1.08.2005г., понедельник, 7-й день

На сегодня у нас грандиозные планы. Во-первых, подняться с места нашей ночевки ( 788 м ) на перевал 961,4 м . После этого спуститься с перевала к началу реки Балбанью. Здесь оставить велосипеды и рюкзаки. Во-вторых, подняться через перевал Голубые надежды на самую высокую гору Приполярного Урала, гору Народная ( 1895 м ), она же Пуэн-Урр. И, в-третьих, уже после этого спуститься практически на километр вниз, к нашим велосипедам, здесь уже став лагерем.

Для пешеходного маршрута это был бы хороший акклиматизационный день, а для веломаршрута это несколько более серьезный переход. Условно день можно назвать высокогорным днем, т.к. сегодня мы заходим в основную горную часть Приполярного Урала и планируем взойти на его самую высокую точку.

С самого утра погода стоит солнечная. Как ни странно, но в совершенно безлесной местности стоим на дровах, найденных рядом со стоянкой. После завтрака, в 10 часов, выходим. Высота 788 метров. След вездехода частично идет по ослепительно зеленому заливному лугу, частично по болоту. Идем вверх по долине Лимбекою до ее истоков. Пересекаем несметное количество больших и малых ручьев, питающих речку.

Тракторная по карте заканчивается примерно за километр до перевала 961. На самом деле след вездехода вскарабкивается на сам перевел, и похоже переходит на его другую сторону.

Основной набор высоты начинается прямо перед перевалом. Сложен он из небольшого курума, по которому, до самого верха тянутся небольшие ручейки.

К 13:30 наконец-то затаскиваем велосипеды на перевал. Снимаем записку ДДЮТЭ южного округа г.Москвы под руководством Варшавской М.И. в количестве 12 человек, идущих поход 3 к.с. Поднялись они на него 31.07.2005 в 9:25.

Перевал "Зигзаг"

Из той же записки мы узнали и название перевала – «Зиг-заг» ( 961 м ) т.к. на нашей карте туристические названия перевалов не отмечены. Фотографируемся на фоне красивейшей долины Балбанью и нескольких озер, искрящихся в солнечных лучах. Съедаем традиционный шоколад «за сбитый» перевал, отписываем свою записку и медленно по тропе спускаемся к озерам.

Немного пройдя за озера, в большой яме из курума под кустами оставляем рюкзаки и велосипеды. Берем с собой штурмовой набор продуктов и вещей. Забиваем точку в GPS с координатами нашей «базы» и к 16 часам выходим в сторону г.Народная через перевал «Голубые надежды».

Еще перед выходом замечаем большую группу пешиков, которая начала подниматься через соседний «Центральный» перевал, вероятно тоже на Народную.

Наш же перевал сложен большим курумом. Он состоит как будто из гигантских, хаотично разбросанных ступеней. В средней его части находится красивейшее заповедное озеро «Восьмерка» или Верхние Балбанты. На нем и устраиваем полуторачасовой перекус… Здесь конечно нельзя ловить рыбу, но мы попробовали…

Еле оторвавшись от … перекуса с рыбалкой, продолжаем взбираться на «Голубые надежды». Гигантские курумные ступени перед перевалом, все больше вытягиваются вверх, и все меньше в ширину. Под большим камнем находим новый коврик, вероятно, его сдуло у какой-то группы туристов. Коврик оставляем на месте.

Выходим на перевал в 20:10. Высота по GPS – 1249 метров. В туре находим записку все той же группы туристов из Москвы под руководством Варшавской М.И., поднявшейся 30.07.2005 в 10:55 для дальнейшего перехода на гору Карпинского через озеро Голубое.

На перевале пронизывает сильный ветер . Чуть передохнув на написание своей записки, выходим сразу вправо вверх на гору, которая выше перевала еще метров на 200. Гора сложена большим и малым курумом под углом градусов 60-70. Очень много «живых» камней. Наклон по которому мы ходили более 50 градусов. Мрачное и опасное место, особенно вечером после дождя. Здесь можно почувствовать запах, запах смерти.

Постепенно выходим на большое абсолютно плоское плато, расположившееся наверху горы. Согласно GPS высота его на уровне 1477 метров. По нему, как по гигантскому «шероховатому» столу доходим и спускаемся на перевал «Центральный». Высота по GPS 1446 метров.

Отсюда открывается красивейший вид на центральную горную часть Уральских гор. Рисуем фото и видео панораму. С сожалением замечаем надвигающийся в нашу сторону чернеющий фронт. Но все-таки решаем восходить на Народную. В 21:00 выходим с перевала «Центральный», уже сереет.

Алексей ведет группу. По крупному куруму, как по ступеням, начинаем взбираться на гору. Предвидя ухудшение погоды на спуске, на GPS отмечаем положение основных туров. Иногда попадается «набитая тропа» и практически сразу пропадает в камнях. Временами пролетает, вплотную приблизившийся фронт, мокрым дождем и резкими порывами ветра мешая нашему продвижению.

За 400 метров до вершины выходим на деревянный крест, хорошо видимый снизу, поставленный христианским обществом в 1998 году. Погода совсем ухудшается, видимость до 5 метров. Но все равно мы подымаемся на вершину Урала.

