Сочная зелень, подснежники, бурные водопады и снег на вершинах - все это майский Крым.
Как долго тянется последняя рабочая неделя перед предстоящей поездкой в Крым. Столько еще хлопот перед выездом, а тут еще на работе сплошной завал и начальник который постоянно твердит о том, что две недели отсутствия на рабочем месте это уже слишком. Вот так разрываясь между работой и сборами в путь, пролетает неделя, и вот я уже на вокзале.
Билеты купленные на самый медленный поезд Киев-Севастополь ?39 уже отданы проводнице, рюкзаки уложены на полки, пиво откупорено, и жизнь начинает налаживаться. Путь до Севастополя был довольно долгий, но веселый, потому что наш вагон был полностью населен туристами. Мы весь вечер пили пиво и пели песни под гитару, угомонились только под утро, так и не познакомились со всеми городами Украины, через которые успел проехать наш ?скоростной? поезд. Жаль было только проводницу, она начала нервничать еще, когда собирала билеты. Поняв, что заработать на пастельном белье не удастся, ведь туристы спят в спальниках, так еще предпочитают сами заваривать чай, удалилась в свое купе. Но потом она смирилась со своей участью, поскольку на утро пассажиры, замученные утренней жаждой, выпили не только весь свой чай, но и весь запас чая проводницы. Не прошло и 20 часов, как мы прибыли в Севастополь.
На вокзале звучала привычная русская речь, таксисты наперебой предлагали свои услуги, и все казалось таким привычным и стабильным, словно Крым никогда не менялся, вот так приедешь лет этак через 20, а тут все по старому.
Теперь, когда мы уже очутились в Крыму, оставалось найти машину, которая за небольшую плату довезла бы нас, а также наш не маленький багаж до места стоянки. Самое главное в этом деле успеть найти нужный транспорт раньше своих коллег, поэтому, оставив одного человека на вещах, остальные отправились на поиск транспортного средства. Непродолжительные переговоры с водителем маршрутного такси и денежное вознаграждение суммой в 100 грн. позволило нам отправиться в направлении Фороса.
Хочется заметить, что меня в Крыму радовало все: майская зелень, чистый воздух, синева моря, но особенно тот факт, что крымские водители не слушают радио ?Шансон?. Да и вообще как тут не радоваться ведь впереди две незабываемые недели, когда я смогу вдоволь полазить по скалам с альпинистами и побродить с рюкзаком по живописным яйлам.
Альпинистский лагерь, где предстояло прожить первую неделю выходных, располагался над Форосом, под скалами недалеко от домика лесника.
Чудное палаточное место в лесу, с видом на морские просторы и скалы.
Одно было неудобным в нем, это отдаленность стоянки от фороских магазинов, куда ни раз пришлось ходить за винными изделиями. Но зато до скал можно рукой подать, особенно если учитывать, что вставать пришлось очень рано. Следующий день прошел на скалах, лазили с нижней страховкой по различным скальным маршрутам, а их на Фороских скалах более 200 насчитывается. Тяжело я вам скажу с непривычки по скалам крымским лазить, то руки порежешь, то коленом приложишься неудачно, так к вечеру обязательно приобретаешь три - четыре синяка и ободранные руки, но зато точно уже знаешь, что тебя ждет на восхождении.
Неделя получилась насыщенной: подъемы в пять утра, легкие завтраки, сбор снаряжения и утомительные подъемы к маршрутам. Замечу, что утренний подъем хоть и не приятен, но оказался весьма полезным, поскольку альпинистов на майские съехалось со всего СНГ очень много, и надо было успеть раньше всех попасть на маршрут, иначе можно было разворачиваться и идти спать дальше.
Пролезли мы за всю неделю 5 маршрутов, начиная c наиболее простых: Киевская-1, Сюрприз, Череп и закончили технически более сложными: Вилка и Труба. Надо сказать, что каждый пройденный нами маршрут был по-своему уникальным, где-то казался простым, а кое-где попадались сложные участки, которые заставляли очень хорошо продумывать каждый последующий шаг. Характерной чертой простых маршрутов были живые камни, которые постоянно норовили уйти из-под ног или остаться в руке. На таких вот сыпучих маршрутах понимаешь всю прелесть наличия каски на голове. Что касается более сложных по категории маршрутов, здесь сочетались простые по уровню лазанья участки с очень сложными, которые среди альпинистов называются ключами, пройти которые с нижней страховкой очень почетно, но невероятно сложно.
Из всех восхождений, которые мы совершили, мне особенно запомнился маршрут под названием Труба. Началось все с того, что мы пришли на маршрут позже наших коллег из Винницы, и пришлось ожидать своей очереди.
