10 мая-21 мая 2010 г
София-Дупница-Рильские озера 2300м х. Ловна-х. Вада-Говедарци-Бели Искър -курорт Боровец- Костенец- Сестримо-оз. Бельмекен 1956 м - Юндола-Света Петка- Ас. Каратепе - ДоспатБорино- Ягодинское ущелье -Ягодина-Триградские скалы-Триград - Тешел-Настан- Широка Лъка курорт Пампорово-Чепеларе- Чудные Мостовые-х. Кабата - Малево -Нареченски Бани- Лъки-Манастырь-х. Хайдушки поляны - Кутела-Славейно- Оряховец-Стояново-Ардино-Дьявольский мост - Латинка Любино-Боровица-Падарци-Даджовница-Кърджали
Невозможно за одно маленькое короткое путешествие все увидеть и везде побывать. Вот так и я - сразу по возвращению из Болгарии заново начала смотреть карты и интернет, искать новые дороги и тропы, смотрела где можно было проехать интереснее, а где наоборот сократить. Где есть какие достопримечательности, которые пропустили по пути. А что уже говорить о других районах, страна- то большая, а значит нужно еще раз туда вернуться.
Болгария великолепна. От совершенно спонтанного похода получили огромные впечатления. А ведь казалось-бы, что такое Болгария - это Черное море и Золотые пески летом, горнолыжные курорты зимой - вот что известно об этой стране большинству людей. Мне было известно всего немногим больше, когда мы туда поехали. Очень мало отчетов, тем более велосипедный. Практически 80% ездят по черноморскому побережью, кто-то заезжает в исторические места- например Велико Тырново, но вот я еще кое-что узнала - там есть великолепные по своей красоте горы!! с озерами. Вот куда я захотела поехать -в горы! Ну и пошло-поехало. Гор много. Какие выбрать, как добираться. Посмотрев картинки в интернете решила - что едем в Рильские горы, а потом плавно и логично передвигаемся на восток в знаменитые Родопи, которые покрывают 70% южной части страны.
Составила по картам и снимкам замысловатый маршрут с петлями, чтобы захватить как можно больше интересностей по пути. По получившемуся километражу решила, что это можно уложить в отведенное время. То есть четкого графика по дням абсолютно никакого не было. Не на кого было ровняться, спрашивать. Поэтому-то и интересно ехать по новому маршруту - никогда не знаешь, что ждет за поворотом.
Почему Не Сезон - да потому что мы поехали в такое время, когда действительно в Болгарии Несезон. и в плане туристических благ, и даже в плане погоды. Горнолыжки все уже закрыты, а парки, пещеры и горы, города еще не приняли летних посетителей-туристов. Да и вообще, мы-то ехали на Юга, загорать, набрали кремов от загара, наученные прошлогодней майской Турцией, но что-то по утрам приходилось отряхивать палатку от инея, вечером жаться к костру, а днем мокнуть под холодным проливным дождем. Воистину мы вкусили все прелести дикого отдыха, когда не только магазины и кафешки оказывались закрытыми, но и некоторые городки стояли вымершими и безмолвными.
Очень много брошенных домов - посреди жилых беленьких двухэтажек часто попадаются разрушенные или просто оставленные пустые дома, при этом никому не нужные. Поэтому и цыган здесь много - есть где жить, когда передвигаешься с места на место. Везде можно найти стены и крышу над головой. Повсюду раздаются звуки национальной музыки - из машин, кафе, радиоприёмников. Это приятно, когда народ слушает Свою Музыку, а не американскую попсу. А музыка-то задорная и веселая, так подходит к обстановке.
И многое-многое другое, которое буду рассказывать по мере написания отчета.
Транспорт
Добраться в Болгарию довольно легко. из Одессы в Варну ходят рейсовые автобусы 4 раза в неделю, идет 17 часов, стоит дешево.
Компания "Максимов-Тур"
Севастополь-Симферополь -электричка
Симферополь-Одесса - поезд
Одесса-Варна - автобус
Варна-София - местный поезд 8 часов
Обратно
Кърджали-Пловдив - автобус 2 часа
Пловдив-Варна- ночной поезд 6 часов
варна-одесса
Виза
Виза стоит 35 евро. Делается в посольстве в Одессе с личным собеседованием. В Севастополе ее делают за 80 евро. Мы же делали через фирму desadmi.com виза обошлась по 50 евро. Это дешевле, чем самим ехать в Одессу. Виза открывается на месяц.
Деньги
Левы. Тогда был курс 1 лев= 5 грн, т.е практически одинаково с турецкой лирой.
Что брали с собой
- Из еды - крупы, сахар, топленое масло, домашняя тушенка, которой как раз хватило на 10 дней, колбасу, которую я привезла обратно домой и другие мелочи.
- маленькая газовая горелка и 2баллона для непредвиденных ситуаций, когда нельзя разжечь костер
- дровяная печка Экспедиция - очень классная и удобная штука!
- 1 палатка 4 места Hannah appache - удобная, что тент можно ставить отдельно от палатки, актуально во время дождя
- котлы "555" 2,5 и 1,7 л.
- сковородочка Primus - незаменимая вещь! поджарки, рагу, оладьи готовит отлично!
- тент от дождя
Итак, поехали
9 мая - день победы!!
переезды
В Одессе у нас было 3 часа до автобуса, потратили это время на покупку гаек и шайб для Багажника Федора (он только перед поездкой поставил дисковый тормоз и не успел толком прицепить туда багажник). Закупка еды в дорогу на каком-то сумасшедшем рынке, где бок о бок продается сырая рыба и фрукты.
В огромном автобусе ехало всего человек 12, включая нас, мы ооочень долго ехали по Украине, заезжая в далекие города и подбирая людей. Попались веселые водители и стюарт, постоянно хихикающий и вскакивающий с места. А вот с фильмами не очень повезло - смотрели русский сериал про Великую Отчественную, потом начались границы, потом и приехали уже. Так и не досмотрели. Проходили кучу границ - украинская, молдавская (которой всего-то 500 метров, но все по-настоящему), румынская, болгарская. И на каждой границе - проснись, покажи заспанное лицо пограничнику, отдай паспорт -получи паспорт. и так далее. И все ночью, когда жутко хочется спать. Благо всем было по двойному сиденью- ну почти как на кровати, кому рост позволяет.
Рано утром приехали в Варну -великий морской курорт на Черном море. Конечно же сразу на пляж - он великолепен утром, мягкий желтый песок, тихая гладь моря, встающее из-за горы солнце, утренние бегуны, прогуливающиеся с собаками. Очень много собак Сибирских Хаски, моя любимая порода, буквально каждая вторая. Здорово! Позавтракали чаем на горелке. Кстати с собой взяли всего 2баллона на случай готовки в городах. Поехали искать автовокзал, и хоть он и был совсем рядом с пляжем, прямо у моря, мы почему-то долго и путанно туда ехали, спрашивая прохожих. А с их "право и прямо" фиг разберешь в какую сторону ехать.
Такой приятный маленький красивый вокзал, купила билеты на поезд до Софии на 11 утра. Билеты бывают двух классов 1,2.2 подешевле. В нем в купе сидят 8 человек, а в первом - 6. Вот и все различие. Провоз велосипеда стоит 2 левы. Выдается отдельный билет "Велосипед", и еще одна странная вещь- можно отдельно покупать места.50 копеек. Это значит что за тобой конкретное кресло и никто туда не может сесть. А если места нет, то придет кто-то с местом и тебя прогонит (теоретически) Но места продаются только на станции отправления, тк они отмечаются крестиками на бумажке как в кинотеатре.
