Сходження на зимовий Ельбрус взимку 2011

О восхождении Лиса и Игорёши на зимний Эльбрус.

Впечатления Лиса:

По поводу всех этих зимних эльбрусов, мне показалось, что после Вергелесова и нашего мероприятий у народа как-то упала планка - типа, мол раз эти прошли, то можно чуть ли не новичковые группы вести. По крайней мере, из общения такое впечатление возникло, плюс перед отъездом ко мне подходил кое-кто с вопросом присоединиться, т.к. ?на лето нужна акклимуха?. Этот человек был летом на 4 тыс и зимой в Карпатах.

Поэтому напишу вот что.

Я, конечно, не считаю то, что мы сделали чем-то суперсложным. Однако, хочу отметить, что я перед тем как собраться на Эльбрус зимой я был там летом и был там в очень холодный, насколько могу судить, май. Плюс у нас был акклиматизационный задел с летнего памирского похода. Несмотря на это, между собой мы называли мероприятие ?дурной затеей? и никого не приглашали и не агитировали. Т.к. чувствовали отсутствие запаса прочности. На вершине мы оба были раньше и разочарования от недостижения не испытывали бы. И мотивация у нас была ?посмотреть что творится зимой на высоте?; такую мотивацию я считаю гораздо более безопасной по сравнению с ?аклематься на лето?. Во втором случае человека будет подпирать эта необходимость, и повернуть назад будет психологически труднее.

У группы Вергелеса, насколько я понял, руководитель вообще имел предварительный опыт нескольких зимних Эльбрусов. Если не ошибаюсь.

Что же такого в зимнем Эльбрусе? Такого, сякого?

Ветер. Нам повезло - ветер был приемлемой силы, обычное дулово. Но я читал, что зимой он может отрывать от земли (Афанасьев, акклиматизация к зимнему пику Ленина в 1993). Так же, чтоб как у Андрюхи его не вообще было - ну, такого я представить не могу, это граничит с чудом.

Мороз. Никто из нас двоих не умел вести себя на морозе ниже 40 (сколько точно - сказать не могу, такого градусника не было, но можно посчитать, что если в это время на Бочках было -30, высота 3600, тогда учитывая среднее падение температуры в тропосфере 6,5 градусов на километр, на седловине было что-то вроде -42). Негде научиться было. И, насколько я знаю, ни у кого из наших такой возможности тоже не было (разве что вот Маринка на Урал пошла :). Оказывается, такой холод нормально переносится, если ветра нет. А если есть, и если вдруг ветер такой температуры попадает на незакрытый участок кожи, то он отмерзает секунд за 10 до невозможности. Я так попался. Снял рукавицу и уже сам не смог надеть - хорошо, что Игореша подбежал и помог.
Причем что характерно, к этому морозу не получается акклиматизироваться, т.к. на горе живешь при комфортных -20?-30. На выходы ходишь днем, когда солнце и сравнительно тепло. А вот наверх уже идут во-первых в ясную погоду (и соответственно холодную), во-вторых, ночью, причем часа в четыре - в самое холодное время суток - и в это время ты уже довольно высоко, как минимум - на линзе (чтоб успеть всё сделать с запасом за короткий световой день). Поэтому встреча с локальным полюсом холода обязательно будет неожиданной и удивительной :).
А ещё, я такое когда-то видел на линзе. Человек совершенно теряет голову от страха, причем человек по жизни адекватный и рассудительный. Как получается: идёт он ночью вверх, идёт, начинают отмерзать ноги, он их отмахивает, вроде помогает, потом помогает меньше, а потом он обнаруживает, что как ни машет, а чувствительность не возвращается. При этом он осознает, что высоко залез и спускаться долго, и мысль уже не остановить - он думает, что даже если идти вниз, что произойдет с его ногами за это время и т.п. Доходило даже до слез. Тогда ситуацию спас термос с горячим чаем.

Постоянный холод. Ну такое, но если не жить в бочках с обогревателем (125 грн.сутки), то будет все время холодно. А если жить в бочках, психологически будет тяжело уйти ночевать перед восхождением куда-то выше. Кстати, если жить на холоде, то привыкаешь. Наверное, происходит разобщение фосфориллирования :). Я в первые дни на высоте бочек спал в двух спальниках, а в конце на высоте Приюта уже только в одном.

