Вершина Урал В по контрфорсу северной стены со спуском через п. Укю Верхний на л. ?443

В. Урал В по кф. С стены со спуском через пер. Укю Верхний на л. ?443

Район

Хребет, массив

Название

Высота (м)

Категория трудности (тур)

летозимамежсезонье
Ц. Кавказ, БезенгиОтветвления Бокового хребта (Коштан-Крест)В. Урал В по кф. С стены со спуском через пер. Укю Верхний на л. ?443 **42733Б*

** Описываемый вариант прохождения:Бок. морена л. Укю Малый - в. Урал В (4273, альп. 5А по кф. С стены, к) - пер. Укю Верхний (3А*, ок 4200) - бок. морена л. - 443

  1. Местонахождение на хребте, отроге, реке (север-юг, запад-восток).

    Вершина Урал В находится в северном ответвлении Бокового хребта (Северного Массива) относительно в. Коштантау (хребет Коштан-Крест).

  2. Что соединяет и связывает.

    ЛП связывает ледник Укю Малый с ледником ?443.

  3. Кем назван, когда, в честь чего (кого), что означает.
  4. Сведения о первопрохождении препятствия (с разных сторон).

    Первопрохождение кф. С стены совершил А. Трацевич в 1978 г.

    Первопрохождение как туристского ЛП в походе - группа под рук. Ю. Балицкого в 2007 г.

  5. Печатный или рукописный источник сведений (отчет - место хранения, ?, вид туризма, автор, к.с., - стр., или фото, литература).

    Использованы материалы библиотеки КСС а/л "Безенги"

  6. Количественные характеристики (таблица):

    Веревка 50м.

    Общее время прохождения (час)около 30 часов, включая предварительную обработку
    Время подъема (час)около 13 часов + 9 часов на предварительную обработку
    Время спуска (час)около 8 часов
    Время движения со страховкой (попеременной)около 17.5 часов + 8 при обработке
    Время движения со страховкой (одновременной)около 2 часов
    Количество пунктов страховки (ориентир.) всего около 128
    - на подъемеоколо 97
    --- станций на льду3
    --- промежуточных точек на льду6
    --- станций на скалах8
    --- промежуточных точек на скалахоколо 65 при навеске перил + около 15 при одновременном движении
    - на спускеоколо 31
    --- станций на скалах7
    --- промежуточных точек на скалах1 при навеске перил + около 14 при одновременном движении
    --- станций на льду8
    --- промежуточных точек на льду1
    Частота прохождения (ориентир.)Ежегодно проходится альпинистами со спуском в Теплый Угол
    Преимущ. направ. прох.Подъем по кф. С стены
  7. Условия, при которых изменяется категория трудности.

    При подъеме на вершину Урал В другим маршрутом к.т. меняется.

  8. Описание прохождения.

    22.07.07

    Сегодня связка Юра и Паша идут провешивать ключевые веревки на контрфорсе северной стены Урала. Соответственно, доброволец из отдыхающих поднялся в 3:10 и приготовил завтрак. Вышли в 5:20. По пологой части ледника минут за 10-15 подошли к началу взлета (т. 1). Надели кошки и начали подъем. Двигались в связке одновременно. Плотный фирн, местами выступает лед. Крутизна постепенно увеличивалась до 40°. К бергшрунду (т. 2) подходили уже на передних зубьях. Поставили станцию на бурах и дальше двигались попеременно. 50 метров первой веревки немного не хватило до первого скального острова. Лед качественный, движение на передних зубьях. Второй веревкой достали до начала скальной части (т. 3). Соорудили станцию на крючьях и закладках, утоптали в снегу площадку, первый (Юра) переоделся в тапки.

    На скалах первый двигался на двойной динамической веревке (Beal Jocker), выпускали через реверсо, принимали через реверсо в режиме самоблокирования. Второй провешивал статические перила.

    Начинается маршрут с косой полки, уходящей влево-вверх от станции. Точки кладутся хорошо, лазание уровня F5a-5c 13-14 метров (уч. 3-3.1). Далее прямо вверх сложный участок с небольшим нависанием карниза в середине F6a-6b+/A0-A1 8-9 м (уч. 3.1-3.2). Своего уровня лазания не хватило - пришлось ИТО-шить на крючьях и закладках. Скалы покатые, очень похожие на Крымские на Соколе, во многих местах нужно выходить на трении. Магнезия использовалась во всю.

