Отчет о водном туристском путешествии V к.с. по Восточному Саяну

Отчет

о водном туристском путешествии V к.с. по Восточному Саяну

маршрут: мин. источник Джойган - мин. источник Хойто-Гол - долина Вулканов ??р.Жомболок - р.Ока (саянская),

совершенном с 5 июля по 27 августа 2007 г.

Маршрутная книжка: ?21-07В ЦМКК

? 25-07 КОМКК

Руководитель группы: Воронков Ю. М.

Киев, ул.Мельникова, д. 32, кв. 33,

e-mail: yury.voronkov@gmail.com


Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет V (пятую) категорию сложности

Отчет использовать в библиотеке МКК

Киев 2007



ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Справочные сведения о путешествии.

2 Сведения об участниках путешествия.

3 Общая характеристика района и маршрута.

3.1 Гидрологические характеристики реки Жом-Болок.

3.2 Гидрологические характеристики реки Ока Саянская.

4 О предыстории путешествия.

5 Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута.

6 Средства сплава.

7 График движения.

8 Техническое описание маршрута.

9 Выводы и рекомендации.

10 ПРИЛОЖЕНИЯ..

10.1 Групповое снаряжение.

10.2 Личное снаряжение.

10.3 Комплект ремнабора.

10.4 Состав медицинской аптечки.

11 Фото и картографический материал.

1  Справочные сведения о путешествии

  1. Основная нитка маршрута:

г. Киев - г. Mocква - г. Слюдянка - пос. Орлик - пер. Джойган - мин. источник Джойган - пер. Джойган - мин. источник Хойто-гол - вулкан Перетолчина - оз. Бурсагай-Нур - оз. Олон-Нур - лет. Хадарус - р.Жомболок - пос.Обтой (объезд завалов) - р.Жомболок (шивера ?Восторг Водника?) - р.Ока (саянская) - пос. Верх-Ока - ст.Зима - г. Mocква - (г.Иркутск) - г. Киев.

  1. Протяженность: общая - 380 км., из них:

пешком - 119 км., из них:

радиальный выход на мин. источниа Джойган - 14 км.

переход до мин. источниа Хойто-Гол - 15 км.

переход до оз.Олон-Нур, зим. Хадарус - 80 км.

обносы вещей на р.Жомболок - 4 км.

объезд Обтойских разбоев и завалов на р.Жомболок - 6 км.

сплав - 261 км., из них

р.Жомболок - 60 км.

р.Ока - 201 км.

  1. Продолжительность: общая - 26 дней, активной части - 16 дней.
  1. Тип судов: 2-х местный катамаран - 1,5 т.,

2-х местный катамаран - 1,5 т.,

2-х местный катамаран - 2 т.

  1. Сроки проведения: 5 августа - 31 августа 2007 г.
  2. Количество человек: 6

2  Сведения об участниках путешествия

Фамилия Имя

Обязанности в группе

Год рожд

Опыт в данном виде туризма (фактический)

Адрес (г.Киев)

Воронков Юрий

руководитель капитан 2-1

1960

Нярма-Яха, Кара 4Р

Кубань 4Р

ул.Мельникова, 32, 33

Бобошко Дмитрий

фотограф

матрос 2-1

1975

Нярма-Яха, Кара 4У

Кубань 4У

ул.Вильямса, 9, корп.2, 64

Рублик Виктор

ремник

матрос 2-2

1972

Нярма-Яха, Кара 4У

Кубань 4У

ул.Витянская, 3а, 88

Литвинов Николай

лоцман

матрос 2-2

1983

Ч. и Б. Черемош, Прут 3У

Нярма-Яха, Кара 4У

Ул.Бальзака, 84а, 25

Батырь Светлана

завхоз

капитан 2-3

1961

Нярма-Яха, Кара 4У

Кубань 4У

ул.Сабурова, 5, 191

Худякова Наталия

врач

матрос 2-3

1961

Южный Буг 2У

Кубань 4У

пр.Глушкова, 27, 28

3  Общая характеристика района и маршрута

Маршрут проходит в Восточном Саяне, одном из красивейших мест Сибири. Саяны - обширная горная страна на юге Восточной Сибири, состоящая из двух горных систем - Восточного и Западного Саяна. Восточный Саян простирается более чем на 1000км с северо-запада на юго-восток, от Енисея до Байкала. Эта горная область входит в состав бассейна Енисея - крупнейшей водной артерии нашей страны. Территория Саян, занимающая площадь около 250 тыс. кв. км, считается одной из наиболее труднопроходимых и малонаселенных в Сибири. Плотность населения здесь - менее 1 человека на 1 кв. км.

Саяны состоят из многих хребтов, рельеф которых сложился в результате тектонических движений и разломов. Северо-восточные склоны Восточных Саян пологие, южнее лежат цепи Китойских и Тункинских гольцов с высотами более 3000 м (высшая точка - 3304 м). Хребты имеют альпийскую форму рельефа: высокие пирамидальные пики, острые гребни и глубокие узкие ущелья. Соответственно и природа здесь необычайно красива: - снежные пики, скальные склоны гор; ручьи и небольшие реки стекают водопадами. Часто встречаются водопады и на основных реках.

Климат Восточных Саян резко континентальный. Влияние внутреннего моря - Байкала сказывается уже слабо. Несмотря на высокую дневную температуру летом (максимальная в большинстве районов +35 С), ночью возможны заморозки. Благодаря отсутствию высоких хребтов направления север-юг, практически весь район получает много осадков летом.

Горы покрыты до высоты 2000 м хвойными лесами, состоящими из лиственницы, кедра, ели и пихты. Ниже 1000 м по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (береза, осина, тополь). Животный мир довольно разнообразен, что обусловлено труднодоступностью района: водятся бурый медведь, изюбр, кабарга, бурундук, соболь, куница; в реках - хариус, таймень, ленок. Основные реки рассматриваемого района - Китой, Онот, Урик, Ока с притоками, Б. Белая, Уда, - мощные таежные реки. Характерными особенностями рек являются небольшой уклон и широкая долина в верховьях, резкое увеличение уклона в среднем течении, сужение долины, каньоны с высокими отвесными стенами. После выхода рек из гор на равнину течение становится спокойным, долина расширяется, появляются заболоченные участки. Реки Саян имеют смешанное снегодождевое питание (с преобладанием дождевого), доступны для сплава с июня до 1-й половины сентября. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем и летней меженью, прерываемой за лето дождевыми паводками. В крутосклонных и узких ущельях рек вода во время дождевых паводков поднимается за несколько часов и спадает за 2-3 дня, причем расход воды в паводок может превышать максимальный расход весеннего половодья в несколько раз.

3.1   Гидрологические характеристики реки Жом-Болок

Река Жом-Болок самая, пожалуй, оригинальная в этом районе. На всем своем протяжении (около 60 км) река течет по лавовым полям, покрытых в основном смешанным лесом. Часто попадаются голые лавовые выходы. Такой рельеф, вне сомнения, совершенно уникален для этого района. Он же и определяет характер порогов на реке - короткие, мощные, с большим падением и крутыми локальными сливами.

Река маловодна, расход воды от 15-20 у озера Олон-Нур до 25-35 кубометров в секунду в устье. Ширина реки варьируется от 8 до 50 м, но она часто делится на узкие протоки. Принимать во внимание средний уклон не имеет смысла, поскольку все падение реки сосредоточено на локальных препятствиях. В участках быстротоков и завалов уклон до 15 м/км. Река сильно зарегулирована озерами и болотами, вода чистая, прозрачная и холодная, около 10 градусов.

Выше озера Олон-Нур река очень маловодна, сильно завалена. Судя по отчетам, все группы, пытавшиеся начать маршрут по Жом-Болоку выше Олон-Нура сочли это нецелесообразным.

Долина реки заселена, но все поселения сосредоточены по левому берегу.

3.2   Гидрологические характеристики реки Ока Саянская.

Протяженность Оки Саянской составляет 630 км. Название реки произошло от бурятского слова аха - "старший", и связано с тем, что она является самой большой из рек, стекающих с Восточного Саяна в Ангару. Сойоты, коренные жители горной области бассейна реки Ока, называют реку Ок-хем - "стрела-река", "быстрая, как стрела".

