Паспорт перевала Узловой (1Б)

РайонХребет,
масcив
Какие ущелья
соединяет
НазваниеВысота,
м
КоординатыКатегория сложности
сезонзимамежсезонье
Домбай, ГвандраДаутскийр. Даут -
р. Джелсугчат
Узловой333143о17?30.37??N
41о54?47.90??Е
??

1. Общее время прохождения: 5:05, 6:15, (от пересечения р. Даут и Рынджи до ступеньки долины реки Джелсугчат)
2. Затрачено времени на подъем: 5:05 , перепад высот +940 м
3. Затрачено времени на спуск: 1:10 , перепад высот -330 м
4. Движение с самостраховкой: 1:15 , с одновременной страховкой: 0:00 .
5. Движение с попеременной страховкой: 0:00, с перильной страховкой: 2:25.
6. Организовано пунктов самостраховки: 3.

7. Характеристики ключевой части подъема и спуска по участкам:

Участок путиОбщее время прохождения
(час:мин)
Длина,
(м)
Крутизна,
(град.)
Перепад высоты,
(м)
Характер рельефаХарактеристика движения со страховкойКоличество организованных
пунктов страховки
самостраховкойодновременнойпопеременнойперильной

Ригель р. Даут - начало ледника Даут

0:45

1730

10-30

+270

Слежавшийся конгломерат, бараньи лбы

0:45

?

?

?

?

Перевальный взлет

0:30

710

15-25

+160

Ледник

0:30

?

?

?

?

Перевальный взлет - седловина

2:25

90

30-35

+80

Ледник

?

?

?

L=90м

35о

2:25

3

полка - слияние р. Даут и Рынджи

1:30

3000

10-25

-780

Крупная осыпь, открытый ледник

0:30

?

?

?

?

Перевал Узловой - ступенька долины

1:10

950

20-30

-330

Средняя осыпь

0:20

?

?

?

?

8. При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение:
- групповое: веревка 50 м минимум 2 шт., станционные петли 120-150 см 3 шт., карабины 4шт., комплект расходной веревки на 2 станции.
- индивидуальное: ледоруб и треккинговые палки, каска, система, 3 карабина, 2 прусика, жумар и спусковое.
9. Рекомендованное место для ночевки: д. р. Махар, д. р. Джелсугчат, д. р. Даут
10. Перевал пройден: 17.08.2013 в горном походе 2 категории сложности по Западному Кавказу.
11. Метеорологические условия прохождения перевала: ясно, после обеда дождь.
12. Необходимые дополнительные условия для организации движения и страховки: очень пригодился индивидуальный крем от загара, во время ожидания провешивания перил.
13. Потенциальная опасность и средства безопасности: При преодолении камнеопасных склонов - движение плотной группой. Недопущение нахождения участников на крутых ледовых склонах один над другим.
14. Руководитель похода Грабец Богдан Богданович.
15. Маршрутная книжка - 36/2013, МКК 126-04-30302000 Киев.

Описание прохождения перевала и картографический материал:

Описание дается по прохождению от слияния р. Даут с р. Рынджи до р. Джалсугчат.

От стоянки двигаемся по тропе на левой стороне реки Даут вверх по течению. Недалеко от ригеля, с которого падал когда-то ледник (теперь тут озеро) переправляемся по камням на правый берег. И по мелкому, слежавшемуся конгломерату поднимаемся на правую боковую морену, в направлении скальной полки, угадывающейся в правом крыле ригеля (фото 54) слева по х. д.
Движение по такому спрессованному конгломерату возможно лишь с рубкой ступеней, склон крутизной до 30о глубоко изрезан эрозионными потоками, что затрудняет движение. Эррозионные потоки пересекаем траверсом, в направлении скальной полки (фото 55). Возможно, следует раньше выходить на боковую морену и потом двигаться по ручью, обходя ригель сверху. (фото 54, 56). Далее по несложным скалам (I к. с.) выходим к открытому пологому леднику Даут, по которому подходим (фото 57) к перевальному взлету (фото 58). Отдыхаем и меняем трекпалки на кошки и ледорубы.

Плотной группой, избегая участков открытого льда, начинаем подниматься в направлении седловины, несколько раз меняя направление движения. Крутизна постепенно увеличивается от 15 до 25о. Снега также становится больше. При подходе к последней части перевала - снежному желобу, ограниченному скалами, крутизна склона и глубина падения увеличиваются ровно настолько, чтобы хватило духу руководителю принять решение менять страховку.
Организовав станцию R0 на ледорубах в глубоком снегу, выпустили лидера L=50 м, который организовал станцию R1 тоже на двух ледорубах в левой части кулуара (фото 58), откуда участники смогли подняться по еще одной веревке L=40 м на седловину, закрепленную вокруг скального выступа, в центре седловины. За 5 метров до седловины снег переходил в конгломерат, что заставляло очень осторожно проходить данный участок, для избегания сбрасывания камней на ниже идущих участников. Общий вид подъема на перевал показан на фото 60.

Седловина перевала достаточно просторная, с нее открывается красивейший по своей полноте вид на Нахар, этому способствуют обрывы, ведущие в д. р. Кичи-Талы-Чат. С перевала снята записка группы туристов т/к ?Горизонт?, которые взошли на перевал со стороны реки Даут под руководством Остапова О. Ж.

Вдоволь насладившись видом, начинаем движение в сторону д. р. Джелсугчат, перейдя траверсом в кулуар, миновав 2 обрывчатых кулуара. Они ведут в д. р. Кичи-Талы-Чат, которая, как выяснилось позже, заканчивается каньоном и водопадом в д. р. Махар. С ледорубом спускаемся по средней осыпи по правой стороне кулуара, под скалами. Много живых камней, которые едут, но движение плотной группой это нивелирует. Через 20 минут движения по окончанию кулуара прячем ледорубы и после спуска под в. 3456 становимся на стоянку на первой ступеньке, не доходя до реки, текущей из-под пер. Миронова, начинается дождь. Вид со стоянок в сторону перевала на фото 61.

Маршрут подъема на ригель

Фото 54.Маршрут подъема на ригель
Движение группы по слежавшемуся конгломерату

Фото 55.Движение группы по слежавшемуся конгломерату
Подъем на ригель. Вид в сторону д.р. Даут

Фото 56.Подъем на ригель. Вид в сторону д.р. Даут
Движение группы по леднику в направлении пер. Узловой

Фото 57.Движение группы по леднику в направлении пер. Узловой
Перевальный взлет

Фото 58. Перевальный взлет
Первая станция и вид на седловину

Фото 59. Первая станция и вид на седловину
Общий путь подъема

Фото 60. Общий путь подъема
Маршрут спуска с перевала Узловой с места ночевок

Фото 61. Маршрут спуска с перевала Узловой с места ночевок
Підписатися на Коментарі для "Паспорт перевала Узловой (1Б)"