Пассажиры на других остановках набиваются так же как у нас.
Есть отдельный багажный вагон, куда мы и сложили велосипеды, очень удобно. Поезд идет очень быстро, летит, и остановки тоже короткие. Но ехать все равно долго. Целый день. В Софию мы приехали в 7 вечера.
У меня было несколько адресов хостелов, куда поехать переночевать, тк неизвестно сколько пришлось бы выезжать из города вечером. Город-то многомиллионный. Правда, попался нам какой-то гадкий хостел с противной хозяйкой, но деваться было некуда, остались там. Из приятного был только душ, и то она возмущалась что вечером мы слишком долго не ложились спать, а утром очень рано встали и хлопали дверями и шумели. Вот такие мы были шумные и плохие постояльцы.:) С радостью в 7 утра покинули этот негостеприимный приют. С нами в комнате жил еще странный дядька, забыла как зовут, немного говорил по русски.
Особенно хорошо говорил слово "хорошо".
Жили в центре города, но города я так и не увидела - только прямые улицы, кварталы,5-ти этажные дома увешанные вывесками и рекламой, трамваи, автобусы и каштаны.
День 1
11 мая
София - Дупница - Паничище
выезд 7-40
Выехали рано утром, мы уже очень устали от всех переездов, гостиниц, городов, хотелось побыстрее уехать из Софии, хотелось в лес и побыстрее. Выезжали мы долго и много километров, город очень большой. По дороге нашли чей-то болгарский паспорт, Федор сдал его на почту. Почтальонша, видимо, не очень обрадовалась свалившейся на ее голову новой проблеме.
Трасса до Дупницы, обозначенная на карте оранжевым цветом действительно очень загруженная. Много машин, к тому же она ограждена сеткой и невозможно просто с нее съехать на обочину и отдохнуть. Только изредка попадаются прорывы. В одном из них мы-таки нашли спокойное место и сварили себе горячий завтрак на печке. Мы так спешили уехать из Софии, что даже не успели позавтракать там. У Саши прокол, и мы целый час не можем заклеиться. Это под давлением начинают расползаться старые латки. Моя запасная камера оказалась тоже дырявой. Вообщем- проблема. Изжарились на солнце пока стояли. Это, наверно, был единственный по-настоящему жаркий день, когда ехали в футболках и шортах.
На дороге то-тут, то-там попадаются ошметки автомобильных покрышек. У нас такого на трассе не встретишь. Да что попадаются, у нас на глазах в 50-ти метрах перед Сашей взорвалось колесо у грузовика и мы на опыте увидели откуда берутся эти ошметки. Видимо они не меняют покрышки, пока они не взорвутся.
Доехали до Дупницы 62 км. Там мощная развилка, пришлось немного покрутиться, чтобы въехать в город. Опять прокол к Саши - на этот раз настоящий прокол- тонкая проволока. Прохожие предлагают свою помощь, но у нас пока все в порядке. Жуем неучтеные резиновые конфеты Владимира.
Все таки тяжелой трассе пришел конец, и мы въехали в тихий пригород, ура, неспешно крутим в еле-заметный подъем. В одном селе останавливаемся зайти в магазин и умыться в роднике. Попробовали первый раз болгарскую брынзу - Сирене. Очень вкусно, и очень дешево.4 левы за кг. а на вкус как сыр Фета.- что-то между творогом и сыром и нашей брынзой. Причем она бывает очень разная. На какую попадешь. Федор, любитель сыра, был очень доволен гастрономической находкой.
После Сапаревой Бани пошел настоящий набор высоты.
Все это было уже под вечер, мы за день и так намотали 70 км, а тут еще и вверх подниматься 10 км с набором чуть ли не 1 км. Скрипив зубы потихоньку тащимся - то едем, то идем, попутно ищем стоянки, но нет воды. Значит надо подниматься дальше. Последние пару сотен метров идем на конфетах. Сил нет. Но вот Владимир вернулся после разведки - впереди родник - ура, можно становиться на ночевку.
Мы почти доехали до места Паничище - это набор нескольких домиков-коттеджей для туристов. Но так как сейчас не сезон - то и людей никого нет.
От родника поднимаемся вверх по заброшенной лестнице и падаем на стоянку. Как оказалось, над нами была большая база отдыха, и эта лестница, которой давно не пользовались, вела к ней.
Проехали 89 км
ср. ск 13,26 км/ч
время в пути 6-43
набор высоты 1546 м
День 2
12 мая
Паничище- х. Ловна - Рильские озера
Сегодня запланирована пешеходная часть маршрута.
Ну как же быть в Рильском Национальном парке и не посетить одно из знаменитых природных достопримечательностей - Рильские озера. Даже контролерша в поезде посоветовала нам обязательно там побывать. Говорит, очень красиво. Да я и сама знаю что красиво, по фотографиям, правда по летним. А в мае-то снега до фига и все выглядит по другому, идется-по-другому. Не было бы снега - можно было обойти все 10 озер, расположенные в чашах на разной высоте.
От места стоянки проехали 7 км до х. Ловна, откуда начинается горнолыжный подъемник на станцию 7 Озер. Естественно, канатка стоит и желающих подняться в горы нет. Вообще людей нет. Долго искали место для стоянки - вся земля мокрая от недавно сошедшего снега, под травой текут ручьи и стоят болота. В итоге нашли что-то подходящее, отгороженное от грунтовки красивой поляной с желтыми цветами, под которыми текли ручьи. Бросили велики и вещи и пошли на восхождение.
Тропа маркирована, все очень удобно, не собьешься. Светит солнце. Постепенно лес уступает место альпийским лугам со стелющемся можжевельником и огромными полями с крокусами. Я таких густых полей не видела, даже в майских карпатах.
Дошли до хижи 7 озер - здоровый такой дом, как с картинки, но совершенно необитаемый. Здесь погода уже больше походила на горную - очень сильный ветер заставил нас напялить все теплые вещи, на склоне лежит снег. А мы еще и не так высоко. Дошли до одного из озер, покрытого льдом. Ветер сдувает с ног. Вообще, горы впечатляют. Озера как в оправе заключены в кольцо гор, и выглядят они очень мощными, долго не могла оторвать от них глаз и понять где я нахожусь.
Настоящий Кавказ. А высота всего 2300. По снегу путь до более высокого озера делается нереальным без страховки. Крутейшие склоны. Не верится, что летом по ним, по маркированным тропам легко ходят толпы туристов.
Небольшое отступление. Попала в этому году в разгар майовки в горы в Крыму, удивило огромное количество туристов, совершенно не разбирающихся в маршруте. Одни спрашивали дорогу к такому-то роднику, другие - куда ведет это дорога. Или - не подскажите как пройти туда-то, или - О, как хорошо что мы вас встретили. Один даже попросил сфотографировать карту. Вообщем, матрасников хватает. И вот мы сидим на стоянке, отдыхаем, и я говорю - как хорошо что здесь нет людей, никто не дергает и не спрашивает как куда пройти. И через какое-то время по дороге проходят молодые ребята, все-таки замечают нас в кустах, один из них идет к нашей стоянке (а перед нами заболоченное поле с цветами). Он в туфлах зачвякал в болотце, остановился, не решаясь еще больше замочить ноги и спросил "а как нам выйти на х. ЛОвна?" ВОт я долго смеялась. Конечно, все объяснила, через сколько и в какую сторону заворачивать. И здесь не дают покоя.
