"Рисунки на песке" - летний велопоход Феодосия-Керчь

Нитка маршрута: Феодосия - Приморское - Южное - урочище Журавлиная степь - Заросший пруд - оз. Узунларское - оз. Кояшское - мыс Опук - Яковенково - мыс Такиль - Керчь - Бондаренково - мыс Тархан - Курортное - оз. Чокрак - Генеральские пляжи - Керчь

Километраж 295 км. Длительность 9 дней (6 ходовых дней). Участники: Саша и Юля. Август 2010

За последние несколько лет Крымский полуостров стал для нас уже почти родным местом, таким узнаваемым и привычным, что смотря на карту крымского побережья я могу представить себе почти любую его точку как будто на фотографии. Узнаешь почти каждый штришок на карте: вот здесь пляжи из крупной гальки, здесь ракушняк, здесь песок, а вот по этой дороге идет затяжной подъем, а тут лихой спуск, здесь проезд закрыт? всплывают в памяти разные подробности из наших поездок: где ночевали, где спускались к морю, где долго тащились вверх, где что-то потеряли или нашли. Благодаря велосипеду мы объехали Крым по периметру процентов на 90. И в этом году, естественно, нас тоже потянуло к морю, вот и решили закрыть небольшое белое пятно на карте, участок Феодосия-Керчь, основной достопримечательностью которого является заповедный мыс Опук, по совместительству самая высокая гора в этом районе - 183 м.! :-)

?Солнце на песке?
?Солнце на песке?

День 1

Феодосия - Приморское - Южное 43 км.

Маршрут изначально предполагался довольно расслабленный: с небольшими километражами и большим количеством дневок или полудневок, поэтому спешить было некуда. Поезд Киев-Феодосия прибыл на вокзал около 8 утра, но в Крыму уже в это время температура воздуха начинает приближаться к отметке 30 градусов, так что мешкать не стали и побыстрей покрутили педали по нашему маршруту. Купаться в море на общественных городских пляжах как-то не хотелось: люди с нагруженными велосипедами для отдыхающих - слишком любопытное зрелище, а развлекать своим видом феодосийских пляжников нам совершенно не хотелось. Поэтому без лишних остановок катили вдоль моря по трассе.

Потом дорога стала уходить в сторону, а нам так хотелось ехать по морскому побережью, что мы решили все-таки свернуть к воде, хотя и слышали что дальше проезд закрыт из-за наличия на территории военных баз. Нам даже удалось каким-то образом проскочить мимо заграждений из колючей проволоки и мы оказались на территории похожей на заброшенный советский колхоз: посреди поля стояли какие-то полуразрушенные сараи, а неподалеку даже паслись коровы. Но буквально через пару километров мы уперлись в КПП, где военные немало удивились нашему появлению. Доложили про нас начальству, спросили документы и в итоге завернули нас назад, рассказав как объехать часть через поле.

Полевые дороги - это отдельная песня. В поле дорога никогда не бывает одна, это скорее похоже на паутину - грунтовки вечно петляют, разветвляются и соединяются снова, нередко можно упереться в тупик в виде какого-нибудь болота или случайно свернуть на съезд, ведущий к морю. В итоге, остается только держатся нужного направления и выбирать соответствующие ему ветки дороги. Зато есть большой плюс: никаких машин, поэтому ехать довольно приятно. Сразу хочу рассказать об одной особенности нашего маршрута: дело в том, что на маршруте Феодосия - Керчь, в том варианте, в котором мы его проезжали, крайне мало населенных пунктов, и практически нет источников пресной воды. Поэтому мы заранее запаслись водовозной тарой на целых 14 литров! И как оказалось, совершенно не зря: на некоторых участках хватало впритык, ведь при езде под палящим крымским солнцем влага выходит из организма просто в огромнейших количествах!

