Соло по Приэльбрусью

Собственно идеи пойти на Кавказ "соло" не было. Сначала это задумывалась как 2 к.с. горная, после - просто восхождение на Эльбрус. В конечном итоге руковод нашел причины не пойти, а т/к "Арсенал" не подготовил ему замену, хотя и анонсировал это мероприятие за 6 месяцев. Огромный им привет. Это так, маленькое лирическое отступление.

Дорога в Приэльбрусье трудностей не вызвала. Поезд Киев-Кисловодск, далее маршруткой Пятигорск-Нальчик и рейсовым автобусом Нальчик-Терскол. Обосновался я в альплагере "Эльбрус" (ущелье Адыл-су, 2000м) и в тот-же день попытался сделать радиалку к разлому ледника Шхельда, 2200м. На полдороге меня стопорнули погранцы и завернули обратно - пропуска не было. Следующая так сказать радиалка планировалась к ледникам Кашкаташ, Джанкуат, Башкара. И тут тоже меня постигла неудача с погранцами. Дошел я до лагеря "Джантуган" МГТУ им. Баумана, 2300м. Неплохой, надо сказать, лагерь. Все в ажуре. И место есть для палаток. Но в конце похода встретил хлопчика, у которого в лагере Джантуган! поперли шмотки. Ноу комментс. И снова огромный привет т/к "Арсенал", инструктора которого клялись и божились, что никакого пропуска не надо и т. д.

Просчитав еще раз маршрут, решился за ним ехать. На следующий день у меня состоялась глубокая "радиалка" в Нальчик (135 км в один конец). Прикольный городишко. Размером с нашу БЦ. И строятся котеджи типа наших на Окружной. По бокам главной улицы стоят рекламные щиты с рекламой. .. аптек! Аптеки у них действительно культовое место. Их немеряно.

С пропуском проблем не было. После получаса уговоров и 2 пачек сигарет сержант нарисовал пропуск и я отбыл в горы :)). В тот же день осталось время посетить поляну нарзанов

и прогуляться до Чегета. С целью аклиматизации, на следующий день я вырулил на озеро Сылтранкель, 3500м. Красивое озеро. И дорога не из легких. Заодно присмотрел места для палаток, так сказать про запас. Ну а на следующий день я таки добрался до ледника Шхельда, где вовсю работали спасы по извлечению поляков из-под завала. Всем советую там побывать, впечатляет (не работа спасов, конечно).

И с обеда, снявшись, переехал на поляну возле Чегета, где и заночевал. Ночью впервые! пошел дождь, а с утра, проснувшись в 5:00 я увидел красивейшее зрелище - рассвет в горах. День обещал быть чудесным. Всходить на гору Чегет мне совсем не хотелось, и я дернул в радиалку к перевалу Донгуз-Орун и одноименному озеру, 3000м. Свернув с тракторной колеи и пройдя около 1 км по тропинке, последняя перешла в прибрежную насыпь и потом потерялась. Но комсомольцы любят трудности! И я полез по бурелому, мокрым камням и траве наверх. В поисках той самой тракторной дроги, с которой я так удачно свернул. Еще через 1.5 часа мне это удалось, преодолев 400 м. по высоте (еще чуть-чуть и ЛП 1А!:))). Дальше по дороге, тропинке, через ручейки и погранзаставы я до него добрался! Озеро красивое, мелкое и холодное с мутной водой.

Был соблазн поднятся на перевал Донгуз-Орун (3230м. , 1А) - еще 230 м по высоте по сыпухе и нарушить границу - перейти в Грузию. Потом представил как я буду вытряхивать мусор из ботинок и завернул назад. Всего дорога заняла 6 часов с небольшим. После обеда переезд в Терскол и переход на Азау, 2300 м. И надо же было выбрать из всех палаток (их было больше 40 на 5 га земли) в соседи именно палатку легендарной личности. Именно так я познакомился с Бателем (он же БАТЛ, характер нордический, мягкий, вроде не женат :))) и его командой. ВСЕМ ПРИВЕТ!!! После обмена новостями типа: почем бензин в Киеве? и как пройти на Хотютау? Мне рассказали поучительную историю про поборы на Эльбрусе. Корректировка планов, ужин, отбой.

Следующие полдня я просидел на рюкзаке в ожидании трех зеленых свистков от Батла на Эльбрус (они тоже туда ломились). Не дождался и устроил радиалку к подножию ледника Малый Азау, 3500м.

Пешком две очереди канатки. Спустилось облако, начался мелкий дождик. Потом он перешел в снег. Настроение ухудшилось. Тучи спустились еще ниже и дождь прекратился. Потом, нафотографировавщись, спустился и я. И снова оказался в облаке. Батл с командой укатил в Терскол, а я остался в гордом одиночестве. Ночью приходили местные малолетки в поисках Оли с голубыми глазами (это под дождем в 23 вечера!), в общем было весело и стремно. (Накануне ночью обобрали поляков - по классике жанра, в масках и с ножами. ) Утром подъем 2 очереди канатки, разговор по душам с мздоимцем Виссарионом, подъем до "бочек" и до "приюта 11". Ночевать на приюте я не захотел - там сплошной туалет! Поднялся еще на 200 м. Начал идти мокрый снег и ветер, который валил с ног. Вобщем упал я на ночевку ок. 4400м.

Палатка промокла, замерзла и примерзла к скалам. Я всю ночь сушил на себе шмотки и съезжал на ледяной горке.

В 3 ночи звук работающего дизеля вернул меня в реальность, - первая группа немцев отчалила к скалам Пастухова. Но выходить из палатки совсем не хотелось.

До обеда я добрался до скал Пастухова 4800 и на плато поставил палатку. Попытался заснуть. Через час дремы палатка начала падать. Т. Е. ветер начал ее валить. Началась снежная буря. За исключительно короткое время я принял для себя печальное решение уходить. Без возможности переседеть на приюте и попробывать снова. (У меня заканчивался газ. ) И упал я на 3700 м. , где и заночевал.

Но лавры дорогого товарища Батла на давали мне покоя, и с утра я отправился траверсом ледников Малый и Большой Азау на перевал Хотютау. Пройдя Малый Азау за 2 часа я совершил тактическую ошибку, и потом слегка травмировал ногу. Вобщем на этом месте можно ставить точку. Дальше небольшой отдых и через Нальчик и Пятигорск домой.

До новых встреч, Гора!

Поход мне обошелся в 610 грн (проезд, питание, проживание и. т. д. без стоимости фотографий :)))

Выводы:

1. Ходить по Приэльбрусью "соло" можно, можно и восходить, но немного тяжело тащить рюкзак >25 кг на скалы Пастухова.

2. Пропуск в погранзону оформлять обязательно.

3. Полезен опыт подбора команды ?с нуля?.

З. Ы. Огромная просьба к Батлу написать о попытках развития туризма. Имею тоже кое-какие мысли и контакты. Вдруг выгорит :))