По Оке, едва заметной вначале, уже через 20-30 км от истока можно сплавляться.

Сплав по Оке условно можно разделить на 4 участка:

  • Пос. Усть-Боксон - устье р. Тисса (70 км). Препятствия: перекаты и несложные шиверы, скорость течения 5 - 6 км/час.
  • Устье р. Тисса - начало ущелья Орхо-Бом (50 км). В 5 км ниже пос. Орлик р. Ока принимает левый приток р. Тиссу. После него характер реки меняется. Уклон увеличивается, скорость возрастает до 10-12 км/ч, расход воды достигает 100 куб.м/с. После устья левого притока р. Сенцы р. Ока течет в коридоре, прорезанном в базальтовом плато. Здесь в Оку впадает крупный левый приток р. Жом-Болок. После плато Ока не меняет своего характера, течет среди огромных урочищ, постепенно приближаясь к тянущемуся вдоль левого берега хребту Кропоткина.
  • Ущелье Орхо-Бом (60 км) определяет техническую сложность маршрута. На участке свыше 70 препятствий, 11 из которых имеют характер порогов. Верхняя часть ущелья сложнее, ниже сплошных порогов нет, один из берегов обязательно пологий.
  • Конец ущелья Орхо-Бом - пос. Верхнеокинский или Верхока (100 км). После устья правого притока р. Урда-Ока ущелье заканчивается, препятствия становятся значительно реже и проще. Ока здесь течет среди сопок, покрытых густой тайгой, встречаются красивые скальные утесы высотой более 100 м.

4  О предыстории путешествия

На Иссыкюль в следующем году, а пока...

Вот мы и подросли до новых ?высот?. Весной сделали классическую четверку на Кубани, теперь нам предстояло встретиться лицом к лицу с пятеркой. Хотя изначально мы было чуть не замахнулись на усложненный вариант 5ой к.с. в Средней Азии - это реки Чон-Кемен и Нарын. Однако, нам посоветовали попробовать классический вариант хоженный вдоль и поперек связка рр.Жомболок и Ока Саянская.

У нашей группы "опыт" был:

·        рр.Йоканьга - 2000 - III к.с.;

·        рр.Нярма-Яха - Кара 2006 - IV к.с.;

·        р.Кубань - 2007 - IV к.с.;

Настало время поднять свой уровень водного сплава и наконец-то понять, что мы можем реально сделать на воде, к чему готовы и чего ожидать в будущем. Собственно было принято решение наращивать опыт постепенно шаг-за-шагом, так сказать не надрываться и не портить себе кайф.

На Жомболоке наиболее сложным и интересным каскадом препятствий является, как известно, верхний участок реки протяженностью в 20 км от оз.Олон-Нур. Ибо если сплавляться еще выше от оз.Бурсагай-Нур, за исключением пары более менее достойных препятствий не выше 4ой к.с., прохождение этого участка усложняется частыми обносами завалов, тратой сил и времени. Итак этот сплав можно охарактеризовать следующими факторами:

  • река Жомболок течет в русле из застывшей лавы, посему быть предельно осторожными и избегать наездов на камни;
  • вода здесь имеется практически весь сезон ибо сильно зарегулирована системой аккумулирующих воду озер, таких как Хара-Нур, Бурсагай-Нур и Олон-Нур;
  • 4ре классических порога 5 к.с. и превеликое множество ?четверок? на протяжении почти 60 км;
  • чаще всего проги имеют локальный характер, удобны для просмотра и страховки.

5  Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута

Подъезд был заранее огворен по телефону с Николаем Шалсановичем Удаевым (он же дядя Коля) из Слюдянки до Орлика и далее до перевала Джойган.

Перечитав множество отчетов по данному маршруту у нас был один предполагаемый внутримаршрутный переезд весьма ?гиблого? места - Обтойских завалов и разбоев - возле одноименного поселка Обтой на Жомболоке. Транспорт, старый как жизнь ЗИЛ-130, в бордачке которого свили гнездо стрижи, был найден непосредственно в поселке в так называемом ?Белом доме?.

Отъезд с Оки с поляны антистапеля на кузовном грузовике. Если вы предварительно не договорились о транспорте для выброски (хотя бы до станции Зима), то с вероятностью 99% Вам прийдется согласиться на монопольные перевозки и соответствующие цены на данные услуги водителей, которые чуть ли не дежурят там в сезон.

Выход с каждой из речек возможен следующими путями:

  1. с Жомболока: от оз.Олон-Нур до Оки вдоль берега реки проходит дорога, транспорт здесь ходит нечасто, но бывает, гораздо проще найти машину в поселоках Шарза или Обтой
  2. с Оки: в практически в любом месте до (!) ущелья Орхо-Бом или уже с 100% вероятностью из пос.Верхока, хотя выше по течению порядка 30 км нами были неоднократно замечены машины на берегу реки.

В заключение о стоимости этапов нашего путешествия (на одного человека):

- г. Слюдянка - пер.Джойган

2500 руб. 

- р. Жомболок (вниз) объезд Обтойских завалов

267 руб.

- п. Верхока - г. Зима

500 руб.

Итого:

?3270 руб.

6  Средства сплава

К2-1 ?Ural Expedition? - ?Юрекс?: Нос и корма гондол катамарана сильно подкаячены, что дает судну хорошую маневренность. Уменьшение объема катамарана за счет сужения носовой и кормовой части гондол компенсируется за счет наддувов на носу и корме. Высота посадки водника понижается за счет растяжки каркасом гондолы, это дает возможность более эффективно работать веслом и уменьшает опрокидывающий момент катамарана. Катамаран типа "верблюд". Длина баллонов - 4 м. Ширина катамарана - 2 м. Полное водоизмещение катамарана (объем) ??? 1500 л. Нижняя часть оболочки изготовлена из синтетической ткани с покрытием из смеси ПВХ (поливинилхлорида) и каучука. В последствии дно было дополнительно усилено-проклеено ПВХ для повышения его свойств к истиранию и проколов о подводные препятствия. Боковые стороны оболочек гондолы изготовлены из синтетической ткани с ПВХ покрытием (теза). Верхняя часть оболочки изготовлена из синтетических тканей типа: оксфорд или авизент. В шов соединения боковой и нижней частей оболочки вставляется кедер, для защиты ниток шва от истирания. Шов прошит двумя видами ниток. Внутренние баллоны изготавливаются из воздуходержащей ткани: прорезиненная с двух сторон синтетическая ткань. При изготовлении баллона используется специальный резиновый клей с добавлением катализатора, клеевые швы с обоих сторон усиливаются клеющей лентой. Баллон состоит из двух отсеков, которые разделены внутренней перегородкой, рассчитанной на выдерживание пневмоудара. Баллон по длине больше оболочки на 6-10%, а по диаметру на 3-5% . Увеличение размеров баллона относительно оболочки снижает старение и увеличивает срок службы баллона. Каркас катамарана изготовляется из дюралевых труб (Д16Т), со специальным покрытием, против воздействий от внешней среды, диаметром 40х1,5 мм. Конструкция каркаса полужесткая: внешние и внутренние узлы стрингеров (см. схему. 1) крепятся U-образными болтами. В поперечный стрингер на участке внутреннего узла для усиления вставлена вставка из трубы Д16Т диаметром 37х2 мм. В комплект каркаса входят диагональные концы, которые жестко натягиваются на каркас, а также чальный конец. Вес катамарана в комплекте не более: 26 кг. Вес гондол без каркаса: 18 кг. Вес каркаса: 8кг. Для того, чтобы очень быстро не погнуть и не сломать переднюю поперечину, спереди к ней мы привязываем более толстую деревянную, заготовленную по месту стапеля. Коленная посадка надувная, изготовлена из авизента как отдельный элемент, прикрепляется к каркасу, продеванием через сквозной карман в нижней части посадки на продольную трубу каркаса. Каркас для большей гибкости и живучести вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. Катамаран используется нами 3 года, прошел рр.Черный и Белый Черемош - Прут - Черная Тиса, рр.Нярма-Яха - Кара, р.Кубань.

