2. Организация туристского спортивного похода.

2.1. Общая идея похода

Команда, которая ходила в этот поход, существует уже 5 лет. Вместе тренируемся, ходим в походы, по очереди руководим более мелкими походами. Поэтому вопросы ?почему??, ?зачем??, ?как??, ?с кем?? не стояли в принципе. Стоял вопрос - ?куда??. Впрочем, вопрос ?куда?? в команде обычно ставится за 1-1,5 года до планируемого мероприятия.

Вопрос ?куда?? решился во время прохождения первого перевала похода 2007 года в Кичик-Алае - Кум-Бель. Под перевалом мы познакомились с Игорем Гончаровым, путешественником, фотографом, автором сайтов http://pamir-alay.narod.ru, http://alay-people.narod.ru, http://www.panoramio.com/user/182681, исследователем Алая. По его фотографиям мы готовились в тот поход. Игорь нам рассказал про массив г. Курумды в Восточном Заалае, сказал что как ?маленькие Гималаи?. Кто ж не хочет побывать в Гималаях, хоть и малых? Так зерно было посеяно. А дало оно всходы на перевале Кош-Мойнок того же похода, где мы впервые близко увидели трехкилометровую стену Заалайского хребта. Её сияние ?через дорогу? (Алайскую долину) не смогло оставить участников равнодушными. Поэтому пришлось сказать: ?Знакомьтесь, это район похода 2008?. А обещанное надо выполнять. Так и появилась общая цель - Восточный Заалай 2008.

И все же, наверное, нужно расписать для посторонних, почему для нас не стояли вопросы ?почему??, ?зачем??, ?как??, ?с кем??.

?С кем?? - в команде более-менее постоянный состав около 15 человек. В поход посчитали безопасным идти максимум вдесятером. Часть людей были травмирована, остальные отправились руководить в клубе более простыми походами. Поэтому состав определился почти сам собой. Дальше стоял только вопрос необходимой предпоходной подготовки. Благо желание сделать поход хорошим было, а значит появилось время, деньги и прочие атрибуты подготовки.

?Как?? - так сложилось, что в команде уже устоялась традиция ходить походы на грани горных и пеших. С большой протяженностью, достаточной автономностью, максимумом новизны, максимальной, в рамках опыта группы, сложностью препятствий, четко просчитанным, без надрывов, графиком движения, построением маршрута под команду (сроки, время, нагрузки). Поход должен давать участникам хорошую подготовку для дальнейшего роста. Поэтому стоял вопрос только с вариантами построения маршрута:

  • начинать в Восточном Заалае и затем идти в сторону пика Ленина и решать там честолюбивые планы;

  • начинать как-то иначе, без честолюбивых планов, потому что. первый вариант имеет массу недостатков: очень резкая акклиматизация, быстрый забег между районами, дающий цейтнот по времени, практическое отсутствие новизны, наблюдение столпотворения восходителей на пике Ленина.

Первый вариант дает более 60% вероятность схода минимум одного участника группы с маршрута. Например, у 3 из 5 туристских групп, ходивших в этом районе до 2008 года, были сходы участников. А еще были группы со сходами, только начинавшие поход в районе пика Архар. Статистика 2008 года подтвердила статистику прошлых лет. Мы же хотели пройти все запланированное и все вместе. Большое спасибо Олегу Янчевскому за помощь в составлении маршрута. Мы, последовав его советам, начали поход и акклиматизировались в нехоженом туристами районе Восточной части Алайского хребта. А потом шли с востока на запад вдоль Заалайского хребта, делая первопрохождения всех перевалов, кроме двух определяющих 3А. При этом нужно отказаться от популярного перевала 4-х ледопадов, как слишком сложного для первой 5-ки, опасного и очень затратного по времени. Этот вариант маршрута дал нам мягкую акклиматизацию, запас прочности и хорошее настроение на весь поход. Подробнее по маршруту в разделе ?построение маршрута?.

?Зачем?? - тут каждый решает для себя, и описывать не имеет смысла.

2.2. Построение маршрута. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода

Маршрут строился исходя из возможностей группы. Несмотря на то, что у всех участников был опыт пребывания на высотах более 5000м, мы старались не набирать в этом году максимальную высоту, и ограничиться возможной планкой до 6300-6500м. Это дает возможность ходить в будущем более высокие походы, и в то же время попробовать высоту. Поэтому основная часть маршрута проходила в Заалайском хребте Памира. В самой северо-восточной его части. Исходя из разумного, не форсированного, графика акклиматизации мы могли позволить себе лишь один подъем на большую высоту со 100%-м прохождением всех участников похода по маршруту. Из всех классифицированных вершин в районе это пик ТуркВО (6232м, 3А), впервые пройденный в 2007 году томскими туристами. Но они шли вершину в 6-ке, и не было гарантии, что мы в первой 5-ке сможем сделать то же самое, да еще и в такой многочисленной группе. Поэтому нам нужен был еще один вариант - вершина 5917, которую прошли траверсом в 2001 году московские туристы и классифицировали как перевал 3А. Разнообразить новизной траверс вершин 5505-5917, можно было спуском на юг с перевала ?52, который никто не проходил ни на подъем, ни на спуск, и лишь два раза прошли траверсом. Итак, мы получили одно (траверс 5505-5917), а может с запасом и еще одно (радиально пик ТуркВО) определяющее препятствие, а по совместительству и изюминку похода.