В 23:30 – мы на Вершине Народной! ( 1894 м ). Жалко, что практически ничего не видно из-за темноты и фронта. И только яркие вспышки фотоаппарата выхватывают у темноты немного желанного пространства. Но, не смотря на это, в душе присутствует какое-то особое удовлетворение. Наш подъем с пер. «Центральный» длился 2,5 часа. Мы снимаем 2 записки. Одну все той же группы московских туристов, уже из 9 человек, поднявшихся 30.07.2005 года в 11:40. У них была отличная погода, у нас же моросит дождь и холодно настолько, что сил хватает только на написание ответной записки и фотографирование.

Вторая записка оказалась опять той же группы, но написана на день позднее.

Практически сразу начинаем спуск. От дождя курум намок и стал более скользким, но, несмотря на это и сильную физическую усталость спускаться оказалось проще, чем подыматься. Но с большой осторожностью.

Алексей большую половину спуска находил тропу, сверху она лучше просматривалась, чем при подъеме. Но ниже все-таки выскочили на курум и пошли напрямую по направлению к перевалу. Сильный ветер по-прежнему не утихает . На центральный спустились к часу ночи, спуск длился 1,5 часа. Набрав в роднике воды и немного перекусив, теперь спускаемся через пер. «Центральный», который оказался значительно проще пер. «Голубые надежды».

Через весь перевал идут три больших снежника, по которым значительно проще передвигаться, чем по куруму. Между ними небольшие участки курумника совсем мелкого размера. Сделав еще один перекус из неиссякаемого рюкзачка Романюка, практически выбегаем на зеленку.

Уже совсем рассвело. Начитают петь птицы, начинается новый день, а у нас еще предыдущий не завершился.

По GPS находим наши вещи и недалеко от этого места, в 3:10 утра ставим лагерь.

Абсолютно уставшие, но удовлетворенные моментально засыпаем.

Пробег за день не менее 28 км.

2.08.2005г., вторник, 8-й день

После вчерашнего ночного восхождения делаем полудневку. Поздний подъем, около часа дня, продолжается еще несколько часов. С трудом пытаемся проснуться, стираем некоторые вещи в «стиральной машине», типа горная река. Погода стоит солнечная, солнце палит, но при этом не очень жарко.

Сергей Романюк готовит, как всегда, вкусный завтрак. Доедаем, пойманную в восьмерке, кумжу. Рыбка маленькая, но очень вкусная.

Отдыхаем…

Принимаем решение двигаться вдоль русла реки Балбанью и, минуя поселок Желанный, до слияния рек Балбанью и Пелингичей, выяснять состояние бродов и дорог, и уже по этим данным намечать дальнейшее продвижение.

Около 18 часов выезжаем. Не успев проехать ста метров, вдалеке замечаем мужчину, который явно идет в нашу сторону. На броде Балбанью с ним общается Алексей. Как оказалось это турист из Инты, уже несколько десятков лет пешком путешествующий по Уралу. Первое, что он сказал это: «Сколько лет хожу по Уралу - ни разу велосипедистов здесь не видел…». «…увидел что-то блестит на солнце, решил подойти посмотреть на чудаков…»

Каменный брод Балбанью

В разговоре Алексей узнал много полезной информации о состоянии дороги, которая идет после брода реки Пелингичей, о броде Кожима и о состоянии Интинского тракта.

Мужик сказал, что с погодой нам очень везет, сейчас она на редкость хорошая. Если бы шли постоянные дожди, что на Урале не редкость, мы бы вряд ли смогли двигаться, и полностью пройти маршрут.

Встречавшиеся нам группы, естественно, обращали на нас внимание. На лицах читалось одобрение и непонимание. Как бы то ни было, мы двигаемся дальше.

Вид на Народную

Все с кем мы общались, отмечали, что тракт дальше улучшается, но за сегодняшний день мы сильно этого не заметили, хотя и смогли практически пол дня двигаться в седле. В трех километрах от стоянки нашему движению препятствуют каменные россыпи шириной метров пятьсот, ведущие на правый берег реки. По сравнению с пешим передвижением группы водников, которую мы встретили здесь же, мы просто ползем, гремя железными конями о камни. Иногда не выдерживаем такого издевательства над техникой и несем их в руках.

Проехав еще пару километров, попадаем в болото вперемешку с раскисшей грязью, где теряем много сил и времени. Это разлилось озеро Малые Балбанты, устроив из тракта месиво.

Через некоторое время, выбравшись из болот, обнаруживаем чум оленеводов, расположившийся на большой поляне, левее тракта. Как мы и ожидали, его обитатели проявляют к нам интерес более, чем к обычным туристам. Как оказалось, оленеводы знали, что мы будем проезжать, об этом им рассказал их старые знакомые, проводник из Печоры и киевляне, которых мы повстречали в поезде.

Поговорив с оленеводами, едем дальше. Проехав еще 3,5 километра, мы остановились в нерешительности. Было непонятно по какой дороге ехать, по правому или по левому берегу Балбанью.

По правому берегу идет старый тракт, вероятнее всего весь покрытый болотами. С левой стороны виднеется свежая дорога, но как до нее добраться, мы не знаем.

Алексей и Сергей Романюк сходили на небольшую разведку, но явного брода ребята так и не нашли. А так как уже было 10 часов вечера, то мы решили искать место для стоянки. Нашли хорошее место прямо на берегу реки, как оказалось не далеко от «хитрого» брода, но об этом напишу уже завтра.

А сегодня мы попытались еще немного порыбачить, из этого ничего путного не вышло, приготовили ужин и легли спать.

