Отчёт о велосипедном туристическом походе по Приполярному Уралу, совершенном с 26 июля по 8 августа 2005 г.

Маршрут велопохода.

О.п 1952 км «Кожим-Рудник» - Кожымский тракт - р. Сывью - р.Дурная - перевал Джагальябтик(465м) – р. Лимбекою – брод р. Хамболью - брод р. Лимбекою – вдоль р. Лимбекою – пер. Зигзаг( 961 м ) - озеро «Восьмерка» или Верхние Балбанты - пер.Голубые Надежды - г. Народная ( 1895 м ) – стоянка оленеводов – оз. Малые Балбанты - озера Большие Балбанты – вахтовый поселок Желанный – бр. р. Балбанью – бр. руч. Пелингичей - пер. Каталамбию ( 985 м ) - долина реки Большая Каталамбию - вахтовый поселок Гранатовка – бр. р.Кожим – бр. ручей Воргашор – бр. рек Яротаю, Селэмъю, большая и малая Бадьяю – бр. ручей Юнковож - ручей Бадьяшор – р. Лемва – бр. ручья Тавроташор - слияния рек Лемва и Большая Надота – Интинский тракт – г.Инта.


     Общая протяженность маршрута не менее 400 км. Продолжительность похода 14 дней

Справочные сведения об участниках .

Ф.И.О.

Год рождения

Место жительства

Официальный туристский велоопыт

Обязанности

Велосипед

Кретов Андрей Иванович

1968

г.Донецк.

4у Мурманск обл., 2р Мурманская обл.

Видеооператор, фотограф, медицина.

MERIDA Matts Sport

300

Гавенко Алексей Викторович

1968

г.Донецк

2у-Мурманская обл.

Организатор, фотограф.

Specialized Rockhopper Disk pro

Гавенко Сергей Викторович

1976

г. Донецк

2у- Мурманская обл.

Фотограф, оператор GPS , летописец.

Stark Surfer Comp

Романюк Сергей Константинович

1966

г. Харцызск, Дон. Обл.

2у - Мурманская обл.

Завхоз, веломеханик.

Giant X1000 28”

 

Описание велопохода.

За 3 месяца до предполагаемого выхода мы начинаем готовиться к походу. Докупаем, ремонтируем и проверяем снаряжения. Покупаем новые рюкзаки Питерской фирмы ПИК-99 «ТРЕК-85», экспериментируем с обувью для частых бродов рек и движению по болотам, стараемся оптимизировать вес снаряжения и еды, готовим карты, разрабатываем маршрут.

На каждого, по нашей раскладке, вышло около 9 кг продуктов без упаковки. Плюс мы взяли так называемые «бонусы» на всякий случай, и на случай отсутствия улова рыбы. С их учетом и весом упаковки вышло в среднем по 13- 14 кг продуктов на каждого на 14 дней.

Поход предполагается полностью автономный, без докупки продуктов. Населенных пунктов на маршруте нет, кроме вахтового поселка Желанный, на который тоже мало надежды.

Уменьшаем вес личного, распределяем вес общественного снаряжения. По раскладке закупаем, приготавливаем и рассортировываем продукты.

Специально для этого похода покупаем в Америке GPS для большей уверенности на маршруте. В пожарном порядке разбираемся с картами и планированием маршрута на компьютере ( OziExplorer ) с использованием GPS. Цейтнот перед походом за 2 недели набирает апогея. За это время все стараются подтянуть проблемы на работе и доделать последние приготовления к походу. Времени на сон практически не остается… Зато в поезде отоспимся, там у нас будет 2,5 суток сплошного отдыха.

Выезд наметили на 23 июля. Билеты в предварительной кассе взяли до Инты с пересадкой в Москве.

23 июля 2005 года – 3 дня до начала похода.

Досадный единственный момент был прямо на вокзале. Оказалось, что Алексей при упаковке забыл положить в рюкзак 3 накомарника. Выяснилось это за 30 минут до отхода поезда. Но, взяв, у провожавшего друга, велосипед, т.к. свой уже был разобран и упакован, он быстро купил их в ближайшем рыболовном магазине.

В 14:58 по киевскому времени отправляется наш поезд из Донецка. Взгляд постепенно отпускает лица, пришедших нас провожать, близких и родных. Позади – дни подготовки и сборов, впереди – интересная и волнующая неизвестность…

Весь день до Москвы, мы только тем и занимаемся, что спим и максимально уменьшаем вес, взятого из дома тормозка. Съесть весь тормозок до выхода на маршрут – вот наша цель.

Таможня и пограничный контроль прошли нормально.

24-25 июля 2005 года – 2 дня до начала похода.

На утро следующего дня, в 10:30 по московскому времени, мы уже прибыли на Курский вокзал г.Москвы. У нас есть 2 часа 50 минут для того чтобы пересесть на наш следующий поезд «Москва-Воркута» на Ярославском вокзале, который довезет нас до точки нашего выхода на маршрут.

