Путь Сантьяго (Camino de Santiago), Португальский Путь и Фистерра (Испания)

?Подобно тому, как мусульманская традиция требует, чтобы всякий правоверный хотя бы раз в жизни прошел вослед пророку Магомету в Мекку и Медину, первое тысячелетие христианства знало три пути, почитаемых священными и сулящих Божье благословение и искупление грехов каждому, кто пройдет по ним. Первый путь - к гробнице святого Петра в Риме: идущие по нему избрали себе в качестве символа крест и назывались ромейро. Второй - ко Гробу Господню в Иерусалиме; идущие этой дорогой именовались палмейро в память пальмовых ветвей, которыми жители города приветствовали появление Иисуса. И наконец, третий путь вел к бренным останкам святого Иакова - по-нашему Сантьяго, - захороненным на Иберийском полуострове в том месте, где однажды ночью некий пастух увидел, как сияет над полем яркая звезда. Предание гласит, что не только Сантьяго, но и сама Пречистая Дева сразу после смерти Спасителя пребывала в тамошних краях, неся жителям слово Божье и обращая их. Местечко это получило название Компостела - в имени этом соединились слова ?кампо?, то есть поле, и ?эстрела?, что значит звезда, - и вскоре превратилось в городок, куда со всех концов христианского мира будут стекаться богомольцы - их называли пилигримы, а символом своим сделали они раковину.?

Паоло Коэльо. ?Дневник мага?.

Сразу скажу честно, задумав пройти по Пути Сантьяго, я не преследовал религиозных целей. Путь предназначался для того что бы увидеть мир, проверить себя. Это был мой первый многодневный поход в котором была цель. Цель - пройти Путь и добраться в Сантьяго де Компостела, пройдя один из маршрутов на велосипеде. Кроме того, Путь Сантьяго, с развитой инфраструктурой ориентированной на туристов - это отличный и достаточно бюджетный способ увидеть Европу.

Идея пройти путь возникла спонтанно, когда я наткнулся в Интернете на отчеты по прохождении пути, пешком или на велосипеде, разными людьми, с разными целями. Потом был поиск информации, прослушивание аудиокниги Пауло Коэльо "Дневник Мага" и размышления о том, как реализовать идею. Путей существует много, прийти или приехать в Сантьяго де Компостела можно из разных стран - Франции, Португалии, Англии, но основная часть маршрута пролегает по Испании. В процессе поисков мне попадались варианты пройти Французский путь. Но там был километраж более 800 км, и времени на это требовалось больше, чем у меня было в наличии. К счастью появился хороший вариант по прохождению пути, два в одном, Португальский путь плюс Фистерра. Это было то, что нужно - примерно 500 км., дистанция с большим процентом грунтов, по двух странам, с несколькими подъездами к Атлантическому океану, проходившая через много португальских и испанских городов и сел. По маршруту не было больших вершин, самая высокая гора была чуть больше 400 м. Но так как в Португалии и Испании практически нет равнин, то суммарный набор высот составил более 8000 метров на 500 км.

Символически получилось, что трек нашего маршрута очень напоминал изображение посоха паломника.

Путь оказался совсем непростым, и первоначальная прогулка вдоль океана превратилась в многодневный поход в разных условиях: под ливневым дождем, ветром, с преодолением перевалов. Но это не помешало получить удовольствие, так как позитив можно найти в любой ситуации. Да и кроме дождей было (и гораздо больше) и яркое солнце, и приятный бриз с Атлантического океана, и замечательные пейзажи и красивая архитектура и, самое важное, приятное общение с людьми которых знал раньше и новые знакомства.

Предисловие.

Описание Путь Святого Иакова (Сантьяго) можно найти в Wiki, Интернете или на сайте сообщества ru_camino.

Интересный факт.
Паломники, идущие по французскому пути в Компостелу, по ночам ориентировались по Млечному пути, который в Испании также называют ?дорогой Святого Иакова?. Её, согласно поверью, святой начертал в небе, чтобы указать Карлу Великому дорогу на сарацин.
Современные паломники ориентируются по Жёлтым стрелкам. Желтые стрелки часто изображены в виде символа паломничества - ракушки. Это указатели, по которым пилигрим находит свой Путь. Маршрут достаточно хорошо промаркирован и GPS нужен не часто. Поиск стрелок превращается в отличное развлечение.

