Поход "По следам шустрого ежика"

Предположительная нитка маршрута разбитая по дням. В последствии похода ночевки были в других местах.

Маршрут: Чернореченский каньон - Парагильмен (Малый Маяк)
06/11 1 м. Севастополь - с. Черноречье - ущ.Черна (мин.балка)
07/11 2 ущ.Черна (мин.балка) - т/с Муловское озеро
08/11 3 т/с Муловское озеро ?г.Лиса (798) -пер.Бечку- т/с Узунжа
09/11 4 т/с Узунжа ?с.Подгорное - Календская тропа-г. т/с Шайтан Мендвен
10/11 5 т/с Шайтан Мендвен (688) - г. Спиради (1029) т/с Беш-Текне
11/11 6 т/с Беш-Текне - г. Ай-Петри (1234) ?т/с Кош
12/11 7 т/с Кош - Беседка Ветров - Гурзуфское седло -г.Роман Кош (1545) - Бабуган Яйла- т/с Парагильмен
13/11 8 дневка - т/с Парагильмен ?м. Малий Маяк
14/11 9 м. Малий Маяк- Алушта

День 1

Приехав из Киева в Севастополь на 28м поезде, мы отправились искать маршрутку на 5 й километр. От вокзала едет несколько маршруток, но первой приехала маршрутка ?17А, конечной станцией которой и была наша остановка. Перекусив, мы нашли автобус в с. Черноречье, который отправлялся в 15 часов дня. Если, поторопится, то можно было наверно успеть и на тот, который отправляется около 14 часов.

Весь поход нам встречались разнообразные коты

В автобусе, немного пообщавшись о сохранении чистоты окружающей среды с местной старушкой, мы вышли на нужной нам остановке.

Осмотревшись и сверившись с картой и GPS?ом, мы нашли нужную нам дорогу в Чернореченский каньон, что б на нее выйти - необходимо пройти немного в обратную сторону от движения автобуса и на первом же повороте свернуть налево. Продолжая идти по дороге, настроение отряда улучшалось, так как мы попали в солнечный и теплый Крым после Киевского холода и первого снега. После того как мы перешли мост через р. Черную, решили сразу свернуть налево и пойти по тропе вдоль реки.

Вскоре, дорогу отряду перекрыл забор, как оказалось, это была какая то насосная станция, недолго думая, мы прошли на "запрещенную" территория по бетонной части забора, и в другой его части перебрались через низкий заборчик из колючей проволки. На удивление никто не вышел, встречая "Хлебом и солью".

Насосная станция

Милуясь красотой р. Черной и началом каньона, мы пробирались по скользким грязевым склонам и камням все дальше и дальше. На одном из таких склонов наша медсестра соскользнула в воду, к счастью рядом оказался один из членов отряда.

К сожалению, в Ноябре очень рано темнеет, потому после часа движения пришлось стать на ночевку в гроте, который встретился нам по пути. При этом даже не пришлось ставить палатку.

Обустроив себе ночлег, и приготовив еду, мы провели небольшую фото сессию, после чего легли спать.

А ты пошел в поход?

ЧЕРНАЯ, река

Вся река находится на территории Севастополя в Балаклавском районе, в связи с чем она относится к местным водным объектам. Начинается река Черная от слияния нескольких ручьев с рекой Узунджа у села Родниковского, откуда она почти по прямой линии, ориентированной на северо-запад, течет до впадения в вершину Севастопольской бухты. Длина ее - 41 км. На своем пути преодолевает одиннадцатикилометровый каньон, являющийся одним из красивейших мест Крыма. В самых верховьях реки на ней устроено Чернореченское водохранилище, которое снабжает город Севастополь питьевой водой. Река вбирает в себя много рек и ручьев-притоков: Бага, Малташ-Узень, Байдарка, Уркуста, Упа, Айтодорка и ряд других. По полноводности река Черная занимает второе место в Крыму вслед за рекой Бельбек. Известно много других названий этой реки, использовавшиеся в различные периоды: Акерман, Узень, Кызыклы-Узень, Казыклы-Узень (Казыклы-Озень), Чергунь, Чер-су, Биюк-Узень (Биюк-Юзень). Река Черная вошла в Мировую историю по Чернореченскому сражению, происшедшему 4 августа 1855 года на правом берегу этой реки, восточнее Федюхиных высот

