Отчет о горном походе второй категории сложности по Аладаглару


Подъем на плато Джильгурлыз (снег)

Отчет о горном туристском спортивном походе второй категории сложности по Аладаглару,
совершенном с 22 апреля по 2 мая 2012 года

Маршрутная книжка - 04/2012
Руководитель группы: Задорожный М. В.

Оглавление

1. Справочные данные о походе
1.1. Параметры похода
1.2. Заявленная нитка похода:
1.3. Подробная нитка маршрута:
1.4. Данные об участниках
2. Организация похода
2.1. Общая идея похода
2.2. Организационные вопросы
2.3. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.
2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.5. Изменения маршрута и его причины
2.6. Сведения про прохождение маршрута каждым участником
3. Технические характеристики пройденного маршрута
3.1. График движения
3.2. Высотный профиль маршрута
3.3. Техническое описание
3.4. Технические препятствия
4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута
5. Приложения
5.1. Перечень личного снаряжения
5.2. Перечень общественного и специального общественного снаряжения
5.3. Состав ремонтного набора
5.4. Состав общественной аптечки
5.5. Перечень и вес продуктов
5.6. Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека, распределение веса по участникам.
5.7. Смета затрат на поход
5.8. Паспорта перевалов
5.9. Картографический материал
5.10. Список источников

1. Справочные данные о походе


1.1. Параметры похода

Вид туризмаКатегория сложностиДлина маршрута, кмДлительностьСроки проведения
Общая Ходовых дней
горный вторая 131 11 11 22.04-02.05


1.2. Заявленная нитка похода:

сел. Кешли - западные отроги Куйветташи - ур. Аладжык-Каясы - р.Экеманёлю - каньон "77 бродов" - пер.Чильолугу (2261,н.к.) - пер Лидут Зап. (3290 м.1А) - дол Мур - пер. Карасай (3480 м. 1Б) - пер. Челикбуйдуран (3466м. 1А) - плато Эдигёль - дол. Хаджер - сел. Базарама.

1.3. Подробная нитка маршрута:

с. Кушчюлар - каньон ?Киликилийские ворота? - долина р. Позанты (р-н с. Белемедик) - пер. Позанты (1А) - дол. р. Учурга - летн. Субаттыгы - плато Джильгурлыз - с. Каракуз - ущ. Аладжик-Каясы - дол. р.Экеманелю - каньон ?77 бродов? - пер. Лидут Западный (1Б) - дол. Мур - пер. Карасай (1Б) - с. Демирказык


1.4. Данные об участниках

Ф.И.О. Фото Год рождения Должность в походе Турист. опыт Контактная информация
Задорожный Максим Витальевич 1978 руководитель 1ГР 3ГУ maxud(at)online.ua
Кураев Юрий Владимирович 1985 завснар 1ГУ kuraev17(at)gmail.com
Миндрина Евгения Павловна 1984 финансист 1ГУ sun.r.yalta(at)gmail.com
Вовк Андрей Анатольевич 1977 фотограф н\к, зимн. ПВД andrejvovk77(at)gmail.com
Засыпкина Ирина Анатольевна 1984 завпит 3ГУ zasipa(at)gmail.com
Винников Дмитрий Михайлович 1969 медик 1ГУ, 3 альп. разряд dmvinnikov(at)gmail.com
Дудко Андрей Владимирович 1985 зав. бив. спорядженням н\к, зимн ПВД andriy.dudko(at)gmail.com
Спиридонов Борис Андреевич 1987 летописец 2ПУ derdarm(at)gmail.com
Сивко Роман Витальевич 1983 ремонтник 2ГУ r.sivko(at)gmail.com

2. Организация похода


2.1. Общая идея похода

Идея похода заключалась в прохождении полноценного интересного маршрута второй категории сложности, знакомство с новым южным районом Центрального Тавра. Маршрут включал прохождение двух каньонов - ?Киликилийские ворота? с железнодорожным мостом и туннелем, и ?77 бродов? с интересными и продолжительными бродами.


2.2. Организационные вопросы

Трансфер до начала старта маршрута представляет собой цепочку Анталия - Адана и Адана - Кушчюлар. Из Анталии в Адану ходят рейсовые автобусы из автовокзала Анталии (Otogar). Из Аданы можно добраться либо рейсовыми маршрутками, либо частником, по договоренности. Есть еще интересный, но непроверенный вариант - из аэропорта Анталии лететь внутренним авиарейсом в Адану. Этот вариант позволит сократить время выхода на маршрут.


2.3. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода.

Проработка маршрута шла с использованием карт Генштаба (1:100 000) и программы Google Earth. Началом маршрута были выбраны три села, которые находятся между каньоном ?Киликилийские ворота? на северо-востоке и трассой Адана-Позанты на западе. Предпочтительнее было село Кушчюлар, как наиболее близкое к каньону. По прибытии в Адану, выяснилось, что рейсовый транспорт не ходит в это село. Водителям маршрутных средств вообще не было известно, как туда добираться (!).

Обращение в полицию, помогло добиться искомого результата - полицейский нашел на карте это село и объяснил водителям маршрут следования.

Из всего этого следует вывод, что при планировании старта, из удаленных от магистралей населенных пунктов, следует учитывать проблему транспорта. Вплоть до того, что нужный населенный пункт вообще не будет известен водителям транспортных средств.


2.4. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Варианты аварийного схода с маршрута:

На всём протяжении маршрута от с. Кушчюлар до выхода из каньона ?77 бродов? имеются достаточно удобные аварийные сходы в близлежащие села.

- на участке от выхода из каньона ?77 бродов? до пер. Лидут аварийный выход в дол. Эджемис (с. Элатан и Элекгелю);

- на участке от спуска с пер. Лидут Западный до пер. Карасай - аварийный выход возможен через дол. Мур в поселок Чукурбаг.

Запасные варианты:

- вместо прохождения пер. Лидут Западный (1Б) спуск в долину Эджемис;

- вместо прохождения перевала Карасай (1Б) спуск в долину Мур и выход в с. Чукурбаг.


2.5. Изменения маршрута и его причины

На участке маршрута из долины р. Позанты в долину р. Учурга, по факту прохождения седловины севернее г.Кыртепелери, была определена категория перевала 1А.