Желтые стрелки - маршрут
Желтые стрелки - маршрут

Процесс подготовки занял не слишком много времени и ресурсов, визы оформили достаточно быстро благодаря хорошей подготовке документов. Да и для паломников, наверное, существуют определенные преференции. Все десять участников без проблем получили визы.

В регионе пути, в октябре, в прошлые три года практически не было дождей. Зная это и помня нашу предыдущую поездку в ?солнечную Италию?, я особое внимание уделил экипировке для плохой погоды. Были закуплены легкие дожде- и ветрозащитные куртки и штаны. Так как я ехал в контактных сандалиях, то были взяты и бахилы, для плохой погоды. Все это пригодилось, так как были и ливни и штормы. Но благодаря хорошей экипировке я получал удовольствие от езды, а не дрожал от холода.

День 0. Прилет в Порто.

Свой путь мы решили начать с Порто и закончить в Порто. Билет туда обратно дешевле, чем билет в один конец, это помогло оптимизировать затраты. Перелеты составляют основную часть финансовой нагрузки при походах в Европе. Сам перелет состоял полета из Киева в Лиссабон, длительностью 4 часа 40 мин, а потом из Лиссабона в Порту - смешной полет длительностью 45 минут, взлетели, приземлились. Ехали мы подготовленными, рассчитывали на голодный путь паломника, поэтому взяли с собой по килограмму сала :). Чем изрядно удивили португальских таможенников. По коридору я шел первым, поэтому застопорили на мне. Сначала они долго совещались у рентгена, потом позвали подмогу в виде пары полицейских, а потом не выдержали и сказали открывать рюкзак. Нашли пакет с салом и спросили "Шо це?". "Сало", отвечал я им на чистом английском. Беда в том, что в английском нет отдельного слова обозначающего "сало", но путем перебора мы таки нашли общий язык. "Зачем?", спросили они. "Да, говорят, у вас тут плохо кормят, страхуемся". Посмеялись полицейские, но сало не отобрали и пустили в страну.

Забегая вперед скажу, оказалось что у голода глаза велики и все не так плохо. Порции в Португалии большие и не сильно дорогие, в Испании меньше, но тоже хорошо. За 10 евро можно получить хороший комплексный обед, естественно в ресторанах в которых питаются местные, не в пафосных местах. Часто мы переоценивали свои силы и заказывали слишком много. И там где можно было остановится на первом блюде, мы заказывали второе. В дальнейшем нам пришлось умерять свои аппетиты, так как после обильного обеда крутить педали было тяжело.

В Порто мы прибыли поздно ночью, велосипеды закончили складывать только к 2-30 по португальскому времени (4-30 по Киеву). Потом была поездка вдоль океана, реки Дору, к гостинице. Я воспользовался вынужденными остановками (проколы) и сделал несколько фото ночного Порту.

Ночной Порту, мост Dom Luis I
Ночной Порту, мост Dom Luis I

Прибыли в гостиницу мы почти к шести утра и легли спать. Вставать надо было через четыре часа, начинался новый день.

День 1. Начало пути. Porto - Rates.

После бессонных суток пробуждение далось довольно легко, как для меня. Прокопошившись со сборами, мы с опозданием, но выехали. Опоздания со стартом, кстати, были довольно сильным бичом похода, сказывалось большое число участников. Часто выезжали поздно и поэтому приходилось наверстывать в пути. Только к конце маршрута участники стали организоваться лучше и мы выезжали только с небольшим опозданием.

В первый день мы немного посмотрели Порту и конечно пообедали. Обед был сытным, но очень не спешным и еще дольше задержал нас в Порто. Но пейзажи и архитектура солнечного Порту того стоили.

Панорама Порту, древность и современность
Панорама Порту, древность и современность

В точке старта мы получили паспорта паломников, которые давали право ночевать в муниципальных альберге по Пути. Альберге - это практически вариант хостела, в котором могут селиться только паломники. Условия в таких альберге довольно приемлемые, есть душ, горячая вода. Кровати в основном двухъярусные и сами комнаты на 4-10 и больше человек. В некоторых необходим спальник, так как на кровати только матрац. Сами альберге бываю муниципальными и частными. Также в некоторых местах альберге организовывают энтузиасты, которые принимают людей за символическое вознаграждение. Часто платой за проживание становится беседа с хозяевами за ужином. В муниципальных альберге стоимость колеблется от бесплатно до 5-7 евро. В частных - в районе 15 евро. Также по пути встречается довольно много хостелов и частных гостиниц с ценой 15-40 евро. Развитая инфраструктура с недорогим (по европейским меркам) проживанием и привлекает множество туристов-паломников в эти места. Особенно много на Пути европейцев, молодежи и пенсионеров.

