Перевал "Уч-Кош - Авинда" (1Б)

Перевал "Уч-Кош - Авинда" (1Б)

РайонМассивНазваниеВысотаКатегория трудности
Горный КрымНикитская яйлаУч-Кош-Авинда1300

Расположен на границе Никитской и Гурзуфской яйл. Соединяет долины рек Бала и Авинда. По описанному пути прохождения перевал односторонний.

Первые известные нам описанные прохождения - Закалдаев [1] и Багаев [2]. Отдельные участки, особенно ущ. Уч-Кош, ходят многие туристы, гораздо реже - Авинду, чаще обходными путями.

Карта
Карта

Характеристика:

Время прохожденияВремя подъемаВремя спускаДвижение со страховкойКол-во пунктов страховкиЧастота прохожденияНаправление движения
12,5 ч.5 ч.7 ч.Многократно - спуск дюльфером с самостраховкой; Несколько раз - спуск дюльфером с командной страховкой;10+1-2 группы в сезонУч-Кош-Авинда

Условия, при которых прохождение затруднено.
- обильные осадки и/или таяние снега, при которых русло Авинды будет обводнено;
- обильный снег на бортах ущелий, способный вызвать лавинную опасность.

Описание прохождения:

Начало описания - от места, где имеются запруды на реке Бала. До этого места ведет популярная туристская тропа.

Река Бала течет через автовокзал Ялты.

От площадок, поросших молодняком сосны, сначала идет тропа. Затем путь часто теряет свойства тропы. Довольно близко к началу имеется прижим.

Прижим в начале пути
Фото 1. Прижим в начале пути
В нижней половине ущелья Уч-Кош
Фото 2. В нижней половине ущелья Уч-Кош

Путь по ущелью изобилует движением по осыпи самого разного калибра, но много и участков, где есть тропа.

Иногда приходится переходить с берега на берег. Ноги можно не мочить.

Выше ущелье становится все более осыпным и крутизна увеличивается, местами до 25°. Так продолжается до большого водопада, преграждающего путь. От стоянки у запруд - примерно 3 ч.х.в. Обходим водопад справа по ходу.

Дальше идем не по дну ущелья (оно местами содержит стволы деревьев), а по левому (орогр.) борту, угол борта до 20°.

Местами идти не слишком удобно, но жесткая обувь и треккинговые палки помогают.

Вскоре выходим на яйлу в тумане, и через некоторое время находим Романовское шоссе - примерно 5 ч.х.в. от стоянки.

Осыпь
Фото 3. Осыпь
Осыпь
Фото 4. Осыпь
Водопад
Фото 5. Водопад
Романовское шоссе
Фото 6. Романовское шоссе

Пообедав, переходим шоссе и почти сразу попадаем в верховья Авинды. Ее малохоженность дает себя знать - почти сразу мы спугнули оленей. Скелет оленя также был нами обнаружен на одной из площадок левого борта ущелья.

Почти сразу встречается небольшой скальный каскадик, который легко обходится. Минут через 50 движения - следующий мини-каскад (3м), который уже нельзя обойти (вернее, может и можно, но достаточно далеко). Спускаемся дюльфером. Дальше пытаемся двигаться по земляным склонам ущелья, по левому борту, но это оказывается затруднительно - мокрая земля скользит, участники то и дело съезжают по склонам, самозадерживаясь всеми конечностями. Вскоре находим почти у русла площадки, частично заваленные крупными деревьями, и становимся на стоянку. Выше, дальше от русла, тоже есть площадки, и даже с видом получше, но подниматься туда уже лень, к тому же там лежит зловещий, свежий скелет оленя. Необходимо отметить, что вода в русле отсутствует, родники нам не известны, есть лишь остатки снега в русле, которые мы и используем для топки воды. Примерно 7,5 ч.х.в. от стоянки.

Первый каскад ущелья Авинды
Фото 7. Первый каскад ущелья Авинды
Первый спуск дюльфером
Фото 8. Первый спуск дюльфером

Менее чем через час после выхода, подходим к первому крупному каскаду. Высота его превышает 10 метров, но он не отвесный. Дальше следуют каскады помельче, но многие из них без веревки не проходимы. Радует наличие везде деревьев для организации перил. Еще один длинный дюльфер, почти на все 50 м, примерно через час, вешаем на участке средней крутизны, сначала по пологому склону, с крутым участком в конце. Каскадов очень много, и часть из них для экономии времени проходим простым лазанием, используя рельеф и растительность. Такой способ прохождения требует определенной сноровки. Есть некоторые каскады, на которых спуск дюльфером лучше осуществлять с командной страховкой, хотя, в принципе, опытным туристам (или без рюкзака) можно и обойтись без таковой. Рекомендуется иметь 50 м веревки с возможностью сдерга. "Ключем" ущелья можно назвать узкий скальный желоб ближе к концу ущелья. Высота его не менее 25 м, он очень заглажен водой, и по нашему мнению, без снаряжения он совершенно непроходим. От стоянки было затрачено 5 часов.

Первый длинный дюльфер
Фото 9. Первый длинный дюльфер
Дюльфер с пологим началом
Фото 10. Дюльфер с пологим началом
Узкое место
Фото 11. Узкое место
Следующий дюльфер
Фото 12. Следующий дюльфер
Следующий дюльфер
Фото 13. Следующий дюльфер
Дюльфер по желобу
Фото 14. Дюльфер по желобу
Дюльфер по желобу
Фото 15. Дюльфер по желобу

Требования к организации движения и страховки.

Необходимо учитывать, что, из-за многочисленных навешиваний перил, с увеличением группы увеличивается и время прохождения каньона. Также время увеличивается при наличии неуклюжих, не подготовленных к сложному рельефу туристов, т.к. многие участки целесообразно проходить простым лазанием, экономя таким образом время.

Возможные опасности.

Согласно описанию [2] в зимнее время может быть лавинная опасность. Поэтому перед прохождением следует оценить снежную обстановку. Также нежелательно ночевать в каньоне, т.к. в него могут падать различные предметы, камни, бревна и даже животные.

В случае травмы группе придется самостоятельно организовывать долгие, технически сложные спасработы, т.к. мобильная связь в каньоне, конечно же, отсутствует, и далеко не везде из него можно выбраться. Если же группа заведомо неспособна к проведению спасработ (например, состоит из одного человека), то следует установить контрольный срок связи с кем-то из внешнего мира.

Необходимое снаряжение.

Минимальный набор - веревка 10мм,50м, со сдергом, в идеале - две веревки по 50 м. На всех участников - системы, спусковые устройства, каски, прусики.

Места ночевок

Ночевать следует до и после каньона, площадки найдутся без труда, ночевка в самом каньоне небезопасна. На верхней стоянке вода нами не была обнаружена, топили снег, а на нижней, после каньона, появляется наконец река Авинда.

ФИО автора описания

Сапрыкин Евгений Юрьевич

Список источников

1. Закалдаев Н.В., "Перевалы Горного Крыма"
2. Багаев Д.Ю. "Перевал Авінда"

Пройден в походе 2 к.с. зимой 2010 года

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Перевал "Уч-Кош - Авинда" (1Б)"