Дальнейшие изменения маршрута были сделаны в связи с особенностями рельефа, выбирался наиболее логичный и целесообразный маршрут. А именно - вместо обхода г. Куйветташи с запада был выбран подъем на плато и сквозное его прохождение. Данное изменение позволило провести ночевку на снегу на новой, для некоторых участников, высоте. Также полезным, с точки зрения техники, стал спуск каменистым склоном с плато на север. От прохождения пер. Челикбуйдуран (1А) с подъемом на плато Едигёль пришлось отказаться по причине нехватки времени. С перевала Карасай спустились в долину Караялак, где и завершили поход.


2.6. Сведения про прохождение маршрута каждым участником

Маршрут пройден всеми участниками полностью.

3. Технические характеристики пройденного маршрута


3.1. График движения


Дата, день похода - участка перехода Участок маршрута
(от?до)
Расстоние, перепад высот ЧХВ (час: мин) Характер пути Погодные условия Примечания
22.04, день 1 1.1 с. Кушчюлар (09:15) - ж\д мост в каньоне Киликилийские ворота (10:50) 7 км.,
+ 160 м.,
- 492 м.,
01:30Движение по грунтовой дороге на северо-восток, северо-западЯсно
1.2 ?(11:05) - стоянка у с. Белемедик (17:50) 9.2 км.,
+ 272 м.,
- 193 м.
04:05 Обед 01 ч.50 мин.
Всего за день: 16, 2 км.
+ 432 - 685
05:35
23.04,
день 2
2.1 м.н. (07:50) - лесн. дорога. Позанты (09:10) 2 км.,
+ 230 м
01:20 Движение по дорогеЯсно
2.2 ..(09:30) - начало подъема на хребет (10:05) 0,7 км.,
+200 м.
00:30 Осыпной склон с выходами камня, скальный склон, крутизна 20°-30°
2.3 ?(10:20) - поляна у ЛЭП (13:30) 1 км.,
+ 225 м.
02:25 Траверс осыпного склона с выходами камня Разведка (суммарно) 45 мин.
2.4 - (13:45) - пер. Позанты (1А) (15:10) 0,6 км.,
+ 100 м.
01:00 Осыпной каменистый склон, грунтовая дорога
2.5 .. (15:40) - стоянка на лев. орогр. берегу р.Учурга (20:10) 8 км.,
- 450 м.
01:40 Грунтовая дорога Обед 02 ч. 10 мин.
Разведка 40 мин.
Всего за день: 12,3 км., + 775 м., - 450 м. 06:55
24.04, день 3 3.1 - (08:30) - шосс. дорога в с. Суббатыгы (10:35) 5 км.,
+ 260 м.,
- 460 м.
01:35 Грунтовая дорогаЯсно
3.2 - (10:50) - с. Суббатыгы (12:50) 6,5 км., + 400 01:40 Шоссейная дорога
3.3 - (13:05) - плато Джильгурлыз (17:20) - стоянка на плато (17:45) 6 км., +300 02:35 Грунтовая дорога, заснеженное плато Обед 01 час 55 мин.
Всего за день: 17,5 км., + 960 м., - 460 м. 05:10
25.04, день 4 4.1 - (08:10) - северный гребень плато(08:25) - дорога под. сев. склонами плато (09:15) 2 км., - 170 м. 00:40 Скальный, осыпной склонЯсно, в районе 19:00 небольшой дождь Разведка спуска 25 мин.
3.2 - (09:30) - шахтный комплекс (11:30)5 км., - 420 м. 02:00 Грунтовая дорога
3.3 - (11:40) - ручей у дороги (12:10) 1,5 км. -140 м. 00:30 Грунтовая дорога Обед 01 час 40 мин.
3.4 - (13:50) - стоянка на южн. окраине с. Каракуз (16:40) 5 км., -280 м. 02:00 Грунтовая дорога, спуск по высохшему руслу 20° Ориентирование, разведка 35 мин.
Всего за день: 13,5 км.,-1010 м. 05:10
26.04, день 5 5.1 - (08:20) - развилка р. Акишнар (09:55) 4,5 км., + 50 м. 01: 20 Грунтовая дорогаЯсно
5.2 - (09:55) - брод р. Акишнар (11:25) 3 км. 01: 15 Грунтовая дорога
5.3 - (12:20) - дорога в дол. реки Экеманелю (15:30) 3, 5 км., + 500 00: 55 Склон 25°-30°, грунтовая дорога В районе 15:00 кратковременный мелкий дождь, ветер. Ориентирование 15 минут, обед 2 часа
5.4 .. (15:30) - стоянка в дол. реки Экеманелю (19:10) 5 км, - 430 м. 02:20 Грунтовая дорога Пасмурно Разведка 25 мин.
Всего за день 16 км., +550 -430 05:50

27.04,
День 6

6.1 .. (07:45) - р. Экеманелю (09:00) 3 км., +130 м., - 150 м. 01.:00 Грунтовая дорогаЯсно
6.2 - (09:00) - начало каньона ?77 бродов? (11:20) 5 км., +150 м. 01:50 Грунтовая дорога - тропа - каменистые склоны каньона Обед 20 минут
6.3 - (11:20) - стоянка в каньоне (17:10) 3 км., + 600 м. 04:50 Каменистые склоны каньона - множественные броды Обед 1 час
Всего за день 11 км., + 880 м. 07:40