Проехали 7 км
ночевка на высоте 1650 м
поднялись на рильские озера 2350 м.
День 3
Х. Вада- Говедарци- Бели-Эски - г/л курорт Боровец - Радуил
Выезд 09-50
Пасмурно, накрапывает дождик.
На автомобильной карте дорога от х. Пионерская к х. Вада обозначена как асфальт - белой жирной линией. На самом деле это сеть грунтовых лесных дорог. Спасала маркировка на развилках с указателями мест. Местами были очень даже неслабые спуски, грязь и колеи. Приятная такая дорожка в хвойном лесу.
Через 6 км мы ?таки добрались до х. Вада - одиноко стоящий домик, служащий приютом для туристов, особенно зимой. От нее начинается асфальт - это конечно громко сказано, можно сказать ?местами был замечен асфальт. Но зато дорога идет под горку, совершенно пустынная, слева-речка, вокруг громадные сосны. А мы постепенно все сбрасываем высоту. Проезжаем села Говедарци и Маджаре. Зимой здесь работают многочисленные коттеджи, ведь до гор и подъемников - рукой подать. Держим путь (спуск) в Бели-Искър, откуда планируем подниматься на следующий отрог Рильских гор.
Небольшое отступление. Когда я готовила маршрут, в последний момент на карте заметила странную дорогу, проходящую через Бели-Искър, водохранилище и резко поднимающуюся в горы серпантином, причем проходящую под горой Мусала - вершина Болгарии. Дорога эта поднимается на плато, и потом по кромке леса, повторяя изгибы отрогов выходит к высокогорному водохранилищу Бельмекен, куда нам, собственно и надо было. Эта дорога обозначена как грунтовка на автомобильной карте, на генштабовской - как асфальт. Но меня смутило то, что на google earth на этой дороге не сделано ни одной фотографии, хотя места обещали быть очень живописными. Тем не менее я решила ехать именно по этой дороге, ибо другой вариант попадания на озеро Бельмекен - это огромный крюк и главное ?набор высоты.
И вот мы завернули на Бели-Искър, и начали постепенный подъем. Очень красивое ущелье, узкая дорога, сосны и скалы обрамляют ее. И светит солнце, все это очень напомнило мне Турцию с ее веселым настроением и текущими мощными реками. На обед остановились на берегу реки в лесу, удалось даже помыться, правда вода- ледяная, голову замораживает в момент. Хорошо хоть солнце светит и можно высохнуть.
Через реку переброшено 8 мостов и по ним и по берегам проходит экотропа, со смотровыми площадками, виляющая как змея. Дорога идет плавно в горку, иногда попадаются редкие группы отдыхающих. Место- прекрасное, располагающее к отдыху, установлены знаки, разрешающие разжигать костры.
Через 10 км этого рая мы все-таки встретили разгадку тайны этой дороги. Путь нам преградил полицейский пост со шлагбаумом и надписью "Забранено". Все понятно. Поговорили с веселыми служащими, обрадовавшимся нашим появлением. Дальше запретная зона - водохранилище, и придется нам объезжать весь массив. Сработало мое предчувствие по поводу этой дороги. Немного обидно, что не удастся прокатиться по столь живописному месту, но с другой стороны- мы повидали великолепное ущелье, специально в которое и не завернешь.
Спуск до села занял каких-то 15 минут и снова подъем на Боровец. Первые 3 километра такой крутяк, что еле затолкали велы пешком на перевал. Потом спуск, начали появляться бигборды с улыбающимися лыжниками и прочая лыжная реклама. Дорога, по которой мы ехали, проходит под несколькими горнолыжными трассами.
В Боровце несколько огромных треугольных отелей этажей на 10, и множество маленьких коттеджей, баров, прокатов. Смотрится очень мощно. Лыжная индустрия здесь на высшем уровне. Но сейчас не сезон- все пустует и людей практически нет, зато была открыта сувенирная лавка, где Федор прикупил пару кг керамики, которую возил с собой весь оставшийся поход. От Боровца отличный затяжной спуск и мы встали на ночевку 3 км не доезжая села Радуил.
Надо отдать должное Федору - он каждый вечер придумывал все новые способы подвешивания котелка, и растяжки тента, в зависимости от окружающей среды. Палатку ставила я, Владимир. Саша собирал дрова, а Федор всегда что-то мудрил с веревочками и тросиками. Как оказалось, веревочка, подвешенная над костром быстро плавится, и мы нащли ей замены - кусочек тросика с задней перекидки. Плюс сувенирные карабины с ключей от дома, + кусок растяжки от палатки. Таким импровизированным костровым набором пользовались оставшиеся дни.
Прим: От Боровца начинается экотропа БТС на вершину Болгарии г. Мусала 2970 м.
Проехали 62,6 км
Ср. скор 13,5 км/ч
Вр. в пути 4-47 ч.
набор высоты 991
сброс высоты 1594
День 4
Радуил-Озеро Бельмекен
Выезд 10-15
Сегодня прямо с утра продолжаем спускаться и терять высоту. Проехали большое село Костянец, с него свернули на Сестримо. В итоге спускались 32 км и сбросили высоту до 450 метров!! А подняться сегодня нам надо до 2000. Сестримо - первый и последний поселок в начале подъема купили еду - турецкие огурцы по 30 см длиной, картошку, кисло мляко на перекус, вафли.
Продавец в магазине, узнав, куда мы едем с сочувствием покачал головой- говорит очень далеко и высоко. В начале подъема пришлось даже переодеться в футболку и шорты, тк солнце, не дающее тепла с утра, начало нещадно припекать. Еще внизу я увидела на горе маааленькую вышку, похожую на водонапорную, почти не заметную, так она была высоко, и подумала - вдруг мы к ней и приедем.
Во время подъема мы так закрутились по серпантинам дороги, что вышка всегда оказывалась в разных местах- то за спиной, то сбоку, то спереди. Дорога не проходит по склону одной горы, она идет с одного хребта на другой, извиваясь каким-то безумным образом, наматывая сложной формы петли. Через 9 км после Сестримо -развилка дороги с указателями населенных пунктов, но ни один из них не указан на карте. По Интуиции поехали вправо. И после этого машин больше не встречали. Никому не надо было сегодня ехать на озеро. Проехали гидроэлектростанцию, спросили, правильно ли едем. Да, в эту сторону. Цвели сосны, и в воздухе стояла взвесь желтой пыльцы, она оседала на одежду, и покрывала ее нежно-желтым слоем. Мы не знали сколько еще подниматься. Казалось - ну вот, это последняя гора, но когда на нее выезжали, оказывалось что еще есть куда подниматься. И даже когда мы поднялись-таки до вышки - это был еще не конец. Озеро все-же выше.
И вот, наконец, огромная дамба, по низу которой проходит дорога и поднимается на само озеро.
7 вечера. Наконец мы поднялись.42 км подъема.
1600 м абсолютного набора высоты. Сейчас 1970 м.