    Сравнительно несложным косым траверсом F5a-5b, 4-5 м (уч. 3.2-3.3) выходим к началу длинного внутреннего угла, уходящего вверх. В глубине все забито землей, точки класть неудобно. На участке 3.3-3.4, F5a-5b, 20 м особых проблем не замечено - аккуратное лазание, часто на трении. В т. 3.4 на неявной полочке поставили станцию - дальше начинался сложный участок, а веревки уже протягивались с усилием, да и места под станцию выше не было видно. Мы несли с собою 3 веревки-статики для провески перил. Но на станции в т. 3.4 вешать их не стали - хотелось максимально использовать длину веревки.

    На участке 3.4-4 (6-7 м) наблюдалось нарастание сложности до F6a-6b/А0-А1, серьезная проблема с постановкой точек. В точке 4 обнаружили слева на плите два шлямбура (уши под Ирбиса!). На них позже второй соорудил висячую станцию для статических перил. 7-8 м с плавным понижением сложности выводят на хорошую полку на верху откола в т. 4.1. К сожалению, с нее веревка 50 м не достает до низу.

    Далее нужно перейти к следующему отколу и по нему сложным лазанием F5c-6a, 20-22 м выйти к началу косой трещины в т. 4.2. Точки на этом участке кладутся неплохо, но желательны большие размеры френдов (гекс), которых у нас совсем мало. В конце участка - нависание откола, которое проходится слева. Участок 4.2-4.3 - простой переход по косой трещине-полке на вершину огромного выступа F5a, 18-20м. Дальше простой переход на хорошую полку (уч. 4.3-5), F4a-4b, 8м.

    На т. 5 мы вешаем вторую перильную веревку и дюльферяем к снегу. Переодеваемся, по льду бросаем последнюю статику и от нее одну из динамик. Достаем ниже бергшрунда, дальше в связке одновременно и очень быстро, поскольку стена начинает постреливать камнями. Всего от выхода до прихода в лагерь потратили 9 часов.

    23.07.07

    Подъем в 3:20, выход в 5:30. Погода не очень - тепло и небо в облаках. Но, поскольку на сборах 2006 года массив Урал мы облазили почти со всех сторон, непогода нас не сильно пугает. Главное - быстро подняться выше, чтобы шел снег, а не дождь, и за день выйти на перемычку между Уралами - там есть ночевки. Первым и вторым сегодня идет вчерашняя связка, которая обрабатывала маршрут. У первого из груза только железо (много железа :)), второй несколько облегчен.

    Проходим 2 ледовые веревки. На скальных перилах движение возможно только на педалях - лезть с тяжелым рюкзаком в ботинках по скалам 5 к.т. невозможно. Двигаемся тяжело - под ноги рельефа практически нет, крутизна приличная. Для экономии веса мы брали только два жюмара и 6 тиблоков, первый и второй лезли на тиблоках, остальные - на жюмаре и тиблоке. Сказывается малый опыт передвижения с рюкзаком по серьезным скалам и сильно облегченные верхние части системы. Начала портится погода - туман и мелкая снежная крупа. В итоге начать провешивание выше т. 5 мы смогли только в 8:30.

    Первый попробовал лезть в пластиковых ботинках - не получилось, пришлось переодеться в тапки. Участок 5-5.1 - косая трещина F5a, местами 5b, 18 м с возможностью нормально класть точки. Далее выход на наклонную плиту (точки неплохо ставятся в правой стороне плиты, а вылазить дальше надо левее), преодолеваем "ступеньку" (тут уже "на решимости"), доходим до т. 5.2. Лазание на этом участке F5а-5b, протяженность 12-14 м. Участок 5.2-6 проходится без проблем - это покатая плита F3, 8 м. На вершине выступа (т. 6) покатая площадка, может разместиться вся группа. Сложное лазание закончилось. Дальше первый лез в пластиковых ботинках, но по-прежнему только с железом и на двойной веревке.