28.04, день 7

7.1 .. (06:15) - прав. приток р. Экеманелю (13:00) 7 км., +470 м.,
- 600 м.
06:50 Каменистые склоны каньона - множественные бродыЯсно Обед 20 мин.
7.2 .. (13:00) - переправа (14:30) - стоянка (15:20) 2, 6 км., + 150 м. 02:20 Осыпные склоны, тропа
Всего за день 9,6 км., +630 м., - 600 09:10
29.04, день 8 8.1 - (08:10) - сход с дороги на север (10:00) 5, 5 км., + 260 м. 01:35 Грунтовая дорога, местами снег Ясно
8.2 - (10:00) - стоянка под пер. Лидут Западный (16:40) 5 км., + 650 м. 04:20 Осыпной склон 20°-30°, скальные выходы Переменная облачность Обед 2 часа, разведка 20 мин.
Всего за день 10,5 км., +910 м. 05:55
30.04 день 9 9.1 - (06:00) - пер. Лидут Западный (1Б) (08:10) 2 км., + 640 м. 01:55 Осыпной, снежный клон 25°-30° Пасмурно Техпривал 15 мин.
9.2 - (09:00) - кулуар (11:10) 1,7 км., - 355 м. 02:10 Снежный склон 30°-35° Пасмурно
9.3 - (11:35) - линия леса (12:50) 3,6 км., - 850 м. 02:00 Снежный склон 20° Пасмурно Техпривал 15 мин.
9.4 - (13:00) - дол. Мур (13:50) - стоянка в дол Мур (17:00) 4 км., - 300 м., + 160 м. 02:10 Каменистая тропа, грунтовая дорога Мелкий непродолжительный дождь Обед 2 часа
Всего за день 11,3 км., +800м.,
-1505 м.
08:15
01.05
день 10
10.1 - (06:30) - начало подъёма (06:50) 1,4 км. +100 м. 00:20 Грунтовая дорога, каменистая тропа Пасмурно
10.2 - (07:00) - горизонт. площадка (10:00) 1,5 км., +700 м. 01:30 Каменистый осыпной склон 20° Ясно
10.3 ?(12:00) - стоянка под. пер. Карасай (15:00) 1,5 км., + 540 м. 02:30 Снежный склон 25°, скальные выходы Ясно Тех привал 15 мин
Всего за день 4,4 км.,+ 1340 м. 04:20
02.05
день 11
11.1 - (05:35) - перила на подъем (06:10) - перевал Карасай (07:10) 0,8 км., + 200 м. 01:35 Траверс снежного склона 20°-25°, каменистый склон Пасмурно, мелкий снег
11.2 - (07:30) - долина Караялак (11:20) 7 км., - 1870 м. 03:50 Снежный склон 20°-25°, выходы скал Пасмурно, дождь
Всего за день 7,8 км., +200м., -1870 м. 05:25
ВСЕГО ЗА ПОХОД 131,1 км., +7477 м.,-7010м. 67:45


3.2. Высотный профиль маршрута

Высотный профиль маршрута


3.3. Техническое описание

День 1 (22 апреля)

Выход из с. Кушчюлар в 9:15 на северо-восток по грунтовой дороге с незначительным набором высоты.

Начало маршрута. У села Кушчюлар
Начало маршрута. У села Кушчюлар
Движение по дороге в каньон
Движение по дороге в каньон

Через один переход в 10:00 сделали привал (15 мин.) на правом орограф. берегу каньона Киликилийские ворота.

Начало каньона
Начало каньона


Выходим в далее по дороге на северо-запад, дорога с хорошим грунтовым покрытием. На этом участке пути есть два каптированных источника. Следующий привал организуем в 10:50 у ж\д моста соединяющего два туннеля в правом борту каньона.

Железнодорожный мост в каньоне
Железнодорожный мост в каньоне

"Дорога"

В 12:10 ручья впадающего в р. Позанты становимся на обед, готовим на дровах. Выход в 14:00, продолжаем движение по дороге, через 20 минут движения проходим гидротехническое сооружение, напоминающее дамбу.

В 15:00 останавливаемся на привал, встречаем местных туристов. Один из них из Белоруссии и поэтому хорошо говорит по-русски, ввиду этого привал затягивается на 30 минут. В 16:30 достигаем окраин села Белемедик, 20 минут уходит на доразведку местности и общение с местными жителями.

У дамбы
У дамбы
Общение с местными жителями
Общение с местными жителями
Стоянка у реки Позанты
Стоянка у реки Позанты

Нас интересует мост для перехода р. Позанты. В 17:50 на возвышенности возле западной окраины села становимся на стоянку. Поляна пригодна для установки 3-5 палаток, есть дрова и вода в правом притоке р. Позанты. Погода в течении дня ясная.

День 2 (23 апреля)

На второй день был запланирован переход из долины р. Позанты в долину (ущелье) реки Учурга. При проработке маршрута, исходя из карты генштаба и данных Google Earth, было найдено понижение хребта севернее вершины Кыртепелери.

Подъём группы в 06:00, выход в 07:50 на запад по грунтовой дороге, через 200 м. дорога переходит в асфальтированную . Через 20 минут движения подошли к мосту через р. Позанты, на левом орограф. берегу велось строительство трубопровода. Но этот факт не помешал переправиться на левый берег и начать подъём по грунтовой дороге.

Подъём по грунтовой дороге
Подъём по грунтовой дороге
Подъем по склону
Подъем по склону
Подъем по склону
Подъем по склону

Дорога стала уходить на юго-восток, поэтому без дороги стали подниматься вверх по склону 20°. Через 10 минут остановились на техпривал и разведку дальнейшего пути. Обнаружили грунтовую дорогу в 50-ти м. выше по склону. Поднялись и продолжили движение оп дороге на юго-восток. Через 30 мин. движения дорога закончилась. После привала в 09:30 стали подниматься по склону на северо-восток по склону крутизной 20°-25°

В 10:05 набрав 150 м. остановились на привал на грунтовом склоне. Через два перехода, в 11:40 подошли к началу подъема на хребет, надели каски.

Подъём на хребет
Подъём на хребет
Подъём на хребет
Подъём на хребет

В 12:15 поднялись на скальный гребень, остановились на привал и разведку. По гребню двигались 200 м., ввиду затрудненного дальнейшего прохода решено было спуститься на западную сторону и траверсировать хребет по склону.

Спуск с хребта
Спуск с хребта
Спуск с хребта
Спуск с хребта

В 13:00 спустились с хребта и двинулись траверсом в западном направлении.

Через 20 минут движения остановились на привал у просеки ЛЭП. В 13:45 вышли на просеку и стали подниматься осыпным каменистым склоном крутизной 25°-30° Характер подъема и особенности рельефа дали основания считать, что седловина является категорийным перевалом 1А. Название перевала взято от названия реки, из долины которой начался подъем.

Под перевалом Позанты
Под перевалом Позанты

Траверс хребта
Траверс хребта
Траверс хребта
Траверс хребта

В 15:10 вышли на перевал Позанты.