Озеро находится в Рильском национальном парке,6 км длиной, его обрамляют пологие безлесые горы, еще покрытые снегом. Едем вдоль озера, освещенные желтым закатным солнцем, фотографируемся, и такое блаженство, что цель достигнута, что мы все-таки приехали сюда, хоть и не самым прямым путем. И здесь нет никого, кроме нас и одного рыбака, который приехал на машине и скал места для лучшего улова. Хоть здесь и холодно, и на дороге лежит снег, спускаться сегодня не будем, станем на ночевку на высоте, в этом прекрасном месте, зажжем костер и будем любоваться окружающими горами, пока солнечный свет совсем не потухнет. Саша сказал - это самое высокое место, где был человек с велосипедом (мы с ним выше не поднимались. прикольно) Доехали до дамбы, проехались по ней и нашли стояночку на другой стороне, среди зарослей жеребы.
Отличное место, только очень кочковатое. Небо звездное, небольшие облачка плывут, думали, нас ждет красивый рассвет.
Всего проехали 73 км
сред. скор.12 км/ч
время в пути 6-08 ч.
набор высоты 1686 м
День 5
Озеро Бельмекен - Света Петка- Каратепе
выезд 9-25
Утром ожидали увидеть прекрасный рассвет? Фигушки. Все в тумане, идет дождь. Никакого просвета не видно. На костре приготовили завтрак, параллельно собирая вещи, а кушали прямо под тентом палатки. Удобно, что он ставится отдельно на дугах. Это был наверное, единственный день, когда Федор не навесил свой тент над стоянкой.
Одеваемся в перчатки, куртки, в чехлы, и вниз. Боже мой, нам предстоит бесконечный спуск по асфальту под проливным дождем. А мое крыло Саша забыл забыл дома, еду вслепую, по очереди раздирая то левый, то правый глаз. Вода заливает мое лобовое стекло, а дворников-то нет. Велокомп тоже отказывается работать в дождь, даже не знаю с какой скоростью я еду, и сколько мы уже проехали. Ничего не вижу, кроме серого мокрого асфальта. Все мокрые до нитки. Спускаемся в Югово - развилка на Велинград. Проехав 5 км по трассе сворачиваем в село Света Петка (нравится мне это название), потом село Алеандрово- и это последнее село на сегодня, хотя еще утро. Не мешало бы скупиться в магазе, ведь все продукы кончились. И главное, только я знаю что это последнее село. Хехе. Но так не хочется останавливаться и стоять под дождем. Кажется что, если продолжать ехать, мы убежим от дождя, оставив его сзади. Так что мы остаемся без продуктов. Дальше пошла песчаная грунтовка, размокшая и мягкая от дождя. Но грязь к колесам не липнет, и это главное. Через 3 км выезжаем на дорогу - каменистое покрытие и продолжаем спускаться. Замечаю, что у меня спущено колесо. Как не кстати, но зато кстати рядом оказывается беседка и родник-капташ с водой, в котором можно найти дырочку в камере. Много раз нас выручали эти беседочки, и всегда они оказывались очень вовремя на пути, аж диву даюсь.
Выехали на трассу Велинград-Доспат. Нам направо. Теперь все время вверх. Все обеспокоены где же взять еду, если на пути больше нет никаких сел. Ближайшая деревня- Грашево, но она в стороне от дороге.3 км вверх. Базируемся в большой беседке на повороте в деревню, и мы с Федором налегке отправляемся за провизией. Но даже налегке этот подъем оказался невыезжаемым.3 км шли 40 минут. Грашево-маленькая тупиковая деревушка с одной улицей, расположенная на склоне. Женщины ходят в цветных платках, похожих на украинские, с косами и граблями через плечо, видимо, с полей. Из машины доносится болгарская музыка. В магазинчике покупаем хлеб, печенье, томатную пасту, наши любимые божественные вафли "Боровец", и мелкие макаронные изделия, размером со спичечную головку, которые они называют Кус-Кус. Пытаемся найти еще один магазин с овощами, но такового больше не оказалось, мы только наткнулись на бар-наливайку.
Быстро спустились вниз к беседке и приготовили чая на горелке. Пока мы сидели в беседке, по дороге проезжали обозы цыган. Почти так как в фильмах - в телегах с дугообразыными перекрытиями, с лошадьми, с привязаннами к телегам собаками.
Мужчины идут рядом, под целофаном сидят женщины, а еще навалено куча барахла, например походная печка. Но все, в отличии от фильма, совсем не так красочно.
Конечно же никакой музыки, ярких ткане, а просто рваный целофан. старые свитера и джинсы.
И вот мы, закончив обед, невольно присоединились к шествию. Двигались мы примерно с одной скоростью - крутая горка, мы то идем пешком, то едем, то останавливаемся, раздеваясь или одеваясь. Цыгане то остановятся напоить лошадь у родника, то отвяжут слабого жеребенка и положат его прямо в телегу со связанными ногами. У всех своя жизнь и свои проблемы в пути. Нас объединяет дорога и дождь. Велосипедисты и цыгане оказались равными в этот отрезок времени и на этой дороге. Бродяги-кочевники, вечно передвигающиеся со своим домом.
До этого было мокро, но тепло, а чем выше, тем сильнее ветер, продувает наши мокрые тела насквозь. Становится совсем не весело, в голове мысли только о костре, о сухом спальнике. Когда же этот день кончится. Доехали до нужного поворота - деревня Каратепе на карте, хотя по факту деревни никакой нет, несколько брошенных домов и несколько жилых. Мы сворачиваем с дороги на грунтовку. Самое удивительное, что сюда же сворачивают и цыгане, и останавливаются в одном из домов. А мы едем дальше в лес, точнее идем по размокшей песчанке. Справа- отличный сосновый лес, и хорошие места для стоянки, но никак не можем перейти речку, маленькая метровая непреодолимая речка, тянущаяся вдоль дороги. Ну хоть где нибудь бы местечко найти. Наконец, брод был найден и мы все таки нашли стоянку.
Замерзли все - зуб на зуб не попадал, хотелось лечь и спать. Но работа только начинается. Разбивка лагеря, сбор дров, натягивание тента, разжигание костра. Все за работу. Преодолев замерзшую апатию ко всем, общими усилиями развели пионерский костер. Удивительно, как под дождем из мокрых дров у нас это получилось. Костер нереально большой, пламя на 1,5 метра высоту, а мы все сидим и никак не можем согреться. Холод внутри. Но все тяжелое когда нибудь заканчивается, вот и мы поели и постепенно оттаяли. Эх, хорошо жить когда тепло и есть крыша над головой, даже если она и качается под порывами ветра. Сегодня вечером остается только совместными мысленными усилиями разгонять тучи.
Проехали 64,27
средн. скор 12,4
время в пути 5-05
набор высоты 950 м
ночевка на высоте 1500 м
День 6
выезд 11-05
Наши просьбы к повелителям погоды были услышаны - мы проснулись в лесу, залитом солнечным светом. Вот это да! Уже и не ждали солнца, такая была ночью гроза. А настроение-то улучшилось. Что еще в путешествие надо кроме как солнца после дождя.
Развесили свое барахло на ветках, пеньках, веревках -все мокрое. Получился небольшой цыганский табор. Только вместо лошадей - велосипеды.
Дальше у меня было запланировано двигаться по этой же грунтовой дороге и выехать к какому-то озеру. Но дорога была размокшая, мягкая, ехать по ней тяжело и мы вернулись на асфальт. Спустились до озера Доспат. Длинное и узкое такое озеро,10 км длиной.
