Карпаты, пеший поход 2 к.с. Август 2003 г.

МАРШРУТ

с.Воловець - вдп. Шипот - г.Великий Верх-хр. Полонина Боржава - г. Кук - хр. Палений Грунь - г. Тапеш - хр. Квасний Верх - хр. Красна - с.Усть Чорна - г. Темпа - хр.Свидовець - г. Близниця - с.Кваси - г. Шешул - г. Петрос - г. Говерла - смт Ворохта.

Протяженость 218 км

Каштан Вячеслав
Трегубова Елена (медик)
Лаврентьева Татьяна (ремнабор)
Цветнов Алексей (2-й зам.рук)
Шинкаренко Максим
Крюкова Вера (завхоз)

Техническое описание.

День первый
От остановки автобуса Воловец - Межгорье в село уходит дорога (на ЮЗ). Дорога ведет к школе, за которой развилка. Дорога, ведущая к водопаду Шипот идет на Юг через мост. Дорога выходит на водораздел, и переваливает в долину соседней реки Плащанкова. Дальше дорога идет по селу Пилипець вверх по левому берегу ручья до брода (на ЮЗ). В районе брода оборудованы стоянки. Водопад Шипот находится выше по течению ручья метров на 150. От брода уходит дорога на ЮЗ. Она идет по правому берегу ручья (вверх по течению) с набором высоты. Через 40 мин хода дорога пересекает ручей. От ручья идет тропа. В районе ручья есть места для стоянки, последние перед выходом на полонину. Тропа идущая от ручья ведет на перемычку между горами Гимба и Великий Верх по северному отрогу хр. Боржава. Путь от брода до перемычки занимает 2ч. 10 мин.
По перемычке идет тропа, ведущая с г. В. Верх на г. Гимба. Еще одна тропа ведет с перемычки к г. Стой траверсом. Эта тропа сливается с дорогой, ведущей с г. Плай мимо г. В. Верх на отрог г. Стой. От дороги на СЗ в урочище Эрсавское уходит тропа. Т. к. дорога, ведущая с г. Плай идет на отрог она не заходит на вершину г. Стой. Поэтому в районе вершины г. Стой мы с дороги напрямую поднялись к вершине. От дороги до вершины по высоте 50 м. На вершине стоит тренога. Около вершины находятся фундаменты зданий разрушенной метеостанции.
С вершины г. Стой к г. В. Верх по верху хребта ведет тропа. Она выходит на ту же дорогу, ведущую с г. Плай на отрог г. Стой. По этой дороге (теперь в обратном направлении) мы дошли до подъема на г. В. Верх. Здесь дорога ушла на СЗ к г. Плай, а мы пошли по тропе ведущей прямо на вершину (50 м. набора).
С вершины мы спускались по СВ отрогу ведущему в с. Подобовец. По отрогу идет тропа. Ее пересекает дорога идущая в с. Подобрвец. Если идти по этой дороге, то выйдешь к верху бугельного подъемника. По трассе подъемника мы вышли в само село. По дороге, идущей через село, мы вышли к школе, стоящей на развилке. От развилки повторили путь к броду в районе водопада Шипот, где была наша стоянка.

День второй
С утра мы повторили подъем на перемычку соединяющую горы В. Верх и Гимба.
Через перемычку идет с г. В. Верх тропа на г. Гимба (ЮВ). С г. Гимба по той же дороге мы пошли на г. Магура-Жиде, и дальше к г. Граб. На г. Граб можно идти по тропе в лоб, но можно и траверсировать также по дороге. Дорога огибает с З стороны Г. Граб и уходит по отрогу на ЮВ. Чтоб выйти обратно на хребет надо идти по тропе, которая отходит от дороги в том месте, где дорога уходит на отрог. Тропа по хребту выводит к г. 1257, которую также можно траверсировать с З стороны. Следующая гора к которой по хребту нас вывела тропа - г. Кругла. Около горы есть несколько троп: одна уходит к вершине; другая - на восточный отрог; третья - в ущелье, которое на восточном склоне; четвертая - траверсирует восточный склон. Мы пошли по четвертой тропе. Она вывела нас на хребет и дальше к г. Ополонок. Тропа идет в обход г. Ополонок через лес; пересекает ручей (возле ручья места для стоянки нет). пересекая ручья тропа выходит на черничное поле и там теряется. Если дальше идти траверсом по склону то выйдешь к перевалу Прислоп почти не сбрасывая высоты. За 500 м. До перевала на хребет выходит наезженная дорога с СВ (снизу). Если пройти 150 м по дороге, а потом спустится по склону (без тропы) то выйдешь к ручью. В этом месте мы и ночевали.

