График движения

пм - предыдущее место, мн - место ночевки.
Пройденные расстояния считались по карте без умножения на коэффициент 1.1-1.2; время прохождения участков маршрута взято с учетом привалов < 15 мин, но без учета длительных остановок, с погрешностью 20%. Под "крупной" осыпью / курумником понимаются кучи камней размером с человека и более. Под "средней" - порядка 0.5 м.

Дата
День
п/п
Маршрут
Км
Время прохож дения
Путь
Метеоусловия
Энтомология
4-7.07
/0
Киев – Москва – о.п. 1952 км ~ 2700   Рельсы Тепло, сухо. Снаружи ясно, солнечно. Комаров нет даже на станциях.
2 дня и 3 ночи
  О.п. 1952км ( Кожим-Рудник ) – р. Дурная 31 11 часов Постепенно ухудшающаяся грунтовая дорога,
3 переправы (Сывью - 1А)
Солнечно, влажно, ливень, солнечно до конца дня. Много комаров / слепней
07.07.
/1
О.п. 1952 км – р. Сывью
15
4 часа
пм – р. Пальник-Шор 9 4 часа
пм – р. Дурная, 140 м 7 3 часа
08.07.
/2
р. Дурная – руч. Джагальябтик-шор 19 7.5 часов
Пасмурно весь день. На перевале ветер. С обеда до ночи – дождь.
Р.Дурная
30-40 м
1 час Переправа, 1Б
пм – пер. Зап.-Саледский, 470м 12 4 часа Разбитая грунтовая дорога в лесу.
пм – руч. Джагальябтик-шор, 250м 7 2.5 часа
09.07.
/3
руч. Джагальябтик-шор – р. Лимбеко-Ю 25 7.5 часов   С утра облачно, потом весь день солнце и освежающий ветерок.
Можно загорать.
Комары есть только в тени.
руч. Джагальябтик-шор – попытка выхода к р.Хамбол-Ю 5
2 часа Поросшее мхом горное болото.
пм – р.Лимбеко-Ю, 225м 16 4.5 часа Разбитая грунтовая дорога.
вверх вдоль Лимбеко-Ю 4 1 час Вездеходные следы.
10.07.
/4
вверх по долине р. Лимбеко-Ю 14 5 часов   Солнечно и безветренно весь день, после обеда парит. Max слепней за поход / много комаров, появилась мошка.
мн – устье Хамбол-Ю
1
0.5 часа
Переправа 1А, 3 русла
пм – вверх по долине, не доходя около 5 км до устья руч. Алькесшор 13 4.5 часа Перемежающиеся лес / ивка / высокотравье / болота. Теряющиеся вездеходные следы.
11.07.
/5
Вверх вдоль р. Лимбеко-Ю – устье р. Хоршор 20 7.5 часов   Безоблачно весь день. Легкий ветерок. Насекомые только в лесу, немного.
мн – переправа через Лимбеко-Ю
2
1 час 2 русла, 1А.
пм – по правому берегу Лимбеко-Ю до устья р. Падежа-Вож 14 5 часов Вездеходная тропа между лесом и открытым пространством, далее только луга и болота.
пм – устье руч. Хоршор, 690 м 4 1.5 часа Н/к переправа. Болота и луг.
12.07.
/6
Устье руч. Хоршор – р. Лунвож-Нидысей 10.5 9 часов   Небольшая облачность; на перевале и в долине Лунвож-Нидысея сильный ветер. Комаров нет.
мн – переправа через р.Падежа-Вож
0.5