На правой (по ходу движения) стороне под опорой был сложен тур, вложена записка.

Спустившись ниже, у снежника остановились на обед, готовим на костре, родник не обнаружен, топим снег. В 17:50 выдвинулись на восток по грунтовой дороге, проходили заброшенные летники пастухов. В 18:25 остановились возле летника для поиска родника. Через 25 мин. не найдя родника выдвинулись в направлении р. Учурга. В 20:25 стали на стоянку в ущелье на просторной поляне на левом орогр. берегу реки, готовка на дровах. Погода в течении дня ясная.

На перевале Позанты
На перевале Позанты
Спуск с перевала Позанты
Спуск с перевала Позанты

День 3 (24 апреля)

На третий день подъем был в 06:30, через два часа в 08:30 выход на северо-запад по левому орогр. берегу р. Учурга. Двигаемся по грунтовой дороге, проходим несколько развилок, выдерживаем направление на север, северо-восток.

Через два перехода, в 10: 35 грунтовая дорога вывела на шоссе.
После тех привала у каптированного родника вышли на северо-восток по шоссе, через 15 мин. прошли небольшой турецкий хутор. Опрос местного населения дал основания считать, что название хутора Арзум.

В каньоне р. Учурга
В каньоне р. Учурга
Шоссе в летник Субаттыгы
Шоссе в летник Субаттыгы
Хутор Арзум
Хутор Арзум

Хутор небольшой, но есть магазинчик. Через 30 мин. дальнейшего движения сделали привал на берегу ручья в 11:45. Через переход добрались до летника Субаттыгы, летник представляет собой достаточно большой поселок, но, судя по всему, полностью населяется он только летом. Встретили несколько человек, практически все дома закрыты, магазин не обнаружен. Озеро, что на генштабовке, является сезонным. Летом там футбольное поле. После привала продолжили движение по дороге на запад по дороге. Через 20 мин. в 13:35 достигли окраины и стали на обед на берегу ручья, стекающего с южных склонов г. Куйветташи. Готовим на горелках, воды достаточно.
В 15:40 выдвинулись далее по дороге на запад, северо-запад. Дорога переходит в грунтовку, начинается подъём 10°-15°. На развилке свернули с основной дороги, которая шла на сброс, предположительно в ущ. Учурга. Выбрали правую дорогу, далее двигались с набором высоты вдоль горы Куйветташи. Принято было решение отклониться от первоначального маршрута по ущелью Учурга. Выбран был путь через плато Джильгурлыз, как более интересный. Ввиду того, в этом сезоне линия снега начиналась на высотах 1700 м., предоставлялась возможность ночевку на снегу.

Подъем на плато Джильгурлыз (грунтовка)
Подъем на плато Джильгурлыз (грунтовка)
Подъем на плато Джильгурлыз (снег)
Подъем на плато Джильгурлыз (снег)

Через два перехода, в 17:20 вышли на плато Джильгурлыз.
Через 15 минут движения путь перегородил ручей талой воды, ручей широкий, но небольшая глубина позволила преодолеть в ходовой обуви.
Пройдя еще 150 м. выходим на относительно ровную площадку.
Становимся лагерем в 17:45, готовка на горелках, воду берем в ручье.

Группа на плато Джильгурлыз
Группа на плато Джильгурлыз
У ручья на плато
У ручья на плато
Стоянка на плато Джильгурлыз
Стоянка на плато Джильгурлыз

День 4 (25 апреля)

Подъём в 06:30, выход на север в 08:10 в направлении северной оконечности плато. Движемся по снегу с набором высоты 15°
Через 15 мин. поднимаемся на гребень

Выход с плато Джильгурлыз
Выход с плато Джильгурлыз
Северный гребень плато Джильгурлыз
Северный гребень плато Джильгурлыз

В течении 25 мин. проводили разведку наиболее приемлемого пути спуска. В итоге был определен путь спуска по каменистому осыпному, с участками снега, склону 25° на северо-восток.

Спуск с плато Джильгурлыз
Спуск с плато Джильгурлыз
Группа на спуске с плато Джильгурлыз
Группа на спуске с плато Джильгурлыз
Группа на спуске с плато Джильгурлыз
Группа на спуске с плато Джильгурлыз

Через 25 мин. в 09:15 спустились на дорогу идущую с запада на восток.
После привала выдвинулись по дороге на восток.

Двигались по грунтовой дороге, периодически проходя снежники. Через переход подошли к горным выработкам. Дорога делала петлю через шахтный комплекс, спустились напрямик осыпным склоном 20° В шахтах разрабатываются гидротермальные жильные месторождения, добывается магнетит-гематитовая руда.
Спустились на дорогу ниже шахт, продолжили движение на северо-восток. В 12:10 подошли к ручью, пересекающему дорогу, остановились на привал. Готовим на костре, воды достаточно. В 13:50 Выход по дороге на восток.

Грунтовая дорога у северных склонов плато Джильгурлыз
Грунтовая дорога у северных склонов плато Джильгурлыз
Спуск по осыпному склону
Спуск по осыпному склону
Дорога в Каракуз
Дорога в Каракуз
Над селом Каракуз
Над селом Каракуз

Через 30 минут движения останавливаемся на тех привал и ориентирование. Разветвленные дороги и ограничение обзора, затрудняют поиск оптимального пути в с. Каракуз. Село находится у входа в ущелье Аладжык-Каясы. Возможно, для упрощения движения, следует спускаться без дороги по компасу в направлении села. В 16:40 спустились по высохшему руслу к полянам возле села, организована разведка дальнейшего пути в направлении ущелья Аладжык-Каясы. Село находится на правом орогр. берегу реки Енилжечай. На левом берегу находится горно-обогатительный комбинат, который занимается обработкой магнетит-гематитовой руды. Местность относится к рудному району Хекимхан, имеющему важное промышленное значение. Комплекс работает круглосуточно, регулярность движения тяжелых грузовиков от шахт к комплексу и обратно, позволяет сделать вывод о интенсивной разработке полезных ископаемых в этом районе. В селе есть небольшой магазинчик.
Лагерь стали разворачивать в 18:00, В результате поляны, у южной окраины села, оказались наиболее пригодным местом для ночевки. Готовим на дровах, вода есть в ручье, который является правым притоком р. Енилжечай. Весь день была ясная погода, лишь в районе 19:00 стал накрапывать мелкий непродолжительный дождь.

