Указания по судейству техники движения и страховки на соревнованиях по технике спортивного туризма на горном рельефе

см. также Правила судейства

СОГЛАСОВАНО:
Горной комиссией ФСТУ от ?___? __________2005 г., протокол - __
Лыжной комиссией ФСТУот ?___? __________2005 г., протокол - __
Пешеходной комиссией ФСТУот ?___? __________2005 г., протокол - __
Спелеокомиссией ФСТУот ?___? __________2005 г., протокол - __
УТВЕРЖДЕНО: Решением Исполкома ФСТУ от ?___? __________2005 г., протокол - __ b>

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по судейству техники движения и страховки при проведении соревнований по технике спортивного туризма на горном рельефе

Часть 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Определение терминов и понятий

Для однозначности толкования основных положений настоящих методических указаний при проведении соревнований по технике спортивного туризма, ниже приведены основные, принятые в данном обязательном для выполнения нормативном документе, соответствующие определения терминов и понятий.
Используемые термины и определения, для удобства восприятия, условно разделены на три группы:
· снаряжение, приспособления и устройства;
· страховка и её обеспечение;
· прохождение дистанции.

1.1. Снаряжение, приспособления и устройства

1.1.1. Канат - общее наименование гибких неметаллических (основная веревка) и металлических (трос) изделий, применяемых в спортивных соревнованиях, походах и при производстве спасательных работ в горах в качестве несущего элемента.
1.1.2. Веревка основная - канат, выполненный из синтетического материала диаметром не менее 10 мм и длиной 5 м и более.
1.1.3. Несущая веревка - канат, предназначенный для оборудования подъемно-транспортных систем (например, наведения навесной переправы, оборудования перил, подвесок, петель и других несущих элементов).
1.1.4. Петля ? замкнутая система в виде кольца неправильной формы, образованная путем связывания с помощью специальных узлов концов веревки (например, ?встречная восьмерка?).
1.1.5. Оттяжка-удлинитель - короткая петля из основной веревки или равнопрочного ей материала (например, ленты) с двумя встегнутыми в нее карабинами.
1.1.6. Оттяжка ? основная или вспомогательная веревка, которая служит для изменения или регулирования направления действия несущей или страховочной веревки.
1.1.7. Веревка вспомогательная (репшнур) ? шнур из синтетического волокна, имеющего сердцевину и оплетку, диаметром не менее 6 мм.
1.1.8. Спусковое устройство - приспособление, обеспечивающее соединение участника с несущей веревкой и плавное перемещение спускающегося вдоль каната под действием силы тяжести участника с регулированием скорости спуска вплоть до остановки.
1.1.9. Тормозное устройство - приспособление, через которое проходит страховочная веревка и за счет трения о ее конструктивные элементы
обеспечивает гашение силы динамического рывка на страхующего при срыве страхуемого.
1.1.9.1. Одно и тоже устройство может выполнять функцию спускового и тормозного (например, ?восьмерка?).
1.1.9.2. Функцию тормозного и спускового устройства могут выполнять также узлы на трение (например, ?Гарда?, UIAA).
1.1.10. Удерживающее устройство - приспособление, предназначенное для фиксации несущей веревки от обратного хода или для предотвращения падения участников при разрушении (отказе) спускового устройства или полиспаста. Может быть выполнено с помощью веревочного зажима или, что хуже, репшнура со ?схватывающим? узлом.
1.1.11. Зажим веревочный - специализированные по назначению приспособления различных конструкций (переломного или зажимного типов), применяемые для закрепления к несущей веревке.
1.1.12. Сблокированная единая система, когда несколько предметов снаряжения соединены между собой таким способом, что их разделение требует выполнения определенных специальных действий.
1.1.12.1. Примеры:
· стандартная оттяжка-удлинитель с двумя карабинами, которые не снимаются, т.к. ?вшиты? в ленту; лесенка, рюкзак или самодельная оттяжка-удлинитель с прибинтованными изолентой карабинами;
· если две веревки связаны и функционально используются как одна (например, в качестве сопровождающей при навесной переправе).
1.1.13. Раздвоенная веревка - если одна веревка разделена двумя узлами типа ?проводник? на два конца, которые функционально используются как две веревки (например, одна часть в качестве несущей веревки для спуска участника, а вторая - для организации командной страховки).

