Перевал Кош-Мойнок Центральный (2Б)

Район

Хребет, массив, река

Название

Высота (м)

Категория трудности

летозимамежсезонье
Памиро-АлайВысокий АлайКош-Мойнок Ц4700--

Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток):

Перевал расположен в восточной части главного Алайского хребта между вершинами Карлытау и 4824.

Что соединяет и связывает:

дол. р. Кош-Мойнок - дол. р. Кун.

GPS координаты:39.50,753С; 072.51,124В

Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает:

Перевал назван первопроходцами - группой О. Янчевского [3]. Дословно Кош-Мойнок означает много поворотов.

Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон):

Перевал пройден первый раз в 2006 г. группой под р. О. Янчевского [3]. Нами было совершено второе прохождение.

Печатный или рукописный источник сведений:

[3], [4]

Описание участка маршрута:

дол. р. Кош-Мойнок. - пер. Кош-Мойнок Ц - дол. р. Кун

Путь по долине реки Кош-Мойнок

08.08.2007 - 7 день

От места ночёвки на берегу р. Кош-Мойнок идём вверх по долине по тропе по левому ор. берегу. Выходим выше зоны леса. Долина имеет две ступени. Поднимаемся по тропе на первую ступень долины и выходим на большое осыпное поле. Пересекаем его и подходим к подъему на следующую осыпную ступень долины. (Video 5)

Подъем на ледник Кош-Мойнок

Река, вытекающая из ледника, делает зигзаг перед подъемом на следующую ступень, поэтому есть два варианта захода на ледник (фото). Первый - не пересекая потока реки идти вдоль правого борта долины по осыпному склону до языка ледника и дальше подъем на ледник в самой правой по ходу его части. Неприятен этот вариант двумя моментами - движение по борту долины может быть камнеопасным; подъем на ледник в правой части представляет собой лед крутизной до 25º, покрытый осыпью. Второй вариант захода на ледник предусматривает брод многочисленных рукавов реки перед заходом на ступень морены, а затем движение по морене вверх, постепенно набирая высоту до выхода на ледник в левой его части. Рекомендуется этот брод проходить пораньше. Второй вариант показался нам более удачным, им мы и воспользовались. Выход на ледник с морены в таком варианте практически ровный. Ледник в месте выхода на него открытый и пологий. В средней части ледника есть несколько крупных трещин-промоин. Дальней части ледника мы не видем так как на нее спустился туман. В хорошую же погоду можно увидеть, что ледник в верхней части расширяется и прямо перед нами располагается красивейшая вершина Карлытау (в переводе на рус. - снежная гора). Идем по леднику не связываясь в направлении срединной морены, которая расположена в центре ледника. На ней мы ставим лагерь (фото 5.3). (Video 5)

Выход на ледник Кош-Мойнок

09.08.2007 - 8 день

От лагеря на морене продолжаем движение вверх по морене до небольшого повышения ледника. Здесь ледник поворачивает на право по ходу, мы поворачиваем за ним. Ледник открытый - не связываемся. Поднимаемся по склону 15-20гр - 200м и оказываемся в цирке перевала. Слева по ходу от нас снежная в. Карлытау. Правее ее располагаются седловины пер. Кош-Мойнок Ц. и пер. Кош-Мойнок Вост (фото 5.7). В правой части цирка есть еще один язык ледника стекающий с небольшого плато на склонах в. 4930 - это путь подъема на пер. Коп-Муз (N87) (фото 6.1). (Video 5)

Северный цирк перевала Кош-Мойнок Центральный (снято со срединной морены ледника Кош-Мойнок)
Северный цирк перевала Кош-Мойнок Центральный (снято с подъема на перевал Коп-Муз)

В цирке посреди ледника так же есть срединная морена. На ней делаем привал и связываемся, перераспределяем груз. От этого места до начала подъёма ледник закрыт.

С морены хорошо виден подъём на перевал. Он представляет собой снежно-ледовый склон длиной порядка 600м крутизной от 30 до 45гр. В верхней части видны разломы льда, просматриваются небольшие бергшрунды в нижней трети подъема, видны следы старых слежавшихся лавинных выносов. Видно, что несколько недель назад здесь были сильные снегопады, но с тех пор перепады температуры сцементировали склон. (Video 5)

Подъем на перевал Кош-Мойнок Центральный

В целях повышения туристских возможностей района решаем при прохождении перевала разделится на две группы: основная часть группы пойдет на пер. Кош-Мойнок Ц, пройдет участок склона, проходимый с одновременной страховкой и начнет провешивать перила; вторая часть группы (одна связка), оставив рюкзаки на срединной морене, совершит радиальное прохождение непройденного ранее N87, а затем догонит основную часть группы на подъеме на пер. Кош-Мойнок Ц. Забегая вперед стоит сказать, что связка "разведчиков" успела подойти к станции R0, когда последние участники основной группы проходили первую веревку подъема.

В 10 утра основная группа вышла в связках под перевальный взлет. Ледник на подходе покрыт глубоким рыхлым снегом. Так как раннее утро, снег подмёрзший, но все равно проваливается под тяжестью человека. На леднике есть трещины.

