Безопасность в велопоходах. Несчастные случаи и как их избежать

В идеальном случае, безопасность велопохода начинается за несколько месяцев до его проведения. Надо узнать о районе предполагаемого маршрута как можно больше из интернета, газет, радио. Интересоваться нужно политической обстановкой, климатом, природными явлениями, опасными растениями и животными.

Пренебрегать этой информацией не следует, даже если поход короткий или даже если это ПВД. В этом случае полезными будут отчеты из других поездок в этот регион или личная беседа с руководителем таких поездок.

Травматизм. Всевозможные очевидные и неочевидные причины. Последствия

падения с велосипеда

Велосипеду свойственно падать, так как процесс езды на велосипеде, как и процесс ходьбы - по сути постоянная балансировка. Когда теряется контроль над балансом - райдер падает. Если бы велосипед двигался медленно, то для равновесия достаточно было бы выставить ногу, но увы скорость движения не позволит остаться на месте. Падают все, рано или поздно, насколько опытными бы они ни были. Все, что в наших силах - устранить факторы риска и минимизировать вероятность оказаться на земле в неудобной позе.

На вероятность потерять равновесие влияет:
- усталость (от длительной поездки, голода, обезвоживания, постоянное напряжение от холода, повышенное внимание к равновесию на скользкой дороге);
- плохая видимость (туман, темнота);
- рассеянность внимания (из-за музыки, постоянной трескотни с соседями по группе, разговоров по мобильному телефону);
- неуверенное покрытие (щебень, бревна, скользкая трава);
- скрытое препятствие (канава или ручей, бревно, лежащее продольно траектории, натянутая проволока, попавшая в спицы ветка).

Склон, спуски, щебень, тяжелый грунт, пашня, бревна. Перечислять можно много чего. Что-то может быть не замечено и результат - падение.

Высокой степенью травматизма отличается хождение по пересеченной местности (камням, мокрой траве, пересечение рек) в контактной обуви. Очень жесткая подошва, металлические шипы, всегда есть риск поскользнуться или вставить ногу между бревен. По возможности стоит избегать хождения пешком. Если ваш стиль поездки отличается такими пешими прогулками, стоит подобрать удобную контактную обувь, с хорошим мягким протектором.

Можно получить увечье от собственных вещей. Например, большой охотничий нож у сумке. Нож должен быть складным или острие должно быть по форме "козье копыто". Такие ножи не травматичны. Большие колющие предметы (ножи, колышки, шампуры) стоит располагать горизонтально на дне рюкзака или приматывать на раму велосипеда, если они не помещаются в рюкзаке.

Про шлем сказано уже многое. Те, кому безразлична своя судьба, вполне могут о нем не думать. Однако любая травма головы всегда имеет последствия, которые могут проявиться спустя какое-то времени. На маршруте, участник продолживший свое движение после падения, может внезапно потерять сознание прямо на дороге, что подвергает риску как самого участника, так и всю группу.

Конечно мы живем не в советском союзе, где халатность инструктора была уголовно наказуема. Сейчас свободные отношения участник-руководитель и отсутствие расписки ни к чему не обязывает. Однако кроме моральной ответственности, при инциденте, если такой повлек серьезные последствия, люди могут находиться под стражей, человек становится на учет как подозреваемый. Это штамп на всю жизнь, поэтому относиться к таким вещам нужно боле серьезно.

Навигация. Ошибки навигации и последствия для здоровья

При прохождении маршрута, индикативным является показатель абсолютной средней скорости (расстояние минус возвраты, деленное на время). Навигация по карте, в зависимости от характера маршрута, может снижать темп процентов на 30.

Если ошибок очень много (ошибки штурмана или очень плохая карта) рекомендуется упростить маршрут, выйдя на дороги с твердым покрытием. Морально истощенная постоянными блужданиями группа может вести себя непредсказуемо.

Замедление на маршруте чреваты тем, что приходится доезжать ночью, срезать через лес, с наступлением темноты излишне контактировать с местным населением, выбирать место ночевки в незапланированных и непродуманных местах. Уставшие участники могут чаще падать, паниковать, вести себя неадекватно вплоть до разделения на сильных и всех остальных.

Как правило, когда начинаются трудности, возникает конфликт на тему "а почему ты не сказал что туда нельзя ехать". Поэтому в группе желательно назначить штурмана Роль обязывает следить за общим темпом группы, учитывать качество покрытия и общее направление движения. Штурман принимает решения независимо от социальных факторов, оперирует только цифрами. Штурман в группе должен быть только один, так как разделение роли приводит к разночтению оперативных данных маршрута, и при этом снижается уровень ответственности за принимаемые решения.

Независимо от наличия хороших топографических карт, в группе неплохо иметь GPS (и\или запасной GPS) с загруженным треком. Это нужно в случае разделения группы при эвакуации, или при разведке путей прохождения. Как минимум GPS окажется полезным на случай поломки, для определения точных координат, запасной же - при порчи основного прибора.

Нитка планируемого маршрута или трек обязательно должен остаться в безопасном месте дома. Так, чтобы родные или связной смогли его легко найти среди файлов. Копия трека может понадобиться как при эвакуации в небольшом отдалении от дома (до 200-300 км), так и при потере контакта с группой или сольном туризме. Как правило, кто-то из родственников может приехать на машине в нужную точку по телефонному звонку или выслать помощь.

