Карьеры, ДОТы, села и велосипеды

Майские этого года было однозначно решено провести на велосипеде.

С выбором места, куда поехать, были небольшие затруднения. Изначально было решено ехать в Крым по старой дороге Севастополь-Ялта (через Байдарские ворота), но погода решила, что в Крыму в это время будет дождливо и холодно. Посему мы быстро сдали билеты, и я предложил Нютке покататься Коростенским гранитным карьерам и Житомирскому полессью, поехать на родину моей мамы и бабушки. Я провел там немалую часть своего детства и много знал про те места, а также о том, что на этой территории много ДОТов.

Немного географии и истории об этой местности.

География.

Житомирская область богата на гранитные породы, которые обеспечивают соответствующийрельеф. Реки Житомирщины: Тетерев, Уж, Случ в некоторых местах имеют скалистые красивые берега. На ее территории размещено много карьеров, в которых добывают гранит и тд. Объяснение этому - кристаллические выступы украинского щита.

История.

По территории Житомирской области (Овручский, Емильчинский район) проходит так называемая "Линия Сталина", а точнее одна из эго частей - Коростенский укрепленный район (КоУР).

В моем родном городе Коростене перед Великой Отечественной в гранитной скале был оборудован командный пункт укрепленного района, под название "Скеля". Сейчас "Скелю" отреставрировали и сделали там военный музей. Командный пункт расположен в центре города и представляет собой один из скалистых берегов реки Уж.

Порывшись в интернете в последний день перед путешествием, я нашел много информации о КоУРе и, что больше всего порадовало, карту местоположения дотов (см. фото) в районе бабушкиной деревни, куда мы и собирались ехать. Также открыл для себя такую современную субкультуру как фортицикация. Если кому интересно, вот некоторые адреса форумов фортификантийцев: fortification.ru, relicfinder.info

Вторая цель прогулки - посещение села Омелуша, которое, как оказалось, полностью вымерло.

Посидев немного с картой и линейкой, был составлен небольшой радиальный маршут (см. фото): Коростень - дизель поезд (ссылка) - ост. Ушица - с. Билка - с. Гулянка - с. Яменец - с. Кривотин - с. Малый Кривотин

Карта маршрута: ост. Ушица - с. Билка - с. Гулянка - с. Яменец - с. Кривотин - с. Малый Кривотин
Карта маршрута: ост. Ушица - с. Билка - с. Гулянка - с. Яменец - с. Кривотин - с. Малый Кривотин

Первой частью нашей программы было посещение ДОТов. После приезда на ж/д ст. Ушица был взят курс на с. Билка. Деревня представляет собой достаточно развитый населенный пункт с большой площадью в центре, домом культуры. Неподалеку от деревни мы нашли 3 ДОТа. Но только один из них уцелел. Координаты местоположения: 50 49'39.6"N, 28 12'01.4"E

ДОТ возле с. Билка, вид с поля
ДОТ возле с. Билка, вид с поля
ДОТ возле с. Билка, вид со стороны леса 1
ДОТ возле с. Билка, вид со стороны леса 1
ДОТ возле с. Билка, вид со стороны леса 1
ДОТ возле с. Билка, вид со стороны леса 1
ДОТ возле с. Билка, на берегу реки Уж
ДОТ возле с. Билка, на берегу реки Уж

Вторым районом скопления военных объектов были окрестности сел Яменец, Кривотин и Малий Кривотин. Поиск ДОТов в этом районе был значительно проще, т.к. мы знали их ориентировочное местоположение по карте, найденной на ресурсе фортификантийцев relicfinder.info.

Карта расположения ДОТов с направлением амбразур
Карта расположения ДОТов с направлением амбразур

ДОТы этой местности, которые мы посетили, были в основном в разрушенном состоянии. Единственный стоящий внимания объект - это ДОТ ?173 стоящий в 50 м. от дороги. В нем сохранились почти все недвижимые части. Остальные точки были похожи скорее на груду развалин и очень сложно было поверить в то, что раньше здесь была военный объект.