За полчаса собираем велосипеды и выезжаем.

Погода стоит солнечная и после невыносимой жары в поезде, оказывается, очень приятно прокатиться по опустевшим улицам воскресной Москвы .

Маленькими переулками мы быстро добираемся на Ярославский вокзал. Решаем вопросы, связанные со связью в походе, для этого докупаем Сим-карточку сети МТС т.к. небольшими «очагами» МТС присутствует даже в районе нашего похода. Хотя большие надежды на нее не возлагаем, наиболее вероятно связь будет только на завершающей стадии маршрута на подъезде к г. Инта.

Незаметно прошло время и в 13:20 мы уже на нашем новом поезде наблюдаем из окна удаляющийся Ярославский вокзал. Поезд заметно отличается от первого. Прежде всего, это чувствуется в поведении его пассажиров. В основном это северные люди, едущие с отдыха в Крыму. Не чувствуется никакой нервозности, никто не кричит и не нагнетает обстановку. Чувствуется какая-то умиротворенность и спокойствие.

Состав пассажиров практически не меняется, у каждого впереди еще сутки-двое в пути. Нашими соседями по купе оказались очень приятные люди: папа, мама и маленькая девочка. Как выяснилось позже, дома, в Княжпогосте, их дожидается еще 3 дочери возрастом постарше от 9 до 19 лет. Много интересно мы успели узнать за время путешествия в этом поезде от наших попутчиков, было совсем нескучно и познавательно.

В вагоне в соседнем купе ехали еще четверо киевлян и их проводник который подсел в Печоре, тоже собиравшихся в пешеходный поход на Приполярный. Практически все были из старой гвардии, на вид можно было им дать лет 50 и еще один парень, лет 30-ти . В их группе оказался человек, который нашёл пушки Беринга, а их руководитель был лично знаком с легендарным велотуристом Глебом Травиным. В разговоре выяснилось, что они ходят в этот район практически каждый год, уже более 20-ти лет. За это время ни разу им не встретились велотуристы, и поначалу они отказывались верить, что мы идем туда же куда и они. Все говорили, что мы сойдем раньше, чем они. Так, в общем, это и произошло, мы сошли на полчаса раньше на Кожим-руднике ( 1952 км ), а они в Инте. За время пути мы разузнали у них о рыбалке, природе и других прелестях Приполярного Урала.

… А тем временем за окнами проплывали большие и малые города. Маленькие деревянные деревеньки сменяли огромные хвойные и березовые массивы. Неожиданно возникали огромные речки Волга и Северная Двина, которые сменялись сотнями совсем мелких речушек и ручейков.

Погода держалась солнечная, днем было жарко не ниже 30-ти градусов. И мы с удовольствием выходили подышать воздухом на основных станциях по пути следования: Ярославль, Вологда, Котлас Южный.

Так незаметно прошел и второй и третий день в поезде.

26.07.2005г., вторник , 1-й день похода

Утро первого дня похода начинается в 3:25 в Печоре. Нас очень интересовало, остановится наш поезд на 1952 километре или нет. Поэтому Алексей и Сергей специально сходили к начальнику поезда и затем к машинистам, чтобы точно узнать – стоим или нет.

Начальник поезда, прочитав книгу с расписанием движения, ответил утвердительно: «Станция есть, стоим 1 минуту – значит, будем стоять», машинисты тоже подтвердили, что никаких сбоев с нашей остановкой не будет. Ребята очень правильно сделали, что сходили узнать про 1952 км , т.к. на последней перед ней станции, поезд так и не остановился.

На станции проводница так и не появилась помочь нам выйти, так что сходили мы самостоятельно. В 5:35 максимально быстро выходим.

Машинисты, кажется, продержали остановку немного больше минуты, за что им огромное спасибо, и мы даже немного ждали, пока поезд тронется, унося на подножке, желавших нам удачи, киевлян.

Через болото выносим велосипеды и рюкзаки на Кожимский тракт. Погода солнечная и безветренная, несмотря на раннее утро, уже достаточно жарко. Стаи комаров немедля набрасываются на свежее мясо.

Собираем велосипеды. Практически одновременно обнаруживается потеря двух велокомпьютеров. Первый – новенький радио VDO с альтиметром у Андрея. У него при выгрузке или еще в вагоне было оторвано крепление на руль, без которого компьютер не удалось установить в рабочее положение. Предпринятая попытка найти оторванное крепление результатов не дала. Второй – старенький Сигмовский компьютер, перестал считать.

Сергей Романюк и Алексей не брали с собой компьютеры, так что всю работу мы возложили на GPS, с чем он, с честью справился.

После окончания сборов сбрасываем все значения GPS на 0 и начинаем движение. Комары, после набора 10 км/ч как и положено отстают, что нельзя сказать про оводов, обладающих большим упорством, и на малых скоростях норовящих укусить за какое-нибудь незащищенное место.