0.5 часа
Перепрыгали по камням.
пм – озеро в цирке лед. Рихтера 6.5 3.5 часа Болотистый берег, курумники, траверс снежников, очень живые крупные осыпи.
пм – пер.Рихтера, 2А, 1450 м 1 2.5 часа Постепенно крутеющий снежно-ледовый склон. Кошки, ледорубы, 4 веревки перил. Карниз.
пм – оз. в долине Лунвож-Нидысея, 907м 2.5 2.5 часа Средняя и крупная живая осыпь.
13.07.
/7
р. Лунвож-Нидысей – устье р. Хоршор 15 8 часов   Ясно весь день. Ветра и насекомых нет.
мн – г.Лимбока, 1470м {4} 2.5 часа Курумники различной величины и крутизны.
пм – главная седловина пер. Воейкова, 2Б 1.2 0.5 часа
пм – обходная седловина пер. Воейкова, 1Б 2.5 1.5 часа Живые камни.
пм – оз.Воейкова,1000 м 1.5 1 час Фирн / лед, без кошек.
пм – р.Хоршор 1.5 0.5 часа Болотистый берег, курумники.
пм – р.Падежа-Вож, переправа 4.5 2 часа
14.07.
/8
Устье р. Хоршор – цирк пер. Олений 12 6.5 часов   Пасмурно, небо затянуто облаками.
мн – оз. Падежа-Вож, переправа 2 1 час Вездеходный след. С утра парит. С обеда и до вечера – преры-вистый дождь. Комары и мошка в низовьях.
пм – оз. перед перевальным взлетом, 862 м 10 5.5 часов Труднопроходимые болота, заросли и курумники.  
15.07
/9
Пер. Олений – р. Манарага 16 7.5 часов   Пасмурно, влажно и сыро весь день. С утра туман (облако).
В долине Манараги комаров немного.
мн – пер. Олений, 1005 м 1 0.5 часа Осыпь.
пм – исток руч. Олений из нижнего перевального озера 2 1 час Камни, траверс снежно-ледового склона.
пм – р.Манарага 6 4 часа Крупнокаменные курумники, слабая тропа в лесу.
пм – вверх по долине Манараги 7 2 часа Замечательная тропа недалеко от берега реки.
16.07
/10
р. Манарага – оз. Югра 11.5 8 часов   С утра пасмурно, вершины затянуты облаками. На перевале – сильный ветер. При подъеме в облако на Народе – очень сыро и ветрено. К вечеру облачность расходит-ся. Комаров нет совсем 4 дня подряд.
мн – начало подъема на перевал 4.5 1.5 часа Тропа, заросли ивки.
пм – пер.Центральный, 1250 м, 1А 1.5 1.5 часа Снежник до 40 градусов, живые курумники.
р/в г. Народа до 1800 м 2.5 3.5 часа Средние и крупные курумники. Местами лазание с гимнастической страховкой.
седловина пер. Центральный – оз. Югра, 880 м 3 1.5 часа Курумники, травка.
17.07
/11
Р/в г. Народа по центр. юж. контрфорсу, 4.5 км в зачёт 11 часов На подходах курумники.
В.1543 : живая осыпь, плиты, гимнаст. страховка.
В. Народа: скалы до 90 градусов, IV+. Спуск – очень живые осыпи и средний курумник.
Безоблачно весь день. Легкий ветерок.
р/в в-на 1543 м    
мн – подъем на в-ну 1543 м, 1Б 2 3.5 часа
пм – спуск к оз. Югра 2 1.5 часа
оз. Югра – г.Народа, 1894 м, 3А 4 7-8 часов
пм - спуск к оз. Югра 5 3-4 часа
18.07
/12
Оз. Югра – цирк пер. Хобе 10 4.5 часа   Непрерывный дождь с утра до вечера. Во второй половине дня очень сильный порывистый ветер переменного напра-вления.Температура падает до < 0 градусов C.
мн – устье руч. Мансишор, 730м 3.5 1.5 часа Курумники, снежники. 2 переправы н/к.
пм – цирк пер. Хобе Вост., 1550м, 1Б 6.5 3 часа Курумники и прибрежные кочки / болотца – шли в воде. Много коротких переправ
19.07
/13
Пер. Хобе, 1Б – истоки р. Ломесь-Вож 13 7.5 часов   Ветер, температура < 0 градусов C. Снег. В долине Хобе-Ю – дождь. После обеда дождь сдувает ветром.
мн – пер.Хобе Вост., 1550 м, 1Б 1 1.5 часа Живая осыпь, снежники, лед (ледорубы).
пм – Долина Смерти (долина р. Хобе-Ю) 4.5 2 часа Крутые живая осыпь и снежники.
пм – пер.Оленеводов, 1350 м, 1А 6.5 3.5 часа Трава (тропа), камни, крупноблочные курумники. 2 переправы н/к.
пм – верхнее плато за пер. Оленеводов 1 0.5 часа Растаявший снежник.
20.июл / 14 р. Ломесь-Вож – балок “Манарага” 25.5 11 часов   С утра ветер разгоняет облачность, далее весь день солнечно и безветренно. Небольшое кол-во комаров и слепней.
мн – 4-е оз. Ломесь-Вожа (нижнее) 1.5 1 час Средний курумник
пм – вдоль р. Ломесь-Вож 9.5 3 часа Тропа через заросли и в лесу.
р. Кось-Ю, переправа 10 м 0.5 часа 1А*, течением сбиваетс ног.
пм - р.Манарага, переправа 2.5 1 час Вдоль берега / тропа в лесу. Переправа – 1А.
пм – балок “Манарага” 1.5 0.5 часа Отличная тропа, но перед балком – болото.
р/в к руч. Олений вверх вдоль р. Манарага 10.5 5 часов Отличная тропа, но в 2-х местах пропадает в болотах и высоких зарослях.
21.07
/15
р/в р. Юнковож 9 2 часа   Солнце, жара до обеда. После – переменный дождь до ночи. Умеренное кол-во комаров и слепней.
мн – переправа через р. Манарага 20 м 20 мин
пм – устье р.Юнковож 6.5 1.2 часа Вездеходный след, тропа по берегу обеих рек.
пм – вверх по р.Юнковож до озера 2.5 0.5 часа
22.07
/16
Балок “Манарага” – устье р. Капкан-Вож 28 5.3 часа Пороги, шиверы, перекаты, отмели.
Ширина реки – от 5 до 20 м.
Ясно, солнечно весь день.
Редкий слепень долетит до середины Кось-Ю.
мн – порог 3 к.с. 1 15 мин
пм – устье р. Юнковож 5 1 час
пм – остров перед устьем р. Капкан-Вож 22 4 часа
23.07
/17
Устье р. Капкан-Вож – устье р. Вангыр 73 10.5 часов Пороги, шиверы, перекаты. Спокойная вода и отмели. Ширина реки – от 10 до 30м Ясно, солнечно весь день. Небольшое кол-во комаров.
мн – устье р.Нидысей 17 2.5 часа
пм – р.Зыбланыкель (последнее препятствие на реке) 20 2.5 часа
пм – устье р. Вангыр 35 5.5 часов
пм – скала “Красный Камень” 0.7 5 мин
24.07
/18
Устье р. Вангыр – ст. Косью 49 6.5 часов Спокойная вода и отмели. Ширина реки – от 30 до 200м С утра пасмурно, но потом до вечера ясно. Очень много злых комаров на станции.
мн – вид на водонапорную башню 40 5 часов
пм – ж/д мост 9 1.5 часа