Но чего совсем не стоит делать - отдавать архив маршрута с точками стоянки незнакомым людям. Если место стоянки недалеко от областного центра, ночью в ваш бивуачный лагерь могут наведаться незваные гости.

Дикая природа и несчастные случаи

Дикие животные, насекомые, растения. Опасная местность

Дикие звери

Дикие звери

Вероятность пострадать от диких животных крайне мала.

Хищникам очень сложно выжить на равнинных территориях. Если все же вы собрались в дикие места (Урал, Карелия, дикие Карпаты) постарайтесь не останавливаться в глухом лесу в значительном отдалении от цивилизации. На ходу, у велосипедиста есть преимущество мобильности. Дикие кабаны, к примеру, не станут преследовать странные штуки на двух колесах (которому некуда деться от выводка с поросятами). Стоянка наоборот может привлекать запахами еды, особенно в голодное время (зима, ранняя весна). Крупные хищники боятся подходить близко к деревням и дорогам.

Остановившись на ночлег лучше развести костер так, чтобы после него осталось достаточно тлеющей золы. Это отпугивает зверей.

Собаки не боятся человека и они наоборот обитают недалеко от цивилизации, поэтому вам могут ночью порыться в вещах в поисках еды. Чтобы распугать свору достаточно нескольких громких звуков. Но лучше не провоцировать их и прятать еду в палатки, а рюкзаки в тамбуры.

Перемещаясь пешком по лесу, где есть опасность встретить диких кабанов, нужно громко общаться. Если это сольная поездка, довольно эффективным средством является свисток. Он издает пронзительный звук и случайно на зверюшек вы уже не натолкнетесь.

Опасная флора и фауна

В наших широтах сложно встретить что-то ядовитее мухомора. В Карпатах попадаются гадюки, в степных зонах мне известен только один опасный паук - каракурт. Но пока велосипедист на ходу, ему практически ничего не грозит.

Велосипедисты в основном катают в удобной одежде и только пешими могут быть атакованы какой-то живностью: при прохождении подлеска, валежника, высокой травы, в болоте.

Ядовитых растений больше. Понятно, что в пищу не стоит употреблять незнакомые растения (ягоды, грибы), лучше воздержаться в пользу сникерса или печенья. Если хочется скушать вкусняшку, обойдитесь тем, что наверняка безвредно. Грибы, к примеру, могут сильно отличаться в разных широтах и то, что на первый взгляд съедобно может оказаться очень вредным для жизни. Можно конечно обзавестись таблетками атропина, но... Грибы как минимум являются очень тяжелой пищей для желудка.

борщевник

Среди опасных растений отдельно стоит упомянуть борщевник

Сок борщевика содержит особые вещества - фурокумарины, которые накапливаются на ворсинках и листьях растения. При попадании на кожу они делают ее чувствительной к солнцу. При соприкосновении с открытыми участками кожи возникает самый настоящий и иногда очень серьезный ожог, фотодерматит.

Причем поражение может проявиться не сразу, а через день-два. Сильные ожоги бывают очень болезненными и долго не заживают. Известны случаи, когда люди становились инвалидами из-за неосторожного обращения с этим растением.

На солнечном свету кумарин превращается в димер, который, по-видимому, и вызывает дерматиты. Обожженные участки кожи следует обильно промыть водой, желательно с добавлением небольшого количества соды. В таком растворе кумарин, его производные и эфирные масла растворяются лучше, чем в чистой воде, и соответственно лучше удаляются. Пораженные места после этого можно смазать любым смягчающим средством от ожогов.

Ни в коем случае нельзя пользоваться народными методами уринотерапии! Несмотря на распространенное мнение о пользе при ожоге, моча может вызвать гораздо более тяжелые последствия. При лечении необходимо обработать обожженные места жидкостью Фукорцин - 2 раза в день (3 дня); кремами Элоком, Адвантан или гелем Фенистил 2 раза в день (3-5 дней). А вовнутрь лучше пропить курс Тавегила по 1 таб. на ночь (5 дней). На месте красных ожоговых пятен возникнут пигментированные пятна, которые могут держаться длительное время.

Болота и валежники

Рано или поздно велосипедист окажется в ситуации, когда дальше можно двигаться только пешком. Это может быть болото, лесоповал, валежник, крутой склон, высокая трава или пашня. Постарайтесь в такие ситуации не попадать, или предпочитать возврат на дорогу блужданиям по опасным участкам. В болоте вы можете попасть в трясину, и, если это сольный турист, еще и с багажом - ему никто не поможет. В болоте или среди валежника также есть змеи, а на вас нет соответствующей одежды. Быстрая эвакуация в случае укуса змеи невозможна. На склоне вы можете перемещаться только с завышенным центром тяжести (так как велосипед на плече) и поэтому гораздо легче упасть, поскользнувшись на щебенке, траве или мокром камне.

Сложный рельеф и покрытие. Где грань между походом и прогулкой

Прогулка перестает быть прогулкой для каждого участника по отдельности в тот момент когда сформировалась группа. Любая проблема - проблема всех без исключения. Задержки в движении, просчеты в ориентировании и, как следствие, пешки с велосипедом в руках. В группе все делится на всех. Общими становятся и проблемы со здоровьем, травмы различной степени тяжести, сход с дистанции. Отдельным остается только удовольствия от поездке, где каждый его получает по-своему, эгоистично, и только для себя.

