Затерянный мир

       Дима Иносов, наш коллега, в одни из мартовских выходных совершил небольшой поход в Ровенскую область. Вдвоем они доехали поездом Киев-Луцк до Сарн, оттуда дизелем до Антоновки, далее узкоколейкой до Заречного и назад до Борового, откуда пешком через Любинское озеро до Белого озера и наконец автостопом в Киев.

       Ехали мы вдвоем с попутчицей, Татьяной, с которой мы общались в ICQ и увиделись первый раз за день до похода. В последний момент перед отъездом она сказала, что поехать не сможет, но потом все же в поезд пришла (когда я ее уже не ждал). Когда мы выезжали, погода сильно испортилась. Был мороз и сильный ветер, поэтому прогноз о ясной погоде на выходных не вселял особого доверия. Однако с самого начала похода нам начало везти (вероятно в ответ на нашу решимость). Во-первых, нам повезло с попутчиками в поезде. С нами ехал мужчина лет 50, родом из Львова, живущий в Луцке, интересный собеседник. Ехала девушка, которая, как оказалось, увлекается туризмом, показывала нам фотографии и интересовалась нашей поездкой. Кроме того ехали брат с сестрой, Виталий и Ира, которым было с нами по пути, так как они тоже ехали на узкоколейку. Они оказались из с. Воронки, учатся в КПИ, ехали на выходные домой к родственникам. Таким образом, они нас сопровождали почти всю дорогу и были нам в некотором роде экскурсоводами, рассказывая про узкоколейку, которую местные называют "Кукушка", и про местные достопримечательности. Таким образом, всю дорогу мы общались, и на момент прибытия в Сарны в 4 часа уже знали многое о "Кукушке" и здешних местах. В Сарнах купили билеты и пересели на поезд Сарны - Ковель. Вышли в Антоновке в 5:40. Купили билеты на "Кукушку" - их кассирша очень долго фигурно вырезала ножницами, в то время как десятка два пассажиров ждали своей очереди. В 6:00 поезд отправился в Заречное.

       Эта узкоколейка была построена более века назад. Вагончики и тепловоз - как на детской ж/д в Киеве. Едет медленно - 25-30 км/ч. Вагоны отапливаются углем. Пол в вагонах деревянный. В тамбуре можно открыть дверь и стоять на подножке, пока не замерзнешь. Подножка у самой земли, поэтому кажется, что быстро идешь, а не едешь в поезде. Виды потрясающие: березовые рощи, болота, мхи, деревянные мосты через реки, на которых сейчас ледоход. Особенно красиво там должно быть осенью. Вдоль дороги часто попадаются небольшие вырубки. Говорят, раньше лес вырубали организованно и вывозили на товарных вагонах. Теперь никакого контроля нет, местные жители рубят самостоятельно и вывозят лес кто сколько может на телегах и небольших грузовиках, чтобы себя как-то прокормить. Процесс идет небыстро, но заметно.

       Детальнее о дороге можно прочесть на сайтах: 
    http://nilatm.webzone.ru/sd/
    http://www.parovoz.com/narrow/antonovka/

       Нам повезло во второй раз. Погода выдалась отличная. Ветер утих, небо было ясное. Рассвет мы встретили как только отъехали из Антоновки. Первый час мы продолжали общаться с Ирой и Виталием, потом они вышли, а мы продолжали трястись в вагончике, отчего еще больше хотелось спать, тем более что мы не спали всю ночь и в вагоне было хорошо натоплено. Я периодически отлучался "охладиться", и стоял в тамбуре на подножке вагона минут по 10, приводя себя в чувство. Территория, где проходит узкоколейка, делится на две части рекой Стырь. До нее существует еще какое-то автомобильное движение, а после встречаются только телеги, так как моста через Стырь (кроме деревянного железнодорожного, по которому поезд должен ехать 5 км/ч) поблизости нет. И вообще, телега, запряженная одной-двумя лошадьми - преимущественное средство передвижения у местного населения. Так как узкоколейка не проходит по селам, а обычно находится на удалении в 1-5 км от них, пассажиров обычно выезжают встречать, и на каждой станции стоит несколько телег в ожидании пассажиров. Между прочим, поезд можно остановить в любом месте в лесу, или просто выпрыгнуть или запрыгнуть на ходу. Скорость позволяет. Говорят, летом грибники так и делают - выходят из леса на рельсы и голосуют. Поезд сбавляет ход, и они запрыгивают на подножку вагона.

       Довольно интересно было переезжать по мосту через Стырь. Поезд едет медленно, на реке ледоход. Стоя на подножке вагона, можно видеть между бревнами деревянного моста проплывающие снизу льдины. По берегам реки луга покрыты льдом: видимо, начавшееся половодье застали заморозки.

       В Заречное мы приехали около десяти часов, и у нас оставалось два часа до отправления "Кукушки" обратно, чтобы позавтракать и сфотографировать семафоры и железнодорожные пейзажи. Большая часть этого времени сопровождалась дикими визгами огромного хряка, которого хозяин пытался загнать в сарай в соседнем дворе.