И когда мы уже прождали час, а винничане еще не освободили нам путь наверх, наш инструктор произнесла замечательную фразу: Альпинизм это терпение! И это было предвиденье, потому что под этим девизом прошло все наше восхождение. Хочется еще заметить, что альпинизм развевает не только терпение, но и наблюдательность, плавно перетекающую в осторожность. Поскольку ты очень дотошно следишь за состоянием своего снаряжения, подозрительно относишься к перебитым петлям и веревке, категорически отказываешься висеть на одном шлямбуре, хотя он якобы может выдержать ?2 тонны альпинистов?, но больше всего ты очень бережно относишься к каске. Но самое главное для альпиниста, как заметили в одной книге посвященной альпинизму: это отсутствие боязни глубины!
Первые две веревки мы лезли бодро, перемещаясь от одной станции к другой, решив, что скоро пообедаем на яйле и пойдем домой. И так сидя на очередной чудесной станции возле раскидистого дерева на высоте 100 метров и наслаждались видами на море, считали, что жизнь удалась.
Тут донесся крик, о том, что моя страховка готова, и я начинаю движение наверх и вдруг понимаю, что лезть очень сложно, особенно неприятно становится оттого, что лезть все же надо, а скалолазным виртуозом ты еще не стал. Завидуя грациозности и цепкости ящериц, ты медленно ползешь вверх, последние усилия и ты на станции. Какое разочарование, в отличие от прежней станции, места здесь не много, его практически нет. Сидеть можно только на одной половине пятой точки, а ноги деть некуда, поэтому их пришлось свешивать в пропасть поочередно. Когда на станции собрались еще два человека, с надеждой вскоре покинуть неудобное место, сверху прокричали, что впереди паровоз (очередь альпинистов) и поэтому надо ждать. Первый час мы себя развлекали, как могли: анекдоты, фотографирование, наслаждение великолепными видами на море и горы. Потом, стали замечать, что сидеть стало совсем неудобно, ног не чувствуешь, солнце стало не на шутку припекать, стали нервировать днепропетровские альпинисты, которые приползли позже нас и постоянно говорили, что мы их сбили с верного пути и вообще, почему они за нами увязались. После третьего часа на станции и убедительных просьб с верху подождать, начал задумываться о том, а взял ли ты с собой фонарик? Насладившись сполна видами, благо они действуют успокаивающе на нервную систему альпиниста, и даже решив для себя, что можно по приезду написать диссертацию о формировании и миграции облаков над Черным морем, начинаешь медленно, готовится к ночевке, причем не очень жаркой. Но о чудо, ветер донес сведенья, что можно лезть дальше. Однако маршрут впереди заставлял задуматься, поэтому о быстром продвижении вперед речь даже не шла. Пару раз, срываясь и нагружая веревку, удивляешься тому, как смог здесь пройти наш первый человек, да еще и сделать нам точки страховки. Еще пару сотен метров напряжения и ты на яйле. Утолив жажду, сбросив груз снаряжения и поругав себя за выбор вида активного отдыха, начинаешь замечать, что солнышко практически село за горизонт. Как здесь красиво, цветное полотно яйлы залитое багровыми лучами Солнца, тишина и дурманящий запах сухой травы. А главное, это сладкий вкус маленькой победы над собой. Фотографии на память, перекус и напряженный спуск на стоянку по сыпучим глыбам. И так идешь уставший, замученный и думаешь, что это был отдых? Если не отдых, то значит, это была работа, а если работа, тогда почему денег не платят. Вот и получается как в том анекдоте, когда альпинист лезет на гору, падает, попадает в больницу весь переломанный, его собирают по частям, потом доктор говорит ему, что в гипсе пол годика минимум лежать, а мужик про себя думает все равно лучше, чем на работе.
Ну, вот мы и на стоянке, пылает костер, раздаются звуки гитары и свист ложек, народ делиться впечатлениями, горячая еда наполняет желудок, а крымское вино разливается по кружкам. Что еще может быть лучше, голосов друзей, звезд, что горят на темном полотне неба, безмолвия гор и треска поленьев в костре. Еще немного вина и падаешь замертво в палатку, а завтра опять восхождение и главное - это бесконечное чувство свободы.
Сделав крупные продуктовые закупки в Симферополе, и оставив тяжелое альпинистское снаряжение в камере хранения, мы сели на автобус в сторону Судака. Начальным пунктом нашего недельного пешего похода по Крыму была плановая стоянка Нижний Кокасан, близ села Красноселовка.
Добраться мы должны были до районного центра Белогорск, а там ловить попутные машины. К нашему большому сожалению, водитель, забыл остановиться, и мы отдалились еще больше от нашего поселка. Вечерело, а мы все еще пытались поймать попутную машину на трассе, отчаявшись потратить деньги, мы двинулись пешком в сторону Белогорска. В районном центре нас порадовали, что до Красноселовки ходит один рейсовый автобус, но очень редко, и уж точно сегодня мы его не дождемся. Устремившись в сторону Красноселовкии смирившись с тем, что ночевать, придется в поле близ села. Однако случилось чудо, и по пути нас все-таки подобрал водитель, который на наше счастье развозил молодежь в соседнее село на дискотеку. Как, оказалось, идти пешком нам пришлось бы очень долго, поскольку только село находилось в километрах 15, а стоянка еще дальше.