Теперь нам надо найти еще одно препятствие, которое точно 3А. В этом районе на момент нашего прохождения это было целых 2 перевала. Первый - Четырех ледопадов (3А*), на который на прохождение тратится 5 дней, высота за 5000, и достаточно сложный как для первой 5-ки. Т.е. с нашими 25 днями или там делать нечего, или идти только ради этого перевала. Потому мы обратили взор на вторую седловину района - перевал Нура, высотой 4800м. Пройден один раз московскими туристами в 2005 году, и томскими в 2007 году. Обе группы шли перевал с запада на восток, фактически первым в походе перевалом, и обе группы получили спасработы с вызовом вертолета практически в одной и той же точке за перевалом. Причиной этому был очень высокий заезд транспортом в самое сердце района - под перевал Транспортный 4700. Люди приезжали в район с минимальной высотой в долине 3100?3400, перевалом на второй день 4700, спуском на 3600 и тяжелой технической работой на высоте 4800 на 4?5 день похода. Нас такое развитие событий не устраивало: мы хотели пройти поход все вместе и до конца. Поэтому к Заалайской части нужно было акклиматизироваться отдельно пониже, а только потом выходить на высоты 4500м.

А вот для заброски район перевала Транспортный практически идеален, т.к. дает возможность облегчить рюкзак на перевалах в Заалайской части. Ведь завезти заброску можно машиной. На том и порешили, что памирская часть будет с заброской. Как следствие облегчения рюкзаков, появилась возможность не просто пронести рюкзаки от одного определяющего препятствия до другого, а запланировать еще несколько первопрохождений сложных перевалов или восхождений на вершины.

Нехоженого же в Восточном Заалае еще много чего осталось. Например, Заалайский хребет; практически не тронутый северный отрог Заалайского хребта за перевалом Четырех ледопадов с множеством перспективных в будущем перевалов, которые, если их пройти, дадут возможность строить маршруты 4?5 к.с.; нетронут был на момент подготовки и отрог с пиком Черный (как и сам пик); в отроге с пиком Белый также есть нехоженые седловины, да и на самом пике Белом была только одна группа. И теперь, если соединить одной ниткой все эти ?лакомые кусочки? и пограничный пункт ?Бардоба? на трассе Хорог?Ош (идеальный выезд из района), то получаем маршрут вдоль всей восточной части Заалая. Но пройти все за 19-20 дней невозможно физически. Именно столько остается после покупки билетов, оформления отпусков, и времени, отведенного на акклиматизацию. Поэтому выбираем следующие цели для себя:

  • Прохождение нового перевала в восточном плече пика Белый. По сложности около сильной 2Б по снежно-ледовому склону на подъем, если судить по космоснимкам и карте, ведь фотографий перевала только одна с западной стороны с пика Белый. Но перевал не высокий - до 4800м. Ночевка на нем даст хорошую акклиматизацию на поход.

  • Восхождение на пик Белый, первопрохождение с востока по сложности на 2Б. Грешно, пройти рядом, и не потратить полдня на красивую цель. Это дает акклиматизацию до 5000. И от этой цели можно будет отказаться, если будет ?перебор? на предыдущем перевале.

  • Перевал Нура (3А). Отличный снежно-ледовый перевал на спуск с уже легкими рюкзаками. Так же можно оставить как утешительный приз восхождение на пик Черный, если не получится с пиком Белый.

  • Перевал в северо-западном плече вершины 5339, высотой около 5100м, и сложностью 2Б?3А. По нему были фотографии издалека. Но он мог оказаться сложным или опасным из-за небольшого ледопада в нижней части. Потому был аналогичный ему вариант из двух первопрохождений перевалов ?56 и на выбор ?55 или ?54 в одном цирке. Перевал ?56 выглядит на уровне 2А и высотой 4800. Перевалы ?55 и ?54 издали по фотографиям выглядят на 2Б. Конечно, это зависит от снега, но реально увидим когда подойдем поближе.

  • Траверс из ряда препятствий: пер.Кичкесу, на котором с востока поднималась только группа москвичей в 2005 году, вершина 5505, вершина 5917, перевал ?52 в Заалайском хребте на спуск. Общей сложностью на 3А с хвостиком, но уже к тому времени будет акклиматизация, нетяжелые рюкзаки, схоженность.