Всего пройдено 236 +150 = 386 км

Высотный профиль маршрута

Высотный профиль пешей части маршрута

Высотный профиль водной части маршрута

Оценка категории сложности похода

Продолжительность 18 дней.
Протяженность: пешая часть 236 км, водная часть 150 км.

Категорирование производится исходя из того что, маршрут соответствует комбинированному маршруту, состоящему из пешеходного маршрута 4 к.с. и водного маршрута 2 к.с.

Водная часть маршрута по протяженности немного уступает нормативной (150 км вместо 160), но превосходит ее по технической сложности (2 к.с. с элементами 3 к.с.). Поэтому водная часть маршрута может быть зачтена как маршрут 2 к.с.

Категорирование пешей части маршрута производилось как путем подсчета баллов за пройденные препятствия, так и сравнением с эталонными маршрутами по Приполярному Уралу.

Автономность похода, А = 1
Географический показатель для Приполярного Урала, Г = 10 баллов
Коэффициент перепада высот, К =1.46

Оценка локальных препятствий (ЛП), идущих в зачёт:

Вид препятствия Категория трудности Общее кол-во Кол-во идущее в зачет Баллы за препятствия Всего баллов в зачёт для 4 / 5 к.с.
Переправы Н/К 5 4 2 10.5
5 5 5
1 1 3
Перевалы Н/К 2 2 4 20 / 31
2 2 8
2 2 12
1 1 8
Вершины 1 1 5 16 / 25
2 2 7
1 1 13

Итого: для похода 4 к.с за локальные препятствия - 46 баллов, из них в зачёт идет 35 баллов.
для похода 5 к.с за локальные препятствия - 66 баллов, из них в зачёт идет 55 баллов.

Оценка протяженных препятствий (ПП), идущих в зачет:

Вид препятствия Категория трудности Протяженность, км Баллы за препятствия для 4 / 5к.с.
Растительный покров Н/К 30 6 / 0
20 8
5 2
2 2
2 6
Болота Н/К 25 12.5
12 14.5
Осыпи, морены Н/К 27 13.5
20 30
4 8
8 40
4 28
Ледовый участок 6 10
2 4
Водный участок II к.с. 150 0 / 60

Итого: для похода 4 к.с. за протяженные препятствия - 157 баллов, из них в зачёт идет 60 баллов.

для похода 5 к.с. за протяженные препятствия - 180 баллов, из них в зачёт идет 80 баллов.
(водный участок учитывался только для 5 к.с.)

Общее количество баллов: КС = (ЛП + ПП) + (А * Г * К)

КС (4 к.с.) = 110, КС (5 к.с.) = 150

Маршрут без водного участка, набравший 112 баллов, соответствует пешеходному походу 4 к.с.

Маршрут с водным участком, набравший 152 балла, соответствует комбинированному походу 5 к.с.

Т.е. маршрут, пройденный группой, может соответствовать пеше-водному комбинированному путешествию 5-й категории сложности, состоящему из пешеходного маршрута 4 к.с. и водного маршрута 2 к.с.

Сопоставление пройденного маршрута с маршрутами 4 и 5 к.с. "Перечня классифицирован-ных спортивных маршрутов" позволяет утверждать, что:
- пешая часть нашего маршрута превосходит пешеходные маршруты 4 к.с. по технической насыщенности, но немного уступает им по протяженности.
- наш маршрут превосходит комбинированный маршрут 5 к.с. по технической насыщенности и не уступает ему по протяженности и сложности сплава.