У нас наступает небольшая эйфория по происходящему, нам просто не верится, что мы на велосипедах на Приполярном Урале, как-то это все казалось слишком несбыточным и практически невозможным, никто не верил в реальность этого…

Тракт начинается железобетонными плитами, которые быстро заканчиваются, и начинается грунтовка…

Километра через 3 встречаем туриста из Сыктывкара, на выходе с маршрута, который подтверждает, что воды в речках немного, это нас не может не радовать.

До ручья Нертнитшаель рельеф идет в основном ровный. В ручье впервые умываемся в чистой воде. Вода холодная и ни в какое сравнение не идет с минеральными водами, которые мы пьем в городе – вкусная и кристально чистая. Сам ручей не глубокий около 15 см , дно каменистое, шириной около 3-х метров.

Бродим и едем дальше. Сразу после ручья начинаются первые подъемы. Переваливаем увал Сылбокчугра и на крейсерской скорости спускаемся к первой на нашем маршруте реке – Сывъю. С начала дня до Сывью проехали 15 километров.

К нашей радости воды в реке действительно мало. Глубина в месте брода до 30 сантиметров, дно каменистое, ширина реки около 30-ти метров. Перебродив в неопреновых носках – нашем нововведении для бродов рек, мы совсем даже не почувствовали, что вода в реке достаточно холодная, не выше 12 градусов. Брод проблем не составил, бродили, не снимая рюкзак с велосипеда, ведя его ниже по течению, чтобы не сбил с ног, если вдруг будет подорван течением. Такая тактика, применяемая нами впервые, помогала и при бродах рек с более сильным течением, при небольшой глубине.

В зарослях, недалеко от реки, делаем запланированный завтрак, и даже немного купаемся. После такой приятно освежающей процедуры и комары немного отстают. Немного отдыхаем и в путь.

Самочувствие после завтрака у всех улучшается, но не надолго. После Сывъю сразу идет резкий подъем, который при 30-ти градусной жаре и нашей полной упаковке от кровососущих, быстро делает свое дело. Практически все отмечают головокружение и, минут через 20 после начала движения, делаем привал. Ощущаем, что попали в зону низкого давления, как перед грозой. На привале решаем, как дальше будем двигаться . По солнцепеку в одежде, пусть даже и мембранной, ехать практически невозможно. Остается или ехать, когда солнца не будет или раздеваться, но быть атакованными кровососущими.

Мы выбираем – раздеваться, т.к. солнце сядет еще не скоро, а тучек на небе пока не видно. После переодевания и намазывания, начинаем постепенно взбираться на хребет Обеиз. Ехать практически не удается. Наверх по грунтовке из мелких разноцветных камней, велосипеды тянем рядом с собой.

Выбравшись практически на вершину хребта, то справа, то слева начинаем слышать звуки похожие на взрывные работы в карьере. Которые все-таки оказались грозовыми раскатами. Прошло совсем немного времени и, уже на подъезде к ручью Пальник-Шор, нас накрывает дождь с грозой.

Быстро бродим ручей и, на противоположной стороне, немного пройдя в глубь леса, ставим палатки. Как только мы разбили лагерь – начинается ливень, который правда длится не долго. Пока идет дождь, устраиваем обед. Далее устраиваем оздоровительный сон для акклиматизации, да и по дождю выходить не очень хочется.

По будильнику, через 40 минут просыпаемся. Дождь практически прекратился. Собираем палатки и движемся дальше. Даже такой непродолжительный дождь превратил глиняную часть тракта в месиво. Глина наматывается на колеса и велосипед остается только катить или переносить. Ехать получается только по траве или по щебёнке. Так понемногу взбираемся на хребет Малдыиз, с которого на скорости 30 км/ч, буквально «долетаем» к реке Дурная.

Кожимский тракт Брод реки Дурная

В месте автомобильного брода Дурной посередине виднеется остров, который появляется только когда в Дурной мало воды. Сейчас общая ширина реки около 70 метров, вместе с островом, делящим ее на 2 рукава. Бродим отдельно с рюкзаками, отдельно с велосипедами по одному. Глубина 40-50 сантиметров, дно каменистое, течение больше 1 м/с, на скользких камнях немного сносит. При такой глубине двигаться удается по одному, даже без груза. Вместе с фото и видеосъемкой брод занял немногим меньше получаса. Помогли палки-выручалки, которые лежали на берегу.

По сравнению с 1999 годом это совсем не та бурная река, встретившая нас в начале похода, которую мы бродили двойками и тройками.

Немного отмываем велосипеды от глины и продолжаем путь. Солнце постепенно клонится к закату. Решаем ехать, пока позволяет немного улучшившаяся дорога. На стоянку останавливаемся недалеко от ручья Ниж. Саледышор в 22:30. Ночью слышно как кричит сорока.

Пробег за день не менее 40 км.

