Отчет о горном походе I категории сложности по Мармарошскому и Черногорскому хребтам Украинских Карпат

Отчет о горном походе I категории сложности по Мармарошскому и Черногорскому хребтам Украинских Карпат

совершенном с 26.02 по 07.03 2011 турклубом "ГЛОБУС" НТУУ "КПИ" г. Киева

Маршрутная книжка - 02 - ГЕ / 2011
Руководитель группы КУКОНЕСКУ Руслан Николаевич

Адрес руководителя: rusist (at)i.ua

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТК рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход _первой_ категории сложности.


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Справочные данные про туристский спортивный поход.

1.1. Параметры похода
1.2. Заявленная нитка маршрута
1.3. Пройденная нитка маршрута
1.4. Данные про опыт участников

2. График движения и технический отчет

2.1. График движения
2.2. Аварийные выходы из маршрута
2.3.Высотный график похода
2.4. Технический отчёт с фотографиями
2.5. Технические препятствия
2.6. Картографический материал

3. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

3.1. Особенности снегоступов и палатки


1. Справочные данные про туристский спортивный поход
1.1. Параметры похода

Вид туризмаКатегория сложностиПротяженность активной части похода, кмПродолжительностьСроки проведения
ОбщаяХодовых дней
горныйвторая101,310926.02 - 07.03 2011

1.2. Заявленная нитка маршрута 2 к.сл.

с. Диловэ - пол. Струмки - г. Поп Иван Мармарошский (1937,1Б) - г. Межипотоки (1713) - г. Стиг (1650) - г. Регеська (1569) - хр. Русский дил - с. Зэлэнэ - ур. Мрайки - с. Явирник - с. Топильче - с. Бистрець - р. Мрэе - ур. Гаджина - пер. Шпыци (1863,1Б) - г. Ребра (2001) - г. Гутин Томнатик (2016,1Б) - г. Туркул (1933) - г. Пожижевська (1822) - г. Брескул (1911) - г. Говерла (2060,1А) - ур. Скопеска (1620) - г. Петрос (2020,1Б) - т/с Козьмещик - с. Лазещина

1.3. Пройденная нитка маршрута

с. Диловэ - ущелье р. Билый - пол. Щевора - пол. Лисича - г. Поп Иван Мармарошский (1937,1Б) - г. Бендряска (1567) - г. Межипотоки (1713) - г. Корбул (1696) - г. Радуль (1598) - пол. Гроппа - г. Поп Иван Черногорский (2020,1А) - г. Дземброня (1877) - г. Бребенескул (2035) - оз. Несамовыте (1750) - г. Пожижевська (1822) - с. Говерла - ущелье р. Белая Тиса - с. Луги (650) - смт. Рахов

1.4. Данные об участниках

Ф.И.О.Год рожденияДолжность в походеТуристский опытКонтактная информация
Куконеску Руслан Николаевич1963руководитель6 ГУ Тянь - Шань
1 ГР Крым
068 - 399-27-48
Бартош
Томаш
Александрович
1982ремонтник1 ГУ Крым,
Эльбрус (Кавказ)
031 - 312-48-30
Метлов
Владимир
Михайлович
1972горелочник, ЖПС1 ГУ Крым067 - 947-26-60
Коваленко
Елена
Павловна
1988завхоз1 ПР Карпаты
1 ГУ Крым
093 - 624-07-94
Пархоменко Александр
Васильевич
1983Фотограф,
финансист
ПВД - Крым, Карпаты067 - 775-40-43

2. График движения и технический отчет
2.1. График движения

День пути.