К2-2 ?Фаня?: Конструктивно сделан по образу и подобию ?Малый Инзер?. Основные различия в применяемых материалах. Дно неусилено. Балон - одноотсековый и выполнен из ?чернухи?. Дюралевая рама собирается связыванием в точках стыка резиновой лентой. Катамаран использовался 1 год, прошел рр.Нярма-Яха - Кара.

К2-3 ?Зеленка?: Длина - 4 м. Ширина - 2 м. Катамаран типа верблюд. Носовой и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном. Нос имеет заостренную коническую форму, корма форму - обрезанного конуса. Коленная посадка надувная и непосредственно пришита к деке основному баллону. Гондолы полностью выполнены из ПВХ. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. Для повышения крепости и устойчивости к перекашиванию в 4х узловых точках рама использовались дюралевые U-образные ?уши?. Каркас привязывается веревками через два параллельных ряда колец на пришитих к основному баллону лентах из ПВХ, набрасываемых в нахлест, на каждую продолину, идущих вдоль баллонов. Полное водоизмещение катамарана (объем) примерно 1600 л. Катамаран используется нами 4 года, прошел р.Южный Буг, рр.Черный и Белый Черемош - Прут - Черная Тиса, рр.Нярма-Яха - Кара, р.Кубань.

7  График движения

Дата

Дни пути

Участки

маршрута

Ключевые

Препятствия

Протя-жен-ность, км

Способ пере-движения

05.10

 

г.Киев - г. Москва - ст. Слюдянка-1 - пос.Орлик

-

-

поезд

11.08

1

Переезд до поляны под перевалом на Джойган

-

-

Зил 130

12.08

2

Переход в долину горячих источников Джойган (туда-и-обратно), до ист.Хойто-Гол

-

30

пешком

13.08

3

ист. Хойто-Гол - р.Барун-Хадарус

-

27

пешком

14.08

4

р.Барун-Хадарус - с другой стороны долины напротив г.Буда-Ханда

-

16

пешком

15.08

5

г.Буда-Ханда - оз.Бурсагай-Нур - р.Жомболок (3 км ниже по течению)

-

26

пешком

16.08

6

р.Жомболок - зим.Хадарус

-

15

пешком, стапель

17.08

7

зим.Хадарус - перед пор. ?45 ?Катапульта?

пороги: ?42(4A), ?43 ?Бильярд? (5A) и ?44 ?Винт? (4A)

11

сплав

18.08

8

пор.?45 ?Катапульта? - поляна напротив 2-ой ступени пор.?50 ?Недотрога?

пороги: ?45(5B) 48-49(3B-4A) ?50(5A)

4

сплав

19.08

9

от пор.50 ?Недотрога? - объезд Обтойских завалов - старый автомобильный мост перед шиверой ?Восторг Водника?

пор.?Вариант? (3C), Шарзинские разбои и завалы

19

сплав, объезд

20.08

10

шивера ?Восторг Водника? - слияние рр. Ока и Улзыта

шивера ?Восторг Водника? (3B)

38

сплав

21.08

11

ущ.Орхо-Бом на правом галечном берегу в паре км от Харагольского-2

пороги: Окинский (4A), Бурятский (4A), Харагольский-1,-2 (3B)

35

сплав

22.08

12

ущ.Орхо-Бом

-

-

дневка, банька

23.08

13

ущ.Орхо-Бом

пороги: Мельница (4A),

Центрифуга (3D)

37

сплав

24.08

14

конец ущ.Орхо-Бом, на песчаном берегу чуть ниже впадения р.Хильцой

-

40

сплав

25.08

15

р.Ока, остров за впадением р.Тагер

-

50

сплав

26.08

16

р.Ока, пос.Верхока, ст.Зима

-

27

сплав,

авто

27.08

31.08

17

г.Иркутск - г.Киев

г.Москва - г.Киев

-

-

самолет,

поезд

Итого: 261 км. сплав
119 км. пешком
Всего: 380 км.

8  Техническое описание маршрута

5-6 августа

Поезд ?22 Киев-Москва. Отправление в 17:30. Прибытие в 6:19. Время в пути 12 часов 49 минут.

Такси до Ярославского вокзала находим прямо у центрального входа в вокзал: хватает 2х машин, чтобы перевезти наши вещи и 50 уе.

Ожидаем поезд ?340Ч до Слюдянки-1: отправление в 13:35, прибытие в 8:02. Время в пути 90 часов 33 минуты или 3.77 суток.

Загружаемся, потеем, распихиваем снаряжение по полкам, опять потеем.

Еще на один день мы ближе к Саянам.

6-10 августа

Транссиб. Пронзаем Россию почти насквозь железнодорожной стрелой. У нас у всех верхние полки, очень не хватало хотя бы одного нижнего места, пускай даже боковухи. Однако, соседи незлые, понимающие, всем ехать далеко, так что практически каждый раз мы кушали все вместе в одном купе. Гуляем по вокзалам и полустанкам. Пермь. Омск. Новосиб. В Красноярске новый вокзал, красивая привокзальная площадь с фонтанами. Каждая остановка - это поиск бабушек с какой нить снедью: налисники, пирожки, кисло-молочная продукция. На одной из станций фирменное блюдо - блинчики из мелкой рыбной икры! Почему-то именно здесь стражи порядка особо лютовали и не давали бабулькам торговать.

10-11 августа

Слюдянка-1 прибыли. 8 часов утра. Торговки с омулем ломятся в вагон, а мы со всем своим добром из! У них заработок - а у нас отдых только начинается. Стоянка 2 минуты, поэтому выгружаемся оперативно. Николай Шалсанович Удаев или попросту дядя Коля и его племяш Боря поджидают нас у вагона. В 2 ходки перебросили рюкзаки и снаряжение к машине - УАЗ - она же ?буханка?. Взяли еще 2х попутчиков до Орлика. Практически все вещи привязали сверху на багажнике(фото.1). По пути завернули к МЧС, она же выполняет роль КСС, зарегистрировались, оставили свои координаты, искупались в Байкале и двинули на Орлик. Остановились в Жемчуге - местный курорт с горячими источниками, грязевыми ваннами, доступными широкой общественности. Погуляли, поели позы и поехали дальше(фото.2). Около 2х ночи доехали и разместились в домике для гостей, любезно предоставленным дядей Колей. Поели, отведали дивной рыбы - омуля, выпили чаю и в люлю.

11 августа

7 часов подъем. Едем на Джойган (он же Чойган) - горячие + минеральные источники на границе с Тувой. Взяли с собой только самое необходимое на пеший переход. Остальное упаковали и под расписку доверили дяде Коле, пока мы делаем пеший переход по Саянам, доставить снаряжение в летнике Ходарус, что в километре от 5го озера Олон-Нур. Николай Шалсанович обеспечил нас свежим хлебом. Загрузились в 130ый ЗИЛок и ключ на старт (фото.3). До перевала на Джойган примерно 150 км. На месте были около 21 часа. Мест для стоянок групп разного калибра полно. Рядом течет приток, впадающий р.Дунда-Гол, погововаривают здесь можно взять хариуса на мушку - мы не пробовали. Поужинали. Поговорили о политике, судьбе Украины под дружное счелкание свежеиспеченных кедровых орешков и легли спать.