1.2. Страховка и ее обеспечение

1.2.1. Страховка ? система мероприятий , которая предотвращает падение участника при срыве.
1.2.2. Срыв ? потеря участником всех точек опоры на рельефе с последующим падением или свободным скольжением вдоль крутого склона.
1.2.3. Страхуемый ? участник, которого обеспечивают страховкой (страхуют) при прохождении отдельных маршрутов (этапов).
1.2.4. Страхующий ? участник, который осуществляет страховку напарника, т.е. работает со страховочной веревкой при прохождении отдельных маршрутов (этапов) страхуемым.
1.2.5. Судья-страховщик - судья, который обеспечивает верхнего участника судейской страховкой на случай его срыва.
1.2.6. Страховочная веревка (страховка) - канат, который служит для предотвращения падения участника при срыве или при нарушении непрерывности страховочной цепи.
1.2.7. Страховочная цепь ? все элементы в системе от страхуемого до страхующего, включая страховочную веревку, пункты страховки (ПС), пункты промежуточной страховки (ППС) и др.
1.2.8. Сопровождающая веревка - несущая веревка, которую используют для контроля передвижения участника (например, при навесной переправе, в том числе для исключения ?маятника? при обрыве или при резком проседании навесной переправы, подтягивании сбитого течением).
1.2.9. Командная страховка - страховка, которую обеспечивает участнику при передвижении напарник по команде (один или несколько).
Командная страховка может быть:
1.2.9.1. Верхней, если страховочная веревка идет к страхуемому через карабин, закрепленный на пункте страховки (ПС), который находится выше ступней ног страхуемого.
1.2.9.2.Нижней, если ПС, соответственно, находится ниже ступней ног страхуемого.
1.2.10. Судейская страховка - страховка, которую обеспечивает судья-страховщик на случай срыва при передвижении верхнего участника,.
1.2.11. Верхним (первым) является участник, который обеспечен:
1.2.11.1.При подъеме (спуске) - нижней командной страховкой;
1.2.11.2.При траверсеb>? односторонней командной страховкой.
1.2.12. Нижним (вторым и т.д.) - является участник, который обеспечен:
1.2.12.1.При подъеме (спуске) ? верхней командной страховкой;
1.2.12.2.При траверсе ? двусторонней командной страховкой или односторонней командной страховкой и командными перилами.b>
1.2.13. Индивидуальная страховочная система (ИСС) - предназначена для равномерного распределения нагрузки на бедра при зависании и срыве участника и состоит из пояса грудной обвязки с наплечными лямками и пояса беседки с набедренными лямками, объединенными в одну систему блокировочным концом из основной веревки или равнопрочного ей материала. Грудная обвязка и беседка конструктивно могут быть объединены в одну систему.

1.3. Прохождение дистанции

1.3.1. Контрольная линия - разделительная граница между отдельными маршрутами (этапами) или дистанцией и массивом в целом.
1.3.1.1. Контрольной линией могут служить естественные элементы рельефа (например, границы крутых изломов склона, отличных по цвету скальных пород, трещины) или установленные судейской коллегией границы (например, закрепленный с двух сторон шнур, липкая лента, меловая линия).
1.3.1.2. Контрольные линии по функциональному назначению могут быть линиями ограничения или линиями разграничения.
1.3.2. Линия ограничения (ЛО) - служит для обозначения границ маршрута (этапа), дистанции в целом или для ограждения небольших потенциально опасных локальных участков.
1.3.2.1. Не является частью маршрута (этапа), а поэтому нагружение участником ЛО (заступ) наказывается штрафом, как использование опоры за линией ограничения.
1.3.3. Зона ограничения (ЗО) - локальный участок дистанции (этапа), в пределах которого нагружение рельефа наказывается штрафом, как использование опоры за линией ограничения (например, запрещено Условиями находиться на сильно разрушенном участке скал).
1.3.4. Линия разграничения (ЛР) - служит для обозначения коридоров, определяющих направление движения (например, участников на маршруте (при прохождении этапа), при транспортировке контрольного груза).
1.3.4.1. Выполняет функцию маркировки, а поэтому нагружение и пересечение ЛР не наказывается штрафом. Участника предупреждают и предлагают вернуться в пределы своего коридора.
1.3.5. Контрольный пункт (КП) - пункт дистанции (этапа), который выполняет определенное техническое назначение (например, ПС или ПСС) или не выполняет (не оборудован), но является обязательным для посещения участником или контрольным грузом при данном варианте прохождения маршрута (этапа).
1.3.6. Началом движения участника считается:
1.3.6.1. При наличии самостраховкиb>? снятие участника с самостраховки.
1.3.6.2.При отсутствии самостраховки:
· на горизонтальном участке? пересечение участником линии ограничения (ЛО);
· на скальном склоне на стартеb>? когда участник обе ноги ?оторвал от земли?;
· на маршруте? смена хотя бы одной точки опоры на рельефе.
1.3.7. Свободное лазание - передвижение участника по скальному склону исключительно за счет использования микрорельефа (например, зацепок,

