Автостопом на Байкал

".... Озеро Байкал расположено на юге Восточной Сибири, на границе между Иркутской областью и Республикой Бурятия. Будучи самым глубоким из озёр, оно содержит около пятой части всей пресной воды Земли, причём очень чистой. Также Байкал отличен богатым разнообразием живой природы..." (с) Интернет

Вот, например, люди, живущие на Байкале, твердо уверены, что в нем около 1/3 всей пресной воды.

Автор на Байкале
Автор на Байкале

В процессе сбора информации и поиска попутчика, выяснилось, что Байкал место не такое уж дикое и неизведанное, и каждый уважающий себя путешественник там уже бывал. В пору было бы придумать что-то по-екзотичней, но цель задана, надо к ней идти, и, потом, у каждого ведь свой путь. Чуть сухих фактов - свой маршрут мы наметили через города Брянск - Орел - Тамбов - Самара - Уфа - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Байкал. За Уралом вопрос как ехать уже стал не актуальным, так как дорога там одна.

Как водится, озаботились мы и поиском спонсоров, коих нашли в магазине Адреналин г. Чернигова, на сайте которого уже давно освещаются всякие разные путешествия, в том числе и автостопные. Получив палатку и клубные футболки, почувствовали себе окончательно готовыми к поездке.

Хотя нет.... Тут еще возник вопрос о наличии всякой возможной фототехнике, поиск камеры стал причиной небольшого Жж флеш-моба, всем было весело, а камера была предоставлена замечательным товарищем Женей из Москвы, за что ему громадное спасибо.

Про сало
Конечно же, мы не могли обойтись без этого замечательного продукта, коего взяли целый килограмм и угощали им всех подряд. Продукт оказался действительно жутко полезным, собственно, первые 1600 км до Самары мы прошли исключительно на бутербродах с салом и кофе.

Про флаг
Да, мы взяли с собой флаг Украины, что бы грело на чужбине). И кучу маленьких, сувенирных, которые раздавали в дороге и оставляли в местах ночевки. День на сборы и утром понедельника, назло всем суевериям, мы двинулись в путь.

Дорога...
Пересекать границу мы решили в Сеньковке, от Чернигова всего около 70 км, да и фуры вроде часто туда едут. Дорожка оказалось довольно пустая. Пришлось даже ехать в грузовом отсеке фуры с пивом Черниговским, сидя на бочках и в обнимку с бутылками.

На границе тишина, добрые украинские погранцы перетрусили рюкзаки, насмешливо слушая наши скромные заявления о том, что, мол, доедем и через неделю будем на Байкале. "Оживленная" дорога, теплый асфальт, на котором грелись-спали вороны, тишина..

Ехали по?разному. Брянск проскочили быстро, фотографировались на постах, телефонный аппарат у двери, все пустынно и заброшено. В первый день добрались поздно ночью до Орла.

В Орле реставратор церквей на спортивной Субару провел нам ночную экскурсию по городу и вывез на трассу. Ехать на скорости 120 по узким улочкам было очень стремно, но как вкусно ревел мотор у этой машинки. Заслушаешься.

На выезде застряли до утра, машин ноль, спать идти неохота еще, тусили на трассе. С утречка выехали куда-то в сторону Липецка, подолгу зависали в деревнях, трасса пустая, к обеду захотелось спать. За 400 км от Тамбова нашли в поле стог сена, где успешно подремали.
Дальше на такси до Тамбова, связь с миром через Интернет на почте и дальше в путь.

Ночуем где-то возле стоянки дальнобойщиков. Опять КамАЗы, один раз разделились, пока сидела, ждала Артема, пристал ко мне какой-то товарищ. Как оказалось, бывший зек, парню на вид лет 30, сидел 3 раза, как можно успеть было? Теперь вот, мол, озабочен поиском работы, а не берут, жалуется, что тяжело, дома ребенок и жена. Сам из Ульяновска, по рассказам, одна из самых бедных областей в России.

Местность вокруг постепенно меняется, пейзажи - песчаные холмы, покрытые соснами, пронзительный ветер и на небе ни одной тучки. Когда переезжали Волгу, радостное оживление, прошли еще один рубеж в пути.

Дамба перед Самарой, впечатляет огромное, шумящее море воды. Водитель из солнечного Краснодара с фурой солнечных апельсинов привозит нас на въезд в Самару и дает в дорогу кулек этих самых солнечных апельсинов. Ночной автостоп, водитель такси " сказал, довезу за апельсины, значит, довезу" везет нас через весь город к нужному адресу.

Самара
Город для меня знакомый с детства, тут всю жизнь прожила моя бабушка. Горы российского шоколада, которые каждый год приезжали с ней к нам на Украину. Последний раз тут я была лет 14 назад, но все равно, воспоминания какие-то всплывали. Запах... мне кажется, у каждого города он свой особый.. та вот, в Самаре он не изменился...

Разместила нас у себя замечательная девушка Таня http://keymastersan.livejournal.com/, в общаге местного Медина. Тут же остался первый флаг, напоминание о нашем визите. Все было чудесно и концептуально, вспоминались американские ужастики, ночь, общага, душ в подвале, в котором периодически гаснет свет, капает вода и гулким эхом по пустым коридорам. Подозрительный охранник. Записка начальству, что, мол, родственники с Украины приехали, кровать и крепкий сон. Оранжевый холодильник, наши вещи на веревках, смешная надпись в туалете, солнечное утро и женщина за рулем маршрутки, мечтавшая, наверно, о гонках в Формуле 1.

А еще поразило количество плечевых, (за Байкалом их почему-то локтевыми называют) которые встречались нам в Самаре просто круглосуточно... ранее их в таком количестве не наблюдалось. А тут просто на каждом шагу. Водитель такси рассказывает историю, как увидал в 2 часа ночи на улице бабулю, думал, может, потерялась, предложил свою помощь, а бабуля, лет 60, в ответ ему свои сомнительные услуги предложила. Вот так вот. Седина в бороду. А все туда же)))

Снова в пути.. Разговоры со случайными попутчиками, все еще встречаются украинские фуры, но уже совсем редко, видимо, все остались в Тольятти... на остановке среди поля, приветы Байкалу от всех водителей.

Тенденция - если останавливается легковушка, то почти всегда за рулем какой-нить необычный, заинтересованный и увлеченный жизнью человек, турист или путешественник. Лично нам просто на таких везло.

