Безенги вы мои Безенги?

История получения третьего разряда по альпинизму в альплагере Безенги, или как мы прозимовали лето. В Пятигорск поезд прибыл еще, когда не взошло Солнце, сонная проводница с радостью спровадила шумных альпинистов из вагона, а мы шумною толпою побрели искать выход с вокзала. Немного поблуждав между зданиями, мы нашли выход и порадовались, тому, что нас встречают у выхода и отвезут в Безенги на автобусах. Но на автобусе, оказалось, повезут только альпинистов, а их рюкзаки было решено везти на грузовике. Проститься с родным рюкзаком оказалось делом довольно сложным, долгие объятия и страшные мысли о том, что его могут потерять по пути или его раздавят, делали проводы рюкзака невыносимыми. Но как только я потеряла бдительность, кто-то выхватил его у меня из рук и забросил в кузов машины. Хорошо, что я успела вовремя отцепить от рюкзака мой новенький еще не царапанный кэмповский ледорубик. Еще бы, ведь он мне так дорог, его подарили мои «безумные» друзья на день рождения в букете белоснежных роз. Я тогда еще решила взять его на работу показать коллегам, но родители почему-то отговорили меня от этой затеи, пояснив, это тем, что он не поместится в дамскую сумочку.

И так простившись с рюкзаком, я залезла в автобус с ледорубом и еще небольшим рюкзачком с едой, ведь я помнила главное правило активного отдыха в горах, это полноценное питание для поддержания сил и здорового духа.

Отъезд нашего автобуса задержала местная милиция, которой не спалось с утра. Пройдя безболезненно фейсконтроль и проверку на наличие в документе всех печатей и подписей, нам позволили отправиться в путь. Поскольку гор мы еще не видели, и заняться в автобусе было не чем, мы решили поесть. Не тащить же все эти продукты в Безенги, да и автобусу будет легче на подъемах. Утолив жажду желудка и запив местной водой, привкус которой не внушал доверия, мы стали вглядываться в даль в надежде увидеть горы. Но качка в автобусе взяла свое, через полчасика сытного завтрака большинство заснуло, не дождавшись гор. Однако через некоторое время чей-то крик «Ну вот и они!», привел в чувство весь сонный автобус. И все бросились к окнам, да действительно это были, горы. Холодная синева гор просматривалась на горизонте, их мощь и величие приковывали к себе.

Еще несколько остановок перед подъемом и набором высоты. И вот рев двигателя снова выводит тебя из оцепенения. Начался подъем по довольно узкой дороге, которая с одной стороны окружена отвесными скалами, а с другой стороны обрывается в русло могучей горной речки. Дорога серпантином уходит вверх, начинает закладывать уши, и захватывать дух от окружающего величия природы. Гул двигателя пререкается с ревом речки, которая белоснежным молочным потоком раскалывает препятствия на своем пути. Поднимаешь глаза вверх и видишь вершины, сначала зеленые, потом скалистые и, наконец, снежные. Радость переполняет тебя, словно ребенок, тычешь пальцем в окно, не прекращая восхищаться, эмоции переполняют еще неокрепший организм новичка в больших горах.

Остановка на приграничном участке, проверка и регистрация новоприбывших. Здесь все серьезней, чем кажется, пограничники с оружием, которым не понятен твой восторг, отказ тем, у кого не оформлены пропуска и прочие бюрократические трудности.

Последние километры до альплагеря мы преодолевали, чередуя проезд на автобусе и пешеходные прогулки, наш транспорт постоянно перегревался на подъемах, поэтому нам приходилось периодически его покидать. Еще немного и мы в альплагере Безенги, на высоте 2200 м. Рюкзаки наши прибыли быстрее, поэтому начались поиски своего ненаглядного спутника. Трогательная сцена встряхивания пыли с рюкзака, и судорожная сцена поиска лыжных палок закончилась успешно, было решено заказать обед в местной столовой и найти место для стоянки палатки.

Вот уже поставлена палатка, вид из нее потрясающий, горы, горы, и еще раз горы. Хорошо, вот уже и отдых, не надо на работу, нет мобильного телефона, и главное сразу никто не раздражает.