День 5 (26 апреля)

На пятый день похода подъем был назначен на 06:00, через 2 часа 20 мин. вышли на север по грунтовой дороге, оставляя село Каракуз слева. У села сделали техпривал, забрали заряжающиеся в селе аккумуляторы и подождали отставших участников. В 08:40 перешли через р. Енилжечай по мосту, продолжили движение по грунтовой дороге на север по левому орогр. берегу. Справа остался горный комбинат. В 09:30 сделали привал у дороги, часто проезжают тяжелые грузовики.

В 09:55 достигли развилки, где основная грунтовка сворачивает на северо-запад, мы же повернули направо на северо-восток и продолжили движение вдоль р. Акишнар (левого притока р. Енилжечай)

Грунтовая дорога в ущ. Аладжик-Каясы
Грунтовая дорога в ущ. Аладжик-Каясы
р. Акишнар
р. Акишнар
Переход р. Акишнар
Переход р. Акишнар

Двигались по правому орогр. берегу реки в течении полутора часов, на развилках выбирали северное, северо-восточное направление. В 11:25 дорога стала сворачивать на восток, решено было перейти реку вброд на левый орогр. берег и искать путь на север.

Поскольку более подходящего пути не нашлось, стали подниматься без тропы вверх по осыпному склону 25°. Вышли на дорогу, прошли по ней 200 м. на северо-восток. Дорога стала уходить на юг, поэтому сошли с нее и стали подниматься по высохшему руслу ручья на север. Крутизнасклона достигала местами 30°, склон грунтовый.

В 13:00 остановились на обед на склоне, готовка на дровах, вода есть в ручье. В ходе разведки обнаружилась дорога, в ста метрах выше нашего местоположения, ведущая на север. В 15:10 выдвинулись вверх по склону, достигнув дороги, выбрали северное направление. В 16:10 достигли развилки, дорога сворачивает на.св.вс. остановились на привал.

Подъём от р. Акишнар
Подъём от р. Акишнар
Группа на фоне массива Каранфиль
Группа на фоне массива Каранфиль
Стоянка в дол. р. Экеманелю
Стоянка в дол. р. Экеманелю

В 16:45 спустились на северо-восток по старой тропе, вышли на дорогу и сделали привал. Через переход вдоль ручья дошли до зоны лесовырубки. Перешли ручей вброд и с незначительным набором высоты выдвинулись по грунтовой дороге на северо-восток. В 17:45 привал.
В течении следующего перехода вышли из зоны леса в в долину р. Экеманелю, повернули на север и
В 19:10 стали на ночевку возле ручья, готовка на дровах, вода есть в ручье.

День 6 (27 апреля)

В 06:30 подъем, выход группы в 07:45 по грунтовой дороге на северо-запад. Через 30 минут движения остановились на ориентирование. Перевалив через холм, спустились без тропу по грунтовому склону 20° в направлении реки Экеманелю. К реке вышли в 09:00 по грунтовой дороге, идущей с запада. В 09:15 сделали привал у каптированного источника. Далее двигались по грунтовой дороге, по правому орогр. берегу р. Экеманелю, и в 10:00 достигли летники Экеманелю-Калеси.

У летника Экеманелю-Калеси
У летника Экеманелю-Калеси
У начала каньона ?77 бродов?
У начала каньона ?77 бродов?

Вышли далее вверх по течению по прав. Орогр. берегу, мостики для перехода на левы берег есть под утесом с развалинами крепости на вершине. Через 200 м. проходим теснину на левом берегу, проходим по одному без рюкзаков. В 11:00 останавливаемся на обед. Ничего не варим, перекус, и через 20 мин. продолжаем движение. Через 15 мин. движение каньон раздваивается, выбираем левое ответвление.

Это и есть, собственно, каньон ?77 бродов?. Первые 500 метров пути не представляли особой трудности.
Бродов много, но они мелкие, не доходя до колена.

Начало каньона 77 ?бродов?
Начало каньона 77 ?бродов?
В каньоне
В каньоне

Далее борта стали сходиться, глубина и сила течения стали увеличиваться. Проходим загромождения из камней и бревен.
Стали встречаться пороги, прохождение которых требовало взаимопомощи участников.
В некоторых местах глубина доходила до пояса. Участники невысокого роста проходили этот участок без рюкзаков.
Некоторые пороги удавалось обходить по бортам.

Проход порогов
Проход порогов
Проход порогов
Проход порогов
Проход порогов
Проход порогов

Двигались практически без привалов. В этой части каньон глубокий и солнечных мест было немного.
В 13:00 остановились на небольшом пятачке на обед, чай готовили на костре. Продолжили движение через час далее вверх по каньону.
В 15:45 достигли снежника преграждающего путь.

Для перехода надели ботинки и кошки.
За снежником находится достаточно обширная поляна, первое пригодное место для стоянки. Места достаточно для 5-6 палаток, однако близость вертикальной стены, наталкивает на размышление о безопасности. Чтобы обезопасить себя от возможных камнепадов, палатки стараемся разместить как можно ближе к воде. Лагерь начали устанавливать в 17:10, готовка на костре.

У снежника
У снежника
Проход снежника
Проход снежника
Стоянка в каньоне
Стоянка в каньоне

День 7 (28 апреля)

На седьмой день предстояло пройти каньон и начать набор высоты под перевал Лидут. Подъём был в 04:30, выход в 06:15. Через переход доходим до снежника преграждающего путь, надеваем ботинки и кошки.

Проход снежника
Проход снежника
Проход снежника
Проход снежника
Проход снежника
Проход снежника
Обход снежника
Обход снежника

Далее двигались, многократно переходя с берега на берег. Встречались снежники, но путь они нам уже не преграждали.
Шли без привалов, к 09:00 каньон начинает расступаться, нашли на левом орограф. берегу полянку для привала.
В 12:00 останавливаемся на просторной полянке для сухого обеда на 20 мин., ничего не варим.
Продолжаем движение в основном по воде, встречаются глубокие места

В каньоне
В каньоне
В каньоне
В каньоне
Проход прижима
Проход прижима
Переправа
Переправа

В 12:50 подходим к прижиму, преодоление которого требует провешивание веревки.
В 13:30 подошли к месту впадения правого притока, продолжаем движение вдоль основного русла.
В 14:30 вышли из каньона. Для переправы на правый берег, учитывая глубину и силу течения, понадобилась перильная страховка.
Поднявшись, прошли поле и повернули направо по дороге и добрались до поляны, где в 15:20 стали на стоянку. Готовка на дровах, вода есть в каптированном источнике, также можно набирать воду из реки.