Голосуем где-то в Самарской губернии, поле, ветер, вокруг ни души. Едем, часть пути на КрАЗе с краном, на подъемы еле заползали, а вот на спусках визг тормозов, машину качает, стремно, вообще.

И тут тормозит легковушка с московскими номерами, Так, думаю.. что-то новенькое.. москвичи нас еще не возили, готовлю себя к разговору в тоне "старший брат к младшему" и куче нравоучений. А их-то и не было, все дело видно в том, что водитель,Антон, не коренной москвич, а родом из Смоленска и направляется сейчас на родину, первый раз после 10-летнего перерыва. Оказался замечательным собеседником, доктор медицинских наук, мудр и образован) Кроме этого, человек страстно увлечен жизнью и берет от нее все. Игра в страйкбол, дайвинг, альпинизм, театр, музыка, книги.... вообще, о чем только мы не говорили за 10 часов пути.

Башкирия
Медовая республика, предприимчивые башкиры заманивают к себе в кафешки, приветливо махая руками. Где-то здесь есть сумасшедший дом, откуда раньше больных выпускали на трассу просить милостыню, а рядышком, через несколько километров, стоит рыночек, где без проблем можно купить пневматическое оружие, т.е. теоретически любой из этих шизиков мог им обзавестись.

Пересекли Урал, еще один рубеж позади, вздохнули с облегчением, тяжелый участок пути пройден, дальше ведь должно быть легче, городов меньше. И вроде по времени пока еще укладываемся нормально.

Горные серпантины, поражает масштаб, наши Карпаты тоже горы, но там все более компактно, а тут.. Простор, от пейзажей дух захватывает, горные породы нависают прямо над дорогой, и всюду фуры, фуры, еле ползут по крутым подъемам.

Надпись на кабине дальнобойщика
В дороге

Расстаемся с нашим водителем за 100 км от Екатеринбурга, но улице - два часа ночи, разница во времени уже два или три часа, прохладно, хочется спать, ночная кафешка и какая-то гадость в чашке, гордо именуемая кофе. Бесцеремонно и нагло пялятся на нас продавцы, настроение от этого почему-то портится. Накрапывает дождик.

Как-то добираемся до Екатеринбурга, все в полудреме, глаза закрываются, Дождь, холодно, вспоминаешь о теплой куртке, оставленной дома. На себя надето уже, по-моему, все, что можно было, в дождевиках не так продувает ветер, палатку ставить негде, да и ехать надо "хоть и хочется есть, хоть и хочется спать"..

Дальше безликие водители, уже светает и мы в наглую спим, голосуем, опять спим, как-то все же доезжаем до Тюмени, на объездной грязь, ремонт, дождь, настоящая осень, все в крутках. Город нравится, люди разные, куча старых домов, ищем Интернет, опять связь с домом, там все хорошо. Позитивное граффити на заборе.

Как-то выбираемся на трассу. Вывозит нас из города наш земляк, с Хмельнитчины, водитель всю дорогу смешит нас историями о своих любовных похождениях и анекдотами про украинских девушек, самому ему 55 лет, 4 инсульта, но боевой задор еще тот. Сразу переходим с ним на ридну мову, показывает нам булаву, с которой ездит. Говорит, что как-то она ему помогла, отбился от грабителей.

Потихоньку просыпаемся. Хотя особо и не спали, заметно теплеет, хотя всего 100 км от Тюмени отъехали, но разница существенна. Где комары? Где те самые обещанные монстры, от которых мы набрали с собой кучу всяких средств.. Вот они, в Омской области. У нас мегапоездка на КамАЗе 500 км до Омска, пытаюсь поболтать с водителем, он вроде как разговорчив, периодически засыпаем, укачивает от качки)). Бессонная ночь сказывается, совесть мучит, ехать молча не удобно, полчаса на сон, полчаса на разговор, часа через три вроде более-менее выспались.

Остановились перекусить, украинское сало, Кофе. Кафешки, как и населенные пункты через 30 - 60 километров, необычно видеть дорожные указатели. У нас ведь как, ложка с вилкой и надпись, 2км, а тут 50 км, впечатляет. Если вовремя не заправился, что делать, тоже не ясно.. А если сломался? Или зимой? Вообще, нелегко им там, наверно.

Омск, вечер, сити-стоп к и Игорю, любезно предложившему нам приют на эту ночь. Все прелести цивилизации, душ и компутер. Видите, на компьютере? Это он, наш флажок!

Идем спать, в этом себе не отказываем, в результате просыпаемся в 4 часа дня. Суббота. Вечереет, опять на трассу. Разделяемся, еду сама в фуре до Новосиба, сплю в спалке, ничего интересного, ночь.

Новосибирск
Надпись на ступеньках в метро - новосибирский метрополитен всегда рад вам, на улице спрашиваем дорогу, парень начинает звонить знакомому и общими усилиями они нам все объясняют. Позитив.

Мы в центре Сибири, воскресное утро, а суеты нет. Никто не бежит с авоськами на рынок, 10 утра, а магазины только начинают открываться, покупателей нет, подземные переходы пустые, все неспешно, никто никуда не торопится. А куда тут торопится? Величественное спокойствие, машинки моют улицы, в метро народу нет практически.

Едем в Красноярск, до цели 2000 км. В дороге встречаем целую колону ретро-авто, как оказалось, у них съезд. почему-то потянуло европейских буржуев в Сибирь, на карту поглядели, а там зелененькая, значит хорошая. Не расчитали, что это Россия. До Красноярска едем на эвакуаторе, который как раз один из Роллс-ройсов вез до Новосиба, и его испуганных хозяев, немцев, которые очень переживали весь путь. Они и представить себе не могли, что бывают такие дороги.

Красноярск
Красноярск
5 утра, Красноярск
5 утра, Красноярск

Как-то едем, болтаю безумолку, Водитель вторые сутки на ногах, стараемся не засыпать, тесновато, с рюкзаками на руках.
На рассвете мы в Красноярске, опять таксист везет нас через весь город, не меньше километров 20 на выезд в Иркутск, оставляет свой телефон и просит звонить на обратном пути, мол, экскурсию проведет.

