 до 15:00. Вся группа просто вырубилась в волшебный сон навеянный свежим прохладным воздухом, легким весенним ветерком и звуками окружающей природы. Но реальность нас вынудила вернуться к действительности и около 15:00 мы вскочили, быстренько собрались и потулили дальше по неизведанным просторам Арабатки...

Характерный пейзаж на Арабатской стрелке
Серия ставков на Арабатской стрелке

Повстречав одну пару велосипедистов пролетевших со скоростью света по Арабатке и несколько одиноких домиков без особых приключений на 107 километре мы остановились на ночевку около 18:00. Стоянка была в большой яме, в которой без проблем помещается 8 велосипедистов с велами и двумя палатками. Связав велы и накрыв их чехлами группа начала заниматься всякой фигней: купаться в море, готовить борщ, любоваться закатом и звездным небом, а также виднеющемся вдали побережьем Крыма: огнями Каменского, Щелкино и прочих сел на побережьях Азовского моря и Сиваша.

За этот день было пройдено 107,01 км за 6:46:20.

Глава 4. День 2-й. 08 апреля 2007 года.

Подъемы у нас были спланированы ранние, поэтому встали мы с Шуриком около 06:00 и с голодухи начали хавать солнце, но оно вовремя спряталось от нас за тучами и мы с горя начали готовить на горелках кашу, одновременно расталкивая своими грозными криками мирно спавших туристов.

Развалины Арабатской крепости

Благодаря таких сложным, но принесшим ожидаемые плоды, стараниям группа выехала на маршрут в 8:30. Прорвав линию обороны коров вблизи с. Соляное, в 11:10 мы взяли под свой контроль развалины Арабатской крепость, которая являлась одним из важнейших укреплений XVII ст. Чуток поизучав окрестности крепости мы выдвинулись дальше по направлению к Ак-Монайским каменоломням. Проехав 2-3 километра асфальтная дорога резко уходит направо вокруг с. Каменское по направлению к с. Семисотка, здесь желательно свернуть на грунтовку уходящую вверх в село и проехав по селу в северо-восточном направлении, т.е. практически вдоль берега. В 200-300 метрах от села начинаются Ак-Монайские каменоломни.

Ак-Монайские каменоломни
Внутри Ак-Монайских каменоломней

В с. Каменское, как и в практически всех предыдущих и последующих селах содержащих магазины, VIP затарился "горючкой" для велотуристов, как оказалось пиво в велопоходах идет на ура! Следующий привал в 13:00 у нас был в Ак-Монайских каменоломнях посреди воронок от взрывов авиабомб и снарядов, а также чудом уцелевшего снаряда времен Великой Отечественной войны. Чуток познакомившись с бытом времен войны, а также благоустройством современных местных бомжей или панков, в 15:05 мы поехали в сторону Казантипа. Не успев тронуться, у нас случилась вторая неприятность с багажником, на этот раз у AndyM, как и в прошлый раз открутился и потерялся винт с гайкой, пришлось остановиться на техпривал. Быстренько устранив неполадку мы поехали дальше, привыкая к новому рельефу, грунтовым дорогам, обилию великолепных балок и бухточек на берегах Азовского моря. Даже вначале апреля здесь уже полно машин, сложно представить, что тут делается летом, ведь места для отдыхающих просто великолепные, в особенности для тех, кто устал от пляжей ЮБК. Дорога хоть и шла примерно по побережью, но она постоянно создавала незамысловатые повороты, после трудностей Арабатки на ней просто едешь и радуешся жизни, красоте окружающей природы...

