Лекция: Должность медика. Обязанности. Подготовка. Формирование походной аптечки. Диагностика и лечение наиболее часто встречающихся заболеваний

Должность медика в походной группе

Если вы являетесь медиком в походной группе, свою подготовку вы должны начинать с осознания такого простого положения: вы лично отвечаете за здоровье и жизнь всех участников группы и любые проблемы со здоровьем любого человека в группе будут вашими личными проблемами.

Обязанности медика

Обязанности медика можно разделить на:
? обязанности в ходе предпоходной подготовки;
? обязанности непосредственно в походе.

Обязанности медика в ходе предпоходной подготовки

.

? Оценить состояние здоровья участников группы.

Для этого необходимо:

1. Собрать сведения о состоянии здоровья со слов участников.

Схема опроса участников перед походом об их здоровье

Делать это желательно в ходе личной беседы по следующей схеме.

? Есть ли на данный момент какие-либо заболевания (острые или хронические). Особенно обращаем внимание на хронические заболевания.
? Были ли какие-либо травмы в течение жизни. Если да, то когда, какое проводилось лечение, есть ли последствия (в виде боли, нарушения функции и тд).
? Были ли операции. Если да, то когда, какие последствия.

Особенно стоит обратить внимание на операции на органах брюшной полости: например, удаление аппендикса, желчного пузыря, яичников (это поможет в диагностике острых хирургических заболеваний), а также на операции по удалению небных миндали (такие люди особенно подвержены заболеваниям дыхательных путей, и к ним надо быть более внимательными)

? Есть ли аллергияна препараты (отдельно уточнить реакцию на местное обезболивание, прием антибиотиков), продукты питания, другие агенты ( укусы насекомых, пыльца растений, шерсть животных и тд). Если есть, то как именно проявляется.
? Перенесенные заболевания в течение жизни. Особенно обратить внимание на переболевших ангиной, тк такие люди могут иметь недиагностированные пороки сердца.
? Перенесенные заболевания за последний год. Опрашивать подробно (см расспрос по органам и системам).
? Перенесенные заболевания в походах. Как проявлялись, чем были спровоцированы, какое проводилось лечение.
? Переносимость высоты. На какой максимальной высоте был человек, хорошо ли себя чувствовал. Если нет, то в чем именно это проявлялось.Если нет, то в чем именно это проявлялось, какое проводилось лечение.

Опрос по органам и системам

.

Необходимо уточнить, присутствуют ли (присутствовали когда-либо) конкретные симптомы и заболевания, перечисляя их.

Опорно-двигательная: Симптомы: боль, связанная с движением (при нагрузке) в суставах, мышцах, сухожилиях; ограничение функции.

Особенно обратить внимание на коленные и голеностопные суставы (боль при длительных нагрузках, под рюкзаком). Заболевания: еще раз спросить про травмы (задавать конкретные вопросы: были ли растяжения, переломы).

Дыхательная: Симптомы: насморк, боль и першение в горле, кашель (сухой, влажный), боль в грудной клетке, связанная с дыханием, одышка (особенно с усложненным выдохом). Заболевания: ОРВИ, бронхит, пневмония, ангина, бронхиальная астма.

Сердечно-сосудистая: Боль в области сердца (за грудиной), ощущение перебоев в работе сердца, учащенное сердцебиение, одышка (особенно с усложненным вдохом, при нагрузке, ассоциированная с болью за грудиной), обмороки, головная боль. Заболевания: ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нарушения сердечного ритма и проводимости (аритмии), пороки сердца.

Особенно на этот пункт нужно обратить внимание при опросе людей старше 40 лет.

Пищеварительная: Симптомы: боль в области живота (особенно голодная, связанная с приемом пищи), тошнота (особенно связанная с приемом пищи), рвота, нарушение аппетита, отрыжка, изжога, нарушения стула (диарея или запор). Заболевания: гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, холецистит, гепатит, желчнокаменная болезнь, панкреатит, энтериты, колиты, геморрой.

Мочеполовая: Симптомы: боли (в области поясницы, при мочеиспускании, в области паха, в подвздошных областях), нарушения мочеиспускания (учащенное мочеиспускание, преобладание ночного диуреза), изменение цвета мочи (красная, с прожилками крови), особенности менструаций (регулярность, болезненность).