В первый день основной запас воды заполнили в Приморском, потому как поселок Южное не внушал доверия своими размерами. Да, Южное и вправду оказалось небольшим селением, единственный ?магазин?, куда нас направили, даже не имел как такового помещения. К нам просто вышла девушка и отвечала: ?то есть, того нет?. Минеральной воды не оказалось, но девушка любезно набрала нам 2 полуторалитровых бутылки воды из местной скважины, правда как и вся местная вода, она была немного солоновата, но вполне терпима. На Арабатской стрелке, по крайней мере, нам набирали воду куда более гадостную.

Вот собственно и все события первого дня. К 12 часам, когда солнце просто испепеляет своим жаром все вокруг, мы уже были на местном пляже, где расположились под своим тентом, вдалеке от нескольких отдыхающих там компаний, а ближе к ночи просто заехали в ближайший овражек, где и поставили палаточную сетку. За весь поход палатку не накрывали тентом ни разу, потому как ни малейшего намека на дождь не наблюдалось, а жара не очень-то спадала даже ночью. Спальниками укрывались чисто символически, и то только в короткий период ночной прохлады: где-то с часу ночи до четырех утра.

День 2

Южное - ур. Журавлиная степь - Заросший пруд - оз. Узунларское 57 км.

Как вы думаете, какой походный день запоминается больше всего? Самый приятный? А вот и нет. Конечно же, самый трудный.

Следуя запланированному графику передвижения подъем у нас был в 4 утра. Было еще совсем темно, ужасно кусались комары (А кто-то из знакомых недавно утверждал, что в Крыму нет комаров, мол они все на солнце сгорают. Как бы не так, ребята), но в воздухе была блаженная прохлада, и это было достаточным мотивом для того чтобы быстрее собираться в путь и не ехать потом по изнуряющей жаре. Первые 35 км. пути оказались просто великолепны: узкая асфальтовая дорога была хоть и дырявая до невозможности, но зато в полном нашем распоряжении, - ни одной машины за все время езды, так что лавировать между ямами не составляло никакого труда. Дорога запомнилась чудесным рассветом, когда огромный красный шар стремительно поднимается из-за горизонта (удивительно, но солнце поднимается очень быстро, это движение хорошо заметно даже невооруженным глазом) и постепенно сменяет свои оттенки на оранжевый и желтый, становясь при этом все ярче и теплее.

?Рассвет в дороге?
?Рассвет в дороге?

Здесь же началась наша животноведческая часть похода :-) Сначала нам преградило дорогу стадо овец, но когда мы подъехали к ним вплотную они тут же позову вожака сбежались в кучу и уступили нам дорогу.

?Овечье стадо?
?Овечье стадо?

Потом вдалеке нам удалось засечь двух резво скачущих по дороге зайцев, но при нашем приближении они быстро шурснули в заросли травы. Дальше нам повстречался смешной шипящий ежик (живой ежик на асфальтной дороге - это весьма примечательно, чаще нам приходится видеть впечатанные в асфальт колесами автомобилей ежачьи силуэты).

?Я и друг мой Їжачок?
?Я и друг мой Їжачок?

Ну и напоследок за нами гнались непонятно откуда взявшиеся собаки. Собаки часто лают и некоторое время бегут за велосипедом, норовя толи укусить толи попасть под колеса, но только в границах своей территории, то есть как правило быстро отстают и оставляют тебя в покое. А эти завидели нас издалека в совершенно пустынном месте и с лаем кинулись к нам через поле, что ничего доброго не сулило, поэтому мы вжали по педалям, но оторвались от преследования только через несколько километров. После этого Саша мне рассказал страшилку про то, что в Крымских степях могут водиться степные волки или волки скрещенные с собаками, но мне кажется волки при нападении не стали бы лаять? Такая странная история.

