К вопросу пересмотра категорийности перевалов Фрунзе и Траверса Северных полей Эльбруса

Вариант обхода ключевой стороны перевала Фрунзе со стороны ледника Битюк-тюбе
Ф. 1. Вариант обхода ключевой стороны пер. Фрунзе со стороны лед. Битюк-тюбе
http://caucatalog.narod.ru/base/frunze_pass.html)
Вид на перевал Фрунзе из цирка ледник Битюк-тюбе
Ф. 2. Вид на пер. Фрунзе из цирка лед. Битюк-тюбе: А - оптимальный выход на гребень; Б - высшая точка траверса; В - место традиционного тура; Г - маршрут на З. Плато; Д - т.н. пер. Пастухова

Данным перевалам в Перечне присвоена категорийность 2А, однако, неоднократно проходя их в различных направлениях в разное время (последний раз - августе 2007 г. ), мы считаем такую оценку завышенной. Проходя данные препятствия, туристы могут не приобретать фактический опыт преодоления участков 2А-категории. Уже более 5 лет назад туристы С-П-га обнаружили обход ключевого участка пер. Фрунзе - спуска на лед Битюктюбе (ф. 1). Это было тем более оправдано, что спуск с седловины в указанном направлении является потенциально камнеопасным. Предложенный туристами С-Петербурга (М. Голубев) вариант схода (подъема) на седловину от ледника Битюктюбе является оптимальным. Чтобы убедиться в этом, в 2007 году мы исследовали большую часть перевального гребня, как отмечено на Ф. 2. Ключевое место нашего траверса гребня - обход по неудобной осыпи жандарма на гребне (ф. 3). Выход на гребень после этого жандарма в точке А (ф. 2,4) является наиболее простым и удобным.

Обход жандарма на гребне
Ф. 3. Обход жандарма на гребне
Вид с гребня (точка А) в сторону лед. Битюк-тюбе: зеленым и красным - оптимальный и исследованный пути
Ф. 4. Вид с гребня (точка А) в сторону лед. Битюк-тюбе: зеленым и красным - оптимальный и исследованный пути
В районе высшей точки (Б) гребня пер. Фрунзе
Ф. 5. В районе высшей точки (Б) гребня пер. Фрунзе
Традиционная седловина пер. Фрунзе
Ф. 6. Традиционная седловина пер. Фрунзе
Оптимальный сход с перевала Фрунзе на ледник Уллу-чиран
Ф. 7. Оптимальный сход с пер. Фрунзе на лед. Уллу-чиран
Направление захода в цирк перевала Фрунзе от ледника Уллу-чиран
Ф. 8. Направление захода в цирк пер. Фрунзе от лед. Уллу-чиран
(оттуда же)

Метрах в 100 выше этого места на стыке с отрогом в перевалу Балкбаши находится новый тур и имеются выложенные площадки (ф. 5). Если продолжить движение по осыпному гребню через высшую его точку Б (ок. 4100м), несложно дойти до традиционной седловины (Ф. 6). Здесь на осыпях имеется множество площадок под палатки. Спуск на ледник Уллучиран необходимо начинать, немного приспустившись от тура, не увлекаясь спуском по осыпям, уводящим от ложа ледника (ф. 7) На леднике рекомендуем сразу одевать кошки. Оптимальная траектория дальнейшего выхода из цирка пер. Фрунзе проходит на незначительном удалении от орографически левого края (правый непроходим) по теперь уже открытому леднику, обходя зоны трещин (ф. 8). Здесь необходимо лишь уверенное движение на кошках в связках. Таким образом, сложность "подросшего" до 4100 м перевала Фрунзе не превышает 1Б-1Б*, обходится без навески перил. Существует вариант захода на пер. Фрунзе ближе к пер. Балкбаши (Ф. 9);ходил таким путем и автор.

Усложненный вариант подъема на перевал Фрунзе
Ф. 9. Усложненный вариант подъема на пер. Фрунзе
(оттуда же)
Начало траверса Северных Полей со стороны перевала Балкбаши
Ф. 10. Начало траверса Северных Полей со стороны пер. Балкбаши.

Этот путь позволяет "натянуть" категорийность перевала до 2А к. с. , что имеет сугубо спортивное назначение и должен подтвержаться фотоматериалами.