    Участок 6-7 - это 4 веревки несложного лазания 2-3 к.т. Без веса многие места можно было бы идти одновременно. Выход на снежно-ледовый склон перемычки мы нашли через мокрый скальный кулуар (последняя скальная веревка). Погода испортилась окончательно - началась основательная метель с мокрым снегом. Последние 2 веревки (уч. 7-8) провесили по льду около 40° и в результате оказались приблизительно в середине перемычки между Уралом В и З. Время - 16:30. На гребне есть две ночевки: одна прямо под башней Западной вершины и вторая ближе к Восточной вершине на южной стороне. Вторая площадка меньше и опаснее, поэтому решили двигаться к первой (т. 9). Провесили одну веревку по гребню и метров 100 без страховки. Минут за 40 подготовили площадку, срубив часть снежно-ледового гребня, нашли воду.

    24.07.07

    Встали достаточно поздно - в 8:30. Собирались не спеша, погода отличная. Чувствуется вчерашний трудовой день. Вышли в 11 часов. Рюкзаки стали легче, поскольку вес разделили поровну. Шли одновременно, местами попеременно. Гребень в основном комбинированный, рельеф 1-2 к.т. (уч. 9-10). До башни Восточной вершины встречаются 2 небольшие стенки 2 к.т. Их проходили попеременно с промежуточными точками (уч. 10-11). Выход на вершину находится с юго-восточной стороны, нужно с юга обойти вершинную башню по полкам и разломам. В точке 12 - удобная полка, на уступе висит дюльферная петля. В этом месте имеет смысл снимать рюкзаки и 20 метров до вершины пройти радиально (уч. 12-13). Тур находится левее перед большим камнем, который и есть вершина. На туре мы были приблизительно через 70 минут после выхода с ночевки.

    Спуск с вершины на седловину между Уралом В и Малым - это 2 веревки дюльфера. Первая веревка 45 м по комбинированному рельефу 3, местами 4 к.т. на удобную скальную площадку (уч. 12-14). Веревка делает несколько небольших изгибов, что не дает возможности нормально продернуть ее вспомагаловкой. Нужно сделать промежуточную станцию и сдергивать сдвоенную 2 раза. Дюльферной петли на промежуточной точке обычно нет. Вторая веревка - 20 метров по скальной щели 4 к.т. (уч. 14-15). Также сдергивается сдвоенной. Петля есть.

    С перемычки (т. 15) на С седловину перевала Укю Верхний (т. 18) можно попасть двумя путями: через вершину Урал Малый или обходя ее снизу. Мы выбрали второй вариант, поскольку в тот момент на Урале Малом работала группа альпинистов. Нужно немного приспуститься к камню с дюльферной петлей по снежно-ледовому склону, кошки лучше одеть сразу (2-3 к.т., 10 м). От камня (т. 16) косой дюльфер вдоль вершинной башни Урала Малого на удобную полку в т.17. Тут также обычно есть готовая петля. Далее нужно подняться вдоль скал на седловину перевала (т. 18) по снежному гребешку, переходящему в косой подъем по льду (2-3 к.т., 25 м). От вершины до перевала мы потратили 2,5 часа.

    На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18) просторно - можно ставить палатки, есть вода (днем). В принципе, с перевала на л. 443 можно спускаться двумя путями: с С седловины - 10-12 веревок по скалам или с Ю седловины по ледовому кулуару. Мы выбрали второй вариант, поскольку при сравнимой камнеопасности, спуск по льду быстрее; состояние кулуара мы просмотрели с л. 443 при разносе заброски. Поэтому двинулись дальше по гребню. Участок 18-19 представляет собою простой комбинированный гребень (1 к.т.), за исключением короткого участка прямо от перевального седла - метров 10 льда 3 к.т. От т. 19 идет ледовый взлет 45 метров льда 3 к.т., который мы прошли связка по связке. Далее метров 40 по простому снежному гребню (уч. 20-21) и выход на скальную часть жандарма (т. 21). Движение одновременное в связках, кошки пришлось снимать. По разрушенным простым скалам порядка 150 метров до выхода на снег (т. 22), по которому спуск на Ю седловину перевала Укю Верхний (т. 23). Переход с одной седловины на другую занимает около 70 минут.

    В связи с достаточно поздним временем решаем ночевать на Ю седловине, поскольку спуск по камнеопасному кулуару однозначно лучше делать рано утром. Тут имеется небольшая лужа с водой, площадку под палатку приходится несколько выравнивать.