Пробег за день не менее 15 км.

3.08.2005г., среда, 9-й день

Сегодня получился на удивление ездовой и высотный день с интересным продолжением.

Утром нас неприятно покрывает мерзкий дождик, что не мешает нам быстро и вкусно позавтракать, собраться и выехать около 11.30. Сразу после завтрака дождь прекратился.

Основной задачей, поставленной нами сегодня, было разузнать в поселке Желанный состояние бродов и дорог. На свой страх и риск мы решили все-таки заехать в поселок, хотя нас предупреждали не делать этого, чтобы не попасть на егерей.

Не успев выехать на дорогу, встречаем двух оленеводов на лошадях, сына и отца, из вчерашнего чума. Они удивляются: «Вы возвращаетесь?…», «…да нет, мы просто ищем дорогу», как бы оправдываемся мы.

Переход через ручей

Гора Старуха-Из

Оленеводы как раз собирались на Желанный и с радостью показали «хитрый» брод на левую сторону… В определенном месте нужно просто идти метров 150 вверх по ручью, глубина здесь максимум сантиметров 40.

По ручью за нашими конными проводниками переходим на левую сторону Балбанью, к грунтовке, которую сделали совсем недавно. Это понятно по ее состоянию и по отсутствию на нашей карте. Она идет более правильно, чем старый тракт – по вершинам холмов и менее подвержена затоплению болотами. Старая трактовая дорога идет по правому берегу Балбанью, видимо она уже давно заброшена, т.к. поросла карликовой березкой и ивой, и совсем затоплена болотами.

Стоянка оленеводов на озере Мал.Балбанты

Совместный брод с оленеводами реки Балбанью

Выехав на тракт, наши велосипеды впервые за несколько последних дней набирают среднюю скорость свыше 10 км/час. Дорога пересекается многочисленными ручьями, но их пересечение совсем не означает попадание в болото, а лишь небольшой обнос по камням, а некоторые вообще удается проскочить в седле.

Получив возможность ехать, мы быстро и с удовольствием доезжаем до огромного озера Большие Балбанты, в самом конце которого находится прииск Желанный.

Красивейшие виды открываются нам по обе стороны тракта, порой неожиданно появляются очертания уже знакомых гор на фоне ближайших хребтов. Мы не можем такое пропустить, часто останавливаемся и фотографируем все новые и новые красоты.

Подъезжаем к поселку Желанный. Почему-то мне он представлялся совсем другим. Поселок состоит из чуть более десятка невзрачных домиков-бараков. Пока мы стояли, увидели всего два-три человека на его территории. Практически сразу под поселком на горе видны многочисленные шахтные разработки.

Андрей и Сергей сходили в поселок на разведку. Расспросив одного рабочего, который оказался местным водителем, ребята узнали, что перед слиянием Балбанью и Пелингичей брод есть и по нему, скорее всего, возможно, перейти пешком. Дорога после брода тоже есть, но насколько она наезжена и как долго она продолжается он не знает, т.к. ездит только по одному маршруту из Инты в Желанный и назад. Брод пешком Балбанью в нижнем течении он считает, вряд ли реальным, перебродить, возможно, разве что на вахтовке.

Мы советуемся и решаем, что будет неправильным решением, проехать около 3-х тысяч километров на поезде и после этого бродить на вахтовке, сокращать маршрут, когда мы в состоянии своими силами пройти этот брод. При этом сделать еще более интересным наш маршрут, пройдя практически никому неизвестной дорогой.

Отъезжаем от поселка. Тракт становится просто автострадой. Он подсыпан, через большинство ручьев сделаны мосты. Набираем огромную для этих мест скорость. Впервые чувствуешь, что велосипед как бы приосел, все детали окончательно притерлись и стали на свои места, по тракту он идет уверенно без малейших колебаний, как двухколесный танк.

В таком темпе, мы долетаем до съезда к броду перед слиянием Балбанью и Пелингичей.

Ширина Балбанью в месте брода около 80 метров, дно каменистое, сложено из мелких и средних валунов, глубина 50 сантиметров, скорость течения около 0,7 м/с. Осмотрев брод, решаем все-таки идти в этом направлении. Такое решение в корне меняет наш маршрут, но мы уверенны в себе и нашей технике. По ту сторону Балбанью – практически не посещаемый туристами район. Всех кого мы расспрашивали про него, ничего толком не смогли рассказать.

Начало дороги у посёлка Желанный

Плакат на дороге к прииску.

О нем мы знаем только по случайным данным от водников, с которыми Алексей разговаривал в 1999 году в поезде. Тогда они рассказали, что в начало маршрута, в верховье Кожима, их забрасывали на вахтовке, какой-то секретной дорогой, которой нет ни на одной карте, через золотоносные прииски.

Уверенно бродим Балбанью, и еще через несколько сот метров ручей Пелингичей.

Пелингичей в месте брода шириной 30 метров, дно каменистое, глубина 40 см . Снимаем с плеч рюкзаки и одеваем их снова на велосипеды. Начинаем движение по накатанной грунтовке. На ней еще хорошо виден свежий след «Урала», видимо ее часто используют и сейчас. Еще до брода, наблюдая с Интинского тракта, мы заметили основательные вырубки и хорошую просматриваемость дороги, на большем ее протяжении, вверх по холму.

