Перевал Кустура Саратии (Custura Saratii) - Негой (Negoiu) - Дракулуй (Strunga Dracului) (1Б*, 2535м)

Гребень перевала Strunga Dracului и г. Negoi
Гребень перевала Strunga Dracului и г. Negoi, 25xx м.

РАСПОЛОЖЕН

в западной части главного хребта массива Фэгэраш, Южные Карпаты, Румыния; западнее и восточнее от г. Негой. Между вершиной Щербота (с запада) и озером Калцун (с востока). Перевал используется как вариант движения по хребту Фэгэраш в широтном направлении. Состоит из 4-х отдельных частей: гребня Кустура Саратии, вершины горы Негой, кулуара Струнга Дракулуй и подходов к кулуару Дракулуй.

СОЕДИНЯЕТ

с запада - долину реки Щербота (Serbota), седловину Щербота, а также цирк Миелор (Mielor); с востока - оз. Калцун, долину р.Лайта, а также долину р. Палтинул.

НАЗВАН

местными жителями и альпинистами в 20 веке, частичный перевод - Strunga Dracului - "Чертов перелаз". Происхождение других частей названия не установлено.

Средняя часть хр. Фэгэраш, на запад справа - г. Негой

ПЕРВОПРОХОЖДЕНИЕ

в прямом и обратном направлении совершено румынскими альпинистами в первой половине 20в.

ДРУГИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

первое прохождение туристами из Украины - группа А.Дудки, 1995 (в обратном направлении, до г. Негой);
первое полное прямое прохождение туристами из Украины - группа Д. Шаповалова, июль, 2002.

ОТЧЕТЫ в библиотеках туристских клубов

1. Дудка Анатолий Петрович, ЦДЮМТ, смт. Глибока, Черновицкая обл.,1995, 3к.с., неполное обратное прох., отчет
  2. Еромасов Владимир Ильич, ЦДЮМТ, смт. Глибока, Черновицкая обл.,1999, 3к.с., неполное обратное прох., отчет
  3. Шаповалов Дмитрий Сергеевич, КиевОблТурклуб, г.Киев, 2002, 3к.с., полное прямое прох., график движения и паспорта пер.
  4. Другие источники: книги Muntii Fagarasului, Editura Bel Alpin, Bucuresti, Romania, 2001 и 2002.

Частота и преимущ. направление прохождения

3 групп/день/летом - р/в из кабаны Негой до кабаны Биля и наоборот. Кроме того 5-7 групп/день/летом р/в на г.Негой через пер. Дракулуй (обратное направление). Однодневные выходы.

Условия изменения к.т.

обледение скал в межсезонье и зимой повышает к.с. на полкатегории. Отсутствие страх. цепей на пер. Дракулуй повышает к.с. на полкатегории летом и категорию зимой. Концевые точки описания: с запада - вершина г. Щербота; с востока - оз. Калцун.

ПРОХОЖДЕНИЕ С ЗАПАДНОЙ СТОРОНЫ

УЧАСТОК N1 в-на г. Щербота - гребень Кустура Саратии до зап. склона г. Негой (перевала Клеопатрей) (фото 1, 2). Пpотяженность 2 км. Пеpепад высот 230м вниз, далее 250м вверх. Вpемя движения в обоих направлениях 3.5 часа. Петляние по узкому (до 2м) гребню среди хаотических скальных перьев, плит и щелей. Вначале - спуск по гладким плитам (до 70град.) или щелям с верхней страховкой. Последний спускается сам, или на сдвоенной вер. без рюкзака. 5-7 участков до 15м длиной. Далее - на подъеме - первый без рюкзака с нижней. стр. подымается на скальные стенки (45-65град.) вытягивает рюкзак и организует верх. страх. для остальных. 3-4 участка до 15 м. При отсутствии рюкзаков коллект. страховка необх. в 3-4 местах. На горизонтальн. участках одноврем. движ. в связках. Весь гребень промаркирован - красная полоса в белом поле. Конец участка обозначен маркерным столбом и примыкающей тропой снизу (с севера).