Солнышко, утро, впереди еще 1100 км, сегодня понедельник, ровно неделя, как мы выехали из дома. Позади тысячи километров, людей, лиц, разговоров. Чувство благодарности этому миру и судьбе (удаче?). За все то позитивное и хорошее, что было у нас в дороге. Но расслабляться рано. Опять расстаемся, едем до Канска, там кружим по городу, ищем выезд, идем пешком, на заправке не наберешь воды, вода тут привозная.
Сюда меня вез водитель из Абакана, просто копия дальнобойщика из одноименного сериала. Рассказывает истории из своей фермерской жизни, про солнечные края и плодородные земли, делится радостями и достижениями в области сельского хозяйства.

В Канске уже устав мотаться по городу, голосуем, чуть ли не посреди города, останавливается фура, берет,как всегда одного, я и еду. До встречи в Иркутске, адрес и телефон есть, найдемся.. Открываю дверь фуру и вижу странную надпись, не успеваю прочитать, глаз ухватывает одно " Вход только для взрослых. Жми здесь" Эх. Запрыгиваю в машину.. Тут меня ждет еще один сюрприз, водитель оказывается поклонником автостопа и автостопщиков, знаком с терминологией, хотя спотыкается на словах "вписка" и "тюлень", активно использует Интернет на своем смартфоне, общается на форумах. Говорит, мол, собираю зимой вопросы, а летом задаю их автостопщикам. Если твой тебя догонит, мы его возьмем позже, там уже постов не будет. Ух, думаю, ну все нормально, можно расслабиться.

Дремлю периодически, кто ж знал, что тут такая федеральная трасса. Даже мой привычный к качке организм не выдерживает. Едем, пьем кофе, сваренное тут же в машине, доедаем украинское сало.

Зимой в этих краях без помощи дорожников движения практически не возможно. Фура встают на крутых подъемах, иногда катятся назад, без цепей на колесах, которые разбивают снеговой настил тоже трудновато. Когда метель, то снега иногда по окна машин насыпает. Зато плюс в том, что нет дырок на дороге. А их тут.. кусочки асфальта встречаются периодически, а все остальное - грунтовка с проложенной от грузовых машин колеей.

Я уже давно перестала удивляться совпадениям и приятным неожиданностям, которые встречались нам в дороге. По-этому, когда километров через 300 на обочине впереди я увидела голосующего Артема, просто обрадовалась. И конечно же прекрасная фура не могла не остановится и не подобрать несчастного автостопщика. Почему несчастного. Да как оказалось, поймал этот несчастный автостопщик легковушку, которая уж очень быстро неслась, не взирая на дорогу и ухабы. Что не очень позитивно сказалось на состоянии здоровья. Дальше ехали уже веселее, приток новых тем и все такое.
Ночевали на стоянке, утром дальше в путь. Считаешь километровые столбики, когда же Иркутск?..

В Иркутске ночным стопом опять же едем в Жилкино, самый старый район Иркутска, так, что даже не все иркутяне про него знают. Происхождения названия спорно. Но, говорят,что раньше этими краями шли обозы с Якутии дальше в Россию. И именно тут их грабили. Такая вот жила, золотая. Отдохнули с дороги у замечательной девушки Маши, познакомились с чудесной бабушкой а рано утром поехали дальше..

До Байкала нам осталось 70 километров. Всю дорогу была цель, а тут вот она, рукой подать, появилось странное ощущение пустоты, утрата ориентира, что-ли и странная рассеянность, что же дальше?

По совету первым делом едем в Листвянку, судьба как специально оттягивала нашу встречу, 70 километров ехали на 4 машинах и вот, из-за поворота открывается панорама Байкала. Суров и неприветлив показался он нам, впечатление портит куча отелей и туристов. Уже потом мы узнали, что Листвянка для местных это совсем не Байкал, а так.. Тут же куча? иностранцев, гостиницы и отельные комплексы, все рассчитано на всяких буржуев, и совсем не для бедных автостопщиков.

Мыс Култук
Мыс Култук

Помыкавшись от корабля к кораблю, осознали нереальность задумки куда-то уехать, да и боевой задор куда-то делся. Уныло и угрюмо брели мы назад. Мимо нас проезжали священные джипы. Еще в дороге мы заметили что джипы это такие машины в которые автостопщики никогда не помещаются, машинка ведь маленькая, куда уж там. По дороге лениво брели священные коровы, вот уж кому пофиг все, так это им. Вверх от дороги уходили склоны гор, ползали белые параходик по бездонной глубине. Кое-как поймали машинку, оказалось парни с Украины увидели герб Украины у нас на гитаре и остановились. С ними вернулись опять в Иркутск, наша цель - вокзал. Там оседлав железного коня Иркуск - Слюдянка начали свое кургобайкальское путешествие. В вагоне нас ехало целых трое, за окном менялись пейзажи, темнело, начинался дождь. Как оказалось, станции Култук на маршруте нет. А есть лишь небольшой полустаночек, остановку на котором надо заказывать, нажимаешь кнопочку "Милиция" и говоришь "Остановку там-то" все, как в автостопе.

"Там-то" оказалось перон в лесу, от которого уходила тропинка куда-то в сторону. Так и не найдя нужного нам адреса по улице Горной, которая действительно оказалась горной, мы забрались куда-то за край поселка Култук и на склоне поставили палатку. В дали угадывался Байкал, но лишь по огням вдоль линии побережья. Поблизости периодически громыхала железка.

Проснувшись утром, мы наконец-то ощутили себя на Байкале. А как же иначе. Когда выпазишь из палатки - а тут - Он. Вид потрясный, наконец-то окончился дождь, наконец-то выспались.

Теплые озера, поселок Выдрино
Теплые озера, пос. Выдрино
Гора Шапка Мономаха, поселок Выдрино
Гора Шапка Мономаха, пос. Выдрино

Едем дальше сторону Улан-Удэ. Я уезжаю вперед на КамАЗе до Выдрино, в разговоре с водителем оказывается, что именно там находятся знаменитые Теплые Озера с уникальной по составу водой. Недолгое ожидание в кафешке, брорьба с запасами пирожков по 10 рублей, или з запасами рублей на пирожки? Пять километров от трассы нас везут какие-то местные, которые сами остановились и предложи нас подвезти. Вот мы и на месте. Река Снежная, гора Шапка Мономаха, заболоченный берег озера с кучами мусора по кустам (к сожалению, хотя на входе собирают деньги на уборку). Отдыхаем. Первый полноценный костер, что, по началу проблематично в сыром лесу.

Жить мы уже давно стали по солнцу и время на часах нас мало волновало,учитывая, что здесь оно на 6 часов отличается от нашего,. Скажу просто, на следующий день мы едем в Улан-Удэ.