Практически сразу дорога забирае т вверх и влево, постепенно набирая высоту. Слева под горой, обнаруживаем оставленный вахтовый поселок, видимо или люди временно уехали из него или сейчас все на работе. Поселок выглядит безлюдным, но не брошенным.

Не успели мы отъехать от поселка, как очень быстро начался дождь. Сразу стало сумрачно и холодно, к тому же очень хочется есть. Увлекшись длинными переездами мы совсем забыли про обед. На часах 17:30 дальше тянуть с обедом уже некуда. Поэтому прямо под дождем, на ручье, устраиваем горячий обед, который придал нам немало сил. Получился он как всегда вкусным, за что огромное спасибо нашему неунывающему и всегда бодрому завхозу-повару Сергею Романюку. Пообедали горячим супом, черносливом и печеньем к чаю, после этого дождь сразу прекратился, выглянуло солнце, на душе стало хорошо и спокойно.

И с новыми силами мы поползли вверх на перевал. Подъем оказался довольно крутой, останавливаться приходится через каждые 40-50 метров, дольше идти не получается. Через час выходим на перевал, который мы назвали, пер. Каталамбию ( 985 м ), т.к. на карте названий перевалов у нас нет, да и врятли бы его назвали – туристы здесь не ходят. Оказалось, что от места брода, который по GPS находится на отметке 411 м , до перевала, набор высоты составил 574 метра.

На верху обнаруживаем развилку дорог, ведущих видимо, на различные разработки месторождений. По GPS определяем наше направление и быстро спускаемся метров на 100 вниз. Пока Алексей заменял тормозные колодки, обнаруживаем следы геологоразведочных работ 1999 года. Это заняло минут 15-20, и как только мы были готовы двигаться дальше, позади послышался звук приближающегося транспорта.

Первой нашей реакцией было спрятаться, но куда-то деться на абсолютно открытой местности просто нереально. Поэтому, немного сойдя с дороги, стали ждать, что же будет дальше. Мы ожидали вахтовку с рабочими, едущими на прииск, а увидели водников, которые забрасывались в верховье Кожима, к тому же они снимали нас на видеокамеру и весело махали руками. Мы им сказали: «Руссо-туристо!»

Мы обрадовавшись друзьям по разуму и, непонятно зачем, как бешенные, помчались по куруму за вахтовкой. Вероятно, мы хотели, пообщаться, узнать о дороге. Но никто не остановился, хотя Алексей даже перегнал их по параллельной дороге…

Туман после дождя

Вдоль Кожима в зарослях Иван-Чая

Увлекшись экстремальным преследованием, пролетаем золотоносный прииск. Видимо добыча золота велась на нем открытым способом. Сейчас он представляем жалкое зрелище: развороченные окрестные горы и долина реки Большая Каталамбию, ржавеющие останки брошенной техники. Вместо одного, обозначенного на карте, брода, из-за разработок, бродим бедную реку более 20-ти раз, хорошо, что здесь она не глубокая.

Уже совсем темнеет и становится небезопасно ехать на скорости среди груд булыжников, практически в полной темноте, т.к. фар мы не брали, рассчитывая на полярный день. По ходу движения пытаемся выбирать место для стоянки, но поиски пока ничем не заканчиваются.

В поисках места проезжаем вахтовый поселок Гранатовка представляющий все ту же унылую картину – брошенные, разломанные домики, груды ржавеющей техники.

И только в полночь находим приличное место, на берегу реки Большая Каталамбию. Ставим лагерь на мягкой карликовой березке и ягеле под большущей сосной, с видом на горы. Как оказалось позже, в 2-х километрах от брода Кожима.

За этот день 80% расстояния удалось проехать в седле.

Пробег за день не менее 55 км.

4.08.2005г., четверг, 10-й день

Просыпаемся неспешно. Погода пасмурная. Ветер медленно двигает массы небесной воды, иногда часть этой массы затрагивает и лагерь.

Алексей и Сергей готовят завтрак. Как обычно по утрам, это что-то молочное, сегодня это гречка. Красивейшие виды реки Большая Каталамбию совмещаем с поглощением вкусного завтрака.

Собираем вещи. После вчерашних скачек по куруму и макания в воду, кочующей не по своим берегам реки, велосипедам требуется тщательный уход, смазка и текущий ремонт. Необходима замена тормозных колодок.

Ближе к выезду погода налаживается, мошки и комаров уже практически нет.

Кстати по поводу комаров, по ходу дела, возникла собственная классификация:

Комар таежный вольный – комар живущий вольно на огромных пространствах тайги, за всю свою жизнь так и не узнавший вкус человеческой крови, т.к. люди здесь реже встречаются, чем звери. Живет многомиллионными колониями, чем питается в таких количествах – непонятно. Нападает без разбора на любой теплый предмет небольшими партиями по 100-200 особей, будь то спина туриста, спина оставленного без присмотра рюкзака, его каша, или костер. Нападает смело и сразу. Если добирается до тела жертвы, покрытого некой тканью тщательно обследует каждый миллиметр поверхности, кусает в экстренных случаях припадка голода. В случае попадания комара на не прокусываемую ткань, все равно неутомимо долго занимается обследованием после чего умирает от физического истощения и переизбытка эмоций. Если попадает на свежее тело, неиспорченное различными сильнодействующими мазями, кусает без промедления, не оставляя жертве ни единого шанса.