Ехали по правому берегу, асфальт вскоре закончился, превратившись сначала в каменистую грунтовку, а потом в лесную дорогу. Вроде прямая- а ехать получается не быстрее 10-ти км/ч неизвестно по каким причинам. Конечно же, красивые облачка, начавшиеся формироваться из пустоты еще с утра, превратились в черную тучу периодически поливавшую нас дождем. Только и успевали что натягивать на рюкзаки чехлы и на себя-куртки.
Вид на озеро заслонен рядом елок, поэтом ощущение что едешь в лесу, хотя озеро в пяти метрах слева.
Озеро закончилось. Спустились еще больше, а вот в сам городок Доспат надо было подняться по мега-крутой улице, Федор умудрился выкрутить на самой низкой передаче, а мы затащились пешком. Тут нас ожидало странное чувство. Очутились в совершенно пустом городке. Ну никого нет. На площади, магазины закрыты, булочные. Что же там происходит. Походив по улицам нашли так один работающий минимаркет и возрадовались этому! Купили еды на обед и вернулись на площадь. Может быть причиной отсутствия людей была черная туча, постепенно надвигающаяся на город? может какое-то штормовое предупреждение, о котором мы не знали.
Как бы то ни было, нам дальше в путь. От Доспата 4 км подъема на перевал, там нас застает Дождь, выжидаем на остановке. Но настоящая гроза застала нас дальше, мы предварительно спрятались в беседке над дорогой, и тут началось-- град хлестает, ветер гнет деревья до земли, как нам повезло с этой беседочкой! через 15 минут все закончилось и даже появилось синее небо.
Доехали мы почти до поворота на Ягодину и стали слева от дороге, поднявшись на 200 метров выше по мокрой траве.
Отличная зеленая поляна, каптажик внизу и вечернее солнце.
И на ужин у меня были оладьи! Кукурузная мука, кисло мляко, изюм, яйцо.
Получилось что-то больше похожее на сырники, такой кайф жарить их на костре. На основное блюдо была банка горошка и по вареному яйцу. Ребятам показалось мало.
Завтра будет интересный день!
Проехали 67 км
время в пути 4-44
средн скорость 14.17 км/ч
день 7 Триградское ущелье
Подъем 9-15
Сегодня проезжаем два параллельных ущелья.
Ягодинское и Триградское. По предварительным отзывам должно быть красиво. Два ущелья сразу никто не ездил, только по отдельности. Но гугле нашлась дорога, соединяющая оба ущелья, и получился очень логичный путь.
Вообще Ягодинское сразу впечатляет. Каменная труба, в прямом смысле слова. Как строители умудрились вырезать такую дорогу.Едем, охаем и ахаем, только и успеваем фотографироваться. Дорога некоторое время идет по прямой, но в конце начинается ожидаемый подъем серпантином. Еще внизу на дороге мы заметили На горе смотровую площадку. Как гласил плакат-бигборд - это площадка Орлово Око. Надо бы туда обязательно залезть.
Приехали в Ягодину. Маленькое тихое село, от него идут несколько туристических маркированных маршрутов - на Триградские скалы и на Орлово око. Оставив Сашу с велосипедами (он не изъявил желания переться в гору), мы начали поиски тропы, но таковой в окрестностях села не было найдено. Зато мы зашли в какие-то дворы и нашли собаку Хаски, а заодно и женщину, указавшую нам на место пролегания этой самой маркированной тропы. И мы с собакой начали подниматься вверх. А гора-то высокая - перепад высоты 500м. Собака такая веселая, идет вроде бы с нами, но в то же время отдельно. Прыгает, ловит кого-то в траве, лазит по кустам, но наравне с нами продвигается вверх. Нам бы ее энергию. Действительно выносливая порода. Выходим на перемычку, поднимаемся на высшую точку горы Св.
Ильи 1536м, а смотровая ниже. Наконец мы у цели. Сильнейший ветер, и я боюсь ступить на висящую над пропастью опору. Реально страшно. под ногами ничего нет.
Федор силой меня заталкивает туда. Страшно! Но виды красивые. Все горы как на ладони. Знать бы еще их названия.
Через пару минут мы замерзли и побежали обратно. Саша нас заждался. А собака проводила нас вниз и ушла по своим делам.
Из Ягодины по маркированной дороге поехали на перевал к Триградским скалам.
Дорога все вверх и верх. Приятная дорога по хвойному лесу, точнее место хорошее. Дорога что не на есть самая ужасная - каменюки, ветки деревьев, вообщем ехать невозможно. Но вот, наконец и спуск, едем по краю обрыва, видно триградское ущелье. Забрались на смотровую гору. Оттуда виды тоже головокружительные.
Так высоко, дух захватывает.
Спускаемся в Триград, в обеденное время, думали зайти где-нибудь пообедать, все-таки курортный городок, но опять все закрыто.
Не то что кафе - магазины закрыты. Специально для нас даже открыли магазинчик где мы купили провизии и овощей. От Триграда дорога идет под гору и после крутого поворота мы въезжаем в совершенно неописуемой глубины ущелье. Скалы неожиданно сходятся вместе и уходят ввысь, между ними въется дорога, еще ниже - речка. Куда не крути голову - везде скалы. Все попытки сфотографировать это не увенчались успехом. Нельзя объять необъятное. Здесь находится знаменитая пещера Дьявольское горло. Как вы наверно уже догадались, вход в нее был закрыт, а все шалманы и ларьки - пусты. Ну и ладно. Зато никто не беспокоит пока мы в беседке готовим чай на костре! замерзли, все жмемся к маленькой дровяной печке. В Болгарии еще "не сезон".
Проезжаем через короткий туннельчик и вниз, вниз на выезд из ущелья. В итоге мы сделали петлю в 29 км вместо короткого участка в 1 км, но это был самый красивый день пути. Два ущелья такие разные, одно поменьше в виде трубы, другое громадное и глубокое. Люблю я дороги в скалах, поэтому и выбрала такой маршрут.
Остальные километры едем просто по дороге. Очень популярным в этом районе оказались рыбные хозяйства. Продается рыба 9 лев за кг. Дороговато. Название рыбы забыла.
К вечеру нас опять застает дождь, что уже тоже вошло в привычку. Доехав до села Широка Лыка, начинаем искать стоянку. Село очень необычное - дома выбелены в белый цвет, темные деревянный рамы, цветы на подоконниках. В пасмурную дождливую погоду смотрится очень контрастно и красиво. Становимся в километре от села, поднявшись по заброшенной дороге метров 300 наверх. Как всегда, ноги насквозь мокрые, да еще приходится подниматься по ручью и высокой мокрой траве.
День 8 Чудные мостовы
Утром обнаружили иней на палатке и на траве.
Май, юга..
Выехали в 9-45
День нас встретил подъемом на высоту 1500, в Пампорово. Почему-то этот городок был близок Владимиру, который оказался рад что мы его посетили. Из всех городов Болгарии он знал только Варну и почему-то Пампорово. Причину такой известности этой горнолыжки он так и не вспомнил.
Пампорово- скопление гостиниц, отелей, ресторанов, которые сейчас пустовали по причине не сезона. Зато через 10 км спуска мы попали в большой городок Чепеларе - тоже курорт, но более крупный. На восьмой день путешествия мы наконец-то увидели людей, открытые кафе, магазины и даже овощной рынок. Побродили по центральное улице, наслаждаясь суетой. И отобедали в местной кафе- столовке.
Заказали по 2блюда, огромные порции, мне даже не удалось все съесть. И все удовльствие за 6 лев. Только вот чая у них нет. Айран, молоко-пожалуйста, а черных и зеленых чаев они не пьют. С трудом раздобыли напиток в соседнем баре.