В Улан-Удэ мы приезжаем поздно вечером. Воздух белый от тополиного пуха, все сказочно и нереально, на улице оживленно и шумно, гуляет молодежь. И ни одного русского лица, все узкоглазые. И самое главное, все принимают нас за иностранцев и стремятся завязать разговор на английском, т.е. на пьяном бурятском английском, потому что ни одного русского, и ни одного трезвого лица. Бредем по городу, ищем нужный нам Одигитриевский кафедральный собор. Там должен был работать наш земляк, Вячеслав Губарь. Ночь, кругом одни буряты, высокий чугунный забор отделяет нас от этого маленького кусочка своего мира, православного храма. Около получаса пытаемся достучатся, пока в одной из пристроек теплым желтым светом горит одно маленькое окошко. Безуспешно, вокруг нас тучками сгущаются буряты. Окошко гаснет. Все. Мы одни.

Так и не достучавшись в собор, мы двинулись в сторону вокзала. Там не спалось совсем, хотя надо было. Зато работал телевизор и в зал ожидания мы прошли просто так, без билетов. Видимо наши внушительные рюкзаки сами по себе подразумевали наличие билетов.

Иволга, дацан
Иволгинский дацан

Утром сонные едем в дацан, добираемся до Иволги, спрашиваем направление, нам указывают куда-то в поле. Вижу ближайшие кустарники, предлагаю за ними разбить палатку и чуть-чуть поспать, но... поле на проверку оказалось болотом и нам пришлось поворачивать обратно. Нашли какую-то тропку и пошли по ней, потом свернули, забрались куда-то в поле, выбрали место посуше и легли спать. Дальше опять через бурелом и болото, в брод через речку, петляя меж кустов и пугая диких уток. Природа вокруг завораживала, чистое небо, туман вдалеке надо горами, прозрачный воздух, где-то далеко-далеко дорога с редкими машинами, треск кузнечиков...

Часа через два все-таки выбираемся на твердую поверхность. И идем в дацан. Зрелище для нашего взора не привычно совсем, дивные строения, крутящиеся барабаны. Мы как всегда пошли не в ту сторону, нас вовремя развернули и рассказали, как правильно надо проходить этот круг. Пытались найти и того старца, что заснул надолго и пока еще не просыпается, но его никто на люди не показывал. Торговцы сувениров зазывают нас к себе, рассказывая про чудесное действие всех этих кулончиков, колечек, фенечек, а мы в это время в уме прикидываем, на сколько поз хватит еще оставшихся денег?

Про позы

Бурятское национальное блюдо. Что-то типа наших вареников, делается на пару, начинка рубленое или перетертое на мясорубке мясо. Так же здесь в кафе зеленый чай исключительно с молоком, и на столе вместе с специями всегда есть соевый соус, вот такие вот веяния востока.
В кафе возле дацана с нами знакомится девушка, которая много путешествовала по Украине и сразу же узнала герб на гитаре. К слову, уже потом, гуляя по Иркутску, мы снова встретим ее в парке, абсолютно случайно.

Тут же обнаруживаем маршрутку до Иволги, т.е. могли бы избежать всех этих перебежек болотами, но такой вот он, украинский буддизм, все шансы почувствовать себя тем первым монахом, что искал тогда место для монастыря.

Про маршрутки. Они здесь настолько маленькие, корейского производства, да так, что морды одинаковые, а только лейблы разные прикреплены. Видимо, рассчитаны на маленьких китайцо-корейцев. Нам, что б в них залезть, приходилось складывается в три погибели, местные видимо уже приспособились.
В Улан-Удэ снова берем приступом собор, на этот раз все открыто, вваливаемся в прихожую с огромными рюкзаками и в мокрых плащах, так как на улице проливной дождь. На этот раз мы узнали, что наш земляк уже какое-то время живет в другом монастыре, а приходской служащий сделал вид, что мы к ним пришли за его телефоном и адресом. Мое тихое "а может" на тему, может у вас тут можно до утра остаться, было пропущено мимо ушей. Явно игнорировал мое присутствие его, как мне показалось, вообще раздражало, женщина - недочеловек? Или это все бессонная ночь и раздражение?
А мы-то надеялись, оплот православия в этих диких азиатских землях. Где оно, то самое хваленое христианское милосердие, когда мы, не солоно хлебавши, ушли оттуда в ливень?

Принимаем решение ехать дальше. На маршрутке на выезд из города, кофе в какой-то забегаловке, сырость и серость. Ловим КАМАЗ, что уж тут говорить, они только туда и едут. Дорога впечатляет. Иркутск - Красноярск действительно федеральная трасса. Слушаем рассказы про медведей, про лес, про Китай и китайцев, про мебель, что ввозится потом в Россию. Темной ночью доезжаем до поселка Турка, где нас высаживают. Где-то вдалеке шумит Байкал, под ногами хлюпает грязь, а фонарика хватает ровно на одну лужу вперед. Бредем в сторону озера, надо ставить палатку. Но.. по пути обнаруживаем забор, за которым явно слышно шум волн, обходить его или нет, не ясно. Тут из ворот неподалеку выезжает машина, решаем пойти и спросить дорогу. Подходим к дому, читаем " МЧС России. Поселок Турка. Пожарная часть номер..."

Вот так, абсолютно случайно, мы натыкаемся на базу МЧС в этой глухой прибайкальской деревне. Волею случая, который увел нас именно этой улочкой, а никакой-либо другой. Заходим во двор, из будки на нас светят два зеленых глаза, но молчат. Горит окошко, стучим.
- Добрый вечер! Мы, автостопщики с Украины, приехали на Байкал, можно мы у вас тут до утра палаточку во дворе поставим?

Добродушный мужичок утвердительно кивает. В это время возвращается его напарник, и, после недолгого совещания было принято решение оставить нас у них в доме на диване. Мы с радостью согласились. Зеленый глаза оказались игривым щенком, который видимо сам перепугался нас еще больше, чем мы его. Дальше был чай с сухарями и недолгий разговор. Фотографировать дом изнутри мы не стали, хотя было очень забавно. Старая русская изба, потолки по три метра высотой, печка, а в главной комнате компьютер, и еще куча какой-то, не понятной простому обывателю техники. С дивана пришлось согнать здоровенного кота, хотя его наглой и довольной роже, кажется, было все равно, где спать. Если в доме живут животные, значит и люди тут хорошие.

