Несерьезный лирический фотоотчет о походе вдоль Байкала Севастопольского клуба туристов в августе-сентябре 2010 года

Нам просто разрешили здесь побыть

Уже почти неделя, как вернулась, а мысли никак вместе не собираются. Все пристают "ну как?", а я бормочу только невнятно "круто/офигенно/супер", а для тех, кто ближе и в теме, отвечаю: "Байкал - это ооооооооооооооооо".

Вид на Байкал со станции Слюдянка

Даже сложно понять, что именно так поразило. Вода как вода.

У нас свое море за окном каждый день плещется похоже.

Когда только собирались, больше всего я боялась, что будет скучно. Представлялось, что девять дней будем плестись по пляжу, эдакому бесконечному Малибу-бич, и справа постоянно будет тянуться Байкал. Мы, конечно, кидали друг другу ссылки на всякие красивые пейзажи типа "мы там скоро будем и увидим эту красоту, ое!". Но потом кто-то выложил фотки. Хорошие, но обычные, на мыльницу сделанные. Это были обычные фотки обычного озера: вода и лес, заваленный горизонт и через кадр не в фокусе. И я поняла: божемой! куда я собралась? Куча денег на краткое свидание с чем-то невыразительным и, что самое страшное, - обычным.

К счастью, ничего подобного не случилось. Фоточки, разумеется, вышли нефонтанные. По пляжу мы шли по минимуму, за каждым новым мысом открывался новый вид. Сбылось сразу много моих мечт: и поночевать на пляже под шум прибоя, и пройтись по лесу, который бы выходил к кромке воды, и еще много чего.

Сезон на Байкале заканчивается 15 августа, так что все туристы разъехались по домам. Нам достались абсолютная пустота и свобода.

организационное

Мы начали в Листвянке, по Большой Байкальской тропе прошли через села Большие Коты и Большое Голоустное до Большой Бугульдейки. Хотели до Еланцов дойти, но раздумали. И так 173 км натопали за девять дней.

природа

После нашего жалкого на лесные богатства Крыма, поначалу там, конечно, обалдеваешь от разнообразия ягод и грибов. Только в школьных рассказах Пришвина встречала всякие брусники, голубики, костяники, черники и прочие "ики". А грибы! дома мы радуемся, когда находим мышата, а там воротили нос от маслят и сыроежек.

Байкал

Нам очень повезло с погодой. Слегка моросил дождь буквально в первый и последний дни. Все остальное время жарило солнце, и мы шли, обливаясь потом. А справа по борту призывно и постоянно блестел Байкал. В голове не укладывалось, что там ледяная вода и купаться невозможно. Но пару особенно жарких раз мы все-таки купнулись. Купнулись, конечно, сильно сказано.

Так, пару гребков сделали. Да, и это тоже сильно сказано. Короче: зашли, присели и вышли. Лицо уже на берегу домывали. Потом у меня растерлись ноги, и стало лениво снимать ботинки, мочить ноги, а потом заново переклеиваться пластырем. Правда, в последние дни дул сильный ветер и мыть ноги вечерами не сильно тянуло.

Поэтому когда мы пару раз обходили прижимы, и волей-неволей приходилось разуваться и шлепать по воде, то я очень радовалась: "купаться! яху!".

Большие Коты

Из Листвянки вышли, прошли вверх-вниз десять километров и заночевали в пади Емельяниха.

На следующий день дошли до Больших Котов.

В селе Большие Коты

Котов в селе нет. У какого-то дедугана спросили дорогу, а он оказался координатором военной прессы в Сибирском Федеральном Округе. Наши в ответ радостно воскликнули "Поля тоже журналист!". Мля. Из-за этого мы около часа слушали про Маннергейма и золото Колчака. И еще он рассказал, что коты - это арестантская обувь, в которую переобували зэков, которых по льду Байкала пригоняли сюда. Мы сначала поверили, а потом подумали. Подумали мы на тему, а куда потом шли эти каторжники, если в Большие Коты не ведут никакие дороги, только морские.

Мыс Cоболева

У нас с собой были распечатки некоей священной книги, где было написано, что до Б.Котов ведет Большая Байкальская Тропа (ББТ). Вообще, это, наверно, местная традиция - все называть Большим Байкальским. Мы тоже стали ей следовать: зачем выделяться из массы? У нас были Большие Байкальские Завтраки и Ужины, мы мечтали о Большом Байкальском Омуле, а зубы чистили Большой Байкальской Зубной Пастой. Очень удобно. Сразу чувствуется значимость каждого поступка.

Так вот, согласно нашим Большим Байкальским Распечаткам некой Священной Книги, в Больших Котах ББТ должна была закончиться. Но потом выяснилось, что Книга была 2006-го года, и с тех пор многое изменилось. В частности, тропу продолжили до Большого Голоустного.