Заболевания: гломерулонефрит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, аднексит.

Нервная: Симптомы: боли по ходу нервных стволов, в области позвоночника, боли в мышцах, суставах без видимой причины (!), судороги, эпизоды агрессии, психомоторного возбуждения, галлюцинации, депрессия (например как реакция на прием алкоголя, психоактивных веществ, высоту), нарушения чувствительности (снижение или повышение чувствительности отдельных зон, ощущение "бегания мурашек"), нарушения координации. Заболевания: невралгии, невриты, защемления нервов (например, вследствие грыжи межпозвоночного диска), спинномозговые, черепно-мозговые травмы, травмы позвоночника (например, компрессионный перелом), эпилепсия, дегенеративные заболевания.

Кожа: наличие воспалительных высыпаний, грибковых заболеваний.

ЗУБЫ (!): выяснить, насколько часто человек нуждается в лечении зубов, когда последний раз проходил осмотр и лечение, удалялись ли когда-либо нервы в зубах, и, если да, то сколько таких зубов, есть ли гранулемы, кисты и т. д.

Лечение и профилактика заболеваний

.

После того, как вы собрали сведения о состоянии здоровья участников группы, необходимо сделать следующее:

? Рекомендовать людям, имеющим серьезные заболевания, которые невозможно вылечить за время, оставшееся до похода, отказаться от участия в походе (особенно это касается автономных, высотных походов, походов высоких категорий).
? Провести лечение имеющихся заболеваний в остальных случаях (если участник сообщил вам о заболевании либо о симптомах, указывающих на то или иное заболевание, вам необходимо отправить его к соответствующему специалисту).

Обязательно надо вылечить все острые и хронические воспаления!

? Провести профилактический осмотр всех участников.

Сделать это можно в:
? Физдиспансере,
? Поликлинике по месту жительства,
? Физдиспансер (поликлиника) + отдельные специалисты (если вы подозреваете наличие проблем у участника на основании собранных данных).

Осмотр лучше проводить централизовано.

? Провести витаминотерапию (курс),
? Провести вакцинацию, если необходимо.

Контроль над режимом тренировок и функциональным состоянием участников

? Тренировки. Основным видом тренировок для походов являются беговые. Чтобы быть эффективными и не вредить здоровью, они должны быть:

? регулярными (не менее 3 раз в неделю),
? начинаться с минимальной нагрузки с постепенным наращиванием как длительности, так и интенсивности,
? проводиться не возле трасс и желательно не на твердом покрытии (не на асфальте; особенно это касается продолжительных монотонных тренировок).

Приблизительно за 2 недели до похода (есть рекомендации за месяц) тренировки необходимо прекратить.

? Оценка функционального состояния организма.

Для оценки функционального состояния удобно использовать такие показатели как артериальное давление, частота пульса, дыхательные пробы.Их необходимо оценить в покое (хотя бы пять измерений), чтобы выяснить "рабочий" показатель для каждого конкретного человека. Затем проводить измерения до и после тренировки (пульс на каждой тренировке, давление и дыхательные пробы можно реже).

? Пульс. Считается, что нормальное число ударов пульса 60-90 за 1 мин. В среднем 64-72 уд. Все, что выше - называется тахикардия, что ниже - брадикардия (надо заметить, что у спортсменов брадикардия 50-55 уд также может быть нормой). При физической нагрузке пульс в норме поднимается до 120-160.

Пульс ниже 120 означает, что нагрузка скорее всего недостаточна для эффективной тренировки, выше 160-170 - что она избыточна и ее необходимо снизить.

? Давление. Диастолическое ("нижнее") давление в норме составляет 60-90 мм рт ст, в среднем 70-80.

Систолическое ("верхнее") соответственно 100-139,110-120; диапазон 130-139 относится к так называемому высокому нормальному (к человеку с таким давлением надо отнестись внимательнее в плане сердечно-сосудистых заболеваний). Гипо- и гипертензия могут свидетельствовать о патологии сердечно-сосудистой системы.

? Дыхательные пробы. Например, проба с задержкой дыхания на выдохе (норма не менее 30 сек).
? Контроль над режимом питания и сна (особенно важно хотя бы за месяц до похода).