День 8 (29 апреля)

На восьмой день предстоял подход под перевал Лидут Западный. Подъём в 06:30, выход в
08:10 по грунтовой дороге на север с набором высоты.

На фоне г. Лидут
На фоне г. Лидут
Ущелье Чильолугу
Ущелье Чильолугу
Подъём под перевал
Подъём под перевал

Дорога, петляя, ведет в ущ. Чильолугу, проходим многочисленные снежники.
Через два перехода сходим с дороги , ввиду того, ее уклонения на запад. Начинаем подъём по склону на север.
Через один переход в 11:50, останавливаемся на обед на осыпном склоне, высота 2230 м. Готовим на горелках, топим снег. Выдвигаемся через два часа на север с набором высоты по склону.
Через переход подходим к каменистому осыпному склону, крутизной 25°-30°. В 16:40 поднимаемся на относительно пологую площадку, где и разбиваем лагерь. Координаты площадки N37.71115 E35.10587, место на 3-4 палатки, рядом большой снежник. Готовим на горелках, топим снег.

Подъём под перевал
Подъём под перевал
На фоне г. Лидут
На фоне г. Лидут
Стоянка под перевалом Лидут Западный
Стоянка под перевалом Лидут Западный

День 9 (30 апреля)

На девятый день подъём в 04:00, выход в 06:00 на перевал. Поднимаемся по осыпному склону,

Начало подъёма
Начало подъёма
Подъём на пер. Лидут Западный
Подъём на пер. Лидут Западный
Подъём на пер. Лидут Западный
Подъём на пер. Лидут Западный

В 07: 00 дошли до снежной линии, надели ботинки и кошки.
Далее двигались траверсом снежного склона крутизной 25°-30° до выхода на перевальный взлет

Выход на снег
Выход на снег
Под перевалом
Под перевалом
Под перевалом
Под перевалом

В 08:10 поднялись на перевал, сняли записку т\к ?Вестра?

На перевале
На перевале
Начало спуска в дол. Мур
Начало спуска в дол. Мур
Спуск в дол. Мур
Спуск в дол. Мур
В кулуаре
В кулуаре
Спуск в долину
Спуск в долину

В 09:00 начали спуск в долину Мур. Для спуска выбрали северо-восточный склон вершины Кучук-
Аладжа. Спуск прямо с седловины не является безопасным, в виду крутизны и отсутствия возможности постановки надежных станций.
Траверсировали каменисто-осыпной склон 30°, дойдя до снежника, надели кошки. Пройдя снежник, сняли кошки и продолжили траверс со сбросом высоты.

Спустились в кулуар в безопасной нижней части, крутизна склона достигала 35°, часть пути на спуске идем в три такта, лицом к склону.
В 11: 35 сделали техпривал на выполаживании, надеваем снегоступы.

В течении часа спускались по снежному склону до спуска ниже линии снега. Далее путь лежал через часть ущелья, поросшего хвойным лесом. Сделали привал в зеленой зоне, в 13:00 выдвинулись по каменистой тропе до спуска в долину.

В долину спустились в 13:50, вода есть на оборудованных полянках, готовили на горелках.
В 16:40 выдвинулись по грунтовой дороге на восток. В 17:00 стали на стоянку на поляне
Готовили на дровах, вода в ручье из-под тающего снега. Воду на завтрак набрали с вечера, и не напрасно - утром воды в ручье не было.

Долина Мур
Долина Мур
Стоянка в дол. Мур
Стоянка в дол. Мур

День 10 (01 мая)

На десятый день похода предстояло подойти максимально близко под перевал Карасай. Общий подъём в 04:30, выход в 06:30. Выдвинулись по долине Мур на восток, грунтовая дорога через 200 м. перешла в тропу. Через 20 мин. движения подошли к границе зеленой зоны, налево (по ходу движения) уходит тропа по каменистому осыпному склону.

Начало подъёма
Начало подъёма
Путь подъёма
Путь подъёма
Обед под пер. Карасай
Обед под пер. Карасай

После привала начинаем подъём, придерживаясь левой стороны, по осыпному склону крутизной 20°.
Через три перехода, в 10:00 достигаем пологой площадки, пригодной для постановки 3-4 палаток. Устраиваем обед, готовим на горелке, топим снег из близлежащего снежника.

Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Подъём по снежному кулуару
Стоянка под перевалом Карасай
Стоянка под перевалом Карасай

Через два часа начинаем подъём по 25° -ти градусному снежному взлету (правому по ходу движения)

Поднимаемся формируя ступени, придерживаемся левого борта, по центру наблюдаются небольшие карнизы.

Подъём продолжался без привала в течении полутора часов, тропили по очереди.
Выйдя из кулуара сделали привал. В 13:50 выход в направлении перевального цирка на северо-восток.

В 15:00 устанавливаем лагерь на практически горизонтальной площадке, готовка на горелках, топим снег.

День 11 (02 мая)

На прохождение перевала Карасай вышли в 05:35. Поднимались траверсируя южный склон хребта Саргардон-Кумбель. Набирали высоту по снежному склону 20°-25°, снег плотный идем в кошках.

На перевале
На перевале
Первая веревка вниз
Первая веревка вниз
Вторая веревка (станция)
Вторая веревка (станция)
Вторая веревка (спуск)
Вторая веревка (спуск)

Через 250 м. снег начал проваливаться, движение затруднилось. Учитывая характер склона и то, что прямой путь на седловину перевала не является безопасным (отсутствие надежных мест под станции), было принято решение подниматься не перевал, не доходя 100 м. до седловины. Станция была установлена на скальном выступе, понадобилось 60 м. перил.