трещин) и своих технических навыков и физических возможностей.
1.3.8. Лазание по искусственным точкам опоры (ИТО) - передвижение участника всецелос помощью ИТО (например, лесенок, крюконог), т.е. без периодического перехода на свободное лазание и наоборот (редкий вариант).
1.3.9. Комбинированное лазание - в процессе передвижения свободным лазанием участник периодически использует ИТО или наоборот (самый распространенный вариант).
1.3.10. По перилам передвижение - участник передвигается вдоль несущей веревки, у которой оба конца закреплены (например, на рельефе).
1.3.11. По веревке передвижение - участник спускается или поднимается по несущей веревке, у которой один конец жестко закреплен на верхнем ПС, а второй - свободно провисает (с узлом на конце).
1.3.11.1. .Жесткое закрепление веревки - несущая веревка закреплена на верхнем ПС (например, узлом ?восьмерка?) или петлей на выступе скалы, к дереву.
1.3.12. Маятником передвижение (?маятник?) - участник преодолевает небольшой по ширине трудно проходимый участок крутого склона или неширокий разлом (трещину) на закрепленной напарником командной страховке (с исходной стороны на противоположную, т.е. целевую).
1.3.12.1. Веревка, закрепленная напарником - командная страховка, проходит через карабин на верхнем ПС и удерживается страхующим таким образом, что ее натяжение фиксирует положение страхуемого при нагружении каната собственным весом участника (исключает проседание).
1.3.13. Спуск по веревке - участник спускается по жестко закрепленной несущей веревке, регулируя скорость спуска, вплоть до остановки, с помощью специального спускового устройства или узлов на трение (например, узел ?Гарда?, UIAA).
1.3.13.1. Падение при спуске - в конце спуска участник ?приземлился? с потерей равновесия (например, в падении, с ударами корпуса о склон).
1.3.14. Косой спуск по веревке - при спуске по несущей веревке участник опускается не под точкой ее закрепления, а несколько в стороне.
1.3.15. Спуск по веревке с пересадкой - участник сначала спускается по одной несущей веревке, а затем, в специально оборудованном ПС, переходит на спуск по другой несущей веревке (?пересаживается?).
1.3.16. Наращивание веревки - участник при спуске в пределах определенной зоны осуществляет связывание двух несущих веревок (их наращивание), для дальнейшего продолжения спуска.
1.3.17. ?Пострадавший? - один из участников, который на усмотрение команды или согласно жеребьевки имитирует наличие у себя определенной травмы, оговоренной Условиями.
1.3.18. Условный пострадавший - манекен (в виде куклы, груза), которого используют при транспортировке взамен ?пострадавшего? участника команды.
1.3.19. Потерянный груз - оставленный на дистанции груз после финиша команды (ошибочно, случайно или преднамеренно).
1.3.20. Уронили груз - оборвался при транспортировке или при прохождении маршрута (этапа) и/или выпал за пределы дистанции (в зону ограничения).
1.3.21. Не зафиксирована защелка карабина - защелка проседает при нажатии пальцем как в начале, так и в конце использования карабина
участником команды.
1.3.22. Начало натяжения полиспаста - все его ветви слегка натянуты (без свободного провисания), но карабины в системе полиспаста еще не под нагрузкой.
1.3.23. Посещением пункта (например, страховки, контрольного) считается - касание участником снаряжения на данном пункте (например, перил, петли, карабина).
1.3.24. Прохождением контрольного груза через пункт считается - посещение пункта участником, транспортирующим контрольный груз на себе, или касание контрольного груза участником, находящимся на самостраховке на данном пункте.
1.3.25. Пропуском пункта промежуточной страховки (ППС) считается:
1.3.25.1. Если страховочная веревка не проходит через карабин, закрепленный на ППС.
1.3.25.2. Если забитый (ввинченный) участником крюк или установленный закладной элемент вырвался на данном ППС до того, как командная страховка была закреплена на последующем ППС или участник стал на самостраховку в пункте страховки (ПС).
1.3.25.3. Если не выдержано оговоренное Условиями максимально допустимое расстояние между пунктами старта (С) и ближайшего ППС, между двумя смежными ППС или между ПС и ближайшим к нему ППС.