Эталонные маршруты по Приполярному Уралу из классификатора:
1. Пос. Аранец - г. Сабля - г. Манарага - г. Народная - ст. Кожим-Рудник. Восхождения на 2 вершины. 4 к.с.
2. Пос.Усть-Щугор - г.Тельпос-Из (восх.) - г.Неройка (восх.) - г.Сабля (восх.) - пос.Аранец. 4 к.с.
3. Пос. Аранец - г. Сабля (восх.) - г. Неройка (восх.) - р. Л.Вангыр - р. Парнук - хр. Неприступный - руч. Повсян-Шор - г. Манарага (восх..) - г. Народа (восх.) - р. Народа - р. Хобе-Ю - р. Манья - пос. Саранпауль. 5 к.с.
4. Пос. Аранец - г. Сабля - г. Манарага - г. Народная - р. Балбан-Ю - сплав по р. Кожым до ст. Кожим-Рудник. Восхождения на 2 вершины. 5 к.с. пеше-водный.
5. Ст.Кожим-Рудник - р.Балбан-Ю - р.Пеленгичей - хр.Россомаха - г.Сана-Из (восх.) - руч. Хотахамба - р.С.Народа - руч.Карпин-Шор - г.Карпинского (восх.) - р.Манарага - г.Янченко (восх.) или г.Манарага (восх.) - г. Колокольня (восх.) - руч. Повсян-Шор - р. Парнук - р. Вангыр - г. Сабля (восх.) - пос. Аранец. 5 к.с.

Варианты подъезда и отъезда

В район Приполярного Урала можно попасть поездом на Воркуту или Лабытнанги из Москвы, С.-Петербурга и других крупных городов. Расписание поездов с остановками можно посмотреть в интернете, например на www.poezda.net. В зависимости от цели похода существуют следующие варианты попадания в район (скопировано из "Наставления…" А.В.Затонского, http://zxenon.narod.ru/NASTAV01.htm):
а) пос. Аранец. Сообщается речным транспортом с гор. Печора. Через неделю хода по болотистому лесу можно попасть на пер. Аранецкий (н/к) или на пер. Гофмана (1Б) под г. Сабля. По договоренности можно немного подброситься лодкой из Аранца вверх по Печоре, сэкономив день хода по очень неприятным низовьям руч. Вёртный.
б) гор. Печора. Вертолет в любое место. Стоимость МИ-8 в 1997 г. порядка 600$ в час. Под Манарагу обойдется в 1500$, на Озерную (под г. Сундук) и Аранец - дешевле.
в) пос. Сыня. Немного попутного транспорта, затем пешком по берегу р. Сыня до урочища Красный Камень, затем через водораздел на р. Вангыр, а там уж и Колокольня недалеко. Всего дней десять хода. Нужны бродни, а лучше - гидрокостюмы, т.к. Сыню все время надо переходить туда-сюда.
г) пос. Кось-Ю. По берегу одноименной речки, она в 5 км от поселка, можно попасть на крайние южные окончания Заячьих гор, г. Маяк, массив Колокольни и т.д. Неделя хода буреломным лесом.
д) пос. Кожым-Рудник. Прямая дорога на: Обе-Из, устье Лимбеко-Ю, Малды-Нырд, Россомашь, Желанную, верховья Кожыма вплоть до Николай-Шора. Машина только под заказ.
е) гор. Инта. Дорога на устье Лимбеко-Ю и далее. Машина может быть попутной, но не факт, что дешевле заказной.

Кроме того, существуют выходы, связанные со сплавом:
ж) рр. Вангыр - Кось-Ю. 3-4 дня, сложность соответствует II-III к.с. Надо забрасывать сплавсредства на Озерную вертолетом.
з) р. Кось-Ю. III к.с. Надо забрасывать сплавсредство на Желанную и тащить на себе минимум до устья Оленьего. Выводит на железную дорогу в 5 км от ст. Кось-Ю.
и) р. Кожым. III к.с., от устья Балбан-Ю до устья Лимбеко-Ю IV к.с. для байдарок. Сплавсредство можно завезти на машине не выше устья Балбан-Ю и припрятать. Выводит на железную дорогу в 2 км от Кожым-Рудника. Проблема - далеко от Манараги и Народной. Река сложная.
к) р. Лёмва. III к.с. Сплавсредство нужно нести от Кожыма километров 15 лесом, зато это единственная река на западном склоне вне заповедника. Выводит на железную дорогу в районе ст. Абезь. Река сложная.
л) р. Печора. II к.с. Довольно далеко тащить сплавсредства до и вдоль притоковых речек, например, р. Паток, потом упираться веслами по Волге-матери (в смысле, по Печоре) до одноименного города или хотя бы до Аранца.
Все сплавные выходы на восточную часть хребта не рассматриваются, т.к. приводят в пос. Саранпауль, связанный с Большой Землей летом только нерегулярным вертолетным сообщением.

