Как программисты с танцорами по Крыму ходили

В Киеве осень. Сидишь в офисе, прокручивая в памяти картинки последнего похода и начинается ?ломка? по той бродяжнической свободе. Я всегда говорю - главное желание. Тогда находишь деньги, неожиданно открываешь в себе дипломатические способности, договариваясь с начальником об очередном отпуске. И вот пару звонков и через 2 дня ты, прогнувшись под тяжестью рюкзака, бежишь по ж\д вокзалу, опаздывая на поезд.
В 17:55 поезд направлением Киев-Евпатория тронулся, а половина нашей группы еще где-то бежали по вокзалу, сбивая прохожих огромным рюкзаком. И многих, наверное, во время этой пробежки посетило чувство отчаяния и обиды на судьбу - страшно не хотелось увидеть хвост уезжающего поезда. Но все-таки все успели!
Распивая пиво, знакомились з другими членами группы и радовались, что наш гитарист и фотограф Вовчик все-таки добежал до поезда. Под веселую историю командира Андрея о том, как он получал больничное, мы отправились на встречу новому приключению.

21 сентября. Бахчисарай

В пол шестого утра мы все дружно высыпали на перрон в Джанкое, где нас ожидал автобус на Симферополь. Как бы водитель недовольно не пыхтел, но наши рюкзачки удалось утрамбовать в багажнике и на задних сидениях, да и еще нас 15 человек разместить в придачу. Дима ловил у себя на голове падающие рюкзаки, Андрей и Сергей как-то уместились вдвоем на одном свободном заднем сидении, а остальные спали - вот так через часок добрались до Симфера. А в городе разбрелись кто куда - кто встречать еще одного участника похода с Москвы - Дениса, кто в поисках макарон, а кто пользуясь тишиной дальше в маршрутке спать. Когда все были взборе погрузились и уже держали путь в Бахчисарай.
Где-то в 10:00 мы добрались к Бахчисарайскому ханскому дворцу, попрощались с водителем-татарином, бросили рюкзаки под древними стенами дворца и пошли на экскурсию.
Ханский дворец в Бахчисарае - бывшая резиденция крымских ханов, раскинулся на левом берегу реки Чурук-Су и занимает в среднем 4 га площади.

Ханський дворец
Фото 1. Ханський дворец.

Строители комплекса хотели изобразить райский сад на земле, по этому вокруг дворца много двориков, цветов и фонтанов. Не зря даже название города ?Бахчисарай? с крымско-татарского языка переводится как ?дворец-сад?. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая. Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, Золотой фонтан и ?фонтан слёз?, 400летняя шелковица и море роз.
Высокие замысловатые башни, разноцветные витражи, колоритные росписи потолков, дивный запах столетних ковров в комнатах, успокаивающее журчание фонтанов - все это мимолетно переносило в сказочную восточную страну, вспомнились сюжеты с известной сказки ?1000 и одна ночь?, а в ушах звенела красивая мелодия дудука. Дотронувшись к старинным стенам дворца, шокирует мысль о том, столько они слышали тайн, государственных законов и приговоров, признаний в любви, ссор и интриг.
Мы, как группка школьников, с открытыми ртами слушая гида, переходили с зала в зал, удивляясь строгим мусульманским традициям, восхищаясь творениями восточных умельцев и неустанно щелкая фотоаппаратом. Интересной была легенда о ?Фонтане слез?. Несчастная история любви хана Гирея к наложницы по имени Диляра, где девушка не отвечала взаимностью и умерла от грусти за родным домом. Хан долго горевал и приказал сделать такой памятник любимой, чтоб камень плакал. Иранскому зодчему Омеру удалось заставить камень заплакать и в 1764 году он сделан фонтан по типу Сельсебиль ? одного из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру. В центре фонтана расположен мраморный цветок, из которого в большую верхнюю чашу капает вода, напоминая слёзы.
После экскурсии решили посетить Художественный музей, где многим понравились интересные картины с бытовыми мотивами современных молодых художников. Усталые от новых впечатлений и большого объёма информации мы вернулись к своим рюкзакам за воротами дворца.
Пообедав под звуки азана, побрели по узким улицам Бахчисарая к горным ?сфинксам?, что возвышаются над городом. Покорив первый подъём, оказались на округлых вершинах странных форм, и перед нами открылось изумительное плато с маленькими бахчисарайскими домиками внизу.

На страже Бахчисарая
Фото ?2. На страже Бахчисарая.

Сидишь на краюшке мира, а вокруг огромные каменные валуны, похожие на горных тролей, что как будто повылазили з земных недр и вечно стоят на страже Бахчисарая. Небо, затянуто серимы тучами, придавало этой сцене мрачноватый и в то же время сказочный вид. Командир Андрюха, заядлый искатель приключений и охотник за уникальным фотоснимком, вылез на один с таких валунов, но обратно вернуться на ?землю? оказалось тяжеловато и всей группе пришлось его спасать. Но все обошлось нормально и мы сделав одно с первых групин-фото, спустились вниз.
В полдень притопали к Свято-Успенскому пещерному монастырю близь Бахчисарая. Бросили снова рюкзаки и пошли смотреть, что там есть интересного. Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. Одно с преданий гласит, что на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку нашли икону 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским. Перед монастырем запрещено проведение экскурсий, ну и конечно, девочек с нашей группы почему-то выгнали с монастыря, объяснив это началом службы, а один поп попросил убрать рюкзаки, что стояли возле монастыря. Не понятно, но строгость ко всему почувствовалась.
Потом часть группы остались готовить чай и стеречь наши рюкзаки, а остальные побежали в пещерный город Чуфут-Кале.
По крутой дороге, то вниз, то вверх, в сопровождении множества туристов, бежали навстречу древнему городу. Шли долго пока не оказались перед брамой со ?стражей? у виде кассира. В Крыму везде надо платить - то ли это музей или древний город, то ли турстоянка, озеро или лес - местные готовы заработать на туристах любыми путями. И живя в Украине, их понимаешь - каждый крутится, как может.
И вот мы на территории города - руины домов, высокая ограждающая стена, центральная улица, с бороздками в две колеи - остаток от древних колесниц. Поразил масштаб города и немного не верилось, что здесь можно было когда-то жить. Название города ?Чуфут-Кале? з крымско-татарского переводиться как ?еврейская крепость?. И не зря. В последний период своего существования город населяли караимы, что исповедовали одну с форм иудаизма. Сам же город был основан в V-VI веках, а после вхождения Крыма в состав Российской империи, Чуфут-Кале полностью покинули его жители. Сегодня там везде руины, остался цел лишь дом смотрителя, кенаса и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.

Вид с Чуфут-Кале
Фото 3. Вид с Чуфут-Кале.

З западной части раскинулся просто немыслимый вид крымских скал, разноцветных деревьев и белого известняка. Именно здесь с пещерной древней ?тюрьмы? доносились легкие звуки гитары и флейты, усиленные звонкой луной - и было желание там остаться и слушать эту сказочную музыку вечно.
Под неустанный хохот Вовы Говоруна мы бродили по руинам, фотографировались в разных позах и на разных возвышенностях, а парням нашим больше всего запомнилась девушка блондинка з ?шестым? размером груди, которую им посчастливилось встретить на территории города. Поразило большое количество пещер, тайников и ходов, такой себе неприступный город на высокой горе и очень хотелось хотя б одним глазком увидеть его средневековую жизнь в реале.
Спустившись, веселой компанией побежали назад к Успенскому монастырю, где нас ждал обед и чай. Отдохнуть не получилось, под бодрое Андрюхиное ?Лец гоу!!!? побежали вперед - надо было пройти еще 5 км к озеру, где планировалось заночевать.
Шли и шли мимо скал и вершин, что своей тяжестью нависали над головами, шли по белой известняковой дороге, шутили и разговаривали пока солнце не село. И тут решили срезать, чтоб хоть как-нибуть успеть до темноты дойти до места стоянки. А пошли густым и страшным лесом, смешно перекрикиваясь друг с другом. Под ногами рыхлая земля, сухие ветки царапают руки, солнце уже спряталось, а вокруг темный лес. Мы в прямом смысле слова скатились с этой лесной горки и с облегчением вышли на полянку, выстеленной странными неизвестными грибами, и стали дожидаться отсталых.