Но главное приключение было еще впереди. Асфальт тянулся по безлюдной степи и в конечном итоге упирался в ворота военного полигона, куда, само собой, проезд для нас был закрыт. По карте в объезд полигона должна была идти грунтовая дорога, но на практике найти ее оказалось проблемой. В поле через каждый километр ответвлялись некие грунтовые дорожки в нужном нам направлении, так что казалось какую выбирать особого значения не имеет. Мы выбрали ту, что была поближе к границе полигона, чтобы иметь в поле зрения ограждающие столбики, так на всякий случай. Грунтовая, с позволения сказать, ?дорога? мне с самого начала не понравилась. Уж больно она была заросшая, и не просто травой, а высохшими колючками высотой по пояс. Когда едешь через такие дебри приятного мало, но я сжав зубы и натянув на ноги гольфы поехала вслед за Сашей, так как альтернативных путей особо не представлялось. В общем, выбранная нами ?грунтовая дорога? оказалась на поверку какой-то древней тракторной колеей, мало пригодной для езды на велосипеде. Мало того, что колючки нещадно царапали ноги, так еще и наматывались на звезды, и застревали в спицах велосипеда. Хорошо хоть то, что шипы были длинные и тонкие, и не пробивали покрышки наших колес, а то пришлось бы совсем худо. Но и без этого проблем было достаточно. В какой-то момент колея просто исчезла и пришлось идти уже напролом через заросли. А судя по карте такого пути нам предстояло проделать еще как минимум километров 10. Солнце поднималось все выше и выше, а мы все медленно шли и шли по этому царапучему полю. К 10 часам вода в бутылках нагрелась и жажду почти не утоляла, все время хотелось пить. Да и осталось воды всего литра 3, что в такую жару на двоих - считай ничего. Ну и чтоб жизнь уж совсем медом не казалась, жутко захотелось есть, так как спеша побыстрей выехать до восхода солнца мы с самого утра не съели ни крохи. Из подручной еды были только орехи, изюм и сладости, но они совершенно не лезли в рот из-за постоянной жажды.

Этот участок пути я окрестила не иначе как ?Рай для мазохиста?. Все время смотрела на вело компьютер и засекала: ?десять метров, еще десять метров? от дороги прошли 5 км., значит осталось еще примерно столько же? шаг, еще шаг?еще десять метров? каждый метр приближает меня к концу этого кошмара??

Вскоре пришла надежда в виде более-менее нормальной грунтовой дороги, но буквально через 200 метров она просто-напросто оборвалась. Пришлось опять ломится через колючки. И только через три часа всех этих мучений мы выбрались к нормальной дороге. Катить по ней было настоящим счастьем, ведь при езде хотя бы ветер обдувает тело и становится гораздо легче переносить жару. Дорога нас вывела к очередной военной базе. Двое ее обитателей встретили нас довольно насторожено, проверили паспорта, но потом разговорились и даже пошли вместе с нами освежиться в море. Объявили нам, что люди, путешествующие на велосипедах - психи, и лучше, мол, заработать денег и ездить на машине, отдыхать в санаториях ну и т.д. Мы спорить не стали. Зато набрали у них еще 5 литров драгоценной пресной воды и поехали дальше.

Но так как солнышко уже изрядно припекало, далеко ехать мы не стали, да и по маршруту нам дальше некуда было спешить. Остановились на косе между Черным морем и озером Узунларским.

?Стоянка у моря?
?Стоянка у моря?

Это поистине райское место стало нам наградой за утренние мучения. Узкая полоска берега, усыпанная мелкой-мелкой галькой, доведенной почти до состояния песка, идеально гладко выровненная морским прибоем, тянется на несколько километров, и вокруг ни души. Весь берег только наш. Весь оставшийся день мы купались, ныряли, загорали на солнце и фотографировали рисунки на песке.

?Райские пляжи у Черного моря?
?Райские пляжи у Черного моря?

День 3

оз. Узунларское - мыс Опук - Яковенково - мыс Опук 38 км

Рано утром выдвинулись с места стоянки в сторону мыса Опук, но зная о его заповедности решили не злить егерей и гору Опук обогнули по объездной дороге. Выехав с другой стороны увидели длинную полосу пляжа, где местами стояли автомобили отдыхающих. Хотя по всему пляжу и стояли таблички о том, что здесь территория заповедника, купаться, загорать и даже заезжать сюда на машинах егеря все-таки разрешали, правда регулярно совершали рейды на своем мотоцикле и о чем-то беседовали с приезжающими водителями.