Дата

Название участкаВремяРасстояние и перепад высотМетеоусловияОписание участкаПримечания
1
26.02
г. Ивано -Франковск - с. Диловэ11.00 - 14.10с утра облачно, потом ясно, теплоАвтобусом Ивано ?Франковск - Ужгород. Далее переход моста через р. Тисаавтобус был поздним, поэтому поздно офо-рмились у погранцов
с. Диловэ - Погранзастава - ночёвка над р.
Белый
16.00 - 18.30 2.305,4 км (340 - 660)
+ 320 м
ясно, вечером похолодалоДвижение по сельской дороге, далее движение по грунтовой обледенелой дороге вдоль р. Белый и переход на тропу.и соответственно стартовали из с.
Делового
Всего2.305,4 км +320м
2
27.02
Ночёвка над р. Белый - обед9.00 - 13.20
4.20
3,9 км (660 - 810)
+150 м
пасмурно, холодно (ниже нуля), туманДвижение по тропе по склону ущелья, забирая вверх. Затем заснеженная тропа исчезает.из-за тумана и занесённой снегом тропы движение
обед - полонина Щевора14.40 - 18.10
3.30
2,7 км (810 - 1235)
+ 425 м
пасмурно, после обеда развиднелосьДвижение по заснеженным лесным крутым склонам, забирая вверх в сторону полонины Квасная.по ЖПС-у
Всего7.506,6 км + 575 м
3
28.02
Полонина Щевора - полонина Лисича7.45 - 12.20 4.405,3 км (1235 - 1465) + 230 мпасмурно, туман холодноВыход на полонину Берлебашка и далее с малым набором высоты траверс по полонинам и лесу хорошей дорогой до полонины Лисича.поломка снегоступов с травмой колена у участника. Решено отправить вниз с со-провождающим
Всего4.455,3 км + 230 м
4
01.03
Полонина Лисича - г. Поп Иван Мар - марошский9.15 - 13.50
4.35
2,8 км
(1465 - 1937)
+ 472 м
с утра облачно,
потом солнечно
Движение тропой потом по твердому насту с провалива-нием. Далее при увеличении критического угла наклона склона выше 30°, при выходе на хребет, применена страховка с использованием одной перильной верёвки в кошках. Опасный обледене-лый участок:30 - 35 мутром сошли с маршрута 2 участника. Значительное снижение темпа из-за проваливания наста и прохождения жереба
г. Поп Иван Мармарошс -кий (ПИМ) ?
г. Головачин
15.30 - 18.10
2.40
6,8 км (1937- 1422)
? 515 м
солнечно, неожиданный ураганный ветер на гребнеОбед на вершине. Спуск по заснеженному хребту. На середине спуска с высоты 1600 м поднялся ураганный ветер, не стихавший до утра.
Всего7.159,6 км + 472 м - 515 м
5
02.03
г. Головачин - г. Межипотоки9.00 - 13.25
4.25
6,5 км (1422 - 1713)
+ 291 м
солнечноДвижение по дороге пограничников слева от следовой полосы по Мараморошскому хребту.снегоступами тропится глубокий снег. Проблемы со снегоступами
г. Межипотоки - г. Шауль15.15 - 18.20
3.05
4,4 км (1713 - 1545)
? 168 м
солнечно,
очень сильный боковой южный ветер
Движение в лесной зоне по рыхлому снегу, а при выходе на открытые полонины хребта с ветром по насту с проваливанием.из-за проваливания и силь ного ветра, темп на гребнях сильно замедляется
Всего7.3010,9 км + 291 м - 168 м
6
03.03
г. Шауль - г. Курбул - г. Стог - г. Радуль9.30 - 13.00 14.25-
17.05
11,5 км (1545 - 1690) + 145 м
(1690 - 1486) - 204 м
солнечноДвижение по гребню вдоль границы по дороге пограничников вдоль следовой полосы. Небольшие перепады высот.периодические проваливания и проблемы со снегоступами тормозят
Всего6.1011,5 км + 145 м
? 204 м
7
04.03
Полонина под г. Радуль - полонина Гроппа9.40 - 13.20
3.40
7,7 км (1486 - 1355) - 131 мсолнечноДорога идёт частично по снегоходной колее, а частично по засыпанной лыжне на полонинах.
Полонина Гроппа - ПИЧ (г. Поп Иван Черногорский)14.50 - 18.10
3.20
4,6 км (1355 - 2020) + 665 мсолнечноДвижение по лесным дорогам с выходами на полонины. Под Поп Иваном из-за крутизы склона пришлось вместо снегоступов одеть кошки.
Всего7.0012,3 км - 131 м + 665 м
8
05.03
г. Поп Иван Черногорский - г. Бребенес -кул07.50 - 12.15
4.25
7,8 км (2020 - 1877) - 131 м
(1877 - 2035) +158 м
солнечно,
боковой ветер
Движение тропами по твердому насту по Черногорскому хребту.минимальное проваливание. На вершине ПИЧ сошли 2 участника.
г. Бребенес -кул - оз.Неса -мовытэ - м/с под г. Пожиже-вска13.25 - 18.10
4.45
9,3 км (2035 - 1750) - - 285 м
(1750 - 1855) +105 м
солнечно, ветер усиливается, по-явились предве-стники ухудше -ния погодыДвижение тропами по твердому насту по хребту, иногда встречаются участки глубокого снега. Особенно на крутых подъёмах и спускахДвигались они в параллельной группе до оз. Несамовытого
Всего9.1017,1 км + 263 м - 416 м
9
06.03
М/с под г. Пожижевска - выход на до-рогу к Говерле11.00 - 15.10
4.10
3,8 км (1855 -1600) - 255 мпасмурно,
снег, туман
Движение в тумане по глубокому снегу по жеребу, из-за чего проваливаемся, выматываясь. Тропа вдоль склона часто теряется.в тумане и метели идём по ЖПС-у к дороге
выход на до-рогу к Говерле - с.
Луги
15.30 - 20.10
4.40
18,8 км (1600 - 650)
? 950 м
распогодилось, небо очистилосьВышли к лесу. Спускаясь до с.
Говерла, движение по проторенной грунтовой дороге. встречаются участки глубокого снега.
окончательно сняли снегоступы
Всего8.5022,6 км - 1205 м
10
07.03
с. Луги - пгт. Рахов - Ивано - Франковск08.30 - 15.20
6.50
пасмурно,
иногда снежит
Утренним автобусом доехали до Рахова. Там расстались с одним участником и сели в автобус до Ивано-Франковска.передвижение транспортом
Всего101,3 км + 2 960 м - 2 640 м
Высотный профиль
Высотный профиль

2.2. Аварийные выходы из маршрута

1. При подъеме на г. Поп Иван Мармарошский - спуск в с. Деловое через полонину Лисичью
2. При приближении к г. Стог - выход на дорогу к с. Зелене
3. При приближении к г. Говерле - спуск к т\б Заросляк

2.4. Технический отчёт с фотографиями.
1-й день (26.02)
Двое участников в последний момент отказались от участия в походе. Один сослался на то, что руководство загрузило работой, а другой тем, что сдавал "хвосты" в институте. Ну 9 человек вместо 11 тоже неплохо. Несмотря на пасмурное утро в Ивано-Франковске, Карпаты, куда мы попали на автобусе, порадовали нас хорошей погодой. В Диловом у группы была оговорена встреча с учасником из Мукачевого Бартошем Томашем.

На въезде в с. Дилове автобус остановили пограничники и попросили всех предъявить паспорта. Они уже были предупреждены ожидавшим нас участником через своё руководство, поэтому сильно не проверяли. После данной процедуры, проехав 5 минут, нас выгрузили у погранзаставы, где и встретились с Бартошем Т.. Пока участники распределяли грузы, руководитель с паспортами всех участников предстоящего похода зашёл внутрь здания погранзаставы (фото). Внутри неожиданно изрядная часть времени (1,5 часа) прошла в ожидании, разговоре с главным представителем погранцов и соблюдением разных формальностей и процедур.

Получив долгожданный пропуск мы двинулись по дороге на север от пограничного пункта к мосту через Тису (фото). Перейдя по мосту, начался наш поход. Уже быстро вечерело и холодало. В быстром темпе группа прошла село.