Составление походной аптечки

.

Задумываясь над составлением походной аптечки, нужно задать себе не вопрос "Какие препараты взять с собой", а "Какие заболевания я собираюсь лечить? - Как я буду их диагностировать? - Как именно я буду их лечить (алгоритм)". Тогда сразу станет понятно, какие именно препараты вам в аптечке нужны, а какие нет.

Итак, чтобы составить походную аптечку, мы делаем следующее:

? Выделяем 2 группы заболеваний (состояний) - заболевания, которые мы можем лечить в походных условиях и заболевания (состояния), которые мы лечить не можем, но которые при этом требуют быстрой диагностики, оказания помощи и эвакуации. Соответственно, получаем 2больших раздела аптечки - "общая, расходная" и "экстремальная".
? Выделяем группы заболеваний (удобно классифицировать по органам и системам) и составляем список заболеваний отдельно для "общей" и "экстремальной" аптечки. Соответственно получаем разделы аптечки.

Общая аптечка

.

Заболевания дыхательной системы (Раздела аптечки - препараты для лечения заболеваний дыхательной системы):
? ОРВИ
? Бронхит

Заболевания пищеварительной системы:
? Пищевые токсикоинфекции
? Инфекции (сальмонеллез, шигеллез, специфические для региона)
? Гастрит, гастродуоденит
? Хронический панкреатит
? Хронический холецистит
? Желчнокаменная болезнь
? Гепатит
? Энтерит
? Колит
? Геморрой

Заболевания мочеполовой системы:
? Цистит
? Пиелонефрит
? Почечнокаменная болезнь
? Вульвовагинит
? Аднексит

Заболевания кожи, раны, ожоги, обморожения:
? Чистые раны
? Гнойные раны
? Ожоги
? Обморожения

Травмы и заболевания суставов мышц:
? Растяжения мышц, связок
? Артриты

Заболевания глаз и ушей:
? Отит (острый средний)
? Солнечный ожог роговицы и конъюнктивы
? Воспаление роговицы и конъюнктивы инфекционной этиологии (бактериальное, вирусное)

Заболевания сердечно-сосудистой системы:
? Ишемическая болезнь сердца
? Гипер- и гипотензивные состояния

Горная болезнь:
? Легкая и средняя степень тяжести (бронхо-легочная, желудочно-кишечная, сердечно-сосудистая, смешанная формы)
Заболевания зубов.

Есть также препараты и материалы, которые используются при лечении многих болезней и состояний. Их удобно выделять в отдельные разделы (антибиотики, анальгетики, седативные и снотворные, витамины, перевязочный материал).

"Экстремальная" аптечка

Заболевания дыхательной системы:
? Пневмония

Заболевания жкт:
? Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
? Острый панкреатит
? Острый холецистит
? Острый аппендицит

Заболевания сердечно-сосудистой системы:
? Остый инфаркт миокарда
? Инсульт
? Гипертонический криз
? Острая недостаточность кровообращения (коллапс)

Травмы:
? Тяжелые травмы, травмы с угрозой развития шока (противошоковые препараты)

Горная болезнь:
? Тяжелые формы (отек легких, отек мозга, комбинированный отек легких и мозга)

Реанимационные мероприятия ( препараты для проведения реанимации)
Тепловой и солнечный удар
Переохлаждение
Асфиксия, утопление
Электротравма (поражение молнией).

По каждому заболеванию изучаем информацию по следующей схеме:

? Этиология (причина заболевания, чем оно вызвано),
? Клиническая картина (как выглядит заболевание, его основные симптомы),
? Патогенез (как развивается заболевание, почему появляются те или иные симптомы),
? Дифференциальная диагностика (как отличить данное заболевание от других),
? Лечение (этиологическое - как воздействовать на причину заболевания, патогенетическое ?как воздействовать на механизмы развития, симптоматическое - как убрать или облегчить симптом).

На основании этой информации составляем алгоритм действий и получаем список препаратов.

Источники информации: лучше использовать учебники по терапии, хирургии, инфекционным болезням.

Пример

По каждому препарату изучаем информацию по схеме:

? Механизм действия,
? Показания,
? Противопоказания,
? Побочные эффекты,
? Способ введения,
? Дозы.