Перед обедом мы решили познакомиться с местными достопримечательностями. Началось все с бухгалтерии, это место где можно узнать все, а также поменять деньги, отправить почту, выяснить подробности отъезда и т.д. Потом мы отправились в столовую, в это райское место. Кормят здесь потрясающе, изобилие вкусных блюд по доступной цене и главное в очень больших количествах. После обеда по закону, который всем известен, мы пошли в магазин за пивом. Местное пиво оказалось довольно приличным, поэтому паломничество в магазин решено было продолжить. Потом все вспомнили, что не плохо было бы позвонить домой и успокоить родных, что в плен нас еще не взяли. Однако это оказалось совсем не просто. Позвонить можно было по спутниковому телефону, который находился в машине местного служащего. Машина приходила в разное время и, поэтому застать ее, надо было еще постараться, иногда он переставал работать, поскольку разряжался, иногда приходилось выстаивать очередь, а потом еще долго вспоминать какой код набирать. Но мы любим трудности и они нас не пугают, не прошло и 3 часов, как я дозвонилась домой. Обнадежив маму, что высоко не полезу, с чувством выполненного долга пошли гулять дальше.

После всего выпитого пива потянуло посетить местный туалет. Деревянные строения были разбросаны по всему альплагерю, большая их часть почему-то возвышались на горках, мы пояснили себе это тем, что работники лагеря заботятся о нашей быстрой акклиматизации и нашей физической форме. Внутреннее убранство, конечно, не порадовало нас, но и не смутило, мол, и не такое видели и посещали.

Не остался без внимания и душ. Вот здесь было особенно хорошо, горячая вода и исправные краны, подкрепили наше мнение, что альплагерь отличный.

Ближе к вечеру спустился туман, похолодало, пришлось согласиться с тем, что лето здесь особенное. Поужинав, мы решили исследовать близлежащую местность. Одевшись теплей, мы пошли проведать скалолазные маршруты. Перешли через речушку и оказались на другой планете, густой туман скрыл от нас лагерь. Густые травы и многообразие цветов просто пугало, словно в одном месте объединилась местная природа с природой Крыма и Гималаев. Медовые ароматы цветов и трав наполняли легкие, а густой туман оседал на щеках в виде капель, и только наши шаги тревожили инопланетную тишину.

Пощупав руками скалы и пробитые на них шлямбура, пообещали прийти полазить сюда в свободный день. Вернувшись в лагерь, мы попили чаек в теплой компании, и пошли на боковую. Всю ночь лил дождь, сверкала молния и, ветер рвал палатку, все как бывает в Крыму, только мощней и коварней, и только одна мысль хоть бы завтра не было дождя снова.

Утром кто-то будил на завтрак, пытаешься вспомнить, где ты, теплый спальник не выпускает из объятий, а друзья зовут в столовую. Медленно выползаешь из палатки, прохладно, но какая красота, и воздух, а главное снежные вершины, как они манят.

Медленно вспоминаешь о том, что сегодня будут скальные занятия и настроение становится лучше. За завтраком делимся впечатлениями о ночном дожде и о качестве своих палаток.

Непродолжительные сборы на скальные занятия, инструктаж, маска из крема на лицо, рюкзак, очки и ледоруб и вот мы уже в пути. Солнце начинает пригревать, отдышка появилась довольно быстро и рюкзак, почему-то утяжелился. Пару часов подъема и мы на месте. Скалы привычны, это нам знакомо, вот только лазить в ботинках, вот это уже ново. Вспоминаем скальные навыки и отрабатываем хождение по травяным склонам и сыпухам. После занятий решили пройтись еще немного вверх, погода изменила свое настроение, и начался дождик, мгновенно похолодало, пришлось одеться. Прошлись вверх, и вышли к морене. Это тоже другой мир, где нет растительности только мир камней. Вспышки фотоаппаратов и вот этот мир запечатлен на пленки целой группы.

