Записки в походном блокноте - Кавказ - Межсезонье

О, сколь прекрасны эти Горы,
Что манят издали!
И те широкие просторы,
Что лишь немногие прошли...!



И вот с началом майских праздников - 28 апреля: рюкзаки упакованы, силы собраны, и можно выезжать, и душа уже не в городе, а там - далеко, в горах. И вот уже шагают 6 человек до станции Верхний Токмак-2 по грунтовой дороге, наблюдая за клубящимися в предрассветном сумраке, в ожидании солнца, облаками. Шагают навстречу маршруту І к.с. по Западному Кавказу, под предводительством Игоря Дерибаса. Поездом из 3-х вагонов - дорога до Невинномысска. А дальше - в Теберде, нас встречает Леша Андрущенко, который уже неделю наслаждается отдыхом. Теперь группа в полном составе - все 7 человек.

Домбайская КСС не рекомендует идти через пер. Алибек из-за очень сложной снежной обстановки и опасности схода лавин; и заворачивает нас на пер. Муху. Заночевали выше а/л, а что делать дальше решено было смотреть по обстоятельствам.

На фоне г. Белала-Кая
На фоне г. Белала-Кая
Лето еще не скоро придет
Лето еще не скоро придет

Ранним утром неспешно потрескивают угли костра. Ветер с бешеной скоростью гонит по земле клубы тумана, а солнце уже освещает снежные пики Кавказских гор. И можно встретить праздник 1 мая подъемом на вершинку Кругозор, с целью акклиматизации. А дальше - непогода, снег только усиливается, и окончательные прощания с желанием подняться на перевал Алибек.

До второй половины дня - непогода.
Сходят лавины, не дожидаясь восхода.
То ли снег, то ли дождь - все промокло до нитки.
Все сидят по палаткам, словно улитки,
Но в душе человека покой не найдешь,
А туриста, плохою погодой легко не проймешь.

Посетили водопад мы Алибек -
Гор красоты сердце помнить будет век.
Гор, что столько жизней унесли,
Что равнодушны остались к потерям, что мы понесли.

Позже, на кладбище альпинистов
Побывала наша группа туристов.
И стало понятно, что Жизни, как листья, к зиме опадают;
Так ярко летят, и так быстро сгорают...

Номера класса люкс
Номера класса люкс

Вечером - недолгий просвет в погоде и снова снег, а утром - сумрачный свет в палатке, присыпанной мокрым снегом. В блокнот же, под попытки писать, падают снежинки. Три раза он открывался, и каждый раз ловил снежку.

Лыжи из печки торчат, палки, туда же бросай.
Месяц как-то хреново начался, - наверное Май,
Вообщем, не нужен такой нам ДОМБАЙ!

Уже 3 мая, возвращаемся в Теберду. Первые натертости, но, зато налаживается погода. Начали петь птицы, да и солнышко уже пригревает сквозь жиденькие тучки.

Но як не срачка, так болячка! Удачно подъехали в Теберду, латыш на микробусе подкинул, и даже наотрез отказался брать деньги.

Но это быстро компенсировали "парикмахеры". Ну и развелось же их... Состригли по 200 руб. с каждого, за 12 дней заповедника. Вот и цена вам за хорошую погоду.

Подходим под пер. Мухинский. Не зря заповедник - красиво, хоть и наблюдаем лишь его границу. Идем, а закатное солнце уже подкрашивает заснеженные пики в розовый цвет. Шум воды и пение птиц...
А все-таки, как здорово: стоим в месте без снега, мороз, к утру вымерзнут ботинки и не придется одевать их насквозь мокрыми. Только и знай себе, что маши на паршиво горящие дрова да смотри на чистое, звездное небо.