По мере прохождения Пути мы ставили штампики, компостелки, в альбергах, церквях или кафе. В финале поездки ставился штамп о завершении пути.

Паспорт паломника
Паспорт паломника

Лирическое отступление - игра Десят негритят, первый пошел
Порту, мягко говоря, неровный город, везде одни подъемы и спуски. Поэтому прогулки по Порту выявили, что одна из участниц не успевает за группой из-за проблем с ногой и ей пришлось оставить надежду пройти Путь со всеми. Света осталась в Порту. Потом мы встречались в Сантьяго, и уже в аэропорту на обратной дороге. Так Путь съел первого участника.

После выезда из Порту мы поехали проселочными дорогами и грунтами по нашему Пути. Велосипедный Путь проходил по маршруту пешего, с той лишь разницей, что мы проходили за день расстояние примерно в два раза больше.
По Пути встречалось довольно много древних римских мостов. На Французском Пути их еще больше.

Римский мост в городке Сибариш
Римский мост в городке Сибариш

Завершался наш первый день в городке Rates. Мы разместились в альберге вместе с другими паломниками, в основном велосипедистами. Пеших туристов было меньше, так как для пеших путь часто начинают в испанском городке Туи. Но для велосипедного паломника минимальным расстоянием является 200 км, поэтому велосипедисты начинают в Порту.

День 2. Первый дождь. Rates - Barselos - Ponte de Lima.

Ночью мы были "обрадованы" звуками сильного дождя. Утро также показало не очень радостную картину - дождь лил вовсю.

Печаль
Печаль

Опечаленные, но не сломленные мы все таки решили ехать. Тем более что вариантов у нас особенно не было :), все таки у нас не радиалка. И поймав момент, когда дождь немного утих - выехали. Вот тут мне и пригодилась штормовая одежда. В непромокаемой одежде ехалось тепло и комфортно. Дорога проходила через эвкалиптовые леса, перевалы и была богата потоками воды, порывами ветра. На одном из участков мы выехали на трассу местной МТБ гонки. Гонцы неслись нам на встречу и несомненно были "обрадованы" такой встрече, особенно на скорости и на поворотах :) Но мы уважали право спортсменов на первоочередной проезд и спешивались перед закрытыми поворотами. В одном месте пришлось подождать пока местные bombeiros (пожарники МЧС) очистят дорогу от упавшего дерева. Но несмотря на препятствия, до хостела в городке Ponte de Lima мы доехали без особых проблем. Не считать же проблемой замену камеры под проливным дождем :). Плохо было одно - в хостеле не было места для сушки вещей и эта проблема встречалась дальше достаточно часто. Поэтому приходилось вещи досушивать на себе. В хостеле была постель, поэтому нам спальники не пригодились. За время Пути спальники нам пригодились только два раза, в первом альберге и последнем. Правда мы останавливались в основном не в муниципальных альбергах, а в частных или в хостелах.

День 3. И снова солнечно. Ponte de Lima - Valenca - Tui.

Утренний Ponte de Lima встретил нас солнышком и ковром из веток, которые были отломаны прошлой бурей. Солнышко очень красиво раскрасило дома и мосты, и даже небольшой, временами моросящий, дождик не портил впечатление.

Ponte de Lima
Ponte de Lima

Дорога после Ponte de Lima была одним из самых трудных этапов Пути. Путь шел вверх, через перевал и довольно большая часть была труднопроходимой, пришлось велосипеды тянуть на себе. Особенно нелегко было участникам с баулами. В этом плане с рюкзаком проще.

Восхождение
Восхождение

На этом участке нас обгоняли пешие пилигримы, и идти было достаточно тяжело. Но виды в пути стоили усилий. По дороге мы встретили пожилую пару из Берлина, которая шла пешком, разговорились. Они оба уже были на пенсии и решили пенсию проводить активно. По пути мы встречали много людей в возрасте, которые шли пешие маршруты. Это довольно популярный способ времяпровождения для пенсионеров и молодежи.

В Velenca мы прибыли поздно вечером, поблукали старым городом, полюбовались закатом.

Силуэт
Силуэт

Переехав через мост мы оказались в другой стране, в Туи, Испания. В Туи есть красивый кафедральный собор, который ночью выглядит даже красивее чем днем.