Мы решили ехать до ст. Кожим-Рудник, чтобы избежать контактов с лесниками. Недостаток этого выбора - 3 дня хода по довольно однообразному Кожимскому тракту. Тем не менее, такие подходы обеспечивают плавную акклиматизацию. На ст. Кожим-Рудник (он же о.п.1952км) останавливается поезд № 176 из Москвы. Обратно ехали тем же поездом, № 175, только от станции Косью. Раннее время прибытия и позднее время отправления поезда № 176/175 позволяют эффективно использовать первый и последний день похода для совершения полноценных переходов.
Чтобы быстрее вернуться домой, решили ехать из Москвы поездом № 57 М-Чернигов. Раннее время отправления, дешевые билеты, отсутствие излишнего внимания со стороны пограничников/таможни. Чтобы попасть в Киев, необходимо выйти в Нежине и сесть на электричку (отходят каждый час). Прибытие в Киев раньше любого прямого поезда из Москвы.

Питание
(раздел написан Евгением Коцержинским)

При составлении раскладки для комбинированного похода 5 к.с. на 19 ходовых дней по Приполярному Уралу учитывались рекомендации книги А. А. Алексеева "Питание в туристском походе" (М., 1999) и др. литература, а также предыдущий опыт походов в высокогорье и среднегорье.
В книге Алексеева для сложных пеших походов северного среднегорья летом рекомендуется оптимальное соотношение Б:Ж:У как 1:3:4. В нашем же случае часть похода была запланирована на сплав с оптимальным соотношением 1:1:4 для средней полосы. Кроме того, не весь поход проходил по областям оледенения, большая часть отводилась на подходы. В связи с этим было решено уменьшить кол-во жиров и увеличить кол-во углеводов, учитывая обычный недостаток углеводов в предыдущих походах в районах Кавказа и Северного Тянь-Шаня. Итак соотношение Б:Ж:У после составления раскладки перед походом составило 1:2.3:4.6.
Калорийность раскладки составила около 2900ккал на человека в день. Средний стартовый вес раскладки составил 14.9кг на человека при 19 ходовых днях или по 785г на человека в день.
2 раза в день варилось горячее (мясное, молочное). Перед выходом после завтрака выдавались ходовые продукты (конфеты, сухофрукты, орехи). На обед колбаса, сыр, сухари, консервы, zuko, лук, чеснок.
Были предусмотрены также "подъемные" продукты - когда группа остановилась на ночлег, но ни у кого не было сил на на бивачные работы - сушеное мясо, орехи, сухофрукты.
Группа успешно прошла маршрут по этой раскладке и сейчас можно сделать некоторые выводы, которые могут помочь оптимально составить раскладку группам, планирующим маршрут по этому району.

Раскладка приведена в .xls файле по адресу
http://www.tkg.org.ua/travels/5pur03sh.zip
Страница 1 - раскладка рабочая для завхоза - нужно взять с собой в поход
Страница 2 - раскладка - что кому покупать
Страница 3 - раскладка предварительная с расчетом веса, калорий, упаковки
Страница 4 - то же, что и стр. 3, но с исправлениями по результатам похода. Исправления показаны красным. Раскладка позволяет просчитать график калорийности похода, позволяет оптимально распределить продукты по дням и увидеть результирующий график калорийности.

Рекомендации и замечания по раскладке для летнего похода по Приполярному Уралу:

1. Калорийность раскладки может быть понижена до 2500-2700 ккал в день. Группа наедалась досыта, о чем свидетельствует практически полное отсутствие "традиционных" разговоров о еде в течение всего похода. Выглядело это приблизительно так: при остановке на бивак - все ругаются или молчат - злые от голода и усталости. После ужина магическим образом все становятся довольны и счастливы.
2. Меньше 2500ккал понижать не рекомендуется - будет мало. Выйти из района к людям сложно и нужно иметь запас сил и продуктов для сложных ситуаций.
3. В результате небольшого понижения калорийности общий стартовый вес раскладки будет уменьшен. В общем, немного недоедания не повредит
4. Раскладка получилась разнообразная, что положительно отразилось на настроении группы и скорее всего на ее самочувствии.
5. Нужно сделать поправку к отношению Б:Ж:У 1:2.4:4.6. Жиров можно еще уменьшить, а углеводов нужно увеличить. То есть я бы сказал оптимально летом для Приполярного Урала 1:2:5. Это практически соответствует раскладке для высокогорного сложного похода, но с повышенным содержанием жиров. Сложность вызвана большим весом рюкзаков (полное горное снаряжение - веревки, железо, ледорубы, каски, кошки + баллоны для катамаранов, весла) и сложностью рельефа (курумник, болота, мордохлест, карликовые тундровые заросли, кровососущие насекомые) в сочетании с большими дистанциями переходов. Повышенное содержание жиров связано с низкими средними температурами, осадками, большим количеством переправ, постоянно мокрым состоянием, сплавом на катамаране в конце похода (кстати, не забудьте неопреновые носки - сильно поможет).
6. Для увеличения кол-ва углеводов лучше всего увеличить кол-во конфет, печенья и белых сухарей.
7. Также необходимо уменьшить кол-во жировых продуктов: сала, орехов, сыра и сырокопченой колбасы. Можно не брать сгущенку. Был случай, когда у одного участника похода прихватило печень от большого процента жиров. Показательно, что популярным было менять конфеты на орехи (1 конфета на жменю орехов).
8. Если нужно уменьшить вес, то рекомендуется уменьшать вес всех продуктов пропорционально для сохранения соотношения Б:Ж:У 1:2:5
9. ZUKO на Урале не так актуально как в больших горах. Организму не требуется так много воды, как в больших горах, то есть 1 чашки чая на ужин обычно было достаточно. То же самое и про обед.
10. Нельзя оставлять мало продуктов на сплав. При сплаве все сильно устают и мерзнут, соответственно хотят есть, а спать приходится в мокром, то есть нужно спать сытыми, чтобы просушиться.
11. Можно собирать грибы вдоль рек и ловить рыбу в озерах и маленьких речках на спиннинг с блесной (в реках - форель, голец, хариус, в озерах - щука, окунь). В речках если она есть, то клюет сразу же. Если нет - надо идти к следующему омуту.
12. Разнообразие продуктов вносило разнообразие в мысли и отношения. В общем, действует положительно. Продукты чередовались максимально.
13. Готовили еду на двух газовых горелках прямо в палатке для экономии газа, согревания группы и сушки одежды. При наличии дров готовили на кострах.