День третий
С утра мы вышли на перевал Прислоп. На нем стоит бетонный крест. С перевала уходит дорога к с. Тюшка (СВ). В обход г. Прислоп идет дорога а через вершину есть тропа. Мы шли по тропе и перевалив через гору вышли на дорогу которая уходил с перевала Прислоп в обход. Дальше эта дорога вела на гору Каменная. На спуске с горы есть развилка. Правая дорога ведет к г. Полонина Кук. Она пересекает ЛЭП. После ЛЭП заметно понижение хребта. В нижней точке есть ручей. Наверх ведет наезженная дорога на З (к ЛЭП). От нее на В уходит дорога, которая через горелый лес выводит на г. Полонина Кук. Чтоб попасть с г. Полонина кук на г. Кук надо идти по тропе идущей по хребту. Вершину г. Кук с З стороны обходит дорога. С этой дороги на Ю уходит дорога ведущая к избам в долине реки Бронецкая. Дальше есть еще одна развилка (дорога уходит тоже на Ю по отрогу). Дорога по которой мы шли (которая обходит г. Кук) выводит нас по хребту к г. Волосянка. Дальше по хребту мы шли до конца полонины. В самой ее ЮВ части есть тур. От него идет тропа по которой можно перейти на хр. Паленый Грунь, а именно к г. Корытище. По хребту идет тропа , временами переходящая в дорогу, а временами почти теряющаяся. Она идет через весь, то хребет по вершине хребта то чуть по склону. Мы ночевали на хребте не доходя до г. Скала. На северо-восточном склоне есть ручей.

День четвертый
По той же тропе мы поднялись на г. Скала. Никаких скал на ней нет. Только трава. Подымаясь на гору проходили кошару . С хребта мы хотели попасть в долину р. Рика в районе р. Лохматый. Для этого спускались по отрогу до сенокоса . От сенокоса спускались по тропе на С в с. Внучкове. Спуск довольно крутой особенно у подножья. Тропа вывела нас на край села. Рядом оказался подвесной мост через реку. На полудневку мы остановились возле реки на левом берегу.

День пятый
За рекой есть луг. Вдоль луга под горой идет дорога. От нее начинается подъем на г. Тапеш. Тропа ведущая на гору находится напротив места где ЛЭП пересекает реку. Тропа идет круто вверх. Она проходит мимо одного коша на высоте 980м. и второго под вершиной. Тропа выводит к вершине по Ю склону. Чтоб спустится к ручью Квасовец надо с вершины спускаться до развилки. Там повернуть на дорогу на В. (вторая дорога выведет к с. Негровей) Эта дорога выведет к Турбазе, которая находиться почти напротив ручья Квасовец. Напротив турбазы есть подвесной мост через р. Тереблю. На дневка мы стали в недалеко от того места, где ручей впадает в р. Тереблю.

День шестой
С утра мы закончили подъем на г. Стоги (1285). Вершина ее в лесу. На полонине чуть ниже 1285 на склоне есть родник (он не пересох). г. Стоги мы обходили траверсом с северной стороны. На правом склоне перемычки между г. Стоги и г. Шпанская есть родник. Ниже его по склону ручей. На ручье стоит кошара. Возле родника мы стали на полудневку.

День седьмой
Почти в устье ручья Квасовец есть мост. От него (с правого берега) начинается подъем на хребет Касний Верх. Тропа крутая. По хребту идет тропа до метеостанции. Метеостанция стоит в начале подъема на г. Топас. Г. Топас это начало хр. Красна. По хр. Красна идет широкая наезженная дорога. Вероятно, она осталась после прокладки тут трубопровода. Дорога идет через г. Сигланский и г. Гропа. Участок пути от подъема на г. Топас мы шли в тумане, видимость была плохая. Вероятно, были тропы срезающие вершины, но мы их не видели. До вечера туман так окончательно и не рассеялся, хотя видимость улучшилась. Ночевали, не доходя до г. Климова. Верхние источники были пересохшие. Воду мы нашли в 300м ниже.

День восьмой
Дорога идущая по хребту переваливает через г. Климова и идет дальше по хребту в сторону с. Усть-Чорна. С вершины уходит еще одна дорога, ведущая к с. Руська Мокра. По дороге мы дошли до вершины, а дальше пошли по отрогу (СВ). С отрога сваливались к ручью Зансева. Тропы там нет. Спуск идет по крутой "сыпухе". По ручью мы вышли в с. Усть-Чорна. Тропы вдоль ручья тоже нет, зато ручей очень красивый и чистый. Берега каменистые. Ручей выводит как раз к тому месту где есть мост через р. Тересва около ручья Брустуранка. С левого берега реки начинается подъем к г. Стоги. Дорога наверх незженая и идет серпантином. Мы начивали на подъеме не дойдя до г. Стоги. Воду нашли на 1км ниже. Возможно в другую погоду было бы что-то поближе. Расстояние за день прошли небольшое, потому что много времени занял спуск с хр. Красна без тропы.

