Перевал Затяжной (2Б)

Район Хребет, массив, река Название Высота, м Категория трудности
лето зима межсезонье
Западный Тянь-Шань Ферганский хребет Затяжной 4467 - -

Соединяет: ледник Кызыл-Белес (?58) и северную ветвь ледника Триплет (?62). Находится в северо-восточном отроге г.Чингиза Айтматова.

Первопрохождение: группой под рук. Савчинского, август 2008.

Координаты седловины: N40°44.846' E74°18.894'

Перевал пройден в походе 4 категории сложности по Тянь-Шаню (южная часть Ферганского хребта)

Описание прохождения: Дается в направлении с ледника Кызыл-Белес к северной ветви ледника Триплет (?62). Вариантов подъема в таком направлении существует два (показаны на фото 1) и они равноценны с точки зрения технической сложности. Возможно, средняя крутизна вар. Савчинского (левого по ходу) несколько ниже, однако правый по ходу (наш) вариант короче.

Выходим в 6:48 - сборы и готовка на морозе, как это бывает, несколько затянулись. Погода ясная, есть облака. Из лагеря выходим в связках и кошках, доходим до точки 0 (см. фото 1). Дальше крутизна склона увеличивается до 30°, склон фирновый, что исключает возможность одновременного движения со страховкой через бур. Пикетов для организации аналога такой страховки на фирновом склоне у нас не хватит, решаем, что уровня индивидуальной техники у каждого из нас достаточно для безопасного хождения только с самостраховкой. Продолжаем двигаться в связках - хоть это и опасный вариант на фирновом склоне, но мы опасаемся скрытых под снегом трещин.

В 7:32 добираемся до зоны ледовых обвалов (см. фото 1) и обходим её слева по ходу. В 7:50 перевал резко затягивает тучами и поднимается сильный ветер. В облаке, без видимости (по GPS) доходим до точки 1, где ветер начинает отрывать самых легких участников от склона. Решаем перейти на перильную страховку. Если бы не этот фактор, рельеф и состояние снега позволяло продолжать одновременное движение до т.5 (см. фото2).

Ориентируясь по GPS, памяти и редким разрывам в тумане, вешаем 4 веревки с преимущественным направлением влево-вверх и вверх (т.1 - т.5). Станции организовываем на пикетах и ледорубах. Дальше натыкаемся на огромную трещину, которую первый аккуратно проползает по снежному мосту и делает максимально надежную станцию, способную выдержать рывок при потенциальном обрушении моста. Примерно в это время сходит лавина с глыбами льда в ?зоне ледовых обвалов? (см. фото1), такая обширная, что дрожит фирн под ногами - как при небольшом землетрясении.

Дальше вешаем 4 полные веревки траверсом влево по ходу (т.6 - т. 10), в сторону координат седловины перевала. На участке 7-8 натыкаемся на ещё одну трещину, но уже не столь капитальную. В 12:25 все оказываются на седловине перевала. Седловина очень узкая, ветрено. Удивляемся, как это предыдущей группе захотелось ставить здесь палатку, кажется, место не приспособлено для жизни.

На спусковую сторону свисает небольшой карнизик, который приходится продолбить для гарантии сдергивания ледорубного креста. В отчете Савчинского не указаны перепад высоты крутого участка и количество веревок на спуск, поэтому для нас было некоторой неожиданностью увидеть, что нужно провесить 5 веревок дюльфера отборного 50° (первая веревка - 60°) фирна - ожидали чего-то попроще. Весь спуск организовывается на ледорубных крестах. Склон, как и на других перевалах на Ферганском - смесь снега со слоями льда - продукт смены периодов оттепели и мороза, т.е. такой слоистый пирог, в который и ледоруб штычком просто так не входит, и бур не держит, и забитый клювиком ледоруб тоже ненадежен. Приходится изобретать собственную технику, которой успешно пользуемся до конца похода - ледоруб или пикет забивается с помощью молотка (айсбайля) в слоистый лед, как своеобразный крюк. Сблокированная на таких точках станция держит очень надежно.

Примерно в 14:20 лидер на 5й веревке дюльфера проходит бергшрунд, в 14:50 вся группа оказывается ниже бергшрунда, пересобирается в связки и одновременным движением спускается до ровной части ледника.

В 15:20 начинаем спуск по пологой части северной ветви лед. Триплет. Здесь уже не так ветрено и можно слегка расслабиться. По леднику текут реки из воды со снежной кашей, пару раз проваливаемся в них. Давно хочется кушать, но ещё больше хочется добраться до сухой поверхности, и в 16:30 (делаем длинный переход без привалов) добираемся до языка ледника и выползаем на морену, где готовим поздний обед.

После обеда делаем ещё переход, добираемся до первых признаков пробивающейся среди моренных камней травы, в 17:37 находим условно ровную площадку и становимся лагерем.

Ночью ветер три раза рвет оттяжки шатра, перепиливая их об точки закрепления (камни). Придумываем систему крепления оттяжек за гладкое древко ледорубов, которые уже в свою очередь приваливаются огромными камнями. Так живем до утра. А вообще небо ясное, видна луна.


Необходимое снаряжение: ледоруб, кошки каждому. Веревки 50м из расчета 1 на 2-3 чел. 2-3 ледобура на человека для исполнения одновременного движения по льду в связках на подъем, 2-3 пикета для организации станций на фирне, комплект для организации ледорубного креста и комплект для организации самовыверта.

Выводы:

Перевал - сложная 2Б, двухсторонняя. По технической сложности и перепаду высот близка к памирским 3А, уступает им лишь по абсолютной высоте.

Не рекомендуется ставить в маршрут группам без предварительного опыта прохождения перевалов 2Б (т.е. таким группам, как наша). Но если очень хочется и есть уверенность в своих силах, то, в принципе, можно и поставить.

На подъем было провешено 9 перильных веревок по 50м (5 из них можно было бы пройти одновременно при идеальной погоде), на спуск - 5 веревок (из этих веревок все необходимы). Если группа не собирается ночевать на склоне, организация ледорубных крестов на различном снегу должна быть отработана на 5+. Также время прохождения сильно зависит от уровня индивидуальной подготовки участников - от этого зависит скорость наступления момента, когда одновременное движение на подъем станет невозможным и придется вешать перила.

Путь подъема, выбранный нами, практически равноценен пути первопроходцев (Б.Савчинского), однако потенциально более опасен из-за пересечения зоны ледовых обвалов.

Фото 1. Схема подъема на пер. Затяжной (2Б), вид с пер. Валера (?5). Для детализации пути в верхней части см. фото 2
Фото 1. Схема подъема на пер. Затяжной (2Б), вид с пер. Валера (?5). Для детализации пути в верхней части см. фото 2
Фото 2. Детализация верхней части пер. Затяжной (2Б), вид с пер. Валера (?5)
Фото 2. Детализация верхней части пер. Затяжной (2Б), вид с пер. Валера (?5)
Фото 3. Группа под пер. Затяжной (2Б), фото с лед. Кызыл-Белес
Фото 3. Группа под пер. Затяжной (2Б), фото с лед. Кызыл-Белес
Фото 4. Группа под пер. Затяжной (2Б) и путь спуска, фото с северной ветви лед. Триплет. Отмечены точки организации баз на спуске.
Фото 4. Группа под пер. Затяжной (2Б) и путь спуска, фото с северной ветви лед. Триплет. Отмечены точки организации баз на спуске.
Підписатися на Коментарі для "Перевал Затяжной (2Б)"