Дорога все время вилась вдоль речки Белый. По дороге навстречу от "Мраморного карьера" проехало 2 грузовика, после чего всё обезлюдело.

После "Мраморного карьера" дорога стала девственной заснеженной после чего пришлось одеть бахилы.

А в последние полчаса, перейдя мостик (фото) группа пошла по маркированной тропе вверх по левому склону ущелья р. Белый, где засветло заночевали в неплохом ровном месте. Егеря нас не встретили.

Встреча с мукачевским участником Томашем у здания погранзаставы в с. Дилове
Встреча с мукачевским участником Томашем у здания погранзаставы в с. Дилове
Идём по с. Дилове к мосту через Тису
Идём по с. Дилове к мосту через Тису
Группа в полном начальном составе перед мостом через Тису
Группа в полном начальном составе перед мостом через Тису
После мостика грунтовая дорога переходит в тропу, которая пошла вверх по склону
После мостика грунтовая дорога переходит в тропу, которая пошла вверх по склону

2-й день (27.02)
Утром мы продолжили подъём на северо-восток в направлении полонины Берлебашка. В МКК нам пояснили, что для гарантированной защиты подъёма на Поп-Иван Мармарошский как 1Б, в случае малоснежья или лёгкости, необходим траверс от вершины Петрос до Поп Иван Мармарошские. Поэтому мы и двигались в направлении Петроса Мармарошского, изначально поменяв начало маршрута. Но тут мы столкнулись с проблемой.

Заснеженная маркированная тропа (фото) потерялась вместе с маркировкой в буреломах (фото). И в условиях низкой облачности руководитель принял решение постепенно набирать высоту, идя вдоль склона ущелья, ориентируясь на показания ЖПС-а.

Начало второго дня было многообещающим. И были чёткие маркера
Начало второго дня было многообещающим. И были чёткие маркера
Но за буреломами сузившаяся тропа и маркера исчезли
Но за буреломами сузившаяся тропа и маркера исчезли

Когда лес постепенно стал труднопроходимым, начали определять точное местонахождение по ЖПС-у, но залитые в него карты приграничного района оказались мелкомасштабными и слабоинформативными, и нам никак не удавалось привязаться к местности и чётким ориентирам. Окружающих гор не было видно из-за тумана. После обеда небо прояснилось и показалась группа лыжников, которая тоже блукала и искала путь к Поп-Ивану Мармарошскому (фото). Мы сначала шли вместе, но потом они отстали и мы продолжили ориентироваться сами. Главное для нас было вырваться из труднопроходимого леса на крутых склонах и подняться на хребет, в надежде более лёгкого пути по гребню.

Но подъём оказался намного дольшим и трудным, чем ожидали. Вскоре решено было одеть снегоступы и они стали показывать свои особенности. У одного участника - Дениса Ткаченко боковые каркасные планки начали гнуться и перекашивать снегоступы, из-за чего начались задержки. Только к вечеру вышли на гребень, который оказался в 700 м от тропы и в 2 км от полонины Берлебяшка. Там и решили заночевать пораньше (фото), чтобы с раннего утра нагнать потерянное время.

Обеденная стоянка. Погода улучшилась
Обеденная стоянка. Погода улучшилась
Склоны стали очень крутыми и труднопроходимыми
Склоны стали очень крутыми и труднопроходимыми
Встреча с лыжниками ничего не дала, так как они тоже заблукали
Встреча с лыжниками ничего не дала, так как они тоже заблукали
Второй ночлег на площадке на краю гребня
Второй ночлег на площадке на краю гребня

3-й день (28.02)
Хотя мы довольно рано встали - в 4.30, рано поели - в 7.00, рано вышли - в 7.45, это нам сегодня так ничего и не дало.

Когда через полчаса после выхода со стоянки группа вышла на тропу и полонину Берлебяшка (фото), оказалось, что нет одного участника. Группа, видя хорошие дальнейшие перспективы (вышли на полонины и видимую дорогу), предложила пойти дальше, пока руководитель вернулся за отставшим участником, тем более уже стало ясно наше местоположение и ориентиры. Но при встрече с отставшим участником постепенно выяснилось, что у него через каждые 2-3 км поочерёдно разваливаются снегоступы и приходится много времени тратить на их наладку. Необходимо уточнить, что без снегоступов в проваливающемся по колено, а иногда и по пояс в снегу участнике ходить в зимних Карпатах долго, а тем более быстро невозможно. Руководитель уходил догонять группу и через некоторое время тестово поджидал "проблемного" участника Дениса Ткаченко.

Но когда его долго не было, начинал беспокоиться и возвращался к нему на помощь. Так было несколько раз. Было затрачено много драгоценного походного времени. Были отданы все наличные верёвочки и репшнуры на укрепление каркаса снегоступов. После очередного долгого поджидания, руководитель снова вернулся и тут оказалось, что вдобавок ко всем неприятностям, Денис при проваливании в глубокий снег под ёлкой, повредил коленный сустав. Руководитель побежал вперёд к группе и догнал их в полуразрушенных хижинах на Лисичьей поляне. После долгого совещания и убалтывания было принято решение сегодня никуда дальше не идти, а завтра с утра сойти Денису вместе с опытным сопровождающим медиком Сергеем Рябоконем, который лучше знает все проблемы, связанные с коленным суставом. Сергей долго не соглашался, но два важных аргумента: он врач и он опытен сделали своё. А спускаться надо было два дня хоть по уже хорошей тропе, но с ночёвкой в лесу в летнике, обратно в с. Деловое. За оставшиеся полдня снаряжение, обязанности и продукты перераспределили между всеми участниками. Нужное распределили в группе, а уже видимо ненужное отдали двум спускающимся ребятам. Забегая вперёд необходимо отметить, что это было своевременное необходимое решение, хотя Сергей Рябоконь не хотел сходить с маршрута. Во-первых мы были на грани точки возврата.