Комар таежный палаточный – не путать с комаром городским палаточным или пригородным палаточным, все ниже сказанное к последним не относится. Итак, залетая небольшой колонией, 20-40 особей, в палатку с противомоскитной сеткой, комар таежный вольный превращается в комара таежного палаточного. Такой комар, видимо из-за слабой поддержки сотоварищей и необычности пространства, старается такое помещение побыстрее покинуть. Не атакует, ждет непонятно чего на стенках палатки. Из-за необычности обстановки не понимает, как отсюда возможно выбраться и поэтому быстро погибает от мягкого предмета брошенного в него туристом. Спать при этом можно практически без одежды, даже разгоряченное тело туриста, ввалившегося в палатку не в состоянии вывести комара из состояния жуткого страха. Иногда такие особи доживают в состоянии жуткого оцепенения до утра, но после сворачивания палатки утрачивают способность к жизни.

Мы немного отвлеклись, теперь продолжаем дальше наш рассказ.

Выезжаем по все той же накатанной грунтовке. Дорога быстро бежит вниз, и через километр мы попадаем в безлесную, широкую пойму реки Кожим. Подкатываем к автомобильному броду и не верим своим глазам.

Та полноводная река, которую мы хорошо знаем ниже по течению, по которой ходят суда, здесь шириной не более 80-ти метров.

Изумленные, бродим Кожим, не снимая рюкзаков с велосипедов. Дно здесь каменистое, глубина реки не более 40 см . Мы для себя считали перебродить Кожим сложной задачей, где и как это сделать, мы очень взвешенно и долго выбирали. Здесь в верховье Кожима, этот брод оказался для нас значительно проще, чем броды рек, которые в него впадают, ниже по течению. Через реку на овраге стоит деревянный крест, со стёртыми надписями, напоминающими о трагедии на этом броде.

Сфотографировав и сняв на видео брод, движемся дальше. Через некоторое время бродим ручей Воргашор. После него, у нас опять начинают возникать вопросы о дальнейшем продвижении. По этой местности у нас есть только достаточно старые карты, на которых отражено состояние местности на 1968 год. За это время тракторные совсем изменились, золотари давно ушли из этих мест, и накатанные дороги скрылись под кустарником или совсем исчезли. Остались только те дороги, по которым сейчас движутся машины на новые разработки и по которым кочуют оленеводы.

Казалось бы, на первый взгляд, не сложный участок дороги пришлось долго искать. Спустя полтора часа поисков был найден, едва заметный в густой карликовой березке, след налево, начинающийся после пересечения нашей дороги с ручьем Вограшор.

Внезапно начал дуть пронизывающий ветер вперемешку с туманом. Вершины холмов затянуло туманом. По плану нам необходимо обогнуть холм 702,4 м с правой стороны, чтобы затем снова выйти к Кожиму. По более новой карте, так можно было идти по одной из трех тракторных дорог, на куске старой карты в этих местах проходит только одна тракторная.

Идем по примерному направлению построенному в GPS и пытаемся сопоставить его с наиболее проходимыми кусками старых заросших следов. Постепенно огибаем наш холм, с головы до ног мокрые, по пояс в березке, практически в полном тумане. Следы то появляются, то снова пропадают в березке. Чтобы хоть как-то скрасить наше нелегкое продвижение останавливаемся на полях уже поспевшей голубики на мини привалы, стараемся сильно не разбредаться, чтобы не потеряться в тумане.

Радует, что чувство юмора нас не покидает, так глядя на Сергея Романюка, Андрей так отметил особенности нашего снаряжения и маршрута: «Идут туристы, в ботинках для подводного плавания по тундре с велосипедами…». В общем, так оно и было на самом деле.

Выбравшись на седловину холма, случайно находим след, по которому даже можно проехать в седле. Это старая дорога оленеводов, видны следы саней и копыта оленей. Доезжаем до ручья и потом движемся пешком вдоль его русла в густой траве, пока не упираемся в Кожим. На этом отрезке следы уже лучшего качества, но имеют всю туже тенденцию постоянно исчезать. Все время выбираем наиболее лучший след. Наилучшую дорогу мы находим по свежему следу оленеводческих саней. Повсюду видны свежие следы медведя.

В пойме Кожима основной наезженной дороги нет по правому берегу, видно, что здесь давно никто не ездит. Следы часто уходят в болото. На объезде одного из них, роняем велосипед Сергея Романюка в воду. Но благодаря большим полиэтиленовым мешкам, в которые у нас все упаковано, Серегины вещи были спасены от намокания.

Останавливаемся на ночевку недалеко от старицы Кожима. Как уже повелось на мягкой карликовой березке, рядом с полем созревшей голубики.

Ночью от Кожима повеяло ощутимым холодом, от которого спасались хорошим костром на сухих лиственных полешках.

Пробег за день не менее 20 км.

5.0.2005г., пятница, 11-й день

Как ни странно, ни вечерняя, ни утренняя рыбалка в старице, да и в самом Кожиме, никаких результатов не дали, видимо рыбы здесь еще нет. Зато ребята насобирали свежей голубики, и поэтому молочный рис и, сделанные по инициативе Алексея оладьи, были с приятной добавкой.

Вкуснейший завтрак и жаркое утреннее солнышко позволило нам хорошо восстановиться и подготовиться к новому переходу.