И то это был мятный чай в маленьких стаканчиках. Саша на улице нашел плазменный экран с интернетом (без клавиатуры), предназначавшийся для просмотра местных достопримечательностей.
Будучи прошаренным в интернете, через некоторое время мы по кликам уже смотрели ролики с Ютуба и прогноз погоды. По всем городам показывали резкое похолодание и дожди, что мы уже испытали на себе.
Спускаемся еще 13 км до поворота на достопримечательность Чудные мостовы. По дороге покупаем меда, которые оказался совсем не медом, а сосновым сиропом "боров мед". Литровую банку мы едим до конца похода.
А Федор свою банку везет в Севастополь, все больше отяжеляя свой баул. От поворота нам набирать чудовищную высоту 900 м,18 км мы преодолели за 3 часа. В конце уже так задолбались ехать, для разнообразия пошли пешком. Ну, раз мы так долго потели, то и вознаграждение должно быть соответствующим - может мы увидим здесь что-то особенное. По фотографиям мне казалось, что мостовых много и они все не очень большие. В действительности, арки всего две и они гигантских размеров.
Удивительное природное сооружение. Из посетителей было всего 2 иностранца, поэтому мы ходили в тишине и наслаждались видами.
Собственно, вот что такое Чудные мостовы
Но время ехать дальше. У нас два варианта пути - либо возвращаться обратно по той же дороге, что, мягко говоря не совсем интересно, либо через хребет перебираться в другую деревню, но этой дороги у меня на карте нет, а дома, готовясь к походу, эту часть я пропустила и не посмотрела на гугле дороги. Местный сторож сказал, что отсюда есть дорога на Орехово, через хижу Кабата. Но вот я не догадалась спросить-где начинается эта дорога. Помню, что перед чудными мостовыми был указатель на х. Кабата. По ней и поехали. Но это оказалась туристическая эко тропа, которая из очень плохой дороги сначала перешла в очень плохую совсем пешеходную тропу в конце. Пришлось даже развьючиться и тащить рюкзаки на плечах. Тут-то Федор и узнал, какой у него неподъемный баул. Он же не ожидал, что у нас на маршруте могут быть и пешеходные участки. Вообщем, тяжело дался ему подъем. Но через 2,5 км мы из кустов вышли на грунтовую дорогу. Указатели вели на х. Кабата и на Церковную гору. Дорога в раскисших колеях, так что не уверена, что было бы лучше если бы мы поехали изначально по ней. Выйдя на дорогу, мы все так же вели велосипеды в руках. Через какое-то время оказались на развилке 6-ти лесных дорог, начинал накрапывать дождик, и вообще мы потерялись и не знали куда двигаться. Но случай нам помог. Из кустов выехал трактор, и о чудо, в нем оказался русскоговорящий водитель Николай. Никогда не знаешь где повезет. Он объяснил как доехать до Орехово (ударение на первое О), и пригласил нас к себе в гостевой дом (гости къщ) "У Нико". Мы очень обрадовались такой возможности, и поспешили туда, а он обещал нас догнать на своем тракторе.
Но развилок там оказалось в 3 раза больше, чем он объяснял, и мы поняли, что слишком забираем вправо. Ох, сколько там дорог... Но мы не сдавались, и до самой темноты ехали, блудились, искали дороги, наконец выехали на нормальную дорогу, ведущую в другое село - Малево. А дядя Коля наверно нас ждал и недоумевал, почему же не приехали туристы. Я долго переживала, что мы так глупо промахнулись на первой же развилке.
Встали на ночевку почти в темноте, у остатков развалин коша.
День 9
Лыки-Хайдушки поляны
Выезд 8-55. Пасмурно
Заканчиваем вчерашний лесной спуск по грунтовке. Тут мы попали в бермудский треугольник. Мы с Сашей едем впереди, потом Федор, Владимир как всегда замыкает. Дорога грязная, в лужах и неудобных колеях. Через какое-то время видим Владимира перед собой - что за чудеса, он нас не перегонял и развилок вроде не было видно. Ну хорошо. А где же Федор? Сзади или впереди? Владимир говорит что все время ехал по чьему-то следу, да и мы вроде тоже. Непонятно что делать. Если Федор сзади- надо его ждать, как сказал Володя "он же знает, что я сзади, и будет меня ждать целый день, пока кушать не захочет". Но мы все-таки решили спуститься вниз и там если что включать мобильники. Спуск все круче, камни. А у меня нет заднего тормоза. Вообще. Одним передним сложновато, еще с утра морозец, руки в перчатках с обрезанными пальцами, неразогреты с утра. Руки свело от холода и от зажимания со всей силы тормозных ручек до такой степени, что я остановилась и просто завыла от боли. Минут 10 не отпускало. Сидела и плакала. Как кувалдой по кистям ударили. Дождались Володю, у него ситуация с тормозами хуже, приходится тормозить одной ногой и едет он очень медленно. Через какое-то время встречаем Федора, едущего нам навстречу! Оо, какие люди. Вообщем мы попали в сеть развилок, которые никто не заметил, и каждый поехал по своей дорожке. Хорошо что все встретились и у меня наконец отошли руки. Спустились в деревню, пофоткались на фоне церкви. Колоритная маленькая деревенька.
Через 3 км выехали на трассу в Хвойном. После Хвойного спуск 15 км до поворота на Лыки. По пути застряли в лавке сувениров, через 2 км - в лавке-музее полудрагоценных камней. Понакупали всяких камушков- агаты, розовый кварц, пирит, В Родопах много месторождений минералов. Мы даже по обочинам находили полупрозрачные кварцы.
На повороте на Лыки наш маршрут логически должен был подойти к концу- мы спустились на высоту 400 м, до Пловдива 50 км- можно садиться на поезд и ехать. Но нет, это еще не все.
Мы свернули в следующую долину, и продолжаем путешествовать по Родопам. До села Югово подъем, но после - либо по прямой, либо с горки. Дорога проходит в живописном широком ущелье, по левому берегу реки. Похоже на Крым или Черногорию. Лыки оказался маленьким порододобывающим городком, окруженным горами. Закупили продуктов, отъехали пару км и пообедали прямо на обочине возле родника. Чай, кисло мляко, местная булка с творогом (закуска называется).
16 км поднимались по дороге, как всегда, бесконечный подъем. Машин совсем нет. Все в тумане и облаках. Въехали в село Монастырь - высота 1500 м. Спросили у местных дорогу на Кутелу - оказывается, это грунтовка, хотя на карте обозначен асфальт. Сказали, что мы не доедем до Кутелы, далеко, и посоветовали остановиться в Хайдушкиных полянах. Что это такое- мы не знали. Да что там ехать - 13 км, доедем. Но дорога оказалась мягкая, песчаная, лесорубы завалили ее ветками, и к тому же в горку. Поэтому сначала идем пешком. Красивая лесная дорога среди елей и вид на туманную долину внизу.
Через 7 км выезжаем на поляну и наблюдаем домик слева у дороги- нежилой, но и не заброшенный. К тому же пошел дождь и град, становиться в палатке не хотелось, мы залезли в домик. К нашему удивлению, это оказался дом-музей местного героя - главы партизанского движения в начале 20 века - против турецкого ига. Весь второй этаж обвешан фотографиями и письмами в рамках, стены побелены, пол выметен.