27.07.2005 г., среда, 2-й день

Просыпаемся около 10 утра. Ночью шёл непродолжительный дождь. Рядом с нашими палатками на сосне обнаруживаем гнездо ос. Завтракаем и около 11:30 выезжаем со стоянки.

Вытащив велосипеды на тракт, замечаем свежие следы молодого медведя, оставленные им после дождя, в направлении нашего лагеря. Вероятно, подходил к нам, пока мы спали и сорока нам о нём «рассказала».

Утро второго дня похода Следы зверюшек

Начинаем движение, пока в седле, постепенно набираем высоту. Тракт иногда устраивает глиняные «капканы», когда внешне ничем не отличающаяся поверхность дороги начинает быстро наматываться на покрышки, как бы улавливая велосипед. Но продолжается такое недолго, тракт все еще имеет подсыпку из мелких камней, дающих требуемое зацепление. Местами приходится спешиваться и тянуть велосипеды рядом с собой. Погода стоит в основном облачная, ветра почти нет. Пока идем в тайге, оводы и комары достают нещадно. А когда еще выглядывает солнце, к этому еще прибавляется и перегрев.

Через несколько километров, у ручья с удовольствием принимаем охлаждающие ванны. И после небольшого отдыха, продолжаем взбираться на перевал Западные Саледы. Чем больше мы выходим из тайги, тем больше ветер сдувает комаров. Ближе к самому перевалу тайга совсем отступает, обнажая красивейший вид на весь хребет. И облачность не мешает снять открывающуюся нам красоту.

Переваливаем и быстро спускаемся к одному из притоков ручья Джагальябтикшор. Здесь же устраиваем горячий перекус. На удивление комаров совсем нет. Мы такого совсем не ожидали. Не упуская такую возможность, раздеваемся, кто практически, кто совсем догола, и ЗАГОРАЕМ! Это как-то совсем непривычно для нас на Приполярном Урале.

Отлично отдохнув и перекусив, собираемся в дорогу. Едем дальше по тракту. По слегка стронутому с места мосту, переходим ручей Джагальябтикшор. Сразу за ним начинается тягун на перевал Джагальябтик. Медленно взбираемся на него. Практически до середины склона доезжаем в седле, дальше уже идем пешком, и только Романюк на своих 28 дюймах взбирается практически на самый верх.

По основному плану, здесь мы должны сойти с тракта и, повернув направо, поехать по тракторной прямо по хребту до пересечения с рекой Хамболью. Потом, спустившись вниз по ее течению, добраться по тракторной до места впадения в реку Лимбекою. Потом бродить Лимбекою, в среднем течении, там, где она еще не такая сильная, как в месте ее впадения в Кожим.

Так вот, добравшись до перевала Джагальябтик, мы с трудом отыскиваем нужную нам тракторную дорогу в сторону реки Хамболью. От нее остался еле заметный след, практически полностью скрывшийся в зарослях карликовой березки. Очень похоже, что дорогой, в этом направлении, уже несколько лет никто не пользуется. При этом та же дорога, но в сторону реки Кожим хорошо наезжена, но нам туда не надо.

Где-то здесь ломается видеокамера, вернее отказывает видоискатель, сказалась трудная выгрузка в Кожым-Руднике.

Ручей на тракте Размытый мост на реке Джагальяптикшор.

Изучив карту, принимаем решение искать еще одну тракторную, которая должна быть впереди по тракту примерно через 3,8 километра. Поиски ее результата не дали. Указанной на генштабе тракторной не оказалось, и поэтому у нас остается один вариант – спускаться по тракту до пересечения с Лимбекою, там, а потом искать тракторную, которая должна идти вверх по течению. Нам кажется, что она там все-таки существует, и будет более наезжена.

К 9 часам вечера начало немного смеркаться, мы едем вдоль зеленки, но тракт стал значительно мокрее и глина большими слоями обвивает покрышки велосипедов. На одном из подъемов, глина, перемешанная с мелкими камешками неудачно попала в ролик заднего переключателя, в котором для облегчения были сделаны отверстия у Сергея Гавенко. Цепь заклинило и повернуло в сторону. Из-за образовавшегося рычага задний переключатель перекрутился через перо рамы, попутно сломав алюминиевый «петух».

Отмытый велосипед мы попытались починить, заменили петух, взяв из ремкомплекта универсальный, который не совсем подходил, но все-таки как-то держал задний переключатель. И какое-то расстояние Сергей проехал на 3-х скоростях. Но конструкция долго не продержалась, для уверенной работы переключателя нужен был более серьезный ремонт, чтобы не сломать переключатель окончательно его совсем убрать и, укоротив цепь, ехать на одной скорости. Это тоже не совсем решило проблему т.к. цепь из-за своей гибкости все время пыталась соскочить то на меньшую звезду, то на большую, в результате чего цепь клинило.