Вид с дороги
Вид с дороги
Амбразура
Амбразура
Вход в ДОТ фото 1
Вход в ДОТ фото 1
Место установки орудия
Место установки орудия
Вход в ДОТ фото 2
Вход в ДОТ фото 2
Вид от ДОТа на дорогу
Вид от ДОТа на дорогу
ДОТ ?173 возле с. Яменец. Координаты местоположения: 50 55'11.4"N, 28 08'44.7"E
Разрушенный дот ?188
Разрушенный дот ?188. Координаты местоположения: 50 56'30.3"N, 28 05'39.4"E
Разрушенный ДОТ ?158 возле школы между с. Кривотин и Малый Кривотин
Разрушенный ДОТ ?158 возле школы между с. Кривотин и Малый Кривотин. Координаты местоположения: 50°57'14"N 28°4'42"E
Уцелевшая часть ДОТа
Уцелевшая часть ДОТа
Разрушенная часть ДОТа
Разрушенная часть ДОТа.
На половину уцелевший ДОТ ?154. Координаты местоположения: 50 57'12.4"N, 28 03'51.24"E

Также удалось побывать в ДОТах ??161,166,167. Они мало чем отличаются от нагромождения глыб железобетона и изудорованны до неузнаваемости. Единственный вопрос, который возникал, глядя на эти громадные куски стен: какой мощности должен был быть взрыв, что бы превратить капитальное железобетонное сооружение в такое месиво.

Последним пунктом нашего путешествия, как уже говорилось выше, было посещение вымершего села Омелуша. Мой интерес к этому селу привлек тот факт, что это место было полностю удалено от цивилизации и там, возможно, остались какие-нибудь культурные древности украинских селян. Если посмотреть по карте, то к нему нет ни одной нормально оборудованной дороги, кроме лесных и полевых грунтовок. К нашему разочарованию деревня оказалась полностью вымершей и разрушенной. Что-то сгнило от старости, что-то сгорело от сезонных весенних пожаров из-за зажженной старой травы. Удалось найти один еще еле стоящий на ногах, дом, но и ему недолго отсалось.

Приятная тихая лесная дорога
Приятная тихая лесная дорога
Обелиск в деревне
Обелиск в деревне, отмечающий ее центр. Только по нему теперь можно узнать что когда-то это был центр
Северная центральная улица
Северная центральная улица
Здесь когда-то жила украинская семья
Здесь когда-то жила украинская семья
Последний старожил. Снаружи еще вроде ничего
Последний старожил. Снаружи еще вроде ничего. А внутри - хаос и пустота

В данное время на Украине очень много умирающих сел. Причина этому, по-моему, - недальновидная перспектива будущего в селе. Большинство молодых парней и девушек уезжают в город в погоне за чем-то большим, чего нельзя получить в деревне. В умирающем состоянии находится и село моей бабушки. Во времена моего детства в селе насчитывалось около 70 семей. Была почти вся сельская инфраструктура: магазин, клуб, ферма, зернообрабатывающий комбинат. Сейчас, это положение критично. Осталось менее 20 семей из которых молодые ребята есть всего в пятерых :(.

Сельская хата
Сельская хата
Печь-кормилица
Печь-кормилица
Сельский сарай, он же хлев
Сельский сарай, он же хлев
Хозяйка хаты т. Анеля
Хозяйка хаты т. Анеля
Приятно бывать в родных краях :)
Приятно бывать в родных краях :)

Коментарі

Не зря провели выходные!!!
Хорошая статья получилась, но немножечко критики -

хорошо что есть фотки и карта, но можно было бы и немножко легенд, баек, историй об этих местах :)

Хорошо написано...оччень коротко)) и оччень информационно! спасибо за ссылки. У меня тоже есть такая родина и тоже там повсюду ДОТы. Теперь я не поеду просто попялиться на одно единственное село, потому что соскучилась..после такого рассказа план посетить не посещенные по малости лет и нехватки информации ДОТы уже не будет призраком ..все таки в переди сладкий май)) Разделила твою страсть к вопросу фортификации..сижу про укрепления читаю))

Був позавчора в м.Кривотині
за 5 років
село стало ще більш пустішим та безлюдним :(

А де там дорога з Омелуші на Малий Кривотин? По гуглмапсу нічого такого точного не зміг знайти.
А вчора був на краю Омелуші, заїзжав з північної сторони, з Бучманів то самої дороги (накатаної) майже немає. Дорога по центру - в траві, єдина накатана це лісовозами і в бік Калинівки.
Чи не могли б ви промалювати лісову цю дорогу Кривотин-Омелуша... дякую.

Підписатися на Коментарі для "Карьеры, ДОТы, села и велосипеды"