Керченский п-ов (р-н Ак-Манайских каменоломней)

А там вдали нас ждали новые испытания на прочность:) Карьеррр, как много в этом слове для сердца нашего слилось. Спуск по узенькой тропинке с поворотом и ступеньками, хоть и не длинный, но напряжный - сильно груженные велы хоть и находящиеся постоянно на тормозах, но так и норовят сорваться и полететь купаться в море. Не успев спуститься и проехать мы поняли, что уже пора подниматься, на этот раз по ступенькам. Вы пробывали поднимать по лестнице обычный вел? Думаю да, а вот теперь добавьте на него 20-килограммовый рюкзак и опишите ваши впечатления:) По секрету, только никому-никому, тссс! В 200-х метрах недоезжая карьера дорога уходит направо и объезжает его, но мы ведь и приехали за трудностями: себя показать и на других посмотреть:) Шютка естественно.

Далее опять начинаются новые формы рельефа, дорога пересекает разнообразные холмы и балки. Поднявшись из карьера мы едем не по тропинке, а сворачиваем направо на юг, а потом сразу же находим новую дорогу, которая шла над южной стороной карьера и едем по ней. Практически сразу же дорога уходит вниз в маленькую балочку и в ней разделяется на две, точно так же как и наша группа, объединились мы спустя полтора километра в районе строений рыбного промысла. Эх, какие там грунтовые спуски велик плавно разгоняется до гигантской скорости. В районе этой базы находится мостик через речушку-болотце. И снова вкручиваем вгору, что поделаешь за спуском всегда следует подъем, такова жизнь. Вскоре после этой серии холмов на горизонте вновь появляется мыс Казантип, а слева дачи. Справа от дач находится разрушенная МТФ, проехав мимо нее по грунтовке мы выскочили на дорогу ведущую к с. Калиновка.

Недостроенная Крымская АЭС

В Калиновке, как ни странно мы даже не стали дуплится, все-таки группа почувствовала наступление вечера, а нам еще нужно было посмотреть недостроенную Крымскую АЭС и докрутить до Казантипа. Прошуршав по местным дорога мы шустро добрались до КАЭС. Все-таки велика человеческая тупость - строить в заповедных местах технически небезопасные производства. К величайшему сожалению, детально полазить по окрестностям АЭС так и не получилось, но все-таки впечатления были яркие... В сумереках проскочив и даже не заметив г. Щелкино, а заодно обнаружив пропажу нескольких членов группы мы остановились у окраины с. Мысовое. Как выяснилось позже, у Леши окончательно свосьмерилось заднее колесо и ему пришлось менять покрышку на слик, заодно выравнивая восьмерку. В с. Мысовое мы уже въехали по темноте, но к нашему счастью набрать воды и получить рекомендации по месту стоянки нам таки удалось. В 20:10 мы стали на ночевку на пляже возле с. Мысовое, по темноте поставили палатки, приготовили кушать, походили по кустикам и попугали царевн-лягушек:) И естественно увалились спать.

Под убаюкивающий шум морского прибоя в моей голове гнездились коварные планы на следующий день: сделать радиалку на Казантип, проехать по Караларской степи, по всевозможным бухточкам побережья Азовского моря вплоть до с. Бондаренково, с заездами в бухту Рифов, бухту Морской пехоты, порт Керчь, крепость Эни-Кале. Скажу честно - это бред, пожалуй нереально проехать за день даже налегке. Чтобы проехать и все посмотреть желательно 2,5 дня, а минимум 2 дня. За этот день группа проехала 77,3 км за 5:05:00. С учетом радиалки у меня было на одометре 89,6 км за 6:02:00.

Глава 4. День 3-й. 09 апреля 2007 года.

Восход солнца на Казантипе

Этим утром мы встали в 5:30, т.к. Шурику (Fabio) очень хотелось побывать на Казантипе, правда мне тоже, но меня успокаивала необходимость не срывать категорийность из-за своих амбиций попасть на Казантип. Как и предыдущим утром восход солнца был великолепный. Шум прибоя, рассвет, ракушечные пляжи оставляет в душе неизгладимые впечатления.