Вперед, на Грозный
Вперед, на Грозный

4 мая -первый перевальный день и подъем в 5 утра, когда солнце еще не успело прогнать бледно-желтую луну с ее места на небосклоне. Жаль, с выходом по времени все не так хорошо, как хотелось бы. Стандартные 3.5 часа и мы готовы отправляться в путь. Что сказать?.. Тупим. А может это душа требует по утру размышлений о вечности и каждый раз нас так задерживает?
По пути - трактор и вездеход. И даже виднеющийся перевал, и перспектива идти по недержащей снежной каше не могут остановить от того, чтобы залезть внутрь и заглянуть в каждую щелочку агрегатов.

В 12.25 начали подъем. Поднимаемся час; привал; взгляд вверх и... доставайте фотоаппараты и камеры! Солнце заключено в круг на несколько тонов темнее неба, окаймленный окружностью всех цветов радуги. 14.25 - поднялись на 1-й перевал в нашем походе. Ровно 2 часа. Игорь отсылает домой sms: "Снега по яйца. Погода хорошая. Девчонки, которые тоже тропили, подтвердят".

Эх, вспомним детство
Эх, вспомним детство

На спуске ощутили все прелести настоящей зимы, чего никак не найдешь в бесснежном городе. Спускались, кто, как мог: пара человек на ногах, а большинство попеременно с тем, еще съезжая на жопе. Но круче всех оказался Леша Андрущенко: он снял рюкзак и ехал на нем, как Емеля на печке. Заодно и коврик, на котором лежал рюкзак, помыл... Вот так - в общей сложности на взятие перевала (подъем, спуск) было потрачено 4 часа. Дальше шли, траверсируя по травянистому склону. В какой-то момент он стал очень крутым и даже опасным. Все поодевали каски, простремались и пошли вниз. Все обошлось без эксцессов, только зам. руководителя сделал попытку поехать вниз, вместе с рюкзаком. Последующие коменты Дениса: "Смотрю на Лешу и думаю, ну, что ж: Это Судьба!"... Зато ночевка на симпатичной полянке, полной цветов, в месте слияния рек.

Погода отменнейшая: ночью мороз, а утром, 5 мая,
вовсю поют птицы, и греет солнце. Спустились в долину Аксаут. Устроили перекус, с возможностью недолго понежиться в лучах палящего солнышка. Жаль только, что именно эти теплые лучи так легко способны превратить человека в краснорожее чудище.

Чтобы еще с ними сделать
Чтобы еще с ними сделать

Почти весь оставшийся день чапали по ровной грунтовке. Ноги теперь сбиты у всех. Ну а закончилось все, как и вчера, хорошим взлетом вверх, по крутой сказлажопной тропке. Эт, наверное, чтобы лучше спалось. Остановились в 21.30. Лагерь ставили при свете фонариков.

Следующий день, похоже, впечатлил сильнее всего.

Вот, что написал о нем Денис:
"День начался очень неплохо.

Встали в 5.00, хотя было не сильно приятно вставать в такую рань, но слово руководителя - закон. Тем более, что каждый из нас сам прекрасно представлял, что по замерзшему за ночь снегу будет идти намного легче, нежели по подтаявшей на солнце рыхлой снежной каше.

Итак, нам предстояло одолеть перевал Хадюка. Двигались мы довольно уверенно, хотя сильно давала о себе знать усталость предыдущих дней.

В общем, к 12.30 мы вышли на перевал. Причем последний участок с резким взлетом, протяженностью метров 150, был, пожалуй, самым тяжелым. Да сложности прибавлял тот факт, что сверху перевала свешивался снежный карниз, а посему преодолеть этот участок нужно было очень быстро.

Дав волю эмоциям на перевале, наша группа пошла вниз. Лично для меня спуск был довольно утомительным. Но последние полкилометра его, дали копати всем. Наверное, каждый из группы подумал хоть раз за время их преодоления что-то типа: "А зачем мне это надо?" Но все держались очень мужественно. Этот последний участок интересен тем, что представлял собой что-то вроде желоба, наполненного мокрым снегом по пояс глубиной. Эта вся снежная масса грозила в любой момент осыпаться лавиной и накрыть нашу доблестную группу. Причем, след недавно сошедшей по этому желобу лавины "прибавлял" нам скорости.