"ЧЕРНАЯ РЕЧКА", геологический заказник

Этот природно-заповедный объект республиканского значения находится в Балаклавском районе, включает в себя двенадцатикилометровый участок реки Черной с прилегающими к нему берегами, образующими Каньон речки Черной. Общая площадь заказника - 150 гектар. Начало его находится в полутора км. к северо-северо-востоку от села Широкого у подножия горы Кизил-Кая, а заканчивается он у села Чернореченского. С 1947 года объявлен памятником природы, а с 1974 года - государственным геологическим заказником.

Местами ущелье труднопроходимо: русло реки изобилует обширными перекатами и каскадами, навалами каменных глыб. В периоды дождей и паводков вода в каньоне неистовствует, ревет, в связи с чем его также называют "Крымским Дарьялом"

День 2

Проснувшись рано на рассвете на следующее утро, позавтракав и собрав лагерь, мы снова отправились по маршруту, но нас сразу же ждало первое препятствие. Это был скальный траверс, длиной метра 3 и высотой метров 5. Некоторые члены отряда, для уверенности в своих силах сначала попытались пройти его без рюкзака за спиной, а потом и с ним.

Черная река

Продолжая идти по левому берегу реки нам пришлось обойти верхом 3 скальных гряды, поднявшись немного нам, открылся замечательный вид каньона, где мы и устроили очередную фотоссесию.

Купания

Чем дальше, тем интересней.

Отряд продолжал идти по левому берегу реки, на привалах и во время обеда были купания в реке, а скальные препятствия придавали интерес монотонному хождению.

К 2 м часам дня, по совету "местного рыбака из Броваров" мы перешли реку вброд на правый берег. Пообщавшись с рыбаком, он нам рассказал о вариантах прохождения каньона, показал нам пойманную форель и тоже затронул тему загрязнения туристами местной реки и леса.

Переправа

До ночевки иногда мы таки узнавали некоторые места, о которых рассказывал рыбак, а когда начало темнеть нашли ночевку на полянке, которую пришлось делить с группкой охотников.

По данным GPS мы шли с общей скоростью 1 км/час, а ходовая скорость была 4.1 км/час.

Из 10ти часов с момента выхода со стоянки и до ночевки мы были в движении 3.5 часа :).

День 3

Наш медик

Первая половина дня была похожа на предыдущий день, красота каньона, скальные препятствия, купания. Одно из скальных препятствий было оценено нашим альпинистом как скалолазная 4Б, которую отряд прошел без особых сложностей.

Более всего удивил нас выступ скал в конце пути с бурлящей Черной рекой внизу. После обеда мы наконец то вышли в Байдарскую долину и пошли в сторону оз.Нижнее.

Препятствие

БАЙДАРСКАЯ, долина

Находится в юго-восточной части административной территории Севастополя. Представляет вытянутую на 16 км в северо-восточном направлении межгорную котловину с плоским дном, ширина которой доходит до 8 км с окружающих гор, входящих в системы Главной и Внутренней гряд Крымских гор, стекает много рек, являющихся притоками реки Черной. В этой долине находится самый большой пресноводный водоем Севастополя - Чернореченское водохранилище, искусственно созданное на реке Черной. Территорию этой долины первобытный человек заселял более пяти тысяч лет назад, о чем свидетельствуют Скельские менгиры-вертикально поставленные в виде обелисков каменные глыбы у села Родниковского (бывшее Скеля). В настоящее время вся долина входит в состав природного заказника "Байдарский". Названа долина по старому названию села Орлиного - Байдары (Байдар), находящемуся
в
юго-западной части долины