Спускаться понравилось больше, и темп был выше, чем на подъеме. Лагерь встретил горячим душем и обедом. Потом начались сборы на завтра, решено пойти на несколько дней в сторону Дых-тау, и провести ледовые занятия. Посетили местный склад продуктов и не пожалели, что не тащили все продукты из Киева, здесь было все что нужно и даже более.

На следующий день после завтрака, мы двинулись в путь, рюкзаки стали больше, и расстояние увеличилось, пошел дождик, идти стало тяжелей. Минутные остановки приносили неописуемую радость, пригодился ледоруб, который использовался, как трость и помогал передвигать грузное тело. Про себя думал о том, как хорошо, что еще бегал до отъезда и это помогает еще двигаться на подъемах. Постепенно вышли на край морены, дождь стих, но почва напиталась водой и поэтому, ноги уходили по колено в грязь. Передвигать стало неудобно, ботинки с налипшей грязью еще больше снизили темп передвижения. Спустившись, с морены на травяное плато, остановились отдохнуть, группа разбилась, кто-то был еще полон сил и рванулся вперед устраивать лагерь, кто-то еще не дошел, а мы лежали на рюкзаках и уговаривали себя подняться.

Потом снова двинулись в путь, движение происходило автоматически, видимо включился автопилот, сознание слабо воспринимало окружающие преграды, но тело довольно хорошо ориентировалось в пространстве. Обещанная горная болезнь, еще себя не проявляла, если не считать отдышки и постоянного голода, можно было с уверенностью заявить, что на 3 000-х метров чувствовала себя хорошо.

О, чудо мы прибыли, перед нами лежала полянка с уже поставленными палатками, тихо журчали ручьи и перед нами возвышались снежные вершины. Немного прейдя в себя, мы собрались идти на ледник. Одев, спец. снаряжение: штаны самосбросы, полар, каска, новенькие кофлачи-пластики и прочее железо, включая фотоаппарат, почувствовала себя космонавтом. После нескольких шагов в пластиковых ботинках, можно было начинать писать опус мои первые шаги в жизни. Особенно это забавно смотрелось на камнях, со стороны это выглядело, как «новички» на Луне, только невесомость отсутствует.

Зато с уверенность можно сказать: «танки грязи не боятся!», это в смысле кофлачам все не почем. Зато, вступив на лед, ботиночки почувствовали свою стихию, и здесь уже можно было бежать. Ледник нас встретил во всей красе, мрачный лед и холодное дыхание вершин. Последние приготовления к занятиям и кошки уже на ботинках, не успев купить кошки, перед выездом решила обойтись прокатными ВЦСПСкими. Что я вам скажу, ужас, надо поставить огромные памятники людям, которые покоряли сложнейшие маршруты в таких кошках. Они держат на льду, но только на плоском, подъем в них забирает все оставшиеся силы, а вот траверсировать в них это сплошное наказание. Благо ледоруб порадовал, держал так, что приходилось прикладывать не дюжую силу, чтобы вытащить его. Ледовые занятия понравились, рубили ступени, занимались спасработами и главное это все было в новинку. Уставшие мы спустились к лагерю, упав в одежде в палатку, поняла, что сил просто нет, нет сил раздеться, приготовить чай и просто дышать. В таком состоянии начинаешь жалеть себя, хочется домой или на море, и главное, чтобы кто-то покормил и уложил спать. Через пол часа медленно начинаешь приходить в себя, чай от разрядников, просто дар небесный и жизнь становиться не такой тяжелой. Еще немного и чудо дежурные зовут на ужин, хвала и вечная благодарность этим людям, которые спасают нас в такие минуты от голодной смерти.

Чай и горячая еда согрели и успокоили душу. Под вечер к нам нагрянули соседи, в смысле компания горных козлов. Эти животные, видимо привыкли к компании альпинистов, поэтому мы им не мешали. Они резво бегали возле палаток и нехорошо поглядывали на нашу еду, поэтому было решено впредь все прятать и плотно закрывать палатки.

Когда уже практически стемнело, мы продолжали чаи гонять, к нам подошли ребята из Одессы, они участвовали в Всеукраинских соревнованиях по альпинизму и шли в сторону своего маршрута. Попив с нами чаю, эти горячие парни из команды Одесса-2, двинулись в путь, а мы, пожелав им успеха, и хорошей погоды пошли спать.

