Перевал Шпыци (1Б)

районхребетназваниевысота, мкатегория сложности
зималетомежсезонье
Карпатыотрог хребта Черногорскийперевал Шпыци1835?

Описание, расположение и характеристика

Рис. 1 Карта района перевала Шпыци (1Б) (масштаб 1-25000) с маршрутом прохожденияРис. 1 Карта района перевала Шпыци (1Б) (масштаб 1-25000) с маршрутом прохождения

Перевал Шпыци находится в отходящем от Черногорского хр. отроге между вершинами Ребра (2001м) и Туркул (1933м) Рядом с этим пер. находится одноимённая вершина Шпыци (1863 м).

Данный перевал соединяет ущелья двух рек:

с севера - река Прут и с юга - река Быстрец, впадающая в р.Чорный Черемош. Также он соединяет два цирка:

с севера – цирк с озером Несамовытэ, с юга – цирк урочища Гаджина

Источник информации

Сайт киевского турклуба «КРОКУС» – http://krokus.org.ua/maps/shpytsi.php

http://krokus.org.ua/pohod/zvit_II_ks_girs_Karpaty_2009_Klipach.pdf

Общее время прохождения

2 час 10 мин – от подперевального взлёта до седловины пер. Шпыци и обратно к подножью.

Подъём – 1 час 25 минут. Перепад высот – 150 м

Спуск – 45 мин. по пути подъёма. Перепад высот – 150 м

Организация страховки при спуске с пер. Шпыци

Всего времени – 30 мин

Вид страховки – перильная станция из 3 ледорубов на седле перевала

Всего точек страховки – 1

Описание прохождения

Перевал пройден РАДИАЛЬНО – до седловины с юга, из урочища Гаджина и обратно 2 раза.

Первый подъём – см. фото 2, 3.

В первый день – 02.03 вечером был подъём на него руководителя с одним участником, установлена база на седловине из 3 ледорубов и провешены перила на одну верёвку. Из-за вечернего времени и плохой погоды – (см. фото 1) снимки сделать не получилось. Решено было фотографировать подъём на перевал на следующий день в условиях хорошей видимости. Верёвка была провешена в верхней части перевала на половину высоты крутого склона. В процессе подъёма и спуска выяснилось, что взлёт достаточно крутой – 28°- 35°, а снег очень плотный. Вполне возможно, что он испытал вчерашнее обледенение, но конкретной ледяной корки не образовалось вероятно из-за того, что дневное потепление, приведшее к мокрому снегу постепенно перешло в сухой снег, который налип на влажную подложку, образовав твёрдый глубокий наст. В результате на кошках, налегая на передние зубья, подниматься и спускаться было отлично и безопасно. Но появился вопрос. Выяснилось, что глубина небезопасного крутого склона была 80 -100 м, а длина верёвки – только 50 м. Руководитель знал из отчёта Клипача, что понадобится не менее 2 верёвок, а то и трёх. Но в походе был всё время на разных высотах мягкий хороший снег, поэтому предполагалось использовать только одну верёвку. Но когда руководитель с участником прошли весь склон и поднялись на седловину перевала выше карниза… столкнувшись на ней с ураганным ветром… посмотрели вниз на всю глубину склона, то стало понятно, что здесь одной верёвкой не обойтись. Так как уже темнело, то решено было станцию и верёвку не снимать, а спуститься по ней в самой крутой части, особенно возле карниза, а ниже спускаться с ледорубами на кошках в 2 такта. А наутро опытному участнику первым подняться на станцию и сбросить верёвку для организации второй базы на 40 м ниже по склону. Также столкнулись с удивительной проблемой. Нависающий карниз был небольшой и не угрожающий – 1, 5 - 3 м высотой и он обходился легко справа над скалами в самой малой части – 1 м высоты. Но проблема возникла с точкой страховки. Минут 30 потратили на поиск надёжной точки. Сначала было решено делать станцию на скалах, чуть ниже на 10 м, которые выглядели надёжно. Но получилось, что на открытых скалах не было зацепов, а когда начали обкапывать снег вокруг выступов, везде сразу напарывались на лёд. Когда отказались от скал, решив делать над карнизом, оказалась парадоксальная картина: чем дальше от карниза, тем снег тоньше и переходил даже в мёрзлый грунт. Но при этом чем ближе к краю карниза, тем он в глубине мягче и ненадёжнее на срыв, а чем дальше от карниза, тем твёрже и каменнее, но слой не позволял полностью утапливать ледоруб. В конечном счёте был выбран оптимальный вариант места, при этом верх трёх ледорубов всё же выступал на 10 см над поверхностью (см. фото 4), что у руководителя постоянно вызывало внутреннюю тревогу, хотя стояли они намертво (были даже забиты ногами и не шевелились при раскачивании). После спуска долго совещались с группой по поводу завтрашней стратегии и тактики подъёма на перевал.