Рекомендации и замечания общего продуктово-завхозного характера для любых походов:

1. Сгущенку можно не брать. Лучше "Малютку". Если уж брать сгущенку, то лучше сгущенные сливки - они калорийнее.
2. Хорошо показали себя сухие овощи в суп. Томатная паста для томатного сока. Очень сытное блюдо - кисель.
3. Колбасы только твердые сырокопченые - отлично сохранились без специальной обработки.
4. Отлично показало себя топленое масло в молочные каши. Каши стали калорийными и более "долгоиграющими". Упаковка - пластмассовые банки от майонеза "Торчин" или от питьевых йогуртов.
5. Хитом похода можно считать блюда под названием "Берло" - полукаша-полусуп. В общем, жидкая каша. Хорошо усваивается и хорошо набивает желудок. Главное - ее МНОГО :.
6. Как всегда положительно показало себя соевое мясо в супах. Оно практически не весит в сухом виде и отлично набивает желудок в виде супа.
7. Сыр желательно просушить перед походом. Просто положить без упаковки на стол. Мокрый сыр больше весит и плесневеет.
8. Каши (крупы) паковать в пластиковые бутылки.
9. Сухари - в упаковку от соков и молока.
10. В тяжелые штурмовые дни можно сильно не кормить. Ни у кого нет сил даже есть. Лучше хорошо кормить на дневках.
11. В начале похода порции можно уменьшать, т.к. народ и так хорошо идет на домашней жировой прослойке. В конце похода - нужно закидывать как в топку паровоза. Не закинул - не пошел. Соответственно нужно планировать бoльший расход продуктов в середине и конце похода.


Снаряжение

Желание преодолеть разнообразные типы препятствий привело к необходимости иметь снаряжение одновременно для пешего, горного и водного походов. Интенсивная борьба с лишним весом (без ущерба для безопасности) потребовала оставить дома избыточную одежду, бивачное снаряжение, насос, гидры и др., а также использовать только одну палатку. Цели похода предъявляли повышенные требования к подготовке и личному снаряжению участников. Основной идеей уменьшения веса носимого снаряжения было стремление использовать одну вещь сразу по нескольким назначениям (для гор / рек / бивака - по обстановке).
В качестве защиты от дождя/ветра в основном использовались мембранные куртки и штаны Vaude (Сeplex 10000), а также обычные капроновые штормовки или gore-tex. Низкая цена (50$ за штаны и куртку) Vaude не отразилась на их водонепроницаемости (во время сплава было обычным делом сидеть по несколько часов голой … в луже из ледяной воды, попавшей в штаны при проводках катамарана), хотя в жаркие дни дышащие свойства мембраны нуждались в улучшении. Кроме того, комары кусали через тонкие капроновые штормовки.
Для переправ через реки, очень частых на Приполярном Урале, мы воспользовались рекомендациями из отчета К.Н. Бекетова и не стали брать резиновые сапоги. Маленькие речки старались перепрыгать по камням, а для больших рек снимали штаны (или шли в мембранных, с них вода быстро стекает) и переодевали ботинки на кеды. После переправы одевали сухие ботинки или шли дальше в мокрых кедах (если нет комаров). Для защиты от кровососущих насекомых мы постоянно носили бахилы-фонарики, что позволяло (при туго натянутых на ботинки бахилах) переправляться через небольшие речки бегом, без переодевания обуви. При быстром передвижении внутрь бахил (т.е. в ботинки) почти не попадало воды. Идеи одевать перед переправой на ботинки полноценные бахилы (охватывающие подошву) себя не оправдали, т.к. бахилы провисали, скользили о камни и мешали переправе. Несмотря на описанные выше меры предосторожности, наличие болот с сюрпризами (когда вдруг проваливаешься по колено) и нежелание тормозить процесс переодеванием обуви привели к тому, что к середине похода половина группы предпочла идти в мокрых ботинках.
На данный момент лучшим набором для переправ видятся высокие ботинки, непромокаемые бахилы-фонарики до колен, легкие кеды и мембранные штаны (с неопреновой затяжкой внизу как на гидрокостюме). Такой многоцелевой набор обладает минимальным весом.