Последние лучи
Фото 4. Последние лучи.

Стемнело очень быстро, и мы как ночные светлячки с фонариками на лбу брели все дальше и дальше, в поисках чего-то неизвестного - со стороны мы смотрелись, наверное, смешно - то шли, то снова свернули не туда, то возвращались. Но под веселые народные песни, а особенно под громкое бодрящее оперное пение Вовы и его песни ?А за деревом, дерево?, мы дошли до нужной точки, но озера там не оказалось. Решили присесть отдохнуть и отправили гонцов искать пропащее озеро, пака Сергей с ДЖПС не обьявил, что мы сидим на самом озере, которое просто на просто пересохло.
Уставшие, продрогшее от холода (тогда ночью было +7С градусов), голодные, разложили наслеп палатки. Сергей GPC, Андрей и Дима еле нашли источник с водой, остальные насобирали дров и развели костёр.
Вкусный ужин, компания веселых ребят, терпкий грузинский коньячок и тепло большого костра - приятное завершение тяжелого и увлекательного первого походного дня в Крыму.

23 сентября. Пещерный город Бакла

Утро было холодным и мокрым. Сонно выбирались с палаток и тут наконец увидели озеро, точнее то, что от него осталось.
Позавтракали овсянкой, собрались и снова ?Let?s go!!!? в дорогу. Пританцовывая под веселые песни с пока еще ?живого? телефона, мимо сухих пастбищ с смешными коровами, брошенного старого сада, встретили одинокого туриста-велосипедиста, подождали пока Вадим найдет утерянный фонарь, набрали воды у источника, пофоткали борзого рогатого богомола и перепрыгнув через очередную пересохшую речку пришли в село Трудолюбовка.

Борзый житель крымских гор
Фото 5. Борзый житель крымских гор.

Обычное село с колоритными местными татаринами и ?синевой? под магазином. Договорившись с одним с таких местных, бросили рюкзаки в гараже и побежали по дороге в пещерный город. По пути между нашими юристами Аллой и Вовой завязался спор на профессиональной почве и группа решила оставить их наедине. Очередное групин-фото у подножья скал и вверх по крутому подьему.
И вот мы на вершине, окружены высеченными стенами древнего города. Пещерный город Бакла - это самый северный пещерный город в Крыму. Расположен на скалах высотой около 300 метров над уровнем моря. Точное время основания города неизвестно, но приблизительно это ІІІ век. За одной с версий названия ?Бакла? происходит от тюркского ?Баклак? - ?дорожный сосуд для воды с узким горлышком?. И правда, ярчайшая особенность этого пещерного города - наличие огромного количества зерновых ям с характерной формой. Город был целым огромным зернохранилищем, и наверное кормил окрестные города. Повеселил тут всех Дима, чуть не рассчитав своих задних габаритов, застрял в одной з таких зерновых ям. Но друзья никогда не бросят в беде и все, дружно хохоча, его вытащили.
Также видимо город славился своими виноделами, так как повсеместно встречаются высеченные в скальных обрывах винодавильни - тарапаны с резервуарами для стока виноградного сока.
В середине пещер еще видны штрыховки, изредка встречаются вырубленные в камне ?ручки-ушки?. Скорее всего, они служили для привязывания скота. Также встретили комнатки затоплены цвелой водой. Рядом с ними мы устроили дружное хоровое пение, многоголосный звук которого усиленные луной, громко поплыл над плато.
Оглядываясь на эти известняковые обрывы, в которых как будто ласточкины гнезда расположились пещерные домики, некогда наполненные жизнью, невольно задумываешься над тем, сколько еще секретов в себе хранят их стены.
Под ногами находили окаменелые ракушки, в стенках виднелись следы ископаемых устриц и морских ежей, и в голове не укладывалась мысль о том, что 50 миллионов лет назад это все было под водой.
Побежали дальше вдоль обрыва в поисках тропинки для спуска вниз. Немного отстав от группы, мы нашли зеленого огромного и снова борзого богомола, готового всех порвать.
Выйдя из кустов, мы внезапно увидели перед собой впечатляющих размеров древний амфитеатр. Ступени полтора метра высотой заполняли все пространство слева от нас. Увиденное очень всех впечатлило, немыслимые размеры, столь точные линии ступеней для такого древнего города - чувствовалось несоответствие времён. И правильно, потому что, оказывается, это было все лишь место добычи камня, разрабатываемое в 60х годах.

?Амфитеатр?
Фото 6. ?Амфитеатр?.

Спустились по сыпучей известняковой щебенке, точнее, наверное, съехали, держась друг за друга, и побрели в село окрыленные новыми впечатлений.
Пообедали возле местных магазинов, у которых не оказалось хлеба, что нас довольно удивило. И снова собравшись в путь, пошли по трассе, потом по степной дороге.
Привалов было мало, скорость перемещения группы быстрая, а ежедневный пройденный километраж просто поражал. Несмотря на это, мы почти каждый день приходили на ночевку в темноте, хотя никого это особо не огорчало - наоборот, учило ориентироваться в темноте, даже без фонарика, который или сел, или затерялся в недрах рюкзака, и найти его было просто не реально.
Где-то в 4 мы пришли к озеру, что многих очень порадовало. Мулистое, не глубокое и служило для местных коров водопоем. Наши парни устроили нудистский пляж и скупались голышом. Ну и бодрые и чистые побрели дальше в сторону села Научное.
По пути нам встретилось еще 2 озера, а четвертого не оказалось вообще на карте, поэтому наш командир предложил всем придумать название ему, ибо мы есть его открыватели.

Куда же дальше идти-то..?
Фото 7. Куда же дальше идти-то..?

Дойдя до очередного перекрестка, перед группой возникла дилемма - куда идти. Уже темнело, многие рвались посмотреть на Крымскую астрономическую обсерваторию, а некоторые были не против просто где-то упасть и отдохнуть. Дошли до стоянки ?Научный?, разбили лагерь, отправили любознателей в обсерваторию, а остальные остались готовить ужин.
Крымская астрофизическая обсерватория - самое большое астрономическое учреждение в Украине, расположена в горной лесной местности на высоте 600 м, основана в 1945 года на базе Симеизского отделения Пулковской обсерватории, что был открыт в 1908г. КрАО ? это научный городок с развитой инфраструктурой, лабораториями, мастерскими, гостиницами и живописным парком. В обсерватории работают около 400 человек, из которых около 100 ? научные сотрудники. Сегодня это один из крупнейших научно-исследовательских институтов СНГ. Всего на территории учреждения насчитывается более 20 телескопов, почти все ведут постоянные наблюдения небесных объектов.
Под яркими впечатлениями от звезд, созвездий и планет, от интересного рассказа гида, от масштабов огромных телескопов, группа весело побрела к стоянке, где уже ждал готовый ужин.


24 сентября. Тепе-Кармен

Утро было добрым, выспаным и бодрым. Солнце взошло и играло яркими лучиками, отражаясь от россы веселыми зайчиками. Позавтракав манкой, сложили лагерь и пошли дальше на встречу новым пещерным городам.
Спустились в село Научный и возле источника устроили массовое стирание-купание. Снова поднялись все к обсерватории для группового фото и дальше в дорогу, по пути собирая орехи и пожёвывая яблоки.
Миновали пересохшее лавандовое поле, которое так хотелось увидеть цветущим, пошли узкой лесной дорожкой, удивляясь разноцветной крымской природе. В календаре осень, а на улице +30 жары, на деревья как будто кто-то вылил перемешанную краску - то зеленые, то желтые, то ярко красные, небо без единого облачка, прозрачное и по-осеннему чистое. Но в воздухе лето! Вышли на степную поляну, а перед глазами открылись немыслимые виды на Тепе-Кармен и Кыз-Кермен, и как-то неуверенно себя начинаешь чувствовать, от мысли, что надо выйти аж туда. Но мы легких путей не ищем, как кто-то сказал, и закинув рюкзаки, пошли покорять очередную вершину.