Поблагодарив наших спасителей - спасателей, ушли дальше. Ушли, так как машин не было. Утренний магазин, вода из колодца, снова корейский бусик и мы в соседнем селе Горячинск. Бездорожье и дождь, идем к Байкалу, может сегодня нам повезет? Первая же улочка через 15 минут приводит нас к Байкалу, вот таким мы его увидели на этот раз, солнечным и ослепительно красивым. В сосновом лесу на берегу ставим палатку, отдыхаем, вечером костре, наконец-то нормальный костер, весело занимаются сухие ветки, 4 котелка чая за вечер, песни под гитару, шум прибоя. Утром поняли, что палатку поставили в довольно-таки оживленном месте, дело было в понедельник, народ так и шастал вокруг. Оставив Артема дремать в палатке, взяла фотоаппарат и пошла фотографировать. Прогулка берегом, по песчаному пляжу, все дальше и дальше от поселка, последний рыбак скрылся вдали, я на берегу одна. Тихо и спокойно плещется у моих ног Байкал, чайки и вороны кружатся над головой, все те же сосны вдоль берега. Тут же пришло желание окунутся, солнечная погода, прохладная вода так и манила. Тут главное было долго не думать, поэтому раздевшись быстренько разбежалась и, с диким криком, прыгнула в воду. УХ!!! Так же было в Крыму в марте. Холодно и бодрит. Быстренько одевшись, еще около часа сидела и смотрела на озеро, очарованная его красотой. Сейчас трудно вспомнить, о чем думалось мне тогда. Скорее всего, простота и пустота, вот что было в голове. Пора назад. Вечерело.

В поселке узнала, что все населения Горячинска, всего около 900 человек, 350 из которых работают на местной турбазе. Сразу пришла аналогия, что все население может запросто поместится в девятиэтажный дом.

Второй вечер на берегу Байкала. Почему-то вспомнился дом, перед глазами карта мира, вот где-то тут мы, а где-то тут дом. Даже по карте это 20 сантиметров, а сколько на самом деле..

На берегу Байкала, поселок Усть-Баргузин
На берегу Байкала, пос. Усть-Баргузин

Утром нам везет больше,.. Я уезжаю на стареньком жигуленке, заднее сиденье полностью завалено продуктами, еле помещаюсь на переднее сиденье с рюкзаком, с Артемом договариваемся встретится на переговорном пункте в Усть-Баргузине. Водитель, прежде чем нам остановится, перекрестился, что меня сразу удивило.
Выясняется, водитель, как это часто бывает, после бурной бандитской молодости успокоился, женился на девушке, младше его на 20 лет, завел троих детей и живет в глухой тайге у подножия вечных гор. Разочаровался в ценностях, который правят в большом мире, денег, мол, всех все равно не заработаешь. За три года на местных дорогах убил свой джип, теперь вот ездит на этой развалюхе. Говорит, что жить в глуши захотела в первую очередь жена, а он просто уехал вслед за ней. Хожу, мол, в тайгу часто, с детьми и женой, пешком и на велосипедах. О, думаю, что-то интересное, может человек с природой общается хорошо, тайные знания какие-то, мало ли кого скрывает российская глубинка. Рассказывает о медведях и оленях, о том, что спит в гамаке между деревьями, а от диких зверей защищает верный друг, кавказская овчарка. Вдоль дороги в это время тянется глухой лес, кое-где прямо к дороге выходят разнообразные горные породы. Решив блеснуть знаниями химии, спрашиваю:
- Земля красная от железа, ведь правда? Где-то тут наверное золота много?
Сама не знала, что попаду в точку. Водитель удивленно посмотрел на меня.
- А ты откуда знаешь, сама что ли моешь или увлекаешься этим? Если да, то могу рассказать где, мне не жалко.

тайга
Тайга

Тут все становится понятно, и походы в тайгу, и откуда у не работающего человека деньги на большую семью. Говорит, что это, как страсть, от которой сложно отказаться. Объясняет все не просто банальными материальными побуждениями, а что, мол, душа к этому лежит. Да уж.. не клеится тот образ отошедшего от мира человека с образом золотоискателя. Один грамм золота на рынке, для справки, около 15 у.е. Хорошее будущее для детей. Доезжаем до поселка, на въезде вся обочина замусорена, высаживает меня за 500 метров от переговорного пункта. Дальше, мол, не повезу. А то соседи, жена, не хочу лишних разговоров. Иду на почту...

Три кабинки с телефонами без дисков, так было и у нас лет так 7 назад. Спрашиваю, сколько минута на Украину, 40 рублей, т.е. 1.5 у.е. или 8 грн. Да уж. Диалог с домом откладывается. Решаю наладить контакт с телефонисткой. Оказывается милой барышней, за беседой проходит 2 часа, почту пора закрывать.. Так. Куда же мне пойти, палатка у Артема, думю, ладно, спальник теплый, как ?нить дотяну до утра. Решаю оставить ему записку. Но, случай подкинул мне еще один счастливый билет - сторожа, который принял у телефонистки Оли ключи и вахту. Тут же спрашиваю. А можно я у вас тут еще останусь, мол, друга жду, должен догнать. Договорились на почте, Оля подтверждает мои слова. Сторож пускает меня в каморку, сам уходит по делам. Записка на двери меняется, слова "жду на Байкале" переписываются на "жду внутри. Стучись" Скоро возвращается сторож, дядька с испитым лицом, слова "автостоп", " Украина", " Жду друга" не вызывают у него никакой реакции, кроме глупой ухмылки. Так, думаю. Весело.. начинаю нервничать, и слышу стук.
-Это за тобой, наверно!
Конечно же за мной, а вы что, думали, я тут просто так?

Оказывается, что уже час Артем ждал меня на другой почте, это в маленьком-то поселке, и только она закрылась, он пошел искать еще одну, встретил по дороге Олю, которая сказала, где я его жду. Вот такие вот приключения. Во время прогулки Артем встречает странную машину-зебру, с волосатым, бородатым хиппи за рулем, который приветливо машет ему рукой. Не одни мы наслаждались красотами Байкала в ту пору. Интересней всего, что уже по дороге назад, где-то между Красноярском и Иркутском, на стоянке мы снова встретим эту машину и сделаем пару фото.