Замки сломаны. Сегодня этот дом для нас. По крайней мере, здесь не дует и не капает сверху, хотя так же холодно. Градусов 5 тепла. Поставили в одной из комнат палатку, и готовили на горелке, костер на улице под дождем лениво было делать.
Здорово ?за окном льет дождь, а мы тут сидим и смотрим на это со стороны.
Всего проехали 69,4 км
Средн. Скорость 11,68
Время в пути 5-56
набор высоты 1430 м
День 10
Ардино, Дьявольский мост
Выезд 10-00. Мороз, солнце
Утром опять дубарь, трава во льду - замерз вчерашний дождь. Не выдержали, сделали костер рядом с домиком- и поесть и погреться хоть.
На дым пришел мужичок, проезжавший на уазике, посмотрел, поулыбался, я объяснила ему что дождь, холодно, вот мы и забрались в этот уютный домик. Да он и не спрашивал объяснения. Также, улыбаясь, ушел по своим делам.
Через 1 км доехали мы до настоящих Хайдушки Полян, где расположены несколько приютов или гостевых домов. И озеро. Но признаков жизни мы также не заметили.
Только в одном домики из трубы шел дым. Потом длинный спуск по лесной дороге до Кутелы. По дороге встретили отвязавшуюся белую лошадь с бантом, пришлось Владимиру ее ловить и привязывать, а то хозяйка взволнованно голосила где-то вдалеке.
В Кутеле мы потеряли бдительность и свернули не на ту дорогу, по инерции продолжая двигаться вниз. У прохожего мужика спросили - идет эта дорога на Славейно - ответ утвердительный. Только вот по этой дороге до Славейно 25 км, а по нашему треку 8. Как оказалось. Пришлось преодолеть еще один очередной 6-ти километровый перевал, а зачем- чтобы спуститься опять. Дурацкий крюк, и так время поджимает, у нас сегодня предпоследний день. От Славейно до Ардино дорога идет волнами, расслабляться не приходится.
В Ардино всех одолело желание попить чаю, наверное, потому что было холодно, посидели в кафе и заточили очередной травяной чай с нашими вафлями. От Ардина идет дорога на местную достопримечательность Дьявольский мост. Вот куда я очень хотела попасть. Как увидела на фотографиях в гугле этот мост, сразу же захотелось туда попасть, так что маршрут частично спланирован так именно из-за этого места.
10 км до моста дорога идет траверсом горы, под которой течет река Арда. Так что мы ехали или по прямой или даже с горки.
Дорога - грунтовая, по пути нас застал мощный ливень, и мы только-только успели спрятаться под беседкой, как всегда, очень кстати оказавшейся на нашем пути.
И вот, мы спустились вниз к реке и вживую увидели этот мост. Действительно очень впечатляет. Длинный - 56 м и высокий арочный мост перекинулся через реку, чтобы в 15-ом веке соединять 2 района Болгарии - горные Родопы и Тракийские плоскогорья. Высота его 11,5 м в высшей точке, ширина- 3,5 м. Красоту моста дополняют окружающие туманные горы, тихая широкая река и отсутствие людей. Здесь встает следующая задача - найти дорогу по ту сторону моста. Ведь если есть мост, то он что-то соединяет, тем более что на гугл-снимках на склоне горы прослеживается какая-то дорога. Мы с Сашей пошли на разведку и обнаружили пешеходную тропу, идущую траверсом горки. Значит пройти можно и с велосипедами.
Шли конечно же пешком, тропа постепенно закончилась и мы вышли на старую-старую дорогу, поросшую травой, но все-таки это та самая бывшая дорога, по которой поднимались колесницы в древности. Ехать невозможно, идем по щиколотку в мокрой от дождя траве. Никаких ориентиров, просто в лесу. Когда начали встречаться коровьи лепешки, мы поняли, что здесь все-таки обитает жизнь.2 раза на пути дорогу заграждали упавшие деревья, точнее погнутые. Их никак не обойти - слева склон и ежевика, справа - неприступный лес. Приходилось доставать пилу и пилить препятствия. При этом невольно чувствовали себя первопроходителями в джунглях. Воистину древняя дорога и ей давно никто не пользовался. Видели одну пешеходную тропу, но она забирала круто вверх и мы обломались по ней идти.
Постепенно дорога под ногами превращалась в более-менее что-то, похожее на гравийную, и через 6 км подъема вывела нас к первым домикам села Латинки. Ура, мы сделали это, прошли древний путь!! Село оказалось совершенно нежилым, Вернее это не село, в нашем понимании, а типичное болгарское поселение, состоящее из нескольких отдельных каменных домиков, разбросанных на склоне. Как будто попали в средневековье. Но уже становилось темно, выползли на перевал, дорога стала настоящей хорошей грунтовой дорогой. Какой прекрасный вид открылся нам - зеленый туманные холмы, внизу река Арда тоже в облаках. Желтые цветы вдоль дороги, и мы на вершине всего этого, фотоаппарат отказывается фотографировать сумерки, поэтому стараюсь отложить картинки в голове. А мы все продолжали ехать, не находя нормального места для стоянки. А уже пора бы- совсем стемнело.
Пропустили несколько источников у дороги, и вот, наконец-то - самое лучшее место ночевки в нашу последнюю походную ночь в Болгарии. Справа от дороги обнаружились развалины домов и стен, уютное и очень колоритное место. И почти сразу нашли родник - где-то среди остатков домов обложенный мозаикой был источник. Мы в городе призраков, есть даже улица с уличными фонарями, сохранились номера домов на каменных стенах, в одном из домов сделан сарай и там хранятся овцы. Дрова есть. И есть даже стул, о котором я мечтала весь поход, чтобы вечером у костра посидеть, облокотившись о спинку и свесив ноги. Как же там было здорово! А напротив нас, на другом склоне горы, отделенной от нас рекой, горели маленькие фонарики какой-то деревни, и вроде вот она - близко - в нескольких километрах, но река увеличивает это расстояние до нескольких десятков. И сейчас мы действительно среди старых домов и далеких огней.
А утром нас ждал самый лучший сюрприз....
Всего проехали 87 км
Средн. Скорость 12,5
Время в пути 6-55
набор высоты 1300 м
сброс высоты 2170
День 11
Латинка-Любино-Боровица-Падарци-Даджовница-Кърджали
выезд 9-00
А сегодня утром мы встречали красивейший рассвет. Один из лучших рассветов в моей жизни.
Вот это и был сюрприз. Я заставила себя вылезти их палатки так рано, чтобы застать 5 минут волшебства, когда солнце только-только выглянуло из-за горы, и еще не спряталось тучу. И в эти минуты облака внизу светились розовым светом, а вершины гор и мы вместе с ними плавали над этим морем. Пейзаж дополнялся еще и необычным местом в котором мы стояли. Так что картинка получилась абсолютно полная. Есть счастье в жизни!
Сегодня первый день когда утром не надо прыгать чтобы согреться! чувствуется что мы уже не на такой высоте.
Утром мы успели помыть головы, постираться, и даже частично высушить одежду перед дорогой домой. Вечером у нас поезд из Пловдива, и я торопилась сегодня как-нибудь туда добраться. Изначально планировалось ехать в Пловдив своим ходом, но в итоге мы передумали.