На пути к Тепе-Кармену
Фото 8. На пути к Тепе-Кармену.

Где-то в 3 сделали затяжной привал возле источника Сарабей у подножья горы Тепе-Кармен. На третий день голод чувствуется особенно. В первый день приходилось всех заставлять разобрать бутерброды, во второй - съели все без упрашиванья, а на третий еще не получив свою порцию, сразу спрашивали о добавки. Перекусили колбасой и орехами, и не зная, что нас ожидает за поворотом, ?Лец гоу!!!? вверх. А ожидал нас умопомрачительный крутейший подьем, где помогла бы только веревка. На четвереньках, пробовали даже как-то хвататься за скользкую землю пальцами ног, то погружаясь в пыль, то скользя на камнях, держась за пошарпанные торчащие ветки и с мыслью как-бы это его не скатиться ходуном вниз, все-таки вышли на вершину неприступного пещерного города.
Поднялись на высоту 544 м над уровнем моря. И тут все разбрелись - кто переодеваться, кто отдыхать, кто искать дрова на костер. Отправили Вову, Сашу и командира за заброской в Бахчисарай и пошли гулять по руинам древнего пещерного города Тепе-Кармен.
Название с крымскотатарского переводится как ?крепость на вершине?. И действительно, город расположен на неприступной горе с крутыми скалами, занимает 1 га площади и насчитывает около 250 пещер. Скорей всего, это был замок-крепость, где местные с округи могли спрятаться от врагов. Город существовал в период с VI по XIV века. Загадкой остается то, откуда местные жители брали воду, так как колодцы на территории Тепе-Кармена не обнаружены, а все известные родники находятся у самого подножия горы.

Церковь в пещерном городе Тепе-Кармен
Фото 9. Церковь в пещерном городе Тепе-Кармен.

Масштабы пещерных домов поражали воображение - каменные ступеньки, двухъярусное жилье, на внутренних стенах штриховка, что придает уникальность каждой пещере, церковь с баптистерием, усыпанная современными бумажными иконками и разрытыми могилками в полу.
И конечно же, это невероятно сказочный вид в западной части города. Залитые заходящим солнцем соседние скалы, бархатная зеленая Качинская долина, маленькие кубики сельских домиков внизу, странная каменная брыла на краю вершины - и чувство, что находишься в совсем другом мире, на другой планете, со своим строем, природой, воздухом. И снова это незабываемое ощущение единства и гармонии с природой, сидя на узком скалистом выступе и странная уверенность в том, что все мирские заботы подождут.
Попрощались с солнцем пошли в лагерь, где все копошились по своим делам.

Скалы в лучах заката
Фото 10. Скалы в лучах заката.

Возник вопрос с водой, и Вовчик с Серёжей отправились вниз к уже знакомому Сарабею. Когда было уже совсем темно, в нашей группе прибавилось людей - приехали Рома и Аня. Также наши доблестные ребята притащили продукты, курицу, вино, арбуз и гитару. Этот вечер был особенно уютным и веселым. Орали на всю долину песни, пили вино и хохотали. И тут Вовчик впервые исполнил песню ?Про кукурузу?, что стала в дальнейшем нашим походным хитом.
Спать собрались довольно рано - в 10. И так как для палаток места на плато не нашлось, решили ночевать прямо в пещерных домиках. И распределившись по разным частям плато, каждый нашел себе понравившись домик. С одной стороны было любопытно переночевать в тысячелетней пещере, а з другой страшновато - мало ли чего те стены хранят, мощную многовековую энергетику или привидения. Мы выбрали трехкомнатную ?квартирку? на западе с видом на скалистый Кыз-Кермен, уютную и тихую. Уснуть не получалось долго, прокручивая в голове все известные факты ночевок других путешественников в пещерах-пирамидах-замках, представляла себе ту повседневную жизнь жителей этого домика и какой она была, прислушивалась к каждому шороху и в результате утро оказалось не совсем добрым.


25 сентября. Мыс Кыз-Кермен и пещерный город Качи-Кальон

В пол шестого утра мы помятые, с больной спиной и с множествами синяков, выползли с этих ?апартаментов? на встречу восходящему солнцу.
Наверное, у каждого в жизни бывают моменты, когда хочется остановить время, поймать мгновение. Такое желание возникло, когда встречали рассвет на Тепе-Кармене - весь мир еще спит, а ты сидишь на высоченной горе встречая первый луч. И понимаешь счастья жизни, увидев то волшебство рождения нового дня. Это надо видеть и прочувствовать каждой клеточкой?
Позавтракали очередной овсянкой, собрали вещи и набравшись смелости начали спускаться, а точнее сьежать с Тепе-Кармена.
Пока группа по-одному собиралась, у многих была возможность позагорать, погреться и понежиться на приятном крымском солнышке.
Но тут прибежал наш командир и под веселое ?Гоу, гоу, гоу!!!? мы пошли, опять и снова, вверх лесной тропинкой. Группа разделилась - парни остались набирать воду у известного источника, мы неспеша прогуливались по лесу, а остальные побежали вдаль.
Остановка была в доме старого татарина лесника, село Машино, возле горы Бешик-Тау. В переводе с татарського ?колыбельная гора? и согласно караимской легендой, в ее недрах хранится ковчег завета. Быстренько бросили все рюкзаки и продукты, понеслись галопом на мыс Кыз-Кермен. Шли очень долго, под палящим солнцем и мимолетно про себя радовались, что рюкзаков за спинами нет. Отметился снова Вова, притащив на гору пачку с перцем.
Кыз-Кермен в переводе с крымскотатарского - ?девичья крепость?. Расцвет городища припадает на VIII-IX века. Расположен почти на всем плато, восхищает своими размерами. Сразу перед нами раскинулся великолепный вид на Тепе-Камнем, и не верилось, что буквально пара часов назад мы сидели там и встречали рассвет. Побродили по краю скалы, пока не вышли на восточную часть плато, где обнаружили четыри тарапаны. Это заставило сделать вывод, что местные жители славились винодельничеством. Также увидели руины большого дома, скорей всего правителя, а дальше пустыр. Этот город не похож на те, что нам уже удалось повидать - здесь больше было построек, чем пещерних домов, планировка иная, не видно было улиц.
Ходили-бродили на солцепёке, пока голодные наконец не вернулись к нашому леснику. Нас поразила его жизнь без електричества и воды, но зато его дом - пропускной пункт на гору Кыз-Кермен. Пока мы ожидали обед, к нам пришел довольно общительный ослик, подходил чуть ни к каждому и что-то просил. Пообедали, разпределили продукты, забросили рюкзаки, что заметно потяжелели, и в дорогу на встречу новым вершинам.
Веселой дружной компанией пели разные песни, играли в игры, громко смеялись на всю округу и просто шли и шли. Веселой оказалась игра в ?трехлетровую банку?, куда надо было впихнуть вещи на букву ?К?. Проигравший должен вечером при всех пропеть песню Н.Борзова ?Я маленькая лошатка?. Борьба была жесткой и никто не собирался здаватися, поэтому игра затянулась до ночи, столько шли, сколько и играли.
Где-то в 6 прошли мимо строгого мужского монастиря и спустились к святому источнику Молитва Св. Софии, но так как мы очень спешили, воды набрать неудалось. Прыгая по интересным ступенькам с колесных шин, спустили к пещерному монастырю Качи-Кальон.

Вот такие ?домики?
Фото 11. Вот такие ?домики?.