УЧАСТОК N2 предыдущее место (пм) - в-на г. Негой (2535) (фото 3). Пpотяженность 1,5км. Пеpепад высот 200м. Вpемя подъема 40мин, спуска 30мин. Сначала подъем по тропе по ск.-ос. склону (800м). Далее лазанье по простым, разрушенным скалам - ступеням, щелям до 50град. Без тропы, по маркировке, как в N1. (300м). Коллективная верх. стр. - перила до 8м может быть необходима в 1-2 местах. Живые камни. Далее - подьем по ск.-ос. гребню к вершине (400м). Кол. страховка не требуется. На вершине - полосатый желтый бетонный столб с табличкой.

УЧАСТОК N3 в-на г.Негой - нижнее окончание кулуара Дракулуй. (фото 4, 5, 7) Пpотяженность 700м. Пеpепад высот 350м. Вpемя подъема 2,3 часа, спуска 1,5 часа. Сначала сброс 70м высоты по марк. желтым ск.-ос. тропе на юго-восток по гребню до пересечения со склоном в-ны Динтре Струнги (Двух Перелазов). Далее - узкая (1,5 - 3м) щель вниз (до 70град. и отвесн. стенками 2-3м), с навешеными стальными цепями. Обратить внимание на прочность крепления цепей к скале. Движение по кулуару вниз с самостраховкой за цепи и необх. отдыхом. При слабом креплении/отсутствии цепей - верх. страховка и дюльфер. При подъеме первый поднимается с ниж. стр. без рюкзака и навешивает перила или организует верх. стр. Без верх. стр. движение опасно травмами. Живые камни встречаются редко. В дождь страховочные цепи и скалы (ненависающие) становятся очень скользкими. УЧАСТОК N4 пер. Дракулуй - оз.Калцун (фото 4, 6). Пpотяженность 1,8км. Пеpепад высот 100м вниз, 30м вверх. Вpемя подъема 1,5 часа, спуска 1 час. На юго-восток от оконч. кулуара Дракулуй - осыпная тропа. Через 200м - траверс 80м бараньих лбов 20-50град, обрывающихся вниз. Цепи почти отсутствуют. При движении по мокрым плитам обязательна перильная страховка. Далее ос. тропа спускается к седловине Портица Калцунулуй (1км до 2210м). От седловины спуск по крупн. осыпи с живыми камнями к озеру Калцун (желтая и красная маркировка, 70м вниз).

ВСЕГО С ЗАПАДА
Пpотяженность 6км. Пеpепад высот суммарный 700м вниз, 480м вверх. Вpемя подъема 4ч 10мин, спуска 2,5часа. Вpемя движения со стpаховкой: на подъеме в т.ч. попеpеменной, пеpильной 1ч 40мин на спуске в т.ч. попеpеменной, пеpильной 1ч 20мин. пунктов стpаховки на подъеме 6-8 на спуске 3-5. категоpия трудности на подъеме 1Б, на спуске 2А-2Б. Cедловина пеpевала - в-на г. Негой, 2535.

СПЕЦИАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ (на группу 8 чел.)

минимальное - 2 веревки 50м, петли веревоч. по 3м, 2-3 шт., системы верх+низ, по 3 карабина, восьмерке, прусику на каждого. Обувь, не проскальзывающая на скалах.

ВОЗМОЖНЫЕ МЕСТА НОЧЛЕГОВ

седловина пер. Щерботей (до опис. перевала, вода - по гребню на запад до ближайшего седла, там 100м вниз на север до источника), оз. Калцун (с хижиной спасателей, в которой можно бесплатно переночевать на деревянных нарах; а в озере питьевая вода) (после перевала). На маршруте можно поставить 2-х местн. палатку только сразу после гребня Кустура Саратии и на седловине Портица Калцунулуй.