Как только у новичка начинает что-то хорошо получаться, появляется ощущение эйфории, удовольствия от собственного "мастерства". Техничная езда, подвластная скорость, адреналин. Прыгающие веточки, камешки, свист в ушах на спусках, пролеты канав, трамплинчики... Как правило, страсть утихает после того, как человек улетает в кювет или переворачивается на корнях через руль. В лучшем случае такая бравада заканчивается синяками. Поэтому неопытному участнику, который все же попал в группу, следует немного повысить порог страха и быть более осторожным, чтобы не испортить поездку всем (если конечно ему не безразлично моральное состояние остальных участников, и руководителя в частности).

Потенциальных бесконтрольных участников в группе быть не должно ни при каких обстоятельствах. Если участник хоть раз проявлял неадекватное поведение, стоит предупреждать последующих организаторов новых поездок, ибо такие люди могут подвергнуть опасности как себя, на и товарища рядом.

Человеческий фактор травматизма. Отношения в группе. Руководитель - участник. Демократия и несчастные случаи

Люди любят и хотят считать себя взрослыми и самостоятельными, порой критично воспринимают ситуацию, когда ими опекается кто-то другой. "Я смогу, я выдержу, я справлюсь, я смелый, я сильный". Однако иногда самооценка теряет связь с реальностью и случается неприятность, которая может полностью изменить отношения в группе и отношение к поездке в целом у каждого участника. Отношения могут изменится и не только внутри группы.

Слабый участник

Практически всегда, в коллективе похода одного дня, появляется слабый участник, и, будучи человеком скромным, он может попросить организатора не ждать его или оставить где-то посреди дороги, чтобы добираться самостоятельно.

Но человек не всегда может понимать, что в случае серьезных проблем, ему никто не сможет помочь. Уставший человек может упасть или сбиться с пути. Он может быть сбит проезжающим авто или ограблен возле магазина в населенном пункте.

Оставшись один на один со своими проблемами, участник может совершать глупости, к примеру, на спусках пытаться догнать группу. Или для скоростного доезда, ухватится за мимо проезжающий автобус или грузовик, двигаться в ветровом мешке, тем самым подвергая себя большой опасности.

Своевременное питание

Слабые участники не всегда появляются от нехватки физподготовки. Велосипед иногда ошибочно считают легким способом похудеть и халатно относятся к питанию на маршруте. К тому же длительная физическая нагрузка притупляет чувство голода в желудке, проявляясь постепенным увеличением слабости.

Если вы видите, что кто-то отстает, наилучшим решением может быть заставить его нормально поесть углеводов и пустить вторым в группе, придерживаясь его темпа. Минут через 30 он войдет в норму и как минимум группа привыкнет к темпу, не ускоряясь.

Привалы

Когда группа устала, участники не особо стесняются в высказывании пожеланий. Кто-то стремится закончить маршрут, а кому-то уже хочется в теплую кафешку покушать или просто поспать прямо здесь и сейчас. В такой ситуации приходится искать компромисс между основной задачей и пожеланиями.

Незапланированный отдых как правило затягивается и практически всегда наверстывать отложенные километры приходится уже затемно.

Необходимость субординации

Во всех ситуациях организаторы пытаются быть демократичными, но со стороны участников не стоит забывать, что за проколы отвечает только один человек, независимо от состава группы - организатор. Иногда, если организатор опытный, он может рекомендовать что-то делать как-то по-особенному. Изменить темп, остановиться, изменить маршрут, стать замыкающим, уйти в разведку. Уставший участник может воспринимать все слишком остро, вплоть до оскорбления, хотя намерения в преимущественном большинстве случаев благие. Следует помнить о субординации и спустить пар или спрятать свои амбиции до конца поездки. Оценку событиям вы сделаете позже, после поездки, перечитывая отчет или обсуждая за ужином поездку целиком. Выводы сделают все. Возможно, вы были неправы или чего-то не знали в тот момент.

Ночная навигация. Особенности движения. Травматизм в ночное время суток

Тактика движения группы через населенный пункт ночью. Ночная докатка

Ночная ездаИногда за ошибки в навигации, задержки на маршруте, приходится расплачиваться ночными поездками, так как поездка не всегда может быть радиальной и требует выполнения определенных сроков (есть дистанция, есть билеты, надо успевать). Иногда запланированное место ночевки не подходит по ряду факторов и его приходится менять. Иногда лагерь оказывается потревоженным ночью чужаками и в этом случае также лучше оставить место ночевки.

По карте ночью вести группу крайне сложно, если это не дороги общего пользования. Скорость падает в разы, поэтому рекомендуется останавливаться на ночлег как только стемнеет. В сумерках значительно упрощает задачу наличие подготовленного трека и GPS с подсветкой, скорость при этом практически не падает, а места стоянки очень легко угадываются по подсвеченной карте.

Ночью в разы повышается риск падения, причиной которого может быть накопленная усталость, плохое ночное зрение, слабый свет. Если это лес, то падение может быть из-за бревна, канавы, промоины или песчаного участка. На плохо лежащее бревно можно также упасть ребром или рукой, и тогда перелом пальца, предплечья или ребра обеспечен. Специфика сосновых веток в том, что они торчат от ствола как ежи, и, упав на такое бревно можно даже проткнуть живот, легкое, или, если совсем не повезет, выколоть глаз.