Спалось хорошо, просто как в отключке, но поутру наши козлиные соседи решили погулять возле палаток, пожевать пластиковые бутылки, да и просто пошуметь. Дошло до того, что пришлось таки выйти из палатки и почти прилично разогнать эту порядком утомившую тусовку, действительно таки козлов.

Потом, завалившись в спальник и только решив заснуть, медленно вспоминаешь, что ты дежурный. Но как не странно это не вызывает раздражения, и так все последнее время в горах, ты спокоен и всем доволен, просто ужас. Чудо горелка сделала свое дело и все группа уплетает овсянку «Быстров» и запивает ее чаем. Снова сборы, из серии, а где мой ледоруб, или куда я дел карабины.

Следующий этап занятий на льду прошел удачно, ходили в связках, станции на льду и вкручивание ледобуров. Дюльфер и первые ошибки при страховке, последствием, которого стали разбитые коленки и запоминающейся поцелуй с ледяной горкой. Потом фотки на память, в стиле я с ледорубом и в кошках, я и Дых-тау и т.д.

Быстрый спуск к палаткам, кофлачи уже как литые, по камням прыгаю, словно наши горные соседи. Сборы, чаепитие и спуск в альплагерь Безенги. Бегу за инструктором, скорость приличная, мелькают скалы и горная речка. Но на спуске мы тоже отличились, сначала при переправе на другую сторону речки утопили ледоруб инструктора, но потом его спасли, на гребне перед Безенгами, расстегнулся рюкзак инструктора и выпала каска с вещами. Внизу устроили поиск, и все же вещи были спасены. Вот так радостно и весело спустились в лагерь. Поставив палатки и плотно поужинав, решили провести ревизию местной сауны. Да местечко оказалось отличным: душ, бассейн с холодной горной водичкой и главное парилочка. Мы так увлеклись, что забыли про время, но про него не забыли следующие посетители, которые долго уговаривали стуками в дверь выйти. Наконец согласившись с доводами, мы вышли из парилки, и пошли пить чай. Ну, какой вечер без чая на горелке, и болтовни у палаток.

Еще одна ночевка с дождем и утренний выход к нашей первой вершине Брно.

Подъем по другой стороне морены, также не легко, но уже не смертельно. Чем выше поднимаемся, тем сильнее чувствуется холод, преодолев травянистый склон, начинаем карабкаться по камням, и понимаешь прелесть лыжных палок, спина тоже им очень благодарна. Лагерь по началу думали разбить прямо перед ледником, но разбушевавшийся дождь застал нас ниже, поэтому было принято решение, остановится возле лагеря судей. В палатке было приятнее, чем на улице, хотя холод и вода все же проникли под полы нашего дома. Ложимся спать, завтра ранний подъем и выход на первую вершину Кавказа.

Не успев заснуть, послышались раскаты грома, стали сходить лавины и камнепады. Очень не приятое ощущение вызывают эти звуки, словно все это происходит возле твоей палатки, а ты абсолютно беззащитен перед этим суровым карнавалом. Вот мгновение тишина, ты засыпаешь, но тут слышишь голос, который повествует о подъеме. Автоматически одеваешься, выползаешь на улицу и попадаешь под стену дождя, давишься кашей. Инструктор решает подождать окончания дождя, падаешь в одежде в палатку и засыпаешь, еще никогда я так хорошо не спала в одежде. Пару часов забвенья и снова подъем. Быстрые сборы и в путь. Первый час подъема был для меня кошмаром, организм еще не привыкший к такой встряске по утру, стал сопротивляться, тошнота и очень медленное движение. Ну вот, не хватает еще только «горняшки» для полного счастья. То жарко, то холодно, то как-то ботинки тянут, то фотоаппарат мешает. Думать не можешь, просто идешь, коматозное состояние прерывает только остановки и учащенное дыхание.

