Перевал Мрия (2А)

РайонХребет, массив, рекаНазваниеВысота (м)Категория трудности
ЛетоЗимаМежсезонье
АлтайКатунский хр. Кураганский узелПеревал Мрия3000--

Местонахождение на хребте, отроге, реке:

В Кураганском узле Катунского хребта. Соединяет лед. Немыцкого и ледник Талый.

GPS-координаты (WGS84):

N49° 47,0641', E86°21,1882'

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:

Название имеет украинские корни. С украинского "мечта".

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):

Известно, что первопрохождение сделала группа из Украины.

Печатный или рукописный источник сведений:

- Отчет о горном туристском походе третьей категории сложности по Республике Алтай (Катунские Белки),2010г., руководитель Щербина А. А.
http://www.g-utka.ru/Marshruts/2010/3kc_SherbinaAA/2010_Altai_3kc_SherbinaAA_Otchet.pdf
- Отчет о горном походе 3 к. с. по Алтаю (хребет Катунские Белки),2010 г., руководитель Александров Л.
http://www.skitalets.ru/mountain/2010/altay10_alexandrov/
- Отчет о горном походе 3 к. с., Центральный Алтай,2002 г., руководитель Щербина А. В.
http://www.g-utka.ru/marshrut.php
- Перечень классифицированных перевалов Алтая:
http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/altay.shtml

Общее время прохождения: 9 часов 45 минут
Время, затраченное на подъем: 1 час 40 мин
Время, затраченное на спуск: 8 час 5 мин
Организованно точек страховки:5 станций для спуска
Категория сложности:2А, снежно-ледово-осыпной.

Возможные опасности и меры безопасности:.

Со стороны ледника Талый:
- Живая мелкая и средняя осыпь, разрушенные скалы (Рекомендуется движение в касках плотной группой, избегать нахождения участников друг над другом).

Со стороны ледника Немыцкого:
- Разрушенные скалы, камнеопасный кулуар (Обязательно движение в касках, желательно избегать нахождения участников друг под другом, во время перильной работы уходить под защиту скал).
- Снежно-ледовый склон крутизной до 45° (Необходима перильная страховка).
- Бергшрунд (Необходимо преодолевать в кошках с перильной или попеременной страховкой).
- Закрытый ледник (Обязательна одновременная страховка).

Рекомендуемое специальное снаряжение на группу:

Личное и общественное ледовое, снежное и скальное снаряжение: кошки и ледорубы на каждого члена группы, до 10 ледобуров (при прохождении на спуск), желательны пикеты или якоря для организации хотя бы двух станций в твердом фирне (4 шт. ), расходные скальные крючья (до 5 шт. ), молоток или айсбайль, расходный репшнур (20 м),3 основные веревки и 1 репшнур (3 мм) для сдергивания веревок на группу из 7 чел.

Возможные и рекомендуемые места ночлега:

С ЮВ стороны: ниже моренных валов, перед перевальным взлетом на морене.

С СЗ стороны: ниже лед. Немыцкого, оз. Дорошколь, дол. р. Кониайры.

На седловине перевала: несмотря на то, что седловина очень узкая, у нас получилось построить на ней площадку под одну палатку. После нас стоянка на седловине уже не так проблематичнаJ
Метеоусловия:

Ясно, солнечно.

Перевал пройден в походе 3 к. с.10.08-12.08.2011г.

Руководитель: Трегубова Елена Владимировна

Маршрутная книжка: МКК ТК "Глобус" - 31/2011

Фамилия, имя, отчество автора описания:Данилейко Андрей Андреевич
Описание прохождения:

Описание дается по прохождению перевала с ЮВ на СЗ из цирка ледника Талый до оз. Дорошколь в горном походе 3-й к. с. при ясной, хорошей погоде.

День 11.10.08.2011.

Перевальный взлет со стороны ледника Талый представляет собой осыпной кулуар крутизной 30-35° с выходами разрушенных скал. Осыпь живая и очень неприятная для передвижения. Поэтому, по мере возможности, стараемся двигаться по скалам - это значительно легче.

Поднимаемся из цирка по крутой осыпи и простым скалам 35°-45° выше уровня скального пояса, а затем, двигаясь вправо вверх, выходим к седловине за 1 час 40 мин. (Ф9.1,9.2,9.3,9.4).

Седловина скально-осыпная, узкая (Ф9.5,9.6,9.7), но нам удалось подготовить площадку для установки шатра. Рюкзак оставили снаружи и пристраховали к специально для этого организованным перилам. Тур пришлось перенести в восточную часть седловины (справа).

День 12.11.08.2011. Совершили радиальное восхождение на в.3243 (60-тилетия Глобуса). См. паспорт препятствия ниже.

День 13.12.08.2011.

Перевальный взлет со стороны ледника Немыцкого представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 45° и протяженностью около 250 метров, с бергшрундом в нижней части.

Проходить определяющую снежно-ледовую сторону перевала необходимо утром, поскольку во второй половине дня склон освещается солнцем, и спуск становится значительно более камнеопасным.

С седловины вниз ведут два снежно-ледовых кулуара, разделенные скальным гребешком: правый (спускается от седловины) и левый (его исток находится немного левее седловины).