12 августа

6:00 подъем. Быстрый скромный завтрак. 7:00 - выходим на Джойган на легке при себе фото видео аппаратура + купальные принадлежности (фото.4, 5). Рюкзаки оставляем в летнике под присмотром дяди Толи - местный завсегдатай. Погода отличная. Жарко. Переход в 7-8 км через перевал по четкой, набитой тропе занял у нас 3 часа в очень неторопливом темпе. Джойган встречает нас террасами полян из минеральных наплывов желто-бежевого с зеленоватым оттенком цвета. На левом краю долины под лесом вы найдете минеральный источник с холодной газированой питьевой водой (фото.6). Вокруг источника ?музей под открытым небом? с кучей оставленных на память вещей, поделок и табличек с благодарностями и списками кто и когда здесь был. Рядом по левому краю долины 3 радоновые ванны, каждая в маленькой избушке, самая горячая около 45 градусов, самая крайняя и самая прохладная около 30 градусов - ?детская?. Если вы еще не обзавелись потомством, то один сеанс пребывания в такой ванне не должен превышать от 7 до 15 минут. Для полноты ощущений многие рекомендуют сперва окунутся в ?ванну молодости? - источник с холодной водой около 10 градусов не более - находиться она в центральной части долины в лесу. Рядом грязевые ванны под открытым небом. Однако, самое первое что вы должны сделать перед тем как окунуться с головой в любой из источников - это помыться в баньке, которую вы найдете в центре долины, вода в нее поступает по желобу из радоновых ванн. Рядом с банькой можно посидеть и попарить ножки в горячей ?лужице?. По правому краю долины протекает речка Изыг-Суг, перейдя ее через мостик, на другом ее берегу можно обнаружить целебные источники, например, глазной. Вдоволь накупавшись, перекусив, мы тронулись в обратный путь в 12:00. Должен вам сказать после радоновых ванн малость разморило, поэтому назад шлось вяленько. К летнику вернулись к 15:00. Дежурные быстро сварили ужин - поели, под нависающими и в попытках разродиться тучами дождем. В 16:00 впряглись в рюкзаки вышли в направлении Хойто-Гола по дороге, которой приехали, идущей вдоль р.Дунда-Гол. Дошли до впадения одноименной р.Хойто-Гол, переправились на ее левый берег и через 300 метров на развилке повернули налево в сторону минерального источника. 22:00 - разместились на веранде самого верхнего из ?курортных? домов на Хойто-Голе. Отбой. ПРИМЕЧНИЕ: Если вам повезет, в целях экономии времени, можно воспользоваться транспортом курсирующим между поляной под Джойганом, Хойто-Голом и Орликом.

13 августа

7:00 подъем.

8:00 завтрак.

8:30 прием сероводородных ванн. От нашего прибежища ближе всего к сереводородным источникам Хойто-Гола - 2-3 минуты. Быстро поглощаем завтрак, затем купаемся и принимаем ванны. На поляне около 4х крытых купален, один бассейн и один питьевой источник (фото.7). Заметна характерная закономерность самая теплая вержняя ванна, ванны попрохладнее чуть ниже бассейна. Грелись и оздоравливались только в верхней - сразу втроем. Покончив с водными процедурами и установлением дружественных отношений с представителем Бурятии - он же дядя Коля, воздрузив на плечи рюкзаки, выдвинулись в сторону долины вулканов - 10:00. Тропа четкая, натоптаная, сначала уклон небольшой, в паре минутах от нашего дома, обнаруживаем ?самый? последний выкрашенный в синий цвет дом. Сразу перед ним тропа круто вверх и налево уходт в лес. После первого подъема тропа идет вдоль р.Аршан. Еще через полчаса перешли реку по камням (фото.8). Идя по тропе в высоком кустарнике, главное не уйти на развилке в первый распадок справа - надо держать курс прямо на перевальный отрог. Далее приличный набор высоты по четкой, петляющей серпантином, тропе. Перевальная высота 2500м. Далее тропа теряется из виду и надо идти по турам (фото.9). Дойдя до перегиба, резкий сыпучий обрыв, с которого видно 2 больших снежника и озеро. Далее необходимо забирать правее, обходя снежники поверху, на спуске обнаружиться тропа. Спустившись с перевала, останавливаемся на обед (16:00) на берегу озера продолговатой вытянутой формы (названия на карте нет). 17:00 - собрались, вышли. Тропа вдоль правого пологого берега озера местами сильно заболочена. Через полчаса подходим к еще одному озеру округлой формы и не доходя до него переходим соединяющий озера ручей. Через 2 часа активной пешки выходим к оз.Тухурен-Нур. Из него вытекает р.Барун-Хадарус. Пройдя еще с пару километров, становимся лагерем на небольшом возвышении. Вдоволь места для бивака на 3-4 палатки. Все берега и долина реки напрочь поросли карликовым ивняком. В кустах попадается достаточное количество сушняка, которого хватает для приготовления ужина и вечерних посиделок. 22:00 ужин и много чая. 23:00 - отбой.

14 августа

Подъем в 7:00.

8:00 завтрак.

Выход в 9:00. Высота 2020м (фото.10). Идем вдоль правого берега р.Барун-Хадарус. Через 15 минут брод - тропа переходит на левый берег. Фактически мы уже находимся в долине Вулканов, в южной его части. Еще 5 минут и на горизонте с правой части долины маяком нас встречает вулкан Перетолчина (2044 м) (фото.11). Первый привал после почти часового перехода возле края застывшего стеной лавого потока. 30 минут бодрым шагом по тропе, уходящей под правые отроги долины, оставляя лавовое поле слева прямиком выводит нас на перемычку между вулканом и правым склоном долины. Прямо под перемычкой прошли несколько обширных мест под бивак. С перегиба на вершину вулакана ведет 15-20 минутная ?лестница? довольно куртого подъема. Вскарабкавшись, расположились для созерцания, медитирования и фотографирования. Озерцо внутри кратера пересохло (фото.12). Сквозь поросший юго-западный край и склон вулкана просматривается сосед - вуклан Кропоткина, превышающий своего собрата на 30 метров. Для осмысления масштабов кратера Перетолчина Витька бегом, подымая столбы тысячилетней, старой как мир, рыжей вулканической пыли, спускается на дно - фиксирую! Девчонки удивляются: ?а дно не провалиться???? Кратер вулкана можно обойти по тропе, которая проходит по его краю. Осмотр достопримечательностей окончен - спускаемся, впрягаемся в рюкзаки и выдвигаемя. Спустившись с перемычки можно пополнить запасы пресной воды - родник, его температура около 4-6С градусов - студенная! Вода исключительная! Здесь рядом огромная поляна для постановки лагеря. Так же недалеко находиться могила Перетолчина. Продолжаем переход вдоль восточного края долины. Тропа натопная, читается отлично, сбиться практически невозможно. Все так же жарко. Один час ходьбы - привал на развилке (на листвиннице прибит указатель), где тропа уходит прямо на север на оз.Хара-Нур через лавовое поле, и направо в долину Жомболока. Вода расходуется быстро. Последним источником воды по пути был родник под Перетолчиным. Забираем правее и продолжаем движение вдоль восточных сколнов. Через 10 минут долина поворачивает на северо-восток, тропа туда же. После развилки тропа меняет свой характер, она подходит ближе под склоны долины, от чего сильнее петляет в лаве и между деревьев, много завалов, кустов и заболоченных участков. Пригодной для приготовления пищи воды мало. Принимаем решение встать на перекус у первого же родника, который встретился нам через полтора перехода и оказался полупересохшией лужецей у естественного неглубокого колодца - перекус. Погода постепенно портится. Подкрепившись и восполнив запасы питьевой воды выходим и через 2 перехода, под раскаты грома устраиваемся на ночлег прямо на тропе, под сводами огромных лиственниц и напротив ?легендарной? Буда-Ханды. Рядом родник-ручей, которые здесь попадаются нечасто, через довольно большие переходы, собственно по этой причине решили здесь разбить бивак. Тяжело найти место под нашу 4х местную Salewa, при наличии 3-4 2х-местных с размещением было бы проще. Дежурные куховарят что-то грибное - грибы есть, но мало. Накрапывает дождь - это случайные остатки грозы, пронесшейся немного севернее нас, где наблюдалась ярчайшая радуга в лучах заходящего солнца. Устали все.

22:00 отбой.

15 августа

7:00 подъем. Переменная облачность, ветра почти нет.

8:30 завтрак.