Вдоль берега Байкала

По ней мы шли опять вверх-вниз, солнцем палимые и в Байкале купаемые целый день до мыса Соболева.

На изогнутом мысе, который по-байкальски звучит как "нос", в сосново-лиственничном лесу на чудных наклонных полянах мы заночевали.

Закат с мыса Соболева

Наутро я была дежурной. Пошла за водой с котлами, и зависла фотографировать зарю. Остальные это запомнили, и потом почти каждое утро начиналось с крика дежурных "Поля, там такая заря!!! Вставай фоткать!!!".

Рассвет с мыса Соболева

Мыс Кадильный

В этот день мы проходили мыс Кадильный, который так называется из-за того, что раньше здесь добывали известь и тут же ее обжигали и чадили-кадили.

Когда обошли село с забором и пошли по дороге, навстречу попались две тетки, которые рассказали, что только из пещер. В одну они залезть не смогли - но у вас получится. А во вторую они попали - у вас тоже получится.

Оставили рюкзаки на Сереге, а сами налегке потопали вверх по балке, которая по-сибирски звучит как "падь".

Первая пещера оказалась не очень интересной. Примерно полтора-два метра надо влезть по скале, а потом небольшой горизонтальный ход, который, кажись, заканчивался шкурником или тупиком, уже не помню.

Пещеры в районе мыса Кадильный

Вторую пещеру мы еле нашли. По небольшому горизонтальному ходу попали в зал, средних размеров, с дырой под потолком. Из дыры красиво лился свет, освещая камень, заваленный монетками. Мы их немного подсобирали, потом в Голоустном купили хлеба. Ну и оставили тоже деньжат.

Намного позже прочитали, что в районе мыса Кадильного находится целая система пещер. И та, с деньгами, раньше служила церковью. В ней были найдены человеческие кости.

Большое Голоустное

Потом мы целый день шли до села Большое Голоустное. Долго не могли определиться, где ночуем. Решили не доходя.

Намного не доходя начались стоянки с мусором. Потом какой-то пионерлагерь. Мы испугались, что сейчас с нас сдерут денег, и решили дальше не идти.

Стоянки были классные: видовые, ровные, большие. Но практически бездровные, до нас все вычистили. Вместо дров по кустам валялся мусор. Хотя почти на каждом дереве была прибита табличка "Уносите мусор с собой" и нечто лирическое на тему Байкал - уникальное озеро. Мы надеялись, что в этих горах мусора остались продукты, но их почти не было. Вот неразумные люди! Написано ж, уносите мусор, а они мусор оставляют, а продукты уносят.

Короче, мы только пачку лавашей нашли.

В награду за пищевые трудности нам выдали очень нежный закат в японском стиле.

А с утра -- рассвет. В обычном байкальском стиле.

Река Еловка под перевалом Кедровка

За следующий день мы прошли много километров

По берегу Байкала

и подошли к пади реки Еловка, по которой мы на пару дней ушли от Байкала и углубились в тайгу.

Несколько бесконечных переходов шли по самой пади. По замыслу, мы должны дойти до слияния рек, откуда рукой падать до перевала Кедровый. На слиянии рек, Гена сказал, по славной сибирской традиции, как правило, находится зимовье - добротный сруб с охотниками и едой.

Долго-долго шли, пока, наконец, рельеф окружающих зарослей не стал похож на слияние рек. И в глубине, под горой, ое! действительно, оказалось зимовье.

Это было волшебно. На тайгу опускались сумерки. Густой темный суровый сибирский лес, заросшие мхом огромные старые ели и кедры, высокие заросли крапивы, смородины, малины. И на небольшой полянке у реки вдруг из-за угла показываются два домика. Рядом костровище с большими крюками. И тишина. И никого.

Прям как в сказках.

Зимовье на реке Еловка
Мостик через реку Еловка

Река Шумиха

На следующий день нам была гарантирована полудневка. Мол, пару переходов, мы снова на Байкале, где и полудневуем.

В итоге, мы шли до вечера, и где был перевал, точно неизвестно. Спустившись на реку Шумиха, прошли ее всю, от истоков до впадения. Прекрасная река, прекрасная смородина, прекрасный курумник и бурелом.

В итоге, заночевали прям у впадения Шумихи в Байкал.

Бакланий камень, Колокольни, ходульные деревья, бухта Бабушка

За переход, через прижимы дошли до Бакланьего камня. Небо хмурится. Ветер.

Обход прижимов
Вдали - Бакланий камень

Мысы Большая и Малая Колокольня похожи на Новый Свет и его Караул-Обу в Восточном Крыму.

