[Памир - 2011] Маршрут

Заезд к устью р. Боз-Байтал, ок. 3600 (точка "старт"). Далее 3 дня на
занос заброски (точка 7) в верховья р.Боз-Байтал (до 4300). Потом
радиалка через 4200 на оз Сарез (точка 9) со спуском до 3300. Далее
простой пер. Депше (1А, 4550) и спуск до 3800, откуда через пер.
Чоттукай 2А, 5100 попадаем в долину р. Сауксай и из нее - в ущ. Зап.
Пшарта, Собственно, после пер. Чоттукай 2А (точка 14) заканчивается
акклиматизационная часть. После нее нужно отдохнуть. Для этой цели
служит прогон по долинам Сауксая, Зап. Пшарта и Сасыка. Низшая точка
этого прогона - 3550. Такой прогон должен очень позитивно отразиться
на нашем самочувствии и подготовить нас к тяжелой работе на высоте.

Работа начинается с пер. Сасык Вос. 2Б + Узбекистан 3А (ок 5400), с
веревками на спуске. После этого мы должны попасть на ледник Советских
офицеров.Варианты:
- пер. Узловой (как минимум 3А) + г.Узловая 6К рад;
- пер. Двугорбый 3А + пик Двугорбый 6К рад;
- пер Чимган 2Б+ г.Узловая 6К рад;

За таким всплеском нужен отдых - его мы проведем на заброске (точки 7
и 22). Следующий этап похода - первопроход перевала 2Б-3А через купол
вершины 5884 (точка 24 в гуглэрсе) и прогон по долине Зорташкола с
подходом под второй 6-титысячник - Северный Музкол. Сходив на вершину
мы должны через одноименный перевал выйти к Памирскому тракту.

Возможна замена или дополнение:

с места заброски 3-4 дневная радиалка на пик Совестких Офицеров - по леднику западного склона (см. ГугулЭрс) - первопроход, около 3А. Возможно после этой радиалки и первопрохода через купол 5884 выход через простой перевал Зорташ 1Б к Памирскому тракту вместо прогона к Северному Музколу.

Вот такие дела. Если без учета радиалки на Советских Офицеров, то километраж получился не маленький - 240 км , а вот набор высоты вполне подъемный - ок. 10 км. Грубая прикидка времени,
необходимого на маршрут - 27 дней. Может быть 25, а может и 29 ;).

По понятными причинам наши обсуждения я сюда не вставил - слишком много времни надо, чтобы их восстановить.

Відмітити

route_up1612.kmz-файл с маршрутом в ГуглДосках в папке Маршрут.

Богдан, можешь выложить сюда график движения и вообще план похода от Оша до Оша по датам?

Угу, на выходных.

Привет всем!
В Гугле появился xls - файл с просчитанным маршрутом (Точнее, со вторым вариантом маршрута. К первому варианту мы, возможно, еще вернемся, но после того, как я получу новые материалы по району.). Он трехстраничный - на каждую часть по одной странице.

А пока убирайте у себя старые точки и загружайте новый файл: route_up2002.kmz. Он прорисованн гораздо тщательнее, с учетом многих нюансов рельефа.

Кое-что в маршруте изменилось:

- При хороших раскладах мы приедем на правый берег Боз-Байтала (3650). Т.е. для начала надо будет его перебродить и создать склад продуктов на первую часть примерно около точки 4.

- Занос заброски запланирован лишь к устью ручья, стекающего с западного склона пика Сов. Офицеров. Это сделано по двум причинам: во-первых, забросочная часть укоротится на день, а во вторых, раз уж мы и так планируем идти Сов. Офицеров, то и заброску выше тащить особого смысла нету. Таким образом, у нас уйдет 2.5 дня на заброску: первый день до примерно отметки 5.1. Второй день - уже без бивака, радиально - в точку 10 - это примерно отметка 4031 на Ляпинке. Третий день - примерно половина его - на спуск.

- После заброски мы движемся поднимаемся к озеру Джилгакуль, за ним (точка 16) оставляем бОльшую часть еды и барахла и максимально налегке, только с частью бивачного барахла валим вниз к Сарезу, возле которого ночуем. Это - 3300 - самая низкая точка похода.

- После ночевки на Сарезе - а сброс высоты от оставленного барахла примерно 900 м - возвращаемся в точку 16 и ночуем перед подъемом на пер. Депше Восточный (1Б, 4790) - в точке 18.

- На следующий день мы должны заночевать уже за пер. Депше Вост - в точке 21 - перед подъемом на следующий перевал. Вообще прогон 18-21 очень длинный, вряд ли "впишемся" в ходовой день. Но если не впишемся, ничего страшного - на следующий наверстаем.