Период развития и расцвета Качи-Кальона приходится на VI?XVIII вв. Первое, что мы увидели - церковь Св. Софии. Огромная каменная брыла и в ней высечена церковь - смотрится очень захватывающе и загадочно. Жаль, что она была закрыта, но сквозь решетку можно было увидеть алтарь, иконостас и расписные стены.
Выше виднелись много домиков и комнаток вырубленных в скале, и это скорей всего были когда-то жилища монахов. Искусственные пещеры сохранились большей частью без существенных изменений, но отдельные глыбы смещены, иногда настолько, что стена с окнами стала полом, а задняя глухая стена потолком. Говорят, здесь давно когда-то было большое землетрясение, что перевернуло все верх дном. Всюду встречаются высеченные на камне кресты разных форм.
По всей территории плато разбросаны винодавильни, руины хозяйственных строений, что говорит о том, что монастырь долгое время был городищем. Но самым захватывающим есть тут Четвертый грот, в котором виднеются остатки церкви Св. Анастасии. Многие с нашей группы пришли с того грота под сильнейшим впечатлением, и не понятно, что их так зацепло - то ли огромные масштабы древней церкви, то ли странная энергетика пещерного города, то ли захватывающий вид стоя над обрывом, а может они все завидовали тем смельчакам, что взлетали над обрывом на парапланах. Как огромные птицы, они з грохотом спрыгивали с качикальонских скал и парили над пропастью, ковыляю в разные стороны, подхваченные встречным ветром. Ух, прикинуть страшно, какой великолепный вид раскидывается у них под ногами!
Перекусили ?шалеными бджилками? и попрыгали по шинам-ступенькам к трассе. Здесь снова наша звезда похода Вовчик блеснул очередной шуткой. Вдруг он понял, что в трехлетровую банку на букву ?К? влезит колесо, точнее колеса. Сережа отметил, что их туда влезет 356 штук, а Алла, согласилась принять этот ответ, пока сама не продегустирует. Держа путь в село Баштановка, наша группа интересно растянулась по всей дороге друг за другом и чтоб не потерять никого, регулярно делали перекличку на ?первый-второй?.
В темноте, Качи-Кальон нависая над дорогой, как огромный призрачный корабль, пугал и захватывал своими размерами и грандиозностью.
Пробрались в зарослях мимо холоднющего озера, притопали на стоянку - и снова кто куда - кто за водой в село, кто дрова искать, а девочки - ставить палатки. Как оказалось, не такое уж это и сложное дело - раз-два и маленький домик готов. Вова злой от того, что курица протекла в его рюкзаке, запачкав все брюки, отдал ее на приготовление нашим дежурным.
Вечер был хоть и холодным, но в компании веселых ребят он был по-особенному уютный. Я проиграла эту игру в ?банку?, и став посреди компашки спела песню ?Я маленькая лошадка и живется мне не сладко, я везу свою большую повозку, с того на этот берег? - было стыдно, но благодаря Вове получилось, думаю неплохо. Вечер закончили песней про кукурузу в хоровом исполнении, коньячком и хохотом на всю поляну.


26 сентября. Сюйренская крепость

Утро было солнечным и приятным, и предвещало жаркий день. Как могли быстро собрались и к озеру - купаться. Вода теплая, дно мелистое и мутное, но все же купаться можно было. Многие с наших опять устроили купание в стиле ?ню?, но все уже привыкли. Не большое озерце Баштановка, отражало в своих водах словно потонувшие скалы Качи-Кальона, что светились на утреннем солнце над деревьями.

Утонувшие скалы
Фото 12. Утонувшие скалы.

Оделись и, как говорила Даша, ?По матрешкам!? в дорогу. В селе оказалось проблемой найти воду, но все же набрали у источника недалеко от озера. Ну и конечно же, не смотря на запреты командира все равно все побежали в ближайший магазин - кто за живчиком, кто за мороженым, а кто за очередными батарейками к фонарику.
А пошли по Алиемовой балке, крутой узкой тропинкой, густым лесом. Возле источника Качи-Меджи с вкуснейшей водой наконец-то официально познакомились. Каждый - интересная личность, со своими взглядами на жизнь, каждый профессионал в своей сфере деятельности, со своим интересным хобби и увлечениями. Но в походе - все равные, дружные и открытые. И только там понимаешь, настолько большой город нас сковывает в действиях, мы постоянно куда-то спешим, забывая о главном, нам постоянно не хватает времени на дружбу, любовь, себя? А жизнь то проходит. Почему-то на природе все такие искренние и свободные, а в городе мы как-то программируемся на обыденные заботы и суету, всё бежим в поисках своего солнца, иногда забывая даже, что такое улыбка. Именно поэтому так не хочется возвращаться в город, но все равно от него никуда денешься. У нас собралась группа ?офисных крысок?, как подметил Вадим. И верно, потому как большая половина участников - программисты. Ну еще многие в свободное время от офиса занимаются танцами - бальными, народными, и даже балетными.
Немного отдохнули и пошли дальше, возле красивой полянки со столиками свернули на травяную тропинку, где, судя по огромной табличке, водятся энцефалитные клещи. Шли-шли пока, кто-то не заметил, что давно не видно Даши. Да-да, мы ее потеряли, не понятно где и как. И телефон, это как волшебная палочка в наше время - узнали, что она свернула немного не туда. Пока ребята бегали ?спасали? потерявшуюся Дашу, мы продолжили знакомство, любуясь скалой похожей на большую черепаху.
Потом лесной тропой спустились к полянке, где на привале Вова всех повеселил своими акробатическими трюками, мимо детской деревянной площадки с качелями пришли к речке Бельбек возле села Малое Садовое.
Вообще, Бельбек, самая полноводная из рек Крыма, представляет собой бурный, никогда не пересыхающий поток, с узким руслом, быстрым течением и крутыми берегами. С удивительно чистой водой и множеством каменных ?ванночек? на дне - в такой реке грех было не искупаться. Как кто-то подметил, что это слишком жирно будет, как для похода, второй раз на день купаться. Но многие не устояли. Пообедали и попрощались с Вовой, который как-то неожиданно для всех решил уехать в Киев. И все как-то немного погрустили с мыслю, кто же будет теперь веселить всех и петь оперные песни.
Обвешав рюкзак постиранными вещами, собрались в путь селом на очередную вершину. Миновали кафешку и пару киоском с сувенирами, и каким же было нашим удивлением увидеть здесь Шрека и его друга ослика с знаменитого мультфильма - как-то они очень контрастно смотрелись на фоне мыса Куле-Бурун. Забрели в кизиловую рощу, и тут началась настоящая охота за терпко-сладкими ягодами. Крутым подъёмом пришли на развилку, бросили рюкзаки, Дашу оставили на стреме и побежали смотреть крепость. Хотя бежать пришлось не долго - через метров 100 ожидал скалистый ступенчатый подьемчик, где с грузом вообще, наверное, было б не реально выкарабкаться.

Сюйренская крепость
Фото 13. Сюйренская крепость.

И тут перед нами возникли руины оборонительное башни XI века - все, что осталось от Сюйренской крепости после навалы турков в 1475 году. В свое время крепость контролировала долину реки Бельбек и охраняла пути к Мангупу с севера и северо-востока. Но удивительней было даже ни эта историческая памятка, на красивенный вид на долину, залитую заходящим солнцем, обрывистые небезопасные скалы и громкая тройная луна. Там очень красиво!
Групин-фото, или, как говорил Саша, мордотека и поскакали, как козлики, вниз к развилке. Тут нас уже немного заждалась искусанная комарами Даша. Забросили рюкзаки на плечи и вверх по ступенькам к мужскому монастырю Челтер-Коба. Сначала зашли на источник святой воды возле балки Хор-Хор и потом пробрались к монастырю.
Челтер-Коба (в переводе с татарского - Пещерная решётка) известен еще как монастырь св. Феодора, основан предположительно в XIII?XIV вв., а главный его храм посвящен великомученику Феодору Стратилату. В монастыре насчитывается более 50 пещер, расположенных в 4 яруса. С 2000 года здесь возобновлено богослужения в главном храме, восстановлены часть келий и звонница.
Поднялись чуть выше в темном лесу нашли стоянку, и судя по множеству костровых мест, здесь часто останавливаются туристы. Разбили палатки, поужинали кашей Роминого приготовления, поорали народные песни и разбрелись. Лишь некоторые остались не изменять традиции - попивая коньячок, вели задушевный разговор возле уютного и теплого костра, похожего на камин.