Вид на Казантипский заповедник

И все-таки утро внесло свои коррективы, Шурик меня уговорил, что не побывать на Казантипе это ацтой. Так мы втроем (Шурик, Леша и я) собрались и полетели по направлению к Казантипскому заповеднику. Человек такое жЫвотное, которое умеет загадить все и вся: по всей ценральной части полуострова разбросаны нефтедобывающие установки. К счастью, нетронутым осталось само побережье Казантипа, а оно просто поражает своим великолепием: разнообразнейшие бухточки с элементами скального рельефа и повсеместно разбросанными камнями загадочной формы. Времени на осмотр острова было очень мало, поэтому мы практически сразу же устремились назад к месту стоянки.

На территории Казантипского заповедника

Вернувшись, быстро сложив палатки и упаковав рюкзаки в 10:22 мы ринулись дальше, ведь нас еще манили Караларские степи, обилие мысов и бухточек северного побережья Керченского полуострова. Дорога от с. Мысовое до с. Нижнезаморское большей части представляет собой хорошо укатанную грунтовку, местами переходящую в стиральную доску по типу Арабатки. Для простоты ориентирования можно выбрать побережье Азовского моря, ни в коем случае не сворачивать направо, но при этом и не особо уходить влево, поскольку судя по всему те дороги ведут к местам отдыха местных аборигенов и можно попросту потерять драгоценное время (проезжали пан. Азовское, и еще пару баз, к сожалению не запомнил названий). Т.е. общая рекомендация придеживаться качественной дороги, стараясь не сворачивать вправо в сосновый лес и влево в район моря.

Дорога от с. Мысовое до с. Нижнезаморское местами такая же, как и на Арабатке

Быстро преодолев асфальтную дорогу от с. Нижнезаморское до с. Золотое и напоровшись на еще одно категорийное препятствие - сельский магазин в с. Новоотрадное, которое обминуть так и не удалось - набрали еще литров 6-8 пива, мы наконец-то доехали до начала подъема на плоскогорье Караларских степей. Подъемов на плато достаточно много, мы выбрали виднеющийся прямо по направлению нашего движения, заезжать на него удобно после прохождения серии резких поворотов (под 90о) главной дороги. Дорог по плато достаточно мног, но желательно сильно не удалятся от побережья, поскольку внутри плато Караларской степи раньше располагался секретный военный аэродром, на котором базировались стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками на борту, а кроме него где-то там же расположено аэродромное хранилище ядерных отходов. И посещать его лично у меня особого желания не было. В данный момент времени, Караларские степи собираются сделать национальным природным парком, в связи с обилием редких видов растительности и представителей животных.

Караларские степи

Караларские степи, в особенности северная их часть, т.е. Азовское побережье, представляют собой плоскогорье. Лично мне эта часть маршрута очень напоминает Караби-яйлу, такие же многочисленные хребтики, горки поросшие только одной травянистой растительностью, кустарников почти не встречается, а на побережье многочисленны разнообразные бухточки, окаймленные скалистыми выступами побережья.

Поездка на велосипедах по северной части Караларской степи завораживает - многочисленные подъемы, спуски, качественная грунтовка, свежий воздух и степные запахи, вдали шум прибоя. В одном из мест нашу дорогу преградила речушка, чтобы ее объехать пришлось спуститься в бухточку, на берегу поставлены надписи ?Ловля рыбы запрещена?, вероятнее всего это связано с происхождением речушки, судя по карте она может начинаться в районе могильника ядерных отходов, поэтому я бы рекомендовал ни в коем случае не набирать воду из источников или речек на территории Караларской степи.

Поскольку мы еще не обедали, а обед я задумал в районе Чокракского озеро, то мне оно грезилось чуть ли не за каждым поворотом дороги или холмиком. Но за каждым поворотов или холмиком открывался новый вид на бескрайнее плато. В 16:00 мы стали на обед, в частности благодаря проколу у Вани и восьмерки на заднем колесе у Леши. Замечательно, что мы остановились пообедать, отремонтироваться и чуток отдохнуть именно там, поскольку обедать в той части озера, куда мы вскоре выехали было бы очень неинтересно, пожалуй само озеро красивее смотрится в южной части, а мы выехали в северную. Обед и ремонты заняли у нас порядка часа и еще около получаса заняла дорога до озера.