- дальше у нас 2 варианта - либо идти пер. Чаттукай 2А, ок. 5150, точка 22.1, либо параллельный ему - условно названный мной Чаттукай Юж. - точка 22 - он нехоженный, примерно 2А-2Б и высотой 5350. Второй вариант требует больше усилий - см. расчетный график движения, - но имеет несколько преимуществ:
а) не требуется искать обход устьевого каньона ручья, стекающего из-под пер.Чаттукай - точки 23.1 - 23.2. Я примерно прорисовал обход, и в одном отчете встречал совершенно непонятное описание обхода ;). Но может и не надо его идти, да и все ;)?
б) он выше - мы себе вполне можем позволить перевал такой высоты, и его прохождение положительно скажется на нашей дальнейшей аклимухе. Это может сыграть, если нам по какой-либо причине (например, воды дофига) не удастся пройти вверх по Зап. Пшарту и прийдется вернуться - тогда эти 5350 позволят сходить на Сов.Офицеров даже без предварительного восхождения на Узловую.
в) в конце-концов это первопроход, как-никак.

- после Чаттукая следует спуск к Сауксаю точки 24-25 - там уже есть растительность, облепиха, колючки, в общем - жизнь.

- далее следует прогон по Западному Пшарту - примерно на высоте 3500 - это, как я писал, должно вернуть нас к полноценной жизни. Есть, конечно. нюансы - дневной переход 25-26 может превратиться в два - Пшарт нужно перебродить всего-то 12 раз ;), судя по описаниям ;).

- после бесконечных бродов мы поднимаемся по ущ.Сасык к пер. Сасык Зап. точки 26-27-28 - перевал примерно 2А-2Б, но уже почти 5500. Там нас ждет пару веревок на подъем и шикарный берг на спуске. После Сасыка практически без сброса-набора высоты мы выходим на седловину пер. Узбекистан (точка 29) - это наша первая 3А. Ничего он вроде такого из себя не представляет - крутой лед на спуск - но не много - 4-6 веревок, в зависимости от траектории. При непреодолимом желании и наличии времени неплохо было бы сходить на соседнюю гору - г. Удобная - ок 5900 - с целью тренировки движения по гребням. Но скорее всего, мы на нее забъем - побережем силы на Узловой.

- после спуска з Узбекистана нас ждет самый физически сложный перевал - Узловой (точка 32). Я ни в одном отчете не видел информации о его прохождении - возможно, что он не пройден. Это - железобетонная 3А (если не 3Б) - крутой до 60 градусов склон протяженностью 12-14 веревок на высотах 5300 - 5800. Смягчающим обстоятельством является наличие сравнительно простого запасного варианта - параллельного пер. Чимган (2Б, 5600).

- в процессе вспучивания на пер.Узловой постараемся сохранить силы для подъема на следующий день на соседнюю одноименную вершину. Подъем недлинный, после него собираем манатки и валим в долину - к солнцу и воде - к точке 34.

- от 34 и до заброски - точки 10 - уже не далеко. Восхождение на Сов. Офицеров требует 4 дня:
а) подход под язык ледника - примерно к точке 35 - это пол дня - мы скорее всего устроим две полудневки на заброске вместо одной дневки и к точке 35 стартанем уже во второй половине дня.
б) участок 35 - 36 - с ночевкой в берге на высоте около 5800.
в) радиалка на вершину. Я ожидаю, что вешать прийдется до 4 веревок при выходе на гребень - к точке 37. Надеюсь, что сам гребень не слишком страшный.
г) четвертый день - спуск от ночевки 36 к заброске 10.

- наконец, третья часть похода, с траверсом 5875 - точка 41. Самый стремный участок - 41-42 в среднем 30-35 градусный гребень. Как он в реале выглядит - не знаю.Для того, чтобы это оценить, мы заночуем на седловине 40.1 - ок. 5600 и оценим, хотим ли мы идти траверс, или с нас первовосхождения хватит ;). В Гугле я прорисовал три возможных пути. Один из них - через простой перевал Муккалла - 2А. Есть еще четвертый вариант (тоже около 2А-2Б п/п) - если мы откажемся от траверса, находясь уже в точке 40.1. Я прорисую его чуть позже.

Ну вот, после спуска к реке Зорташкол (точка 43) у нас останеся последнее серьезное препятствие - брод этой реки (тьху-тьху, не должно там ничего страшного быть) + перевал Зорташ 1Б, 5090, после которого мы должны вывалиться прямо на Памирский тракт.

Відмітити

Возможно, пока весь мир под впечатлением от японского землетрясения, решили выбить денег на исследования?
Ведь не надо быть пророком, чтобы сказать, что в Киргизии землетрясения весьма вероятны.

Відмітити

Да-да, читал я это уже где-то. Жаль, прогнозов на Таджикистан не дают. Ну и поточнее бы - место, время ;). А если серьезно, но, конечно, тьху-тьху-тьху - при землетрясении в горах может быть страшно.

У нас по срокам всё нормально. Если и будет сейсмика, то только в июне, скорее всего в 20-х числах. Причём катастрофичная - с обвалами, селями. Поэтому меня больше интересуют последствия для нашего района. Чтоб не получилось, что мы не сможем подъехать из-за завалов типа Сарезских или недавних Пакистанских: http://www.risk.ru/users/sierpe/15812/. Либо сели посносят мосты и месяца не хватит для восстановления. Ну и другие проблемы...
Если в июне в нашем районе ничего такого не будет, то можно спокойно идти.