Во-вторых, как показал дальнейший поход, снега было много и хорошо, что снегоступы и колени Дениса сразу показали слабые места. Случись это уже за Поп-Иваном Мармарошским, поход бы был сорван. Ну и в-третьих как потом рассказали ребята, хоть они сразу пошли по нормальной тропе, всё равно снега было много и два дня они спускались до с. Делового, пережив холодную ночёвку в пустом домике лесорубов.

Вышли на полонину Берлебяшка
Вышли на полонину Берлебяшка
Вдали в тумане группа летних хижин на полонине Лисича
Вдали в тумане группа летних хижин на полонине Лисича
На полонине Лисичая идёт обсуждение ЧП и дальнейших планов и изменений. Момент убалтывания Рябоконя на сход.
На полонине Лисичая идёт обсуждение ЧП и дальнейших планов и изменений. Момент убалтывания Рябоконя на сход.
Пока готовим
Пока готовим "по чёрному"
Теперь готовим в шатре
Теперь готовим в шатре
Печальный затянувшийся обед. Уточняется распределение грузов
Печальный затянувшийся обед. Уточняется распределение грузов

4-й (01.03)
Наутро группа попрощалась с двумя сходящими участниками и, радуясь улучшению погоды, двинулась на штурм Поп-Ивана Мармарошского. Было холодно и ветрено, но настроение было боевым. Сначала дорога пошла в нужном для нас направлении и мы попытались подняться на перевал с северо-запада (фото), как было запланировано изначально до корректировки маршрута в ЦМКК. Но небезопасная лавиноопасная обстановка на этих склонах (фото) и проваливания и изматывания в жеребе изменили планы и руководитель решил повернуть обратно и подойти к классическому маршруту в лоб прямо по пути 1А. Когда начали подниматься, обнаружилось сильное оледенение и затвердение наста и при увеличении наклона склона выше 30°, руководитель принял решение группе сначала одеть и идти в кошках. Но потом на крутом опасном участке пришлось провесить 50 м перильной верёвки. Руководитель всем крикнул снять снегоступы и идти в кошках. Его мудрое решение подтвердил первый за ним участник, когда на своих снегоступах "ПИК" стал соскальзывать под разными углами, так как угол наклона не позволял цепляться его зубьям за рыхловатый ледяной наст.

Руководитель же был в Лебедевских снегоступах в комплексе с кошками, и ему на таких склонах было отлично передвигаться. Пока руководитель навешивал и укреплял верёвку, основная группа, одев кошки, начала подъём к нему по склону.

Вдруг один из участников - Алексей Удовенко на глазах у всех покатился и поехал по склону вниз. Он сказал, что слетела кошка и он сорвался. Хотя руководителю показалось, что он просто не выполнил команду одеть кошки. Группе эта ситуация показала наглядный пример опасности горных склонов. Благодаря неопасному выполаживанию, он без проблем остановился, съехав всего метров 20 - 30.

После провешивания перил, группа по ним поднялась на безопасную точку и спокойно продолжила движение по гребню до предварительной и основной вершины Поп-Ивана Мармарошского. Помимо этого руководитель разрешил одному участнику - Володе Метлову из-за проблем с кошками попробовать подняться дальше по склону, но оказалось, что если у нас опасный участок был метров 30-40, то там он был не менее 70 м. Поднявшись на вершину, группа пообедала на ней и немного расслабилась, так как погода стала почти безветренной на полуденном солнце. Неожиданно обнаружилось, что прошло 2 часа.

Быстро засобирались и пошли вниз по гребню по границе с Румынией. За 2 км до последнего перегиба склона и спуска к г. Головачин неожиданно на гребне резко поднялся ураганный боковой северный ветер, который просто сдувал в Румынию. Идти приходилось под большим углом, ложась на ветер, но порывы иногда были такими, что приходилось становиться на колени либо ещё и на на локти, иногда даже просто на снег, чтобы переждать порыв. Как назло группа в этот момент была рассредоточена и руководителю пришлось немало понервничать и напрячься, чтобы собраться вместе и перевалить за перегиб, почти полностью защищённый от ветра. Там было тихо и шлось хорошо, но вдруг на ЖПС-е выяснилось, что группа в районе горы Головачин сильно забралась в Румынию и пришлось побыстрее спешить к следовой полосе, так как нам сказали, что Румыны теперь из-за вхождение в Шенгенскую зону, вооружились снегоходами, дальнобойными тепловизорами и ЖПС-ами и могли нас задержать с большими проблемами для группы. Всё закончилось нормально и группа заночевала в защищённом от ветра месте на украинской территории.

Прощание с Сергеем и Денисом (в центре с рюкзаками)
Прощание с Сергеем и Денисом (в центре с рюкзаками)
Облака над Поп-Иваном пока ещё не ушли
Облака над Поп-Иваном пока ещё не ушли
Позади полонина Лисича, г. Берлебашка (слева) и г. Петрос Мармарошский (справа) вдали.
Позади полонина Лисича, г. Берлебашка (слева) и г. Петрос Мармарошский (справа) вдали.
Пытаемся подойти к перевалу с северо-запада. Видимая лавиноопасность угрожающая
Пытаемся подойти к перевалу с северо-запада. Видимая лавиноопасность угрожающая
Пока одеваем системы, готовясь к подъёму. Руководитель пошёл в разведку.
Пока одеваем системы, готовясь к подъёму. Руководитель пошёл в разведку.
Обход северозападного отрога ПИМ
Обход северозападного отрога ПИМ
На солнце хорошо виден сильно обледенелый на ветрах наст
На солнце хорошо виден сильно обледенелый на ветрах наст
Вид на страховочную станцию сверху выше по склону. Вдали хорошо виден путь подёма с полонины Лисичьей
Вид на страховочную станцию сверху выше по склону. Вдали хорошо виден путь подёма с полонины Лисичьей
У вершины Поп-Иван Мармарошский Северный (1736 м)
У вершины Поп-Иван Мармарошский Северный (1736 м)
Вдали виден триангулятор на основной вершине
Вдали виден триангулятор на основной вершине
Обедаем на вершине Поп-Иван Мармарошский (1937 м)
Обедаем на вершине Поп-Иван Мармарошский (1937 м)
Спуск с вершины Поп-Иван Мармарошский
Спуск с вершины Поп-Иван Мармарошский
Налетает ураганный ветер, а группа рассредоточена по гребню с вершины
Налетает ураганный ветер, а группа рассредоточена по гребню с вершины