Прежде чем устроится на стоянку нам пришлось съездить в поселок Яковенково, чтобы пополнить запасы воды и провианта. Расстояние от горы Опук до поселка - 8 км., так что времени на поездку туда обратно у нас ушло всего чуть больше часа. Остаток дня провели на пляже с прекрасным видом на Опук. А ближе к вечеру к нам подъехали егеря и сообщили, что ночевать здесь нельзя. Пришлось собрать свои вещи и отъехать на 3 км. дальше по пляжу, где мы уже не попадали в поле их видимости и спокойно провели остаток вечера. Кстати, именно в этом месте нам удалось увидеть целую стайку дельфинов, резвящихся в море совсем недалеко от берега.

?Крымские степи?
?Крымские степи?
?Береговая линия м. Опук - Яковенково?
?Береговая линия м. Опук - Яковенково?

День 4

мыс Опук - мыс Такиль 20 км

В этот день решили немного отоспаться, потому как вставать каждый день в 4 утра все-таки тяжеловато. Но долго поспать все равно не удалось, уже к 7 утра палящее солнце напрочь отгоняет весь сон и приходится искать прохлады в морской воде. Переждав самую жару, решили выехать после 4-х часов дня, но езда в вечернее время мало себя оправдала, так как земля и воздух сильно раскалились за целый день. Хорошо, что ехать нам нужно было не далеко. Поднявшись на небольшую горку мы ехали вдоль берега, наблюдая внизу под собой крутые обрывы и бьющиеся о берег морские волны. По пути было много красивых бухт, во многих из которых стояли рыбацкие вышки - такие деревянные башни в воде, с которых рыбаки наблюдают за морем, и когда косяк рыб заходит в их сети они поднимают края, отрезая их от моря.

Для ночевки мы выбрали себе бухту подальше от рыбацких сетей и расположились на небольшой полочке на спуске, так как тащить велосипеды вниз, а утром поднимать наверх не было никакого желания. А еще с места нашей ночевки хорошо было видно гряду кораблей, выстроившихся цепочкой в море на несколько километров. По всей видимости они ждали очереди на переправу через Керченский пролив.

?Корабли в море?
?Корабли в море?

День 5

Мыс Такиль - Керчь - Бондаренково - мыс Тархан 58 км

Выехали в 5:30. Утром едется очень бодро, плюс степное побережье в этих местах очень красиво и разнообразно: особенно полюбились мне повсеместно встречающиеся карманные бухточки и соленые озера, отделенные от моря узкими песчаными полосками. Степной Крым - идеальное место для путешествий на велосипеде, ведь спуски и подъемы здесь довольно пологие и недлинные, в отличие от горных серпантинов, где полдня ползешь вверх для того, чтобы потом за пять минут слететь вниз.

?Дорога сквозь море?
?Дорога сквозь море?
?На пути в Керчь?
?На пути в Керчь?

День немного омрачился Сашиным падением с велосипеда: из-за насыпанного на асфальте песка, в котором занесло одно колесо велосипеда. Отделался содранной коленкой и локтем.

В 8 утра мы уже подъехали к Керчи, в центре встретили местного велосипедиста, который показал нам дорогу на Бондаренково и к грязевым вулканам. Грязевые вулканы - очень интересное явление природы. Правда реальных вулканчиков, высотой 1,5 - 2 м. в долине всего несколько, кроме них еще есть просто булькающие лужицы и даже целое грязевое озеро диаметром с десяток метров.

?У подножья вулкана?
?У подножья вулкана?
?Бурлящее озеро?
?Бурлящее озеро?
?Вулкан в миниатюре?
?Вулкан в миниатюре?
?Извержение?
?Извержение?