Но, благополучно доехав и отблагодарив водителя, мы устроилось на ночлег возле ручья. По утру, воспользовавшись, чудо техникой, а точнее газовой горелкой, прямо не выходя из палатки, сварганили завтрак и после непродолжительных сборов двинулись в путь. Предстояло нам дойти до Караби яйлы. Погода радовала уже вторую неделю, солнышко, теплый ветерок и главное никаких намеков на дождь. Благо еще туристов поубавилось, остались самые стойкие и те, у кого выходные две недели, в основном это были россияне. Природа в мае конечно безумно красива, словно художник, она расписала яркими красками полотна земли. В начале наш путь проходил в основном по лесу, щебет птиц, журчание ручьев, шелест молодых листочков и пьянящий аромат цветов помогал забыть о том, что за спиной висит рюкзак в 20 кг, который ты упорно тащишь вверх. Увлекшись красотой вокруг и потеряв дорожку, мы отклонились, и чтобы вернуться нам пришлось пролезть скальный участок. После долгих попыток залезть с рюкзаком и еще удержать равновесие, не скатившись вниз, пришлось хорошо потрудится. К вечеру мы были на Караби, с плато открывался прекрасный вид на море, тяжело словами передать всю красоту вокруг. Открывающиеся здесь виды очень разнообразны, неприступные скалы и далекие бухты бирюзового или синеватого оттенка, покрытых легким туманом. Так вот садишься возле обрыва, и кажется, что время замирает, и понимаешь как все проблемы, что недавно тревожили тебя, мелки и серы на этом фоне.
Решив заночевать прямо на яйле, мы решили отклониться от маршрута в глубь яйлы и найти воду. Уклонились мы прилично, причем поняли мы это, встретив еще одну группу туристов из Москвы, которые тоже забрели не туда. Поскольку солнышко уже садилось за горизонт, мы заночевали на горном озере.
Утренним солнышком, ветерком и снегом в ложбинках, встретила нас Караби яйла. И вот мы уже в пути, впереди путь через все плато, идем вдоль обрыва, дороги здесь нет, только узкая тропинка по ковру никогда не кошеной травы заполненной разнообразными цветами. Единственными встречаемым в пути животным оказались ящерицы, которые грелись на солнышке и мгновенно скрывались, когда мы к ним приближались. Мы шли по степным полянам, устланных толстым слоем сухой травы и по размытым красным устьям горных речек и обрывов, похожих на марсианские пустоши, вдоль скальных участков, похожих на статуи, и пещер. Когда шел вдоль просторов яйлы, и впереди тебя никого не было, казалось, что это новый мир, а ты пионер, покоряющий эти земли. Но вот и закончилось равнина, и перед тобой возвысилась гора - Белая. На вершине мы пробыли не долго, поскольку ветер там был на столько сильным, что приходилось держаться за репер или сидеть, чтобы не снесло. Спуск оказался особенно запоминающимся, решив сократить, мы свернули раньше и, пройдя треть пути, поняли, что вниз с рюкзаками никак, а вверх уже поздно. Постепенно спуск превратился в мучение, довольно сильный уклон и сыпучие камни, тормозили весь процесс. Единственными помощниками оказались деревья, которые не позволяли нам просто катиться кубарем вниз. Рюкзаки периодически просто бросались вниз, а сами ползли вниз, держа равновесие всеми частями тела. Через пару часов такого спуска мы измученные и поцарапанные выползли на дорогу под яйлой. Внизу на роднике мы встретили наших знакомых из Москвы и поведали им о случившемся, на что они ответили, что спускались похожим образом. Отдышавшись и порадовавшись, что все благополучно закончилось, мы двинулись к месту ночевки, расположенному на роднике Алексий. Разместившись возле большого кострища в заколдованном лесу, мы приступили к великой трапезе.
По утру, попрощавшись с чудесным местом ночевки, мы двинулись в сторону самого большого и бурного водопада Джур-Джур. Добравшись до стоянок близ водопада, мы поняли, что майские праздники здесь отмечались бурно, такого количества мусора я давно не видела. Самое обидное то, что недалеко от этого места находились мусорные баки, но видимо отдыхавшие были толи не в состоянии донести мусор до них, то ли им нравиться отдыхать на свалке.
Еще пару метров и слышен рев водопада. Вот он, могущественный и неповторимый, ледяной и прозрачный как слеза. Солнечные лучи, отражаясь в капельках воды, превращают бурное течение воды в радужное представление.