5-й день (02.03)
Утро оказалось морозным и ветренным. Но настрой и солнце взбодрили и группа целый день шла в хорошем темпе. И это несмотря на снег по колено. Однако стали проявляться первые достоинства, недостатки и проблемы со снегоступами у участников. У Владимира Метлова они целый день начали поочерёдно спадать по разным причинам. Главная - его большой вес (100 кг) + вес рюкзака обнажали неправильные заявки конструкторов. Либо материалы, из которых сделаны снегоступы не соответствовали расчетным стандартам. Второе - у руководителя темп хотьбы в Лебедевских коротких снегоступах был меньшим, чем у остальных участников. Помимо этого основная группа в длинных и узких снегоступах, уходя вперёд проделывала в снегу узкую колею для руководителя в коротких, но широких снегоступах. Это приводило к дополнительным нагрузкам и потере сил на прошагивание в узкой колее. Приходилось как бы делать свои следы с проваливаниями в готовой колее. Таким образом два участника постоянно отставали и тормозили общий темп и пройденное расстояние группы за день. После обеда постепенно Володя Метлов свои снегоступы отладил и шёл уже вместе с основной группой. Руководитель же всё больше отставал. Особенно это проявлялось в рыхлом снегу в залесённой части Мармарошского хребта и на открытых подъёмах на полонины, где шло проваливание в насте по уже пройденной участниками колее.

Из-за всех этих причин вместо прохождения запланированных 15-20 км в такую отличную погоду и ночёвкой в районе г. Стог, в этот день было пройдено только 11 км.

На границе всё спокойно
На границе всё спокойно
Ночёвка за пограничной полосой на территории Украины
Ночёвка за пограничной полосой на территории Украины
Сильный боковой ветер немного сдувает на следовой полосе
Сильный боковой ветер немного сдувает на следовой полосе
Приходится идти по узкой колее. Подъём на г. Межипотоки
Приходится идти по узкой колее. Подъём на г. Межипотоки
Тяжёлый подъём на г. Мика Марэ
Тяжёлый подъём на г. Мика Марэ
Перед г. Шауль на границе очень ветренно
Перед г. Шауль на границе очень ветренно
На границе очень ветренно
На границе очень ветренно
Вид на г. Шауль
Вид на г. Шауль
Румынские Карпаты. По центру г. Фэркэу (1958 м), за ней г. Михайлек (1918 м)
Румынские Карпаты. По центру г. Фэркэу (1958 м), за ней г. Михайлек (1918 м)

6-й день (03.03)
В этот день из-за предыдущей усталости вышли поздновато - в 9.30. Опять были проблемы со снегоступами и несмотря на хорошую погоду, опять прошли только 11 км, как и вчера вместо ожидавшейся ночёвки под Поп Иваном Черногорским в районе полонины Гроппа. Основная группа целый день уходила вперёд, а два участника постоянно тормозили, несмотря на относительно ровный рельеф с небольшими перепадами высот. Обойдя слева (так идёт дорога) горы Шауль, Курбул и Стог, (фото) группа заночевала в неожиданном домике на полонине за г. Радуль (фото).

Это была для всех приятная неожиданность за 6 дней. За ночь благодаря горящей печке (фото) и обслуживающему её опытному в этих краях Томашу Бартошу, удалось всем высушиться, хоть сильно и не намокли.

В районе г. Корбул
В районе г. Корбул
Привал под г. Корбул
Привал под г. Корбул
Но коммент
Но коммент
Панорама г. Стог, г. Радуль и Черногорского хребта
Панорама г. Стог, г. Радуль и Черногорского хребта
Домик под г. Радуль
Домик под г. Радуль
Панорама за г. Радуль
Панорама за г. Радуль
Место ночёвки - летние домики на полонине. Вдали виден Поп-Иван Черногорский
Место ночёвки - летние домики на полонине. Вдали виден Поп-Иван Черногорский
Впервые за 6 морозных дней отогрелись и высушились у печки
Впервые за 6 морозных дней отогрелись и высушились у печки

7-й день (04.03)
Встали позже обычного. Целый день шли по полонинам проторенной заснеженной дорогой либо по целику. В этот день у Володи Метлова часто ломались и соскакивали снегоступы, из-за чего группа долго ждала его и руководителя, помогающего налажмвать на привалах. В конце концов он намертво их привязал к ботинкам ремешками. Целый день погода была классная. Самым сложным оказался крутой обледенелый подъём на вершину, где всем кроме руководителя пришлось поменять снегоступы на кошки и взять в руки ледорубы. На стоянке на вершине в обсерватории произошёл серьёзный инцидент между руководителем и одним из участников - Удовенко Алексеем. И руководителем было принято решение снять его с маршрута. Руководитель заранее знал, что участник уже был на этой вершине и сходы и подъёмы знает. Вместе с ним решил сойти и его близкий друг - Гриненко Артём по этическим соображениям. Группа решила утром перераспределить снарягу и еду и продолжить путь впятером.