27 сентября. День туриста на Мангупе

Утро в лесу было пасмурным и мокрым. Позавтракали, вяло собрались и спустились к чистейшей купели со священной ледяной водой. Некоторые наши смельчаки даже искупались. Посмотрели монастырь, пошли по дороге под сфинксами Королезкой долины.
Как-будто странные каменные существа, замерли над пропастью, и не понятно - то ли они охраняю окрестность, то ли ожидают волшебства, чтоб проснуться и разорить все в округе. В этом дивном месте мы еще встретили огромных буйволов с большущими рогами. Но они были довольно спокойными и лениво щипали травку, им не было до нас никакого дела, а мы чуть полюбовались, отдохнули и ушли.
Где-то в полдень пришли в село Залестное и тут дары цивилизации - магазины. Бросили свои ноши и побежали за вкусненьким. Ну и конечно, надо было отметить ?профессиональный? праздник - день туриста - затарились вином, сардельками, хлебом и уже с нетерпением ждали вечера.
Сельскими улицами, по шоссе, встретив не большой табун приветливых лошадей, пришли на оборудованную стоянку - озеро Мангуп. Группа заметно повеселела - это ж снова купаться! На берегу стоят деревянные беседки, чистейшая вода с песчаным пляжем и над всей этой красотой нависают огромные белые скалы горы Баба-Даг, чуть спрятанные за еще зелеными деревьями. Глубоко в душе радовались, что мы приехали сюда в бархатный для Крыма сезон - людей почти не было, тихо, спокойно и чисто. Как дети наплескались в воде до нехочу, нафотографировались в купальниках и совсем не хотели оттуда уходить, но по плану нас ждали очень много еще не пройденных дорог, снова собрались и ?Лец гоу!!!?.

Озеро Мангуп
Фото 14. Озеро Мангуп.

Шли битой не ровной дорогой, собирали кизил, пели, пока командир не сообщил, что нам не туда. И как это ни прискорбно, но пришлось возвращаться метров 200 вниз, а потом свернули на тропинку, что вообще в глухом лесу потерялась. Шкреблись, проваливаясь в рыхлую землю и скользя на каменных выступах, вышли на солнечный известняковый склон. А тропинки так и не видно. Вдалеке виднелось село, озеро и все выстелено густой уже чуть увядающей зеленью. А мы сидели, окружены картами и GPCами, и не знали куда идти.
Но сидеть сложа руки и ноги долго не пришлось, подорвались и буквально на четвереньках начали ползти вверх к кустам с надеждой, что там есть хоть чьи-то шаги. Оказавшись в тупике, всех выручил Рома, прорубив топором новую тропу сквозь заросли. И как же горько смешно было, когда мы вышли на ту же дорогу, по которой шли, но уже чуть дальше.
Посмотрели высеченный в скале огромный грот, что заполнился всем наскальными рисунками нашего века, где были изображены туристы с рюкзаками.
Приключения начались возле шлагбаума - так называемого входа в пещерный город Мангуп. Нас встретил довольно строгий парень, типа охранник, с просьбой оплатить проход. В бой пошел командир, потом наши юристы пробовали спугнуть парня незаконностью его действий, ну когда слова оказались бессильны решили отправить ?тяжелую артиллерию? - силача Рому.
- Рома, пойти ты с ними договорись, у меня не совсем получилось. Неуговорчивые ребята попались!
- Если я пойду, то придётся или быстро бежать, или скорую вызывать. Как бы мы не возмущались, но все же заплатили.
Мангуп-Кале - огромный средневековый город, древняя столица княжества Феодоро и турецкая крепость. Возвышается над долиной на высоте 580 м. С истории известно, что магупское плато заселяли еще скифы-сарматы в III-IV веках, в VІІ в. город был подчинен хазарам, но расцвет припадает на XIII-XV века - когда город был столицею княжества Феодоро, что контролировало весь Юго-Западный Крым и находилось под влиянием Византии. 1475 года город захвачен османськими войсками, что перестроили крепость. Последние поселенцы Мангупа - караимы - покинули жилища в 1790 году. От давнего укрепления до нашего времени дошли фрагменты оборонных стен и башен, руины башни-донжона XV в. и частично уцелевшие пещеры монастыря.

Цитадель 14 века в городе Мангуп-Кале
Фото 15. Цитадель 14 века в городе Мангуп-Кале.

Мы пробежали по обрыву до южной части мыса, где сохранилось множество высеченных пещер, что использовались в качестве храма, кельи и хозяйственных помещений. Многовековые руины восхищали, от увиденного останавливалось дыхание и неустанно хотелось все запечатлеть на фото. Уставшие от такого забега, мы сделали привал и устроили небольшой перекус. Кто спал, кто прогуливался небольшими пещерными помещениями, кто устроил веселую фотосессию, а кто сидел в спокойной медитации над обрывом. Даша нарядившись в красивое платье, очень контрастно выглядела на фоне нас всех спортивных, Алла и Аня удивляли всех акробатичной гибкостью своих тел, некоторые дожёвывали уже 3й бутерброд, а охотники за уникальными фотокадрами старались это все заснять.
Солнце жарило беспощадно и ничего не хотелось, тем более куда-то идти. Но надо. Групин-фото и спустились к источнику за водой. Снова пробежались очень быстро по травянистому плато, усеянного руинами, видели остатки фундамента дворца и средневековой церкви. Мы так бежали, а очень хотелось там побродить, высмотреть каждый кирпичик, надпись, представить, как оно было в реале много столетий назад.
Над крутым скалистым обрывом, шли веселым шагом друг за другом, с палками и большими ношами за спинами, и против солнца смахивали на большой караван в жаркой пустыне. И тут нас ожидал очень необычный экстремальный спуск - по шатающейся деревянной лестнице, что вела к Мангупскому Благовещенскому мужскому монастырю. Многие только подошли, как половина уже посмотрели монастырь и готовы были идти дальше. Солнце уже было низко, а в планах было пройти еще 3 км - поэтому спешили.
А дальше ловили экстрим и падающие камни - спуск был очень крутой и небезопасный по известняковой сипухе. Местами гладкая скользкая горка, а местами мелкая щебенка - в обоих случаях ноги подкашивались, а рюкзак давил в спину и подталкивал побежать. Казалось бы, что идти в гору тяжело, но спускаться сложнее - это подтверждают даже опытные походники. Внизу падая отдыхать, чувствовалось облегчения, как будто вершину покорили. Долина залилась ярким оранжевыми лучами солнца, сверху нависали белые скалы, в тусклом небе плавали разноцветные парашюты мотопланеров, на сухой траве прицепились множество белых ракушек, а в далеке из-за деревьев выкатилась несозревшая прозрачная луна.
Помечтали, отдохнули и побежали - идти предстояло очень далеко, несмотря на то, что солнце очень быстро опускалось. Снова по шоссе, убегая от пролетающих мимо дорогих иномарок, обсуждая Высоцкого и любуясь закатом, пришли в село Терновка. Возник вопрос, стоит ли идти дальше в темноте, и все сговорились остаться на красивой полянке на окраине села под горой Шулдан-Бурун. Парни по воду в село и искать дрова, а девочки - ставить палатки.
Отметили день туриста вином и пивом, пожарили на костре сардельки, спели ?Кукурузу? и разбрелись по палаткам. И лишь некоторые остались допивать еще й коньячок и греться возле костра, вспоминая тяжелый день.


28 сентября. Шулдан, Эски-Кермен и башня Кыз-Куле

Прохладное утрецо, подьем в 5, марш бросок за водой в село, мытье котелков от подгоревшей овсянки, быстрая сборка палаток и рюкзака и забег по побитой дороге вверх - нас ожидала светящаяся золотая башенка Шулдан-Бурун.
На перемычке бросили ноши на Женю и со скоростью марафонцев побежали смотреть монастырь. Первоначальный христианский культовый комплекс в скале Шулдан мог возник в ХIII - ХIV вв. Скорее всего он был небольших размеров. Не исключено, что это была одна из резиденций Готского митрополита, Шулдан расположен в нескольких километрах от столицы княжества Феодоро - Мангупа. По-видимому, в ХIV - ХV вв. были созданы и остальные помещения монастыря. С конца ХV в., после захвата Крыма турками, вероятнее всего, комплекс практически не функционировал, а его помещения использовались жителями соседней деревни для содержания скота. Сейчас там потихоньку все обустраивается местными монахами.

Башня-часовня Шулдан-Бурун
Фото 16. Башня-часовня Шулдан-Бурун.