И, наконец, к великому всеобщему удовлетворению, последний человек преодолел этот сногсшибательный склон и группа с большим удовольствием стала уничтожать свежеприготовленный перекус".

Еще черканула в блокноте о своих впечатлениях Аня:

"Пять утра. Подъем. Какого черта! Сегодня воскресение. Единственный выходной. Вчера пришли поздно. Легли уже сегодня. Там снег, холодно. Но Игорь неумолим. У нас перевал Хадюка. Чем раньше выйдем, тем лучше.

Встали. Собираем палатки. Завтрак: Овсянка. Чай. Конфета. Уже какие-то признаки улыбки. Этот день точно должен войти в историю! Это настоящий рекорд! Даже представить такое трудно.

МЫ собрались за 2 часа. Абсолютный рекорд. Ура! Даже руквод подобрел.

Дорога на перевал:
- Вчера мы прошли довольно много, - заявляет Игорь, - еще чуть-чуть и перевал.

От таких слов и идти веселее. Поднимаемся час, постоянно выглядывая наш перевал:
- Это наш? - с улыбкой тыкая пальцем на какую-то перемычку.

- Нет. Еще не видно.

Второй час подъема:
-Ух. Это наш? - уже без улыбки.

- Нет. Я же сказал, его еще не видно.

Мысленно благодарим группу, прошедшую недавно перед нами. И солнце еще не очень припекает. Но начинаешь задумываться: "Как от такого можно получать удовольствие?"
После третьего часа подъема умоляюще смотришь на Игоря, слышим подобное:
-Вот за теми двумя выступами будет 3-й, а там и наш перевал.

Идешь, ругаешься. Какого лешего? Чего дома не сидится? Ладно бы Крым - там красиво: цветочки, травка, птички. А тут лишь снег.

Поднимаемся еще.

Начинаешь вспоминать всех родных и близких, которые отпустили тебя. Задаешься вопросом: "Неужели ты им совсем не дорог? Как они позволили совершить тебе такую ошибку?"
На последнем, самом крутом взлете, решаешь, что больше никогда, никуда, только в гостинице и не меньше чем люкс.

Да, а взлет нехилый. И как только у Леши так получается тропить? Тем более оканчивается этот самый взлет не хилым снежным карнизом. А тропа шириной лишь 15-20 см, так и ступаем, чтобы случайно не сорвать кучу снега на товарища.

Вот... Вот. Вот оно Счастье! Ты стоишь на перевале; вокруг тебя вершинки не намного выше, а некоторые даже ниже. Проглядывается Псыш, София и др. архызские вершины. Оказывается, все-таки можно от "этого" получать удовольствие.

Находиться тур.

Энергия так и прет
Энергия так и прет

Вынимается записка. Для нас это ценнейшая вещь. Хотя ясно представляешь, ее писали такой же замерзшей рукой, но, надеюсь, с таким же счастливым лицом. Пишется другая - наша. Фотографируемся. Женя с Игорем выполняют стойку на голове. Надеюсь, эта традиция продолжится. Опять фотографируемся. Галя сочинила стишок и написала в записке, торжественно зачитав перед видеокамерой."

Идешь, в пути дыша ты тяжело.

И временами про себя: "А к черту все пошло!"
Но вот привал - рюкзак ты скинул,
Взглянул вокруг, сказал: "Без гор я сгину!"

Погода спокойная и ясная, лишь на самом перевале ветер. Спуск местами достаточно крут. Последний его участок начался сходом небольшой лавинки под внимательные взгляды группы. А дальше - вниз. Ноги утопают в снегу, застревая иногда так сильно, что вытянуть их представляет немалые трудности.

Спокойствие и почти гладь
Спокойствие и почти гладь
Долина р. Маруха
Долина р. Маруха

К 16.00 спустились в долину - к реке, что совсем не походит на обычно столь стремительные горные потоки, а скорее подобна спокойствию Ёгинов. И, отдышавшись от опасности, все смогли насладиться ее видами, что, похоже, лишь недавно открылись путникам из-под снегов. Ведь на берегах - метровые белые стены, а местами река еще закрыта.