Еще можно на ходу получить веткой в глаз. Практически все ездят в темных очках, а ночью их снимают, даже если есть сменные прозрачные линзы. Этого ни в коем случае нельзя делать, так как ветки находятся выше светового пучка фары и могут не быть замеченными. На скорости ветка может сильно повредить глаз, а последовавшая за этим боль и рефлекторное закрывание обоих глаз почти наверняка закончится падением.

Чтобы снизить риски, сохранив темп, нужно всегда быть готовым к ночной езде. Речь идет о свете фары, которого никогда не бывает мало. Хороший комплект должен давать качественную боковую засветку, так как концентрация на узком пучке и световом пятне от фары воздействует гипнотически. Хорошим должен быть и дальний свет, так чтобы дорога видна была метров на 50-80 впереди. Если в группе есть участники с плохими фарами, они ставятся между участниками с хорошим светом.

При движении через населенный пункт ночью, группа должна двигаться как можно компактнее. Пьяные компании, которые встречаются по пути, как правило, первых обычно пропускают, потом начинают "фантазировать" и через несколько минут у них созревает план, как "пошутить" с велосипедистом. Начинают перегораживать дорогу, топать ногами вслед, кидаться бутылками. Фактор неожиданности - лучшее решение.

Когда проезжаете населенный пункт, притушите все передние фонари, кроме самых мощных, а задний маяк должен быть включен только у замыкающего и где-то внутри группы. Это позволит ввести в некое замешательство местную публику вашей массовостью. При любых репликах в вашу сторону ни в коем случае не огрызайтесь - полное молчание. Если вы кого-то оскорбите неосторожным словом - вас захотят догнать на авто, и возможно даже собьют в порыве гнева.

Ночное разделение

При смене времени дня на ночное не все участники одновременно переключаются на ночной режим. У кого-то с наступлением вечерней прохлады темп ободрился, а кто-то наоборот очень хочет спать. В таком темпе кто-то хочет ехать быстрее и таки укатывает далеко впереди группы. В такой ситуации есть некоторая вероятность быть сбитым автотранспортом, так как ночью траффик минимальный, а местные не всегда едут трезвые. Такое столкновение может закончится весьма печально - сбитого велосипедиста могут оставить на месте столкновения, или вообще, скрыть улики и труп в ближайшей лесопосадке.

Одиночка и села

Когда группа идет по дороге, оторвавшийся участник может ночью не заметить поворота и продолжать движение. Бессонная ночь (или как минимум несколько часов) группе и отбившемуся участнику обеспечены. А одиночка, проезжающий ночью через села, может стать добычей не спящей местной молодежи. По крайней мере одиночный велосипедист в селе ночью возле баров вызывает бурю эмоций разного характера.

Но все-таки если вам пришлось продолжать движение с наступлением темноты, лучше выехать на хорошую дорогу и двигаться максимально быстро до ближайшей точки ночлега.

Местное население

Разнообразные причины конфликтов, их возможные последствия для здоровья, кошелька или жизни. Неудобные вопросы и как их избегать
Время, когда с людьми еще можно общаться
Особенности менталитета сельских жителей. Как не привлекать внимание. С кем не стоит "дружить"

Местные жители

Как правило, местное население настроено дружелюбно, если люди на данный момент ничем не заняты (обеденный перерыв, дневной зной или просто отдых).

Помните, что в сельской местности выходных не бывает, как и отпусков, люди работают каждый день. Не забудьте спросить, есть ли у человека несколько минут, чтобы вам помочь. Можете начать разговор фразой "Бог в помощь".

Агрессивность могут проявлять в основном пьяной компанией.

Сельские люди стремятся выглядеть в глазах односельчан сильнее, храбрее, общительнее. И соответственно, если вы публично нахамите это вдвойне ударит по самолюбию, особенно если в компании присутствует женщина. Самым активным в компании может оказаться "доминантный самец", средства восстановления справедливости которого могут превышать пределы разумного. Вообще постарайтесь не общаться с компаниями, в которых есть женщины, так как мужчины в таких компаниях чаще всего ведут себя не совсем адекватно.

Если человек хочет с вами пообщаться - днем это делать безопасно. Со спиртным уже сложнее, в голову лезут всякие глупости, за которые односельчане могли бы осудить, например кража. Спиртное также снимает моральные барьеры, человек становится более активным и менее предсказуемым, на него сложнее воздействовать словом. Открытую агрессию человек может проявлять в основном в присутствии друзей, если он сам - предпочтет удалиться.

В транспорте конфликты чаще всего возникают на почве "грязного велосипеда" или места, который он занимает. По возможности удовлетворите требования человека, не огрызайтесь. Не ввязывайтесь в конфликт, спросите прямо что ему нужно. В большинстве случаев претензии обоснованы, но если имеет место необоснованная агрессия, сведите конфликт на общение с кем-то из обслуживающего персонала (кондуктор, проводник). Люди этих профессий очень хорошо подготовлены в психологическом плане и такой человек может служить посредником если что-то идет не так. Конфликт такого рода чреват тем, что на конечной станции вы можете встретиться с друзьями обиженного.