Почему-то я думала что сегодня будет один сплошной спуск, но дорога и не думала спускаться. Сначала мы по грунтовке выбрались из села-призрака Латинка, очень здорово спустились до трассы, проходящей вдоль реки Арды. И потихоньку ехали вдоль нее, но дорога то поднималась, то опять шла вниз, иногда даже приходилось идти пешком. Хотя Федор говорит что ему было легко заехать. Река расширилась настолько, что стала похожа на длинное озеро.
Виды конечно потрясающие. Совсем отличается от лесистых Родоп. Очень похоже на наш восточный крым в районе перевала Горуча -по крайней мере мне так показалось. Мы подъезжали к еще одному загадочному месту -переправе через реку по единственному мосту, высмотренному мною на гугл-снимках. Но мост этот чем необычный- он пешеходный. к нему не ведут дороги, только каменистые тропы, вообщем мост сугубо местного значения. На картах его не было. И вообще в округе совершенно нет других мостов. И мне так хотелось увидеть его вживую!
И мы так прикольно на него попали. Въехали в деревню Падарци, и гоним по дороге вниз, ну а раз вниз, то на все равно куда ехать. ДОрога переходт в грунтовку, потом в каменистую тропу, а через пару десятков метров реальный даунхил между огромных валунов. Пришлось слезть с велосипеда и спускать его в руках. Но мост мы видели и он был прекрасен. В это время в верхней деревне началась песнь муэдзина, и голос его отражался от склонов гор, разносился по долине невероятным эхом, а вокруг тишина и ни души.
"Тссс, там с Богом разговаривают, давайте потише". Ощущение космоса.
Кое-как проползли к мосту. Ну и тропа- но ведь ходят по ней коровы - значит и мы пройдем. Мост длинный- метров 150, шатается, но здорово по нему ехать. Тропа на том берегу не лучше, и от нее затяжной несколько километровый подъем в гору. до следующего села Даджовница.
А вода в реке теплая-теплая. Но мы спешили добраться до Кърджали. Грунт, вверх, прямо, вверх, когда же будет вниз?? И только после Даджовницы выйдя на асфальтированную дорогу мы наконец покатились вниз. осталось 12 км до Кърджали.
Большой город оглушил нас своей суетой. Мы 10 дней не были в городах, отвыкли от потока машин, от шума и запаха выхлопных газов. Город чисто турецкий, расположенный очень близко к турецкой границе. Все говорят на турецком да и выглядят как турки. Нашли автовокзал, разузнали про автобусы на Пловдив. Только билеты в кассе на них не продают. Прямо в автобусе. Странно без билетов, придем на автобус и не влезем в него. До автобуса 2 часа и очень-очень хочется кушать.
Пошли искать какую-нибудь столовую, долго не могли найти, но вот в парке поиски увенчались успехом - кафе самообслуживания. Показываешь пальцем что надо. ТОлько вот непонятно что это за блюда. Взяли по 2блюда. Первое - суп, коих было много, и второе- кто на что горазд. Чай здесь уже черный в пакетиках! ура.
Но особенно порадовал айран со свежими огурцами- популярный напиток. и пирожное типа пудинга. Порции огромные, я свое так и не осилила. Все очень вкусно и по приемлемым ценам. За 35 грн с человека мы еле встали из-за стола.
В автобусе попались веселые водители. Велосипедисты? четверо? да нет проблем.
Всех заберем, и пять и шесть заберем!:) Билет стоит 20 лев за 120 км пути.2.5 часа.
А вот и Пловдив- говорят, красивый город со старым центром. Но нам не суждено его было увидеть. Федор на вокзале пробил о бордюр колесо и целый час мы клеились и меняли камеры, которые тоже оказались дырявыми. И вот тут к нам подошел велосипедист - с бородой, в длинном плаще, со множеством сумок на багажнике. Эдакий велосипедист-бомж.
Познакомились. Пол из Нью-йорка. Интересный человек.15 лет путешествует, кочуя со страны в страну. Я, правда так и не поняла где он берет деньги на проезды.
Он говорит - все что у него есть в жизни из вещей - все с собой в сумках- и одежда, и книги, еда. Больше у него ничего нет. Он ни к чему не привязан. Но путешествует он не один, а с Богом, хотя он не принадлежит ни к одной христианской конфессии.
До отхода поезда 3 часа, и мы поехали вместе в центр, там офигенный парк, огромный и облагороженный, со скамейками, статуями, такое приятное местечко.
Тут к нам присоединился местный парень -велосипедист, и у нас образовалась такая интернациональна компания. Пошли закупили еды какой-то, устроили поляну прямо в парке. Горелка, чай, кисло мляко, у Пола было варенье. И сидели разговаривали про жизнь, про бога, про религию. На трех языках - русском, английском и болгарском. Конечно же- пошел дождь. Но мы натянули тент над тропинкой и продолжали сидеть. К нам подходили прохожие, разговаривали с Эмилем и пели русские песни про кочегаров и высотников, какие-то пошлые стишки про Валентину Терешкову.
Валентина Терешкова
За полет космический
Получила от Хрущева
?*$ автоматический.
Нахохотались мы, было смешно, люди такие странные вокруг. Хорошее завершение похода. Я не знаю, где в эту ночь ночевал Пол, Эмиль ему обещал показать место, где можно ставить палатку.
А в поезде не было багажного вагона, и мы еле пристроили велосипеды. Да так хорошо пристроили, что кондуктор, проверяя билеты и увидев наш вело-билет удивился, где же они.
А мы положили их на верхние полки, но там расстояние больше чем в наших поездах, и велосипеды в чехле слишком коротки и падают с полок. Но мы их привязали резинками. Еще два велосипеда привязали в какой-то нише в начале вагона, наверное для инвалидных колясок. Не знаю. Ехать всю ночь, в сидячем положении, не очень удобно. Почему-то в коридоре тоже шел дождь. Блин, этот дождь везде! Он и в поезде достает. Скорей бы Варна, может быть там уже тепло.
всего проехали 50 км
средн скорость 11,80 км/ч
время в пути 4-13 ч
набор высоты 688 м
сброс высоты 1161 м
И снова здравствуйте, Варна! красивый рассвет в тучах. Холодно, очень раннее утро. Пошли досыпать на пляж. Какой-то паркурщик тренировался трюкам, падая в песок. Вода в море очень холодная, но в него втекает горячий источник, и в нем тепло. В Варне есть потрясающий огромнейший парк Приморский бульвар - растянувшийся на 10 км вдоль побережья. А в нем и дорожки и беседки, и особняки и рестораны, только подходов к морю нету.
Нагулялись вдоволь, потратили все левы до копейки на мороженное и сувениры. В море так и не покупались и под солнышком не отогрелись, но все равно все было очень и очень круто.
В нашем автобусе были те же самые веселые водители, и они опять поставили сериал про войну, на этот раз при общем голосовании. Выбрали "Ликвидацию". Думала, опять чушня очередная, но как начала смотреть- уже не смогла оторваться, тем более что фильм про Одессу, куда мы, собственно и ехали. Только ночью непрерывные границы не дали досмотреть фильм. Дайте паспорт, возьмите паспорт, выйдете из автобуса, вытащите вещи, откройте чемоданы.4 границы за одну ночь это через чур. Болгария, Румыния, Молдавия, Украина.
В Одессе мы гуляли 12 часов до поезда. Прекрасный город, красивый и цветущий, с праздниками, фонтанами, с красивыми людьми.
Коментарі
.Класно, сподобалось!
Микола Борцов replied on #
Вау! Як класно описаний відпочинок!
Точно описана атмосфера!