Нижнюю треть подъема проходим в связках с одновременной страховкой. Склон в этой части покрыт толстым слоем снега. Крутизна склона до 30 º (отдельных коротких участков до 35º), но глубокий рыхлый снег позволяет безопасно идти в связках одновременно. На 50-70м выше нижнего бергшрунда склон из снежного становится снежноледовым, крутизна склона 40-45º. Переходим на движение по перилам.

Перевал Кош-Мойнок Восточный (?88) с севера (снято с подъема на перевал Кош-Мойнок Центральный)

Первый проходит участок R0-R3 с двумя ледовыми инструментами и с облегчённым рюкзаком. Остальные идут по перилам. По такому склону проходим 150м. (Video 5) Дальше склон становится немного положе (30-35º) и опять появляется снег (R3-R5). По такому склону возможно движение, как с одновременной так и с попеременной или перильной страховкой. Ввиду большой перспективы полета (600м) и растянутости группы по станциям проходим еще 70м склона, не меняя техники - т.е. по перилам. Дальше склон снова становится круче - до 40º. По нему проходим еще 80м (R5-R7). Выходим на уровень седловины чуть правее ее. Подниматься сразу на седловину не возможно т.к. прямо под ней находится ледовый разлом. На седловину выходим траверсом. На самой седловине находится мульда, образованная снежным надувом с одной стороны и осыпным склоном с другой. В мульде есть вода. Место закрыто от ветра, есть места под палатки. Тур на небольшом возвышении в осыпной части седловины. С перевала открывается вид на Алайскую долину и Заалайский хребет (фото 5.8). Заалайский хребет группа видит впервые, грандиозность вида завораживает (фото 5.9). (Video 5)

Вид с перевала Кош-Мойнок Центральный на Юг
На перевале Кош-Мойнок Центральный

Планировавшийся подъем на вершину Карлытау в хребте перевала отменяем, т.к. чувствуется усталость после подъема. Решаем не рисковать, хотя до вершины не так далеко.

Южный цирк перевала Кош-Мойнок Центральный

Спуск с перевала идет по мелкоосыпному склону. Спускаться лучше не по кулуару, начинающемуся в мульде на перевале, а перевалить через контрфорс влево по ходу и спускаться по соседнему левому по ходу кулуару, все время забирая влево (там склон несколько положе) (фото 5.10). Спуск камнеопасен. Спускались плотной группой. Спустившись по осыпному склону выходим на ледник Кош-Мойнок Юж. Это один из немногих в Высоком Алае сохранившихся ледников, имеющих южную ориентацию. Ледник покрыт слоем снега около 0,5 м. А так как мы проходили его во второй половине дня - снег был изрядно подкисший, под ним большой слой воды. По леднику шли в связках, на каждом шагу проваливаясь по колено в снег. Путь по леднику выбрали в дальний правый его край - в этой части виден более пологий спуск с ледника. Спустились с ледника на морену. Дальше идём по ней вниз по долине. Отойдя 300м от края ледника становимся на ночёвку на берегу небольшого моренного озера. (Video 5)

Верховья долины реки Кун
Каньон на слиянии рек Кун и Сары-Могол

10.08.2007 - 9 день

C утра продолжаем движение вниз по долине. Идем некоторое время по крупноблочной осыпи. Через переход подходим к еще одному моренному озеру. Еще за один переход спускаемся в дол. р. Кун напротив вершины 4855. Долина в месте нашего выхода в нее пологая и травянистая. Выше по течению виден район перевала N90 (фото 5.12). Тропы в этом месте нет, она появляется ниже по течению. Идем вниз по течению до впадения р. Кун в р. Сары-Могол. В месте впадения глубокий каньон (фото 5.13). Тропа обходит его, забирая высоко по склону, и выводит нас в дол. р. Сары-Могол выше каньона. В этом месте можно перебродить реку и по ее правому ор. берегу идти вверх или вниз по течению. (Video 5)

Общее время прохождения: 12 ч 20 мин

Время, затраченное на подъем:9 ч 45мин

Время, затраченное на спуск: 2 ч 35 мин

Движение с одновременной страховкой: 1 ч 30 мин

Движение с попеременной страховкой: 6 ч

Организовано пунктов страховки: 23

Категория сложности:

Условия, при которых изменяется категория трудности:

В более снежный период необходимость в провешивании перил может уменьшиться, но до 2А категория перевала вряд ли опустится. Хотя склон перевала станет лавиноопасным. При меньшем количестве снега, возможно увеличение технической части на 1-1,5 веревки, что позволит говорить о сложности 3А.

Возможные опасности и меры безопасности:

В снежный год, более раннее время года, или после снегопадов склон перевала может быть лавиноопасен. Тогда логичнее или не идти через этот перевал, или идти ближе к ребру вершины, расположенной восточнее перевала. При этом сложность и протяженность может возрасти до 3А.

Основной технической проблемой является неоднородная структура склона, то рыхлый снег на ледовой подложке, то глубокий фирн, то лед. Могут потребоваться снежные якоря.