9:30 вышли на Тропу :). Через 5-10 минут ходьбы выходим в долину Жомболока. Здесь река протекает под лавой и на поверхность не выходит. Тропа поворачивает направо почти на 90 градусов, читается хорошо. Минут через 20 при подходе к долине пересохшей реки Саган-Шулута, тропа теряется в невысоком кустарнике. Продолжение тропы легко найти следуя по дну русла реки. Далее тропа - узкая, идет в плотном мелком низком кустарнике, она плохо просматривается на расстоянии 2-3 метра, из-за чего мы пару сбивались и теряли направление. Так прошли около 4-5 км. Жарко. Затем тропа возвращается ближе к склонам, поднимается чуть выше, становиться шире, намного заметнее, просматривается хорошо. К 14:00 вышли к ручью-роднику возле, которого приготовили обед. Над нами пронесся маленький дождик. Выдвинулись далее, ищем поровот налево для перехода лавого потока на другой борт долины к оз.Бурсагай-Нур. Примерно в 15:30 нам преградил путь довольно широкий ручей, который можно перейти через бревно или уйти по тропе по его левому берегу в сторону лавого потока. Свернули налево. Примерно через 100 м ручей сужается перед небольшим паденим и тропа все равно переходит на правый его берег. Далее ручей теряется в лаве - основное русло ручья пересохшее. Ну, точно попадаем в джунгли - редкий лес, высокая трава, местами непролазный кустарник. Тропа теряется. Далее следует идти по зарубкам или маркеру бурого цвета, также ориентиром могут служить привязанные к веткам кусочки полиэтилена, очень похоже что в прошлой жизни они были кульками. Вышли к небольшому пересохшему озеру круглой формы, метров 50 в диаметре. За озером тропа выходит на поросший редкой растительностью лавовый поток. На протяжении всего лавового потока приходиться преодолевать трещины и расколы застывшей магмы. К 17:00 вышли на левый берег оз.Бурсагай-Нур (фото.13), где уже проходит четкая натоптанная тропа. Привал. Еще 20 минут и мы переходим р.Бурсаг по завалам (фото.14). Продолжаем путь по тропе, идущей вдоль левого берега Жомболока метрах 100 от основного русла реки. Сегодня как никогда достает мошка. Примерно через два перехода (1,5 часа) тропа подходит прямо к реке и в 20:00 на небольшой поляне разбиваем бивак. Метрах в 50 ниже по течению Жомболока красивый порог-слив на правом повороте реки, за которым большое круглое улово. Дежурные приготовили ужин и в начале двенадцатого мы разбрелись по палаткам.

16 августа

7:00 подъем.

В 9:30 выдвинулись в направлении Олон-нура. Тропа то петляет среди невысоких деревьев и кустарника, то в обход заболоченных участков подходит под самые скалы, то усыпана мелкой галькой. Опять мошка и комар - кратковременно спасаемся опрыскивая себя OFF-ом. Через 3 перехода тропа переходит в дорогу, которая от склонов ближе подходит к воде. К полудню выходим на третье озеро на Олон-Нуре. Далее пошли веселее. Через еще один 30-минутный переход преодолеваем в брод речку Хадарус. Появляются огромные поля пастбища. Чтобы дойти до зим. Хадарус нам нужен еще час с небольшим. Под навесом обнаруживаем свои вещи (фото.15). 12:30 - перетаскиваем их на поляну на берегу реки, где устанавливаем лагерь и начинаем стапелиться. Рядом собирается группа из Уфы. Воспользовались их котлами и костровым для ускорения приготовления обеда - 14:00. Поели и возращаемся к работам на верфях. Под вечер погода постепенно портиться идут кратковременные дожди, довязываем рамы под тентом. К десяти часам все работы на трех катамаранах были завершенны на 90%. Остальное решили завершить завтра. В 100 м от лагеря на берегу озерца стоит банька - протопили, попарились. На ужин девчонки сварили отменный борщ! Намяли по огромной порции с добавкой и шепот дождя чистые и пропаренные пошли спать.

17 августа

Подъем как обычно в 7:00.

Завтрак - гречка с тушенкой. Сворачиваем лагерь. Переупаковываем вещи по гермомешкам. Подкачиваемся. Спускаем посудины на воду. Подвязываемся. Пока занимаемся устранением мелких неисправностей, девчонки готовят обед. Окончательно подклеенные и подвязанные вышли после обеда в 15-00. После 10 минут сплава начались номерные пороги: ?40 (3B) - s-образный на левом-правом повороте реки с хорошими прижимами и совсем рядом порог помощнее ?41 (3C), прижимы более ощутимые, также как и предыдущий на левом-правом повороте реки. Далее разделение на две равноценные протоки с красивым застывшим выходом лавы между ними. Предварительно хорошенько изучив лоции, предыдущих групп, старались держаться левых проток и практически ни разу не ошиблись. Здесь также надо уйти налево, правая протока - тупиковая. Женский экипаж немного отстал и мы успели дойти и просмотреть порог ?42 (4A) (фото.16, 17). Зачалились перед разгонным 50метровым участком на левом берегу перед правым поворотом. На кусте белым флагом развивалась привязанная рубашка. К порогу ведет хорошая набитая тропа. На поляне в изобилии растет голубика. Основной слив на левом повороте красивым гребнем перегораживает все русло, пенная довольно пологая проносная яма с бочкой ближе к правому берегу. В нашу воду порог идется в любом месте, но мы предпочли пройти чуть левее от центра. Необходимо остерегаться полуобливных камней на входе в порог по центру. После слива большое улово, но из него сильной струей выносит налево - далее водный трек. Страховку и фото-видео съемку организовали с левого берега. Начался дождь. Аккуратно подплываем к пор.Бильярд (?43 5A). После разливов и разбоев парочкой островов река собирается в более узкое русло и с заметным ускорением устремляется вниз. Чалимся на левом берегу. Идем по тропе на просмотр. Первый незначительный слив с торчащим зубом ближе к левому берегу принимаем за начало порога. Однако, сам порог метрах в 50 впереди на левом повороте почти под 90 градусов. Прижим. Может показаться, что справа хороший отбойник, однако чуть ниже слива под водой торчик кусок лавы, который мы имели удовольствие зацепить и получить незначительную пробоину (фото.18, 19, 20). Далее по лоции без каких либо изменений. Старайтесь действовать с упреждением ибо сильно сносит и сбивает с курса на валах. Не далее чем через 100 м порог ?44 ?Винт? (4A - из-за его характерной скрученной струи, которая собирается внизу порога в косой пульсирующий вал, который заканчивается небольшой бочечкой, но при прохождении мы ее не успели прочувствовать) - река сильно сужается и резко уходит вниз. Крайне рекомендуем порог просмотреть. На левом берегу в 10 метрах от начала порога удобное для чалки улово. Если идти слева струя несет на лавовый выход, если в притирку справа, есть вероятность заскочить на вал и сделать бортовой киль через правую гондолу. Все прошли по центру, пуская вал между гондол. Далее огромный разлив прямо и чуть левее, основная струя уходит вправо. Перегребли улово и зачалились на левом берегу перед поворотом реки налево. Обнаружили стоянку. Сделали небольшую разведку по берегу. Порог Катапульта (?45 5B) фактически начинается за левым повором от места нашей чалки - до основного слива метров 150. Решили пройти еще 50 метров за поворот причалить в улове перед порогом. Мест для стоянок хватает. На каждой из стоянок обнаруживаем огрызки и обрезки ПВХ, видать народ латает последствия встречь с лавовыми берегами :)

21:00 разбиваем лагерь, готовим ужин и спать.

18 августа

Подъем в 7:00.

Завтракаем.

Сворачиваем лагерь.

Собираемся.

Обносим вещи за 3-ью ступень ?Катапульты?.

Просматриваем порог.

Устанавливаем страховку сразу за основным сливом.

Фото и видео удобно расположить на левом берегу за уловом перед 3 ступенью порога, красавец водопад с этой точки как на ладони.

Устанавливаем порядок прохода экипажей: сначала ?Юрекс?, затем ?Фаня? и в заключении ?Зеленка?.

Закладываем линию прохода: первую ступень по центру, а потом пробивая струю, уходим на центр в слив, готовясь цепляться за то, что осталось от воды, ?благополучно? сливаемся, и трек по валам 3ей ступени, затем уходим в правую протоку, следующая влево.

10:00. Старт! И-иии? Каждый катамаран пошел своей ?дорогой?, т.е. струей. Сначала - Воронков-Бобошко на ?Юрексе? (фото.21), вход как мы и хотели по центру, после нас подхватила струя и понесла в улово перед основным сливом, перегрести ее практически невозможно из-за стремительного течения на коротком промежутке между ступенями (около 20-25 метров), поэтому мы пошли в водопад ближе к правому берегу. Слив имеет подковообразную форму и мы успели поставить катамаран носом в центр русла. Слились, погрузились с головой, и сразу надо цепляться еще в падении ибо безбожно ставит на кормовую свечу, но при правильной развесовке посудина не переворачивается. Дальше проще, но расслабляться не стоит: 3ья ступень, прижимы в разбоях и нависающие с берегов деревья заставляли нас быть внимательными до самой чалки.

