Методика предназначена для определения категории сложности велосипед-ных маршрутов как комплексного показателя, учитывающего все параметры маршрута, влияющие на трудность его прохождения. В ней при определении категории сложности учитывается, кроме всего прочего, интенсивность прохождения маршрута, что отражает специфику велосипедного туризма. Поскольку предлагаемая методика является первым опытом такого рода для велотуризма, а также учитывая неоднозначность мнений о конкретных составляющих методики, она вводится в качестве эксперимента на период действия существующих разрядных требований. Комплексный показатель — категория сложности велосипедного маршрута - включает в себя количественную оценку следующих параметров похода: L — протяженность маршрута; t — продолжительность маршрута; I — интенсивность прохождения маршрута; ЛП — локальные препятствия; ПП — протяженные препятствия; А — автономность; СГ— сезонно-географический показатель. Протяженность маршрута сама по себе не является фактором, опреде-ляющим его категорию, и увеличение протяженности свыше указанной в таблице не может служить основанием для повышения категории сложности. Показатель протяженности используется при оценке интенсивности прохож-дения маршрута (см. ниже). Продолжительность маршрута связана с его протяженностью (см. таб-лицу ) и также определяет интенсивность прохождения маршрута. Интенсивность прохождения маршрута — специфический показатель велотуристского похода, количественно оценивающий ежедневный уровень затрат физических и моральных сил в походе. Определяется отношением фактического среднего дневного пробега с учетом эквивалента локальных препятствий к номинальному (определенному по нормативным требованиям): I = Тн * ( Lф + Л ) / ( Тф + Lн ) (1) где: Lф — фактическая протяженность маршрута, км; Lн — номинальная протяженность по нормативам, км; Л — пробег (км), эквивалентный по затратам времени и сил преодолению локального препятствия, имеющегося на маршруте. Определяется путем экс-пертной оценки (см. таблицу 1); Тф —фактическая продолжительность прохождения маршрута, дней; Тн —продолжительность похода по нормативу, увеличенная на коэффи-циент дневок (1,2). Таблица 1
Локальные препятствия
(Подробные характеристики препятствия приведены в методике категорирования пешеходных маршрутов)
Локальные препятствия (ЛП) — препятствия, имеющие четкие границы и небольшую протяженность. Специфика велотуризма заключается в том, что маршрут велопохода не содержит локальных препятствий, которые мож-но было бы отнести исключительно к этому виду туризма. ЛП, встречающие-ся в вело-походах (перевалы, переправы и т.п.), являются характерными для других видов туризма, прежде всего для пешеходного, и описаны в класси-фикации пешеходных маршрутов. Кроме того, в велотуризме рассматривают-ся как локальные некоторые препятствия, являющиеся в пешеходных марш-рутах протяженными (болота, пески, снежно-ледовые участки и т.п.). Это связано с тем, что включение таких участков в веломаршруты носит случай-ный или вынужденный характер и для них характерна малая протяженность по сравнению с протяженностью веломаршрута. Включение ЛП в маршрут велопохода не является основанием для повышения категории сложности велопохода и служит косвенным фактором, повышающим сложность похода за счет затрат времени на их преодоление и, соответственно, увеличения интенсивности прохождения маршрута. Протяженные препятствия (ПП) являются основным видом препятст-вий велосипедного маршрута и главным параметром, определяющим его категорию сложности. Они характеризуются значительной протяженностью и относительно равномерным распределением затрат энергии на их преодоле-ние. Для количественной оценки набора препятствий, отвечающего требуе-мой сложности маршрута, применяется понятие категории трудности ПП велосипедного маршрута. Для определения трудности препятствий велосипедного маршрута исполь-зуется таблица 2. Таблица 2
Балльная оценка препятствий велосипедного маршрута по категориям трудности
Для стимулирования включения в сложные веломаршруты разнообразных протяженных препятствий, требующих смены тактики и владения всем арсе-налом технических приемов велотуризма, количество баллов, принимаемое в расчет для каждого отдельного препятствия, не может превышать восьми, что соответствует высшему значению для ПП 5-ой категории трудности. Количество баллов в таблице 2 рассчитывается по формулам: для равнинных участков КТ = Кпк * Кпр * Кпер, (2) для горных участков КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр, (3) где: КТ — количество баллов для определения категории трудности ПП; Кпк — коэффициент дорожного покрытия (см. таблицу 3). Таблица 3
Значения коэффициента дорожного покрытия (Кпк) для различных типов дорог и троп
Кпр — коэффициент протяженности, рассчитывается по формуле (4): Кпр = 1 + Lпп / 100, где Lпп - длина ПП в км. (4) Кпер — коэффициент пересеченности местности (см. таблицу 4). Таблица 4
Значение коэффициента пересеченности местности Кпер
Кнв — коэффициент набора высоты, равен :
Кв — коэффициент абсолютной высоты, равен :
Ккр — коэффициент крутизны (уклон) равен :
При этом процент уклона определяется по формуле (5) : ( НВ / ПР ) * 100%, (5)
где НВ — набор высоты, м; ПР — протяженность подъема при преодолении препятствия, м. Автономность (А). Показатель автономности в велопоходе может быть как повышающим, так и понижающим категорию сложности, в зависимости от его влияния на другие параметры. А = 1,4 — при высокой степени автономности, когда количество населен-ных пунктов не превышает одного на 100 км маршрута. А = 1,0 — средняя степень автономности, когда количество населенных пунктов не превышает одного на 20 км маршрута. А = 0,5 — неавтономные походы. Для случаев походов с механическим транспортом сопровождения или полным отсутствием полевых ночлегов. Таблица 5
Сезонно-географический показатель (СГ)
Таблица 6
Оценка категории сложности велосипедного маршрута
Примечание: При подсчете среднего количества населенных пунктов на маршруте пер-вые и последние 100 км в расчет не берутся. Сезонно-географический показатель (СГ) определяется по таблице 5. Определение категории сложности маршрута Суммарная оценка категории сложности маршрута (КС) в баллах произво-дится по формуле (6): КС = П * I * А + СГ, (6) где: П — сумма баллов по всем протяженным препятствиям (баллы опре-деляются по таблице 2 или рассчитываются по параметрам препятствия); I — показатель интенсивности, вычисленный по формуле (1); А — показатель автономности; СГ — сезонно-географический показатель из таблицы 5. Значение КС сравнивается с эталонными значениями для маршрутов I-VI к.с. в таблице 6, по которой и определяется категория сложности маршрута. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Туркл"Глобус" НТУУ "КПИ" 2001-2004. Последние изменения 20.04.2002 |