Фото с берега Байкала, Баргузин
Фото с берега Байкала, Баргузин

Дорога в центре поселка упирается в паром, редкие машины переплавляются дальше. Еще через 100 километров дороги заканчиваются в принципе, остаются лишь лесные тропы да просеки после вырубки леса. Идем вдоль заболоченного берега Баргузина, на деревьях содрана кора, следы жизнедеятельности медведей. Находим поваленную сосну и решаем сделать тут привал. Опять ночной костер, яичница и остатки сала. Заснеженные вершины гор вдалеке, попытки ночной фотосессии. Сосны на морском берегу. Тишина и покой.

Проснувшись утром, неспешно собравшись,мысленно попрощавшись с Байкалом мы тронулись в путь. Было грустно, и, в то же время, радостно от осознания выполненной задачи, встречи с Байкалом, неповторимым опытом и впечатлений.

Впереди еще 7000 дороги назад, но это нас уже не пугало... Выйдя на окраину поселка, осознали всю безнадежность положения. Машин не было вообще, тихо дымилась свалка за покосившимся забором, паслись коровы, кружились птицы. Все. На местной заправке отключили электроэнергию до вечера, все машины разворачивались и уезжали. Куда? Ближайшая заправка через 100 км. Разморенные солнышком, присели у дорожного столба. И тут как в песне, я достала гитару и начали играть свой Байкалбайкерблюз.. Время шло..

На заправке остановился КАМАз, Артем пошел договариваться, вернулся с каким-то неутвердительным ответом, не то да, не то нет. Все равно ведь солярки не будет пока, ждем до вечера. На выручку приходит другая фура, отливает нашему камазисту солярки и мы едем. Ну, скажем так.. это было просто поступательное движение в нужную нам сторону, так как ехать нормально нельзя было вообще. Знаете, есть выражение, дорога, как стиральная доска, так вот тут она не "как" а именно доска, с равномерными ухабами. Хотя, грех жаловаться, как по мне, то это самый правильный транспорт для тайги и для России, КАМАз еще и с лесом. В дороге мы пару раз ломались, один раз даже на подъеме, так что чуть не укатились назад, а второй раз водитель выскочил из кабины и забыл на ручник поставить, так что мы тоже начали двигаться куда не надо. Вообще, было весело.

К вечеру добрались таки до нужного нам Турунтаево, попрощались и пошли в ночное кафе ждать утра. Ничуть не смущаясь своего дорожного виду, снимаем рюкзаки среди кафе и заказываем чай. На пороге в это время появляется внушительного вида дядька с цепью на шее.
- А что это, мол, за туристы? - спрашивает у официанток.
- с Украины - отвечаю.
- І як там на Україні?
.. падаю со стула. Абзац.

Как оказалось, Анатолий сам бывший львовянин, уже более 20 лет живущий в Улан-Удэ. Родной язык не забыл и общались с ним мы около двух часов. Кафе в это время молча слушало, дальнобойщики заходили, тихонько заказывали кофе и уходили. Так дивно звучала в этом ночном кафе украинская речь. Собирается с сыном ехать на Украину, давно не были, а сын очень хочет. Рассказывает нам про охоту и рыбалку, которыми сам давно занимается. Оставляет свой адрес, и приглашает в гости.

На этой радостной ноте прощаемся, жаль, что ему снами не по пути. Выйдя на трассу. Встречаем рассвет. Машин все еще нет. Несмотря на литры выпитого кофе и зеленого чая, принимаем решение пойти поспать в палатке. Быстренько заныриваем в лесополосу, замечаем пару клещей, стараемся быть предельно осторожными, ставим палатку и спим.
С утречка меняя машинки наконец-то добираемся до парома через Селенгу. Вместе с нами переправляется два школьных автобуса. Тут же знакомимся еще с одни интересным человеком Виктор Федотов, главный по работе то ли с общественностью, то ли с молодежью, в своем районе,везет деток на соревнования. Рассказывает нам о программах и акциях, которые регулярно проводятся у них, как при поддержке государства, так и на личных началах, про строительство государственной развлекательного комплекса на берегу Байкала. Вообще жизнь кипит, Путин всех бережет. Истории про миграции медведей через эту речку на один остров по серединке за черемухой, да в таких количествах, что их пришлось отстреливать потом.

В ближайшем кафе "Россиянка" мы снова разделяемся и я еду вперед на какой-то Тойоте. Тут начинается один из необычный, с одной стороны, а с другой не много не приятный участок пути. Перегонщик Владимир из Уссурийска оказался довольно милым собеседником, но что-то мне не понравилось. Мы съехали с ним к берегу Байкала, простится с великим озером. 10 минут на пустынном пляже, ветер и волны, набираю камешков на сувениры. Потом перекусываем на том же берегу, едем дальше. Водитель начинает вести себя не много не адекватно, делая прямые и не прямые намеки, берет меня за руку, хорошо, что не за коленку. Все это время маневрирует на горных серпантинах со скоростью 120 км/час. Прошу меня высадить, на что он клятвенно обещает больше не приставать. Дальше завожу разговор про машины, выслушиваю краткую лекцию о двигателях внутреннего сгорания и всей остальной мути. Вроде все хорошо,. Как - то добираемся до Иркутска, горький осадок все равно остался, звоню подруге и идем с ней пить пиво, пока нас догоняет Артем. Иркутск - старый русский город, полным-полно деревянных домов, хочется все сфотографировать, но скоро понимаешь, что так можно просто каждый дом. Замечательная Машина бабушка, 89лет, а энергии столько, что можно позавидовать. И ни чем ее не удивишь, и все с улыбкой - вот залог хорошего здоровья. Уезжая, оставили ей полтора литра украинской гречки, которую так и не сьели, а назад тащить не было смысла. Улицы имени Карла Маркса, дом культуры им. Ф. Дзержинского, тут же Центральный рынок и центральная улица Урицкого, местный Арбат, на которой мы решили улучшить наше материальное состояние и поиграть на гитаре. В наших краях данное занятие носит название аскать, тут же все занимаются стритованием. Вот такие вот сленговые особенности. Дом с одним окном, череп коровы на крыше, слоник в парке. Красовалась вышиванке, привлекая взгляды местных.

Музей деревянной архитектуры, Тальцы
Музей деревянной архитектуры в Тальцах

В один из дней выбрались на пикник на берег Ангары, а на следующий день поехали в музей деревянной архитектуры Тальцы с автостопщицей из Иркутска Катей. На трассу вышли втроем, уже прорабатывали варианты, как будем разделяться, и тут же стопим микроавтобус Нисан, за рулем колоритный товарищ с длинными волосами и хаератником. В процессе выясняется, что ребята занимаются промальпом ну, и соответственно, простые походы и туристические вылазки тоже по их части. Едут на обеденный перерыв искупнуться где-то на Ангаре. В результате мы все вместе едем в этот музей. Гуляется там и с ними же возвращаемся назад.