Сотни ручейков, преодолевая сотни метров растительности и камней, слились в одном порыве Джур-Джура. Он так величествен и прекрасен, что все вокруг замирает от его царственного гула. Остановившись недалеко от водопада на ночлег, мы погрузились в негу его магии и растворились в его музыке.
Новый день и снова в пути, впереди водопад Джурла. По дороге мы не раз останавливались, чтобы полюбоваться красотами. Бесконечные просторы моря и величие гор никого не могут оставить равнодушным.
Вот и наш любимый водопад Джурла, не такой грандиозный как Джр-Джур, но по-своему прекрасен. Стекая с гладкой скалистой стенки, оставляет свои воды в небольших каменных озерцах. Места здесь чудесные, вокруг водопада полянки полные душистых трав и цветов, окруженные сосновым лесом и скалами. Оставляя с грустью волшебные места, приближаемся к Демерджи. Остановились на развилке, а перед тобой, как в сказке: в право пойдешь южное Демерджи и Долина приведений, на лево северное Демерджи, а прямо поселок Лучистое. Постояли, подумали и решили сходить на северное плато Демерджи. Хотя южная его часть более красива и примечательна, но зато здесь мы еще не бывали. Плато показалось нам безлюдным, сосновый лес спокойно уживался со скалистыми зубьями, торчащими из тела яйлы. Каменные истуканы, обвеваемые холодными ветрами и проливными дождями, невозмутимо взирали на морские просторы. Казалось, что над ними поработала рука мастера, причудливые формы и буйная фантазия, вдохнула жизнь в безмолвные камни. Самыми причудливыми оказались каменные грибы, словно пирамидку кто-то взгромоздил один на другой каменные глыбы, противореча всем законам физики. Оставляя позади величественную яйлу, мы спустились на поляну Ман. Уютная полянка, окруженная горами, нежилась в лучах заходящего солнца. Бурный ручей, питающий ее земли, резво катился вниз, поднимая в воздух холодные брызги воды.
Последние два дня отдыха мы решили провести на турбазе ?Ангарский перевал?, а на Чатыр-Даг сходить без рюкзаков, которые уже практически утратили свой вес, вследствие упорного поедания пищевых запасов.
К нашему сожалению цены, за проживания в домиках по сравнению с прошлым годом, выросли в два раза, потому мы продолжили жить в палатке. Единственным положительным моментом турбазы, было, то, что здесь можно оставить вещи под присмотром и помыться в душе. По нашему мнению, турбаза не менялась со времен ее постройки в советские годы, поэтому положительного впечатления не производит, при этом платить надо за все: газ, душ, место стоянки. Но приходится в очередной раз мириться с этим, поскольку сервиса в Крыму никогда особо не было, правда, как может отразиться ?облагораживание Крыма? для туристов это уже более серьезный вопрос.
Зато прогулка на Чатыр-Даг удалась. Самая потрясающая, на мой взгляд, яйла в Крыму, покрытая снегами и сланцем. Две величественные вершины, множество пещер и лесные участки покрывают ее обширное плато. Она не похожа ни на одну из яйл, особенно впечатляют лабиринты, которые образовались путем сочетания можжевельника с пористыми камнями. Пещерки и трещины между можжевеловыми рощами, плотно населены ящерицами и красными муравьями. Здесь было много снега и подснежников. Нетронутые цветы, были нежно укутаны снежными шапками, которые медленно превращались в ручейки, которые потом, сбегая по уклону вниз яйлы, питали горные речушки. За все время путешествия только здесь я встретила зацветшие дикие пионы. Спускаясь вниз с Чатыр-Дага, мы попали в лесок, пробираясь к главной трассе мы наткнулись на удивительные построения на речушке Ангара. С виду он напоминал опустевший поселок местных аборигенов: кострища, лежаки, посуда и висячий мостик над речкой. Чуть подальше находилось сооружение похожее на самодельную сауну и пункт наблюдения, особенно запомнилось кострище невероятных размеров и вертелом, на котором можно было зажарить не одного крупного кабанчика. Тишина и шелест листьев щекотали нервишки, а буйное воображение рисовало маньяка с топором за кустами. Поэтому мы ускорили шаг и с облегчением вскоре вышли на трассу. Пару остановок на троллейбусе и мы на турбазе.
Вот и последний день в Крыму, сборы вещей, поездка в Симферополь, покупка вина и сувениров. Поезд тронулся с перрона, а тебе так не хочется уезжать. Думаешь, ну не хватило еще чуть-чуть, чтобы насладиться сполна Крымом. Не успев еще вернуться, домой, как ты уже снова мечтаешь попасть в Крым. Магический мир полуострова, навсегда приворожил тебя, и ты как зачарованный снова и снова будешь возвращаться сюда, чтобы наполниться пьянящим духом крымской природы.
Автор: Александра Иванова