Поломка переключателя на дороге. После дождя

Оставшиеся 3 километра до реки Лимбекою так проехать и не удалось, т.к. тракт совсем раскис и слой глины покрывал покрышки даже ведомый с боку велосипед, не говоря уже с туристом в седле. Глину приходилось постоянно счищать, велосипеды становилось все труднее и труднее везти. Путь длиной 1-2 км представляет собой несколько глубоких колей вездеходов в вязкой и мокрой глине. Можно или катить с остановками или нести велосипед. 1 км/час – такова наша скорость на этом участке.

На какое-то время слева вдалеке показался красавец Кожим, поражающий и с такого расстояния своей мощью и красотой. Не зря многие туристы говорят о нем с особым почтением.

Постепенно приближается шум Лимбекою. Через несколько минут мы уже находимся на тракторной, к которой спускались. Ее состояние нас приятно радует. По крайней мере, это не сплошное глиняное месиво.

Немного проходим по ней вверх по течению и с удивлением натыкаемся на две палатки, стоящих в зарослях карликовой березки. Время позднее и сначала мы собирались пройти еще с полкилометра и стать подальше от них, но, заприметив примкнутые к деревьям велосипеды, мы не смогли пройти мимо.

Мы зашли в лагерь и принялись будить хозяев. Ребята спросонья не поняли чего мы их будим, но, случайно кинув взгляд в сторону наших велосипедов, у всех сон как рукой сняло. Это было чем-то не менее необычным, чем встретить у себя во дворе летающую тарелку инопланетян. Здесь в этом районе, и тоже велотуристы, это как-то совсем не укладывается в голове. Вот встреча, так встреча…

Они осмотрели нас и наши велосипеды, мы с интересом разглядывали их технику. Они оказались практически местными – из Ухты. Ребята предложили воспользоваться своим костром, мы совсем не отказывались от такого предложения. Время уже подходило ближе к полуночи, и мы решили быстро закончить сегодняшние дела сегодня, а основное общения оставить на утро.

На мосту реки Лывсшор Встреча с велотуристами на реке Лимбекою

Поставили палатки, на еще не остывшем костре быстро приготовили ужин и к 2 часам ночи упали спать.

Пробег за день не менее 35 км.

28.07.2005г., четверг, 3-й день

Несмотря на поздний вчерашний отбой, просыпаемся около 8 утра, жара выталкивает из палатки. Как-то непривычно на Приполярном Урале испытывать жару свыше 30 градусов.

Ребята из Ухты к этому времени уже тоже проснулись и мы поочередно с ними общаемся на все темы сразу, начиная от велосипедов и рыбалки, заканчивая погодой и возможностью проезда по здешним дорогам. Оказалось, что они идут поход выходного дня. От Инты они проехали 5 часов по интинскому тракту на велосипедах до Кожима, после этого на «Урале» их перевезли через Кожим, а потом и через Лимбекою. Причем через Кожим «Урал» прошел нормально, а на середине Лимбекою его развернуло на 90 градусов. Рассказали, что в Кожиме воды много, или точнее больше чем обычно. Нам эти реки еще бродить пешком – сегодня Хамболью в паре с Лимбекою в среднем, а Кожим, несколько позже, в верхнем течении.

Показали нам свои снасти, рассказали про рыбку, посетовали, что ее маловато. Сфотографировались с ребятами на память, неспешно собрали вещи и покатили велосипеды к Хамболью. Мы попросили ребят отправить интернет-письма нам домой, что они и сделали после окончания своего велопохода, за что им большое спасибо.

Получилось отремонтировать видеокамеру ножиком и пинцетом на коврике. Оказалось что выпал штекер внутри видеокамеры от видоискателя. Мы спасены!

Таким образом, у нас получился пеше-водный день. Проехать так практически не удалось. Через 3,8 километра тракторная, идущая вдоль Лимбекою, несколько отходит от нее и выводит к автомобильному броду через Хамболью, несколько выше от слияния.

Вырубаем в сосняке альпенштоки для переправы и идем с Алексеем изучать броды. Сергей Романюк и Андрей пока отдыхают на берегу, под палящим солнцем.

Хамболью – красивейшая река, берега и часть поймы поросли буйной растительностью. В месте брода она разделена большим островом на два рукава, по середине которого течет еще один маленький рукав.

Первый рукав, наиболее сложный для прохождения, шириной около 50-ти метров, с каменистым дном и сильным течением, глубина около 40-45 сантиметров. Маленький рукав, текущий по середине острова, практически весь покрыт илом и проблем не представляет. Еще через несколько десятков метров, второй рукав Хамболью, шириной около 20-ти метров, но с уже меньшим течением.

Велосипед приготовленный для переноса через реку. Брод реки Хамболью

Теперь мы оказываемся на левом берегу Лимбекою. Заметно, что, хоть в этом месте и проходит двухколейная грунтовка, людей здесь практически не бывает. Больше чувствуется присутствие зверей, все время кажется, что из-за буйной растительности на тебя уставились десятки любопытных глаз. Пройдя около 150 метров вверх по течению, находим наиболее удачное место для начала брода. Здесь начинается остров, расположившийся вдоль реки метров на сто вниз по течению, и разрезающий ее на два рукава.