Пока Алексей ходил на рыбалку на Кожим, попутно обнаружил хорошую дорогу. Мы сразу поехали по ней. Поначалу она шла вдоль берега, но через некоторое время вышла на брод. Сегодня мы еще не раз выходили на броды через Кожим, здесь их оказалось достаточно много, следы к ним шли обычно более наезженные.

Но бродить нам смысла нет, т.к. выходить с маршрута мы планируем по правую сторону Кожима. Продвигаясь дальше, бродим реки Яротаю, Селэмъю, большую и малую Бадьяю. Реки практически похожи друг на друга, в основном с каменистым дном, шириной 10-20 метров.

После брода большой Бадьяю, находим разъезженную «Уралами» дорогу, по которой движемся до конца дня. По дороге, неожиданно для себя, спугиваем несколько стай курей, незаметно сидящих до последнего момента на дороге, а после с шумом вылетающих прямо из-под колес.

Выехав из леса на открытое пространство, наблюдаем за громыхающим вездеходом, двигающегося мимо нас, на противоположной стороне Кожима, в район прииска Березовского.

После брода Малой Бадьяю, устраиваем горячий обед с супчиком и чаем. Немного пополнив энергетический запас и отдохнув, движемся дальше.

Бродим ручей Юнковож.

Как мы ни старались двигаться вдоль Кожима, но отсутствие дорог заставляет нас двигаться в Лемвийский район, забирая направо, поближе к реке Лемва. Нормальной связки дорог найти на местности так и не удалось. Тракторная устойчиво уводит нас от Кожима в глухую чащу леса.

Дальше едем в узкой глухой просеке. Свежие медвежьи следы заставляют нас насторожиться. Стараемся ехать вместе, не растягиваться и побольше выдавать свое присутствие.

Через несколько километров выезжаем на открытое пространство. Под красивейшим видом закатывающегося солнца, как будто специально спроецировавшего свои лучи на редкие облачка, ползем по болотам до ручья Бадьяшор, еще 2 километра. После болота в небольшом сосновом леску и останавливаемся на ночевку.

Пробег за день не менее 28 км.

6.08.2005г., суббота, 12-й день

Около восьми утра, вместо будильника, в лагере раздался взрыв, похожий на выстрел. Не сразу поняв, что произошло все моментально проснулись. Только бывалые велотуристы по звуку сразу определит характер взрыва. После небольшого расследования выяснилось, что причиной такого шума была разорвавшаяся покрышка. Наутро солнце пригрело и, надрезанная накануне острыми камнями, покрышка не выдержала давления, а камеру «выдуло» наружу и разорвало. Произошло это с задним колесом велосипеда Сергея Романюка (покрышка WTB Mutano Raptor 44 x 622).

Причина взрыва

Сергей попытался заклеить покрышку, но после ее накачки, решили не рисковать еще одной камерой, а заменить сразу и покрышку, т.к. 28-ти восьми дюймовые колеса были только у Сереги, и при потере еще одной камеры запасную брать будет негде.

Серега, некоторое время, поколдовав над колесами, принялся за завтрак. Вместе с Алексеем они сделали вкусную молочку с голубикой. И чуть позже с голубикой сделали еще и оладьи.

Солнышко приятно пригревает, состояние такое, как будто мы не в походе, а на отдыхе. В принципе это же не только наш поход, но еще и отпуск. Так что все нормально…

Неспешно собираем вещи и как-то даже легко выходим на седловину холма, под которым сегодня стояли. Отсюда открывается вид на огромные безлесые пространства. По пути попадается участок, по которому мы проезжаем в седле около 2-х километров и после этого снова попадаем на поле-болото. Здесь бы немного дождей и нам с велосипедами пришлось бы совсем туго.

По ходу дела попадаются поляны морошки. К сожалению, спелой практически нет, попадается или еще не созревшая или уже перезревшая, вялая, темно желтого цвета. Но это не помешало некоторым участникам надолго забросить велосипеды и расползтись по полю.

Дорога по болоту к реке Лемва

После того как любителей ягод все-таки собрали в кучу для продолжения движения, мы прошли еще с километр по болотам и попали в лесную зону. Оставшуюся часть маршрута нам практически не попадаются болота, движемся в основном в седле. По пути стоит старая бочка-вагончик 50-60 годов.

Стать на стояку решаем на берегу реки Лемва, не поздно, чтобы еще успеть половить рыбки. Для этого находим уютное место на большом острове, который огибает два рукава Лемвы. Тот рукав, который поменьше сразу бродим и останавливаемся в 10 метрах от основного русла.

Лемва оказалась совсем мелкой. В разных местах перебродив ее, мы не нашли места глубже 50-ти сантиметров. Тут уже больше чувствуется присутствие человека. Видимо, отсутствие в этой части Приполярного Урала, национального парка «Югыд-Ва», который мы покинули, перебродив Кожим, открывает больше возможностей туристам для посещения.

Ставим палатки и пробуем половить рыбки. Не успели мы закинуть «палки», как увидели два катамарана с водниками из Москвы. Они медленно проплыли, не остановившись, несколько раз снимая катамараны с мели.

Встреча с водниками из Москвы на реке Лемва

Сергей и хариус

А мы снова принялись за рыбалку. Конечно по здешним меркам это не рыбалка, но для нас она доставила огромное удовольствие. Чистейшая вода, впечатление, что это не река, а аквариум. Проплывающий мимо хариус виден, как на ладони, но во время охоты умудряется очень искусно прятаться. Особенно когда он бьет у берега, не перестаешь удивляться, как до этого момента не видел его у себя под ногами.