2. Общие условия прохождения дистанции

2.1. Страховка

2.1.1. Судейской страховкой на подъеме обеспечивается только верхний (идущий первым) участник. Все остальные участники на подъеме и спуске обеспечиваются верхней командной страховкой, если другое не оговорено Условиями.
2.1.2. Страховка допускается только через тормозное устройство, которое закрепляется в районе набедренного пояса на участнике, если на ПС отсутствует специальный пункт для его закрепления, что оговаривают в Условиях.
2.1.3. Точка крепления страховок и самостраховок к ИСС участника должна исключать зависание на грудном поясе или переворот участника вниз головой при срыве.
2.1.4. Судейскую страховку участник пристегивает к себе и отстегивает только в специально оговоренных Условиями местах.
2.1.5. На карабине, через который проходит командная страховка, не допускается закреплять еще какое-либо снаряжение.
2.1.6. Самостоятельно оборудованные или имеющиеся на дистанции точки (например, крючья или закладки), не допускается использовать для организации страховки (самостраховки), транспортироваки или закрепления груза.
2.1.7. Не допускается одновременное нагружение перил навесной переправы двумя участниками или одним участником и грузом. Груз по навесной переправе транспортируют отдельно от участников (самостоятельно).

2.2. Прохождение маршрута (этапа)

2.2.1. При свободном лазании запрещается нагружение участником в движении и стоя на месте (см. п. 1.3.6.2) точек страховки (ПС и ПСС). Не считается нарушением нагружение стоя на месте закладного устройства для проверки надежности его закрепления.
2.2.2. Оставленное на дистанции (этапе) снаряжение не может быть снято участником, движущимся по параллельному маршруту. Возможность взаимодействия участников параллельных маршрутов и передача снаряжения в пунктах ПС и С оговариваются Условиями.
2.2.3. Запрещается закрепление (фиксация) несущей веревки переправы и горизонтальных перил на траверсе на веревочных зажимах и/или ?схватывающем?.
2.2.4. На конце несущей веревки, по которой поднимается или спускается участник, должен быть завязан рабочий узел, а не контрольный.
2.2.5. Не допускается при прохождении маршрута (этапа) нагружать конструктивные элементы оборудования дистанции за исключением тех, использование которых разрешено Условиями.
2.2.6. Закрепленная к участнику веревка должна пройти через карабины на всех ПС, которые при движении прошел участник или находиться на участнике, в руках или в рюкзаке. Перенос веревок с маршрута на маршрут вдоль склона не допускается.
2.2.7. При прохождении верхним участником маршрута (этапа) и оборудовании (по своему усмотрению) дополнительного ИТО, участник обязан обеспечить прохождение командной страховки через карабин, закрепленный на данном ИТО.

2.3. Использование снаряжения

2.3.1. Если группа предметов сблокирована в единую систему (например, оттяжка-удлинитель с жестко прикрепленными к ней двумя карабинами, связанные две веревки в качестве сопровождающей), то при утере штраф выставляется как за одну единицу снаряжения.
2.3.2. За неснятую после финиша веревку, выполняющую функцию двух веревок выставляется штраф, как за потерю двух веревок.
2.3.2.1. Примеры:
· за раздвоенную веревку (например, одна часть используется для спуска участника по веревке, а вторая - как командная страховка);
· за сдвоенную веревку (например, при навесной переправе одна половина веревки используется как несущие перила, а вторая - выполняет роль командной страховки).
2.3.3. Брать на дистанцию карабины без устройства для фиксации защелки вне сблокированной системы не допускается.
2.3.4. В каждом конкретном случае по решению технической комиссии разрешается использовать веревочные зажимы закрытого и открытого типов, но последние только с контрольным карабином (например, ?жюмар?).
2.3.5. Использование оборудованных предыдущей командой пунктов (например, дополнительных или ППС), как и оставленного ими на дистанции снаряжения, не допускается.
2.3.6. При переходе между маршрутами или участками дистанции (этапами) веревки следует транспортировать в рюкзаке (накопителе), сбухтованными, на себе или просто в руках. Волочение веревки по земле (петли или конца) не допускается.
2.3.7. Все узлы должны иметь не только правильный рисунок, но и быть затянуты до рабочего состояния (без зазоров в петлях) и не иметь перехлестов.