Домик, в котором первый раз за всё время согрелись. Вдали Поп-Иван Черногорский
Домик, в котором первый раз за всё время согрелись. Вдали Поп-Иван Черногорский
Прошли очередную полонину
Прошли очередную полонину
Впереди полонина Гроппа и Поп - Иван
Впереди полонина Гроппа и Поп - Иван
Вид на подъём на Поп-Иван с горы Васкул
Вид на подъём на Поп-Иван с горы Васкул
Сначала подъём крутой, потом ещё и обледенелый. Пришлось одеть кошки вместо снегоступов
Сначала подъём крутой, потом ещё и обледенелый. Пришлось одеть кошки вместо снегоступов
Перед самой вершиной выручают кошки и ледоруб
Перед самой вершиной выручают кошки и ледоруб
Группа на подходе к вершине
Группа на подходе к вершине
Высота взята
Высота взята

8-й день (05.03)
Встали рано, но собирались долго. Наконец, расставшись с двумя участниками, впятером продолжили поход. Погода стояла суперсолнечная, но ветренная. Наст был твёрдый и нам в этот день удалось много пройти почти не проваливаясь. Но опять всё повторилось со снегоступами Володи Метлова, из-за которых снова было потрачено много времени и личных матов Владимира на отладку. Забегая вперёд отмечу, что из-за его соскакивающих снегоступов нам в этот день не удалось дойти до г. Говерлы, а только до г.
Пожежевска, что сыграло свою роль в преждевременном прекращении похода. Шлось хорошо и безопасно. Только при проходе перемычки под г. Туркул всем стало очень стрёмно на плоходержащих угол снегоступах "ПИК" и было принято решение обходить г. Туркул справа через спуск к оз. Несамовитому и подъёму прямо на г. Данциш влоб, где ещё раз показали все проблемы снегоступы "ПИК". Отстав от основной группы в районе перемычки под г. Туркул, руководитель вместе с Метловым В. догнали их уже под г. Пожежевска, где нашли закрытое от ветров место стоянки

Прощание с Поп - Иваном Черногорским
Прощание с Поп - Иваном Черногорским
Заледенелая стена обсерватории
Заледенелая стена обсерватории
Черногорский хребет и наш путь по нему
Черногорский хребет и наш путь по нему
Группа ждёт отстающих
Группа ждёт отстающих
Вершина Гутен-Томнатек
Вершина Гутен-Томнатек
Позади обсерватория на Поп-Иване Черногорском
Позади обсерватория на Поп-Иване Черногорском
Г. Ребра, перемычка над оз. Несамовитым
Г. Ребра, перемычка над оз. Несамовитым
Перемычка над озером Несамовитым обледенела и принято решение спускаться к озеру
Перемычка над озером Несамовитым обледенела и принято решение спускаться к озеру
Принято решение г. Туркул (слева)обходить понизу
Принято решение г. Туркул (слева)обходить понизу
Вдали Говерла. Ближе через горку видно нашу будущую стоянку под г. Пожежевска
Вдали Говерла. Ближе через горку видно нашу будущую стоянку под г. Пожежевска

9-й день (06.03)
С ночи погода испортилась, повалил снег и утром всё замело. Прождав несколько часов после совещания было решено прекратить поход и сходить с маршрута. Из-за того, что нашему участнику Томашу было ближе добираться домой через Рахов, было принято решение спускаться на юго-запад через села Луги и Говерла. Собравшись в пурге, группа пошла вниз, но попала в мощнейший жереб, в блужданиях по которому потратила много времени и сил. Только к обеду, когда немного распогодилось, вышли к дороге как горе Говерле, так и к одноимённому селу. Дальше после обеда спуск был прост, в очень быстром темпе по грунтовой обледенелой твёрдой дороге. В темноте мы уже попали в с. Луги, где заночевали у хозяев рядом с автобусной остановкой, чтобы не пропустить первый автобус в Рахов. Вечером был сделан хороший прощальный ужин.

Ночью под г. Пожежевска присыпало палатку. Погода поменялась
Ночью под г. Пожежевска присыпало палатку. Погода поменялась
Полонины с жеребом проходятся тяжело. Дорогу и направление ищем по ЖПС-у
Полонины с жеребом проходятся тяжело. Дорогу и направление ищем по ЖПС-у
ЖПС вывел к лесу
ЖПС вывел к лесу
Группа наконец вышла на дорогу к Говерле.
Группа наконец вышла на дорогу к Говерле.
Группа наконец вышла на дорогу к Говерле. Снег сразу прекратился
Группа наконец вышла на дорогу к Говерле. Снег сразу прекратился

10-й день (07.03)
Рано встав и позавтракав, группа села в самый ранний местный автобус до Рахова. Так как у нас был почти конечный пункт, группа свободно разместилась, избежав дальнейших проблем при загрузке пассажирами. На автостанции в Рахове, мы купили билеты на ближайшие автобусы. Один наш участник - житель г. Мукачевого Томаш Бартош ехал в противоположном направлении и мы с ним тепло расспрощались. До Ивано-Франковска доехали по зимней дороге без проблем. Там в кафе сотворили шикарный обед и немного прошлись по городу перед поездом. Сев в поезд, вечером дружно отпраздновали наступающий женский день, а на другой день нас в Киеве ждали семьи с женскими сердцами и 8 марта.

На автостанции в Рахове прощаемся с Томашем Бартошем
На автостанции в Рахове прощаемся с Томашем Бартошем
Дорога в Ивано-Франковск в салоне автобуса.
Дорога в Ивано-Франковск в салоне автобуса.
Прощальная прогулка по Ивано-Франковску.
Прощальная прогулка по Ивано-Франковску.

2.5. Технические препятствия

Путь подъёма на ПИЧ от г. Васкул
Вид на путь подъёма со станции. Внизу вдали видны горы Петрос и Берлебашка.

2.6. Картографический материал

1. Синим пунктиром обозначен пройденный маршрут
2. Красными точками обозначен первоначальный вариант
3. Красные палатки с датами - места ночёвок

Дилове - Луги - Рахов. 2 часть.
Дилове - Луги - Рахов. 2 часть.
Дилове - Луги - Рахов. 1 часть.
Дилове - Луги - Рахов. 2 часть.
Дилове - Луги - Рахов. 2 часть.
Дилове - Луги - Рахов. 2 часть.