За вечер, в общей сложности, мы наловили килограмма четыре хариуса. Два, самых больших из них, поймал Андрей, каждый весом по 1 кило или более. Эти самые большие экземпляры вечером пожарили на сковородочке, остальные немного пересыпали солью. Приготовлениями занимался, как всегда, наш суперзавхоз Сергей Романюк, который кроме этого и половить успел, и поймать неплохих экземпляров.

Стоянка на Лемве

Вечерняя заря на Лемве

В этот вечер все получили огромное удовольствие и от ловли и от дальнейшего съедания улова. Наутро еще договорились половить. К слову сказать, улов оказался таким большим, что мы его доедали еще несколько дней, и даже в поезде хватило на пару приготовлений рыбного филе.

Пробег за день не менее 17 км.

7.08.2005г., воскресенье, 13-й день

Утром получилась вот такая история с часами.

В поход я взял свои часы, в которых есть одновременно с электронные часы (цифровые) и кварцевые со стрелкой. Мы их старались использовать как будильник, но они нас все равно не могли разбудить. Поэтому, так как они оказались чуть ли не единственными часами у нашей команды, пользовались чаще ими по прямому назначению, т.е. визуальное узнавание, который сейчас час. В основном ориентировались по стрелочным часам, т.к. маленькие циферки, в утренние часы, спросонья, практически не разобрать.

Так вот. Почему-то я просыпаюсь – естественно, смотрю на часы. Выходит где-то половина двенадцатого дня, дня – потому что светло. Это я так решил и начал просыпаться, но потом подумал, что, вряд ли меня никто не разбудил бы аж до 12 часов дня. Смотрю на часы еще раз, сильнее навожу резкость – теперь все понятно, в первый раз я держал часы вверх ногами, а на самом деле сейчас около 6 утра, значит, продолжаю спать. Правда странно, что Алексея уже нет в палатке, но разбираться нет времени, очень хочется спать…

Продолжение было утром.

Алексей, в похожем состоянии, как и я, посмотрел на часы и решил, что уже аж 9 часов утра. И пошел на рыбалку на самом деле в 3 часа утра. А потом еще долго удивлялся, что долго никто не выходит на рыбалку, хотя договаривались. Зато к тому времени, когда все поднялись, у него был уже почти полный кулек рыбы.

Немного позже Сергей вместе с Алексеем еще пожарили хариуса в дополнение к положенному завтраку. После завтрака еще порыбачили.

Уже во время обеда решили посовещаться, как завершать маршрут. Решили заехать в детский лагерь, о котором Алексу писал мужик из Инты, помогавший нам при подготовке похода.

Собрались и поехали. Проехали около 6 километров до пересечения с новой, не обозначенной на наших картах, дорогой с подсыпкой, ведущей на марганцевый рудник.

По пути встретили двоих ребят из Москвы, водников. Встречи с нами они меньше всего ожидали. Как они сами сказали «…медведя встретить мы ожидали, а вас на велосипедах, уж никак нет…» Действительно, путешествие на велосипедах в этом районе действительно в диковинку, да и очень сильно зависит от погодных условий. Ребята видно сами ездят. И в районе Интинского тракта они уже были на велосипедах в 1995 году, проехали они тогда практически до конца тракта. Но так как велосипедам, как они сказали пришел «капец», то пришлось вернуться. Они живо интересовались нашим оборудованием, характером поломок. В общем, было очень приятно встретить братьев по разуму.

Распрощавшись с ребятами, мы добрались до дороги, о которой я уже говорил, связывающей Интинский тракт и марганцевый рудник. Выбрались недалеко от брода ручья Тавроташор.

Мы просто не ожидали встретить дорогу такого качества. В обычных городских условиях это ничем не примечательная грунтовка, но в середине Урала, после постоянных болот и вездеходных следов, она кажется чем-то нереальным. О ее существовании мы знали только из переписки Алексея с интинцем, на наших картах ее просто не было.

По такой, можно сказать, магистрали мы долетели до пересечения с Лемвой. Здесь мы ожидали найти детский летний лагерь. Но встретили группу, только что забросившихся, водников. Которые точно также с недоумением отнеслись к нашему способу передвижения, в ответ мы поинтересовались, как они собираются двигаться по такой малой воде …

Еще немного проехав вдоль брода Лемвы, в бинокль мы все-таки заметили нужный нам лагерь, по основному признаку – поднятому над палатками флагу. Найдя наиболее приемлемый брод, перебираемся на другой берег и подъезжаем к лагерю.

Мужика из Инты мы не нашли, он оказывается в этом лагере не живет, в основном занимается организацией походов, но сам их не проводит. Зато нашли руководителя детского экологического лагеря «Полярный Урал», который рассказал нам много интересного.

Мы вместе посмотрели наши карты, он рассказал про дорогу на марганцевый рудник и про место, где мы могли бы встать на ночевку перед выездом к Инте, т.к. это была наша последняя ночевка.

Мы поблагодарили за помощь и большинством голосов решили ночевать на месте, о котором нам рассказали. Был немного неприятный момент в этой стоянке. Т.к. для того чтобы добраться до нее, нужно было свернуть с хорошей дороги и 10 километров проехать по тракторной, по не запланированному маршруту. А на следующий день снова вернуться назад.