С местными представителями администраций посёлков, лесниками, охраной общаться должен только руководитель-инструктор. Если к вам подходит человек из перечисленных категорий и начинает что-то говорить, расспрашивать, или даже требовать, то недальновидный участник начинает рассказывать: какой дорогой, за 800 баксов, у него велосипед, что он приехал из Москвы и что группа будет останавливаться на ночлег вон за тем леском, у озера.

В таком случае ночных непрошенных гостей - вам не избежать. Опытный же участник всегда скажет следующее: "Я сам не знаю, что здесь делаю...", "Сами мы не местные...", "Мы едем к морю...", "Сейчас едем до поезда и домой...", "Вон, наш руководитель, он всё знает...". Помните, что возле магазина или кафе можно говорить только о том, что уже произошло (пройденный участок маршрута, воспоминания) или о нейтральном, ибо ваши планы о предполагаемом "ночлеге за селом" могут быть услышаны случайно, и данная информация не всегда будет обработана в вашу пользу.

С бомжами, цыганами и прочей публикой лучше общаться осмотрительно, не идти на прямой конфликт. Вы на их территории и никто не знает с кем они работают. К тому же эти люди живут одним днем и сознательно ищут себе приключения.

Если человек интересуется чем-то из техники или маршрутом - всегда отсылаем любопытного к организатору. Рассказать можно только о том, что было, но без деталей.

Если вы проезжаете через населенный пункт, очень нежелательно бить уличных собак. Это может быть друг семьи, какой-то "шарик" или "тузик", который просто выполняет свою работу, охраняет двор. В вечернее время причиненная животному боль может спровоцировать конфликт. Если вы выходите на прямую встречу с псом, просто спешьтесь на какое-то время, и отойдите на безопасное расстояние.

Нередко, следуя по треку, приходится выходить из полей через чей-то огород или двор. Обязательно проходите там, где видно хозяев, спросив при этом разрешение. Иначе это будет потенциально конфликтная ситуация.

Охраняемые объекты и вооруженная охрана. Люди в погонах

Поведение группы в случае конфликта или погони. Что делать на запретной территории

Иногда группа может оказаться на территории охраняемого объекта. Это не обязательно военная база или склад. Охранять могут свалки, сельхозтехнику, маковые поля. Неприятность заключается в том, что местные не всегда могут понять как вы сюда попали и расценивают ваше нахождение как преднамеренное с целью кражи. Если к вам идет (или даже бежит) человек в камуфляже, не пытайтесь убегать.

Когда вас обнаруживают на территории - недоумевают, как вы прошли мимо охраны. Большие территории обычно охраняются только со стороны жилых районов, дорог. Со стороны леса или поля охрана, как правило, отсутствует. Штурман или организатор должны точно знать из какого поселка направлялась группа, чтобы доступным языком объяснить, что охранник "не проморгал" вас, а вы просто пришли с другой стороны и не знали, что объект охраняется.

При личной беседе вы как минимум вызываете трепетное отношение, особенно если охранник узнает, какие расстояния вы покрываете за раз. Общаться с вашей стороны должны не более двух человек, остальные находятся недалеко и так, чтобы всех было видно. Если охрану послало на проверку начальство, не пытайтесь вести себя вызывающе. Ваша задача настроить в свою пользу людей, которые перед вами и они сами разрешат конфликт в телефонном режиме с начальством.

Вероятнее всего вас попросят показать содержимое рюкзаков. Войдите в положение и продемонстрируйте дружелюбие, открыв рюкзак.

Охрана защищает объект от охотников за металлами или, к примеру, маком, если это маковое поле, и вся ответственность лежит на них. Если килограмм меди стоит около 40 гривен (что уже является довольно крупной суммой в селе), то какая-то медная деталь от крана или автомобиля может стоит тысячу. Ущерб от простоя дорогостоящей техники может исчисляться сотнями тысяч в день. И за ущерб накажут именно тех людей, которые стоят перед вами. Они делают свою работу.

Если вы не хотите спровоцировать силовой захват группы (а по звонку может приехать гораздо больше людей, в том числе вооруженная охрана), ведите себя естественно, спокойно и неконфликтно.

Если вы находитесь на территории заброшенного предприятия и видите довольно много металла - будьте уверены, что он охраняется или как минимум за это все кто-то отвечает. Потому что, в обратном случае, все бы уже было продано. Попытайтесь как можно скорее уйти с территории, не нарушая порядка и без шума.

Охотничьи угодья, как не стать мишенью

В лесу, если вы слышите выстрелы, видите полноприводную технику и людей с оружием, постарайтесь двигаться только по основным дорогам.

На тропе вы можете встретится или с агрессивным подранком, или случайно угодить под пулю (вероятность мала, но есть). В некоторых областях было замечено, что местные охотники целятся не только в дичь, создавая себе мишень из движущихся объектов (голуби, куры, собаки). Вы можете быть одной из них, а случайно спущенный курок приведет к беде. Помните, что охота в современном понимании - это не поиск пищи, а в основном, развлечение.

Средства личной безопасности

Грань дозволенного

Желание взять в поездку любое маломощное травматическое оружие, не всегда рационально, ибо такое оружие совсем не способно остановить человека. Пневматика может нанести увечье только если попадете в глаз, флобер чуть помощнее, но ощущение боли придет только спустя какое-то время и только разъярит нападающего. Более мощное оружие, калибра 9 мм и более способно с близкого расстояния нанести фатальные повреждения (например, пробить легкое или череп). Но тем самым раненого человека вы введете в состояние аффекта, и месть будет жестокой.