И так до ледника, пару горстей снега приводит тебя в чувство. Одеваем кошки, разбиваемся на связки и в путь. Ледник был хорош, идти, конечно, тяжелей, но впечатления потрясающие, особенно когда голубой лед разбивался на тысячи кристалликов под ударом ледоруба и кошек. Веревка за веревкой и мы на вершине ледника. Красота, нет слов только одни выражения. Вершины кругом, одна красивей другой: Дых-тау, Мижирги, Миссес-тау и конечно Брно. На вершине нас встретил наш всеобщий любимец и уже перворазрядник Юра, с надеждой забрать веревку. На вопрос давно ждешь, ответил кратко: ну вы и ползете. На второй вопрос, а скоро ли вершина, ответ был еще лучше: ребята у вас еще только все начинается.

Когда все собрались у подножья Брно, началось восхождение по сыпняку. Ужас, это жутко выматывающее занятие, осторожные и напряженные движения по камням, осторожно чтобы не сорвать всю эту груду камней вниз. Во рту все пересохло, жарко и хотеться умереть, но только на вершине. Перегиб, еще один, а ее все нет, останавливаемся передохнуть, хочется пить, а воды нет и снега нет, но зато есть лимон. Кто бы мне раньше сказал, что лимон можно есть с таким удовольствием и наслаждением.

Еще десять тысяч веревок и вот она видна, красавица вершина Брно (4 100 м). И вот когда мы ожидали очереди, чтобы пройти траверсом в направлении на вершину мы услышали гул. Это была лавина, которая неслась с Дых-тау. Защелкали фотоаппараты, ужас и красота переплелись в ее движении, ледяная буря катилась в низ, сметая все на своем пути, страшная и неуправляемая мощь чувствовалась даже на расстоянии.

Лавина сошла и снова тишина, мы выходим из оцепенения, впечатленные увиденным, идем дальше. Потом была первая вершина и первая записка с нее. Путь вниз проще, но не менее напряженный. Возле ледника достаем фирменную кастрюльку и хлебаем холодную воду, но она не утоляет жажды.

Дюльферяем вниз и почти бегом к палаткам и горячему чаю. На месте узнаем, что после схода лавины пропала связь с одесситами (команда Одесса-1). Настроение упало, надеемся, что это просто случайность и с ребятами все хорошо. Вечером разбор полетов с инструктором и выпускающим. В очередной раз убеждаюсь, что у нас лучшая группа и лучший инструктор, ведь это сама Недосекова.

На утро узнали, что ребята из Одессы погибли, страшно и больно, что та лавина, которая нас так впечатлила, унесла жизни трех молодых ребят. Вечная память отличным альпинистам: Леонтьеву К.В., Лебеденко С.В. и Ущаповскому А.М.

Начались сборы в базовый лагерь, молча собрались и молча спускались в альплагерь. Слезы стояли в глазах, было не по себе, и постоянно возникал вопрос почему? Ответа не было, не могла себе ответить на вопрос, ради чего они погибли, или может не все, было сделано, чтобы их можно было спасти. Но потом поняла, что это вопросы, на которые ответы у каждого свои, и почему мы ходим в горы, и почему гибнут профессионалы, почему именно в этот момент сошла лавина. Так вот рассуждая, незаметно спустились в Безенги. День отдыха прошел спокойно, сборы на следующий выход, стирка, тренировка по завязыванию узлов. Но в голове туман, все еще стоит перед глазами та лавина, которая просто стерла жизни трех человек за несколько минут. В лагере траур, приспущены флаги, и каждый переживает эту трагедию. Заснуть тяжело, ворочаюсь, пара глотков коньяка немного расслабляет и, я засыпаю.

С утра мы отправились в направлении «Теплого угла», впереди нас ожидали пять дней без пива, зато возможность закрыть разряд и пройти красивейшие маршруты этого района.

Когда мы поднялись к домику спасателя, погода стала портиться. Поскольку домик был свободен, мы решили остановиться здесь и позже очень порадовались своему решению. Через час, лиловые тучи затянули все небо, ветер в сумасшедшем ритме метался между вершин и резкими толчками проламывал крышу нашего убежища. Позже начался дождик, который мощным потоком падал с неба, еще чуть позже начался град, таких градин я не видела. Градинки с размера в крупную виноградину лупили по нашей хижине, и мы с ужасом думали о том, что же было, если бы мы решили пойти дальше и поставить палатки.