В районе 18:00 мы уже начали подниматься по затяжному подъему дороги из с. Курортное в г. Керчь, следом за подъемом последовал плавный длинный спуск: порядка 5 км (на взгляд) даже не нужно крутить педали:) Свернув с дороги на Керчь в районе указателя с. Войково, мы проехав возле кладбища выскочили на дорогу в с. Бондаренково. Немного подуплив куда ехать дальше, мы поднялись по асфальту через село и остановились на ночевку в 20:00 над большим карьером возле ворот какого-то завода. Воду набрали недалеко от ночевки в каком-то из домов, где еще не спали люди. Вдали всю ночь виднелись огни Керчи, был слышен лай собак - населенка как никак:(

За этот день было пройдено 72,67 км за 5:39:14. Радиалка на Казантип - 12,3 км за 0:57:00.

Глава 5. День 4-й. 10 апреля 2007 года.

Увидев перспективу утром очутиться в Керчи, никто кроме меня рано утром вставать не захотел, даже Шурик дрыхнул в мягком спальнике. Поэтому готовить принялся я один, сначала долго не мог найти вторую горелку, потом начал кипятить воду, частично превратившуюся в лед (ночью бьли заморозки, все палатки и велы были покрыты толстым слоем инея). Вкоре встал Андрей и принялся есть заныканный йогурт, в самый удачный момент, когда я сыпал соль в кашу, он предложил его и мне. Блииин, когда я увидел, сколько соли сыпанулось, когда я отвлекся:) /*Вырезано модератором*/ В общем, получилась каша к пиву, самое удивительное, что с пивом она действительно относительно хорошо пошла:)

Наиболее понравившийся нам грязевой вулканчик под с. Бондаренково

Но дуплянка еще продолжалась, с учетом всех дуплянок, сборов и прочей суеты нам, вернее части группы, удалось выехать только в 9:06. Проехав около 300-500 метров, мы свернули на грунтовку уходяющую примерно на север, она ведет в сторону, где расположены грязевые вулканчики. А несколько человек еще осталось в лагере, поспешив вслед за нами, не оглядываясь по сторонам они полетели вниз в Бондаренково в надежде догнать нас по дороге в Керчь, пожалуй они уже всем телом сидели в поезде и ехали в Киев, но во время остановившись и раздуплившись вернуться, группа все-таки объеденилась и поехала к вулканчикам.

Небольшое извержение грязевого вулканчика
Грязевой поток вулканчика, ну и мы на его фоне

Прямой дороги к вулканчикам нет, пожалуй правильнее всего к ним подъезжать по дороге ведущей от очистительных сооруджений на северо-северо-запад, по пути обязательно поглядывая в западную сторону - там и расположены вулканчики. Мы заезжали к ним с другой стороны, тоже по грунтовке, но оттуда они не особо хорошо видны, нашли мы их благодаря знанию их точного расположения на карте. Они находятся в котловине примерно в 2 км от северо-западной окраины с. Бондаренково.

В районе 10:10 с учетом все приключений и езды по полному бездорожью, временами приходилось вести велы пешком мы оказались возле вулканчиков. Еще таившуюся с утра, чуть теплую надежду еще попасть в крепость Эни-Кале, пришлось с треском выкинуть из головы, т.к. до отправления поезда оставалось немногим более 2,5 часов. Вулканчики достаточно удивительны по своей природе: некоторые действительно имеют форму вулкана, а некоторые представляю собой лужицу посередине бурлящую. Наибольшее наше внимание привлек относительно высокий вулканчик, возле него даже виднелись грязевые потоки, напоминующие лавовые. Повтыкав на это чудо природы, а некоторые участники умудрились залезть в грязи вулканчиков носами, а также другими частями тела по самые втулки... На этом наша познавательная часть этого похода была завершена и в 10:30 мы неспеша поколесили от вулканчиков в г. Керчь, который к великому сожалению так и не получилось осмотреть, но ведь это повод вернуться в эти замечательные края и продолжить осваивать красоты природы и страницы героического прошлого этого полуострова.