Если вы достаете в конфликте что-то похожее на оружие, ожидайте ответных действий. В селах практически в каждом втором-третьем доме есть охотничье ружье, и в порыве гнева кто-то может им воспользоваться. По крайней мере, намеренно за ним "сбегать".

Вообще остановить нападающего можно только если ударите его по голове, или свяжете. Или нанесете фатальное повреждение и он истечет очень быстро кровью. Во всех остальных случаях не пытайтесь даже провоцировать нападающего.

Конфликты, если до них дошло, в исключительном большинстве случаев можно разрешить словами. Практически всегда можно избежать конфликта следя за своими словами или действиями. Помните, что вы находитесь на чужой территории, и прав у вас на ней не больше, чем у незваного гостя.

Эффективность газового оружия при правильном использовании очень высока, но оно может быть использовано только при прямом контакте. Сразу же после использования ваша задача уйти с места конфликта, но будьте уверены, что вас будут искать уже для мести.

Эффективность газовых баллонов можно рассматривать с точки зрения скорости срабатывания, времени действия и типа воздействия:
- CS (Ko CS, Терен 4 М) вызывает очень сильный блефароспазм с минимальной задержкой, несколько секунд. На собак CS не действует.
- OS (Ko Fog, Ko Jet). Задержка составляет до 10 секунд в зависимости от плотности облака. Время действия - около 10 минут.
- CR (Кобра 1 Н, Кобра 1 С, Кобра 1) в баллонах, разрешенных для гражданских обладает очень низкой эффективностью (задержка около 20 секунд). Причем с повышением дозировки уменьшается время действия блефароспазма - ирритант вымывается слезами. Дозировка, которая доступна работникам милиции, закрывает глаза за 8-10 секунд. Время действия 2-3 минуты.
- МПК (Терен 1, Терен 4) является неэффективным средством.

Помните - никогда не используйте газовые баллончики как психологическое оружие. Не успеете вы до конца договорить свою грозную речь, как этот баллончик уже будет использован против вас. Главный принцип - это внезапность. Для этого нужно с небольшого расстояния на вытянутой руке брызнуть содержимым баллончика в лицо противника, если противник нападает - отходите и направляйте его в облако. Производители рекомендуют минимально безопасное расстояние в 1 м, вот только именно до этого расстояния аэрозольные модели обычно имеют самую высокую плотность ирританта. Даже если немного раздражающего вещества попадет на вас, вы останетесь вполне дееспособным и сможете продолжить самооборону. Конечно, распылять можно и с 1-2 метров, но во-первых, снизится эффективность применения, а во-вторых, если ваш противник умудрится закрыть глаза и отбежать в сторону, то у вас может возникнуть серьезная брешь в обороне.

Струйные модели можно применять немного дальше и даже на расстоянии в 2-3 метра они практически не теряют свою эффективность. Конечно, дистанцию поражения можно увеличить до максимально возможных 5 метров, но попасть в этом случае будет довольно сложно. Что касается времени распыления, то оно должно составлять несколько секунд. Хотя лучше действовать по обстоятельствам, так как из 3 секунд распыления 2 могут просто прийтись на орошение окружающего пространства.

После попадания раздражающего вещества на лицо противника эффект воздействия может наступить только через несколько секунд, поэтому если вы уверены, что не попадете в свое же облако ирританта, можете заполнить это время несколькими ударами. Хотя лучший вариант - это отступление в любом выгодном для вас направлении.

В случае с собаками эффективны только струйные модели.

Аэрозолями в собаку попасть вы не сможете, так как собака испугается звука и отскочит еще до того, как ее накроет облако. Хотя повторно нападать без команды уже не будет.

Бивак

Основные правила безопасной постановки на ночлег. Постановка бивака ночью. "Типичные ошибки новичков (с)"

ВелоБивакПри использовании велозамка, лучше брать кодовый, так как ключ от обычного замка может быть утерян. Если используете замок с ключом, имейте про запас еще один в надежном месте в кармашке рюкзака.

Если группа небольшая, велосипеды лучше ставить не вертикально, а уложить на траву и накрывать чехлом. Подвязать велосипед замком можно к дереву и в лежачем положении. В таком случае, если кто-то заметит палатку, издали, большого интереса она не вызовет. Но если же рядом с палаткой будут велосипеды - у незнакомца может появиться желание узнать "какие на велосипеде тормоза". Хотя местные обычно не любят тревожить туристов, но это в основном порядочные люди, от которых вреда и так нет.

Однако любителей поживиться очень обрадует ваш новый велосипед с дисковыми тормозами, за 800 баксов.

Заходя к месту стоянки обращайте внимание на свежие следы авто или телеги. Если дорога езженая, с рассветом на ней может быть довольно людно.

Природные опасности

Опасными могут оказаться скотопрогонная тропа, близость большого муравейника, нависшие сухие стволы деревьев, возможность камнепада, подъём уровня воды, поляна с густой травой в районе заражённом энцефалитным клещом и прочее подобное.