Примерно через час пошел экипаж ?Фани?. Они решили не повторять нашу ошибку и на первой ступени взяли правее. Но их крутануло после слива, пока они выравняли судно, заход в основной слив они начали также как и мы и благополучно прошли его также от левого берега. Однако, ребята не успели четко поставить нос в центр слива, погрузились и вынырнули с угрожающей к килю кормовой свечой, винтом через правый балон. Однако они устояли и пошли дальше.

Еще через час, пошли девчонки на ?Зеленке? (фото.22). Они же совсем ушли влево в первой ступени порога и в основной слив они успели выйти в притирку с левым берегом. Как следствие правая гондола ушла в слив первой, а левая накрывая катамаран по часовой стрелке и сбрасывая гребца - второй. Наташу выловили из улова за второй ступенью. Света вместе с катамараном ушла в 3-ью ступень и удачно зачалилась возле острова сразу за порогом. Все здоровы и невредимы, суда целы, несчитая незначительных царапин.

Так же стоит упомянуть прохождения 2х экипажей 2х-местных катамаранов уфимской группы. Один из экипажей, сразу после взятия ?Юрекса? ?Катапульты?, пошел по нашей же предполагаемой линии прохода и после первого слива ловко и красиво отработали в центр основной ступени. Надо сказать, что подковообразный провал в сливе намного уже ширины катамарана. Посему оказавшись в нижней точке слива ребят подсосало под навал струй с обеих краев ?подковы? и в миг перевернуло через корму. Один из гребцов был выловлен сразу же, второй самосплавом, ухватившись за раму, ушел в 3-ью ступень, где к своему несчастью ушиб спину о подводный камень. В последствии Юрий Максимович оказал пострадавшему первую медицинскую помощь. Что до 2-го катамарана уфимцев, то нам вновь пришлось поучавствовать в спас-работах: собственно ребята повторили ?подвиг Зеленки? и также перевернулись во 2-ой ступени у левого берега через правый балон. Правда здесь гребцы и сам катамаран были успешно выловлены сразу за сливом.

Итог из 5 прохождений 2 завершились взятием порога.

14:00. Обед. Обнос вещей за порог ?Недотрогу? (5A). Просмотр всего участка с порогами 46..50. Решили идти все сходу, включая ?Недотрогу?. Идем в том же порядке. В 15:00 стартует экипаж Воронков-Бобошко. С интервалом час остальные. Разгонная шивера перед ?Недотрогой? промаркирована привязанным к дереву кульком. Прохождение первой ступени ?Недотроги? чем-то схоже на первую ступень ?Бильярда?. Далее струя выносит на гребенку, поэтому сразу за сливом отрабатываем направо и уходим во 2ую ступень. Чалка сразу слева в улове. Все прошли этот участок без приключений в одном ключе, разве что девчонки немного цепанули гребенку (фото.23, 24, 25).

Вдоль всего левого берега, тянется утоптаная тропа. Много мест для стоянок.

19:00. Мы решили остановиться на поляне перед уловом, которое сразу первой ступенью ?Недотроги?.

22:00. Отбой.

19 августа

7:00 Подъем. Завтрак. Сборы.

9:00 Вышли. Река все больше принимает равниный характер.

Полчаса сплава и мы проходим ?Вариант? по левой протоке (фото.26). Издалека правая нам показалась намного интереснее из-за, просматривающего петляющего слалома. Но не хотелось проверять насколько чистое русло от завалов. Дошли до Шарзы по спокойной воде. Обнесли мост. После 15-20 минут сплава течение ускорилось, река проходит в невысоком скальном коридоре, приятная шивера заканчивается и начитает жесткий слалом по шарзинским разбоям и завалам. Сразу не сообразили, что к чему, поэтому пошли с сходу. Еле успеваем читать струю и уворачиться от деревьев, торчащих из воды, и завалов. Пройдя основной сложный участок, при первой возможности чалимся и дожидаемся остальных. Экипаж Фани появляется после 15 минутного перерыва, где-то их подержало, но справились сами. Девчонок долго нет, пошел на разведку. Пройдя около 20 минут по сложной береговой линии - с острова на остров, замечаю их, сидят на мели и изучают протоки. Переправился к ним и мы втроем за 10 минут были на месте сборов. Оставшаяся часть разбоев читалась с воды. Затем река успокаивается и мы гребем по плесу вплоть до поселка Обтоя. За пару километров до поселка появляются скальные берега, река ускоряется и течет одним руслом. Проходим сначала пешеходный мостик, затем автомобильный - будьте внимательны сильный снос на крайнюю правую опору. Вообще лучше идти справа, сразу за мостом чалиться в улово. Отсюда удобно объезжать Обтойские разбои и завалы, как оказалось по рассказам местных жителей весьма коварными - некоторые группы по нескольку дней шли и шились, шли и шились. Пройдя мост мы пошли дальше по шивере и зачалились ниже по течению метрах в 500 на галечной отмели. Пошли на разведку. Далее река приобретает весьма сложный характер: свежеповаленные деревья через все русло, быстрое течение и куча разнокалиберных проток - делает прохождение это участка реки весьма изнурительным, явно неспортивным, кроме всего прочего высока вероятность повредить катамараны и травмироваться. Поэтому перебераемся на берег, разыскиваем транспорт, которым оказался ?доисторический? ЗИЛок и за 1600 руб объезжаем завалы до заброшенного автомобильного моста. Откуда начинается последнее препятствие на Жомболоке - почти 3х киломеровая шивера ?Восторг водника? (3B), проходящая в живописном скальном коридоре (фото.27). Погода портится, сильный ветер, к тому же мы не обедали, замерзли, да и вечер уже. Останавливаемся в небольной закрытой с 3х сторон ложбинке. Рядом много мест для постановки лагеря.

20 августа

Как всегда: подъем, завтрак, сборы, погрузка.

Погода улучшилась, переменная облачность.

Шиверу пошли с ходу. Будьте на чеку в русле полно торчащих камней. Почти 10 минут отличного, энергичного слалома и ?Восторг Водника? приводит нас к Оке. Приятная отдышка и слабость в плечах.

Через 1.5км посещаем упоминаемый во многих отчетах водопад (по карте 14 м) на малом Жомболоке (фото.28). Место заметное, однако, сам водопад с воды не виден, ориентиром могут послужить песчаный пляжик, впадение речки и небольшая альтанка на горке слева. Место действительно красивое, фотогеничное - рекомендую обязательно не пожелеть немного времени на осмотр местной достопримечательности.

12:00. Дальнейший сплав по Оке не состовлял особого труда, знай себе греби.

Берега довольно обжитые. Много пасущихся копытных: коров, лошадей. По берегам часто встречаются рыбаки и детишки предлагающие пристать к берегу и купить рыбы. Доходим до поселка Хужир и на противоположном берегу становимся на обед (примерно 14:00). Жарко - загораем.

15:00 - отобедав, выходим и спокойно гребем дальше. На одном из привалов, на быстрине, вытянули из ямы 2-х ленков (фото.29). Обратили внимание, что за нами идет сильный грозовой фронт. Нам повезло, мы успели уйти от него и нас лишь немного зацепило, кратковременным, но сильным дождем.

На ночевку становимся на правом берегу, сразу за впадением старицы, в нескольких километрах от входа в Орхо-Бом.

На следующий день в 15 минутах ниже по течению обнаружена более удобная и симпатичная стоянка на правом берегу под конической скалой, напоминающей горб верблюда.

21 августа

Вошли в ущелье Орхо-Бом.

Практически все пороги идем сходу. Просматривали только пор.Окинский (4A). И то лишь для того чтобы заснять прохождение.

Особенность порогов такова, что при желании можно обойти все неблагонадежные места в каждом из препятствий, ширина и глубина русла позволяют. Однако, это означает уйти со струи, чем можно сильно замедлить свое продвижение вперед, да и удовольствия никакого (фото.30).