Что поразило меня в тех краях. Вся молодежь занята туризмом, если это не походы в горы. То это хотя бы спортивное ориентирование. Государственные программы, университетские практики. Нам до этого еще расти и расти. Слушая Машины рассказы про недельное плавание их группы по Байкалу с целью сбора всяких придонных организмов для научной работы, все вспоминала свою полевую практику по зоологии, которая заключалась в ловле жучков сачками в окрестностях Киева.

Вот, наконец-то, 23 число. Мы выезжаем в сторону дома. Странно болит весь день голова, хотелось бы обойтись без дождя, в таком случае мы бы застряли на этой федералке дня на два. 200 километров от Иркутска нас везет Машин папа, который вспомнил о каких-то дальних родственников, хотя мне кажется, ему просто хотелось нас провести. Тем более что с нами уезжала его дочка, для которой это был первый опыт автостопа. На заправке мы разделились, оставив Артема голосовать, а сами пошли дальше. Погода радовала, машины едут, голосуем.

Второй машиной, вернее, машинами на нашем пути, была два перегонщика. Ехали они в Красноярск. Один из них, Саша с Владивостока, просто рубаха парень. Удивил его говор, так на русском говорят у нас, на Украине. В отличии от второго водителя, из Красноярска, у него очень четко слышалось это русское "а". Саша порадовал рассказами о море и Русском острове, сам там служил, вспомнился Гришковец с его "пересцыком". Сразу для галочки, надо как-то и в Владивосток попасть. Штормом в море с кораблей часто смывает новые автомобильные шины, а местный их вылавливают, продают, а деньги пропивают. Такая история случилась как? то и с ним.

На заправке мы с Машей меняемся местами. Оказывается, у водителя второй машины дочка на море в Крыму, вот ему и интересно стало пообщаться с человеком с Украины, потому что, я, конечно же в курсе, что там происходит в санатории "Солнышко" под Евпаторией. Ночью все-таки попадаем в пробку, дремучий лес, открываются дверцы машины, оценивается состояние дороги, куда страшно ступить, одна грязь, дверцы закрываются. И таких машин где-то сотня, не меньше. Дождик размыл дорогу, КАМАЗы буксуют, темень, опять на помощь приходят дорожники.

Утром пару часов спим, к обеду в Красноярске. Город яркий и красочный, или все дело в настроении? Как нам показалось, очень много оранжевых и желтых домов, людей в ярких одеждах, дети и фонтаны.

Улица Имени работников газеты Красный Октябрь, как вам? Может, не октябрь, пусть меня поправят, но точно Красный.

Красноярськ, Стовпи : перша година ночі, захід сонця
Красноярск, Столбы: час ночи, заход сонца

В первый же вечер после встречи с Димой, берем палатку и идем на Столбы. Артем трубку не берет, пишем ему смску с адресом вписки. Заповедник Столбы, влажный чистый лесной воздух, небольшой подъем и мы у цели. Тут же оборудованная стоянка для туристов, в сезон здесь даже берут деньги, но нас как-то не заметили, толи еще не кому было замечать. Часов в 11 вечера забираемся сначала на Слоника, мой первый альпинистский подвиг. Залезть просто, слезть - вот задачка. Дальше еще прогулка сумеречным лесом, скала Внук, Бабка и Дед. С него-то мы и наблюдаем закат в 00.00, такие вот там там чудеса с временем и солнцем. Вдали ночной Красноярск светится огнями, лес шумит как море, волна за волной.. горы, укрытые тайгой, хочется взлететь над всем этим, так все красиво. Молчим, каждый о своем.

Красноярск, Столбы: туристская стоянка и наш флаг
Красноярск, Столбы: туристская стоянка и наш флаг

В Красноярске почти все лазят на эти Столбы. Мы не стали свидетелями паломничества местных только из-за плохой погоды. На следующий день опять шел дождь, и мы с Машкой замечательно выспались под его шелест. Хотя как только к вечеру вышло солнышко, буквально через час к столбам пришли первые скалолазы. В это время мы покоряли Слоника во второй раз, уже без присмотра и опытного руководства Димы, для того, что б сделать исторические снимки. Спускаясь с Столбов, встречаем Артема. Как оказалось, вчерашняя вписка оказалась не рабочей и Артему пришлось искать приют в палатке на окраине. Объединившись, едем на вписку к Диме. К нему как раз приехал еще один путешественник из Екатеринбурга, велосипедист, который направлялся в Улан-Удэ на какой-то съезд буддистов. Вот, бывает и такое. В дороге он уже три недели. В рюкзаке находим еще пол-литра гречки, которую успешно съедаем с последней банкой кильки.

Красноярськ, Стовпи : Наш намет, один среди звезд и огня
Наша палатка, одна "среди звезд и огня"

Утром выезд. Пару машинок, и мы едем в микроавтобусе с земляком из Запорожья, который кормит нас котлетами всю дорогу. Так началась наша мясная диета. Ночь прокуковав на въезде в Новосибирск, утром сонные упорно едем дальше. Как-то доезжаем до Чулыма, где автостоп прекращается вообще и принимаем решение пойти поспать. Как-то очень оперативно и быстро в этот раз мы собрались после отдыха, вышли на трассу и почти сразу мне останавливается Тойота Марк 2.. Вот, как иногда судьбу может решить мгновение.Чуть бы задержались и могла бы все быть по другому и была бы другая история. Еще когда я ехала с перегоном до Иркутска, заходил разговор об этой машине, что это как в наших краях БМВ, и ездят на ней всякие крутые перцы. Присматриваюсь к водителю, пока он открывает багажник, в голове куча мыслей, кого же мы застопили. Садимся. Едем. Водитель Игорь из Уренгоя оказывается геологоразведчиком и просто едет из Новосиба на новой машине к маме в Кузнецк, что под Пензой. Внутренне кричу урра! Куда вам спрашивает, вроде ж до Омска просились? Ну, говорю, вообще на Украину, если вы не против, мы можем вам составить компанию до самого Кузнецка. Да, пожалуйста! ( Прыгаю от радости, вижу карту, это ж 2500 км!!)