  • Попытка взойти на пик ТуркВО. Тут как повезет с погодой, настроением, временем, запасом прочности.

  • Перевал Дозорный (1А). простой переход в южном отроге Заалайского хребта, с которого можно будет увидеть лед. Курумды, пик Маркансу и Заалайский хребет с юга, север Сарыкольского хребта. Также этот небольшой участок маршрута, требует автономности, что полезно для подготовки к будущим походам.

  • Перевал Пограничников (4925), перевал есть на генштабовской карте, и история его относится, скорее всего, ко временам экспедиций Крыленко 1929-32гг. Но вот сведений о прохождении нет никаких, только фотография с севера позволяет сказать, что сложность на уровне 2А?2Б. Нам он нужен как самый красивый путь на север с южных склонов Заалайского хребта.

  • Связка перевалов Архар и Архар Ложный в отрогах пика Архар. Как наиболее простой и безопасный выход к трассе Хорог?Ош.

  • В качестве возможного утешительного приза, в случае возможных неудач на маршруте может быть восхождение на пик Архар по 3А и прохождение нехоженого перевала в южном отроге пика Архар.

В общем мы определились с основной частью похода. Но нам нужно было акклиматизироваться к нормальной жизнедеятельности на высотах 3100?3400 и сходить на 4600 радиально, при этом иметь возможность отступить на низкую высоту 2400?2600.

Для этих целей нам идеально подходит восточная часть Алайского хребта. Восточнее трассы Ош?Хорог. Шансы того, что мы там встретим других туристов, весьма малы, новизны много, информации о районе 0,1%, высоты как раз те же, что нам нужны.

Поэтому вырисовывается что по прилету в Ош мы должны сделать поездку в Алайскую долину на машине, чтобы оставить заброски в с.Нура и в районе перевала Транспортный. Переночевать на высоте 3000-3500м с минимумом физической работы и быстрым спуском вниз. А после того вернуться в район с.Софи-Курган. И оттуда подниматься неспешно с высоты 2400 к вершинам в узле истоков рек Терек и Сарыкучук. Там можно пройти новый перевал до 4000м сложностью до 2А и сходить на вершину нужной нам высоты.

В качестве перевала выбрали переход между верховьями рек Сарыкучук. Не исключено, что его ходят местные жители и он будет не сложнее 1А.

В качестве вершины - безымянный пик высотой 4468м. Чем он нам приглянулся на карте и космоснимке: если идти его с севера на юг по снежно-ледовой стене, получается идентичное нашим предполагаемым перевалам прохождение. Таким образом, можно без рюкзаков отработать тактику и технику прохождения, что повысит безопасность на основном участке похода.

А дальше, чтобы связать алайскую и заалайскую часть похода, предстоит длинный переход по долине реки Коксу. О ней вообще нет информации - очень интересно и ново.

Ознакомиться с предварительным графиком движения можно
по ссылке.

В целом, маршрут предполагался протяженный, обзорный, высокий и, возможно, техничный. Сезон мы выбрали неплохо, поэтому не особо рассчитывали на затяжную непогоду. На всякий случай заложили 2 запасных дня, и возможность высвободить из графика еще 2 дня. Этого хватило бы на случай мелких неурядиц. В остальном график, как показало прохождение, вполне соответствовал заявленному. Достигалось это отсутствием перегрузки и колебанием графика относительно нагрузки, что позволило обойтись без дневок, за исключением отсидок в непогоду.

2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты:

  • Заявленная нитка похода:

    с.Софи-Курган - р.Терек Северный - р.Сарыкучук Северный - г.4468 (2Б, 4468м, рад, п.п.) - пер.Сарыкучук (1Б*, 4120м, п.п.) - р.Сарыкучук Южный - р.Ташой - р.Сугут - р.Терек Южный - р.Коксу - пер.Икизяк (н.к., 3518м) - р.Икизяк - р.Коксу - р.Кызылсу - с.Нура - р.Нура - правый приток р.Нура - пер.Белый (2А*, 4693м, п.п. через вершину 4693,6) - пик Белый (2Б, 5021м, рад., п.п. с востока) - 1-й правый приток р.Нура - р.Нура - 1-й левый приток р.Нура - пер.Нура (3А, 4833м) - р.Кызылсу - пер.Транспортный(1А, 4194м) - р.Карасу - р.Курумды - пер.Кичкесу Северный (2Б, 5000м, п.п.) - пер.Кичкесу (2Б, 5160м) - г.5505 - г.5917 (3А, 5917м, траверс) - пик ТуркВО (6243м, рад.) - пер.?52 (3А, спуск по северной стороне, п.п.) - лед.Курумды - пер.Дозорный (1А, 4748м) - 1-й прав. приток р.Курумды - пер.Пограничников (2А*, 4925м) - лед.Пограничников - пер.Архар Ложный (1Б, 4715м) - пер.Архар (2А, 4791м) - лед.Бардоба - с.Бардоба.