Вдали - мысы Большая и Малая Колокольня

В бухте Песчаная очень понравились ходульные деревья. Такой яркий символ живучести вопреки всему. Вода постепенно отступает, земля выветривается и остается песок. Эти деревья обречены. Мне кажется, они знают об этом. Но пока, пока есть силы, они изо всех сил цепляются своими скрюченными перевитыми корнями за почву.

Очень хотелось побыть здесь подольше, поискать ракурс получше, чтоб сфотографировать половчее.

Ходульные деревья в бухте Песчаная

Но мы пошли дальше, в бухту Бабушка, где, наконец-то, зависли часа на два, а по некоторым данным, на все три (!). Там был Фрустрационный Стул, вода, небо и воздух.

В бухте Бабушка

Ничего не хотелось, никуда не хотелось, это был вселенский расслабон.

Дневка

За переход переправились в следующую падь -- Сенная.

В пади Сенная

На песочке руководящий состав посидел, подумал и объявил, что завтра в этом место будет дневка. Тем более, чисто случайно, завтра у Гены день рождения.

Стоянка в пади Сенная

Тоже очень красивая и уютная бухта оказалась. С опустившимися до земли березами, широким песочным пляжем и идолами на стоянке.

Харгино

Во время дневки приметили траверсную тропу над пляжем вдоль берега. Но по ней решили не идти, а выбрали путь через хребет в падь Харгино.

Переход из пади Сенная в падь Харгино

В Харгино оказалось большое лесничество. Лесник Александр продал холодного омуля и подарил сало нерпы. Рыбу мы тут же съели, а сало приберегли до вечера.

Лесник Александр в пади Харгино

После этого довольно благополучно шли как обычно вверх-вниз, то траверсируя склон, то спускаясь к пляжу.

На пороге домика лесника

А в итоге неожиданно для себя оказались на сыпушном склоне, где пару раз кто-то спустил приличные горбули.

Преодоление курумника

Поэтому когда оказались на пляже, то почти тут же и заночевали, на мысе Черный.

Буря

Вечер выдался спокойным. Мы встали на выдающемся в море мысу, чуть отойдя в лес на полянку. На ужин съели сало нерпы. Сложно описать вкус.

Эдакий рыбный жирный концентрат. К радости остальных, некоторые товарищи, помня живых нерп в аквариуме Музея Байкала, отказались есть подарок лесника.

А под утро разразилась буря.

Лес шумел, трещал и стонал. У одной из палаток оторвало оттяжку. Казалось, на море такой сильный шторм, что вода докатится до нас.

Андрюха сказал, что это сарма. Я вот сейчас, в интернете почитала, что сарма -- разновидность горной, самый сильный и страшный из ветров на Байкале. Ветер вырывается из долины реки Сарма, которая впадает в залив Малое море. Скорость его превышает 40 метров в секунду. Усиление ветра до максимума наблюдается в течение первого часа. Летом ветер может внезапно начаться и закончиться, осенью сарма иногда дует целые сутки.

До Малого моря мы не дошли, поэтому это была не сарма.

В это утро было как раз мое дежурство. В шесть вылезли из палатки. На море никакого шторма не было. Просто налетал ветер, по воде сразу шли огромные круги, как будто садится вертолет, или начинала виться змейка, а иногда "барашки" срывались на фонтан брызг.

Вид с мыса Черный

Мы впечатлились и немного пригрузились видом так неожиданно мощно разразившейся стихии. Тихо поели, тихо собрались и пошли себе своей дорогой.

Преодоление прижимов
Вдоль Байкала

По пути у нас должно было быть еще одно зимовье. Вместо него нашли летник.

Летник

Его обитатель сказал, чтоб мы ходили осторожно, у него везде фальшфейера от медведей натыканы. Еще мы спросили, сколько километров до Бугульдейки. Он сказал 17 км. Мы обрадовались. А потом выяснилось, что это по льду 17 км. Очень философски, знаете ли, летом оперировать расстояниями по льду.

Бугульдейка

Это утро было нашим последним утром на Байкале. Меня, как обычно, распихали в бок и выгнали на улицу фоткать рассвет. Солнце еще не встало. С моря дул ветер. Темные волны тяжело катились к берегу, где разбивались об остатки деревянного пирса. А где-то далеко за Бугульдейкой занималась кровавая заря. Узкая алая полоска далеко на горизонте постепенно становилась все шире. Небо раскрашивалось все новыми и новыми оттенками: от темно-желтых до сиреневых. Вдруг, это всегда неожиданно, сквозь тучи прорезались солнечные лучи, а потом и все светило. Все рассветные краски померкли, но сразу стало тепло и уютно в этом мире.

А потом мы пошли в Бугульдейку, откуда уехали в Иркутск.

Вдоль Байкала
Байкал

Спасибо, что нам разрешили здесь побыть.