Интуитивно есть желание начать спуск по правому кулуару, но этого делать не стоит - он выводит на скальный сброс.

Спускаться лучше по левому ледовому кулуару, хотя он и немного круче. Кроме того, в левом кулуаре есть возможность во время перильной работы уходить под защиту скал, в то время как правый полностью простреливается камнями.

Выбранный путь движения является, на наш взгляд, является наиболее безопасным - опасность от летящих по кулуару камней сведена к возможному минимуму. Тем не менее камнеопасность присутствует - будьте осторожны!
Можно навешивать перила от самой седловины, однако мы решили часть спуска преодолеть по скальному гребешку, разделяющему кулуары. Такое решение было связано с тем, что верхняя часть спускового кулуара (примерно 50 м) довольно узкая и прямая, вследствие чего нет возможности спрятаться от камней в случае их схода. Ниже защитой может служить правый скальный борт кулуара.

Описание по участкам (Ф9.8):
R0-R1- Начали движение в 7:15. Держась правой стороны гребешка, находящегося между ледовыми кулуарами, в связках спускаемся по крутой осыпи со скальными выходами (Ф9.9). Этот путь выводит на полку. Здесь организуем станцию - накидываем петлю на скальный выступ (Ф9.10). С полки легко сбросить камни, поэтому необходимо быть предельно осторожными!
R1-R2 - Спуск по льду возле скал. Станция на скальных крючьях и ледорубе (Ф9.11).

R2-R3 - По льду, смещаясь орографически вправо, под защиту скал (Ф9.12). Станция на фирновом снегу: ледорубы, якорь. (использовали ледорубный крест для сдергивания веревок). Два якоря или пикета были бы предпочтительнее, как и далее на всех станциях, организованных на фирне.

R3-R4 - Вниз вправо, в направлении узкого места в бергшрунде. Станция на фирновом снегу на ледорубах (использовали ледорубный крест для сдергивания веревок).

R4-R5 - Через бергшрунд. Станция на ледорубах. Ниже бергшрунда склон становится более пологим, что позволяет передвигаться в связках с одновременной страховкой (Ф9.13).

Перильную работу закончили в 12:55. Спуск от седловины до ледника занял 5 ч 40 мин.

Ледник сначала закрытый, затем становится открытым, пологий (Ф9.14). Но на нем много мощных ледниковых рек, текущих по поверхности в центральной части, поэтому мы были вынуждены подниматься выше по леднику для перепрыгивания потоков (Ф9.15).

Оптимальным было бы сразу после спуска с перевала двигаться левее (выше по леднику, ближе к его бортам) и обходить центральную часть ледника, огибая ее по дуге.

Движение по леднику заняло около часа.

От ледника, перевалив через морену и приспустившись в дол. р. Иолдоайры (Ф9.16), делаем обеденный привал на травке.

Долина р. Иолдоайры выше оз. Дорошколь широкая, безлесая. Имеет ярко выраженную устьевую ступень. Тропа идет по левому берегу реки. Она не сильно натоптана, но достаточно явная.

От места обеда продолжаем спуск по долине (Ф9.17) и вскоре находим тропу.

Подойдя к устьевой ступени, вновь ее потеряли и вышли к озеру, спустившись по крупноблочной осыпи. Тропа же, вероятно, спускается дальше вдоль ручья до места ее пересечения с другой тропой, ведущей к оз. Дорошколь (Ф9.18).

Становимся на ночевку у основания полуостровка на оз. Дорошколь. Спуск от ледника Немыцкого до оз. Дорошколь занял 1 час 25 мин ЧХВ.

Рекомендации по прохождению.

- Определяющую сторону перевала необходимо проходить в первой половине дня, когда она еще не освещена солнцем, ввиду камнеопасности;
- Рекомендуем стараться, по мере возможности, не допускать нахождения участников друг над другом;
- При прохождении определяющей стороны работать под защитой скал, поскольку вероятность схода камней по центральной части кулуара достаточно высока.

Путь подъема на седловину
Фото 9.1 Путь подъема на седловину
Скальный участок
Фото 9.2 Скальный участок
Осыпь
Фото 9.3 Осыпь
Осыпь
Фото 9.4 Осыпь
На седловине
Фото 9.5 На седловине
Вид в сторону лед. Немыцкого
Фото 9.6 Вид в сторону лед. Немыцкого
Вид в сторону лед. Талый
Фото 9.7 Вид в сторону лед. Талый
Маршрут спуска
Фото 9.8 Маршрут спуска
R0-R1 Спуск по осыпи
Фото 9.9 R0-R1 Спуск по осыпи
Станция R1
Фото 9.10 Станция R1
R1-R2
Фото 9.11 R1-R2
R2-R3 со станции R3
Фото 9.12 R2-R3 со станции R3
Бергшрунд. R3-R5
Фото 9.13 Бергшрунд. R3-R5
На леднике Немыцкого
Фото 9.14 На леднике Немыцкого
Движение к морене
Фото 9.15 Движение к морене
Долина реки
Фото 9.16 Долина реки
Спускаемся по долине
Фото 9.17 Спускаемся по долине
Озеро Дорошколь
Фото 9.18 Озеро Дорошколь
Підписатися на Коментарі для "Перевал Мрия (2А)"