Не рекомендуется останавливаться на берегу реки ниже селений по течению, на речных отмелях, низких берегах рек, возле водоемов со стоячей водой, в руслах пересохших рек, на дне каньонов и узких ущелий, в устьях балок и оврагов, у подножия крутых склонов, под нависающими скалами, в лавиноопасных местах, на перевалах, вершинах склонов и холмов, в заповедниках, на старых зимниках и дорогах, под линиями электропередачи. Если бивак предполагается разбить в стороне от дороги, то нужно предусмотреть выезд на дорогу утром в случае ухудшения погоды, так как вечерние 500 метров по грунту могут превратиться в хорошее испытание для нервов утром на мокрой налипающей глине.

Антропогенные опасности

Такими опасностями являются места скопления отдыхающих автомобилистов и прочей веселящейся публики. Не ставить лагерь сразу за населённым пунктом. Также не пытайтесь отъехать подальше, от веселой компании.

При постановке лагеря в таких условиях, покоя вам не дадут.

Наиболее беспокойные места это Крым, точнее Южный берег Крыма. В Карпатах и Центральной Азии очень гостеприимное население - там можно ставить палатки буквально во дворе дома, конечно спросив разрешения у ближайших жителей. И, как правило, чем дальше от крупных населённых пунктов и туристических "мекк", в глухих лесах, полонинах, горах, пустынях, тем приветливее и доброжелательнее люди. В Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Туркмении усталых велотуристов пригласят в юрту и как минимум напоят зелёным чаем с печеньем и конфетами.

Останавливаться на ночлег надо за час-полтора до захода солнца - чтобы успеть осмотреть место на которое будут устанавливаться палатки, убедиться в отсутствии острых коряг, банок, битого стекла, а также осмотреть близлежащие окрестности.

Места для ночлегов ориентировочно намечают по карте при подготовке к походу. Если конкретное место для ночлега не намечено, в походе его начинают присматривать за 20-30 минут до предполагаемого конца движения.

Удачно выбранное место для стоянки улучшает настроение, психологический климат в группе, дает возможность решить конфликты, накопившиеся за день. Организатор имеет возможность видеть группу и понять, что у кого болит, спланировать следующий день с учетом новых потенциальных проблем у участника. Уютное место где-нибудь на берегу лесного озера или на краю поляны с пестрым разноцветьем под раскидистыми соснами располагает к тому, чтобы после ужина подольше посидеть у костра всем вместе.

На бивуаке, источник питьевой воды (родник или колодец в деревне), должен быть не далее чем в 1-1,5 км. В начале лета, когда больше всего комаров, место для бивака должно продуваться.

Ставить палатки в густой траве или дубовой роще нежелательно из-за клещей. Поставленные палатки нужно держать закрытыми, а рюкзаки держать только в тамбуре (на них могут оказаться сбитые с веток в лесу клещи). Одежду перед занесением внутрь палатки лучше хорошо вытряхнуть.

Место стоянки выбирается из расчета возможности вместить все палатки. Желательно с морем или водоёмом (питьевую воду обычно набирают в последнем, перед ночёвкой населённом пункте, колодце, роднике в две двух (полтора)-литровые пэт-бутылки на каждого участника).

Место ночёвки, по крайней мере, не должно быть видно с дороги. Если ночёвка в посадке, такие ночёвки характерны для южных и центральных областей Украины - отъезжают от дороги как можно дальше, до 1 км.

Если это густой подлесок, то достаточно отойти метров 150-200. Хорошей практикой "забуриться" может быть петляние по просекам. Просека позволит легко отъехать на значительное расстояние от дороги и найти другую просеку. Как правило квартальные просеки мало посещают местные жители если это не сезон грибов.

В горной местности на месте ночёвки не должно быть "свежеупавших" камней (такой камень определяется по отсутствию мха и прочей растительности на нем).

Не ставьте палатки в пойме реки, особенно горной, в которой возможны не предсказуемые подъёмы уровня воды - где-то в горах пройдут сильные дожди, а вы увидите, как бы ничем не спровоцированный подъём воды. В юго-восточной части Крыма - в сухих, на первый взгляд, руслах и промоинах в случае неожиданной грозы может сойти вода или селевой поток. Остановившись возле широкой реки нужно воткнуть палочки на кромке воды, так вы легко заметите подъем воды.

Если поход проводится в горах, то место выбирают в верховьях горных рек, под перевалами, а если в степи и пустыне - у колодцев или населенных пунктов. Отправляясь в поход по пустыне, нужно заранее точно выяснить, есть ли в колодцах вода, пресная она или соленая.

Вторым важным условием при планирования ночевок является наличие дров для костра. В лесных и таежных районах проблем с топливом не бывает, а в поход по безлесным или малозалесенным районам лучше всего брать примусы, чтобы не возникало трудностей с выбором места для ночлега. Имея примус, не нужно искать дрова и при вынужденной остановке. Если район густонаселенный, то очень желательно иметь примус, так как очень сложно найти комфортное и одновременно безопасное место. А в непосредственной близости от населенного пункта костер привлекает внимание.

При постановке лагеря по темноте, легче всего раздобыть воду. Это могут быть колодцы в селах или ручьи, но чтобы избежать пищевого отравления, набирать воду следует только в тех местах, где пьют люди. Признак того, что колодец используется - мокрое ведро, потертый ворот, ведро с дыркой (чтобы не украли).