Список личного снаряжения для похода 5 к.с. на Приполярный Урал (горы + болота + сплав):
(из предпоходных требований к участникам), курсивом отмечено то, что теперь кажется лишним.

1. Система (беседка - обязательно, грудная обвязка с блокирой - желательно)
2. 4 муфтованных карабина
3. спусковое устройство (восьмерка и т.п.) (можно спускаться и страховать через карабин, используя узел УИАА)
4. брезентовые рукавицы
5. 2 прусика (2*2.5м 6мм репа)
6. кусок 10мм основы длиной 3.5-4м для двух усов самостраховки (или 2 длинные петли)
7. ледоруб любой длины, пристрахованный к системе (т.е. 1.5м 4-6мм репа)
8. кошки
9. рекомендуются лыжные или телескопические палки для подходов (это кто как привык ходить)
10. каска горно-водная ( т.е. горная, но с дырками для самослива воды, типа Petzl Ecrin Roc )
11. горные ботинки
12. бахилы-фонарики до колен
13. кроссовки или кеды для переправ через реки и, по желанию, для ходьбы на подходах к горам
14. водонепроницаемые бахилы до колен для переправ через реки (см. комментарии выше )
15. накомарник
16. рюкзак от 80литров
17. коврик
18. спальник до 0?С (лучше до -5?С)
19. свитер и теплые штаны (шерстяные или полар-200)
20. теплые перчатки и шерстяная шапка
21. обычные носки и 2 пары шерстяных
22. непродуваемые ходовые штаны (лучше непромокаемые / быстросохнущие)
23. непродуваемая куртка с капюшоном (желательно непромокаемая, тогда не надо будет накидки)
24. накидка от дождя на человека с рюкзаком
25. рубашки с длинным рукавом (от комаров)
26. КЛМН (пластиковое)
27. желательно налобный фонарик: 1 на двоих (в июле ночью светло)
28. рекомендуется все шмотки и спальник затолкать в компрессионные мешки
29. гермомешок от 60литров или достаточное кол-во кульков на все промокаемые вещи
30. деньги в дорогу: 30$ российскими рублями

Список группового снаряжения, использованного в данном походе:

1. Палатка-купол "Дракон", пр-во "Снаряжение". Официально 4-х местная, но опыт показывает, что можно комфортно обитать и в шестером, если не все участники высокие и толстые. Ветроустойчивость недостаточна для открытых пространств больших гор, все остальное работает без нареканий.
2. 2 маломощные газовые горелки, пр-во С.-Петербург. Стеклоткань. При двухразовом горячем питании расход газа обычно колеблется между 50 и 100 г/чел*день, в зависимости от времени года и окружающей температуры. Мы взяли газ с запасом, из расчета 100 г/чел*день, что покрывает любые отсидки, неожиданное отсутствие дров в данном месте и т.п.
3. 2 плоских котла на 7 и 9 литров.
4. 2 баллона от 6-ти местного катамарана (длиной 5 м).
5. 5 весел от Тайменя (одно из них запасное).
6. гермомешки объемом 1*110 л, 2*60 л, 3*30 л. (достаточно иметь 80 л гермоемкостей /чел.), все что не влезло, было упаковано в кульки по рюкзакам (и промокло).
7. 2 камеры от легкового автомобиля, порезанные на полосы толщиной 2-3 см. Для вязки рамы катамарана.
8. 2 топора.
9. ремнабор (иглы, капроновые нитки, плоскогубцы, пол-литра резинового клея, заплаты и др.)
10. 2 10 мм статические веревки по 50 м каждая.
11. 6 френдов "Стрегор", 0.5-3; закладки (10), оттяжки (7), длинные и средние петли (4), falldamper, жумар, муфтованные и немуфтованные карабины (8), скальный молоток, 7 крючьев различного профиля, 10м расходной 10 мм веревки, 3 ледобура (их оказалось мало).
12. накомарники и химия против насекомых: Аэрозоль "OFF! Экстрим" (4 баллончика) для одежды и крем "OFF!" для рук и лица (2 флакона). Данное средство обладало наибольшей концентрацией действующего. вещества среди всех, что мы могли заранее купить. Ввиду небольшого количества кровососущих насекомых во время нашего похода, одной обработки аэрозолем хватало на день, в то время как крема для кожи хватало на 1.5-2 часа. Для защиты головы предпочтительны накомарники (лучше с полями), т.к. крем смывается с лица пoтом, а кроме того раздражает слизистые оболочки глаз и рта.
13. аптечка. Кроме обычных средств на случай травм и заболеваний, мы регулярно употребляли витамины (декамевит) и аминокислоты (метионин, глутаминовая кислота). Из-за невозможности быстрой эвакуации пострадавшего в аптечку входили шприцы и иньекции (аналгин, новокаин, кетанов, сульфокамфокаин, кофеин, кордиамин).
14. 2 компаса.
15. Фотоаппараты Canon EOS300 и EOS300V с объективами EF28-90mm. Электроника работает одинаково, мы проверяли, различия только во внешнем виде камер. Зато EOS300V пережил кратковременное утопление.
16. В качестве боковых стоек для кострища пригодились телескопические палки. Снимаешь кольцо внизу, втыкаешь поглубже, продеваешь в лямки деревянную поперечину с котлами (поперечина из мет. палки плавится), регулируешь высоту палок.