После осмотра грязевых вулканов мы направились искать место стоянки к берегам Азовского моря. Остановились на мысе Тархан. Пляж там был отвратительный: весь берег - это даже не галька, а какие-то овальные булыжники, а вода ужасно грязная и заросшая водорослями. Зато над берегом нависал небольшой земляной вал, создававший уютную тень.

День 6

Мыс Тархан - Курортное - Генеральские пляжи 26 км

Место ночевки оказалось невероятно жарким, даже ночью стояла ужасная духота. Выехали по сложившемуся обычаю пораньше, около 5:30 утра. Грунтовка в этих местах была не из приятных: не укатанная и гладкая, а вся испещренная узкими параллельными бороздами колес, из-за чего меня постигла та же участь, что и Сашу на день раньше - дурацкое неприятное падение с велосипеда. На спуске переднее колесо застряло в одной из дорожных ямок и меня выбросило вперед через руль. Приземление пришлось в основном на левую сторону, особенно на руку, но тоже повезло - остались только синяки да содранная кожа.

Вскоре грунтовая дорога вывела нас на щебенку, ведущую до Курортного. В поселок приехали почти в 8 утра, как раз к открытию местных магазинов. Поразила одна из продавщиц, устроившая скандал из-за того, что мы выбросили привезенный с собой мусор в урну рядом с магазином. По ее мнению мы должны были найти где-то контейнер, а эта урна только для мелких бумажек. Хотя в нашем мусоре кроме бумажек почти ничего и не было, мы же, в конце концов, не стройматериалы ей выгрузили?

Дальше двинулись на Генеральские пляжи, очень понравившиеся нам еще в позапрошлом году во время поездки от Арабатской стрелки до Керчи. И вот мы снова сюда вернулись, ведь места здесь действительно очень красивые: сочетание скалистых бухт, зеленых склонов и песчаных пляжей создает очень гармоничный пейзаж, напоминающий настоящий затерянный мир. Мы выбрали себе для стоянки довольно большую бухту, где хоть и обосновались до нас палаточники на машинах, но они занимали только одну часть пляжа, а вторая часть, отделенная выступающей скалой, была полностью в нашем распоряжении. Нависающая сверху скала создавала тень в течение почти всего дня, так что нам даже не пришлось натягивать тент. Здесь мы обосновались на последующие три дня.

?Наш базовый лагерь?
?Наш базовый лагерь?
?Вид со стоянки на бухту?
?Вид со стоянки на бухту?
?Рассвет над Генеральскими пляжами?
?Рассвет над Генеральскими пляжами?

День 7-9

Остальные дни мы посвятили матрасному отдыху: купанию, загоранию и прогулкам по окрестным бухтам. В один из дней устроили рассветную фотосессию с велосипедами, в другой съездили посмотреть на лечебные грязи озера Чокрак и заодно докупили продуктов в Курортном, а все остальное время просто получали удовольствие от жизни и рисовали рисунки на песке :-)

?Чайки на озере Чокрак?
?Чайки на озере Чокрак?
?Лечебные грязи?
?Лечебные грязи?
?Катаемся по пляжу?
?Катаемся по пляжу?
?The end?
?The end?

Текст: Юрасова Юля Фото: Александр Ищенко, Юрасова Юля

Коментарі

Ребята, спасибо большое за отчет! Ждем от вашего крымского клуба еще работ, и фотографий на выставку :)

Ой, вы нас, наверное, с кем-то спутали, мы не из "крымского клуба", хотя Крым, конечно, очень любим :)

хотелось бы полный архив фотографий глянуть, может есть на каком-нибудь ресурсе?

Фотографий было еще много, но основные, которые передаюют атмосферу путешествия, в принцыпе вошли в отчет, а все остальное представляет больше личный, чем общественный интерес :)

Підписатися на Коментарі для ""Рисунки на песке" - летний велопоход Феодосия-Керчь"