    25.07.07

    Подъем в 4:00, начало спуска в 6:15. С седловины перевала приходится сразу навесить одну веревку дюльфера, дальше небольшой участок можно пройти одновременно и еще одну веревку ближе к точке слияния двух кулуаров. Камни основательно присыпаны снегом, который постепенно превращается в фирн и, начиная с основного русла кулуара (т. 24) - лед, присыпанный снегом. По основному кулуару вешаем еще 6 веревок. Перед бергшрундом снега на льду становится больше. Последняя веревка достает ниже бергшрунда, дальше спускаемся одновременно по снежному выносу до пологой части ледника. Спуск занял около 3 часов. По леднику идем около часа, забирая правее, ближе к моренным завалам. Наконец находим удобное место. Отдыхаем.

  9. Рельеф по участкам пути.
  10. Протяженность, крутизна, время прохождения участков.

    Подъем:

    Уч.РельефК.т.Протяж., (м)Крутизна, град.ЧХВ/ЧРВ+обработкаДвижениеПогода
    0-1Открытый ледник1ок. 3500-10

    0:15/

    2:45+

    0:30/

    8:30

    ОБС

    Облачно

    1-2Снежно-ледовый взлет2-313020-40ОБС
    2-3Лед3-410040-45Перила 2*50 м
    3-3.1Косая скальная полкаF5a-5c13-14

    Средняя около 60

    Перила 3*50 м

    3.1-3.2Скалы

    F6a-6b+/A0-A1

    8-9
    3.2-3.3Косой траверсF5a-5b4-5
    3.3-3.4

    Внутренний угол

    F5a-5b20
    3.4-4

    F6a-6b/А0-А1

    6-7
    4-4.1

    F5b-6b/А0-А1

    7-8
    4.1-4.2Край отколаF5c-6a20-22
    4.2-4.3Косая трещина-полкаF5a18-20
    4.3-5Наклонные плитыF4a-4b8
    5-5.1Косая трещинаF5a-5b18

    -/8:20

    Облачно, временами туман, крупа

    5.1-5.2Наклонные плитыF5а-5b12-14
    5.2-6Покатая плитаF38
    6-7Скалы2-3, местами 418030-50Перила 4*50 м
    7-8Лед, в нижней части снег39035-40Перила 2*50 м

    Туман, снег

    8-9Комбинированный гребень1-2100***-/0:20Перила 1*50м, ОвС
    8-10Комбинированный гребень1150-200***

    -/0:50

    ОвС

    Солнечно

    10-11Скальные стенки250-70ок. 50ОМПвС
    11-12Серия полок1-2100***ОвС
    12-13Наклонная плита12020ОвС

    Спуск:

    Уч.РельефК.т.Протяж., (м)Крутизна, град.ВремяДвижениеПогода
    12-14Комбинированный рельеф3, местами 45060

    -/2:30

    Дюльфер 2*25 м

    Солнечно

    14-15Скальный разлом42070-80Дюльфер 1*20 м
    15-16Снежно-ледовый склон2-31035ПвС
    16-17Косой траверс ледового склона345До 40Дюльфер 1*45 м
    17-18Снежный гребешок, лед2-32530-35ПвС
    18-19Комбинированный гребень1-2, в одном месте 3ок. 200***

    -/1:10

    ОМПвС
    19-20Ледовый взлет гребня34540ПВС
    20-21Снежный гребень140***ОвС
    21-22Разрушенный скальный гребень1150***ОвС
    22-23Снежный гребень1-270до 35ОвС
    23-24Заснеженный скально-осыпной кулуар1-2ок. 150до 40

    -/3:00

    ОвС, дюльфер 2*50 м
    24-25Ледовый кулуар330040Дюльфер 6*50 м
    25-26Снежный выкат кулуара2ок. 150до 40ОвС
    26-27Открытый ледник, морена1ок. 1500до 151:00/-ОвС, ОБС

    Итого на препятствие:

    ЧХВ на прохождение - 1:15

    ЧРВ на прохождение - 18:55

    ЧХВ на предв. обработку - 0:30

    ЧРВ на предв. обработку - 8:30

    Навешено перил - 24 веревки (не считая коротких участков попеременного движения)

  11. Требования к организации движения и страховки.

    При прохождении контрфорса С стены массива Урал мы организовали движение следующим образом.

    · Один день потратили для предварительной навески перил на ключевом участке. Работали 2 человека (связка) на двойной динамической веревке. Оставили статические перила.