Траверс хребта Саргардон-Кумбель
Траверс хребта Саргардон-Кумбель
Траверс хребта Саргардон-Кумбель
Траверс хребта Саргардон-Кумбель
Провешивание перил
Провешивание перил
Подъём на перевал
Подъём на перевал
Каменные ворота
Каменные ворота

При подъеме по перилам присутствовала опасность сброса камней на нижестоящих участников.

Поднялись на перевал в 07:10, сняли записку т\к ?Вестра?. Погода портилась - начался мелкий снег. Сразу был организован спуск вниз по перилам от седловины перевала. Станция организована на скальном выступе

Пройдя одну веревку, вышли на небольшую полку. Станцию остался снимать замыкающий участник, который спустился с ледорубом. Доразведали дальнейший путь на предмет безопасного спуска с ледорубом. Высокая степень обледенения камней не позволяла спускаться без перил, поэтому связав две основных веревки (50 м.) установили станцию на скальном выступе. Спуск осуществляли по сдвоенным перилам с последующим сдергом, спусковая петля осталась на станции.

Спустившись по перилам, вышли на снежный склон 25°. По склону с ледорубом спустились в 09:50
до выполаживания, где сняли системы.
Через 300 м. движения просматривается тропа ведущая по осыпному склону в долину Караялак.

Дальнейший путь по долине Караялак проходит по снежному склону с выходами скал. Снег проваливается, идем, формируя ступени.
В 11:20 достигаем некрутого каменистого склона, снег заканчивается.
Через переход выходим на полянки в долине Караялак. Останавливаемся на обед, поход закончен.

Спуск по долине Караялак
Спуск по долине Караялак
В долине Караялак
В долине Караялак
Техпривал
Техпривал
В долине Караялак
В долине Караялак


3.4. Технические препятствия


Вид и название препятствияКатегория сложностиХарактеристика препятствияПуть прохождения (для локальных препятствий)

пер. Позанты

Высота 1455 м. Подъём грунтовая дорога ?осыпной склон 25°. Спуск - грунтовая дорога.

Из дол. р. Позанты в дол. р. Учурга

пер. Лидут Западный

Высота 3306 м. Подъём каменистый осыпной, снежный склоны 25°-30°. Спуск снежный склон 30°-35°

Из ущ. Чильолугу в дол. Мур

пер. Карасай

Высота 3480 м. Подъем каменистый осыпной, снежный склоны 25°-35°

Из дол. Мур в дол. Караялак




4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Прохождение маршрута позволило ознакомиться с интересными и живописными местами южного предгорья массива Аладаглар - каньоны ?Киликилийские ворота? и ?77 бродов?, плато Джильгурлыз. Разнообразный рельеф маршрута, позволил получить полезные навыки движения по осыпным, скальным и снежным склонам, освоен брод через горную реку. Также совершено первопрохождение перевала Позанты (1А) Полученные умения, несомненно, пригодятся при дальнейших занятиях спортивным туризмом.

Рекомендации

  • при планировании прохождения перевала Позанты (1А) есть смысл проверить наличие пути подъёма, западнее пройденного нами;

  • прохождение каньона ?77 бродов? может затрудняться глубинами свыше 1 м.;

  • при проходе перевалов Лидут Западный (1Б) и Карасай (1Б) рационально будет устраивать ночевки как можно ближе к седловинам перевалов. Удобные для ночевок места указаны в паспортах перевалов.

5. Приложения


5.1. Перечень личного снаряжения

  1. Рюкзак
  2. КЛМН
  3. Система (верх+низ)
  4. Карабин (3 шт.), спусковое устройство
  5. Каска
  6. Кошки
  7. Ледоруб
  8. Палки
  9. Лавинная лента
  10. Полар
  11. Термобелье
  12. Фонарик
  13. Рукавицы, шапка, гетры
  14. Ветровка (анорак)
  15. Куртка (ходовая)
  16. Ботинки ходовые
  17. Штаны ходовые
  18. Очки
  19. Сандалии (кроссовки)


5.2. Перечень общественного и специального общественного снаряжения


Наименование Вес, кг Количество, шт. примечание
Горелка (компл) 1.6 2
Бензин 8
Котлы 1.8 2 На 9л и 5л
Черпак 0.2
Стеклоткань 0.4 1
Веревка осн. 8.4 3
Жумар 0.5 2
Лопата лавинная 1 2
Снежный якорь 0.5 2
Палатка 9.7 3
GPS navigator 0.6 2
Ремкомплект 1.5 1
Пила 0.2 1
Аптечка 2 1
Расходный реп 8мм 0.35 1
Акумуляторы для GPS 0.4 15
Петли станционные 0.3 2

Оценка пригодности инвентаря, рекомендации по снаряжению и инвентарю

В поход было взято 2 жидкотопливные горелки MSR XGK EX, горелки зарекомендовали себя хорошо, полной чистки в походных условиях не требовалось, достаточно было ?встряхивания? для очистки форсунок.

Для организации страховки на снегу было взято 2 снежных якоря фирмы ?Крок?, необходимости в их использовании не возникло, ввиду отсутствия подходящего рельефа.

На спуске с перевала Лидут Западный учитывая глубину и состояние снега часть пути проделали в снегоступах.


5.3. Состав ремонтного набора


наименованиеколичество
Нитки толстые капрон 1
Нитки тонкие капрон 1
Иглы 6 шт
Иглы большие 2 шт
Шило 1
Мультитул 1
Наперсток 1
Проволока 5 м
Изолента 1
Скотч армированный 1
Клей "глобус" 1
Клей цианакрилат 4 шт
Надфиль 1
Наждачка 1
Винты М4 с гайками и шайбами 6 шт
Зажигалки 2 шт
Ножовочное полотно половинка 1
Репшнур 3 мм 20м
Шнурки 2 комплекта
Стропа 5 м
Шурупы 16-25мм 20+20 шт
Пряжка 4 шт
Пряжка для пояса рюкзака 1
Запасная трубка для снегоступов 2 шт
Трубка для палатки дюраль 1
Трубка текстолит 2 шт
Запасные замки для молний 6 шт
Ремнабор для горелок(запасные форсунки, прокладки, ключ, инструмент для прочистки форсунки) 1 комплект


Общий вес ремнабора 1 кг.


