Перевал Триплет (1Б)

Перевал Триплет (4250м), 1Б к.т.

РАСПОЛОЖЕН: Киргизия, Внутренний Тянь Шань, южная часть Ферганского хребта. Перевал через главный хребет.
Координаты седловины: N 40º42.024?, E 74º20.131? (из Google Earth).

СОЕДИНЯЕТ: долину реки Кичи-Каракоман (Арпинскую котловину) (на севере) с долиной реки Чон-Учсеид (долиной Каракульджи) (на юге).

Карта местоположения перевала
Карта местоположения перевала

СМЫСЛ: несложный перевал через Ферганский хребет. Возможность быстро вернуться в Арпу после прохождения одного из технических перевалов через главный хребет.

НАЗВАН: по характерной скально-ледниковой структуре "Триплет" на входе в долину, ведущую к перевалу (три параллельные скальные гряды, разделенные ледопадами - см. карту). "Триплет" легко заметить на фото, картах и спут. снимках южной части Ферганского хребта, что помогает безошибочно найти путь к перевалу.

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ: перевал пройден местным населением в давние времена.

ДРУГИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ: перевал иногда используется местными охотниками. Туристское перво-прохождение: Мартыненко-Ананьева-Шаповалов, июль 2007.

ОТЧЕТЫ: www.tkg.org.ua/node/8888

Условия изменения к.т.: отсутствуют.

Концевые точки описания: с севера: река Кичи-Каракоман; с юга: обширные зеленые поля в верхнем течении Чон-Учсеида.

ПРОХОЖДЕНИЕ С СЕВЕРНОЙ СТОРОНЫ:

Перевал Триплет, подходы с севера
Т-01
Перевал Триплет, вид с севера
Т-02

УЧАСТОК N1 Поднимаемся вверх по правому берегу р. Кичи-Каракоман. Травянистые террасы сменяются ледником, засыпанным моренным чехлом. Река слишком сильна для переправы пешком, но её основное русло можно перейти по широкому ледовому мосту (фото Т-01) . После перехода на левый берег уходим от реки, поднимаясь по пологим склонам. Целимся на просторные травянистые площадки перед выходом на открытый ледник. Там есть чистая вода (N 40º44.069?, E 74º21.278?, 3590м, WGS 84). Хорошо видно седловину перевала в левом по ходу углу ледника (фото Т-02). Участок 1: 1.5-2.5ч.

подъем на перевал Триплет, вид с севера
Т-03

УЧАСТОК N2 Поднимаемся по леднику сначала по срединной морене. Через час подъема выходим на лед, надеваем кошки. Идем строго на юг, обходя редкие трещины. Еще через час ледник становится закрытым, связываемся (фото Т-03). Час пути в связке - и мы выходим на седловину перевала. Там "народный" тур без записки. Участок 2: 3ч.

Перевал Триплет, седловина, вид с юга
Т-04
Перевал Триплет, начало спуска на юг
Т-05

УЧАСТОК N3 Спуск на юг начинается следами, траверсирующими (на З) осыпной склон (фото Т-04, Т-05). Под осыпью - большой снежник, идем к его нижней части, откуда вытекает ручей (исток ручья - N 40º41.644?, E 74º19.846?, 3870м). Сюда идти 1ч. Спускаемся прямо вниз по ручью, затем по крутой правобережной осыпи. Осыпь очень живая. Через час спуска доходим до травы, переходим на левый берег ручья, а затем и на левый берег ручья посильнее, вытекающего из-под пика Уч-Сеит. На западном склоне видно тропу с пер. Чапканкия, н/к. Мы тоже выходим на тропу, идущую вниз на юг по левобережным террасам р. Чон-Учсеид (фото Т-06). Когда склон становится достаточно ровным, останавливаемся. Мы в большом цирке, на В/ЮВ видны ледопадные перевалы через Ферганский хребет. Вокруг - буйная растительность, сидящего человека совсем не видно. Встречаются следы охотников, но тропа теряется в зарослях. Участок 3: 2.5-3ч.

ВСЕГО С СЕВЕРА:
Пpотяженность 12км по карте.
Пеpепад высот 650м вверх (по леднику), 1250м вниз (до травы). Из долин - 1000м вверх, 1900м вниз (до Каракульджи).
Вpемя подъема 5.5 часов, спуска 3 часа.
Вpемя движения со стpаховкой: (попеpеменной, одновременной) 1ч (связки).

Категоpия трудности на подъеме 1А-Б, на спуске 1Б.
Седловина пеpевала (вершина) - 4250м.
СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ (для каждого):
Минимальное: обвязка, кошки, ледоруб, каска, набор для вытаскивания товарища из трещины (2 ледобура, 2 прусика или 2 жумара, 5 карабинов). Веревка от 30м на связку.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕСТА НОЧЛЕГОВ: на севере: протяженные травянисто-осыпные поля незадолго до выхода на ледник. Чистая вода есть в ручьях, стекающих с западных склонов. На юге: обширные травянистые поля в конце спуска с перевала.
Вода есть в р. Чон-Учсеид и в ключах восточной части долины.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕСТА НОЧЛЕГОВ: на севере: можно выровнять площадки как при подъеме по леднику, так и на пер. седловине. Южнее перевала найти место для лагеря можно в центре снежника под седловиной (фото Т-05). Окраины снежника подвержены камнепадам, особенно с западных склонов.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ: возможность провалиться в трещину, при подъеме на пер. по закрытому леднику с севера - необходимо идти в связках. Трудности при переправе через Чон-Учсеид во второй половине дня - рекомендуется переходить пораньше и выше слияния притоков. Выход на перевал с севера с утра находится в тени, а мы поднимались там с сырой, не высохшей обувью. Из-за этого чуть не отморозили ноги - пришлось бежать, чтобы скорее выйти из тени. Если бы вышли на 1-2ч позже, проблем бы не было. Ожидается, что зимой южные (осыпные) склоны перевала будут лавиноопасны - их рекомендуется проходить ночью. Северные склоны (ледник) достаточно пологи и обладают заметно меньшей лавиноопасностью.

Перевал Триплет, вид с юга
Т-06

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ (в т.ч. варианты аварийных сходов) неизвестны. Река Каракульджа (требующая навесной переправы) запирает отходы на юг. Гораздо лучше спускаться на север в Арпу. К низовьям Кичи-Каракомана можно подъехать на машине, а к леднику под перевал - на лошади. Если на север уйти невозможно - тогда с полян Чон-Учсеида можно уйти в долину р. Яссы через н/к перевалы Чапканкия, Учсеид, Кочурсенбель, Карашура. Это неблизкий, но доступный для конного транспорта путь, хотя на нем тоже могут быть переправы.

МЕТЕОУСЛОВИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПЕРЕВАЛА: утром ясная, безветренная погода. После обеда - над хребтом гроза. В предыдущие четыре дня шли дожди. Погода с большим количеством осадком типична для Ферганского хребта. Влажные воздушные массы, идущие с запада, натыкаются на хребет и изливают себя. Судя по изобилию растительности на западных (южных) склонах хребта - это происходит регулярно.

Описание составлено по собственному прохождению в июле 2007 года
АВТОР описания и фотографий: Шаповалов Дмитрий Сергеевич, dssh at ukr.net, +1(443)616-7972

Підписатися на Коментарі для "Перевал Триплет (1Б)"