Кафедральный собор в Туи
Кафедральный собор в Туи

Полюбовавшись собором, мы поехали отдыхать в альберге. Альберге был небольшим, но мы смогли поместится. День прошел замечательно.

День 4. И снова дождик. Tui - Redondela - Pontevedra.

Новый день начался с моросящего дождя. Но ехалось нормально, только не было условий для фотографирования. Пришлось снимать телефоном, так как фотоаппарат вынимать из рюкзака не захотел.
В Испании путь размечен гораздо хуже, чем в Португалии и приходилось прибегать к помощи GPS.

Лирическое отступление - игра Десят негритят, второй пошел.
Этот день омрачился падением Олега, фактически на ровном месте. Пришлось ему с Машей и Толей ехать в больницу на скорой. А Саша повел нашу группу в альберге. Нам очень повезло, что Толя знает испанский, и поэтому они смогли объясниться в больнице. Также отлично показали себя организаторы похода в кризисной ситуации. Олегу наложили несколько швов на лице, и мы с ним встретились уже в Сантьяго на обратном пути. Так Путь съел второго участника.

День 5. Долгое ожидание. Pontevedra - Padron.

В связи с событиями прошлого дня Толе и Маше пришлось уехать сопровождать Олега по больницам. А группа осталась ожидать в альберге. Восстановившаяся хорошая погода и долгое ожидание без движения не способствовали хорошему настроению. Группа рвалась продолжить путь, но приезд ребят все откладывался. На этой почве даже возник небольшой конфликт, но к счастью без последствий. Ближе к вечеру ребята все таки вернулись, и мы продолжили Путь, наверстывая упущенное.

Символический посох пилигрима, фляга и ракушка
Символический посох пилигрима, фляга и ракушка

Поздно вечером мы въехали в Padron. В альберге места нам не нашлось, и мы поехали искать хостел. Кстати, по традиции в муниципальные альберге пускаю сначала пеших пилигримов, потом тех которые приехали на автобусе, а в самом конце - велосипедистов. Видимо считается что для велосипедиста проехать еще 30 км. к другом альберге это не проблема. Так что пилигрим должен быть готов к невзгодам или дополнительным затратам.

К счастью в городе был замечательный комфортный хостел-гостиница, оформленный в виде старинного здания. Поужинав в ближайшем ресторане мы ушли спать. Впереди был ранний подъем и дорога в Сантьяго де Компостела, хотелось успеть на мессу для паломников.

День 6. Завершение Португальского Пути. Padron - Santiago de Compostela - Negreira.

Мы поднялись еще до расвета, еще было темно, и выехали в Сантьяго. Доехали достаточно быстро и первым делом пошли ставить финальную печать и получать компостелку. По прохождении Пути выдается символический документ (слева) - компостелка. После прохождения Пути Фистерра - фистериану (справа).

Компостелка и фистериана
Компостелка и фистериана

В 12-00 начиналась месса посвященная паломникам, на которой перечисляют людей и группы, которые пришли в Компостелу вчера. Если бы мы пришли на следующий день, то услышали бы и упоминание о нашей группе. На мессе присутствовало несколько священников и разных стран - Германии, Америки и других. Они зачитывали приветствия от имени своего народа.
Через специальный вход для паломников мы посетили собор и послушали мессу. Гвоздем программы было большое кадило, которое удерживали несколько человек и которое раскачивали над толпой.

Месса в кафедральном соборе Сантьяго де Компостела
Месса в кафедральном соборе Сантьяго де Компостела

По старой традиции, паломник прошедший Путь в Святой год получает прощение всех грехов. Святым называется год, когда день Святого Иакова (25 июля) выпадает на воскресенье. 2010 год как раз и был Святым годом. В следующий раз это будет в 2021 году.

После завершения мессы у нас было небольшое свободное время на экскурсию по Сантьяго.
Но сильно мы не расслаблялись, так как в тот же день нам необходимо было стартовать Путь Фистерра, к Атлантическому океану. И первым пунктом у нас была Негрейра.

Римский мост в городе Пикор
Римский мост в городе Пикор

Вечер завершился отдыхом в комфортабельном хостеле Сан Хосе, со стиркой, сушкой и Wi-Fi.

День 7. Новый Путь - Фистерра. Negreira - Oliveiroa.