Стоянка находится примерно в месте слияния рек Лемва и Большая Надота. На нашей карте тракторная в том направлении была, но как оказалось, следов в том районе было значительно больше. И из-за того, что эта дорога не была включена в основной маршрут, то пришлось потратить несколько больше времени на ориентирование и разведку. Большую часть тракторной можно было ехать, за исключением нескольких болот и пары пересохших ручьев.

В результате, уже ближе к вечеру, когда практически смеркалось, мы оказались у живописной излучины, недалеко от слияния рек Лемва и большая Надота. Интересные скалы, о которых нам рассказывал руководитель эколагеря, мы искать так и не пошли, т.к. на это уже не хватило ни светового времени, ни сил.

Поставили палатки, попробовали половить, но рыба уже не клевала. Сорвался с крючка только один хариус. На этот случай у нас с собой было … приличный запас хариуса, который нужно было срочно съедать. В эту ночь уже отчетливо почувствовалось холодное дыхание неприветливой уральской осени. При этом вода в реке была все еще теплее воздуха, и она как бы «парила».

Последняя ночёвка на реке Бол.Надота

Истукан и Сергей

После ужина быстро ложимся спать, т.к. завтра нам предстоит долгий день – ехать по тракту до Инты.

Пробег за день не менее 25 км.

8.08.2005г., понедельник, 14-й день.

Опять, не услышав будильника, просыпаемся на полчаса позже намеченного подъема. Погода резко изменилась, сильно похолодало, небо заволокла сплошная облачность.

Переупаковываем рюкзаки под поезд, где пригодятся вещи, пока бесполезно катавшиеся все 14 дней похода. Серега устраиваем прощальный завтрак, делаем групповое фото в конце похода и выдвигаемся в путь.

Обратный путь по тракторной уже не кажется таким незнакомым. За полтора часа мы проезжаем 8,5 километров к месту нашего схода с марганцевой грунтовки.

Дальнейшая накатанная дорога проходит полностью по безлесой тундре. Очень пыльная, после нее мы выглядели, как после прогулки по родным терриконам. Встречаем по пути всего одного мужика, слегка похожего на туриста.

В месте, где пересекла дорогу еще совсем неокрепшая, но, тем не менее, река Большая Надота, устраиваем обед. Готовим на Сережином примусе супчик, для нас совсем замерзших, он был совсем кстати, согрел и придал нам новых сил. Ну конечно кроме супа, были положенные по раскладке, чернослив, арахис, печенье и другие вкусности. На вечной стоянке рядом с дорогой стоят разобранные самосвалы «Татры» и «Кразы».

Общее расстояние от места нашего выхода на марганцевую дорогу до ее соединения с Интинским трактом составило 21 километр. Соединились эти дороги практически на самом верху большущего холма, по склону которого мы достаточно долго взбирались. Качество дорог примерно одинаковое, единственно заметили, что Интинский тракт более прямолинеен.

Металлолом на тракте в Лемву

Ж/д вокзал Инта

Немного передохнув на вершине, двигаемся дальше вниз к Инте.

Сначала идет продолжительный спуск, немного позже, после смены тундры на лесную зону, начинаются участки различной наезженности и качества. Еще больше чувствуется присутствие человека. По пути встречаем несколько грузовых машин, один «Урал», несколько легковушек и даже мотоцикл.

Инта встречает нас неприветливой и одновременно пугливой собакой, долго не дававшей нам проехать. От такого «радушия» мы как-то отвыкли. Проезжаем привокзальный район, в котором жилые дома чередуются с полуразрушенными. Как-то невзначай, выезжаем к зданию вокзала г. Инта, пребывающему в стадии ремонта.

Как ни странно, в ремонтирующемся здании вокзала, где работала всего одна лампочка на две кассы, ребятам удалось взять билеты сразу на два поезда: Воркута-Москва и Москва-Донецк.

Обрадованные такому везению, мы отсылаем мобильные весточки домой, «у нас все в порядке, скоро будем дома…»

На травке, недалеко от вокзальной площади, на примусе устраиваем последний раскладочный ужин 14-го дня пути. Здесь же собираем велосипеды в чехлы и ждем свой фирменный поезд Вокрута-Москва «Северная стрела».

Новенький фирменный вагон, в который мы сели, был завершающим приятным подарком, этого незабываемого похода…

В поезде мы встретили водников из Нижнего Тагила, которые совершили поход по северному Уралу, с приключениями и счастливым концом.

Таким был этот очень интересный, увлекательный и непредсказуемый поход по Приполярному Уралу на велосипедах.

Пробег за день не менее 75 км.

Примечания и дополнения:

1. Прочитать рассказ с условным названием «Броды-1» можно здесь: http://donetsk-velotour.iatp.org.ua/stories/manyday/2004/July.12-26/#

2. По приезду домой, у Андрея обнаружилась поломка багажника в 2-х местах и люфт-стук в новой до похода каретке-капсюле.

Отчёт составил Андрей Кретов по дневнику Сергея Гавенко.

Карты района похода


 

Автор: Андрей Кретов


Часть 2 из 2
<<cмотреть часть 1


Приложение: (снаряжение, питание, аптечка) - Word файл


Карты района похода


При возникновении вопросов и замечаний пишите редактору страницы
Турклуб "Глобус" НТУУ "КПИ" 2001-2005.  Последние изменения 09.12.2005