Наиболее значимыми памятниками Шулдана являются две пещерные церкви и башня. Первое, что мы увидели - башня-часовня, что нависла над Шульской долиной на краю скалы. Ее сверкающий золотой купол виден на много километров вдаль. Великолепный, захватывающий дыхание, вид раскинулся здесь перед глазами, вдали село Терновка с маленькими домиками, а внизу полянка нашей ночёвки и не верилось, что буквально час назад были там.
Спустились деревянными ступеньками к церкви Шулдана - полностью вырубленной в пещере. Нас встретили два веселый кота-близнеца, сонный собака-барбос, улыбчивый монах и создалось чувство домашнего уюта и гостеприимства. Это первый монастырь, где спокойно и без фанатичной строгости приняли туристов. А в самой церкви - невероятная легкость и тишина, а в душе что-то шевельнулось, и по телу пробежала дрожь от чувства сильнейшей молитвенной святой энергии. Именно в таких многовековых старых церквях понимаешь роль веры для человека. Не понятно, но с Шулдана не хотелось уходить.
Снова ?сьехали? по крутому спуску вниз, забрали рюкзаки, по дороге потом свернули вверх по кизиловым рощам и колючего можевельника, по скалистому обрыву горы Челтер-Кая и в лес. Бросили рюкзаки на девочек и потопали в еще один пещерный монастырь - Челтер-Мармара. Возник в конце Vlll-начале IX вв. Здесь археологи насчитали более пятидесяти пещер: кельи, трапезную, хозяйственные и подсобные помещения, а также четыре церкви. В древности все они соединялись деревянными лестницами, балкончиками, галереями, напоминавшими ажурную решетку, от чего и название - ?челтер? - ?решетка?.
Вырубленные каменные ступеньки, узкие проходы над обрывом, гроты и келии, высеченные кресты и пять могил в церкви с восточной стороны, глубокие ямы для сохранения зерна и тарапаны, и все вокруг заплетенное диким виноградом. А в центре виднелись остатки 5 колон, что поддерживают свод самого большого грота монастыря. И вперемешку со всей этой древностью - пластиковые окна на третьем ярусе, стены с фанеры, что закрыли всю колоннаду и насупленные, недовольные нежданными гостями, монахи. Уходили с неприятным чувством.
Вернулись к стоянке, пообедали в веселой компании и опять ?По матрешкам!? в дорогу. Спустились вниз по балке Биль-Баран к базе отдыха у гостеприимных хозяев. У них персиковые и виноградные сады, хозяйственные строения, душевые, сувениры, можно заказать обед и просто отдохнуть в деревянной беседке со столиками.
Полем-садом, с уверенными и наглыми лицами мимо охранника-кассира, перепрыгнув через остатки древнего мура, пришли в пещерный город Эски-Кермен.
Название с крымскотатарского переводится как ?старая крепость?. Пещерный город Эски-Кермен, основанный в начале VI в., был первоклассной для своего времени крепостью. Отвесные скалы практически неприступны, а в верховьях расщелин, по которым можно было подняться в город, возвышались боевые стены. Расцвет припадает на ХІІІ век, когда количество жителей превысило 2000 человек. Но уже в 1299 году золотоординская армия розорила город, после чего его больше не восстанавливали.
Город большой и уникален. Широкие улицы, с глибокими бороздками от колес, высокие пещерные домики, которых насчитывается около 350, что служили как жилищами, хозяйственными строениями, так и сакральными помещениями, а также хорошо сохранившиеся укрепления - все это мимолетно переносило в страшные и загадочные средние века. Главная улица ведет к площе с руинами базилики VI века, а в начале остатки большого храма - судилище. Напротив его входа - абсида с епископским креслом, справа - скамьи для прихожан, слева - купель. Потолок поддерживали колонны, сейчас они обвалились. Это самая древняя часть храма, возникшая вместе с крепостью. В полу высечены гробницы.
Здесь мы послушали очередную лекцию Андрея-командира про город, и тут нас застукал охранник-кассир - спрятаться не получилось. Без проблем с ним договорились, еще погуляли по руинам храма и пошли на запад к первому каземату. В стенах каземата - шесть отверстий, скорее всего это амбразуры и бойницы и основное его назначение - защищать подход к расщелине, по которой можно было проникнуть на плато.
Далее, по краю обрыва находится небольшой пещерный храм Успенья Божией Матери. На западной его стене заметны фрагменты росписи с изображением Божьей Матери. Фреска датируется концом XIII в. Предполагают, что церковь возникла в то же время. Также сохранились остатки расписной краски на потолке и стенам, а в полу вырублена огромная прямоугольная яма не понятного для нас назначения, скорей всего купель. Рядом находятся третий и четвертый казематы, что объединялись между собой деревянными лестницами.

Пещерный город Эски-Кермен
Фото 17. Пещерный город Эски-Кермен.

Дальше к северу по тропинке мимо кустарников пришли к комплексу жилых двухэтажных домиков, в некоторых з них были обнаружены еще й подвалы и тайники, а в потолках отверстия для дымохода. Отсюда открывается невероятный вид на долину и соседние скалистые обрывы. Устроили здесь веселую фотосессию, Алла и Аня блеснули акробатическими трюками и пошли дальше по узким ?городским? тропинкам.
Пройдя метров сто, у края обрыва в зарослях деревьев увидели четырехугольное отверстие - это вход в осадный колодец. Шестью завитками вниз уходит крутая лестница, высеченная в толще скалы глубиной 30м. И мы все дружно начали по-очереди медленно спускаться крутыми скользкими ступеньками, пропадая в темноте колодца. Вот это экстрим - каждая ступенька стертая до блеска, на заднице, хватаясь за стены, просовываешься вниз, а там темно, холодно и сыро. Было очень интересно посмотреть, что там прячут эти загадочные стены, но, к сожалению, не получилось - таких любознателей, как мы, там оказалось много и мы просто не помещались. А вообще колодезь заканчивается каптажной галереей длиной до 10 м, в которую с потолка просачивалась вода. Видимо, здесь из-под скалы вытекал источник, воду которого строители перехватили в толще горы. По подсчетам, в колодце почти постоянно держалось до 75 кубических метров воды.
Выбрались с темноты колодца, пошли дальше по тропинке и достигли северной границы плато, где находится участок обороны, называемый ?дозорным комплексом?. Вдалеке на плато соседнего мыса Топшан видна башня Кыз-Куле, и Андрей огласил, что идем туда. Уставшие и голодные, с нехотя пошли дальше, спускаясь вдоль скалы, по лестнице под деревьями.
Прошли мимо базы отдыха-корчмы ?Эски-Кермен? в долине с искусственными водоемами, скупались под ?дождем? поливных газонных систем и вверх на девичью башню. И тут паника - крутая обвислая скала, и чтоб туда выбраться, надо воспользоваться веревкой. Смотришь вверх и в голове вопрос: ?Как туда вылезти??. Но тут первый пошел, и второй, и третий, и оказалось это довольно просто, даже прикольно. Повыпрыгивали наверх, по скользкому известняку добрались к башне.
Кыз-Куле (Девичья башня) возникла не ранее X?XI вв. и охраняла она въезд в замок рядом с пещерным городом Эски-Кермен. Раскопки 1933 г. показали, что крепость Кыз-Куле погибла в XIV в. от пожара. Осталась только эта башня, овеянная поэтическими легендами и преданиями. В одной из них рассказывается о девушке, попавшей в татарский полон во время набега кочевников на русские земли. Тоскуя по родине, девушка решила покончить с собой и прыгнула в пропасть с высокой башни. Но еще с крымскотатарского ?кыз-куле? - искажённое от ?коз-куле? и переводиться как - ?дозорная башня?. Вот так - никакой романтики.
Спустились к базе отдыха, затарились сувенирами, посидели в кафешке подождали гонцов с рюкзаками, погрузились в бус и поехали в Инкерман.
За окном пробегали панорамы крымской повседневной жизни, маленькие отары баранчиков и колоритные пастухи-татарины, сухие степные поля и зеленые виноградные сады, а над всем этим возвышались белоснежные скалы. Старалась прокрутить в памяти все, что увидела с первого дня, и это оказалось сложно - огромные гигабайты информации и картинок мозг просто не помещал. Легкое чувство усталости клонило на сон и появилось странное желание домой. Иногда даже от отдыха надо отдыхать. ?
Серпантиновой дорогой спустились в Инкерман. Первое, что представилось при виде этого дивного города - это вкус знаменитого вина и звуки мелодий гитариста Дидюли.
По плану было посетить Свято-Климентовский Инкерманский монастырь, и так как посещение разрешалось до 5, мы снова делали все быстро. Бросили рюкзаки в автобусе, встретили маленькую белокурую девушку Юлю, что решила присоединиться к нашей веселой группе и провести еще парочку теплых дней в Крыму, и под ее интересные рассказы, пошли в церковь. Девушки закутались в платки и обвязались фиолетовыми ?юбочками?, парней в шортах также обязали надеть эти ?юбки? и мы веселой компанией, похожие на каких-то официантов с колоритного ресторана - в хустках и передниках - пошли смотреть древний пещерный монастырь.
Монастырь Св. Климента основан предположительно в VIII - IX вв., достраивался в XIV в. Согласно церковному преданию, отдельные крипты были вырублены в скале в первые века христианства. В 98 г. сюда, на каторжные работы в каменоломне, был сослан и проповедовал Климент, папа Римский, ученик апостола Петра. Трудами Св. Климента и его учеников в Крыму было устроено до 75 храмов. Пещерная церковь во имя Андрея Первозванного, по преданию, вырублена самим папой. В пещерном храме во имя Св. Климента хранится частица его мощей.
Побродили по тихим комнаткам монастыря, чуть послушали службу в церкви и спустились назад к входу, возле столетнего кладбища подождали остальных ребят. Потом вверх узкой тропой под муром вышли на территорию древней крепости Каламита, что находить на вершине Монастырской горы. Остатки укрепления светились на закатном солнце старинными руинами, нависая над обрывом, где внизу змейкой протекает река Черная.