5.4. Состав общественной аптечки

ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК   ТРАВМАТИЧЕСКИЙ ШОК
ПРЕДНИЗОЛОН В АМП. 6 амп. ПРИ ТРАВМ ШОКЕ
ДЕКСАЛГИН В АМП 1 уп ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ
     
ШПРИЦЫ 2 И 5 МЛ по 10 шт  
     
     
КОРДИАМИН В АМП 5 амп. ДЛЯ СЕРДЦА ПРИ ШОКЕ
АДРЕНАЛИН В АМП. 3 амп ДЛЯ ДАВЛЕНИЯ ПРИ ШОКАХ
БРОНХИТЫ ЦИСТИТЫ ПРОСТУДЫ   БРОНХИТЫ ЦИСТИТЫ ПРОСТУДЫ
НОРФЛОКСАЦИН ТАБ 1 уп ЦИСТИТ ПИЕЛОНЕФРИТ
АМОКСИКЛАВ 1000 МГ ТАБ 1 уп БРОНХИТЫ И ВОСПАЛЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ
СУМАМЕД 500 МГ 1 уп БРОНХИТЫ И ВОСПАЛЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ
АМБРОКСОЛ 1 уп ОТХАРКИВАЮЩЕЕ
НАЗОЛ 1 фл. ОТ НАСМОРКА
     
     
ДИКЛОБЕРЛ В ТАБ. 1 УП. ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ ЖАРОПОНИЖАЮЩЕЕ ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНОЕ
термометр 1 ШТ. ЦИФРОВОЙ
     
ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА   ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА
ЛЕВОМИЦЕТИН В ТАБ 1 УП. ПРИ ПОНОСЕ АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЕ
лоперамид 1 УП. ПРИ ПОНОСЕ СИМТОМАТИЧЕСКОЕ
МЕТОКЛОПРОМИД ( церукал) 1 уп ПРОТИВ РВОТЫ
регидрон 2 пакета при резком обезвоживании
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ 4 уп при отравлении
НО-ШПА ( баралгетас ) 1 уп при спазмах
     
сенадексин 1 УП слабительное
фестал 4 уп при плохом пищеварении
ВОСПАЛЕНИЕ ГЛАЗ УШЕЙ   ВОСПАЛЕНИЕ ГЛАЗ УШЕЙ
     
     
СОФРАДЕКС 1уп ПРИ ВОСПАЛЕНИИ ГЛАЗ И УШЕЙ
горная болезнь   горная болезнь
НИТРОГЛИЦЕРИН 1 ПРИ СТЕНОКАРДИИ ИЛИ РЕЗКОМ ПОДЪЕМЕ АД
ВАЛИДОЛ В КАПСУЛАХ 1 УП. СЕРДЕЧНОЕ
ФУРОСЕМИД В ТАБ. 1 уп. МОЧЕГОННОЕ
ФУРОСЕМИД В АМП. 1 уп. ПРИ ОТЕКЕ ЛЕГКИХ
финоптин в каплях 1 фл. ПРИ ОТЕКЕ ЛЕГКИХ
имован 1 уп. при бессонице
дексаметазон 30 амп  
РАНЫ  
ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА 1 фл.  
ЙОДДИЦЕРИН 1 фл.  
ВАТА 1 уп.  
УШНЫЕ ПАЛОЧКИ 10 шт.  


5.5. Перечень и вес продуктов

Для повышения пищевой ценности раскладки включен был белковый порошок (протеин). Использование данного продукта позволило усилить калорийность штурмового завтрака без существенного увеличения веса. Расход составил 25 гр\чел. на один прием пищи.

Продукт Всего, грамм
Гречка 2 700
Гречка хлопья 1 080
Рис 4 860
Вермешель 1 980
Кукурузная крупа 1 260
Гороховые хлопья 180
Мюсли 630
Мясо в сале 3 150
Сухое мясо 5 400
Колбаса с/к 900
Сало 1 080
Сыр 2 700
Пюре 450
Сухари черные 2 340
Хлебцы 1 260
Масло топл. 400
Молоко сухое 540
Вафли 1 440
Шоколад 1 400
Печенье 3 360
Халва 540
Сладкие сухари 180
Чай 600
Сухофрукты 650
Сахар 2 700
Карманка 7 560
Соль, специи 500
Протеин 600
Лук, чеснок свежие 2 000
Картошка суш 2 700
Тыква сушеная 165
Морковка суш. 648
Лук суш. 495
Буряк суш. 108
Капуста суш. 108
Томат суш. 108
Перец суш. 108
Кетчуп 620
Вассаби 300
Бальзам (40°) на травах 200
ВСЕГО: 58 000
На человека в день: 537

Возможность пополнения продуктов есть в селах Каракуз и Арзум.
Однако, следует учесть, что ассортимент в этих магазинах ограничен.
Теоретически там же можно купить и бензин.

5.6. Общий вес продуктов и снаряжения на группу и в среднем на человека, распределение веса по участникам.

Общий вес продуктов на группу составил 58 кг, на участника 6.5 кг.
Общий вес группового снаряжения составил 40 кг, на участника 4.4 кг.
Вес личного снаряжение составил 12 кг. На участника.
Распределение веса - мужская нагрузка составила 24 кг. на старте, женская 19 кг. на старте.

5.7. Смета затрат на поход

Суммы указываются в пересчете на одного человека.



Авиабилеты1440 грн.
Провиант470 грн.
Аптечка50 грн.
Страховка245 грн
Виза200 грн.
Бензин21 грн.
Трансфер по Турции676 грн.
Итого3104 грн.




5.8. Паспорта перевалов


5.9. Картографический материал

Маршрут похода на карте Аладаглара



5.10. Список источников

5.10.1. Отчеты

  1. Отчет о горном походе 2-ой к.с. под рук. А. Лебедева
  2. Отчёт о горном туристском походе 1 категории сложности в районе хр. Аладаглар
  3. Отчёт о горном туристском походе 2 категории сложности по хр.Аладаглар
  4. Схема-хребтовка Аладаглара
  5. Рассказ о горном походе 3 категории сложности по хр.Аладаглар

5.10.2. Книги

Э. Линчевский - Психологический климат туристской группы

5.10.3. Сайты

Підписатися на Коментарі для "Отчет о горном походе второй категории сложности по Аладаглару"