Игорь оказывается не очень разговорчивым, что не плохо, потому что говорить 3 суток было бы очень тяжело для всех. Все же, стараюсь хотя бы не засыпать на переднем сидении, едем до упора до самого утра, наслаждаюсь скорость, наконец-то я перестала бояться быстро ездить, а даже стала ловить кайф от скоростной езды. Игорь все время на связи с родными, радует сплоченность и дружность. Утром добираемся до Челябинска. Спим на какой-то стоянке, мучаясь от жары, денег у нас с Артемом что-то около 100 рублей. Деньги у водителя тоже подходят к концу, но сложенная работа его родных помогает нам все время. Пригодился и мой Мегафон Поволжье, на него все они могли звонить и не беспокоится о роуминге. Так вот. О деньгах.на третий день пути стало понятно, что бензина не хватит. В Самаре Игоря ждали знакомые, готовые помочь. Тут же предлагаю идею, отправить Артема автостопом до Самары за недостающими средствами, пока мы бы его подождали. Игорь все еще что-то просчитывает, но под конец соглашается. В результате, не доехав 100 км до Самары мы на заправке, в жару, без денег ждем Артема, пока тот одиночным стопом, без рюкзака, что осложняло передвижение, так как его не принимали за туриста, добирался в нужное место. Отдадим должное, 200км дороги туда и назад Артем прошел за 5 часов и к вечеру вернулся. Это радостное событие мы отмечаем шашлыками в ближайшем кафе, в принципе, шашлыки мы ели и все дни до этого. Радостно и весело бежит вперед машинка, свежий ветер, за три дня пути как-никак уже сближаешься с водителем, он становится что-то вроде хорошего знакомого. В Самаре стоим в огромной пробке перед ГЕС, причем она выстроилась такая в обе стороны километров на 5. На обочине загорелся КАМАз, водители пытаются тушить его водой. Пост перед дамбой, на котором нашу машину с транзитными номерами в очередной раз тормозят. В поле зрения правоохранительных органов попадаем и мы, приходится вытаскивать рюкзаки и идти их вытряхивать на пост. Пока Артема обыскивают я припадаю на уши милиционеру,все рассказывая ему развеселые истории из туристического быта. Тут нам пригодилась и наша дорожная грамота, вообщем, мой рюкзак проверять не стали и отпустили с миром.

Наконец-то проскочив эту ужасную пробку, заходим в кафе за водой, после чего Игорь целой горстью отдает нам все оставшиеся деньги. Мол, нам нужнее. Я уже даже не удивляюсь. И вообще, распирает изнутри от чувства благодарности. но что могут слова?

Но.. когда по прибытию в Кузнецк нас еще пробуют вписать в гостиницу.. Хорошо, что там не было свободных мест, а то было бы своем круто. Тепло прощаемся, утром нас обещают забрать в 9 утра и отвести позавтракать. Игорь уезжает к родне, так долго ждавшей его и, наверно, уже бог весть что себе представляла все эти дни. Сначала попутчики, потом еще деньги с непонятными попутчикам передавай. Честь и хвала такой матери, что сомневается, но не перечит, и семьям, в которых так сплоченно живут. На этом месте надо пустить слезу)))Лирика такая вот вышла..

Ну, а дальше.. А что. Осталось каких-то1000, на календаре суббота. Решаем чуть изменить маршрут и ехать через Воронеж - Курск - Харьков.
Наконец-то стали попадаться украинские фуры, достаем из сумки флаг. Родина близко. Первая же фура был черниговский автовоз, как ни странно. Если бы не постоянные поломки и медленная скорость, мы могли бы на нем и ехать, поставили бы, наверно, рекорд по минимальному количеству машин. Но.. не судьба.. где-то под Тамбовом выходим и буквально тут же бусик с азербайджанцем до.. не поверите Воронежа, куда приезжаем к утру. Солнечный Воронеж, светлые и яркие клумбы, настроение хорошее. Пока едем. Потом еще американская фура до Белгорода и первая женщина, Елена, туристка и байдарочница, которая тоже подвезла нас чуть-чуть по окраине Белгорода. А дальше...

На наш флаг лишь косились и странно улыбались, машины с украинскими номерами уже не проявляли такой же радости при встрече, как делали мы. Энтузиазма становилось все меньше и меньше. Товарищи на простеньких Деу Ланосах проезжали мимо, задрав носы, утопая в собственном самодовольстве. Где та простота и спокойствие? Ведь было дело, говорили где-то в Бурятии на родном языке, радовались встрече земляка с булавой в далекой Сибири. Как обидно было снова встретится с этим жлобством именно здесь, за 20 километров от Украины, где, как оказалось, ни флаги, ни земля, ни язык, не имеет ни какого значения. Вот на такой грустной ноте мы как-то добрались до границы и даже до Харьковской объездной, где решили не мучатся и лечь спать.

Утром все стало на много лучше, все же дом есть дом, как-то добираемся до выезда из Харькова, портом еще 100 километров в строну Киева, и последняя машина с владельцем СТО из Киева, который вместе с сыном и своим клиентом вез ДТПшную машинку на ремонт. Водитель оказался коренным киевлянином, чем очень порадовал. Ну, и конечно же, путешественником, по другому не бывает. Но, когда под конец он стал пропагандировать язычество, я ему про себя зааплодировала. Бывают же встречи.

И вот, вот он Киев. Мать городов русских. На лице глупая улыбка, хочется обнять весь мир, мы дома! Знакомая Харьковская, метро Дарница, оттуда на м. Лесная, где нас ждет еще один Байкалопутешественик Пожарник и выдвигаемся в сторону Чернигова. На трассе буквально сразу же Артема забирают, а мы стоим дальше. Просто из-за того, что больше я делюсь впечатлениями, чем голосуем и пытаемся что-то словить. В конце-концов, разворачиваемся и идем на маршрутку. Все же, если проехать 15тысяч автостопом, то можно позволить 140км на маршрутке, не правда ли?

Вечерний Чернигов очень хорош, тихие, сумеречные улицы, мало машин, и шорох ног множества вечерних пешеходов. Все еще хочется улыбаться...

До сих, вспоминая свое путешествие кажется, что все это было в какой-то сне, порой страшном, порой светлым и радостным. Но, любой опыт одинаково полезен, поэтому дерзайте и путешествуйте, пусть все будет!

Коментарі

Підписатися на Коментарі для "Автостопом на Байкал"