Новый день снова начался с моросящего дождика, который по мере продвижение усиливался. Сначала пришлось одеть ветровки, потом куртки, а дождь и ветер все усиливались. После перевала на сторону океана, порывы ветра чуть не сносили с дороги, а ливень стоял стеной. Укрывшись на ферме мы начали совет. Нехотя, но пришлось принять решение о том что в Фистерру мы сегодня не доедем. Мы свернули в городок Оливейроа и поехали искать альберг. Мы там были совсем не одни такие, и мест соответственно не было. Но к счастью рядом был хостел, в котором было как раз восемь мест. Хостел оказался со стиркой и возможностью заказать парное молоко из принадлежащей хозяину фермы. Чем мы и воспользовались неоднократно. Погода днем была насколько плохая, что даже фотографировать было практически невозможно.

День 8. Океан. Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa.

Этот день начал череду замечательных, по погоде, дней. Которые послужили подлинным украшением нашего похода. Хорошая погода также позволила сделать красивые фото. Мы решили ехать радиалку, Oliveiroa - Fisterra - Oliveiroa, облегчив рюкзаки и оставив вещи в хостеле. Таким образом мы не посетили только Muxia, которая была в нашем первоначальном плане.

Лирическое отступление - игра Десят негритят, третий пошел, четвертый все-таки поехал
В предыдущий день решили, что организатор Маша с нами не поедет, так как ей необходимо было отдохнуть. Путь временно съел еще одного. А после обильного ужина, утром, выяснилось, что Саша, второй организатор, очень плохо себя чувствует. Но чувство долга и воля подняли его с постели, и он мужественно повел группу. Большое ему спасибо за это, так как тот день был наполнен самыми красивыми видами гор и океана.

Наш путь шел через горные гряды и спускался к Атлантическому океану. На горных грядах было много ветрогенераторов. Испанцы развивают экологически чистые виды производства электроэнергии.

Ветер в горах
Ветер в горах

По ходу движения мы сделали остановку на отличном пляже и искупались в Атлантическом океане. Вода была бодрящая, но купаться было можно. А на солнышке вообще было замечательно.
После купания мы продолжили путь на Фистерру, "Край мира", саму западную точку Испании. Всю дорогу нас сопровождали красивейшие виды океана.

Мыс Фистерра
Мыс Фистерра

В Фистерре мы зашли в муниципальный альберг и оформили фистериану, документ удостоверяющий что мы дошли до Фистерры.
Часть группы осталась обедать, а часть, и я в том числе, поехали смотреть на маяк, нулевой километр и пр. В Фистерре находится маяк, который располагается на краю мыса. Рядом с ним находится знак, символизирующий нулевой километр Пути и вышка, к которой пилигримы могут привязывать вещи, которые приходят в негодность после пути.

Маяк и нулевой километр Пути
Маяк и нулевой километр Пути
Избавление
Избавление

Также некоторые оставляют там стоптанные ботинки, этому даже посвящен памятник.

На Краю мира
На Краю мира

Так как мы потратили довольно много времени на осмотр Фистерры, купания и прочее, то назад в Негрейру возвращались уже не грунтами, а асфальтом, так быстрее. По всему маршруту пути существует возможность сойти с пешего пути и поехать или пойти асфальтом. Это менее интересно, но иногда приходится, что бы наверстать отставание или сэкономить силы.

День 9. Дорога домой. Oliveiroa - Negreira - Santiago de Compostela.

С этого дня мы начали нашу дорогу домой и эта дорога началась с хорошего предзнаменования, радуги.
И это была уже дорога, а не Путь. Путь завершился в Фистерре. Многие паломники из Фистерры возвращаются автобусом, так как цели идти пешком уже нет. Мы доезжали своим ходом, так было проще и позволяло увидеть больше.

Последние километры Пути
Последние километры Пути

В Негрейру мы приехали к обеду, побродили по местному рынку и поехали обедать. Пока обедали - наступила сиеста. Сиеста это что-то с чем-то - город вымирает, даже супермаркеты закрываются. Работают только бары и кафе. Только что были толпы людей на улицах, раз - и все пусто.

В Сантьяго мы приехали вечером, поселились в альберге. Сам альберг довольно примечателен, растаманский такой. Все раскрашено в разные цвета, горят благовония, на стенах эзотерические надписи и сюжеты. Оставив вещи, мы пошли смотреть ночной Сантьяго де Компостела.

Собор Сантьяго де Компостела
Собор Сантьяго де Компостела

День 10. И снова океан. Vigo.

На следующий день нам предстоял переезд поездом Сантьяго - Виго, Виго - Порту. Ехали тремя группами и в разное время, так как в испанском поезде было только три специальных места для велосипеда на состав. Я, вместе с двумя участниками, уехал утром. Поезд в Испании это нечто космическое, выдвигающиеся ступени для входа, много места для размещения инвалидов, велосипедов, автоматически открывающиеся между вагонные двери и пр. Т.е. все для людей.