Погодка радовала всю ночь, под утро все стихло, словно ничего и не было. Только мокрые камни и еще не растаявшие градинки напоминали о вчерашнем, плохом настроении природы.

На следующий день у нас были снежные занятия, мы вдоволь навалялись в снегу, поездили на пятой точке и т.д. Потом, возвращаясь в домик по леднику, в очередной раз ощутили коварство местного ветра. Когда идешь себе, опираясь на ледоруб и вдруг порыв ветра, и ты лежишь, и так до конца ледника. Вторую половину дня мы отдыхали, в основном ели, чем довели до безумия нашего завхоза.

Последующие три дня были очень напряженными, три двойки подряд, скажу я вам, это выматывающие занятие. Двоичные маршруты, конечно, были гораздо лучше единичного, как по характеру восхождения, так и по окружающей красоте.

Неповторимые Укю, Гидан и Архимед покорили нас до глубины души. Особенно запомнился рассвет в горах, когда солнечные лучи начинают ласкать снежные вершины, а на синеве неба еще красуется полная Луна. Стоя на вершине, пытаешься запомнить каждый миг вокруг тебя, впитать всю мощь окружающих гор и напиться прозрачной голубизной неба. А потом спуск, полное истощение сил и только одного желание упасть в спальник и заснуть. Особенно тяжело далась последняя в этом сезоне вершина Архимед. Измотанные из-за отсутствия отдыха, но полные желания все же успеть выполнить поставленную задачу перед отъездом мы двинулись в объятия Архимеда. Безумно красивый, но довольно продолжительный маршрут отнял у нас последние силы. Только поздно вечером, когда сумерки полностью властвовали в Теплом углу, мы спустились к домику спасателей. Сил нет, даже просто сидеть или дышать, а нам еще предстоит спуститься в базовый лагерь, собрать вещи, ведь в 6 утра нас будет ждать автобус на Пятигорск. Состояние такое, что хочется рыдать или просто плюнуть на завтрашний поезд и просто остаться еще здесь. Но, попрощавшись с ребятами (с теми, кто еще оставался) и, поблагодарив инструктора, мы двинулись в путь.

Спускались долго, и не скажу, что без приключений. Только к двум часам ночи мы, в состоянии зомби, пришли в Безенги. И тут начались новые препятствия, ведь наши вещи лежат в комнате инструктора, а ключи у сотрудников лагеря. Благо помог, случай, и директор альплагеря не спал. Заплетающимся языком мы объяснили, что только спустились с гор, ключей нет, вещи еще не собраны, деньги за транспорт не уплачены и вообще полная катастрофа. Директор, нас успокоил, что все уладится с утра, и ключи тоже нам выдадут. Разбудив барышню, которая заведует ключами и, извинившись, мы побрели собираться. Вода в душе порадовала, горячий поток окончательно отбил желание что-либо делать и куда-то идти. Но потом все же мы, совершив сумасшедшее усилие над собой, побрели поковать рюкзаки. До 4 утра были сборы, а потом я все же решила поспать хотя бы часок. Будильник, который я поставила на 5 часов, не потревожил мой сон. Только настойчивая тряска моего тела коллегами и крики пора вставать привели меня в чувство. Потом была загрузка рюкзаков и уплата по счетам, бурные прощание с сотрудниками альплагеря и дорога в Пятигорск, большую часть которого я проспала. А потом была дорога в Киев, прохлада пива и теплые воспоминания о прошедших днях в Безенгах. И конечно тоска, горячее желание вернуться в Безенги еще раз, ведь там было так безумно хорошо, среди гор, лучших друзей и этого сумасшедшего альпинистского мира. И сейчас сидя на работе, снова мечтаешь уехать, туда где тебя ждут снежные вершины, душистые травы и бурлящие горные речки, изнурительные подъемы и долгие спуски, а также теплый разговор за чаем с твоими «сумасшедшими» друзьями.

Підписатися на Коментарі для " Безенги вы мои Безенги?"