2.4. Транспортировка контрольного груза

2.4.1. Контрольный груз транспортируют только в отдельном рюкзаке (отдельно от командного снаряжения).
2.4.2. Рюкзак должен быть надежно завязан во избежание случайного выпадения контрольного груза.
2.4.3. Рюкзак к несущей веревке должен быть закреплен не менее чем в двух точках (например, за две лямки, за лямку и кольцо).
2.4.4. Открывать рюкзак с контрольным грузом, после старта команды, запрещается.
2.4.5. Контрольный груз на дистанции (этапе) должен быть закреплен (например, к перилам, пункту, участнику) или находиться на участнике. Придерживать контрольный груз ногой (бедром), оставляя незакрепленным на дистанции (этапе), не допускается, если другое не оговорено Условиями.
2.4.6. Участникам запрещается находиться под поднимаемым (вытягиванием) контрольным грузом.

2.5. Особенности оценки нарушений

2.5.1. Штраф выставляется за неправильно выполненный прием в пределах каждого участка маршрута (этапа) и каждому участнику, допустившему ошибку.
2.5.2. Если участник путался, но прием выполнил правильно, он не наказывается штрафом.
2.5.3. Если у судей отсутствует единое мнение по оценке правильности действий участника, окончательное решение принимается в пользу участника.
2.5.4. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих наказанию штрафом, то участнику выставляется штраф за каждое из них.
2.5.5. Если допущенные выступающими нарушения не оговорены основополагающими для данных соревнований документами (см. п. 2.5.7), то они должны быть оценены с точки зрения действующих норм, требований и правил техники движения и страховки в горном туризме, скалолазании и альпинизме.
2.5.6. Если выступающие с официальным решением судей на дистанции не согласны, их представитель может обратиться в ГСК с устным запросом об этом или подать письменное возражение на решение судей (протест).
2.5.7. Основополагающими документами при оценке правильности действий выступающих являются Правила, Положение, Условия и Протокол разъяснения прохождения дистанции.
2.5.8. В соответствии с Правилами область действия отдельных пунктов таблицы штрафов может быть Условиями:
· сужена (например, линия ограничения действует только для идущего первым участника);
· расширена (например, ограничение действует не только на участников, но и на обособленно транспортируемый контрольный груз);
· отменена (например, допускается подъем первого участника без верхней судейской страховки).
2.5.9. По оценке действий участников и по другим вопросам проведения соревнований официальными являются разъяснения и решения только Главного судьи или, по его поручению, заместителя Главного судьи по виду программы (на дистанции). При этом окончательное решение остается за Главным судьей соревнований.
2.5.10. Выставленный судьей штраф после предупреждения участника, допустившего нарушение, не избавляет участника от необходимости устранить данное нарушение.
2.5.11. Снятие с дистанции

2.5.11.1. Выступающие могут быть сняты с дистанции (этапа) за нарушения, наказываемые штрафом ?снятие? и оговоренные:
· в обязанностях участников соревнований, предусмотренных общей частью Правил;
· таблицей штрафов по технике движения и страховки, а также изменения тактики, в разделе Правил соответствующего вида туризма;
· Условиями прохождения дистанции и проведения соревнований в соответствии с принятыми ими дополнениями и изменениями в оценке нарушений.
2.5.11.2. Нарушение, наказываемое штрафом ?снятие?, может быть принято только в том случае, если оно зафиксировано не менее чем двумя судьями данного маршрута (этапа).
2.5.11.3. Решение о приостановлении выступления на данной дистанции может быть принято заместителем Главного судьи, а об окончательном снятии - Главным судьей соревнований.
2.5.11.4. Штраф ?снятие?, в отдельных случаях, может быть заменен ?финишем по особым условиям? (например, за превышение общего контрольного времени) или его действие на результат выступления возможно несколько смягчить.
2.5.11.5. При ?финише по особым условиям?, по истечении общего контрольного времени, выступление приостанавливают и команда (связка, участник) получают один или несколько следующих
дополнительных штрафов за:
· всё или основное снаряжение (веревки и контрольный груз), находящиеся после финиша на дистанции;
· каждого находящегося вне финишной площадки участника в целом или в зависимости от места его нахождения на дистанции (этапе).
2.5.11.6. При ?срыве? влияние штрафа может быть смягчено, если допустить при прохождении дистанции (этапа) не один, а два или, даже, три срыва, независимо от того сделал его один или разные участники. При этом, с одной стороны, исключается влияние случайностей, которые могут иметь место при выступлении, с другой - участнику дают возможность рискнуть (попытаться пройти маршрут или выполнить спецприем на пределе своих возможностей), так как после первого срыва не следует снятие.
2.5.12. Обеспечение безопасности:
2.5.12.1. Если техническая ошибка выступающего или его действия ведут к нарушению безопасности, судья обязан остановить участника и потребовать исправить ошибку.
2.5.12.2. Если действия выступающего угрожают безопасности проведения соревнований, но нигде не оговорены как запрещенные, участник обязан по требованию судьи приостановить выступление и исправить ошибку.
2.5.12.3. Если указания судьи участник игнорирует - выступление приостанавливают и, в соответствии с общей частью Правил, решают вопрос о снятии выступающих как за ?невыполнение требований судьи? или как за ?действия, вызывающие опасность для участников, судей и зрителей?.