Вид с ор. правой части лед. Уллучиран в сторону пер. Фрунзе. А - потенциально опасный участок
Ф. 11. Вид с ор. правой части лед. Уллучиран в сторону пер. Фрунзе. А - потенциально опасный участок
Панорама верховьев лед Уллучиран при подходе к высшей точке ТСП (точка Б)
Ф. 12. Панорама верховьев лед Уллучиран при подходе к высшей точке ТСП (точка Б)
Вид на высшую точку ТСП с запада
Ф. 13. Вид на высшую точку ТСП с запада
Вид на высшую точку ТСП с востока
Ф. 14. Вид на высшую точку ТСП с востока

Траверс Северных полей Эльбруса (ТСП) достаточно популярен у туристов, однако и его сложность при правильном выборе пути не превышает 1Б и требует только применения связок и уверенного владения кошками. Ключевым местом траверса считался переход с ледника Уллу-Чиран на лед. Карачул (участок Б на ф. 10). Здесь следует отметить, что при правильном выборе направления движения - под склонами Зап. Эльбруса на высотах не менее 4000 м ТСП достаточно прост. Важно только подходить к морене, разделяющей ледники Уллу-Чиран и Карачул немного выше ее верхнего края (ф. 10, 12,13). Попытки обойти этот участок ниже неминуемо приводят к усложнению маршрута как минимум до 2А к. с. В то же время в условиях глобального потепления повысилась потенциальная опасность ранее простого спуска с правого (ор) борта ледового притока вытекающего из цирк пер. Фрунзе (точка А на ф. 10,11), крутизной до 25 градусов и протяженностью не менее 200 м. Вроде бы и не очень круто и перила делать нет желания. Однако последствия падения могут быть самими серьезными. Поэтому в группе не должно быть людей, неуверенно стоящих на кошках. Пройдя высшую точку ТСП - Б (ф. 13,14), можно при необходимости сойти на левобережную морену лед Карачул для отдыха. С этого места открывается обзор на пологие ледовые поля Эльбруса - лед. Карачул, Уллукол, Мигельчиран (ф. 15).

Прохождение этих Эльбрусских ледников - наиболее простая часть ТСП. Отсюда хорошо видна долина р. Малка, строения Сев. Приюта. При движении удобно придерживаться направления на верхние края разделяющих ледники моренных гряд, оборудованных многочисленными площадками. При движении в обратном направлении важно также не отклоняться от верхнего края морены Карачул (ф. 16).

Вид с морены лед Карачул на восток
Ф. 15. Вид с морены лед Карачул на восток
Вид с лед Карачул на запад
Ф. 16. Вид с лед Карачул на запад
Вид с разделяющей ледники Мигельчиран и Кынгырсырт морены на восток
Ф. 17. Вид с разделяющей ледники Мигельчиран и Кынгырсырт морены на восток: 1 - район пер. Ирикчат; 2 - район Ачкерьякольского лав потока. Зеленым отмечена оптимальная траектория ТСП.
Вид на лед Кынгырсырт со снежной долиной Джикаугенкез
Ф. 18. Вид на лед Кынгырсырт со снежной долиной Джикаугенкез
Косые трещины при попытке спрямить выход на Ачкерьякольский лавовый поток
Ф. 19. Косые трещины при попытке "спрямить" выход на Ачкерьякольский лавовый поток. Зеленым отмечен оптимальный путь.

Акклиматизированная и подготовленная группа выйдя с бивака на пер. Фрунзе, за ходовой день может дойти до площадок на морене, разделяющей лед. Микельчиран и Кынгырсырт. Отсюда открывается вид за завершающую часть ТСП (ф. 17). Правильная траектория движения проходит со сбросом высоты до 3350, преследуя цель обойти низом усложнившуюся среднюю часть лед. Кынгырсырт. Нижняя часть лед. Кынгырсырт, известная под названием "Снежная долина Джикаугенкез" теперь с большим основанием может называться "Ледовой долиной" (ф. 18). Траверс на этом участке должен проходить вдоль моренных выходов ледника Кынгырсырт, выходя на тропу между Рыжим бугром и Ачкерьякольским лавовым потоком в районе пер. Ирикчат с дальнейшим движением по одноименному леднику. Попытки сократить траверс и попасть кратчайшим путем с морены Мигельчиран - Кынгырсырт прямо на Ачкерьякольский лавовый поток приводят к необходимости преодоления и обходов множества косых и радиальных трещин (понять принцип их образования невозможно), существенно увеличивающих трудоемкость этого этапа (ф. 19).

Підписатися на Коментарі для "К вопросу пересмотра категорийности перевалов Фрунзе и Траверса Северных полей Эльбруса"