  • Запасные варианты:

    с.Софи-Курган - р.Терек Северный - р.Сарыкучук Северный - г.4468 (2Б, 4468м, рад, п.п.) - пер.Сарыкучук (1Б*, 4120м, п.п.) - р.Сарыкучук Южный - р.Ташой - р.Сугут - р.Терек-Су - р.Коксу - пер.Икизяк (н.к., 3518м) - р.Икизяк - р.Коксу - р.Кызылсу - с.Нура - р.Нура - 1-й левый приток р.Нура - пик Черный (2Б, 4923м, рад, п.в.) - пер.Нура (3А, 4833м) - р.Кызылсу - пер.Транспортный (1А, 4194м) - р.Карасу - р.Курумды - пер.?56 (2А, 4820, п.п) - пер.?54 (2Б, 4600, п.п.) - лед.Кичкесу Правый? пер.Кичкесу (3А, 5160м) - г.5505 - г.5917 (3А, 5917м, рад.) - лед.Кичкесу Левый - пер.Солнечный Северный (1Б*, 4880м) - лед.Пограничников - пер.?37 (2А, 4765м, п.п.) - лед.Кызылсай - пик Архар (3А, 5298м, рад.) - р.Кызылсай - р.Кызыларт - с.Бардоба.

  • Аварийные выходы с маршрута:

    Аварийные выходы с маршрута предполагались вдоль рек и долин, по которым мы шли. В Алае: вдоль рек Терек-Су на трассу Ош - Хорог и Коксу на трассу Сары-Таш - Иркештам. В Заалае: вдоль реки Нура и ее притоков, вдоль рек Кызылсу, Курумды, Карасу, Кичкесу на трассу Сары-Таш - Иркештам, а по рекам Курумды Южный и Бардоба на трассу Ош - Хорог.

    Вся группа была застрахована в компании ?РОСНО?, по полису для страховки во время занятий альпинизмом, имела спутниковый телефон оператора Thuraya. Сеансы связи с координатором в Киеве осуществлялись в среднем раз в 4 дня. Работоспособность данной страховки и телефона мы могли наблюдать на примере группы москвичей, у которой в результате несчастного случая пострадал участник и которая воспользовалась эвакуацией пострадавшего на вертолете. 

2.4. Изменения маршрута и его причины

Относительно первоначальной нитки и графика движения в походе были такие отклонения от расчетного маршрута:

  • Перевал Сарыкучук оказался проще, чем мы ожидали, - не более 1А.

  • На участке движения по бассейну р.Коксу мы выиграли один день из трех запланированных.

  • Перевал Белый оказался сложнее расчетного - 3А, но группа получила фактический опыт вершин 3А перед походом, а технически перевал был идентичен восхождению на предыдущую вершину и хорошо просматривался на подъем. Проблем на спуске не предвиделось и не было ввиду характера местности.

  • Отказ от восхождения на пик Белый, из-за испортившейся погоды.

  • Отказ от ?утешительного? восхождения на пик Черный из-за непогоды.

  • Пройден перевал Сырт, вместо перевала Транспортный, т.к. завезти заброску туда было проще. На местности оказалось, что связываться с Транспортным не имеет смысла.

  • Прохождение перевала Сюрприз согласно запасного варианта маршрута, т.к. планировавшийся изначально вариант первопрохождения оказался слишком сложным и опасным.

  • Прохождение перевала Кичкесу Северный было сложнее, чем мы рассчитывали, но на этот путь подвигли требования безопасности. На обход потребовалось бы более трех-четырех дней. Все остальные седловины цирка более опасные или трудозатратные. Наш же перевал хорошо читался и имел характер пройденных нами до этого перевалов. Проблем на спуске не предвиделось и не было ввиду характера местности.

  • Отказ от радиального восхождения на пик ТуркВо. По соображениям безопасности, т.к. сложность оказалась выше, чем могла позволить себе группа.

  • Отказ от ?утешительного? восхождения на пик Архар. Это было лишним в конце пройденного похода.

В остальном маршрут соответствует тому, что мы планировали. Все траты времени были вызваны отсидками в ожидании погоды, либо необходимостью проводить разведку первопрохождений препятствий. При этом мы четко реализовали свой график движения, с учетом складывавшихся в походе погодных условий.

2.5. Сведения о прохождении маршрута каждым участником

Маршрут пройден всеми участниками полностью.

Підписатися на Коментарі для "2. Организация туристского спортивного похода."