3. Выводы и рекомендации при прохождении маршрута.
К сожалению полностью пройти запланированный маршрут помешали целый ряд объективных факторов.

1. Руководитель, зная, что поход в зимние Карпаты сложный, настойчиво просил участников раздвинуть временные рамки похода на 1-2 дня, но либо одни не могли раньше 25 февраля, либо другие хотели отпраздновать 8 марта дома.

2. К сожалению разнообразие подъездного транспорта упало и мы поздно вышли на маршрут. Вместо запланированных 13.00, вышли в 16.00, когда уже начало темнеть.

3. Потеря целых суток 27 - 28 февраля из-за поломки у одного участника самодельных снегоступов и повреждения из-за этого коленного сустава и организация его схода с маршрута вместе с ещё одним сильным участником. Сошли сразу ремонтник и медик.

4. Ошибка руководителя на второй день похода при потере маркированной тропы в пасмурной погоде, из-за чего потеряли полсуток.

5. Лавиноопасность северо-западного склона горы Поп-Иван Мармарошский, из-за чего много времени было потеряно на попытку подъёма и возврат к другому варианту.

6. Системные потери времени при налаживании постоянно ломающихся и спадающих снегоступов у одного тяжеловесного участника.

7. Функциональное различие характеристик снегоступов и соответственно скорости передвижения по разным участкам рельефа. В группе были 5 разновидностей снегоступов:2 различные модели снегоступов "ПИК"; Лебедевская самодельная модель; самоделка из инета, которая сломалась; скитуровские лыжи.

Об особенностях снегоступов ниже.

8. Резкое ухудшение погоды с метелью, туманом и низкой облачностью в районе ключевого небезопасного конечного участка маршрута - горах Говерла и Петрос.

Затратив много времени на проход первой части, было принято решение идти по согласованному запасному варианту после г. Стиг через траверс г. Поп-Иван Черногорский (1А) и Черногорского хребта.

3.1. Особенности снегоступов и палатки

Применение снегоступов в Карпатских снежных походах

СНЕГОСТУПЫ "ПИК" IG-1

Размер:23 х 75,5 см
Вес пары:1,8 кг
Расчетный вес: до 100 кг
Крепление: универсальная форма "лаптя" подойдет для обуви любого размера!

ОСНОВНЫЕ СНЕГОСТУПЫ "ПИК"

Размер:28 х 77 см. Вес пары:1,95 кг. Расчетный вес:70-130 кг
Крепление: универсальная форма "лаптя" подойдет для обуви любого размера! С самого начала похода снегоступы у участников начали показывать все свои позитивные и негативные характеристики.

Не беря во внимание "загнувшиеся" самодельные снегоступы сошедшего участника, которые тормознули группу на третий день похода, у нас в группе были использованы 4 модели снегоступов:

1. Лебедевa - Общая площадь нагрузки:1,92 кв.м
2. "ПИК" - ОХОТА - Общая площадь нагрузки:3,9 кв.м
3. "ПИК" - IG-2 - Общая площадь нагрузки:3,54 кв.м
4. "ПИК" - IG-1 - Общая площадь нагрузки:3,47 кв.м
http://www.pik.kiev.ua/cenisneg.php

Руководитель также взял на свою голову укороченные горные лыжи с фиксированной подошвой, как вариант снегоступов с верёвочным зацеплением за снег, но на подъёме несгибаемый голеностоп не давал возможности идти вверх, зарывая носок лыжи в глубокий снег и их пришлось отдать на третий день двум сосшедшим участникам.

С первого же момента использования снегоступов, сразу раскрылись все их характеристики и особенности в движении.

Если Лебедевские снегоступы рулили на крутых склонах на подъёмах и спусках и руководителю шлось и лазалось на Поп-Иване Мармарошском и других вершинах без проблем, то наоборот ПИКовские начинали не работать на склонах круче 30 градусов вверх и при траверсах из-за малой площади зацепления их зубьев и отсутствия боковых шипов. Сначала народ увидев, сколько времени уходит на переодевание: снегоступы - кошки - снегоступы, дальше старался кошки не применять, пытаясь найти оптимальный путь. И руководитель, понимая это, не возражал, хотя это иногда было небезопасно (под г. Туркул например).

Но вот на равнинных участках хребтов Марамореша и Черногоры, особенно в лесных зонах, картина кардинально менялась для него в очень плохую сторону.

Надеюсь понятна разница в площадях: руководителя 1,9 и остальных участников - 3,5 и больше кв.м.

У одного участника СКИ-ТУРЫ были современные с ворсом, поэтому у него тоже площадь была достаточной для быстрого прохождения.

Всё это приводило к тому, что идя по следам всех, руководитель увязал на 5-10 см. А местами просто проваливался. Помимо этого шириной своих снегоступов (максимально 26 см) участники тропили узковатую для его снегоступов (32 см) борозду, из-за чего местами приходилось много энергии тратить на усилие икроножных мышц при прошагивании. Если вы посмотрите даже кадры со свежего похода Ерёмина Жени, то увидите, как участники по лягушачьи топают по склонам с большим переваливанием, чтобы не цепляться снегоступом о снегоступ.

- видео: http://www.youtube.com/watch?v=g3ykjiMwUA4

Руководителю же приходилось на максимальной для себя скорости стараться ставить так ноги, чтобы постоянно избегать боковое сопротивление снега с внешних сторон борозд.

Частичные проблемы проваливания по тореным следам испытал и один наш стокилограммовый участник. А так, как руководитель после третьего дня, выйдя на залесённые хребты в рыхловатом снегу постоянно догонял спешащую группу, то он шёл за ним - отстающим и видел, как тот тоже проваливался по их следам, потому что заявленная фирмой максимальная нагрузка в 140 кг не соответствовала действительности. Вернее вес рюкзака как-то не учитывался, хотя и вписывался в лимит. По всей видимости их максимальный нагрузочный порог - не более 100 кг.