Группа
Мы

В 11:27 прибыв на вокзал в г. Керчь, принялись делать закупки в дорогу, впервые неспеша разбирали велосипеды и погрузились в поезд (время отправления из Керчи в 12:45). По возвращению в Киев на поезде мне рассказывать особо нечего - я ушел в свои мечты про дальнейшие пешеходные, горные и велопоходы по территориям Украины и ближайшего зарубежья... Как оказалось умудрился пропустить мимо ушей все возможные темы обсуждавшиеся в поезде. Эх, мечты-мечты:) В Киеве мы опять таки неспеша собрали велосипеды и поехали по домам, кто на газельке с Ваней до ст.м. Левобережная, кто своим ходом... Реальность была печальная - рабочий день пробки, ремонты дороги, выхлопные газы. АПЯТЬ ХАЧУ В ПАХОД! За этот день было пройдено 17,61 км за 1:22:48.

Глава 6. Пройденный маршрут.

1-й день с.г.т. Новоалексеевка - г. Геническ - с. Геническая Горка - с. Счастливцево - с. Стрелковое - Страусиная ферма Километраж за день: 107,01 км Время в пути: 6:46:20.

2-й день с. Соляное - Арабатская крепость - с. Каменское - с. Калиновка - с. Семеновка - Крымская АЭС - г. Щелкино - с. Мысовое Километраж за день: 77,3 км Время в пути: 5:05:00

3-й день с. Мысовое - мыс Казантип (рад.) - с. Мысовое - с. Нижнезаморское - с. Новоотрадное - с. Золотое - северная часть Караларских степей - Чокракское оз. - с. Курортное - с. Войково - с. Бондаренково Километраж за день (без учета радиалки): 72,67 км Время в пути (без учета радиалки): 5:39:14 Километраж радиалки: 12,3 км Время в радиалке: 0:57:00

4-й день с. Бондаренково - Грязевые вулканчики - г. Керчь Километраж за день: 17,61 км Время в пути: 1:22:48

Общая длина маршрута: 274,59 км + 12,3 км (рад.) = 292,2 км

Глава 7. Основные замечания по проведению похода.

1. Желательно уделить этому маршруту не менее 6 дней, тогда не будет проблем с осмотром достопримечательностей, вынужденным укорачиванием маршрута. В нашем походе пришлось выкинуть львиную долю достопримечательностей, совершенно не посмотреть Керчь, а также частично урезать маршрут. Это при том, что группа была достаточно хорошо подготовленная;
  2. Набор воды для поездки по Арабатской стрелке из учета нашего опыта рекомендую делать в с. Стрелковое (описание местонахождения источника дано в тексте отчета);
  3. Участок с. Каменское - с. Калиновка, грунтовка по легкому плоскогорью, скорость продвижения естественно ниже, чем на равнине;
  4. Участок с. Золотое - с. Курортное. Хорошая пересеченка, напоминающая Караби-яйлу в Крыму с перепадами высот от 100-150 метров. Частые подъемы-спуски обеспечены, со всеми вытекающими...;
  5. Набор воды на территории Караларской степи не рекомендую делать по причине присутствия в том районе могильника ядерных отходов;
  6. Непройденные участок с. Курортное - с. Осовины - крепость Эни-Кале - г. Керчь. И вообще этот отросток Керченского полуострова - это пересеченка с частыми подъемами и спусками. Перепады высот 100-150 метров;
  7. Планировать поход лучше весной или осенью. Летом будет очень жарко, хотя возможно кого-то жара больше устраивает;
  8. Воду в селах набирали без проблем.