Деньги

Все цены приведены на июль 2003 года. US доллар тогда стоил 5.3 грн, евро 6.2 грн, 1 грн 6 руб.

Расходы на поход в расчете на одного человека (всего было 6 человек):

Билеты:
Киев - Москва, поезд № 90: 89 грн.
Москва - о.п. 1952км, поезд № 176: 145 грн (покупали в Киеве).
ст. Косью - Москва, поезд № 175: 145 грн.
Москва-Нежин, поезд № 57: 70 грн.
Нежин-Киев, електричка: 6 грн.

Питание в походе: 154 грн.
Заправка газовых баллонов: 10 грн.
Прокат баллонов от катамарана: 53 грн.
Прокат прочего снаряжения (крючья, скальный молоток, кошки): 5 грн. (в среднем)
Фотопленка: 20 грн. (отснято 12 пленок)
Печать фотографий: 100 грн (в среднем).
Метро, питание в поездах: 100 грн.
Аптечка: 20 грн (только на витамины, остальное было уже собрано).

Итого: 917 грн (174$).

Рекомендации и выводы

Весь вышеприведенный отчет является одной большой рекомендацией Приполярного Урала. Требования МКК не есть основная причина его написания. Если вы хотите идейно ходить по действительно диким местам, где нет дорог, где нет людей и где нет возможности "свалить", то вам нужно начинать отсюда.

На Приполярном Урале до сих пор сохранились никем не пройденные перевалы, непокоренные вершины, да и просто места, где никогда не было людей.

Нужно иметь в виду, что нам очень повезло с насекомыми и погодой. В прошлом году, по рассказам очевидцев, было всего несколько солнечных дней за все лето.

Также нужно иметь в виду, что мы шли медленнее других спортивных групп, отчеты которых можно найти в сети. В начале похода это было обусловлено неподъемным весом рюкзаков, в дальнейшем - истощением группы.

Тем не менее, мы безоговорочно довольны тем, что пошли на Приполярный Урал. Пройден красивый, очень разнообразный поход, совершено первопрохождение маршрута на высшую точку всего Урала - гору Народа.

В заключение хочется порекомендовать всем, кто желает пойти на Урал, тщательно сопоставлять свои желания с имеющимися силами и временем.


Карты и информация о районе похода

Для подготовки к походу использовались отчеты и описания, опубликованные в интернете.

http://www.tourism.ru

http://tourism.perm.ru/html/index.htm

http://www.mountain.ru/world_mounts/ural

Мы шли по распечатанным на лазерном принтере генштабовским километровкам. На некоторые участки в начале маршрута такие карты отсутствовали, там мы использовали распечатку обзорной карты края масштабом 1:1000000. Хождение по черно-белым распечаткам отнюдь не затруднительно при наличии участников, опытных в ориентировании. Единственный нюанс - при распечатке происходит растягивание изображения на страницу формата А4, поэтому необходимо установить, скольким километрам на местности соответствует 1 cм на распечатке. Файлы с картами Приполярного Урала можно найти по следующим адресам:

http://topokarty.narod.ru

http://tourism.perm.ru/html/maps.htm

http://www.velotourism.ru/gps_map/index.htm

http://mapy.mk.cvut.cz/index_r.html


    Страница 2 из 2
<<1   2

Состав:
- Шаповалов Дмитрий
- Коцержинский Евгений
- Галицкая Ирина
- Табака Павел
- Ананьева Екатерина
- Арещенко Андрей


Вид туризма: пеше-водный(комбинированный)

Категория сложности: четвертая (пешеходная часть 4к.с. + сплав 1к.с.)

Маршрутная книжка 34-03, Областная МКК г.Киева

Продолжительность активной части: 18 дней

Протяженность маршрута: 386 км (236 пешая часть + 150 км водная часть)


Страница 2 из 2
<<1   2

При возникновении вопросов и замечаний пишите редактору страницы
Турклуб"Глобус" НТУУ "КПИ" 2001-2004.  Последние изменения 21.03.2005