Часть 2. ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ И СТРАХОВКИ

3. Техника страховки

3.1. Потеря страховки (командной или судейской) Снятие Самостраховка или страховка (командная или судейская) у участника отсутствует или не выполняет функцию страховки и её нельзя восстановить стоя на месте без нарушения безопасности

Нарушением считается (если нельзя восстановить):

3.1.1. Страховка отстегнута от страховочной системы страхуемого участника ошибочно или случайно (самостоятельно или отстегнул другой участник).
3.1.2. Развязался узел (самопроизвольно) или развязан кем-то из участников в системе страховки или самостраховки (ошибочно или случайно).
3.1.3. Пропуск подряддвух пунктовпромежуточной страховки (ПС) судейских или устанавливаемых участниками самостоятельно (см. п.3.2.3).
3.1.4. Выходна недопустимо большой ?маятник?, когда страховка перестала выполнять свою функцию(см. пп. 3.2.4 и 3.3.6).

3.2.

Прерывание страховки (командной или судейской) 5 баллов за каждое Самостраховка или страховка (командная или судейская) у участника временно отсутствует или перестала выполнять функцию страховки, но ее можно восстановить самостоятельно стоя на месте без нарушения безопасности

Нарушением считается (если возможно восстановить):

3.2.1. Прекращение страховкистрахующим. Например:
· прекращение командной страховки до организации страхуемым самостраховки;
· выпуск веревки из рук страхующим;
· неправильная смена (передача веревки) страхующим.
3.2.2. Потеря страховкистрахуемым.
Например:
· снятие с самостраховки до организации страховки напарником;
· отстегнул от себя страховку или самостраховку (ошибочно или случайно);
· неправильная перестежка участника на перилах (отстегнул от одного участка перил до того, как пристегнул к последующему участку).
3.2.3. Пропускодного пункта промежуточной страховки (см.п.3.1.3).
3.2.4. Начало выхода на недопустимо большой ?маятник?, когда срыв может привести к опасным последствиям (см. пп. 3.1.4 и 3.3.6).

3.3.

Неправильная командная страховка 3 балла за каждое Самостраховка или страховка участника осуществляется, но она не может обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхуемого или страхующего