    · При прохождении группой контрфорса, первая связка работала на двойной динамической веревке, протягивая за собою статические перила. Остальные поднимались по готовым перилам. Первая связка была значительно облегчена по весу.

    · После подъема на гребень перемычки между Уралами в основном работали в режиме взаимодействия связок.

    · Дюльферяли на спуске по статическим веревкам, будучи связанными по связкам. Т.е. пользовались полноценной двойной страховкой.

    Мы рекомендуем пользоваться нашим подходом в случае, когда препятствие проходится с бивуачным снаряжением.

    Если же планируется прохождение за один день, то:

    · нужно двигаться в режиме взаимодействия связок без дополнительных перил;

    · участок 6-7 можно, в принципе, проходить одновременно (при соответствующем уровне подготовки).

  12. Возможные опасности и меры безопасности (выделить особо).

    Опасности:

    · Ледовый взлет перед скалами контрфорса простреливается камнями.

    · Незапланированная ночевка на контрфорсе.

    · Гроза при нахождении на гребне перемычки между Уралом В и З или на вершинах.

    · Камнеопасность спускового кулуара с пер. Укю Верхний (Ю седловина) на л. 443.

    Меры безопасности:

    · Выходить на скалы контрфорса рано утром.

    · Предварительно обработать ключевые веревки маршрута (особенно, если предполагается движение с грузом).

    · При необходимости ночевки на перемычке остановиться на площадке под в. Урал З - ночевка защищена от ветра и молнии.

    · Спуск с Ю седловины пер. Укю Верхний производить рано утром.

    · Планировать спуск с пер. Укю Верхний с Ю седловины при достаточном уровне снега. Когда снега мало - увеличивается камнеопасность склонов Думалы, откуда камни летят в спусковой кулуар.

  13. Рекомендуемое специальное снаряжение на группу.

    Каждому:

    • Система, самострах, 3 карабина, страх./спусковое устр-во, каска, перчатки
    • Кошки
    • Ледоруб
    • Зажим (жюмар) основной (кроме первого) + дополнительный
    • "Педаль" - 1 или 2 (кроме первого)

    На группу из 4 человек при передвижении в режиме навески перил с предварительной обработкой:

    • Закладки - 1 комплект
    • Ковырялки для закладок - 2 шт.
    • Френды - 1 комплект
    • Крючья скальные - набор 6-10 шт.
    • Крюкоулавливатели - 2 шт.
    • Молоток скальный - 2 шт.
    • Лестницы для ИТО - 2-3 шт.
    • Тапки скальные - 1 шт.
    • Мешочек с магнезией - 1 шт.
    • Петли станционные 240 см - 4 шт.
    • Карабины для точек на станциях - 12-16 шт.
    • Карабины станционные - 4 шт.
    • Оттяжки разного размера - 10-12 шт.
    • Веревка основная динамическая (лучше сдвоенная) - 1 шт.
    • Веревки основные статические - 2 шт.
    • Вспомогательная веревка - 1 шт.
    • Расходные петли - 5-7 метров
    • Ледобуры станционные - 8 шт.
    • Ледобуры для промежуточных точек - 2 шт. (наше мнение)
  14. Возможные и рекомендуемые места ночлега.
    1. Боковая морена л. Укю малый напротив контрфорса С стены массива Урал - отличные площадки (т. 0).
    2. На гребне под вершинной башней в. Урал З. Хорошая площадка, нужна небольшая "доработка", есть вода (т. 9).
    3. На гребне (по Ю стороне) перед взлетом на вершину Урал В.
    4. На перемычке между в. Урал В и Урал Малый. Перемычка снежная, площадку надо ровнять, воды нет (т. 15).
    5. На С седловине перевала Укю Верхний (т. 18). Достаточно много ровного места, есть вода.
    6. На Ю седловине перевала Укю Верхний (т. 23). Есть вода.
    7. Морены правого борта ледника 443 (т. 1). Готовых площадок нет, но много пологих мест, которые превращаются в хорошие площадки за 10-20 минут (т. 27).
  15. Информация о ЧП и аварийных ситуациях, известных автору.

    Не известны.

  16. Фамилия, имя, отчество автора описания.