Инкерман
Фото 18. Инкерман.

Первоначально на месте крепости Каламита было укрепление, основанное византийцями еще в VI в. для защиты подступов к г. Херсонес. В конце XIV - в начале XV в. с целью противостояния генуэзской колонии Чембало крымские феодальные князья Феодоро закладывают крепость на прежнем византийском укреплении. Сначала были возведены оборонные стены и надвратная башня. Однако незначительная толщина стен (около 1 м.) и низкое качество сооружений негативно отразились на оборонной возможности укрепления. В 1434 г. крепость захватили и опустошили генуэзцы. В 1475 г. ее легко захватили турки и назвали Инкерманом (пещерой-крепостью). В XVI?XVII в. они укрепили оборонные стены и существующие башни, возвели новую круглую башню, приспособили укрепление к ведению боя современным на то время огнестрельным оружием. До наших дней от прежней крепости сохранились лишь фрагменты сооружений башен.
Здесь чувствуется особый интересный дух тех веков. Множество пещерных помещений, остатки оборонительных башен, большая территория с одной стороны окружена затопленным карьером, с другой - железнодорожными путями, речкой и маленьким городом. Все это делает Инкерман уникальным, не похожим на другие, городом. Походили, пофографировались, Дима, сам того не осознавая мимолетно признался Даше в любви, прочитав надпись на стене, полюбовались скоростным поездом, что промчался прям у подножья скалы и начали спускаться к выходу.
Возле автобуса мы попрощались с Денисом, который планировал еще посетить Севастополь и много интересных крымских достопримечательностей. Сонно погрузились в бус и поехали - нас ждало море. И все случилось очень быстро, не поняли, что уже все, вылезли на белый свет на остановке возле придорожного барчика и попрощались с водителем. Но не надолго - Аня забыла трекинговые палки в бусе и ему пришлось возвратится.
В воздухе витал резкий запах моря, солнце уже село и лишь красная полоска на западе напоминала об уходящем днем. И вот оно - бескрайнее и могучее море. Это что-то невероятнее, думала, такое только на картинках в интернете можно увидеть. Синее и прозрачно-бирюзовая вода, вид с обрывистой скалы, сухие кустарники и огромные камни - веяло дикой и не тронутой природой. Залюбовавшись этой красотой легко можно отстать от всей группы, что уже побежала вниз - по ближе к морю.
Прошли мимо жилых домиков, немного завидовали этим людям, что живут так близко к морю и каждый день видят красивенный вид с окна. И тут - снова крутая узкая тропинка вниз. Песок, глина в вперемешку с большими камнями и головокружительная высота, огромный рюкзак снова предательски подталкивает в спину, а кроссовки скользят. Но море того стоит, чтоб перейти такое препятствие. На пляже уже было пара палаток - люди с России жили там уже месяц. И мы быстренько тоже начали занимать место под наши палатки и все купаться. Это просто не передать слова - вода теплая и приятная, а дно на любой глубине светиться сквозь прозрачную толщу светлой галькой.
Накупавшись и нанырявшись, поужинали, спели песню про кукурузу, напились пива, полюбовались крымским звездным небом и под тихий шум моря пошли спать - день был тяжелым, но приятным, с множеством незабываемых впечатлений и ярких эмоций.


29 сентября. Севастополь, море, краб, чебуреки, машинки и шашлык

Проснулись рано под громкий разговор наших соседей, что никак не могли решить от куда им пустить лодку. Сонно начали потихоньку вылезать с палаток. Солнце взошло где-то за горой и не очень грело, а лишь освещали мыс вдалеке.

Море
Фото 19. Море.