В Виго мы не посвящали время самому городу, а сразу поехали на океан и провели там весь день. День был теплым, солнечным, поэтому упустить возможность искупаться мы не могли. Что и сделали несколько раз. Ну и без фотографирования также не обошлось. Местные чайки очень фотогеничны.

Спокойствие
Спокойствие

Возвратившись на вокзал мы сели на поезд Виго - Порту. Португальский поезд попроще, но удобный. Для велосипедов было отведено отдельное место в первом вагоне. Такой же подход мы ранее встречали и в итальянских поездах. Это очень удобно, велосипеды в сохранности, вагон не портят и пассажирам не мешают.
Приехали мы в Порту только ночью и сразу направились в гостиницу. Ночной Порту тоже красив, жаль только что мы мало по нему проехались.

День 11. Все хорошее когда-то заканчивается. Порту.

Этот день был днем нашего прощания с Порту, Путем, Океаном. Но на прощание мы все таки успели искупаться, понежится на пляже, проехаться по освещенной солнцем набережной. И конечно добраться до аэропорта и без особых приключений улететь домой.

Техническое отступление. Как у нас говорят - ?мовне питання?.
В Португалии и Испании знание английского языка распространено довольно слабо. В магазинах, кафе приходилось общаться в основном ?на пальцах?. Так что знание испанского или как минимум разговорник - не помешает. В нашей группе был один человек с достаточным знанием испанского и базовыми знаниями португальского (эти языки похожи). Его помощь была незаменимой. Особенно важной она была, когда пришлось объясняться в больнице. Англоговорящего доктора там не нашлось. Туризм также больше ориентирован на местных, испанских туристов, поэтому местные не сильно себя утруждают изучением английского. Довольно часто нам помогали другие испанские и португальские туристы, которые знали и английский и испанский. Это помогало нам находить общий язык.

Порто, река Дору
Порто, река Дору
Прощание с Океаном
Прощание с Океаном

Лирическое отступление - игра Десят негритят, воссоединение
В Порту встретились все участники похода, и те кто прошел весь Путь и те кто вынужден был сойти. Все завершилось благополучно.

Прилетели мы в Киев в 5 утра и на улице было 5 градусов тепла. Это было слегка шокирующим, после 30 градусов на солнце в Порту. Но ничего переживем и привыкнем.

Послесловие.

Этот поход был отличным от других. И отличало его то, что основным были не красоты и архитектура (этим была богата Италия), а основными были эмоции и ощущения. Разные - радости отпуска и отдыха, разочарования от плохой погоды, радости от поездки под ливнем и ветром, свистящего ветра на грунтовых спусках, адреналина на каменистых поворотах, боли в ногах и натертой попы :), накала страстей из-за вынужденного ожидания, оттаивания под теплым солнцем, восхищения могуществом океана, неги под полуденным солнцем Порту на берегу Атлантики. И конечно же стремление пройти Путь. И хотя направление было общим, но Путь у каждого был свой, разный. И на Путь Сантьяго можно и нужно вернутся еще много раз, так как он каждый раз открывает новые грани, в том числе не только в Пути, но и в людях, которые проходят этот Путь.

Завершение пути
Завершение пути

P.S. Очень трудно поместить более десяти дней похода по красивым местам двух стран в 25 фото, поэтому остальные фото размещены в https://picasaweb.google.com/yuriy.bezsonov/20101001_12VelotourCaminoDeSantiagoPortugalRouteFisterra#

Этот и другие рассказы о путешествия вы можете найти на моей странице в Живом Журнале http://yuriy-bezsonov.livejournal.com/
Мои фото галереи размещены на ресурсах:
http://www.flickr.com/photos/56721493@N08/
http://picasaweb.google.com/yuriy.bezsonov

Коментарі

Добрый вечер! А скажите пожалуйста какой пакет документов Вы подавали в посольство для открытия визы? необходимо ли было подтверждение брони жилья??
Спасибо:)

Если вы из Киева, проще прийти на вечера путешественников и пообщаться, там ответят на подобные вопросі http://www.tkg.org.ua/evenings
кстати, про этот путь там тоже было рассказано

Підписатися на Коментарі для "Путь Сантьяго (Camino de Santiago), Португальский Путь и Фистерра (Испания)"