СКЕЛЬСКИЕ МЕНГИРЫ, памятник археологии

Находятся в Балаклавском районе в Байдарской долине на западной окраине села Родниковского. В настоящее время сохранилось две вертикально поставленных плоских глыбы мраморовидного известняка: одна большая, высотой 2,8 метра, довольно стройная; другая - высотой почти вдвое меньше. Обе стоят по линии, ориентированной в меридиональном направлении. Впервые описаны в 1907 году. Местное их тюркское название - Текли-Таш ("поставленный камень") сообщено археологом Н.И.

Репниковым, когда менгиров было три штуки. Третий менгир высотой 0,85 метра в конце 50-х годов ХХ века был выкопан при строительстве водопровода. Аналогичные менгиры встречаются в других районах Европы и Азии. Они имели культовое значение, появились в III-начале II тысячелетия до н.э. и представляют собой образцы древней скульптуры и архитектуры

Байдарская долина

Нас как обычно радовало солнце, а теперь еще и вид на Чернореченское водохранилище. За пару часов мы прошли рядом с озером Нижним, водопадом Козырек (практически пересохшим) и Муловским озером. В последнем нам пришлось набрать воды, так как дальше по маршруту воды или небыло, или все источники с большой вероятностью были пересохшими. Поднявшись на высоту 476 метров, мы стали на стоянку с видом на Водохранилище. Возле водопада мило пообщались с молодым лесником, который впрочем, предупредил нас, что начался сезон охоты. К концу третьего дня мы прошли 31 километр и 400 метров.

День 4

Этот день выдался очень жарким, мы уже и забыли что сейчас ноябрь, а не середина лета. До обеда, большую часть времени мы шли по лесной местности, вся земля которой была покрыта опавшими листьями. Листья шуршали и напоминали об осени, а их запах напоминал о мамином варенье. С места ночевки тропа куда-то исчезла, да и на карте ее не было. Но пройдя пару сотню метров, мы вышли на четко протоптанную тропу идущую снизу с русла реки (ну понятное дело пересохшей).

Поднялись на г. Лысую, прошли перевал Бечку, с обоих сторон открывались виды на долины укрытые осенними пейзажами а к обеду дошли до туристической стоянки Ай-Димитрий. Ближе к вечеру вышли к каньону Узунджа с южной его стороны, начали его прохождение и поиски воды. Приблизительно по центру каньона мы таки нашли воду и отличное место для ночевки.

Среди всех скал и камней, место казалось небольшим оазисом. Маленькая ровная полянка, которой хватало ровно на то, что б поставить палатку и сделать импровизированную кухню.

Посиделки вечером у костра.

Разговоры и замечательное звездное небо. Мы думали, что мы тут одни. Но спустя пару часов увидели один отряд, который прошел дальше в каньон и человека, которого отправили за водой, по его словам он шел от Ай-Димитрия. И мы могли только посочустовать его ночному путешествию назад.

УЗУНДЖА, река

Такое название носит одна из рек, в результате слияния которых образуется река Черная. Начинается она родником Суук-Су, который вытекает из двух трещин в отвесной известковой скале, расположенной на высоте 768 метров над уровнем моря в трех км к северо-востоку от села Колхозного. Длина реки 11 км.

В ее русле имеется три небольших каньона. Эту реку постоянно подпитывает вода Скельского источника-самого крупного пресноводного источника Крыма. На территории Севастополя река протекает по живописной межгорной Узуджинской котловине, в которой расположено село Колхозное, пройдя которое река круто меняет направление своего течения: с южного на западное и, пробежав по Скельской котловине мимо села Родниковского, впадает в Чернореченское водохранилище. Ряд исследователей название реки объясняет путем прямого перевода тюркского слова "узунджа" в значении "довольно длинная", "длинноватая", что на наш взгляд нельзя принять, так как река не очень большая. Более вероятно объяснение названия реки от родоплеменного имени "узюн" и аффикса принадлежности "джи".