       Через два часа после отправления из Заречного мы вышли на станции Боровое. Оттуда дошли до Любинского озера. По дороге нам встретился местный мужик на телеге, который сказал нам, что мы тут, мол, не пройдем, что нам преградит путь канава, и что надо было идти другим путем, но что спереди есть мост. Ничего так толком и не поняв, мы все-таки пошли прямо, моста так и не нашли, а канаву перешли по льду. Любинское озеро очень живописно, хотя и меньше Белого. Оно мало посещается туристами. Поэтому кроме нескольких аккуратных кострищ на берегу и сидящего посреди озера рыбака с велосипедом других следов человека не наблюдалось. Вообще говоря, озер в этом крае очень много, и нам рассказывали, что они вроде бы как карстового происхождения, что некоторые из них соединены какими-то подземными реками. Однако все это вызывает сомнения.

       После перекуса на Любинском мы пошли в сторону Белого озера. Мы рассчитывали дойти туда к вечеру, однако не успели, так как немного заблудились и пошли более длинной дорогой. В целом дорога была довольно однообразна: глухой заболоченный лес, остатки снега. Пару раз по дороге попадались небольшие хутора в 3-5 хат, дважды встретились какие-то парни на телеге.

       Ночевать пришлось на опушке леса рядом с осушительной канавой, которые весной превращаются в небольшие реки. Воду брали оттуда. Она имеет коричневатый оттенок из-за настоянной в ней сухой травы. Вечер был довольно теплый (по сравнению с предыдущим), а ночь - ясной и звездной. Как всегда бывает по закону Паркинсона, велосипедный фонарь, который я всегда брал с собой, и который меня никогда до этого не подводил, с наступлением темноты работать перестал. Встряска, зачистка контактов, прогрев аккумулятора и т.п. манипуляции не помогали. Приходилось все делать на ощупь. Однако встав утром в 6:00, я обнаружил, что фонарь работает как ни в чем ни бывало. Палатка покрылась изнутри тонким слоем снега. Я сделал несколько фотографий, после завтрака мы отправились к Белому озеру и через часа два были на месте.

       Белое озеро впечатляет размерами. Берег и дно песчаные. На озере есть база отдыха Ровенской АЭС. На берегу попадается мусор, оставленный "туристами", но его немного. От яркого солнца лет на озере трескался, отчего над озером стоял довольно ощутимый гул, похожий на отдаленный шум трактора или двигатель подводной лодки подо льдом. Это совсем не смущало множество рыбаков, собравшихся вдоль всего берега. Посидев немного на берегу, сделав несколько фотографий и безуспешно попытавшись отогреть на солнце замерзшую ночью питьевую воду, набранную еще в поезде, мы вышли на асфальтное шоссе, если так можно назвать подъезд к базе отдыха. Через минут 15 ходьбы вдоль шоссе нас догнал микроавтобус с посетителями озера, прибывшими из Кировограда в Кузнецовск в командировку, который довез нас до автовокзала в Кузнецовске. По дороге мы имели возможность насладиться тряской по шоссе из брусчатки, постоянно обгоняя телеги, направляющиеся в сельские церкви, где в воскресенье было многолюдно.

       Из Кузнецовска мы доехали до Сарн на маршрутке, что заняло у нас около часа. По дороге увидели Ровенскую АЭС, пар из труб которой мы видели еще с места ночевки. В Сарнах мы были около 14:00, и хотя у нас были билеты на львовский поезд до Киева на 3 часа ночи, очень хотелось добраться в Киев вечером того же дня, поэтому мы вышли на трассу. Часа три стояли, безуспешно пытаясь уехать вдвоем. Потом таки один местный мужик провез нас километров 50, интересуясь по дороге о Белом озере. И около 17:30 мы снова стали голосовать на трассе возле поста ГАИ в Рокитном. Трасса под вечер была пустынна, машины проезжали на Киев раз в 5-10 минут. Решили уезжать по отдельности. Таня уехала около 18:00, договорившись с водителем Жигулей, в которых ехали еще двое пассажиров, еще через пол часа, когда уже начинало темнеть, мне опять повезло, и я уехал на фуре. Вся дорогу водитель был неразговорчив, слушал "Шансон", несколько раз выматерил наши дороги и поинтересовался, не знаю ли я состояние дел в Ираке. Часто по дороге в Житомирской области мы видели горящие поля. Так теперь избавляются от оставшегося на полях урожая и стерни. Местами огонь перекидывался на кусты и мелкие посадки, достигая нескольких метров в высоту. Зарево от этих пожаров видно ночью на десятки километров. Водитель довез меня до Киева и высадил на окружной в Новобеличах около 11:00. Домой я добрался к полуночи, так как сильно стер ноги и очень устал.


Дмитрий Иносов, Киев.    

Підписатися на Коментарі для "Затерянный мир"