Источники информации:

? Инструкция (листок-вкладыш),
? Машковский М. Д., Лекарственные средства,
? В. Г. Кукес, Клиническая фармакология.
? Компендиум.

? Производим рассчет количества препаратов (К).

Для этого нам необходимы следующие данные:
? Разовая доза - РД,
? Количество приемов \ сутки,
? Суточная доза (умножаем разовую дозу на количество приемов) - СД,
? Количество дней (Кд), в течение которого мы собираемся давать человеку препарат. Хорошим примером являются антибиотики; для них существует понятие "курс", т. е. их необходимо обязательно принимать не менее, чем какое-то количество дней, и это, как правило, указано в инструкции. Для других препаратов такого понятия, как обязательный курс, не существует, однако для достижения эффекта их желательно
принимать в течение определенного количества дней. Например, это отхаркивающие препараты. Такую информацию можно также найти либо в инструкции, либо в фармакологическом справочнике (Машковский М. Д., Лекарственные средства). А для некоторых препаратов (противошоковые) количество дней приема будет определяться количеством дней, необходимых для эвакуации человека с травмой из самой удаленной точки маршрута.

? Количество человек (Кч), которых мы собираемся лечить.

В данный момент показатель определяется произвольно, поскольку нет статистики.

Далее умножаем суточную дозу на количество дней приема и на количество человек, которых собираемся лечить и получаем количество препарата, которое необходимо взять с собой:

Кп =СД*Кд*Кч

? Покупаем препараты (лучше это делать заранее, т.к. препараты иногда находятся на перерегистрации, и их подолгу нельзя купить).

? Производим упаковку и "оформление" аптечки.

? Препараты должны быть защищены от порчи (пластины таблеток проклеиваем скотчем, ампулы пакуем компактно, в твердую упаковку, емкость для аптечки должна быть легкой и непромокаемой),
? Препараты должны быть сгруппированы согласно разделов аптечки и снабжены этикетками)
? В аптечку должна быть вложена информация о препаратах (показания, противопоказания, дозы, побочные эффекты, способы введения) в удобной для чтения форме (напр., инструкции),
? Информация о препаратах из "экстремальной" аптечки должна быть напечатана крупным шрифтом в виде таблицы и находиться непосредственно рядом с препаратами,
? Аптечка должна быть разделена хотя бы на две части (можно также делить по количеству связок). Часть препаратов "экстремальной" аптечки, наиболее необходимая для быстрого оказания первой помощи, должна находиться под рукой (в клапане, поясном кармане рюкзака) в отдельной емкости. Если на маршруте предполагаются заброски, можно туда положить часть препаратов и дополнительный расходный материал (бинты, пластырь, антисептики). Существуют и до сих пор нерешенные проблемы упаковки (замерзание растворов).

Требования к походной аптечке

? Функциональность (вы должны уметь пользоваться теми препаратами, которые берете с собой; у вас должны быть все препараты для лечение наиболее вероятно встречающийся в походах заболеваний).

? Достаточное количество препаратов,
? Приемлемый вес.

Обеспечение медицинской подготовки группы

Каждый участник должен уметь оказать медицинскую помощь при неотложных состояниях, а также приблизительно знать, какие препараты есть в аптечке и как ими пользоваться.

Обязанности медика в походе

.

? Профилактика заболеваний (постоянно следить за физическим и психологическим состоянием участников, быть в курсе всех возникающих проблем, следить за соблюдением правил личной гигиены, достаточностью сна и питания, не допускать переутомления и т.д.)
? Оказание помощи при неотложных состояниях и организация спасработ (совместно с руководителем).
? Диагностика и лечение заболеваний.

Для того, чтобы выполнение последнего пункта было возможным, участники должны медику доверять. Чтобы наладить контакт с участниками группы, необходимо соблюдать следующие правила:

? Конфиденциальность информации
? Никогда не отказывать в помощи
? Быть грамотным (иметь достаточную теоретическую и практическую подготовку).

Коментарі

Спасибо за подробное описание. Успехов вам, с наступающим!

Підписатися на Коментарі для "Лекция: Должность медика. Обязанности. Подготовка. Формирование походной аптечки. Диагностика и лечение наиболее часто встречающихся заболеваний"