Известно и другое название реки в ее нижнем течении - Лата

День 5

Встали рано утром, позавтракали и отправились дальше по каньону. На наше удивление мы встретили группы три туристов, а ведь всю ночь мы думали что на весь каньон только мы и отряд прошедший рядом снами прошлым вечером. Когда дошли до пещеры и немного полазили по ней, решили идти обратно. Проходя уже знакомую нам дорогу, мы довольно быстро добрались до Детского лагеря "Горный", откуда через село Родниковое в котором мы докупились продуктами добрались до поселка под названием Подгорное, где нам показали дорогу на Календскую тропу. В Скельскую пещеру мы уже не заходили и оставили ее на следующее путешествие.

Календская тропа была чем то похожа на первую половину 4 го дня. Опавшие листья, лес и долгая дорога вверх.

Саму тропу строили римляне для того что бы перевозить продукты из долины на побережье к своим построенным на берегу крепостям.

КАЛЕНДА, КАЛЕНДИ, КАЛЕНДИЯ, село

Это варианты предыдущего названия села Подгорного Балаклавского района до переименования в пятидесятых годах ХХ века.

Об истории возникновения этого названия единого мнения нет. Ряд исследователей считает, что в основе названия лежат тюркские слова: "кале" - крепость и "енди" - спуститься, то есть "село под крепостью". Другие считают, что это название произошло от древнеримского названия первого месяца "календы". И та и другая версии могут иметь место на существование, так как село находится в юго-восточной части Байдарской долины откуда начинается древнеримская военная дорога первых веков нашей эры из Херсонеса через Главную гряду Крымских гор по перевалу-спуску Шайтан-Мердвен (Чертова Лестница) на Южный берег Крыма к римским крепостям

КАЛЕНДСКАЯ, тропа

Так в настоящее время называют участок древнеримской вьючной военной дороги, проходившей из Байдарской долины к перевалу-спуску Шайтан-Мердвен (Чертова Лестница) с Главной гряды Крымских гор к римским крепостям на Южным берегу Крыма. Начинается она у села Подгорного (Календа) и по балке Календа выходит на яйлу к Чертовой Лестнице. По трассе дороги во многих местах сохранились участки мощения ее булыжником. Названа тропа-дорога по селу Календ
а у которого она начинается.
Над Чертовой Лестницей

Добравшись до начала Чертовой лестницы, мы стали на обед в незабываемо красивом месте. Вместо ожидаемого моря мы увидели удивительное Море Облаков освещенное дневным солнцем, а по обеим сторонам были необычайной красоты скалы.

Море облаков

БАЛЧИК-КАЯ, скала

Находится в Балаклавском районе на южной бровке Ай-Петринской Яйлы восточнее горного прохода Чертова Лестница (Шайтан Мердвен) и скалы Исар-Кая. В переводе с тюркского слово "балчык" означает: влажная земля, грязь; "кая" - скала, утес

Во второй половине дня мы шли по яйле с великолепными пейзажами, если где то и существует Рай, то он именно такой. Мы находились выше облаков, солнце медленно подходило к горизонту, все скалы, оставленные позади красиво выбивались из под Облачного Моря. Дальше нас ждал великолепный закат и попытка хоть немного догнать график и таки найти воду. Или нам всем хотелось быстрей дойти до воды и стать на ночевку, или увиденные пейзажи придавали бодрости, но наша скорость по данным GPS?а была быстрей, чем когда либо. На ночевку стали уже задолго после наступления темноты, часов в 8 вечера на турстоянке Беш-Текне, поужинали и так и не найдя источника легли спать.