Нарушением считается (при наличии страховки или самостраховки):
3.3.1. Неправильная страховкастрахующим (при переправе вброд см.п.3.3.10). Например:
· не закреплен конец страховочной веревки к страхующему или, в крайнем случае, к рельефу;
· страховка без тормозной системы на склоне крутизной более 50о (страховочная веревка свободно проходит через карабин);
· неправильное использование тормозной системы;
· страхующий находится под движущимся участником или грузом;
· страхующий при срыве страхуемого находится в зоне перемещения сорвавшегося участника (страховочной веревки);
· страховочная веревка перетирает другие находящиеся под нагрузкой веревки, самостраховку или наоборот;
· страхующий допускает провисание страховочной веревки у пункта страховки.
3.3.2. Нарушение страховкистрахуемым участником. Например:
· допускает большое провисание страховочной веревки (ниже ступней ног страхуемого);
· образует ?запас? страховочной веревки в руках (кольца, моток).
3.3.3. Неправильная самостраховка. Например:
· длина самостраховки более 1,5 м или превышает ширину полки на крутом склоне (не предотвращает срыв участника), или длину вытянутой руки при движении по перилам (при срыве не дотянется);
· закреплена к пункту или к одинарным перилам, на которых уже находился участник;
· закреплена к элементам страховки другого участника, а не к перилам.
3.3.4. Не зафиксирована защелка карабина муфтой в системе страховки или самостраховки.
3.3.5. Неправильная страховка при спуске по веревке. Например:
· без тормозной системы на отвесных и крутых (определяются Условиями) склонах;
· без защитных рукавиц при страховке без тормозной системы;
· с падением или ударами о скалу.
3.3.6. Начало выхода на ?маятник? - при срыве не обеспечивается свободное повисание на веревке, т.е. без раскачивания (см. пп. 3.2.4 и 3.3.4).
3.3.7. Неправильно завязан узел в элементах страховки или самостраховки. Например:
· видоизменена конструктивная схема (рисунок) узла в сторону уменьшения его надежности, в т.ч. отсутствие контрольного узла, если он предусмотрен;
· конструктивная схема правильная, но узел не затянут до рабочего состояния (просветы между петлями);
· узел используют не по назначению (например, ?прямой? для связывания однотипных веревок разного диаметра или одного диаметра разной жесткости).
3.3.8. Неправильные страховка (самостраховка) при навесной переправе. Например:
· отсутствие верхней страховки при крутонаклонной переправе (с более высокой стороны);
· отсутствие сопровождающей веревки;
· спуск по крутонаклонной переправе головой вниз (по ходу движения);
· отсутствие при крутонаклонной переправе ограничителя движения с более низкой стороны;
· спуск по крутонаклонной переправе без рукавиц;
· руки спускающегося по крутонаклонной переправе впереди карабина или открытого ролика.
3.3.9. Неправильные страховка (самостраховка) при прохождении склона снежно-ледового. Например:
· страховка через командный ПС, не сблокированный с судейским пунктом;
· страховка через одиночный командный ПС, не сблокированный со вторым командным ПС (веревкой или стандартной оттяжкой);
· неправильно ввинчен (забит) ледовый крюк;
· петля или конец веревки закреплены не за проушину на ледовом склоне, а через гребень проушины;
· неправильное использование ледоруба при передвижении по снежно-ледовому склону;
· неправильное передвижение в кошках по склону.
3.3.10. Неправильная страховкастрахующимипри переправе вброд (при прохождении склонов см. п. 3.3.1). Например:
· расстояние между краями страховочной и сопровождающей веревок (?усов?) менее половины ширины реки;
· жесткое крепление концов страховочной и сопровождающей веревок на берегу (например, к участнику или дереву);
· неправильное закрепление концов страховочной и сопровождающей веревок к переправляющемуся (не сбоку);
· сопровождающая веревка расположена выше по течению реки относительно страховочной веревки;
· отсутствие сопровождающей веревки или её контроля участником.
3.3.11. Неправильная самостраховка переправляющегося вброд при переправе. Например:
· длина самостраховки превышает длину вытянутой руки (при сносе течением участник не дотянется к перилам);
· переправа вдоль перил на схватывающем;
· неправильное использование шеста (опора шестом ниже по течению, подстрахован к участнику).

4. Техника движения

4.1.

Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке Снятие Полный срыв участника, т.е. потеря всех точек опоры на рельефе, с прекращением падения благодаря повисанию на судейской страховке

Не считается нарушением, если после срыва:
· участник одновременно повис на командной и судейской страховке;
· нет возможности определить командная или судейская страховка остановила падение сорвавшегося участника;
· отсутствует единое мнение не менее чем у двух судей какая страховка (командная или судейская) предотвратила падение сорвавшегося участника.
·

4.2.

Потеря при прохождении дистанции Штраф разный Снаряжение после финиша осталось на дистанции (этапе) или его уронили при выступлении в пределы зоны ограничения

4.2.1. Потеря контрольного груза ?? Снятие. Уронили весь или часть (например, выпал из рюкзака), или оборвался рюкзак с контрольным грузом.
4.2.2. Потеря каски защитной ?? Снятие. Участник уронил каску и не может достать ее самостоятельно, и напарник не может подать, стоя на месте.
4.2.3. Потеря веревки основной ?? 10 баллов за каждую.

4.2.3.1. Порядок определения потери веревки оговаривается Условиями.
Нарушением считается:
· если хотя бы один конец веревки не закреплен к участнику или к рельефу (крюку, перилам);
· если сбухтованная веревка не на участнике или не в рюкзаке.
4.2.3.2. Если две веревки связаны и функционально используются как одна, то при потере штраф выставляется за одну веревку.
4.2.3.3. Если одна веревка раздвоена узлом ?проводник? и функционально используется как две, то при потере штраф выставляется за две веревки.
4.2.4. Потеря прочего снаряжения ?? 1 балл за каждый предмет.
4.2.4.1. Штраф налагается за каждый отдельно взятый предмет, в том числе, находящийся в рюкзаке или другом накопителе.
4.2.4.2. Если несколько предметов сблокированы (объединены) в единую систему, то штраф налагается как за один предмет.
4.2.4.3. Не считается потерей утрата личных вещей (например, часов, очков).

4.3.