    Балицкий Юрий Святославович, 2007 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Список фотоматериалов

?п/п? в отчСодержаниеТочка съемки

Точ-ки

123Вид на кф. С стены массива УралБоковая морена л. Укю Малый (т. 0)+
224Ключевые веревки маршрутаБоковая морена л. Укю Малый (т. 0, с увеличением)+
325Прохождение группой уч.2-3Т.2
426Прохождение последним уч.3-4Т.4
527Прохождение вторым уч.4-4.1Т.4
628Работа второго на уч.5-5.1 (протягивание статических перил)Т.5
729На станции на уч.6-7 (первая веревка участка)Т.6
830Выход первого на 3-ю веревку уч.6-7Вторая станция после т. 6
9314-я веревка уч.6-7 (выход на снег)4-я веревка уч. 6-7
10321-я веревка уч.7-8Т.7
1133Бивуак под башней в.Урал З (т.9)Т.9
1234Вид на массив в. Урал с севераВ. Укю+
1335Вид на вершинную башню в.Урал ВПеремычка между Уралом В и З (в р-не т. 8), фото со сборов 2006 года+
1436Работа связки на уч. 10-11 (первая стенка)Уч. 10-11
1537Дюльфер на уч.14-15Т.15
1638Вид на уч.19-23В районе в. Урал В (т. 13)+
1739Пер. Укю Верхний, южная седловинаТ.23
1840Вид на спусковой кулуарУч. 26-27+
Вид на кф. С стены массива Урал
Фото 23. Вид на кф. С стены массива Урал
Ключевые веревки маршрута
Фото 24. Ключевые веревки маршрута
Прохождение группой уч.2-3
Фото 25. Прохождение группой уч.2-3
Прохождение последним уч.3-4
Фото 26. Прохождение последним уч.3-4
Прохождение вторым уч.4-4.1
Фото 27. Прохождение вторым уч.4-4.1
Работа второго на уч.5-5.1 (протягивание статических перил)
Фото 28. Работа второго на уч.5-5.1 (протягивание статических перил)
На станции на уч.6-7 (первая веревка участка)
Фото 29. На станции на уч.6-7 (первая веревка участка)
Выход первого на 3-ю веревку уч.6-7
Фото 30. Выход первого на 3-ю веревку уч.6-7
4-я веревка уч.6-7 (выход на снег)
1-я веревка уч.7-
Фото 31. 4-я веревка уч.6-7 (выход на снег)
Фото 32. 1-я веревка уч.7-8
Бивуак под башней в.Урал З (т.9)
Фото 33. Бивуак под башней в.Урал З (т.9)
Вид на массив в. Урал с севера
Фото 34. Вид на массив в. Урал с севера
Вид на вершинную башню в.Урал В
Фото 35. Вид на вершинную башню в.Урал В
Работа связки на уч. 10-11 (первая стенка)
Фото 36. Работа связки на уч. 10-11 (первая стенка)
Дюльфер на уч.14-15
Фото 37. Дюльфер на уч.14-15
Вид на уч.19-23
Фото 38. Вид на уч.19-23
Пер. Укю Верхний, южная седловина
Фото 39. Пер. Укю Верхний, южная седловина
Вид на спусковой кулуар
Фото 40. Вид на спусковой кулуар

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотокопии контрольных записок

Контрольная записка с в. Урал В
Фото 41. Контрольная записка с в. Урал В

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Краткий тактический план прохождения ЛП

Краткий тактический план прохождения ЛП
Краткий тактический план прохождения ЛП

График прохождения:

ДеньУчастокПримечание
1Р.в. - кф. С стены массива Урал (обработка части маршрута)Ночевка на бок. морене лед. Укю М
2Бок. морена л. Укю Малый - перемычка между в. Урал В и З (работа на маршруте 5А по кф. С стены)
3М.н. - в. Урал В (4273) - пер. Укю Верхний Ю (3А*, ок. 4200)
4М.н. - бок. морена ледника ?443

Основные точки на схеме:

?ОписаниеВысотаПримечание
1Ночевки на боковой морене ледника Укю Малыйок. 3820Отличные площадки, вода
2Перемычка между в. Урал З и Урал Вок. 4200Скально-снежный гребень. Есть места для палаток
3Вершина Урал Восточный4273
4Перемычка между в. Урал В и Урал Мок. 4200Снежное седло. Можно поставить палатку
5Вершина Урал Малыйок. 4230
6Северная седловина перевала Укю Верхний (3А*)ок. 4200Снежная мульда, скалы. Есть места для палаток, вода
7Южная седловина перевала Укю Верхний (3А*)ок. 4200Широкое снежное седло, вода
8Боковая морена ледника - 443ок. 3600Готовых площадок нет
9Урочище "Теплый Угол"
10Вершина Урал Западныйок. 4220
11Перевал Урал (2Б)3906Снежная мульда, скалы. Есть места для палаток
12Низовья л. - 443

Варианты прохождения препятствия:

?ТочкиХарактеристикаК.с.А.К.с.ТПримечание
1

1-2-3-4-5-6-7-8

(1-2-3-4-6-7-8)

Основной вариант - траверс в. Урал В-М, по кф. С стены5А, к3Б*,п/п т.
21-11-8Вариант обхода через пер. Урал (2Б)-
31-6-7-8Вариант обхода через пер. Укю Верхний (2Б)-2Б*
41-9-12-8Обход ЛП через л. Мижирги--

Аварийные и запасные варианты:

?ТочкиХарактеристикаПричины
11-9Спуск в Теплый УголПри аварии
24-6Вариант прохождения: обход в. Урал М. По сложности примерно эквивалентен основному варианту 4-5-6 (2-3 веревки)В зависимости от снежно-ледовой обстановки, погоды и состояния группы.
36-8Вариант спуска: с С седловины пер. Укю Верхний.От количества снега в спусковом кулуаре, камнепадов.
46-1 (7-1)Спуск на ледник Укю МалыйПри аварии во время прохождения

Краткая характеристика основных участков маршрута:

Уч.Краткая хар-каКраткое техн. описаниеТ (ч)Примечание
1-2-3Альп. маршрут 5А к.с. (к) на в. Урал В по контрфорсу С стены11 веревок (4 на льду, 3 - сложные скалы, ИТО А1-А2, остальные - несложные скалы)14-18На сложность влияет количество снега.
3-4Спуск с в. Урал В на перемычку между в. Урал В и Урал М2-3 веревки на петлях по скалам (обледенелым)1-2Соответствует ключевому участку альп. маршрута на в. Урал В по С стене 4А (на подъем)
4-5Подъем на в. Урал М2 веревки, скалы1-2

Возможен обход - см. уч. 4-6

5-6Спуск на С седловину пер. Укю Верхний (3А*)1-2 веревки, скалыДо 1
6-7Переход на Ю седловину пер. Укю ВерхнийКомб. гребень, 2 веревки1-2
7-8Спуск с Ю седловины пер. Укю В. (3А*) на ледник ?443, по леднику - до боковой морены7-9 веревок по скалам и ледовому кулуару5-7Камнеопасно

Краткая характеристика запасных и аварийных участков маршрута:

Уч.Краткая хар-каКраткое техн. описаниеТ (ч)Примечание
1-9Спуск в Теплый УголОткрытый ледник, отвалы боковых морен1-1,5
1-11Подъем на пер. Урал (2Б)400 метров льда (снега) до 40°, небольшой бергшрунд1,5-2,5
11-8Спуск с пер. Урал (2Б)Скально-осыпной кулуар, осыпные склоны ("отвалы")1-1,5Камнеопасно
10-2Спуск с в. Урал З на перемычку

1 веревка (10м) дюльфера, одновременная страховка на гребне

0,5-1
4-6Обход в. Урал М1 веревка косого дюльфера к "острову", 1 веревка подъема по ледовому склону1
6-1(7-1)Спуск на ледник Укю МалыйСнежный "контрфорс", небольшой бергшрунд, снежно ледовые склоны до 30°1-2
6-8Спуск с С. седловины пер. Укю В (3А*) на ледник ?443Крутой скальный кулуар5-7Камнеопасно
8-12Спуск в ущ. МижиргиОсыпи, тропа по гребню боковой морены2-2,5

Дополнительные варианты ночевок (основные - в паспорте):

  • На пер. Урал. Достаточно места (т. 11).
  • Перед началом взлета З гребня в. Урал З (на уч. 11-10). Скальная площадка под одну палатку. Воды нет.
  • Підписатися на Коментарі для "Вершина Урал В по контрфорсу северной стены со спуском через п. Укю Верхний на л. ?443"