Восхождение на Монблан, 2003 г.

Как сейчас помню - ранней весной 2003 было очень тяжело сидеть и просто работать, только работать и работать изо дня в день. Каждое утро - одна и та же тарелка мюслей на воде, кружка чая, потом четыреста метров до института, потом пару часов отвечать на е-майлы, после наступал очередной раунд затяжной борьбы с кодом, который сделал докторами уже 3-х человек, но при этом имел ресурс осчастливить еще минимум троих? в общем, это были the best days of my life. В больнице лежать с растяжками казалось куда интереснее. Наверное, причиной всему был сезонный авитаминоз, я так и не понял.

Что было ясно - такую болезнь могла излечить только поездка в горы, в настоящие горы, которые зимой и летом одним цветом - белым. Настоящие горы на нашей карте были только в одном месте , оно гордо называлось Chamonix - Mont Blanc. Были мы там всего три дня, но про все болезни забыли уже на подъездах.

Австрийские Альпы с воздуха
Австрийские Альпы с воздуха

В результате разработанной комбинации транспортные расходы из Киева получились около 100$ в один конец: автобусом в Гамбург, далее самолетом в Милан и поездом до Courmayeur-а, поселка с итальянской стороны Монблана. На попутке через туннель - и мы у начала маршрута. Назад решено было добираться автостопом.

Замки долины Aosta
Замки долины Aosta

По всей долине стоят десятки замков и просто башен, возведенных в средние века местными феодалами.

Из Милана ехали самым первым поездом; показалось, что проспали пересадку, выскочили и пересели в другой поезд - оказалось, что он едет обратно. И т.д.

Жак Бальма уговаривает Соссюра сходить на Монблан. ?Да там? да вообще? да просто зашибись!?
Жак Бальма уговаривает Соссюра сходить на Монблан. ?Да там? да вообще? да просто зашибись!?

В Шамони мы спустились, чтобы купить газ. Только через 2 часа поисков по всему городу (в магазине Последней Надежды), продавец, аккуратно вытирая пыль, принес из подсобки 5 маленьких баллончиков. Ботинки Everest стояли в 2 ряда, были даже стрегоровские френды, но газа не было нигде.

Ледник Bossons
Ледник Bossons

У нас был план подняться на Монблан по маршруту через хижину Grands Mulets. Рассчитывали на хорошую погоду и небольшое количество снега внизу (апрель, однако). Только при этом нам хватало времени на восхождение. В результате расчеты не оправдались.

Подъем вдоль заброшенной линии канатки рядом с ледником Bossons
Подъем вдоль заброшенной линии канатки рядом с ледником Bossons

За первые полдня набрали километр высоты: сначала по тропе в лесу, потом по заваленным снегом склонам. На подходе ко второй станции канатки пришлось долго топтаться на месте - пушистый снег не держал, и после каждого шага мы съезжали обратно вниз.

Утро третьего дня. Пластиковая тарелка замерзла и треснула
Утро третьего дня. Пластиковая тарелка замерзла и треснула

Весь второй день была нулевая видимость, шел снег. Сидели в палатке на недостроенной станции канатки. Иногда выходили проверить обстановку и глубину снега. За день навалило полметра к тому, что было до этого.

Маршрут на Монблан через хижину Grands Mulets
Маршрут на Монблан через хижину Grands Mulets

В средней части маршрут совпадает в маршрутом первовосходителей. Хижина Grands Mulets на скале посреди ледника отмечена флажком. Также отмечена флажком заброшенная хижина Vallot на гребне.

Нижняя часть долины Шамони
Нижняя часть долины Шамони

Город находится на высоте 1000м, в то время как склоны окружающих долину гор поднимаются до 4800м. Высота хребта на фото - около 2500м.

Верхняя часть долины.
Верхняя часть долины.

Погода была хорошая, и мы пошли наверх. Чтобы не подрезать склон, поднимались вертикально вверх под самые скалы, а затем шли траверсом к леднику Боссон.

Станция канатки на вершине Aguille du Midi в полтора километрах над нами.
Станция канатки на вершине Aguille du Midi в полтора километрах над нами.

Отличная погода наверху, мы же пока выгребаем в тени. Снега все больше и больше. Меняемся через каждые 50 метров. Со склонов Dome du Gouter сошла небольшая лавина.

Иглы Шамони.
Иглы Шамони.

Достали лопату. Тщательно выбираем путь, ищем, где не так глубоко, где торчат редкие камни. Просто напором уже не пройти, надо сначала прокопать ход.

На подходе к леднику Боссон.
На подходе к леднику Боссон.

Медленно движемся вперед. Иногда снега становится немного меньше, но иногда приходится действовать как ледоколы в Арктике - запрыгивать грудью на снег, давить его и таким образом продвигаться дальше. Копать ход лопатой слишком долго. Ползти получается только без рюкзака. Непрактично.

Облако над Dome du Gouter.
Облако над Dome du Gouter.

Тем временем прошло полдня. Погода еще не испортилась, но оптимизма уже не внушает. Вспомнили про прогноз погоды - ? плохо, но может кратковременно улучшиться ?. Наверное, это улучшение сейчас подходит к концу.

Не чёрный альпинист.
Не чёрный альпинист.

Вдруг заметили людей впереди. Оказалось, что это лыжники спускаются с Эгюи дю Миди. Попугали нас никаким прогнозом и завалами снега на 3800 ( - Если бы я шел на Монблан?на лыжах?то мне понабилась бы неделя! - ). В 4 часа оценили, что мы сегодня за 8 часов сделали и сколько еще идти до Гран Муле. Оказывается, прошли 1/4 пути. Повернули назад.

?Самое место лепить снежную бабу?
?Самое место лепить снежную бабу?

Спускаться вниз легко и приятно. Внизу снега еще больше, чем наверху. Видно следы схода верхних слоев. Придерживаемся опор канатки, чтобы минимизировать вероятность попадания под лавину. Перед опасными склонами идущий первым специально топчется и спускает перед собой кучи снега.

Встреча с drug-курьером из Восточной Европы высоко в горах вблизи франко-итальянской границы.
Встреча с drug-курьером из Восточной Европы высоко в горах вблизи франко-итальянской границы.

В сумерках спустились до первой станции канатки. Там и заночевали. От нее до авто-туннеля не более часа хода.

Ночное Шамони.
Ночное Шамони.

Итоги разбора полетов можно было предсказать заранее: не имея много времени на мероприятие, остается только надеяться на погоду, на раннюю весну и другие вещи, но если таких - если - становится слишком много - неудача неизбежна. А еще стоило лучше продумать каким маршрутом идти наверх или хотя бы иметь снегоступы.

Турин, берег реки По. 5 часов утра. Ночевка на скамейках в парке.
Турин, берег реки По. 5 часов утра. Ночевка на скамейках в парке.

Назад добирались кто поездом, а кто автостопом, что само по себе является темой для отдельного рассказа. ?Da dove viene?? - ?Kiev! Ukraine!? - ????? - ??Shevchenko?? - ?O, Madonna!!!?, - после чего начинались взаимные объятия и возлияния.

Хочется закончить этот рассказ оптимистической фразой комментатора матча Нива - Динамо, 2:5. - Хорошо сегодня играла наша Нива! Хоть и проиграли, зато показали, что и мы умеем забивать! -

Благодарю Дмитрия Михина за подробное описание автостопной поездки в Шамони, опубликованное на mountain.ru; Артема Соколова и Frank Dahlke за их решимость участвовать в этом не совсем продуманном выезде.

Підписатися на Коментарі для "Восхождение на Монблан, 2003 г."