День девятый
С утра мы закончили подъем на г. Стоги (1285). Вершина ее в лесу. С г. Стоги тропа ведет кг. Стоги.На полонине чуть ниже 1285м. На склоне есть родник (он не пересох). г. Стоги мы обходили траверсом с северной стороны. На правом склоне перемычки между г. Стоги и г. Шпанская есть родник. Ниже его по склону ручей. На ручье стоит кошара. Возле родника мы стали на полудневку.

День десятый
Мы поднялись обратно на хребет и вышли на дорога с которой свалились к ручью в предидущий день. Идя по дороге вышли на г. Шпанская. Траверсировать г. Шпанскую нет смысла. Перемычки между ней и г. Темпа нет. Поэтому перевалив через г. Шпанская пройдя дальше по хребту мы поднялись на вершину г. Темпа. С вершины мы свалились на тропу идущую в восточном направлении. Эта тропа ведет в обход г. Унгоряскак г. Трояска. У подножья тропа разветвляется. Одна тропа идет на север. Нужная нам тропа, ведущая на восток, выводит на перемычку между г. Догяска и хр. Апшинец. С перемычки мы пошли по хр. Апшинец к г. Стиг. У подножья горы есть тропа ведущая в сторону селения. Южный склон г. Стиг траверсируют две тропы на разных уровнях. Верхняя выводит на перемычку между г. Стиг и г. Близница. На южном склоне перемычки исток левого притока ручья Пасовская. Нижняя дорога выводит к этому истоку и идет дальше по левому берегу ручья спускаясь к поселку. На ночевку мы стали в раене истока на 100 м ниже перемычки.

День одиннадцатый
С утра мы поднялись на перемычку. С перемычки дорога идет по хребту на г. Близница. Дорога к турбазе Драгобрат ведет на СВ. На вершине г. Близница стоит железная пирамида. С г. Близница по хребту можно выйти на г. Малая Близница. На ней стоит просто тур из камней. Дальше по хребту находится памятник погибшей группе. Чтоб попасть в с. Квасы нужно идти по хребту до тура высотой 1,5 - 2 м. От него на восток уходит тропа на полонину Белина. На границе леса стоит кошара. От нее начинается наезженая дорога, ведущая к с. Квасы. В кошаре есть родник. Из с. Квасы мы подымались на г. Веснярка. Напротив автобусной остановки есть мост через реку Тису. От моста дорога ведет к недостроенным домам. За домами развилка. Одна дорога идет наверх. Чтоб попасть на г. Веснярка надо перейти ручей Карасиленко и идти дальше по дороге серпантином. Заночивали мы на подъеме на г. Вснярк едва войдя в зону леса.

День двенадцатый
С утра мы дошли до вершины г. Веснярка. С нее мы шли по дороге ведущей к полонине Менчул. Не доходя 150м до кошар мы начали подыматься по хребту на г. Шешул. На г. Шешул стоит тур. На спуске с г. Шешул березовый стланник (150м). На перемычку между г. Петрос и г. Шешул выходят три дороги: одна приходит с кошар до которых мы не дошли; вторая с южной стороны г. шешул; третья идет в обход г. Петрос. С развилки прямо по хребту идет тропа на г. Петрос. Мы пошли по дороге вобход г. Петрос и стали на полонине Гарманеску. Оттуда был сделан радиальный выход на вершину г. Петрос. Подъем занял 27 мин. На вершину ведет крутая тропа с выходами скал и камней. На спуске нас застал дождь. Скалы стали мокрыми и скользкими. В дождь тут лучше не ходить. Вечером дождь стих и открылся красивый вид на г. Говерлу в лучах заходящего солнца.

День тринадцатый
Мы дошли до перемычки между горами Петрос и Говерла. С перемычки уходит одна тропа идущая по юго-западному склону. Вторая ведет на вершину. Тропа идет по травянистому склону также с камнями. Она ОЧЕНЬ натоптаная. На вершине стоит памятник, крест, арка высотой 1м, герб, гранитная плита. Вся вершина равномерно усыпана мусором. Людей очень много. По всему склону за 10м от вершины мусорники.С вершны мы спускались по отрогу на восток в сторону базы "Заросляк". Спуск крутой. От турбазы идет асфальтированная дорога. По ней мы вышли к лагерю "Глобус". Невдалеке от него мы заночевали на берегу р. Прут.

День четырнадцатый
От лагеря Глобус по асфальтированной дороге мы дошли до пгт. Ворохта.