С едой же вечером сложнее. Поэтому постарайтесь сделать запас далеко засветло, часа за полтора до захода солнца. Учтите, что процесс закупки довольно продолжительный, затягивается минут на 20 в зависимости от размера группы. Ваша суета возле магазина на закате привлечет внимание подвыпившей молодежи. Затем последуют глупые вопросы или попытки выделиться среди односельчан. Если же вы не успели запастись провиантом - посчитайте общее количество пищи на всех и решите стоит ли рисковать. Скушав печенье вместо колбасы, человек не умрет от голода. А вот затеять потасовку от криво брошенного слова - запросто.

На месте стоянки можно набрать шиповника или мяты и сделать вкусный чай. Вкусный ужин можно заменить перекусом со вкусным чаем и вкусным завтраком в каком-то кафе утром. В кафе вечером останавливаться очень нежелательно - именно туда сбегается вся молодежь, желающая выпить и получить приключения.

Ночная стоянка и заход на стоянку

При подходе к месту стоянке важно соблюдать меры конспирации. Во-первых при любых обстоятельствах держитесь кучно. Вы можете выставить опытного участника замыкающим на расстоянии метров 200 от группы, чтобы он проследил нет ли за вами "хвоста". Метров за 500 выключите все задние маяки, в группе остается только одна-две слабые фары, которые светят под колеса. Уход в посадку должен быть внезапным, отойдя метров 50 от дороги остановитесь и прислушайтесь. Чтобы вас не обнаружили с дороги, можно присесть с велосипедом.

Не забывайте, что на вас очень много катафотов.

Если за вами следовал автомобиль, его будет хорошо слышно, а намерения водителя будут понятны по неестественной скорости и (или) выключенным фарам. Спустя несколько минут можете продолжать движение не включая света, если луна не позволяет ехать - пройдитесь пешком соблюдая полную тишину.

Лучше сделать несколько поворотов по просекам. Если грунтовая дорога оставляет следы - поднимите велосипеды при повороте, не оставляйте четкого велосипедного следа на месте смены направления. Безопасная постановка на ночлег поможет вам намного лучше восстановиться и сохранить позитивный настрой в группе.

Неприкосновенный запас: деньги, вода, еда. Когда он может понадобиться

Коммерческие грузо- и пассажироперевозки оплачиваются на уровне 5-10 грн/км. Т.е. если в случае эвакуации вы будите ловить машину, то 500 грн на 100 км эвакуации будет минимально достаточной суммой. Гостиница обходится порядка 60 грн за ночь. Не забывайте про новые ЖД билеты домой, в случае если вы опоздаете на свой поезд. Если поездка автономная, все это следует учесть, и подсчитать сумму, которая потребуется для переезда из самой дальней точки следования, с ночевками в гостиницах региона среднего класса, и ежедневной покупкой еды.

Запас воды и провианта

При любой поездке, у велосипедиста всегда должен быть неприкосновенный запас (НЗ) еды и питья. Это как минимум 300гр любой пищи, богатой углеводами (печенье, зефир) и 0,5 л воды.

300 грамм углеводов позволят комфортно проехать минимум полтора часа без углеводного голодания. Это от 30-50 км на веле и 4-7 пешком, чего вполне достаточно, чтобы добраться до ближайшего районного центра или выйти из леса в село.0.5 л воды - приблизительно такой расход на полтора-два часа поездки. Идеальный вариант - пачка "Печенья к чаю", завернутой в полиэтилен, и 0.5л бутылка негазированной минералки на дне рюкзака.

Приблизительно такой формулой рекомендуется пользоваться, рассчитав максимальное расстояние между населенными пунктами деленное на время прохождения этого расстояния пешком (3-4 кмч).

С наступлением темноты добыть еду сложнее, и крайне нежелательно останавливаться в местных придорожных кафе. Вас наверняка спросят откуда вы и куда, в некоторых ситуациях захотят померяться силами с "Настоящим Спортсменом в Колготах" (С). Поэтому до места стоянки вы также можете пользоваться НЗ. Также можно восстановить силы сном и утром довольно плотно позавтракать.

Как не наступать на грабли повторно

Что такое отчет. Когда он пишется и кому он нужен

Отчет после поездки важен в первую очередь вам. Очень важно понимать причины ваших действий в непредвиденных обстоятельствах и не допускать ошибок повторно. Кроме того, ваше видение ситуации может в корне изменяться со временем и возрастом, и без возможности вспомнить все детали ваш опыт поведения в типовых обстоятельствах будет не осмысленным, а рефлекторным.

Вы не сможете адаптировано воспринимать ситуацию уже с новым, большим опытом и новыми знаниями, а будете только помнить факт, как реагировали в той или иной ситуации.

Кроме того, ваш опыт сможет послужить кому-то отправной точкой в анализе собственных действий, а также служить ценным источником информации при подготовке к походу. Абсолютно неважно как вы пишете отчет. Если страдаете косноязычием - не выкладывайте отчеты в публичные ресурсы. Заведите какой-то ограниченный группой пользователей ЖЖ и ведите там свои дневники.

Поверьте, они рано или поздно окажутся бесценными.

Автор: Баландин Павел (Tibor).
Редактор: Симончук Наталия.

Источники фотоматериалов, использованных в статье:
http://www.alkatrion.com
http://www.nationalgeographic.com/
http://dic.academic.ru
http://blog.gg8.se
http://www.zn.ua/
http://www.activeclub.com.ua

Підписатися на Коментарі для "Безопасность в велопоходах. Несчастные случаи и как их избежать"