Сразу за пор.Окинским - пор.Бурятский (4A), прокатившись по валам основной струи (фото.31), на ?поляне сказок? встали на обед.

Здесь уже стояла комерческая группа Малышева из Иркутска. Поделившись тентом, костром, кипятком, мы обменялись впечатлениями и анекдотами. Они предлагали остаться, переждать дождь и далее идти вместе. Но мы вежливо отказались и двинулись дальше.

Через 3 перехода, на правом повороте реки встали на стоянку. Высокий, обрывистый, скалистый берег дополнял красивый сказочный пейзаж. Здесь на поляне были обнаружены разобранный стол и 2 скамьи. Возле берега ростет огромная осина с прибитой к ней мотоциклетной покрышкой. Завтра решено устроить здесь дневку с банькой.

22 августа

Собственно ?Дневка?.

Банька. Заготовка дров. Сложили камин. Прокаливали камни в течении 3х часов. Еще примерно час ставили каркас и обворачивали его клееной. В перерывах блесним, пытаемся уловить таймень. Однако, нет даже намека на поклевку. Хотя Витька уверяет, что видел огромную тень, которая шла за наживкой, но так и не решилась атаковать. Попытались побросать под правым отвесным берегом, с полочек над водой, никакого результата. Ни ленка, ни хариуса, ни говоря уже о таймене. Сразу после обеда мимо нас прошли иркутяне.

На первый пар пошли сугубо мужским составом. От пара полиэтилен надувался и грозил улететь прочь. До воды, чтобы остыть - 4 метра. Вобщем славно попарились.

Девчонкам достался пар более мягкий, но им хватило с головой! Все остались довольны.

23 августа

Целый день монотонной гребли.

Треки, валы, локальные проносные бочки на поворотах реки. Местами очень интересные покатушки по шиверам. Специально выискиваем валы - катаемся. Благополучно проходим пор.?Центрифуга? (фото.32), далее впадение р.Хойто-Ока, где на излучине разбили лагерь наши знакомые иркутяне. От впадания проходим еще 30 минут до следующего мощного впедения и становимся на обед. Перед нами здесь кто-то определенно был ибо раздуваем костер из углей. Опять впрягаемся и гребем. Ноги отекают и подмерзают через каждые 40-50 минут делаем остановку для разминки. Гребем до упора. Потому как на оставшиеся два дня не хочеться оставлять около 100 км сплава.

Уже под вечер и моросящий дождь останавливаемся на крутом песчаном пляже, успыпанном крупным галечником.

Находим здесь полноценный стол со скамьей по периметру.

Ужинаем и спать.

24 августа

Ранний подъем и ранний выход.

Горы отступают.

Перед самым обедом встречаем людей на моторке. Прокричав друг другу приветствия мы расходимся в разных направлениях они вверх, мы вниз по течению.

Река все больше и чаще широко разливается, русло делиться разными по размеру островами и мы наугад выбираем протоки по принципу куда самая мощная струя, туда и мы.

Около 18:00 проходим мимо зимовья. Замечаем моторку и решаем остановиться узнать насколько далеко мы от Верхоки. Но никого нет, наверное люди на охоте. Ищем стоянку в сумерках при свете луны. Услышали звук мотора и через полчаса сплава уже здороволись с людьми из Верхоки на левом берегу большого острова. Как они нам сказали до места антистапеля около 30 км.

Ночуем, стоянка отличная, немного в глубине острова в лесу.

25 августа

Встаем в 6:00.

Выходим в 8:00.

Река приобрела равнинный характер.

Но все так же разбита на протоки островами.

Главным ориентиром приближения к месту антистапеля являнтся единственный скальный выход красноватого оттенка по правому берегу.

Еще 10 минут сплава и мы чалимся. Берег ?захламлен? выброшенными деревянными рамами. С небольшого обрывистого берега на длинном выносе маяком развивается синий флаг ?Единая Россия?.

Здесь же огромная поляна для антистапеля.

На вывоз туристов из Верхоки у местных перевозщиков монополия, поэтому бескомпромиссно взымают порядочные деньги за доставку до ст.Зима.

Нам грузовик обошелся в 3000 руб.

Погода хорошая, солнечная, жаркая.

Разобрались, просушились, пообедали, покупались в Оке, загрузились и около 19:00 были на вокзале ст.Зима.

Мы с Наташей купили билеты на проходящий поезд до Иркутска, посадили остальных в 341-ый до Москвы, отдали им самые тяжелые вещи, и после часа ожидания поехали в обратном направлении на Иркутск.

26 августа

Иркутск 6 утра.

Завезли вещи в камеру хранения иркустского аэропорта и пошли гулять по городу.

Дали телеграмму в МКК и МЧС.

Затарились омулем.

Вернулись к регистрации.

Самолет Москва Домодедово.

6 часов в воздухе.

Еще час на машине до Киевского вокзала и на 22ом поезде в 23:00 отправились домой.

27 августа и 30 августа

Прибытие



9  Выводы и рекомендации

  1. При планировании сплава по р. Жомболок имеет смысл закладывать радиальный выход в Долину вулканов и на ист. Хойто-Гол и Жойган, места удивительные!
  2. Долина Жомболока богата ягодами и грибами, а вот рыбы до Обтоя практически нет.
  3. Летники и зимники находятся в частном владении, потому при появлении местных жителей необходимо уточнять, не являются ли они владельцами сооружений, и в случае положительного ответа спрашивать разрешения на поселение.
  4. Будьте готовы к неприятностям в завалах. Разбои идти лучше на отрицательной скорости, при малейшем сомнении следует сразу зачалиться на отмель или в улово. При возможности, в этом районе, желательно предусмотреть связь между плавсредствами по рации. Это намного облегчит преодоление разбоев.
  5. Район, точнее реки района, доступен для сплава с июня по сентябрь. При этом следует учитывать, что питание реки смешанное снего-дождевое, и режим рек характеризуется несколькими летними паводками. В крутосклонных и узких ущельях (Орхо-Бом) может происходить подъемы воды на 2-3 метра буквально на глазах, за несколько часов; спадает же уровень воды 1-2 дня. При организации стоянок необходимо это учитывать, и во время пасмурной погоды стараться ставить лагерь как можно выше от воды.
    Катамараны обязательно вытаскивать на берег и привязывать.
  6. При сплаве по Оке имеет смысл становиться на ночевки и дневки у устьев впадающих в нее ручьев и речек, так как в этих местах особенно хорошо ловится рыба - хариус и форель.
  7. Количество проведенных дневок обусловлено заложенными необходимыми резервными днями, т.к. во время интенсивных дождей уровень Утулика и Оки в районе ущелья Орхо-Бом становится небезопасным, и требуется отсидка в ожидании понижения уровня воды.
  8. В целом группа прошла весь маршрут безаварийно и в хорошем темпе. О качестве прохождения говорит и отсутствие новых дыр на шкурах катамаранов, а также случаев самосплава членов экипажей в порогах.



10     ПРИЛОЖЕНИЯ

10.1    Групповое снаряжение

? п/п

Н а и м е н о в а н и е

Кол-во

Вес

1.  

Палатка Selewa

1

4 кг

2.   

Палатка Hannah

1

3,5 кг

3.   

Комплект канов 3+2 л

1

1 кг

4.   

Аптечка походная

1

2 кг

5.   

Цепь-пила

1

0,3 кг

6.   

Горелка газовая

1

1,8 кг

7.   

Балон газовый Camping-Gaz

2

1 кг

8.   

Фото- видеотехника

2+1

3,4 кг

9.   

Катамаран

3

27 кг

10.      

Весла

9

2,7 кг

11.      

Репшнур расходный

10

1,2 кг

12.      

Карабины

3

0,3 кг

13.      

Рем набор

1

2,5 кг

14.      

Чалка

15м

2 кг

15.      

Спас конец

3

1,5 кг

16.      

Топор

1

2 кг

17.      

Костровое

1

3 кг

 

Итого

 

146,2 кг

10.2     Личное снаряжение

?пп

Наименование

Количество

1.       

Каска

1

2.       

Спас жилет

1

3.       

Рюкзак

1

4.       

Шторм.костюм

1

5.       