При спуске Аня травмировала ногу, что конкретно - неизвестно. Но идти может и держится как настоящий боец. И, забегая чуть вперед, скажу, что также она вела себя до конца всего похода. Игнорируя боль и возможные опасности, связанные с чрезмерной нагрузкой на ногу, Аня не позволяла себе задерживать движение группы.

Следующий день - 7 км подхода под пер. Бугой-Чат. Пройдя 500 м, стало понятно, что это будет не так легко и быстро. Леша Берсенев впереди тропил весь день. Лишь под конец пути его пару раз сменяли, и то ненадолго.

Очень красивое закатное небо. Впереди виднеются пики Марух-Баши. ГКХ, Граница. А на небе уже загорается первая звезда. А это значит, что можно загадывать желание. Но что загадывать, когда ты и так там, где хочешь быть, среди таких здоровских людей.

Разве что, вторя окончанию книги Стругацких, подвести итог дня словами: "Счастья для всех и даром!"

8 мая в 10.40 стал виден пер. Бугой-Чат. В 12.10 поднялись на него. Очередная записка написана, а в ней еще один стишок:

Люди сидят по работам,
В каменных сводах закрыты их души.
Вся жизнь предана их заботам,
Для нас же - шагай лишь по суше.

А то, что придется вернуться
В душные города храмы -
Для нас лишь повод тянуться
Все выше, забыв про натертые раны!

Спустились. В долине нас встретила река. Пришлось переправляться. Был немного искупан зам.

руквода, первым переходивший поток, чтобы навесить перильную веревку. А дальше все нормально и теперь уже можно в некоторых местах не дряпаться сквозь бурелом заповедника, а пройти по реке (ноги-то все равно насквозь мокрые).

Приют
Приют

Ночевка в домике лесника. Лежанка идеально подошла для 7-х человек. Крыша над головой и возможность просушиться благодаря печке.

9-го - дневка. Вернее, не дневка, а вынужденное пережидание непогоды: дождь, гроза... После обеда природа поутихла. Гуляем.

Обнаружили замаскированный наблюдательный пост Кызгич. Несколько зданий, спортивная площадка, пара книг, зеркальце и прочие мелочи... Забрали три банки перловки с мясом.

10 мая, в 9.00 - выход на последний перевал. До Софийского Седла 1 км набора высоты. Ночью был легкий мороз.

Софийский водопад
Софийский водопад

Сейчас солнечно и тепло. Поднялись в 13.55. При спуске вниз открывается чарующий вид на Софийский ледник и замерзшие в ледовом плену водопады!

К ночи приходит понимание, что сегодня был последний перевал и можно сидеть у костра до утра, ведь дальше - лишь дорога в Архыз. Жаль, нет гитары, но это не проблема, когда в душе звучит песня, отсутствие инструмента, хоть и грустно, но не беда, а лишь повод глубже вдуматься в смысл слов.

Верховье Софийской долины
Верховье Софийской долины

И еще была одна ночевка, но уже ели хычины, запивая карачаевским пивом, и можно было встретить не только другие тур. группы, но и местных. Так, что ощущения уже совсем не те.

Что ж, пора домой. И словно Дамоклов меч, нависший над душой, вдали уже виднеется город, утопающий в ржавом зареве, не то (как надеется сердце) закатного солнца, не то (почти, что с грустной уверенностью) в отблесках металлургических комбинатов. Глаза еще пытаются уловить в стремительно мелькающих буквах табличек уже ставшие близкими названия: Домбай, Архыз, Теберда... Ведь это бы означало, что сказка продолжается и впереди еще новые красоты, новые перевалы. Но вот уже видны дома, а скоро встретишь и родных. И понимаешь - это конец... и ... начало!!!

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Записки в походном блокноте - Кавказ - Межсезонье"