Второй подъём – см. фото 2, 3.

Погода внесла свои коррективы. После ночного сильного ветра, мороза до 18°, пурги и утреннего ожидания её улучшения, было принято решение прекращать поход ради безопасности группы. На перевал с руководителем пошли ещё 2 участника (см.фото 4), чтобы побывать на нём и снять вчерашнюю станцию с верёвкой. На этот раз, чтобы ускорить процесс, руководитель принял решение подняться по пути 1А на 200-300 м справа от перевала на кошках с ледорубами и трекпалками по рекомендованному в МКК Шкляром варианту. Склон 1 А оказался крутоватым - особенно в верхней части – 22° - 26°. Но на кошках вверх и вниз проходится без проблем. Единственно в верхней части возле выхода – обледенелость местами и крутизна вынуждает быть внимательными. Далее прошли до станции и сняли её (см.фото 6). На гребне нас встретил ураганный ветер, заставляющий идти к нему под наклоном подальше от крутого склона, чтобы порыв случайно не сдул. Над самим перевалом вообще стоять было невозможно и станцию с верёвкой снимали и сматывали на коленях. Это ещё раз нас убедило в правильности решения спускаться, так как такая погода на Черногорском хребте была бы весь день.

Метеорологические условия во время прохождения технической части

Мороз – с утра — -18°, потом — - 10°. Но в условиях сильного порывистого ветра мороз - 10° превращается в мороз – - 20°.
Целый день пасмурно и холодно, позёмка. Очень сильный леденящий порывистый западный ветер. Особенно на гребне в районе перевала.

Необходимое специальное снаряжение

Личное: треккинговые(лыжные) палки, можно только ледоруб. Кошки, карабин, обвязка (система). Прус самостраховки (2 шт.).

Групповое: верёвка основная 40 - 50 м (8-10 мм). Можно две. Снежный якорь (если есть). Спусковое устройство (2 шт.)

Возможные опасности и предупредительные меры

В зимнее время необходим внимательный осмотр и контроль крутых склонов цирка Гаджина. Особенно с карнизами на и под перевалом Шпыци на предмет масс снега и лавиноопасности над перегибом.
Вторая важная немелочь – поиск подходящего места для надёжной организации станции в районе карниза на перевале.

Ну и при таком ураганном ветре лучше не испытывать судьбу.

Рекомендуемые места для ночлега

В урочище Гаджина есть много подходящих мест для ночлега. Но лучше выбрать максимально близко к границе леса в силу ряда понятных причин..

Перевал пройден РАДИАЛЬНО: 2-3 марта 2013 года в горном походе 1 к.сл. 4 участниками

Руководитель похода: Куконеску Руслан Николаевич

Маршрутная книжка № 06 – ГЕ / 13 ЦМКК

Фото 4. Под пер.ШпыциФото 4. Под пер.ШпыциФото 2. Цирк урочища Гаджина с видом на пер. ШпыциФото 2. Цирк урочища Гаджина с видом на пер. ШпыциФото 3. Радиальные выходы на перевал Шпыци за 2 дня.Фото 3. Радиальные выходы на перевал Шпыци за 2 дня.Фото 1. Группа под перевалом ШпыциФото 1. Группа под перевалом ШпыциФото 5. Вид из лагеря на ШпыциФото 5. Вид из лагеря на ШпыциФото 6. На седловине перевала Шпыци снимаем станцию (позади Сергея) и забираем ранее провешенную верёвкуФото 6. На седловине перевала Шпыци снимаем станцию (позади Сергея) и забираем ранее провешенную верёвку

Підписатися на Коментарі для "Перевал Шпыци (1Б)"