До него около 15 метров практически спокойной воды, дальше начинается основная часть Лимбекою. Ее общая ширина около 100 метров. Течение значительно сильнее чем в Хамболью, дно каменистое, четкой линии брода нет, приходится искать место с меньшей глубиной, то выше, то ниже по течению. Глубина около 90 сантиметров, несколькими большими валунами течение разбивается на более и менее сильные струи, пройдя которые, можно немного отдохнуть, спрятавшись в «тени» каменных гигантов.

Вода в реке достаточно холодная, и в обычной обуви, при долгой переправе вполне можно замерзнуть. После получасового «купания» мы все-таки добираемся на противоположный берег. Окинув пройденный путь, понимаем, что с рюкзаками и велосипедами тут придется хорошо поработать.

Возвращаемся назад к ребятами, рассказываем ситуацию, тактику брода этих рек и начинаем переправу. Сначала бродим с рюкзаками, а потом с велосипедами. Для крепления велосипедов был придуман специальный метод связывания, чтобы их можно было крепить за спиной как рюкзак, оставляя при этом обе свободные руки, необходимые для удержания равновесия альпенштоком.

Сначала переходим наиболее сложный рукав Хамболью, а потом переносим все вещи к началу брода Лимбекою. Делаем перекус перед серьезной рекой, и немного отдыхаем.

Для более надежного перехода, мы с Алексеем ставим Сергея Романюка и Андрея между собой. Зная, что у ребят мало опыта брода таких рек, идем сразу вчетвером, попутно координируя движение каждого. Сложнее всего приходится Романюку, из-за малого веса его сильно «подрывает» течение, а из-за меньшего роста его больше всех заливает водой.

Андрею тоже нелегко. Благодаря большему весу, ему проще противостоять течению, но сложнее вытерпеть долгое переохлаждение в холодной воде, т.к. только у него не было неопреновой обуви. Первый раз с рюкзаками брод Лимбекою занял около 30-40 минут, зато все успешно переправились на противоположный берег.

Назад Сергею было идти еще сложнее т.к. веса рюкзаков не было и его сильнее «подрывало» течение. Без происшествий перебродили и с велосипедами, на этот раз шли уже более уверенно.

К 20-ти часам мы с Алексеем уже порядком набродились, каждую реку в разных вариантах, раз по пять. И поэтому решили дальше не двигаться, остановившись на стоянку недалеко от брода, на мягком ягеле. Тут же оказалось и готовое кострище.

Брод Лимбекою в верховьях реки. Стоянка в верховьях реки Лимбекою

Ко всеобщей радости Алексей умудрился еще поймать неплохого хариуса. Которого Серега пожарил на костре, и мы с удовольствием съели на ужин вдобавок к запланированной по раскладке еде. Заснули около полуночи. Прошли за день около 6 километров, о средней скорости и говорить не приходится.

Пробег за день не менее 8 км.

29.07.2005г., пятница, 4-й день

Такой милости от природы мы просто не ожидали, что погода будет практически малооблачная и солнце будет палить как в Крыму.

Все вещи в основном были рассчитаны на холодную и дождевую погоду. Не дай бог, конечно, чтобы дальше пошли проливные дожди, но все-таки с таким подбором вещей возникли определенные сложности. Как только начинаешь немного двигаться, то сразу тело разогревается, на что моментально реагируют комары, мошка и оводы.

Одеваясь, даже в непрокусываемую мембранную одежду совсем реально через некоторое время получить тепловой удар т.к. она не настолько «дышит» как это необходимо организму при такой жаре.

Ребята вдохновленные вчерашним уловом к этому времени уже были на рыбалке. Леха поймал еще одного небольшого и двух полукилограммовых хариусов. Андрей даже решил сделать по поводу приготовления рыбы небольшой видео репортаж.

Сегодня у нас получилась полудневка. Жаркое солнце и безветрие, уже ласковая река Лимбекою, на высоком берегу которой мы стоим, сделали свое дело. Все хорошо расслабились, мошка и комары отстали, и мы с удовольствием загораем. Недалеко от лагеря гуляет парочка глухарей.

Алексея все больше прельстила рыбалка на хариуса. За утро он в общей сложности наловил около двух кило отменной превкусной рыбы, из которой Сергей Романюк сделал 3 блюда: уху, одну рыбинку пожарили, и еще хватило на засолку в дорогу.

Андрей в это время занимался видеосъемкой происходящего и как обычно просто загорал. Сергею еще предстояло, из своего еле работающего вела, сделать хотя бы 3-х, в лучшем случае 24-х скоростной велосипед. К сожалению, при полевом ремонте правой монетки, вылетела и потерялась в разноцветном ягеле очень нужная пружинка и о переключении задних звезд пока пришлось забыть.