Короткий световой день и повышенная потребность в акклимухе. Это понятно. Получается так, что для безопасного восхождения нужно акклиматизироваться на высоту чуть больше чем летом - примерно до четверти полки, 5070. Мы так не делали, понадеялись на летний акклиматизационный задел (и надежды оправдались), а вот единственная связка которая взошла с нами ходила выше. Остальные повернули назад. Ещё, такой высокий акклиматизационный выход превращается сам по себе в отдельное восхождение + может потянуть за собой неприятную необходимость лишний раз шастать по льду.

Плюс, сюда же повышенную мерзлявость при плохой акклиматизации - не уверен в механизме, однако на себе уже прочувствовал.
Лед. Примерно от верхней гряды до четверти полки. Ниже Пастухова остался снежный след ратрака, выше, насколько я понимаю причину, летом и зимой расставлены вешки, и люди все время ходят в одном месте и утаптывают снег, пока он есть. Поэтому зимой остается что-то вроде снежной дорожки. Её было достаточно чтобы не пользоваться веревкой. Однако ходить по льду - медленно, особенно на спуск, и требуется бОльшая аккуратность. Плюс, леденеет сама косая полка, которая не сильно положе линзы.

Отсутствие спасателей на горе и отсутствие толпы людей, готовых прийти на помощь. Зимой на скалах спасателей пусто, никого нет. Даже в мае там кто-то есть, а на новый год не было.
В МЧС мы регистрировались, однако меня смущает, как они бы нас спасали зимой. На бочках и в приюте я никого похожего на спасателя не видел.

Так что оценивайте возможности и мотивы трезво. Себя обманывать - тупиковый вариант.

Еще интересное:
Там на седловине ж осталось порванное по талии убежище РФ5300. Верхний купол забит снегом. Сначала просто глянули, можно ли его через дырочку раскопать, а потом обнаружили внутри ход в снегу. Игареша пролез через ход, а оказывается купол в верхней части пустой, и обжит. Внутри выкопаны "стеллажи", лежит газ в баллонах, веревка 8ка, ледовый салевовский инструмент, книжка, ещё хоз мелочи. Полное впечатление что там кто-то живёт.
Только совсем непонятно, кто этот кто-то. Потому что сверху на горе 100% никого нет, внизу вроде тоже никого похожего на обитателя седловины не видно. Загадка :)