Мыс Фиолент - протягивается вдоль побережья на 10 км до Севастополя. Помимо названия Фиолент мыс был также известен под именами Партениум, Феленк-Бурун, Манастыр-Бурун, мыс Святого Георгия. Наиболее древнее название мыса ? Партениум (или мыс Девы) греческого происхождения и связано с древне-греческим мифом об Ифигении, которая была унесена сюда Артемидой, чтобы стать жрицей в храме Девы. Фиолент также называли мысом Святого Георгия, так как по преданию святой явился терпящим бедствие греческим морякам на скале Святого Явления возле мыса, и выжившие моряки в 891 году основали на скалах восточнее мыса Свято-Георгиевский монастырь. Существует несколько версий происхождения современного названия. Согласно первой из них ?Фиолент? - это греческое выражение ?Божья страна?. Согласно другой, название восходит ко временам господства генуэзцев и происходит от итальянского слова violente - ?неистовый? (возле мыса часты морские волнения). По преданию именно на мысе Фиолент ступил на крымскую землю апостол Андрей Первозванный, прибывший сюда для проповеди Евангелия.
Скупались в прохладных водам Черного моря, позавтракали бутербродами и задумались, чем бы это заняться днем. Многие остались на пляже - загорать и плавать, некоторых привлекал монастырь рядом с мысом, а мы захотели посетить город-герой Севастополь. Получив распоряжения от Ромы купить продукты в городе, наша четверка начала карапкатся вгору по той крутой тропинке, по которой пробирались вчера ночью, и заметили, что вверх идти легче. И уже наверху поняли, что проголодались. На остановке разговорились с местной тётенькой, что проинструктировала нас, что к чему в Севастополе и запрыгнув в первую маршрутку, поехали.
Севастополь - город-герой Украины, крупнейший незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр. Как сообщает всезнающая Википедия, в Севастополе расположены военно-морские базы Черноморского флота Российской Федерации (согласно базовому договору с Россией до 2042 года) и ВМС Украины.
Первое, что заметила - это сухие пещаные и известняковые склоны и пустыри на окраине города, где раскинулись стройки, и очень мало деревьев. В городе очень легко сориентировались, купили карту с достопримечательностями и пошли гулять. И везде на каждом шагу предлагали посетить экскурсию на катере, но высокая цена за пол часа поезди нас как-то отпугнула. Прошлись набережной, полюбовались множеством памятников, до Графской пристани и сели на общественный катер поплыли через Севастопольскую бухту на северную сторону в надежде найти там уютный ресторанчик с татарской кухней. Но это оказался обычный жилой район с рынками и киосками. И мы поехали обратно на Центральную строну.
Здесь посетили маленькую кафешку, где с посетителей были только мы, пообедали, обговорили дальнейший маршрут и пошли мимо памятника Нахимову по Приморскому бульвару. Парни предложили посетить Аквариум-музей Института биологии южных морей, и представляя себе кадры с фильмов, где огромные акулы и рыбки плавают за стеклянной стеной, сразу согласилась. Но, к сожалению, тому музею еще далеко до таких масштабов - много красочных, диковинных рыбок, разных размеров и видов, в небольших аквариумах расположенных в четырех залах.
Шли по городским улицам, паркам с множеством фонтанов и детских площадок, и было чувство, что знаешь этот город давно - все эти тенистые улицы, знакомые магазины и банки, улыбчивые прохожие. Город молодых мам и красивых морячков, город вечного лета и теплого моря, морской порт с огромными кораблями, город с героическим прошлым, спокойной современностью и обязательно со светлым будущем. Там хорошо!
Постреляли в тире, где, к сожалению, 3 пули не хватило, чтобы выиграть сувенир, покаталиль на качельках на детской площадке и пошли мимо Владимирского собора, Театра русской драмы имени Луначарского, городского шахматного клуба и вышли на площадь возле отеля ?Украина?. И нам было очень странно видеть на красивом доме русский флаг, но как оказалось, это матросский дом черноморского флота России. Миновав памятник Ушакова, вошли в парк к огромному монументу Тотлебень, посвященному обороне Севастополя 1854-1855 гг.
По тенистой алее вверх шли налегке, шутили и фотографировались. Застряли немного возле множества сувенирных киосков, что так и манили потратить все деньги на разные цветные безделушки. На площади с большим фонтаном, что переливался на солнце маленькой радугой, собралось много людей и детей и все столпились возле входа в Панораму. Мы тоже собирались туда, но от этих прогулок стало как-то скучновато и решили пойти в парк аттракционов. А там хотелось кругом и везде.
Сначала пошли на колесо обозрения - от туда раскинулся вид на весь Севастополь - бухты, корабли, улицы, дома. Но как-то очень быстро мы прокатились, и так как мы были одни на все колесо, кто-то предложил перелазить с одной ячейки на другую. Но никто не рискнул. Вышли с колеса и Андрей потянул нас на ?машинки?. Вроде все понятно, обычные маленькие машинки на електро-проводе, кружились по площадке и сталкивались - но так как там я не смеялась давно.
Ну и конечно, снова в тир. Обшарпанный вагончик, веселый дяденька, грушечные цели и тяжелая винтовка. Посбивав всех зайцев, шреков и ослов, вышли, и с гордостью начали подсчитывать свои личные рекорды. Сделали групин-фото на пушке и начали спускаться вниз по алее, по направлению к рынку. Нас немного удивила табличка, что обозначала место убранное какой-то организацией. Интересно, сколько надо таких организаций, чтоб убрать весь мусор в Крыму?
Шли, смотря в карту, по улице к рынку и искали ресторанчик татарской кухни - очень хотелось настоящих крымских чебуреков. Зашли в три - не было, а в четвёртой кафешке под названием ?Чебуречек?, нам сказали, что чебуреки будут через месяц. Немного странно было все это наблюдать, и никто нам так и не объяснил причину, по которой мы не смогли съесть чебуреков. Затарились овощами на рынке, поторговались со старим татарином за арбузы, сбегали за вином и пришли на остановку. И тут мы нашли чебуреки - о чудо! Наевшись этих вкуснейших чебуреков, потанцевали на остановке под баян местного бродяги, Серега сбегал купил одно яйцо - сувенир для Вовчика и поехали на Фиолент, весело хохоча и разговаривая на всю маршрутку.
Самое страшное было, это спускаться в темноте, затаренные 5ю килограммами овощей, двумя арбузами и вином, вниз к пляжу. Светя фонариком от телефона и помогая друг другу, мы дружно донесли все таки для нашей группы еду. Правда, Андрей на радостях, что все-таки донёс арбузы через препятствия целыми, бросил их на гальку. А здесь уже полным ходом шло приготовление - готовили костер и мясо для шашлыка.
Наши ребята рассказали, кто где был сегодня. Алла, Аня, Андрей командир, Юля и Сергей GPC купались в море, ныряли, загорали, чуть помучали большого краба, приготовили еду и просто отсыпались. Слава и Дима ездили в Балаклаву на экскурсию. Вовчик и Рома тоже были в Севастополе, купили мяса и сходили в Панораму. Для каждого этот день был по-особенному интересным.
Наелись вкуснейших Роминых шашлыков, напились вина, тихо спели парочку грустных песен и разбрелись по палаткам. Шум моря убаюкивал, почти полная луна отражалась в воде длинной светлой дорожкой, а на душе спокойствие и грусть, ведь завтра уже поезд, суета, Киев.


29 сентября. Путь домой

Утром опять не удалось чуть дольше поспать, но зато была возможность разложиться на всю палатку. Многие долго спали и не хотели вылезать, Алла с Сергеем снова приготовили для всех утренний чай. И было достаточно прохладно - солнце еще не спешило выкатываться из-за горы.
Как раз успели перекусить всем, что осталось с общака и солнце залило берег ярким светом. И все в воду - устраивать групповое ныряние. Не могли накупаться, хотелось продлить этот момент беззаботности еще хоть на пару деньков. Но надо было возвращаться домой. Лишь у Жени было еще 3 дня отпуска и он решил остаться. А мы погрузились в бус и поехали в Симферополь. Все спали, и лишь водитель всю дорогу что-то рассказывал - начиная политикой и заканчивая погодой.
Приехали в Симфер и тут паника - все побежали в поисках продуктового магазина. Набрав полные пакеты еды, создали очередь возле киоска с прессой - всем хотелось купить путеводитель по пещерным городам Крыма, такой же, как у командира. И побежали на поезд. Билеты у всех были разные, поэтому все расселились по всему поезду в разных вагонах - кто в 5-м, кто в 6-м, но пить чай собрались в одном купе.
А ехали очень весело, и даже мимолетно было чуть жалко тех пассажиров, которых мы немного напрягали своим громким смехом. Ели и снова пили, и снова ели, вспоминали, где и как ходили, пели песни и рисовали неприличные картинки. А в Днепропетровске в 22:00 высыпали компашкой все на перрон, разговаривали, рассказывали смешные истории и снова хохотали. В походе заряжаешься большущим позитивом и ловишь себя на мысли, что боишься его растерять пока доедешь в Киев. Попрощались и разошлись по своим купешным кроватям, где над головой гремел страшный храп соседа. Но выспаться удалось несмотря ни на что.
В 7 утра в Киеве разбежались все по своим делам, каждый возвращался к своей жизни. И оставались лишь светлые и веселые общие воспоминания и надежда на новое скорое приключение.

***

Для меня этот поход было совершено неосознанным и спонтанным решением, но я ни капельки не пожалела, что была там и все то видела. Это было открытие Крыма с совершенно другой стороны - без пафосных ялтинских отелей и судаковых забитых пляжей. Это были совсем иные горы, со стремительными головокружительными скалами, уютными и огромными пещерными городами и древними монастырями. Это колоритные люди крымско-татарской национальности, это маленькие села с магазинами без хлеба, это столетние памятники с надписями ?здесь был Вася?. Это невероятное прозрачное море, много вина и пива, и вкуснейшие шашлыки. Ну и конечно, это веселая безбашенная команда 18и молодых людей, со свободной поющей душой в горах, но обузданных сидящей компьютерной работой в городе.
Было классно! Спасибо всем! И этот рассказ посвящаю всем - кто пригласил меня поехать, кто организовал этот поход, кто вкусно готовил, кто поддерживал и уговорил меня не уехать раньше времени, кто пел и веселил, кто играл в ?трехлитровую банку?, кто поил вкуснейшим коньяком, кто фотографировал и снимал видео, кто грел в палатке и кто составил компанию в Севастополе. Вы все интересные клёвые ребята и надеюсь это наш не последний совместный поход. ?


С любовью, Алена Роенко

Підписатися на Коментарі для "Как программисты с танцорами по Крыму ходили"