Задний переключатель пришлось заменить на запасной. Ремонт того, который стоял, решили отложить до приезда домой. В принципе, при наших невысоких скоростях и такой вариант был вполне приемлемый.

К часу дня выходим с гостеприимного места. После 100 метров тракторная заканчивается и начинается наполовину высохшее болото. На преодоление 3-х километров которого у нас уходит львиная часть времени. Идем небольшими переходами по 100-150 метров. Больше пройти просто не хватает сил. Мягкая, ягельно-кочковатая поверхность болота максимально сопротивляется нашему продвижению. Особенно сложно дается последний участок, когда болото покрывает хвойный лес, поросший карликовой березкой и ивой. Его преодолеваем с рюкзаками на плечах.

В этом хвойнике Лешу укусила какая-то неизвестная тварь в открытый участок ноги. Судя по всему, это было насекомое. Укус сопровождался резкой болью. Через несколько минут началась сильная реакция. Продолжать движение было очень сложно. Наиболее острые последствия укуса ощущались несколько часов.

Очередной брод ручья.

Дорога в верховьях реки Лимбекою

Наконец-то входим на вторую тракторную дорогу, которая идет вдоль Лимбекою, практически до самых ее истоков. Состояние дороги пока хорошее. Большую часть удается проехать в седле, попадаются затопленные участки болот и участки с нагромождениями камней. Через некоторое время пересекаем ручьи. Сначала нижний, а потом и верхний Воргашор. Практически сразу после него становимся на стоянку на мягком ягеле с видом на Лимбекою. Время – 21 час.

Серега, как обычно приготовил вкуснейший ужин. Андрей с половины ужина ушел спать. Уже втроем доедаем хариуса, пьем чай и положенный по раскладке спирт. После чего сытые и довольные ложимся спать по палаткам.

Пробег за день не менее 15 км.

30.07.2005г., суббота, 5-й день

Около 8 утра будит меня Алексей. Он уже сходил на рыбалку, говорит, что ловится хариус, хвастается килограммовым уловом красавцев, как на подбор.

Погода стоит, как и вчера, солнечная, тучки редко-редко пролетают над головой, заслоняя палящие лучи солнца. Поднялся немного ветер и разогнал мошку, а может быть она просто деактивизировалась. Алексей и Романюк, вернувшись с рыбалки, доделывают раскладочный завтрак и в дополнение поджаривают пару рыбин, оставшиеся – присаливают.

Еле употребив сытный завтрак, собираемся и к 13 часам выходим на тракторную. Пока состояние дороги участками позволяется ехать. Но через пару километров начинаются участки болот со следом вездехода, по которому велосипеды приходится уже тащить.

Движемся все время по правому берегу Лимбекою вверх по течению. Из-за густого леса, река то появляется, то снова исчезает из виду. Все чаще след идет по холмистой местности с участками 20-30 метровых подъемов под углом до 40 градусов. Остается только порадоваться, что в последнее время здесь не было дождей, иначе мы бы двигались на порядок медленнее по уши в размокшей грязи.

Через 10 километров от старта, обнаруживаем место нашей стоянки похода 1999 года. Как ни странно за 6 лет место абсолютно не изменилось, осталось и бревно, на котором мы все фотографировались, и то бревно, из которого Михалыч сделал себе персональное «кресло». На нем даже виден запил от нашей пилы.

Здесь же приготавливаем обед, и вкусно перекусив, движемся дальше. Бродим немало больших и малых ручьев. После ручья Пальник-Шор, вода в них становится значительно холоднее, видно, что берут начало они совсем недалеко отсюда – в снежниках. Постепенно скрывается из виду хребет Ябтыкнырд с красивыми белыми залысинами из густого тумана.

Холмистая местность постепенно сменяется плоскогорьем. Тракторная проходит по нему как по столу. На радость уставшим туристам, в качестве отдыха, здесь предоставляется возможность проехать некоторое расстояние в седле. Правда, как и все хорошее это, быстро заканчивается и постепенно мы увязаем в верховых болотах, явно имеющих подпитку от холодных горных ручьев.

След вездехода временами теряется, тракторная все менее и менее точно указана на карте и проходит в 300-400 метрах от нашего следа. Идем очень близко к Лимбекою, она начинает сильно петлять. На одном из таких перегибов, на противоположном берегу, наблюдаем стоянку, скорее всего геологов. Стоит армейская брезентовая палатки и рядом с ней вездеход. Людей рядом не увидели, вероятнее всего они спали в палатке, где они на самом деле, выяснять мы не стали.

Проходим еще с километр и доходим до границы зеленого леса. Здесь же и начинается курум. Немного обследуем территорию и возможность дальнейшего продвижения. После чего решаем не мордоваться уже сегодня по куруму, а становиться на стоянку, ибо уже устали.