Выход за ограничение Снятие Полный выход участника за пределы ограничительного указателя границ этапа, отдельного маршрута или дистанции

Нарушением считается:

4.3.1. Если все точки опоры, которые нагружены участником (он на них опирается), находятся за пределами дистанции или проходимого им маршрута, в том числе, если при этом нагружается и ограничительная линия.

4.3.2. Если одна или несколько конечностей нагружают рельеф или снаряжение за пределами ограничительного указателя, а остальные - находятся над дистанцией или над маршрутом, проходимым участником, но он не нагружает рельеф или снаряжение в их пределах.

4.4. Использование опоры за ограничением 10 баллов за каждое Нагружение для опоры конечностью или другой частью тела рельефа за линией ограничения или непосредственно ограничительной линии

Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры за ограничением или ограничительной линии при движении или для поддержания равновесия. Не является нарушением:

4.4.1. Касание участником неплотно прилегающего к рельефу ограничительного указателя (например, ленты, тесьмы, репшнура).
4.4.2. Перенос конечности или тела по воздуху над ограничительным указателем или зоной ограничения.
4.4.3. Касание ограничительных указателей или опор (снаряжения) за ограничением:
· неплотно прилегающими к телу (развивающимися) частями одежды;
· свободно висящим на участнике снаряжением (например, оттяжками, лесенками, скальным молотком);
· контрольным грузом жестко не закрепленным на участнике (подвешенным к участнику), если не оговорена транспортировка в пределах коридора.

4.5.

Использование судейского снаряжения 10 баллов за каждое Нагружение участником судейской страховки или перил, а также элементов оборудования дистанции при движении или для поддержания равновесия

Нарушением считается, если участник нагрузил:
4.5.1. Судейскую страховку для передвижения или для поддержания равновесия.
4.5.2. Элементы оборудования дистанции (например, подвесок судейской страховки, блокировок крючьев) для передвижения или поддержания равновесия.
4.5.3. Судейские перила, в том числе и навесной переправы, самостраховкой или непосредственно участником.

4.6.

Неправильное выполнение элементов технического приема 5 баллов за каждое Выполнение технического приема с нарушением установленных норм и правилспортивного туризма и горовосхождений в целом или требований Условий

Нарушением считается:
4.6.1. Неправильное оборудование системы полиспаста или тормозного устройства. Например:
· не зафиксирована муфтой защелка карабина или использование карабина без муфты;
· фиксирующее устройство при спуске-подъеме ?пострадавшего? отсутствует или закреплено к пункту крепления системы;
· концы грузовых веревок не закреплены на рельефе;
· использование судейского карабина не как точки крепления, а как составной части системы.
4.6.2. Неправильное оборудование средства для транспортировки ?пострадавшего?, в том числе:
· системы для спуска-подъема ?пострадавшего? на сопровождающем (например, неравномерно натянуты сдвоенные веревки, не связаны общим узлом или узел не контролируется сопровождающим, ?пострадавший? очень высоко или низко относительно сопровождающего;
· при вязке носилок (например, поперечины расположены неправильно относительно жердей, а жерди - относительно поперечен, неправильно связано ложе (рисунок сетки, количество петель и узлы на жердях не обеспечивают сохранность ложа под нагрузкой), не обеспечена жесткость каркаса);
· при транспортировке носилок (например, неправильно закреплен к носилкам ?пострадавший?, петли подвески без узла ?проводник?, а при навесной переправе узлы подвески не сблокированы между собой основной веревкой, подвешены на одном общем карабине).
4.6.3. Неправильная транспортировка ?пострадавшего? на
сопровождающем.
Нарушением считаются неправильные действия:
· сопровождающего (не предохраняет ?пострадавшего? от ударов об рельеф);
· участников, регулирующих спуск- подъем (резкое протравливание веревки при спуске или рывки при подъеме, что приводит к потере устойчивости сопровождающего);
· ?пострадавшего? (помогает без учета характера травмы и указаний Условий). Не является нарушением:
· касание ?пострадавшим? личных вещей (поправляет свои очки, элементы одежды);
· прикрывает или защищает свое лицо от контакта со снаряжением или рельефом.
4.6.4. Не демонтирован после финиша пункт, установленный участником на рельефе при прохождении дистанции. Например:
· не вывинчен (не выбит) установленный участником крюк;
· не снят установленный участником закладной элемент, петля.
4.6.4.1. Данное требование в равной степени относится и к обязательным для оборудования согласно Условиям пунктов, и к установленным участниками по своему усмотрению.

Підписатися на Коментарі для "Указания по судейству техники движения и страховки на соревнованиях по технике спортивного туризма на горном рельефе"