Відмітити

Я загрузил в ГуглДокс материалы по маршруту:

Там есть следующие файлы:

--- description.doc - содержит основную информацию, которая позже будет перенесена в маршрутку:
- список группы (пока под вопросом Женя Сапрыкин, я сейчас ищу ему замену, есть надежды, что получится)
- маршрут
- краткое описание основных сложностей.
- список перевалов к хребтовке района (см. hrebtovka_marshrut.jpg )

--- route.xls - подневный план маршрута с запасными вариантами и расчетом времени. Содержит 3 вкладки, соответственно трем частям похода. Внимание! Реки Муркалла и Боз-Байтал - это ОДНО И ТО ЖЕ - просто в маршруте и на карте местами написано так местаме иначе.

--- route.kmz - маршрут в виде путвых точек и треков в GoogleEarth. Перетяните этот файл на иконку GoogleEarth, после чего в нем появится трек и точки.

--- J-43-A_Muzkol.jpg - фрагмент 5-ти километровой карты с прорисованным маршрутом

hrebtovka_marshrut.jpg - лист хребтовки-ляпинки с нанесенным маршрутом. Список перевалов в конце файла description.doc

/Photos: Фотографии ключевых сложностей на маршруте. Название фотографии содержит кроме имени объекта также предполагаемое направление преодоления согласно основного варианта маршрута и направление съемки (N, S, W, E = С, Ю, З, В). Это часто не совпадает с направлением преодоления, указанным на фотографии. Кроме того, в конце имени указан номер соответствующего отчета из tlib.ru

pereprava.kmz - пока можно игнорировать - это к вопросу о возможности попадания на старт маршрута.

3. По поводу логики маршрута.

а) Особенность района - большие высоты дна долин - обычно около 4000. Поэтому для старта выбрана самая низкая точка ок. 3660 в окрестностях - на запад от района долина р. Боз-Байтал. Это довольно оригинально - все остальные известные мне маршруты начинались с востока - из долины Вост. Пшарта или от Памирского тракта. Но в таком случае мало того, что старт на 3800, так еще и хочешь-не-хочешь нужно тарабанить все пожитки (а длительность похода - месяц!) как минимум через 4300 сразу.
В худшем случае - челночить через 5000. Мы решили эту проблему иначе - первые 3 дня уйдут на радиальный занос заброски по долине Боз-Байтала. Высоты до 4050 почти налегке. Дальше через н/к перевал Депше 4350 мы спускаемся к Сарезскому озеру (низшая точка похода - 3300!). Отсюда опять набираем высоту (Сарез того стОит) и идем еще 2 несложных (1Б и 2А) перевала высотой 4850 и 5100-5300 соответственно.

Эта цепочка: заброска на 4050, и перевалы 4350, 4850, 5150 с глубокими спусками между ними - должна обеспечить нам хорошую акклиматизацию. Чтобы ее закрепить мы совершим "прогон" по долине Зап. Пшарта - здесь должно быть тепло и комфортно - высота ок. 3550 - (есть даже деревья!) до устья р. Сасык. По одноименной долине поднимемся к техническим перевалам первой части: Сасык Зап. (2Б ок. 5500), Узбекистан (3А, ок. 5400) и Узловой (3А, ок. 5850) + радиалка на одноименный шеститысячник
г. Узловую 6033 с перевала. Сложный перевал Узловой дублируется более простым (2Б) и низким (ок. 5700) параллельным перевалом Чимган.

После такого всплеска следует спуск к заброске в дол. БозБайтал в устье ручья, вытекающего из-под пика Сов. Офицеров.

б) Вторая часть - короткая и насыщенная - новый маршрут (по ледопаду зап. склона) на пик Сов. Офицеров 6233 (заявлен как 3А тур.) На восхождение от заброски до заброски отводится 4 дня + 1 запасной. Две ночевки на маршруте в бергшрунде на высоте около 5850.

в) третья часть - выход. Здесь если у нас будет время, мы постараемся пройти траверс г. 5875 из бассейна р. Боз-Байтал в бассейн р. Зорташкол. Сложность - вся на спуске. Судя по Гуглу - комбинированное ребро средней крутизной 35 градусов - заявлено как 2Б-3А. Что нас реально ждет мы надеемся увидеть с седловины до начала восхождения. Если будет сильно круто, то есть целый ряд запасных вариантов сложностью порядка 2А, описанных в маршруте. После попадания в дол. р. Зорташкол простейшим возможным перевалом Зорташкол (1Б, ок. 5100) - к Памирскому тракту.

Кроме локальных запасных вариантов не меняющих логики маршрута глобально, есть один глобальный запасной вариант, позволяющий сильно сократить первую часть. А именно, после акклиматизационной части - пер. Чаттукай 5150 (или его собрата Чаттукай Юж.) - вместо спуска к Пшарту пойдем наверх через пер. Сов Офицеров Зап. 3А в долину Боз-Байтал к заброске. В этом случае выход в люди через пер. Узловой, Узбекистан, Сасык Зап. в обратном направлении и далее по долине Зап. и Вост. Пшарта в Мургаб.

Підписатися на Коментарі для "[Памир - 2011] Маршрут"