Но это ещё не всё. Руководителю изначально пришлось ещё взвалить на себя ПОСИЛЬНУЮ ношу - шатёр весом в 7,2 кг., который не делился на части. Если у всех участников в среднем вес общественной снаряги доходил до 4 кг, то у него он был не только почти 9 (вместе с фото) кг, но и + постоянных 1-2 кг льда и снега в шатре, которые сложно вытряхивать на биваках. Т.е. весь поход руководитель носил 10 кг. Ну а последние 2 дня после схода участника добавил себе ещё дополнительно 3 кг, увеличивших давление на снег.

Руководитель не спец по сопроматам, расчётам нагрузок на единицы площади. Но если включить элементарную логику, то:

Весь поход у руководителя неизменно самый тяжёлый рюкзак, а последние 2 дня - ещё +3 кг и при этом общая площадь нагрузки на снег почти в 2 раза меньше, чем у участников. А снегоступы с каждым днём похода всё больше приобретали форму V - образного двигателя, ещё больше уменьшая общую площадь, хотя вроде добавляя устойчивость при проваливании????:) А в предпоследний день не выдержала и сломалась одна задняя трубка, обрекая другие на непредсказуемое поведение. И тут пришлось очень сильно заволноваться, особенно, когда спускались в лесу... ведь нагрузка растёт, а прочность падает прямо пропорционально общей площади...

Т.н. Лебедевские снегоступы одеваются только на кошки
Т.н. Лебедевские снегоступы одеваются только на кошки
Они же в конце похода. Видны погнутые трубки
Они же в конце похода. Видны погнутые трубки
Самодельные снегоступы участника Дениса Ткаченко
Самодельные снегоступы участника Дениса Ткаченко
Таков их вид после четвёртого дня применения. Для Дениса с Сергеем поход окончен.
Таков их вид после четвёртого дня применения. Для Дениса с Сергеем поход окончен.
Причина слабости - функциональное несоответствие характеристик несущих планок реальным нагрузкам
Причина слабости - функциональное несоответствие характеристик несущих планок реальным нагрузкам
Снегоступы гуцулов из старых деревянных вешалок. Местные альпинисты не догадались хотя бы ткань на них натянуть
Снегоступы гуцулов из старых деревянных вешалок. Местные альпинисты не догадались хотя бы ткань на них натянуть

Также лучше всего использовать снегоступы только одного типа: Это либо "ПИК", либо "Лебедевские", либо "Ски -Тур", что приведёт к оптимизации и синхронизации передвижения на маршруте.

Хотя я лично не понимаю цель испоьзования лыж либо "ски-туров" в горном походе в зимних Карпатах? Тогда это будет не горный поход, а лыжный.

Палатка ШАТЕР- 3,5
В данном походе группой использовалась шатровая палатка для зимних лыжных походов. Зарекомендовала себя отлично. Было тепло и уютно. Вместимость хорошая. Правда не удалось проверить на ветроустойчивость в силу разных обстоятельств. К примеру - основная причина - несколько ветренных ночёвок приходилось ставить в сильно защищённом рельефом месте. Но главный существенный недостаток - большой вес. При заявленных 6 кг, на самом деле вместе с большим чехлом весила 7,2 кг. При обледенении и оснеживании вес увеличивался минимум на 1-1,5 кг. Таким образом её вес в экспедиционном походе может доходить до 9 -10 кг. Существуют гораздо облегчённее и ветроустойчивее шатры, хотя и дороже, конечно.

Палатка ШАТЕР- 3,5. Двухслойная
Палатка ШАТЕР- 3,5. Двухслойная
План шатра
План шатра

Палатка ШАТЕР- 3,5. Двухслойная
Зимняя палатка для лыжных походов, а также для походов в межсезонье. Имеет два слоя ткани с уникальным принципом "термоса", идеально удерживающим тепло. В палатке установлена металлическая раздатка для трубы печки. Два входа типа "тубус", один вентиляционный тубус на куполе. Центральная стойка в комплект не входит. ОТТЯЖКИ ИМЕЮТ ПРЯЖКИ ДЛЯ ФИНИШНОЙ ПОДТЯЖКИ И СИСТЕМУ РАСТЯЖКИ!
Идеально растягивается. Ветроустойчива.

Технические характеристики

Высота:2 м.
Высота бока:0,8 м.
Размер дна:3,5*3,5 м.
Вместимость:6-8 человек
Вес:6 кг.
Материал купола:Пертекс или плотный пуходержащий капрон (каландр)
Материал бока:Пертекс или плотный пуходержащий капрон (каландр)
Второй слой:Таффета 190 PU 3000
Материал дна:Оксфорд 210 PU 5000

Основной вывод

В таких снежных зимних условиях лучше всего использовать на группу одну шатровую палатку по разным причинам:1 - малый общий вес 2 - коммуникабельность 3 - более тепло 4 - нет проблем с лишним весом в случае схода одного или нескольких участников, что и показал данный поход
При подготовке пытался найти подробености подъёма через ПИМ и ПИЧ. Но в инете оказалось очень мало отчётов ГОРНЫХ ЗИМНИХ походов. Это в основном весенние, когда мало снега и слабоинформативные.

Поэтому по данным техническим препятствиям можно назвать полезными и достаточно полными по инфе только отчёты: Клипача О.М. из турклуба "Крокус" за 2008 г. - http://krokus.org.ua/2ks.pdf и Ерёмина Е.А. из турклуба "Глобус" за 2010 - http://www.tkg.org.ua/node/18888.

И самое главное!
Данный горный поход в Карпатах показал, что сложность и нагрузки в зимних Карпатах выше, чем при соответствующей категорийности на Кавказе например. И это даже не учитывая высот.
Говорю так. учитывая личный высотный опыт Памира, разных районов Тянь-Шаня, Алтая, Кавказа.

Підписатися на Коментарі для "Отчет о горном походе I категории сложности по Мармарошскому и Черногорскому хребтам Украинских Карпат"