КЛМН (кружка, ложка, миска, нож в ножнах)

1 комплект

6.       

Мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце

1 комплект

7.       

Спички в герметической упаковке

2 комплекта

8.       

Гермомешки

2

9.       

Мешочки полиэтиленовые

10

10.   

Индивидуальный перевязочный пакет

1

11.   

Шапочка

1

12.   

Поларовый реглан

1

13.   

Термоноски

1

14.   

Термобелье

1 комплекта

15.   

Носки простые

2 комплекта

16.   

Туристские ботинки

1 пара

17.   

Кроссовки, кеды

1 пара

18.   

Мешок спальный

1

19.   

Гидрокостюм

1

20.   

Неопреновые ботинки

1

21.   

Непореновые перчатки

1

22.   

Накидка полиэтиленовая (дождевик)

1

23.   

Куртка типа анорак сплавная

1

24.   

Зажигалка

1

 

Итого: 12,5 кг

 

10.3     Комплект ремнабора

1. Набор ремонтных игл
2. Нитки (капроновые и х/б)
3. Рыбацкий шнур.
4. Куски ткани - рюкзачки, серебрянки, капрона, х/б и т.д.
5. Наперстки 2 шт.
6. Стропы различной ширины
7. Липучка
8. Пряжки, самосбросы и прочая рюкзачная фурнитура
9. Куски проволоки разной толщины и разной жесткости
10. Пассатижи
11. Клей "Квинтол"
12. Ножницы (маленькие)
13. Зажигалка
14. Зажимы для веревочек (рюкзачные)
15. Бегунки для молний
16. Застежки "Молния"
17. Резинки (ленточные и жгутовые)
18. Многофункциональный нож (с несколькими лезвиями)
19. Скотч
20. Несколько гвоздей, винты и гайки
21. Кусочки шкурки разного номера
22. Напильник
23. Брусок точильный
24. Куски тезы и резина для баллонов
25. Бензин 100 мл.
26. Чехол для ремнабора

10.4     Состав медицинской аптечки

? пп

Наименование

Количество

1.       

Анальгин в ампулах

3 шт.х2 мл.

2.   

Бинт эластичный

3 шт.

3.   

Ножницы

1 шт.

4.   

Пластырь бактерицидный

10 шт.

5.   

Перекись водорода

0,5 л

6.   

Салфетки

1 уп.

7.   

Бинт стерильный

10 шт.

8.   

Анальгин (таблетки)

20 шт.

9.   

Лейкопластырь

1 рулон

10.      

Супрастин

20 таб.

11.      

Аспирин

10 таб.

12.      

Эуфиллин

1 уп.

13.      

Флуцинар

1 тюб.

14.      

Иммодиум - Рихтер

1 уп.

15.      

Валидол

10 таб.

16.      

Йод

1 уп.

17.      

Вата

100 г.

18.      

Термометр

1 шт.

19.      

Фестал

10 таб.

20.      

Новокаин

5 амп. х 2 мл.

21.      

Аммиак

3 ампул

22.      

Шприц

5 шт.х2мл

4 шт.х5мл

23.      

Сенаде

10 таб.

24.      

Спирт медицинский

250 мл

25.      

Трамал в ампулах

5 амп. х 2 мл.

26.      

Бисептол

1 уп.

27.      

Оксадол в ампулах

5 амп.х2 мл.

28.      

?Спасатель? (мазь)

2 тюб.

29.      

Троксевазин

2 тюб

30.      

Альбуцид

1 тюб

31.      

Тавегил

5 амп х 2 мл

32.      

Церукал

1 уп.

33.      

Олететрин

1 уп

34.      

Фалиминт

1 уп.

35.      

Эффералган 500

1 уп.

10.5    Литература



11     Фото и картографический материал

Наш транспорт.
Фото 1.
Наш транспорт.
Тункинские Гольцы. Вид с курорта ?Жемчуг?
Фото 2
Тункинские Гольцы. Вид с курорта ?Жемчуг?
По дороге на Джойган вдоль р.Сенца.
Фото 3.
По дороге на Джойган вдоль р.Сенца. Слева-направо: Слава(попутчик ?1), Наташа, Виктор, за ним Юрий Максимыч, Светлана, за ней Коля, племяник дяди Коли, дядя Коля, шаман, Борис(попутчик ?2)
Перевал Джойган.
Фото 4.

Перевал Джойган. Переправа через ручей.
Перевал Джойган.
Фото 5.
Перевал Джойган. Общий вид в направлении движения на мин. источник.
Джойган.
Фото 6.
Джойган. Коля у мин.источника.
Мин.источник Хойто-Гол.
Фото 7.
Мин.источник Хойто-Гол.
Переправа через р.Аршан.
Фото 8.
Переправа через р.Аршан. Светлана и Виктор.
Перевальное плато в Долину Вулканов.
Фото 9.
Перевальное плато в Долину Вулканов. На горизонте пик Топографов.
Ночевка на берегу р.Барун-Ходарус.
Фото 10.
Ночевка на берегу р.Барун-Ходарус. Высота 2020 м. На палатке и на траве выпал иней.
Вулкан Перетолчина 2044 м.
Фото 11.
Вулкан Перетолчина 2044 м.
Кратер вулкан Перетолчина.
Фото 12.
Кратер вулкан Перетолчина. Озерцо внутри пересохло.
Озеро Бурсагай-Нур
Фото 13.
Озеро Бурсагай-Нур, после перехода лавого потока.
Переправа через р. Бурсагай
Фото 14.
Переправа через р. Бурсагай по завалам
Зимник Ходарус.
Фото 15.
Зимник Ходарус. Место стапеля.
Прохождение порога ?42 экипажем ?Юрекс?
Фото 16.
Прохождение порога ?42 экипажем ?Юрекс?.
 Экипаж ?Фани? в бочке порога ?42.
Фото 17.
Экипаж ?Фани? в бочке порога ?42.
Порог ?Бильярд? в исполнении ?Юрекса?.
Фото 18.
Порог ?Бильярд? в исполнении ?Юрекса?.
Финиш 2ой ступени порога ?Бильярд?.
Фото 19.
Финиш 2ой ступени порога ?Бильярд?. ?Фаня? пробивает вал.
?Зеленка? преодолевает 2ую ступень порог ?Бильярд?.
Фото 20.
?Зеленка? преодолевает 2ую ступень порог ?Бильярд?.
?Юрекс? ныряет во 2ой слив ?Катапульты?.
Фото 21.
?Юрекс? ныряет во 2ой слив ?Катапульты?.
?Зеленка? перед килем в пороге ?Катапульта?.
Фото 22.
?Зеленка? перед килем в пороге ?Катапульта?.
?Юрекс? проходит 2ую спупень порога ?Недотрога?.
Фото 23.
?Юрекс? проходит 2ую спупень порога ?Недотрога?.
 Экипаж ?Фани? пробивает бочку в сливе ?Недотроги?.
Фото 24.
Экипаж ?Фани? пробивает бочку в сливе ?Недотроги?.
 ?Зеленка? проходит порог ?Недотрога?.
Фото 25.
?Зеленка? проходит порог ?Недотрога?.
?Зеленка? проходит порог ?Вариант?
Фото 26.
?Зеленка? проходит порог ?Вариант? по левой протоке.
Начало шиверы ?Восторг Водника?
Фото 27.
Начало шиверы ?Восторг Водника?, фото со старого автомобильного моста.
Водопад на Малом Жомболоке
Фото 28.
Водопад на Малом Жомболоке.
р.Ока.
Фото 29.
р.Ока. На заднем плане справа просматривается начало ущелья Орхо-Бом.
Экипаж ?Фани? проходит порог ?Окинский?.
Фото 30.
Экипаж ?Фани? проходит порог ?Окинский?.
Экипаж ?Фани? проходит порог ?Бурятский?
Фото 31.
Экипаж ?Фани? проходит порог ?Бурятский?.
 
экипаж ?Зеленки? после прохождения порога ?Центрифуга?
Фото 32.
Счастливый экипаж ?Зеленки? после прохождения порога ?Центрифуга?.
Підписатися на Коментарі для "Отчет о водном туристском путешествии V к.с. по Восточному Саяну"