Впечатления Игореши:
Мои субъективные впечатления и вообще:
До выезда.
Вначале, когда только решили идти, было интересно и это все пахло каким-то предстоящим свершением. Через какое-то время начали возникать логичные вопросы: ?а как же оно там, зимой??, ?а что нужно?? и т.п. Вслед за вопросами начала потихоньку возникать тревога (к стати, я в это время как раз читал ?Хрустальный горизонт? Месснера), подкрепляемая всеобщим неодобрением или беспокойством (типа ?Вдвоем!? Та вы че, вообще!??). Кроме этого были рассказы, найденные в интернете или услышанные от товарищей. И еще пожелания типа ?Ну вы ж возвращайтесь?. Вообще, больше всего напрягала даже не предстоящая суровость, а неизвестность - как именно там будет, смогу ли я. Но решение уже принято, остается только подготовиться как можно лучше.
Готовиться, как подтвердилось потом, нужно действительно серьезно. Зимние большие горы - совсем не то, что летние - гораздо жестче!
Основная физическая подготовка была, как обычно, бег. Я бегал примерно 2 раза в неделю по 1 - 1,5 часа. Вообще, когда это группа из двух, а не нормальная тур. группа, то индивидуальная ответственность ощущается гораздо отчетливее. Другой фокус подготовки - снаряга. Мы шутили: ?Зимний Эльбрус - всего по 2?. На голову - кроме балаклавы еще шапку. К стати, хорошая балаклава, закрывающая все, кроме глаз там незаменима. У нас были синицынские виндблоковые. На руки было 5 пар разного рода перчаток/варежек (1 рабочее на биваке что-нибудь, 1 поларовые перчатки, 1 поларовые варежки, 1 верхонки, 1 варежки ?пуховое мегатепло?). 2 полара (тонкий и толстый). Лис брал 2 пуховки (жилет и именно пуховку). На ноги, кроме термухи еще 3 пары штанов (полар, ветрозащита и самосбросы). Я брал 2 пары ботинок (в своих легеньких Бореалях не совсем уверен был). Поверх ботинок у нас были синдипоновые подбахильники, кордюровые бахилы и еще специально пошили поларовые бахилы. Кошки, конечно, лучше брать привязные, чтобы не было никаких вопросов. Этой зимой там было достаточно, например такой комбинации спальника: Deuter Sphere 1050 + Pinguin Micra. В принципе, можно и меньше, но, возможно, придется сильно одетым спать.
Все сушили. И так рюк (с хавкой на 10 расчетных дней) получился ок. 35 кг.
Мандраж отпустил на вокзале ?
На месте (пред-).
Сразу пошли акклиматизироваться на Чегет, решили с рюками, мол, эффективнее будет. Долезли до верха первых подъемников и подумали, что хватит. Спустились, зарегились в МЧС в Терсколе и пошли искать место. Сразу за Терсколом стали, а потом бдительница порядка в нац. парке ?Приэльбрусье? нам все утро мозги компостировала со своими ?рододендрончиками?. Потом поднялись на ?Мир? на подъемнике, там же и стали. Радиально сходили на бочки. Старались не спешить сильно с акклиматизацией, чтобы не сорвать мероприятие. Так плавно доползли лагерем до Приюта и там закрепились в ?самолетике? (это среди домиков спасателей оранжевых). Следили внимательно, по самочувствию, можно ли уже на Приют лезть.
Когда выходили на акклиматизацию, где-то с уровня Приюта было понятно, что таки дует, а где-то перед ск. Пастухова, что дует таки конкретно (на восхождение надевать надо почти все).
Потом мы настроились на восхождение, запланировав предварительно день отдыха.
ОНО.
Вышли в полчетвертого. Идем, резво идем. Иногда даже жарковато. Ориентируемся примерно, по знакомым с акклиматизации выступам скал. Смотрим на красивое ясное звездное небо и огоньки налобных фонариков далеко внизу. Дошли до ск. Пастухова - нормально, вешки слева, скалы справа. Ничего не мерзнет, пока. Выходим на ?линзу?, а все еще темно. А где вешки? Идем и пытаемся выхватить лучом света эти тоненькие веточки из кромешного мрака. О, есть! Топчем дальше, но уже заметно медленнее. И кончик ноги что-то подмерзает, то одной, то другой. Дальше - больше? Пятка замерзает (это вообще для меня что-то странное было). А Лис руками замахал. Чуть позже я ногами.
Так идем и машем - один руками, другой ногами. И что-то, блин, все чаще и чаще махать приходится. Надоело махать, начал частые шажки делать, стуча носком. Лучше б, наверное, махал - экономнее было б.
Восход встретили на полке уже. На полке совсем наш темп приуныл. Идешь и заставляешь себя сохранять сознание ясным, контролировать свое состояние. Расслабиться никак нельзя. Ветер еще этот, в морду стал. Ох и длинная же эта полка зимой! В общем, вывалились мы на седловину, я сразу за купол станции завалился, отдыхаю. Тут Лис зовет. Подбегаю и слышу ?похоже, я руки обморозил? (он на несколько секунд снял перчатки). Я испугался, сразу в голове неприятные образы всякие. Не, думаю, фонарь! Надо что-то делать. За купол от ветра, махать, перчатки, термос. Пока мучил термос Лисьи руки отошли, но свои тоже чуть не приморозил в процессе. А термос так и не открыли - замерз намертво. Этот эпизод еще больше напряг морально. А термос, кажется, много сил отнял. Сели, отдышались? ?Ну шо, давай будем ПРОБОВАТЬ?? И поползли дальше.
Выход на плато оказался мучением. Двигаться быстро не получается никак, расслабиться все также нельзя. Ползем. Когда думаешь о вершине, уверенности нет никакой, что дойдем. Но все же, не понятно через сколько времени, вот оно плато, и? вот она вершина.
Радость была потом, где-то уже на полке, тииихинькая такая радость, но ?слаще меда?.

Обговорення на форумі

Підписатися на Коментарі для "Сходження на зимовий Ельбрус взимку 2011"