Под палатки выбрали открытое место на ягеле. В десяти метрах – речка, с обоих сторон красивейшие горы, погода тихая, вид просто сказочный. К сожалению уже темнеет и сфотографировать эту красоту не удалось.

Готовим ужин, после мокрых переправ – положенный спирт, доедаем хариуса и отбиваемся. Ехали сегодня по времени около 10% маршрута, по расстоянию не больше 30%. Остальное время шли.

Пробег за день не менее 25 км.

31.07.2005г., воскресенье, 6-й день

Наутро красивый вид, который мы хотели запечатлеть вечером, увидеть не удалось. Туман сел прямо на стоянку и превратился в мерзкий дождь.

Около 10 утра Алексей и Романюк мужественно выбрались из теплых палаток на последних мокрых дровах начали готовить завтрак.

Дождь еще пару часов неустанно умывал долину, пока не закончился. Вскоре ребята позвали остальных выбираться из палаток на завтрак. Для костра они соорудили ветро-влагозащитную конструкцию из веток и полиэтилена.

Позавтракали и дождь прекратился, облачность поднялась, открыв нам красивую долину, окаймленную остроконечными хребтами. Пользуясь моментом, пока дождь не пошел снова, быстро собираемся и к 3-м часам дня выходим со стоянки.

След вездехода все сильнее петляет то по болотам, то по каменистым руслам ручьев. К счастью основное наше опасение, что след пойдет по сплошному куруму, не подтвердилось. Примерно через километр от старта обнаруживаем совсем свежий след вездехода, оставленный замеченным нами вчера вездеходом. Там где мы его обнаружили он сразу уходит направо бродить Лимбекою. Мы обрадованные, что наша дорога будет совсем «натоптанной», идем по нему, но вскоре обнаруживаем, что след уходит в долину другого ручья – Падежавож, берущего свое начало из озер Падежаты.

Нам с сожалением приходится возвращаться назад к развилке тракторных и продолжать двигаться по долине нашей Лимбекою. С этого момента о состоянии дороги мы ничего не знаем, есть ли она дальше или нет, и получится ли дальше вообще пройти пока неизвестно. Но мы знали что такое будет и поэтому, не унывая, движемся дальше.

Не такая наезженная, как на Падежаты, но тракторная продолжается. Местами она выбирается из болот и разлившихся ручьев, и нам удается некоторое расстояние проехать в седле по мягкому ягелю и карликовой березке.

Не смотря на нашу генштабовскую карту-километровку, даже на ней отсутствуют некоторые детали. Например, вместо одного запланированного на сегодня брода Лимбекою, мы бродили ее три раза. Ширина бродов от 15 до 30 метров, глубина от 40 до 60 сантиметров.

Перед одним из бродов, на каменистом участке у Сергея Гавенко лопается нижняя часть стойки багажника. Серега дотягивает вел до брода, Алексей помогает с рюкзаком. Алексей с Андреем готовят обед, в то же время оба Сергея чинят багажник.

В результате проведенных исследований выяснилось, что подвижная алюминиевая стойка лопнула, как самое слабое звено багажника, из-за того, что разболтались два гаечных крепления. В одном месте гайка совсем отвинтилась и вылетела. Вывод из случившего можно сделать такой: нужно чаще осматривать наиболее ответственные и нагруженные элементы велосипеда. В конструкции частей велосипеда нужно максимально избегать ослабленных и облегченных элементов. В особенно нагруженных элементах предпочтительнее сталь, чем алюминий. Случай с задним переключателем произошел тоже из-за алюминия и облегченных элементов петуха и роликов.

Заменив лопнувшую стойку стальной пластиной и вкусно пообедав, к 20-ти часам бродим основной запланированный брод.

Уже в сумерках проходим максимально возможное расстояние поближе к перевалу, отмеченному на нашей карте как 961,4 м . На нем и ближайших склонах и берет свое начало Лимбекою. Недотягиваем до него 3,5 километра и в 23 часа становимся на стоянку.

Ночь кажется значительно холоднее чем прошлая, особенно после сегодняшних частых переправ и постоянных хождений по болотам. Усреднив за сегодня количество «маканий» можно примерно сказать, что «макались» мы в среднем раз в 5 минут движения.

Как и вчера ехали сегодня по времени около 10% маршрута, по расстоянию не больше 30%. Вышесказанное, конечно, не относится к Сергею Романюку, который не ехал разве что в болоте и по крупному куруму. А в остальных мыслимых и немыслимых участках с упорством крутил педали.

Пробег за день не менее 18км.


Автор: Андрей Кретов


Часть 1 из 2
смотреть часть 2>>


Приложение: (снаряжение, питание, аптечка) - Word файл


Карты района похода


При возникновении вопросов и замечаний пишите редактору страницы
Турклуб "Глобус" НТУУ "КПИ" 2001-2005.  Последние изменения 05.12.2005