Закат

День 6

Утром таки разглядели котловину Беш-Текне.Вышли в дорогу без завтрака, так как кончились запасы воды, но в течении 20ти минут после выхода нашли источник и наконец то смогли позавтракать. Наш Альпинист и фотограф Сергей, видимо уставший после предыдущего дня, отставал от остального отряда. А на привалах не сразу отзывался на команду "под рюкзаки", видимо в его карманке присутствовал Даниссимо. "Даниссимо - пускай весь мир подождет". Погода продолжала нас радовать +20 и солнечно. Поднявшись на Ай-Петри группа опять занялась фотосессией (все таки 4-ре фотографа). После фотосессии группу покинул Саша, он как и планировал еще до похода отсоединился от групы. Маршрут продолжило 4 человека.

Ай-Петри

Время близилось к темноте, а остатки отряда продолжали свой путь по Ялтинской Яйле, недалеко от турприюта нас остановил лесник. Предложил стать на ночевку, а идти по маршруту уже на следующий день, предупреждал о браконьерах. Обязавшись стать на ночевку в течении часа и не палить костер мы пошли дальше.

Часа через 2, находясь примерно между горой Рока и Лысой, мы увидели машину, находящуюся на возвышении за нами. И в целях безопасности спрятались и выключили фонарики. Машина стояла с включенными фарами минут 5, после чего пропала. Ни один из членов отряда не увидел, уехала ли, или просто выключила фары. Тут мы и начали искать скрытное место для ночевки, не включая фонариков.

Найдя место, мы немного расслабились, включили фонари, поужинали и легли спать.

К этому моменту мы прошли уже 98 километров.

День 7

Ночью был первый дождь нашего похода, который прекратился уже, после того как мы позавтракали и собрали палатку.

Ай-Петри

Погода была очень переменчивой, облака начали переваливать через хребет, часто снижая видимость. В течении нескольких минут могла быть как жара, так и сильный холодный ветер. И тут на яйле мы наконец-то увидели море! Но ненадолго. Тучи опять закрыли его.

На Яйле мы встретили группу иностранных охотников. А так же убегающую группу оленей.

Охотники
Охотничья собака
Олени

До обеда нас сопровождал туман. Теперь понятно почему руководитель с самого начала говорил про каких- то Ежиков...в тумане.

Ежик в тумане

После обеда мы, наконец, то преодолели Ялтинскую Яйлу, обошли стороной Никитскую Яйлу и пошли по Гурзуфской, где и увидели первые снежники. Высота здесь была уже около 1400 м над уровнем моря, и посему снег задержался. Снежники были очень кстати, так как воды поблизости не было.

Привал

Под вечер мы дошли до Беседки ветров.

Около Беседки Ветров

По дороге на Гурзуфское седло рядом с нами остановился мини автобус, из которого вышел мужчина, представившийся Инженером по охране леса, и угрожал вызвать наряд. Так как он не предъявлял свои документы, мы просто развернулись и пошли по своему маршруту. На всякий случай мы нашли незаметное место в стороне от дороги и уже по привычке без фонариков поставили лагерь.

День 8

И опять ночью нас накрыл дождь.

Но к нашему счастью, ближе к утру, он закончился.

Гурзуфская Яйла

Позавтракав, мы нашли подъем на Бабуган Яйлу, по дороге на Роман Кош увидели несколько оленей. Поднявшись на самую высокую вершину Крыма мы не видели практически ничего, все вокруг было затянуто тучами, но радости от самого факта восхождения это не убавило.

Бабуган Яйла

Прошли Яйлу довольно быстро, там есть явно выраженные дороги, но намного быстрее прошли бы, если бы пошли по дороге Газовщиков, она вела как раз куда надо, разве что сворачивала вниз немного раньше. По дороге вниз увидели еще группу туристов из дружественной Одессы... и выяснив что и Крым большая деревня, где все встречаются.

Парагильмен

Отряд, уже практически закончивший поход, поставил лагерь на тур стоянке "Парагильмен". И тут от отряда отделился еще один участник, у которого поезд был на день раньше, но это было уже не важно, так как поход окончен. На следующий день мы успели еще побаловать себя морем. Ну и как обычно, посетить приятное заведение на побережье.